что первично штатное расписание или трудовой договор

Что раньше — трудовой договор или штатное расписание?

Добрый день, уважаемые коллеги!

Возможно, по неопытности, возможно, по незнанию, но вопрос возник и попытки найти на него ответ не увенчались успехом.

Вопрос связан с трудоустройством генерального директора ООО. Его должность, как и должность любого работника, отражается в штатном расписании, где указана сумма оклада. Соответственно, в трудовом договоре с ген. директором, как я полагаю, должна быть ссылка на штатное расписание и цифра оклада именно оттуда.

Ситуация такова: ООО только создано, локальных актов, в том числе штатного расписания, еще нет. Штатное расписание будет утверждаться этим же самым директором, но после заключения с ним трудового договора.

Возникает вопрос, на основании чего устанавливается сумма оклада ген. директора. Возможно, конечно, дело в специфике данной категории работников, и сумма оклада устанавливается на основании решения общего собрания, которое директора избирает. Однако впоследствии ведь директор указывается в штатном расписании, где указывается его оклад.

Одним словом, не хватает понимания, как это оформляется на практике.

У кого есть соответствующий опыт, поделитесь, пожалуйста.

что первично штатное расписание или трудовой договор. Смотреть фото что первично штатное расписание или трудовой договор. Смотреть картинку что первично штатное расписание или трудовой договор. Картинка про что первично штатное расписание или трудовой договор. Фото что первично штатное расписание или трудовой договор

Специалист в области процессуального права

что первично штатное расписание или трудовой договор. Смотреть фото что первично штатное расписание или трудовой договор. Смотреть картинку что первично штатное расписание или трудовой договор. Картинка про что первично штатное расписание или трудовой договор. Фото что первично штатное расписание или трудовой договор

Заключение контрактов с иностранными контрагентами

что первично штатное расписание или трудовой договор. Смотреть фото что первично штатное расписание или трудовой договор. Смотреть картинку что первично штатное расписание или трудовой договор. Картинка про что первично штатное расписание или трудовой договор. Фото что первично штатное расписание или трудовой договор

Семейные и наследственные отношения: проблемы правового регулирования

Комментарии (10)

На вопрос так и не ответили, так что поделюсь своими мыслями на этот счёт.

Во-первых, генеральный директор обладает полномочиями по управлению обществом независимо от того, является он его работником или нет. Это вопрос компетенции, которая приобретается исключительно в гражданско-правовом порядке. Если от него не требуется постоянное нахождение на рабочем месте (теоретически такое возможно), то, в общем, можно обойтись и без трудового договора. Но на практике такой случай можно считать экзотическим, так как место нахождения ООО — это место постоянного нахождения действующего исполнительного органа (см. ст. 8 закона о госрегистрации ЮЛ и ИП). Тем не менее, с момента государственной регистрации организации лицо, избранное учредителями в качестве генерального директора, вправе делать всё, что разрешено исходя из положений устава и закона. Например, издать приказ об учётной политике, затем об утверждении штатного расписания, должностной инструкции генерального директора, правил внутреннего трудового распорядка (последние три — если это не выходит за пределы его компетенции), после чего заключить трудовой договор (в процессе полуработника должны ознакомить со всеми перечисленными и некоторыми из неперечисленных документов) и на его основании издать приказ о назначении себя на должность генерального директора. Впрочем, перед сначала может быть принят бухгалтер (чтобы готовил проект приказа об утверждении учётной политики), а гендиректор уже потом. Как-то так.

Во-вторых, коли уж речь идёт об ООО, то нужно иметь в виду, что — думаю, в связи с ошибкой разработчиков закона, — по общему правилу (которое далеко не всегда изменяется уставом) все внутренние документы, кроме приказов о назначении на должность, переводе и увольнении, применении мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий и некоторых других (типа той же учётной политики), относятся к компетенции общего собрания участников общества. Соответственно, в этом случае именно оно утверждает штатное расписание, и почему бы не сделать этого в день получения документов о госрегистрации общества? 🙂

Источник

Штатное расписание: спорный статус документа

Роструд в письме от 21.01.2014 № ПГ/13229-6-1 предупредил: прием работника на должность, не предусмотренную штатным расписанием, может повлечь административную ответственность. Мы попытались разобраться, каков же статус этого документа.

В Трудовом кодексе (ст. 15, 57) штатное расписание упоминается лишь при определении трудовой функции. Под ней понимается:

а) работа по
должности в соответствии со штатным расписанием,
— профессии,
— специальности
с указанием квалификации;
б) конкретный вид поручаемой работнику работы.

В контексте такого применения штатное расписание можно определить как перечень должностей с указанием их численности, установленный в организации.

Что такое «должность»?

Как видно, законодатель связывает трудовую функцию не только с должностью, но и с профессией, специальностью и т.д. Однако штатному расписанию должны соответствовать исключительно должности. Получается, что профессии и специальности в штатном расписании не отражаются? Это настораживает. Разберемся, что же такое «должность».

Ответ мы обнаружим в статье 16 Трудового кодекса. Из нее следует, что должности должны быть предусмотрены нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, либо уставом (положением) организации. Причем работник может занимать должность в результате:

С точки зрения суда штатное расписание не является локальным нормативным актом. Следовательно, оно не может быть оспорено (апелляционное определение Иркутского областного суда от 08.05.2013 по делу № 33-3491/13).

Так, должности гражданской службы утверждаются федеральным законом или указом Президента РФ, а также нормативными актами субъектов РФ (ст. 8 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»). Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей, утверждаемым законом субъекта РФ (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

У рабочих – профессии, у служащих – должности (абз. 7 ст. 144 ТК РФ).

Порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия определяет его устав (п. 3 ст. 9 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Так что должность – это статус, определенный нормативными или учредительными документами.

Штатное расписание – это план комплектования кадрового состава.

Между тем Роструд в письме от 21.01.2014 № ПГ/13229-6-1 утверждает, что в соответствии со штатным расписанием организации указывается не только наименование не только должности, но и профессии, а также специальности. Как видно, чиновники расширено трактуют Трудовой кодекс.

Спорим с Рострудом

По мнению Роструда (письма от 21.01.2014 № ПГ/13229-6-1, от 23.01.2013 № ПГ/409-6-1, от 22.03.2012 № 428-6-1), штатное расписание является локальным нормативным актом организации. Оно в сводном виде фиксирует сложившееся разделение труда между работниками и условия оплаты их труда. Из данной характеристики следует, что штатное расписание констатирует состав работников, уже состоящих в трудовых отношениях с организаций. Это не помешало чиновникам в письме № ПГ/13229-6-1 утверждать противоположное: «должность в трудовом договоре с работником следует указывать в строгом соответствии со штатным расписанием». И подчеркнуть: принятие работника на должность, не включенную в штатное расписание, недопустимо.

Штатное расписание предназначено для определения потребности организации в кадрах с учетом фонда оплаты труда. Если оно установлено работодателю вышестоящим органом, то отступать от него он не вправе. Тогда руководитель обязан нанимать работников строго в соответствии со штатным расписанием. В противном случае он выходит за пределы своей компетенции.

Другое дело, если руководитель уполномочен определять штатное расписание и утверждает его самостоятельно. Принимая работника на ранее непредусмотренную должность, руководитель тем самым расширяет штатное расписание. Зафиксировать факт изменения может уполномоченный кадровый работник, отдельного распоряжения на это не требуется.

Расхождение наименований должности в трудовом договоре (трудовой книжке) и в штатном расписании может полечь нарушение пенсионных прав работника (кассационное определение Верховного суда Республики Татарстан от 24.03.2011 по делу № 33-3406/11).

Наконец, увольнение конкретного работника не влечет сокращение штатного расписания (апелляционное определение Липецкого областного суда от 17.12.2012 по делу № 33-3036/2012).

Трудовые инспекции нередко ориентируются на форму штатного расписания, утвержденную постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1. Но при этом они почему-то «забывают», что согласно указаниям по заполнению этой формы штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее Уставом (Положением). Если же из Устава (Положения) необходимость штатного расписания не вытекает – оно необязательно.

Обратите внимание: постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 не зарегистрировано в Минюсте России. Поэтому претензии по его несоблюдению можно отклонить ссылкой на пункт 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2010 № 09АП-27072/2010).

Какой же вывод можно сделать?

Необходимость штатного расписания и порядок его оформления определяется не Трудовым кодексом, а специальными документами, регламентирующими деятельность руководителя организации. Например, в автономном учреждении штатное расписание должно быть утверждено руководителем в силу закона (п. 3 ст. 13 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ).

Необходимо ли штатное расписание хозяйственному обществу?

В Федеральном законе от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» термины «штатное расписание» и «штат» отсутствуют. Зато трудовые функции всех работников без исключения ассоциируются с должностью (подп. 3 п. 2 ст. 40). Нужно ли на этом основании считать, что штатное расписание необходимо? Вовсе нет, ибо данный закон не устанавливает нормы трудового права (п. 1 ст. 1).

Наконец, сокращение численности персонала возможно и в отсутствие штатного расписания.

Между тем штатное расписание может быть необходимо для осуществления отдельных видов деятельности – например, по техническому осмотру транспортных средств (подп. «д» п. 8 Правил, утв. приказом Минэкономразвития России от 28.11.2011 № 697). Но в этих случаях контроль за его наличием не относится к сфере компетенции трудовой инспекции.

Так что если вас пытаются оштрафовать за отсутствие штатного расписания или за несоответствие фактических должностей штатному расписанию – не спешите соглашаться.

Елена Диркова, редакция журнала «Практическая Бухгалтерия»

что первично штатное расписание или трудовой договор. Смотреть фото что первично штатное расписание или трудовой договор. Смотреть картинку что первично штатное расписание или трудовой договор. Картинка про что первично штатное расписание или трудовой договор. Фото что первично штатное расписание или трудовой договор

Ищете решение Вашей ситуации?

Читайте также по теме:

что первично штатное расписание или трудовой договор. Смотреть фото что первично штатное расписание или трудовой договор. Смотреть картинку что первично штатное расписание или трудовой договор. Картинка про что первично штатное расписание или трудовой договор. Фото что первично штатное расписание или трудовой договор

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Источник

Что раньше – штатное расписание или трудовой договор?

Что раньше – штатное расписание или трудовой договор?

Шутов Игорь Юрьевич, начальник отдела кадров Российской группы компаний «Таврида Электрик»

В своей статье я хотел бы поднять тему, которая ежемесячно будоражит мозг кадровиков и бухгалтеров. Много статей уже написано по поводу такого понятия как «штатное расписание».

Также исчерпывающе форма данного документа описана в приложении к постановлению Госкомстата от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету труда и его оплаты ». Тем не менее по­прежнему остается не решенным вопрос о том, когда штатное расписание должно утверждаться. В настоящее время распространено мнение о том, что ШР должно утверждаться в конце каждого месяца с описанием того состояния (ФИО, должность, подразделение, оклад и т. д.), которое вступит в действие только в следующем месяце. Например, мы утверждаем ШР на январь следующего года только 25 декабря текущего. Такая практика довольно распространена.

И многие организации страдают от того, что «сковывают» себя ШР на целый месяц. И эти «оковы» знакомы многим специалистам не понаслышке. Как часто возникает вопрос какого­нибудь начальника отдела: «Почему мы не можем взять Петрова на работу?» И ответ кадровика: «Потому, что его должности нет в ШР». Проблемы со штатным расписанием возникают и тогда, когда дело касается изменения оклада или структурного подразделения, в котором работает сотрудник. Все эти нюансы отражаются на мобильности управления персоналом в компании. Зачастую возникают ситуации, когда нет времени ждать месяц для того, чтобы ввести новые изменения в ШР. При этих трудностях разные организации идут разными путями. Одни перестают вести ШР и утверждать его при изменениях, тем самым нарушают трудовое законодательство и впоследствии сталкиваются с более тяжелыми проблемами (трудовые споры, инспекции, аудиты). Другие (особенно ответственные кадровики или главные бухгалтера) – начинают теребить своего генерального директора с просьбой переподписать или подписать в новой редакции уже утвержденное ШР. В результате вызывают немилость руководителя организации, который вынужден впоследствии либо приостанавливать прием на работу и переводы, либо идти по первому пути, описанному выше.

Очень часто бывают такие ситуации, когда рекрутеры ищут нужного специалиста и, находя его, сталкиваются с тем, что его не могут принять на работу из­за отсутствия ставки в ШР.

В результате специалист, который активно ищет работу, не дожидается наступления нового месяца и находит себе более «гибкого» и мобильного работодателя. При переводе окончания испытательного срока часто с сотрудниками договариваются о том, что их зарплата увеличится после успешного прохождения испытания. Тем не менее успешно прошедшему испытательной срок специалисту иногда приходится еще месяц ожидать заветного увеличения ЗП, так как его новый оклад просто забыли прописать в утвержденном заранее ШР.

Случаев из реальной практики каждого управленца, связанного с указанными выше вопросами, можно перечислять бесконечно. И ничего кроме негатива в адрес кадровых служб и бухгалтерии данная практика не добавляет. В результате отсутствия гибкости ШР страдают и сотрудники, и кандидаты, и соответствующие службы, и руководитель организации. В конечном итоге все страдают от несовершенства процедуры утверждения ШР. При этом на вопрос о том, почему вы не облегчите себе работу, кадровики, бухгалтера, юристы начинают говорить либо о том, что они так делали всегда, либо (наиболее грамотные) начинают ссылаться на абз. 7 ст. 57 Трудового кодекса РФ. В данном абзаце написано о том, что обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе, условия о трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием…).

Многие знакомы со ст. 15 ТК РФ, в которой написано о том, что трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием…).

Но, зачастую, ключевым аргументом в пользу утверждения ШР наперед становится понятие самого трудового договора, указанного в ст. 56 ТК РФ, где написано о том, что трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции… Как мы видим из ст. 57 ТК РФ, трудовая функция – это и есть работа по должности в соответствии со штатным расписанием.

Многие юристы, кадровики и другие специалисты трактуют данную норму таким образом, что в трудовой договор, который мы заключаем при приеме на работу, должно вноситься название должности, которое уже указано в ШР.

Таким образом, считают указанные специалисты, сначала должно появиться ШР, а потом уже трудовой договор. И эта идея беспощадно вбивалась и продолжает вбиваться на разнообразных семинарах и лекциях в головы наших кадровиков и бухгалтеров при каждом удобном случае. Причиной этого может быть пресловутое несовершенство нашего законодательства. Наш законодатель, безусловно, любит путать народ замысловатыми определениями в правовых нормах. Вот и в этот раз он меня не разочаровал. В указанных выше статьях ТК РФ встречается интересное понятие – «обусловленность». В Толковом словаре С.И. Ожегова обусловленность понимается как причинно­следственная связь, а также вообще зависимость.

В большинстве других словарей (Даля, Ушакова и т. д.) я такого понятия не нашел. Далее буду пользоваться определением С.И. Ожегова. Как мы понимаем, оттого зависимость это или причинно­следственная связь может многое поменяться в нашем подходе к утверждению ШР. Если «обусловленность» – это причинно­следственная связь, то тогда вопрос о том, что раньше ШР или ТД (трудовой договор) для меня решался бы в пользу ШР. Причина – это ШР, а ТД – это следствие.

С другой стороны, если обусловленность – это зависимость, то не так важно, в какой момент мы установим данную зависимость. Мы можем сначала заключить трудовой договор, указав там название той должности, оклада и подразделения, о котором стороны договорятся, а в конце текущего месяца установить зависимость с ШР (т. е. прописать в ШР уже зафиксированные в трудовом договоре условия).

Наверняка, у многих читателей мои размышления вызовут бурю эмоций по поводу того, что я пытаюсь навязать какую­то псевдотеорию.

Но давайте посмотрим на ситуацию трезво. Главное, что мы должны обеспечить при связи ТД и ШР, – это обусловленность и соответствие. С понятием «обусловленность» мы разобрались выше. Неопределенность трактовки этого понятия я бы толковал в пользу удобства и здравого смысла, с которым должны подходить работодатели к управлению ШР. Кроме того, сам корень слова «обусловленный» говорит нам о том, что работодатель и работник могут, что называется «на словах», договориться о содержании трудовой функции, а затем прописать ее в документах.

А понятие «соответствие» мы обеспечиваем по аналогии с зависимостью (см. выше). Равенство между названием должности в ШР и ТД мы достигаем к концу месяца, в котором у нас произошел прием, перевод или увольнение. Таким образом, ШР из понятия планового может стать для нас понятием отчетным.

Все мы используем такую форму как расчетная ведомость или табель учета рабочего времени. Эти документы закрепляют факт проведенных мероприятий и (или) состоявшихся событий. Аналогично я предлагаю использовать и ШР.

Резонно возникнет вопрос о том, а зачем же нам тогда вообще ШР нужно если уже есть расчетная ведомость и табель. Ответов можно предложить два. Во­первых, для соблюдения требований ТК РФ. Об этом написано выше. Во­вторых. Утвержденное в конце месяца ШР позволит закрепить структуру, численность персонала за конкретный период, что позволит планировать работу с персоналом в следующем месяце.

Предвижу также вопрос о том, как тогда планировать работу с персоналом без ШР. Я бы предложил использовать электронный документ, который носил бы название «План по персоналу». И в данном документе можно было бы отразить ФИО и должности, подразделения, оклады и надбавки и даже возможность обучения, и много всего того, что хотелось бы делать с сотрудниками. В любом случае данный электронный документ не сковывал бы уже никого по форме документа. Вместе с тем в нем можно было бы четко определить плановый ФОТ и работать в течение месяца, не превышая его. Таким образом была бы снята дополнительная нагрузка на генерального директора, который только подписывал бы в конце месяца фактическое ШР, а для Плана по персоналу утверждал бы месячный ФОТ и позволял бы своим подчиненным топ­менеджерам действовать свободно и мобильно в рамках утвержденного ФОТа.

И еще один вопрос, который может возникнуть в результате прочтения этой статьи: «А как же сокращение штата?» Процедура сокращения штата достаточно подробно и логично описана в ТК РФ. Сначала приказ о сокращении численности (штата) сотрудников, потом уведомления увольняемым и ознакомление их с ШР, которое вступит в действие через 2 месяца.

Что касается утверждения ШР, то в данном случае работодателю нужно будет составить ШР на 2 месяца вперед. Но это, пожалуй, исключительный случай, когда в законодательстве прямо об этом написано. Часто ли происходят в большинстве организаций сокращения штатов? Думаю, что нет. Большинство успешных работодателей находят общий язык с сотрудниками и по договоренности расстаются с ними в случае необходимости.

В заключение хочу написать, что указанная выше идея утверждения ШР была успешно реализована в нашей компании и действует уже продолжительное время, переживая налоговые проверки и аудиты. Думаю, что даже если и возникнут трудовые споры на данную тему, то и их нам удастся урегулировать. В любом случае, все используемые в компании процедуры должны обеспечивать торжество рациональности и эффективности, а не бюрократии.

Источник

Как оформить сотрудника в штат: пошаговая инструкция для ИП

Как ИП принять первого сотрудника по трудовому договору — внутри шаблоны кадровых документов, которые можно скачать и использовать

что первично штатное расписание или трудовой договор. Смотреть фото что первично штатное расписание или трудовой договор. Смотреть картинку что первично штатное расписание или трудовой договор. Картинка про что первично штатное расписание или трудовой договор. Фото что первично штатное расписание или трудовой договор

Ольга Семенова

Эксперт по кадровому делопроизводству

Если ИП понадобился сотрудник, его нужно оформить по договору. Некоторым работникам подойдет договор ГПХ, другим — только трудовой. Это зависит от того, какую работу будет выполнять сотрудник — постоянную или разовую.

Если неправильно оформить работника, можно получить серьезный штраф или даже сесть в тюрьму. Конечно, это случается крайне редко, но законом такое наказание предусмотрено.

Чтобы все сделать по правилам, крупным компаниям нужно подготовить много кадровых документов, но микропредприятия могут действовать по упрощенной схеме. Правда, в этом случае документов тоже будет достаточно, но все же меньше, чем при стандартном оформлении.

Информация актуальна на конец июня 2021 года, в дальнейшем может поменяться — мы об этом обязательно напишем. Следите за публикациями.

Зачем оформлять сотрудника официально

Иногда предприниматели договариваются с работниками на словах: мол, ты продашь мой товар, а я тебе за это заплачу. Со стороны выглядит удобно: предприниматель экономит на взносах, а с работника не удерживают НДФЛ. Но это незаконно. Накажут и работника, который скрывает доходы, и предпринимателя.

ИП могут привлечь к административной, налоговой и уголовной ответственности.

ОтветственностьЧто грозит ИП
АдминистративнаяШтраф до 5000 ₽ за каждый незаключенный трудовой договор или приостановление деятельности до 90 дней.

При повторном нарушении в течение года сумма штрафа может вырасти до 20 000 ₽ за один договорНалоговаяВзыскание всех налогов и взносов, которые не были уплачены

Штраф — 40% от суммы недоимкиУголовнаяПри недоимке больше 2,7 млн рублей в совокупности за три года подряд — штраф от 100 000 ₽, исправительные работы или лишение свободы до 1 года

Кроме потенциальных проблем с трудовой инспекцией и налоговой еще есть риск конфликта с сотрудником. Когда заключен договор, там прописаны взаимные обязанности: что должен делать сотрудник, а что ему за это должен работодатель. В случае конфликта всегда можно открыть договор — там четко прописано, о чем вы договаривались изначально и какие условия обе стороны должны соблюдать. Договор защищает не только работника, но и работодателя.

Когда договора нет, может возникнуть ситуация, что сотрудник отказывается выполнять задачи, на которые рассчитывал работодатель при найме. Например, взяли на работу менеджера по продажам и планировали, что он будет обзванивать клиентов после их визита в офис, а он отказывается это делать. И без договора работодатель никак не сможет законно на него повлиять.

Кроме того сотрудник может обратиться в трудовую инспекцию и нажаловаться, что его специально не оформили официально. Если это получится доказать, трудовая инспекция начислит работодателю штраф и еще может обязать выплатить компенсацию сотруднику через суд.

Чтобы избежать проблем, рекомендуем оформлять договор с работником.

Бесплатно зарегистрируем бизнес в Тинькофф

Что выбрать: трудовой договор или договор ГПХ

Вид договора зависит от особенностей работы сотрудника, которого вы планируете нанять. Подробно разобрали различия между трудовым договором и договором ГПХ в отдельной статье.

Здесь кратко напомним.

Если нужна разовая услуга — например, продать партию товара, настроить рекламу магазина одежды, натянуть потолки в новом офисе, написать три статьи, — подойдет договор ГПХ.

В этом договоре вы прописываете конкретную услугу или список работ, вознаграждение за этот объем и сроки. Исполнитель должен выполнить условия этого договора, но вы не можете контролировать, где, когда и как он будет работать.

Можно заказать разработку сайта по договору ГПХ, но нельзя при этом заставить исполнителя приходить в офис с 09:00 до 18:00 и работать над сайтом под вашим контролем.

Если сотрудник должен постоянно выполнять работу — например, каждый день по графику продавать товар в вашем магазине, заниматься маркетингом компании в соцсетях из вашего офиса, — нужен трудовой договор.

По трудовому договору у сотрудника есть конкретные обязанности и зоны ответственности, за которые он отвечает. Сотруднику по трудовому договору можно обозначить рабочие часы, место работы, дресс-код и контролировать, как и где он выполняет свои обязанности.

ИП нанимает менеджера в салон по продаже окон и устанавливает, что обеденный перерыв длится с 12:00 до 13:00, а на рабочем месте нужно носить белый верх и черный низ. Если работник закрыл офис и пошел на обед в 14:00 или заявился на работу в джинсах с дырками на коленках, ИП может потребовать соблюдения правил и применить дисциплинарные меры — предупреждение, выговор, а в некоторых случаях увольнение.

Нельзя выбрать договор ГПХ для постоянного сотрудника, чтобы сэкономить. Если трудовая инспекция переквалифицирует такой договор в трудовой, придется оформить работника в штат и уплатить штраф — до 10 000 ₽ за каждого неправильно оформленного сотрудника. Еще нужно будет выплатить недоимки перед налоговой и ФСС.

План оформления сотрудника для микропредприятия

Чтобы оформить сотрудника, работодатель должен разработать и принять несколько внутренних документов: правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение о персональных данных сотрудников, документы по охране труда и другие. Такие документы называют локальными нормативными актами.

Для микропредприятий закон предусмотрел упрощенную процедуру приема работников — без локальных нормативных актов. Все данные вносят в трудовой договор.

К микропредприятиям относят ИП и компании, у которых выручка меньше 120 млн рублей в год и менее 15 сотрудников в штате.

Проверить, входит ли ИП в категорию микропредприятий, можно в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на сайте налоговой. В строку поиска нужно ввести ОГРНИП, ИНН или ФИО предпринимателя.

Если ИП относится к микропредприятиям, можно оформить сотрудника по упрощенной схеме. При найме первого работника по трудовому договору будет чуть больше задач, чем при трудоустройстве следующих. В целом схема такая:

Почти на каждом шаге понадобится оформить кадровые документы. Сейчас закон разрешает разрабатывать свои формы. Главное, чтобы там были все необходимые сведения, которые прописаны в Трудовом кодексе РФ. Но удобнее воспользоваться унифицированными формами — это шаблоны кадровых документов.

Такие формы можно найти на любом бухгалтерском или правовом портале и скачать бесплатно. Для этого нужно ввести название документа и номер ОКУД, если знаете его. Или найти альбом унифицированных форм, где есть все шаблоны нужных документов.

Пройдем по плану оформления сотрудника и разберем, что делать на каждом шаге и какие унифицированные формы понадобятся.

Шаг 1. Составить штатное расписание

Если у ИП еще не было сотрудников, первое, что нужно сделать, — оформить штатное расписание. Это документ, в котором отражена кадровая структура компании: должности, сотрудники, зарплаты.

В альбомах унифицированных форм штатное расписание — форма Т-3, ОКУД 0301017.

В штатном расписании должны быть:

Можете сохранить заполненный шаблон штатного расписания на свой гугл-диск. Желтым в шаблоне отметили те поля, которые вам нужно поменять под себя.

ИП не нужно вписывать себя в штатное расписание: по закону он не считается работником в своем бизнесе.

Чтобы штатное расписание стало официальным документом, нужно издать об этом приказ. Его можно составить в свободной форме, шаблона нет.

Шаг 2. Составить трудовой договор

Документы сотрудника. Чтобы оформить договор нужно запросить у сотрудника такие документы:

Для всех сотрудниковДля некоторых категорий сотрудников
— паспорт;
— СНИЛС — если его нет, придется получить через пенсионный фонд;
—ИНН;
— трудовая книжка, если она есть, или сведения о трудовой деятельности по форме
— документы воинского учета для военнообязанных, например военный билет;
— диплом или другой документ об образовании. Нужен, когда для работы требуются специальные знания. Например, медицинский диплом у врача или права у водителя;
— справка об отсутствии судимости. Она нужна, например, учителям и воспитателям;
— медицинская книжка. Нужна, если работа связана с людьми: продавцам продуктов и непродовольственных товаров, парикмахерам, поварам

Обязательные условия договора. Есть правила составления трудового договора, важно их соблюдать. За каждого сотрудника с неправильным трудовым договором ИП могут оштрафовать на сумму до 10 000 ₽, а за повторное нарушение — до 40 000 ₽.

В договоре обязательно должны быть:

Если не внести из обязательных условий, у договора все равно будет юридическая сила. Но, чтобы избежать штрафа, недостающие данные нужно включить в дополнительное соглашение к договору.

Дополнительные условия договора. Кроме обязательных условий в договор можно вписать все, что нужно, если это не ухудшает условия работы сотрудника. Например:

Можете составить свой трудовой договор или воспользоваться типовой формой.

Трудовой договор заключают в двух экземплярах. Подписать должны сотрудник и работодатель — на это у них есть три дня после того, как сотрудник вышел на работу.

Перед подписанием трудового договора дайте сотруднику под подпись изучить положение о коммерческой тайне и конфиденциальной информации, правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, положение об оплате труда и другие локальные нормативные акты, связанные с его трудовой деятельностью, если они у вас есть.

Лучше, если еще перед началом работы сотрудник будет понимать, какие конкретно задачи он должен выполнять и какую информацию вы считаете секретной и не хотите разглашать.

После подписания договора нужно подготовить приказ о приеме сотрудника на работу.

Шаг 3. Оформить приказ о приеме на работу

Приказ нужно оформить обязательно — это официальный документ, на основе которого делают запись в трудовой книжке и заводят личную карточку работника.

В альбомах унифицированных форм шаблон приказа о приеме на работу — форма Т-1, ОКУД 0301001.

Заполнить форму нужно так:

Можете сохранить заполненный шаблон приказа на свой гугл-диск и заменить текст в желтых полях на свой.

Шаг 4. Сделать запись в трудовой книжке, если она есть у работника

В 2021 году заполнять трудовую книжку нужно только тем работникам, у которых бумажная трудовая книжка уже есть и они приняли решение продолжать ее вести.

Для тех, кто впервые устраивается на работу, заводить бумажную трудовую книжку не надо. Вместо этого надо передавать информацию о работниках в Пенсионный фонд РФ. Часто это называют электронной трудовой книжкой. Термин некорректный, потому что никакой книжки нет: это электронный отчет, который вы отправляете в пенсионный фонд, но он прижился среди работодателей.

По каждому сотруднику подают отдельный отчет после изменений:

То есть при приеме первого сотрудника на работу ИП должен отправить в пенсионный фонд отчет не позднее следующего рабочего дня после утверждения приказа о приеме.

Бывает так, что человек дорожит своей трудовой и все еще хочет продолжать вести ее в бумажном виде. Тогда вы должны вносить в нее записи и правильно ее хранить.

Вот по каким правилам надо заполнять бумажную трудовую:

Заполнить бумажную трудовую книжку нужно так.

Если ИП принимает на работу сотрудника с бумажной трудовой книжкой, по закону нужно завести книгу учета трудовых книжек и заполнить ее. Книга обычно продается в канцтоварах. ИП нужно купить ее, прошить, опломбировать и вписать работников.

Заполнять книгу просто: нужно вписать ФИО сотрудника, серию и номер трудовой книжки или вкладыша в нее, данные приказа и дату приема на работу.

После заполнения трудовой книжки оформляем личную карточку работника.

Шаг 5. Заполнить личную карточку работника

Личная карточка — это краткая информация о сотруднике, который работает в компании. В нее вписывают персональные и кадровые сведения: ФИО, ИНН, СНИЛС, дата и место рождения, данные об образовании, данные о трудовом стаже и другие.

Также в карточку вносят личные данные: информацию о семейном положении сотрудника и его ближайших родственниках, сведения о владении языками, повышении квалификации и дополнительном образовании.

В личной карточке собирают всю информацию о работе сотрудника в компании, которая оформляется приказами: прием, переводы, награждения. Так же в ней ведется учет отпусков, а в конце вносится запись об увольнении.

Вести личную карточка работника — обязанность работодателя по закону. Карточки должны вести даже микропредприятия. Если при проверке трудовой инспекцией карточки не будет, предпринимателя могут оштрафовать до 5000 ₽ по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Можно заполнить карточку от руки, но во многих программах для бизнеса, например в 1С, она заполняется автоматически из тех данных о сотруднике, которые внесли в программу. Но сведения нужно будет вписать от руки.

При трудоустройстве карточку нужно распечатать, дать сотруднику на подпись, а потом вести ее и хранить в бумажном виде. Лучше распечатать карточку на плотной бумаге или картоне — после увольнения работника по закону ее нужно хранить 50 лет.

В альбомах унифицированных форм шаблон личной карточки — форма Т-2, ОКУД 0301002.

Всего в личной карточке четыре страницы. Большую часть сведений работодатель может взять из документов работника. К некоторым данным, например к профессии, семейному положению, владению иностранным языком, нужно указать коды по общероссийским классификаторам: ОКАТО, ОКИН, ОКСО. Узнать нужный код можно в интернете.

Работник должен поставить подпись:

Вот пример заполненного фрагмента личной карточки:

Образец полностью заполненной карточки вы можете скопировать себе на гугл-диск и сверяться, когда будете оформлять работников.

Шаг 6. Зарегистрироваться в фондах

ИП должен зарегистрироваться как работодатель в пенсионном фонде, фондах медицинского и социального страхования.

ФОМС — Фонд обязательного медицинского страхования. Регистрироваться не нужно. Фонд сам зарегистрирует ИП на основании сведений из налоговой и пришлет предпринимателю письмо с номером.

ФСС — Фонд социального страхования. Зарегистрироваться нужно всем ИП с сотрудниками. Достаточно сделать это один раз — в течение 30 дней после оформления первого сотрудника. Если затянуть с регистрацией до 90 дней, можно получить штраф 5000 ₽. А если дольше — 10 000 ₽.

Зарегистрироваться в ФСС можно через сайт госуслуг, отправить документы по почте или принести лично. Подавать документы нужно в отделение ФСС по месту регистрации ИП. Адрес своего отделения можно узнать на сайте ФСС по номеру ИНН или КПП.

Как зарегистрироваться в ФСС:

После регистрации в фондах ИП получает извещение с регистрационным номером, который надо будет указывать в платежках на уплату взносов.

Как оформить работника на полставки

В законе полставки и другие виды частичной занятости называются «неполное рабочее время».

Неполным рабочим временем считают сокращенную рабочую неделю, например три рабочих дня в неделю при пятидневке, или сокращенный рабочий день, например 4 часа вместо 8.

Прием сотрудника на неполный рабочий день — такая же процедура, как и обычное оформление в штат: нужно подготовить трудовой договор, издать приказ о приеме на работу, вписать информацию в трудовую книжку, если она есть, завести личную карточку.

В трудовом договоре и приказе о приеме на работу нужно указать график: например, «работает на условиях неполного рабочего времени 5 дней в неделю с понедельника по пятницу с 09:00 до 13:00».

Если сотрудник работает меньше 4 часов в день, можно не устанавливать обеденный перерыв, но об этом нужно написать в трудовом договоре.

Оклад в трудовом договоре указывают полностью — сумму, которая зафиксирована в штатном расписании. А получать работник будет только за то время, которое работал. Чтобы не было разночтений, укажите в договоре, что заработная плата начисляется пропорционально отработанному времени.

В трудовой книжке писать о том, что сотрудник работает неполный рабочий день, не нужно. Запись делается так же, как и для работников на полный день.

Как оформить работника временно

Трудовые договоры бывают бессрочные и срочные.

Бессрочный договор заканчивается, когда работник принял решение уволиться или настолько плохо работает, что компания может уволить его по закону.

Срочный договор действует до определенной даты или события. Даже если сотрудник работает хорошо, работодатель может его уволить. Временных сотрудников оформляют по срочному трудовому договору.

Чтобы оформить срочный трудовой договор, должна быть весомая причина и ее нужно указать в договоре: сроки проекта, на который принят сотрудник, сезонная работа или трудоустройство на время декрета основного сотрудника.

Предлагать всем сотрудникам срочные трудовые договоры, даже если на это нет веских причин, могут ИП или компании — субъекты малого бизнеса. У них в штате должно быть не более 35 человек или до 20 в розничной торговле и сфере бытовых услуг. Главное условие — согласие работника на срочный трудовой договор. Работник имеет право отказаться от срочного договора и потребовать бессрочный — принуждать его нельзя.

По закону срочный договор можно заключить на срок до 5 лет. Если срок подошел, а вы не уволили сотрудника или он не ушел сам, договор автоматически становится бессрочным.

Временного сотрудника оформляют так же, как и постоянного: готовят трудовой договор и приказ, заполняют трудовую книжку и личную карточку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *