что первично сознание или мышление

Что первично сознание или мышление

Через раскрытие структуры мысли и содержания психики показывается, что сознание выступает как функциональная часть, актуализируемая субъектом в целях организации текущей жизнедеятельности. Мышление с его операциями рассматривается как механизм работы с содержанием сознания. Доказывается, что рефлексия включена в мыслительный процесс и нет основания рассматривать ее отдельно от мышления. Показывается, что все познавательные процессы можно разделить на две категории: обеспечивающие психическую деятельность содержанием и выступающие как механизм работы с этим содержанием. Рассматривается связь мышления и ума и на этой основе дается содержательное психологическое толкование операциям: суждения, умозаключения, рассуждения.

В статье рассказывается о методах и способах использования печати для формирования массового сознания во время Великой отечественной войны.

Одна из главных проблем книги — факт, что генезис речи, сознания, разума связан с возникновением пещерной живописи, которая даже предваряет речь. Ф. Гиренок поставил перед собой задачу показать недостаточность теорий, описывающих человека как разумного (философия науки, философия сознания), лингвистического (философия языка, структурализм, постструктурализм), биологического (проект философской антропологии) или психоаналитического, а также предложить свой взгляд на «природу» человека. Эта концепция предлагает связать сознание и мысль с эмоцией, а не разумом и, следовательно, с воображением и стремлением человека обозначить свой собственный мир, в отличие от реальности, насаждаемой социумом.

В статье анализируется влияние дистракторов на эффективность решения задач на внимание. Демонстрируется, какие эффекты – отрицательные (эффекты интерференции), отрицательные (эффекты избыточности) или нейтральные (нулевые эффекты) – могут оказывать дистракторы. Эффекты дистрактора, описанные в литературе, классифицируются в соответствии с гипотетическим источником. Также вводится общее правило теории. Оно включает в себя формальное предсказание конкретного эффекта дистрактора на основе мер энтропии и избыточности из математической теории связи (Shannon, 1948). В качестве гипотетических механизмов, лежащих в основе эффектов дистрактора, рассматриваются одно- и двухпроцессные модели. Также в работе для формализации и простой визуализации экспериментальных данных, связанных с эффектами дистрактора, вводятся профили дистрактора (ПД). Обсуждаются типичные формы ПД и их интерпретация с примерами из трех широко цитируемых экспериментов. Наконец, в статье вводится иерархическая гипотеза, предполагающая уровневые модулирующие взаимодействия между эффектами дистрактора разных классов.

Книга посвящена крайне актуальной теме – психотерапии супружеских пар. Современный брак уже несколько десятилетий находится в кризисе: семьи распадаются, все больше людей вообще не создают семьи. В тоже время люди отнюдь не утратили потребность быть в паре и все таке испытывают дискомфорт от одиночества. Описаны современный подходы к психотерапии пар, представлена их типология. Приведены техники психолгической помощи супржеским парам, затронуты вопросы психотерапии развода, работы с семьями, страдающими от алкоголизма своих членов, проблемы изменения климата после рождения ребенка…

Сборник материалов международного форума по социально-культурной анимации, включающий в т.ч. современные проблемы высшего образования в различных странах.

Представлены научные статьи, посвященные актуальным проблемам современной психологии личности и социального взаимодействия. При широком тематическом разнообразии их объединяет методологическая идея личности как субъекта, реализующегося в контексте учебной и профессиональной деятельности и межличностного взаимодействия. Адресуется профессиональным психологам – исследователям, преподавателям, практикам, а также студентам, магистрантам и аспирантам психологических специальностей. Может быть рекомендован специалистам философского и социогуманитарного профиля, а также всем читателям, интересующимся проблемой личности.

Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.

В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.

Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.

Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.

В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.

Источник

Мышление и сознание

что первично сознание или мышление. Смотреть фото что первично сознание или мышление. Смотреть картинку что первично сознание или мышление. Картинка про что первично сознание или мышление. Фото что первично сознание или мышление что первично сознание или мышление. Смотреть фото что первично сознание или мышление. Смотреть картинку что первично сознание или мышление. Картинка про что первично сознание или мышление. Фото что первично сознание или мышление что первично сознание или мышление. Смотреть фото что первично сознание или мышление. Смотреть картинку что первично сознание или мышление. Картинка про что первично сознание или мышление. Фото что первично сознание или мышление что первично сознание или мышление. Смотреть фото что первично сознание или мышление. Смотреть картинку что первично сознание или мышление. Картинка про что первично сознание или мышление. Фото что первично сознание или мышление

что первично сознание или мышление. Смотреть фото что первично сознание или мышление. Смотреть картинку что первично сознание или мышление. Картинка про что первично сознание или мышление. Фото что первично сознание или мышление

что первично сознание или мышление. Смотреть фото что первично сознание или мышление. Смотреть картинку что первично сознание или мышление. Картинка про что первично сознание или мышление. Фото что первично сознание или мышление

Мышление– это процесс познавательной деятельности человека, проявляющийся обобщённым отражением явлений внешнего мира и своих внутренних переживаний. Сущность мышления состоит в способности мысленно моделировать события в любом временном направлении. Мышление имеет два аспекта: распознавание (принятие решения) и устойчивая стратегия выполнения поставленной задачи.

Выделяют три формы мышления: наглядно-действенное, образное и абстрактно-логическое или вербальное. Наглядно-действенное проявляется в реализации действий. Слово имеет лишь вспомогательное значение. Образное мышление – это оперирование образами. Наибольшее значение оно имеет у детей 6-8 лет. Абстрактно-логическое мышление пользуется понятиями, суждениями, умозаключениями, построенными с помощью абстрактных символов – слов, формул и т.д. Оно возможно лишь при наличии речи. Этот вид мышления наиболее эффективен при достаточном объёме накопленной памятью информации.

Полушария головного мозга выполняют разные мыслительные функции. Каждое полушарие обладает собственными ощущениями, восприятием, мыслями, воспоминаниями, эмоциональной оценкой событий. В определённом смысле каждое полушарие имеет собственное мышление. Правое обеспечивает наглядно-действенное и образное мышление. Левое абстрактно-логическое. Однако в целом процессы мышления осуществляются согласованно.

Сознание – это высший уровень психического отражения действительности, присущий человеку как общественно-историческому существу. Иметь сознание – это иметь возможность осознавать себя как личность, анализировать свою психическую деятельность, а также передать своё знание другой личности.

В настоящее время процесс сознания связывается с модульными колонками коры головного мозга. Кора состоит из множества вертикальных колонок, проходящих через все её слои. В этих колонках нейроны связаны между собой синаптическими контактами. Несколько вертикальных колонок объединяются в крупную модульную. Такая колонка способна обрабатывать большой объем информации. Колонки формируют так называемые распределительные системы. Эти системы получают сенсорную информацию и информацию из памяти. В результате её обработки обеспечивается обучение. Когда происходит обработка всей имеющейся информации, возникает осознание собственного «Я» и положения в окружающей природной и социальной среде.

Считается, что сознание человека является результатом эволюции форм отражения – способности материальных объектов фиксировать воздействие на них других материальных объектов. Выделяют отражение в неживой природе (например, под воздействием воды изменяется форма камня) и в живой природе (его этапы: возбудимость, раздражимость, психика, сознание). В отличие от форм отражения животных, имеющих биологический характер, сознание человека – это результат биосоциального развития.

Структуру сознания составляют мысли, эмоции, ценности и воля, благодаря которой все выше названные компоненты превращаются в поступки.

Основные свойства сознания:

– универсальность – способность отражать всё многообразие мира;

– объективность – отражение мира таким, каков он есть на самом деле;

– субъективность – отражаемая действительность всегда оценивается человеком;

– целеполагание – предварительное создание идеального проекта будущего результата;

– интенциональность – сознание всегда направлено на что-то;

– идеаторность – потенциальная «заряженность» творчеством;

– неразрывная связь с языком.

Сознание контролирует лишь часть психики. Большую роль в жизни человека играет бессознательное. Бессознательное – совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Теорию бессознательного выдвинул Фрейд.

Современная философия выделяет уровни бессознательного:

1) неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела;

2) процессы и состояния, до определённого момента остающиеся неосознанными (рождение мысли, различные переживания)

3) интуитивное решение проблем в разных сферах жизни.

Важную роль для человека играет самосознание. Выделяются три его основные формы: самочувствие – осознание своего тела, его положения в пространстве; осознание себя как представителя социально-этнической общности; осознание собственного «Я» в чём-то похожего на других людей, но и имеющего качественные от них отличия.

что первично сознание или мышление. Смотреть фото что первично сознание или мышление. Смотреть картинку что первично сознание или мышление. Картинка про что первично сознание или мышление. Фото что первично сознание или мышление

Выделяются индивидуальное и общественное сознание. Индивидуальное сознание – это неповторимый духовный мир конкретного человека. Общественное сознание – идеи, теории, взгляды, социальные чувства, привычки и нравы людей, отражающие объективную действительность и обратно воздействующие на неё. Разделяют общественную психологию и идеологию. Общественная психология отражает поверхностную сторону действительности, не поднимаясь до научных обобщений. Она включает в себя чувства и настроения людей, сопровождающую любую общественную идею. Идеология – это система взглядов, идей в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели и программы деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений.

Рекомендуемая литература

1. Антропологическая проблематика в западной философии. – М., 1991.

2. Брюнинг, В. Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние / В. Брюнинг // Западная философия: итоги тысячелетия. – Екатеринбург; Бишкек, 1997.

3. Бубер, М. Проблема человека / М. Бубер // Два образа веры / М. Бубер. – М., 1995.

4. Вишневский, М.И. Философия: учеб. пособие / М.И. Вишневский. – Минск, 2008.

5. Вязовкин, В.С. Бытие и мышление / В.С. Вязовкин, Т.М. Тузова. – Минск, 2000.

6. Гуревич, П.С. Философская антропология / П.С. Гуревич. – М., 1997.

7. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н. Калмыков. – Минск, 2010.

8. Мамардашвили, М.К. Сознание как философская проблема / М.К. Мамардашвили // Вопр. философии. – 1990. – № 10. – С. 3–19.

9. Марков, Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории / Б.В. Марков. – СПб.,1997.

10. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. – М.,1994.

11. Михайлов, Ф.Г. Сознание и самосознание / Ф.Г. Михайлов. – М., 1991.

12. Проблема сознания в философии и науке. – М., 1996.

13. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

14. Сознание в социокультурном измерении. – М., 1990.

15. Стёпин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Стёпин. – М., 1992.

16. Структура общества и массовое сознание. – М., 1999.

17. Философия: учеб. для высш. учеб. заведений / отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов на/Д., 1999.

18. Философия: учеб. пособие / В.К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В.К. Лукашевича. – Минск, 2001.

19. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С.Степин [и др.]; / под общ. ред. Я.С. Яскевич. – Минск, 2007.

20. Философия: учеб.-метод. комплекс / А.И. Зеленков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – Минск, 2003.

21. Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной.– 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.

22. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2001.

23. Философия: учебник для высш. учеб. заведений / под ред. Ю.А. Харина. – Минск, 2007.

24. Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого «Я» / Г. Фрейд // Психоаналитические этюды. – Минск, 1990.

25. Фролов, И.Т. Этика науки / И.Т. Фролов, Б.Г. Юдин. – М., 1986.

26. Человек. Философско-энциклопедический словарь. – М., 2000.

27. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М.,1991.

28. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. – М.,1995.

29. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс // Сочинения: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – 1965. – Т.21.

30. Это человек: антология. – М., 1995.

31. Юнг, К. Коллективное бессознательное / К. Юнг. – М., 1995.

Источник

Что первично сознание или мышление

что первично сознание или мышление. Смотреть фото что первично сознание или мышление. Смотреть картинку что первично сознание или мышление. Картинка про что первично сознание или мышление. Фото что первично сознание или мышление

что первично сознание или мышление. Смотреть фото что первично сознание или мышление. Смотреть картинку что первично сознание или мышление. Картинка про что первично сознание или мышление. Фото что первично сознание или мышление

что первично сознание или мышление. Смотреть фото что первично сознание или мышление. Смотреть картинку что первично сознание или мышление. Картинка про что первично сознание или мышление. Фото что первично сознание или мышление

А как вы хотите о сознании ответить находясь в сознании. )) Для того чтобы обстоятельно обсуждать предмет на него нужно взглянуть отстраненно. С сознанием такая штука не прокатывает. Это как рыба будет рассуждать про воду, ни разу не выходя за границу пруда)))

Ну а для обсуждения мышления было бы неплохо, если бы кто-нибудь из присутствующих им бы обладал))) и отличил его от думания, обработки информации, творчества, конструирования и других сходных понятий. Ибо путаница будет!!

что первично сознание или мышление. Смотреть фото что первично сознание или мышление. Смотреть картинку что первично сознание или мышление. Картинка про что первично сознание или мышление. Фото что первично сознание или мышление

Раз никто из присутствующих(по словам GRIMM) не «обладает» Мышлением,то я объясню на пальцах.

Пр.№1 Те кто имел дело с обучением простейших нейронных сетей(НС) знают,что для профи не составляет большого труда научить НС «устанавливать связи и отношения между познаваемыми объектами»(простейшее определение Мышления(см.Педивикию)).Но при этом ни о каком «сознании» и речи быть не может.
Пр.№2 Андрей Болховецкий определённо находился в сознании когда постил сообщение за номером 8,но никаких признаков «мышления» там нет и в помине(при чём там ваааще «подсознательное» Андрей?).

Иными словами наличие Сознания у субъекта ещё не говорит о том,что он может мыслить. и наоборот.

что первично сознание или мышление. Смотреть фото что первично сознание или мышление. Смотреть картинку что первично сознание или мышление. Картинка про что первично сознание или мышление. Фото что первично сознание или мышление

что первично сознание или мышление. Смотреть фото что первично сознание или мышление. Смотреть картинку что первично сознание или мышление. Картинка про что первично сознание или мышление. Фото что первично сознание или мышление

Знаете чем словесная пикировка отличается от банального срача? Тем,что участники спора аргументировано опровергают выпады соперника.Вы же на мой вопрос не только не ответили,но и безосновательно обвинили меня в безграмотности.Где ваши аргументы?

Вот мои: Ваша «цепочка» «Сначала чувства и опыт, потом мышление, потом сознание» в корне не верна.Будь вы хоть вскользь знакомы с Психоанализом,так никогда бы не написали подобную ересь.Чтобы вам было понятнее я объясню популярно. Представьте сознание в виде ммм. элитного клуба.В коридоре(предсознательное) стоят охранники(цензоры предсознательного) которые фейсконтролят посетителей(энергия бессознательного) с улицы(бессознательное).Кроме того охрана выдворяет(процесс вытеснения) буйных посетителей из клуба на улицу.Так и происходит формирование бессознательного.Поэтому бессознательное является производной сознания и поэтому. внимание. не может предшествовать сознанию.

p.s. Даа даааа многабукафф

что первично сознание или мышление. Смотреть фото что первично сознание или мышление. Смотреть картинку что первично сознание или мышление. Картинка про что первично сознание или мышление. Фото что первично сознание или мышление

#12 Отвечу на предыдущий вопрос:
Определение: Сознание человека — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

что первично сознание или мышление. Смотреть фото что первично сознание или мышление. Смотреть картинку что первично сознание или мышление. Картинка про что первично сознание или мышление. Фото что первично сознание или мышление

А определение откуда взято. Педивикия. ))) Просьба указать пруфлинк!

что первично сознание или мышление. Смотреть фото что первично сознание или мышление. Смотреть картинку что первично сознание или мышление. Картинка про что первично сознание или мышление. Фото что первично сознание или мышление

что первично сознание или мышление. Смотреть фото что первично сознание или мышление. Смотреть картинку что первично сознание или мышление. Картинка про что первично сознание или мышление. Фото что первично сознание или мышление

Чокнутая Нога,раз уж вы заговорили о Подсознательном,то и определение Сознания следует брать из Психоанализа,а не из Психологии,потому как определения взятые из разных наук довольно сильно отличаются.(взять хотя бы Сублимацию О_о)

И ещё одно. младенческие годы не забываются(по крайней мере не до конца).Гарантирую,что после первого же сеанса у психоаналитика вы вспомните каково грудное молоко на вкус 😉

Анна,а вы себе уже ответили на эти вопросы?

что первично сознание или мышление. Смотреть фото что первично сознание или мышление. Смотреть картинку что первично сознание или мышление. Картинка про что первично сознание или мышление. Фото что первично сознание или мышление

что первично сознание или мышление. Смотреть фото что первично сознание или мышление. Смотреть картинку что первично сознание или мышление. Картинка про что первично сознание или мышление. Фото что первично сознание или мышление

Следующий ваш промах. И Сознание и Подсознание находятся в Постоянной взаимосвязи.ДА,из Сознания в Подсознательное вытесняются неугодные влечения,но и сознание берёт энергию из Подсознательного.И эта энергия либо сублимируется(см.определение),либо даёт выход в виде Невроза.Таким образом Андрей прав,Подсознание накладывает отпечаток на восприятие окружающего мира.Более того,в зависимости от того,что превалирует(Сознание или Бессознательное) вы будете либо ЧувственнымПоэтом,либо РасчётливымШахматистом(это какбэ психотипы).

«Тогда эта тема для соревнования в том кто сколько книжек прочитал и что из них запомнил. » Хммм. Дежавю.

что первично сознание или мышление. Смотреть фото что первично сознание или мышление. Смотреть картинку что первично сознание или мышление. Картинка про что первично сознание или мышление. Фото что первично сознание или мышление

Пересмешник прав совершенно)) бессознательное, как модель выдвинутая Фрейдом, появляется только в момент столкновения с социальным. До этого желания, страсти, стремления существуют вполне себе осознанно. Иначе стоит предположить наличие бессознательного у животных.

На восприятие «окружающего мира» накладывает отпечаток куева хуча вещей. А вопрос собсенно вааабще не в этом. Вы вообще про что рассуждаете и с какой точки зрения? Мы про сознание и мышление. Не факт, что подсознание вообще имеет отношение к сознанию.
Кто вы? Психолог? Профессиональный спорщик?

что первично сознание или мышление. Смотреть фото что первично сознание или мышление. Смотреть картинку что первично сознание или мышление. Картинка про что первично сознание или мышление. Фото что первично сознание или мышление

#16 Товарищ Пересмешник:
Определение не теряет смысла если взято не из конкретной науки. Подобные «переставления» слов в определении исключительно созданы для удобства понимания.
Далее, дядюшку Фрейда и неофрейдистов изучал, спасибо, учить сему не стоит. Тем более, толкуете вы неверно. Думаю, вы остановились у Фрейда на «психологии бессознательного», увы. этого мало для познания бессознательного. Кстати, невроз это следствие сложного подавления, а не просто смешение эмоций и непонятых явлений.
Далее, чувствую вы вспоминаете маленького пятилетнего мальчика, и основываетесь на рассмотрении его невроза. Однако совсем не понимаете о чем я вам говорю, к примеру о том что речь моя не о пяти годах, в пять лет я себя и без гипноза помню, а про первые, примерно, два года жизни. Увы природа замедлила темп развития человеческого детеныша, скажем, в отличие от котят, но и результат иной. Думаю, тут вы меня просто не понимаете, отсюда и неверность вашего о моем представлении мнения.

Источник

Соотношение мышления и сознания

Мышление — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Мышление как одна из психических функций — психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Сознание — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.

Сознание как способность следует отличать от такой способности как мышление. Сознание — это способность субъекта соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему. В этом случае возникает разговор о соотношении субъекта и объекта, сознания и мира. В противоположность сознанию, мышление есть способность мыслить — фиксировать мир в понятиях и делать на основе них выводы в форме суждений и умозаключений. Сознание — необходимая предпосылка для мышления, поскольку только благодаря ему мы вообще отличаем себя от окружающего нас мира, говорим о себе как отъединенном от всего остального субъекте воли, «Я» мышления и чувства. Но само сознание есть не только мышление. Сознание включает в себя мышление как необходимую часть.

Особенности процесса человеческого мышления

Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Биологические основы социальных явлений

Биосфера и ее составляющие

Биосфера – это оболочка Земли, область распространения жизни, которая включает все живые организмы и все элементы неживой природы, образующие среду обитания живых.

Биосферу слагают следующие типы веществ:

· Живое вещество — вся совокупность тел живых организмов, населяющих Землю, физико-химически едина, вне зависимости от их систематической принадлежности. Масса живого вещества сравнительно мала и оценивается величиной 2,4-3,6·1012 т (в сухом весе) и составляет менее 10−6 массы других оболочек Земли. Но это одна «из самых могущественных геохимических сил нашей планеты», поскольку живое вещество не просто населяет биосферу, а преобразует облик Земли. Живое вещество распределено в пределах биосферы очень неравномерно.

· Биогенное вещество — вещество, создаваемое и перерабатываемое живым веществом. На протяжении органической эволюции живые организмы тысячекратно пропустили через свои органы, ткани, клетки, кровь всю атмосферу, весь объём мирового океана, огромную массу минеральных веществ. Эту геологическую роль живого вещества можно представить себе по месторождениям угля, нефти, карбонатных пород и т. д.

· Косное вещество — в образовании которого жизнь не участвует; твердое, жидкое и газообразное.

· Биокосное вещество, которое создается одновременно живыми организмами и косными процессами, представляя динамически равновесные системы тех и других. Таковы почва, ил, кора выветривания и т. д. Организмы в них играют ведущую роль.

· Вещество, находящееся в радиоактивном распаде.

· Рассеянные атомы, непрерывно создающиеся из всякого рода земного вещества под влиянием космических излучений.

· Вещество космического происхождения (космические излучения, идущие от небесных тел, охватывают биосферу, проникают сквозь всю нее и все в ней).

Живое вещество представляет собой наиболее активную часть экосферы. Оно разнообразно и широко распространено, постоянно возобновляется, обладает высокой биохимической активностью и приспособляемостью к жизненным условиям, выработанной за многие тысячелетия эволюции. Биосфера включает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, литосферу. Cогласно В.И. Вернадскому биосфера есть «планетное явление космического характера». Иначе говоря, биосфера – это биологическая земная оболочка, не только охваченная жизнью, но и структурно ею организованная.

41. Экология и ее основные понятия

Экология – это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их природой, о структуре и функционировании надорганизменных систем.

Термин «экология» в 1866 г. ввел немецкий эволюционист Эрнст Геккель. Э. Геккель считал, что экология должна изучать различные формы борьбы за существование. В первичном значении, экология – это наука об отношениях организмов к окружающей среде.

Экология, как и любая наука, характеризуется наличием собственного объекта, предмета, задач и методов (объект – это часть окружающего мира, которая изучается данной наукой; предмет науки – это наиболее главные существенные стороны ее объекта).

Объектом экологии являются биологические системы надорганизменного уровня: популяции, сообщества, экосистемы.

Предметом экологии являются взаимоотношения организмов и надорганизменных систем с окружающих их органической и неорганической средой.

По определению Р. Риклефса (1979), экологию можно представить «. как трехмерное сооружение из лежащих один над другим горизонтальных слоев, соответствующих различным уровням биологической организации – от индивидуума через популяцию и сообщество к экосистеме; вертикальные разрезы, проходящие через все слои, делят все сооружение на секции, соответствующие форме, функции, развитию, регуляции и адаптации. Каждому уровню экологической организации присущи свои особые структурные и функциональные характеристики».

Из множества определений предмета экологии вытекает и множество задач, стоящих перед современной экологией:

· Изучение структуры пространственно-временных объединений организмов (популяций, сообществ, экосистем, биосферы).

· Изучение круговорота веществ и потоков энергии в надорганизменных системах.

· Изучение закономерностей функционирования экосистем и биосферы в целом.

· Изучение реакции надорганизменных систем на воздействие разнообразных экологических факторов.

· Моделирование биологических явлений для экологического прогнозирования.

· Создание теоретической основы охраны природы.

· Научное обоснование производственных и социально-экономических программ.

· Методы экологических исследований

При изучении надорганизменных систем экология использует все разнообразие методов как биологических, так и небиологических наук. Однако специфическим методом экологии является количественный анализ структуры и функционирования надорганизменных систем. Современная экология – это один из наиболее точных, наиболее математизированных разделов биологии.

Экология делится на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная экология изучает наиболее общие экологические закономерности, а прикладная – использует полученные знания для обеспечения устойчивого развития общества.

Основу экологии составляет биоэкология как раздел общей биологии. «Спасти человека – это, прежде всего, сохранить природу. И здесь только биологи могут привести необходимые аргументы, доказывающие правомерность высказанного тезиса».

Биоэкология (как и любая наука) делится на общую и частную. В состав общей биоэкологии входят разделы:

1. Аутэкология – изучает взаимодействие со средой обитания отдельных организмов определенных видов.

2. Экология популяций (демэкология) – изучает структуру популяций и ее изменение под воздействием экологических факторов.

3. Синэкология – изучает структуру и функционирование сообществ и экосистем.

К общей биоэкологии относятся и другие разделы:

· эволюционная экология – изучает экологические механизмы эволюционного преобразования популяций;

· палеоэкология – изучает экологические связи вымерших групп организмов и сообществ;

· морфологическая экология – изучает закономерности изменения строения органов и структур в зависимости от условий обитания;

· физиологическая экология – изучает закономерности физиологических изменений, лежащих в основе адаптации организмов;

· биохимическая экология – изучает молекулярные механизмы приспособительных преобразований в организмах в ответ на изменение среды;

· математическая экология – на основании выявленных закономерностей разрабатывает математические модели, позволяющие прогнозировать состояние экосистем, а также управлять ими.

Частная биоэкология изучает экологию отдельных таксономических групп, например: экология животных, экология млекопитающих, экология выхухоли; экология растений, экология опыления, экология сосны; экология водорослей; экология грибов и т. д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *