что первое сделал васютка ночью
Краткое содержание рассказа «Васюткино озеро» В. Астафьева
Рассказ «Васюткино озеро» Астафьев написал в 1952 году, во многом автобиографичен, и основан на детских воспоминаниях писателя. Для лучшей подготовки к уроку литературы 5 класса рекомендуем прочитать краткое содержание «Васюткино озеро». В своей книге Виктору Петровичу Астафьеву в полной мере удалось передать переживания мальчика, потерявшегося в тайге. Также краткий пересказ пригодится для читательского дневника.
Основные персонажи рассказа
Астафьев «Васюткино озеро» очень кратко
Васюткино озеро краткое содержание для читательского дневника:
13-летний мальчик Васютка живет с родителями в тайге у реки Енисей. Васютка любит природу, ему нравится гулять по лесу, ходить за орехами и охотиться.
Однажды Васютка идет в лес за кедровыми орехами. В лесу он охотится на птицу-глухаря. Поймав птицу, Васютка понимает, что заблудился. Он разводит костер, запекает птицу, ужинает и ложиться спать. На утро Васютка отправляется на север, чтобы поскорее выбраться из тайги. На своем пути он видит озеро, где водится много белой рыбы.
Наконец, Васютка выходит к реке Енисей. Он надеется, что на берегу реки его найдут быстрее. Васютка видит пароход и подает сигналы пассажирам. Но корабль уплывает. Наконец на 5‑ый день своего приключения Васютка спасается: мимо проплывает судно, которое замечает мальчика. Васютку привозят домой к родителям. Приехав домой, Васютка рассказывает отцу о прекрасном озере.
Через два дня Васютка с отцом и другими рыбаками плывут на поиски озера и находят его. На озере открывается постоянный рыбный промысел. Отец Васютки с бригадой работают здесь. Новое озеро так и называют Васюткиным озером – в честь Васютки. Озеро даже отмечают на районной карте. Однако на карте края и на карте России Васюткино озеро не подписано, его трудно найти среди множества других озер.
Короткий пересказ «Васюткиного озера»
Рассказ Васюткино озеро краткое содержание:
Рыбакам из бригады Григория Афанасьевича Шадрина, Васюткиного отца, не везло. Вода в реке поднялась, и рыба ушла на глубину. Вскоре с юга подул тёплый ветер, но уловы оставались небольшими. Рыбаки отошли далеко в низовья Енисея и остановились в избушке, построенной когда-то учёной экспедицией. Там и остались ждать осеннюю путину.
Рыбаки отдыхали, чинили сети и снасть, ловили рыбу перемётами, а Васютка каждый день ходил за кедровыми орехами — очень уж любили рыбаки это лакомство. Иногда мальчик заглядывал в новые учебники, привезённые из города, готовился к школе. Вскоре шишек на ближайших кедрах не осталось, и Васютка решил отправиться в дальний поход за орешками. По старинному обычаю мать заставила мальчика взять с собой краюшку хлеба и спички, а без ружья Васютка никогда в тайгу не ходил.
Некоторое время Васютка шёл по зарубкам на деревьях, не дававшим ему заблудиться. Набрав полную торбу шишек, он уже хотел возвращаться, и вдруг увидел огромного глухаря. Подобравшись поближе, мальчик выстрелил и ранил птицу. Догнав раненного глухаря и свернув ему шею, Васютка огляделся, но зарубок не нашёл. Он попытался найти знакомые приметы, но вскоре заблудился окончательно. Мальчик вспомнил страшные рассказы о заблудившихся в тайге Заполярья, его охватила паника, и он бросился бежать, куда глаза глядят.
Остановился Васютка, только когда наступила ночь. Он разжёг костёр, и зажарил глухаря. Хлеб мальчик решил приберечь на самый крайний случай. Ночь прошла тревожно — Васютке всё время казалось, что к нему кто-то подкрадывается. Проснувшись, мальчик влез на самое высокое дерево, чтобы выяснить, в какой стороне находится Енисей, но жёлтой полосы лиственника, которая обычно окружала реку, не обнаружил. Тогда он набрал полные карманы кедровых орехов и тронулся в путь.
К вечеру Васютка начал замечать под ногами трявяные кочки, какие встречаются возле водоёмов. Однако вышел он не к Енисею, а к большому озеру, полному рыбы и непуганой дичи. Там он подстрелил несколько уток и устроился на ночлег. Васютке было очень грустно и страшно. Он вспомнил свою школу, и пожалел, что хулиганил, не слушал на уроках, курил и давал табак первоклашкам из ненецких и эвенкских семей.
Они курили с самого детства, но учительница запрещала, и теперь Васютка был готов совсем бросить курить, только бы снова увидеть родную школу. Утром мальчик пригляделся к рыбе, косяки которой стояли у берега, и понял, что она не озёрных, а речных видов. Это значило, что из озера должна вытекать речка, которая и приведёт его к Енисею.
В середине дня пошёл холодный осенний дождь. Васютка залез под развесистую пихту, съел драгоценную краюху хлеба, свернулся в клубок и задремал, а когда проснулся, уже смеркалось. Дождь ещё шёл. Мальчик развёл костёр, и тут услыхал далёкий гудок парохода — Енисей был где-то рядом. К реке он выбрался на следующий день. Пока он раздумывал, куда идти, вверх или вниз по течению, мимо него проплыл двухпалубный пассажирский теплоход. Напрасно Васютка махал руками и кричал — капитан принял его за местного жителя и не остановился.
Через два дня мальчик отвёл всю рыболовную бригаду во главе с отцом к заповедному озеру, которое рыбаки стали называть Васюткиным. Рыбы в нём оказалось столько, что бригада переключилась на озёрный лов. Вскоре на районной карте появилось голубое пятнышко с надписью «Васюткино оз.». На краевую карту оно перекочевало уже без надписи, а на карте страны его мог найти только сам Васютка.
Читайте также краткое содержание «Коня с розовой гривой», который изучают в 6 классе. В рассказе «Конь с розовой гривой» Астафьев раскрывает тему взросления ребенка, формирования его характера и мировоззрения. Произведение считается автобиографичным, описывающим эпизод из детства самого автора.
Сюжет рассказа «Васюткино озеро» с цитатами
Краткое содержание Васюткино озеро Астафьева с цитатами из произведения:
«Рыбаки из бригады Григория Афанасьевича Шадрина» уходят на рыбный промысел в низовье Енисея и останавливаются в избушке, построенной «несколько лет назад ученой экспедицией». Вместе с ними отправляется и тринадцатилетний сын бригадира, Васютка.
Рыбаки чинят невода, изготовляют якорницы, конопатят лодки, а раз в сутки проверяют «переметы и спаренные сети», поставленные вдали от берега. В ловушки часто попадает ценная рыба, но нет в таком спокойном лове «азарта, лихости». Дедушка Афанасий частенько жалуется, что «оскудел батюшко Енисей».
Васютка развлекает себя тем, что собирает рыбакам кедровые орешки. Вскоре все ближние кедры остаются без шишек, и мальчику приходится «забираться все дальше и дальше вглубь леса».
Идя по тайге, мальчик не забывает следить «за пометками на деревьях», от скуки он принимается мысленно рассуждать «о дороге и о всяких таежных разностях».
На вершине старой ели Васютка замечает кедровку, «орущую» во все горло. Он хочет выстрелить в нее, но вовремя вспоминает, что в тайге ни в коем случае нельзя тратить впустую патроны. Этот закон «крепко вбит в сибиряков отроду».
Васютка замечает кедр, в котором «упрятались целые выводки смолистых шишек», и забирается на него. Он из всех сил стучит ногами «по разлапистым веткам кедра», и шишки дождем падают на землю. Собрав их в мешок, мальчик размышляет о том, чтобы «обобрать» еще одно дерево.
В этот миг Васютка замечает огромного глухаря. Он жалеет, что в этот раз не позвал своего верного Дружка – охотиться на эту птица куда удобнее с собакой. Подобравшись поближе, Васютка стреляет и ранит птицу. Он догоняет ослабевшего глухаря и сворачивает ему шею, но сам не замечает, как оказывается в глухом лесу без единой знакомой зарубки на дереве.
Васютку охватывает паника. Чтобы как-то совладать со страхом, он принимается говорить вслух, но это не помогает. Услышав «какой-то таинственный шорох к глубине потемневшего леса», мальчик в ужасе бежит, куда глаза глядят.
С наступлением ночи Васютка пытается припомнить все, что ему рассказывали о тайге отец и дед. Ему удается разжечь костер и приготовить мясо глухаря. Поужинав, мальчик перекладывает в сторону тлеющие угольки от костра, а сам сооружает себе лежанку из мха и веток на теплой после костра земле.
Ночь в тайге проходит очень тревожно. Утром Васютка забирается на самое высокое дерево и вглядывается в молчаливую, равнодушную тайгу. Не отыскав знакомых мест, мальчик решает идти на север.
К вечеру Васютка начинает замечать «среди однообразного мха тощие стебли травы» – значит, где-то поблизости есть вода. Он надеется, что вскоре выйдет к Енисею, но натыкается лишь на «унылое озеро, подернутое у берега ряской». Оглядевшись, Васютка удивляется большому количеству непуганых уток на озере, но еще более – великому множеству рыбы, среди которой попадается и ценная белая рыба.
На следующий день Васютка внимательно осматривает большое озеро, и приходит к выводу, что в нем «есть тягун, озеро проточное». Это значит, что водоем связан с небольшой речушкой, которая, в свою очередь, соединяется с Енисеем.
Днем погода меняется – становится «хмуро, неуютно», идет холодный осенний дождь. Васютка прячется под развесистой пихтой, съедает драгоценную краюшку хлеба и засыпает. Проснувшись, он принимается разжигать костер, как вдруг слышит слабый пароходный гудок, раздающийся издалека. Не веря своему счастью, Васютка бежит на этот звук.
Мальчику выбегает к Енисею и замечает маленький дымок, «будто от папиросы» – приближается теплоход. В отчаянии он кричит и машет руками, но капитан принимает его за местного жителя и не останавливается.
Васютке ничего не остается, как заночевать на этом месте. Утром он слышит звук выхлопной трубы «рыбосборочного катера-бота». Мальчик разжигает сильнее огонь, стреляет из ружья, и его замечают. Капитан бота, хорошо знакомый дядя Коляда, благополучно доставляет Васютку к родным, которые вот уже пятый день безуспешно ищут его в тайге.
Спустя два дня мальчик отвел всю рыболовную бригаду к озеру, которое рыбаки назвали Васюткиным. Рыбы там оказалось так много, что бригада Шадрина полностью переключилась на озерный лов.
Со временем на районной карте появилось крошечное голубое пятнышко с надписью «Васюткино оз.». На краевой карте оно уже значилось без названия, а на карте страны «озеро это сумеет найти разве сам Васютка».
Другой рассказ Виктора Астафева «Мальчик в белой рубахе», написанный в 1968 году, является очень серьезным и трагическим. Сюжет рассказа разворачивается вокруг одной семьи – матери и трех её сыновей. При подготовке к уроку по литературе предлагаем прочитать краткое содержание «Мальчик в белой рубашке» для читательского дневника.
Видео краткое содержание Васюткино озеро Астафьев
В своем рассказе Астафьев выделяет главную мысль – даже в самой сложной ситуации никогда не стоит опускать руки. Нужно преодолевать свой страх и искать пути решения проблемы – только тогда можно надеяться на успех.
Урок по литературе на тему «Васюткино озеро»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Сюжет рассказа «Васюткино озеро», его герои.
Учитель русского языка и литературы
Курбанов Магомед Курбанович.
Тема: В. Астафьев. Слово о писателе. Сюжет рассказа «Васюткино озеро», его герои.
Цель: проследить, как происходит становление характера героя в трудных условиях; отметить, какие черты характера героя проявляются в трудных жизненных ситуациях; выразительное чтение отрывков из художественного текста; воспитывать твёрдость духа, бережное отношение к природе.
III. Изучение новой темы
Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с рассказом В. Астафьева «Васюткино озеро». Сегодня мы продолжим работу над этим рассказом.
1.О чём же рассказ «Васюткино озеро»? (о том, как мальчик пошёл в тайгу за кедровыми шишками и заблудился, о том, как трудно ему пришлось одному в лесу, но он всё же выбрался).
2..Ребята, а известны ли вам такие случаи? Может быть подобное произошло и с вами или вашими знакомыми?
(дети рассказывают свои истории из жизни)II. Ребята, обратите внимание на тему урока. О чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Какие черты характера мальчика проявились в трудной жизненной ситуации. Как мальчик проявил смекалку, находчивость, умение выживать в дикой природе, наблюдательность).
2) Словарная работа: (слова написаны на доске слева)
Холодная изморось — холодный, очень мелкий дождь. Хилые березки — слабые, тонкие, невысокие березки.
Осетр — крупная промысловая рыба, ценная своим мясом и икрой.
Стерлядь — рыба из семейства осетровых с ценным мясом.
Были — рассказы о действительных происшествиях. Небылицы — рассказы о том, чего не было в действит-ти.
Затеси — зарубки, отметки на стволах деревьев, сделанные топором, чтобы не потерять дорогу в тайге.
Белая рыба — рыба из семейства осетровых. Шлюпка — лодка с прочным широким корпусом.
Бот — небольшое парусное гребное или моторное судно. Хлопец — парень (из украинского языка.)
Варнак — разбойник. Рыбная тара — ящики и мешки под рыбу.
3) Беседа с классом
Когда Васютка понял, что заблудился? (Рассказать, что заблудился из-за глухаря)
Какова была первая реакция мальчика, когда он понял, что заблудился?
Чьи слова он вспомнил, когда ему стало плохо?
Что он сделал в первую очередь?
Как он приготовил себе еду? (как его учили охотники и рыболовы)
Вопрос о важности данного эпизода:
Ребята, почему, на ваш взгляд, этот эпизод важен в раскрытии образа героя? (Вначале мальчик растерялся, но потом взял себя в руки и стал припоминать всё, что знал о том, как нужно вести себя в тайге. Это вселяет надежду, что Васютка обязательно выберется из этой истории)
3) На прошлом уроке мы составили план данного отрывка, а дома вы определили микротему каждого пункта плана. (план написан на доске.)
IV. Осознанное восприятие рассказа детьми.
Почему Васютка не трогал хлеб, который ему дала мама?
Что помогло ему провести первую ночь? (он думал, что медведь ушёл далеко в тайгу, а рыси сейчас сытые, и ночи в это время года в тайге короткие)
Чего он боялся? (что его будут искать, а он уснёт и не услышит)
Какие черты характера мальчика открываются в этом эпизоде? (наблюдательность, пытливость ума, умение прислушиваться к советам взрослых, слова мамы о том, что хлеб в тайге ещё никому не помешал и что законы тайги не ему отменять)
V. Анализ эпизода «Дорога к озеру» На какой иллюстрации изображён данный эпизод?
Что сделал Васютка, прежде чем двинуться в путь? Что он увидел вдалеке? (лиственную рощицу)
Что нового мы открыли в характере Васютки?(Васютка размышляет, применяет знания по географии о природных зонах тайги)
На что ещё обратил внимание Васютка, когда прошагал на север некоторое расстояние (он заметил траву).
По мере того, как он двигался, настроение его падало. Почему? (болото, а не Енисей)
Как отреагировал на это Васютка? (Навзрыд расплакался)
Эпизод «На озере» (показать иллюстрацию)- прочитать выразительно отрывок
Что привлекло внимание и в то же время удивило Васютку? (белая рыба)
Почему это удивило мальчика? (белая рыба в закрытых водоёмах не живёт)
Что отвлекло Васютку от размышлений о рыбе? (стая уток)
Эпизод (Вторая ночь) (показать иллюстрацию) –читаем отрывок выразительно
Почему Васютке было так тяжело? (Он стал вспоминать дом, школу, скоро первое сентября, увидел звездпадон вспомнил свою учительницу, его стало мучить раскаяние, вспомнил слова дедушки Афанасия).
К какому важному выводу пришёл Васютка утром, когда увидел огромное озеро? (значит где-то рядом река)
Что ещё помогло ему понять, что озеро проточное? (утка, раненная вечером)
Ещё по какой примете понял мальчик, что поблизости есть река? (борозда лиственного леса)
Какой вывод мы можем сделать о характере Васютки? (общаясь с рыбаками, наблюдая за их работой, часто помогая им, Васютка хорошо знал, где и какая рыба обитает)
Эпизод «Третья ночь»
Чем отличалась третья ночь от первой и второй? (Не было сил что-то делать, готовить себе ужин, Васютка устал, ему нездоровилось, он с жадностью съел оставшуюся горбушку хлеба)
Услышав гудок парохода, о чём догадался Васютка? (поблизости Енисей)
Можно ли сказать, что у мальчика открылось второе дыхание? Почему?
Вывод: Итак, что же всё-таки помогло Васютке выбраться к Енисею? (мальчик постоянно размышляет, у него очень пытливый ум, он смог применить все знания законов тайги, полученные от взрослых)
Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?
Природа – мудрый наставник, учитель, друг, иногда судья. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы. (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.
Ребята, давайте, опираясь на результаты нашей работы над рассказом, на черты характера Васютки, которые мы отметили в ходе работы над рассказом, составим характеристику нашего героя:
Васютка не по годам очень смышлёный мальчик. Общаясь с взрослыми рыбаками и охотниками, он запоминал всё, что важно для того, чтобы выжить в тайге. Он проявил такие черты, как смекалка, наблюдательность, знание законов тайги, умение вести себя в дикой природе. Васютка не только наблюдает, он ещё и размышляет, опираясь на свои знания, полученные и от взрослых охотников и рыбаков, а тка же и на знания, полученные в школе.
VII. Домашнее задание: пересказ понравившихся эпизодов
«Васюткино озеро» — краткое содержание произведения В.П. Астафьева
Произведение В.П.Астафьева «Васюткино озеро» было написано в 1952 году, а в 1956 году опубликовано. Оно было создано на основе детского сочинения.
Жанр данного произведения – рассказ.
Автор ведет свое повествование простым и понятным языком. Главным героем является обычный тринадцатилетний мальчик по имени Васютка. Несмотря на свой юный возраст, сын бригадира помогает рыбакам тем, что добывает для них кедровые орешки. Однажды Васютка вновь пошел в лес за орехами и заблудился, увидев глухаря. Его увлекла охота за птицей. Спустя несколько часов бесполезных попыток отыскать дорогу домой, мальчик приходит к выводу, что никто ему не поможет и ему самому придется искать выход из сложившейся ситуации. Страх и отчаяние, смятение и тревога сменяются на спокойные рассуждения. Мальчик все свое детство провел в суровой тайге и много слышал от стариков о подобных случаях. Опираясь на советы охотников и рыболовов, услышанных когда-то, Васютке удалось не только выйти к берегу реки Енисей, но и отыскать затерянный водоем, кишащий рыбой. Пять долгих дней Васютка провел в дремучих местах, шестьдесят километров прошел он за это время.
Сразу же по прибытию домой мальчишка сообщил рыбакам о своей находке. Спустя некоторое время озеро было названо именем Васютки.
Вступление рассказа ведется от третьего лица. В нем автор повествует об озере как о Васюткиной находке. Васютка чувствует свое участие в общем деле, он ощущает свою полезность.
Завязкой произведения является тот момент, когда мальчишка заблудился, погнавшись за глухарем. Кульминация рассказа «Васюткино озеро» — это сюжет, где люди спасают отчаявшегося мальчика. Развязкой данного произведения выступает возвращение Васютки к матери и начало рыболовства в найденном им озере.
В.П.Астафьев ведет последовательное повествование. Подробное изложение происходящего помогает читателю ощутить себя на месте главного героя. Автор переживает за своего персонажа и сочувствует ему.
В рассказе «Васюткино озеро» В.П.Астафьев использует красочные описания природы побережья Енисея. Природа как будто оживает перед глазами читателя и завораживает его своими красотами.
Основной задачей автора при написании данного произведения является побуждение к преодолению трудностей в любой жизненной ситуации. Он пытается донести до читателя мысль о том, что никогда нельзя отчаиваться.
Содержание рассказа
Жанр произведения — рассказ. Его иногда ошибочно называют повестью, но для такого формата оно слишком короткое. Если обрисовать содержание произведения кратко, то всё начинается со знакомства с мальчиком-школьником. Он попадает в тайгу, но теряет ориентир и выходит к западному озеру. В нём водится большое количество рыбы. Выйдя к своему дому, он зовет за собой рыболовную бригаду, возглавляемую его отцом. Впоследствии водоем называют его именем. Желающим подробно вникнуть в содержание аннотации будет недостаточно. Для них, а также для тех, кто намеревается составить план произведения, окажется более полезным пересказ полностью.
В начале рассказа рыбаки сталкиваются с невезением, из-за которого уровень воды в реке поднимается, вследствие чего рыба уходит на глубину. Когда подул теплый ветер, улов должен был стать получше, но ничего не меняется. Мужчины вынужденно отправляются в низовья Енисея. Они обнаруживают построенную некогда группой ученых избушку и решают остановиться здесь для пережидания осенней путины.
Какое-то время ему помогали ориентироваться зарубки на деревьях. Набрав побольше шишек, мальчик разворачивается, чтобы идти домой. Но неожиданно он видит большого глухаря. Он подбирается к нему как можно ближе и выстреливает. Ему удается догнать раненую птицу и свернуть ей шею. Но обратного пути уже найти не удается. Васютка теряет зарубки на деревьях и начинает паниковать. Он бросается бежать, сам не понимая, куда.
Мальчик решает остановиться только в тот момент, когда уже темнеет. Он разводит костер и готовит пойманную птицу. Хлеб он оставляет на крайний случай. Всю ночь Васютка проводит в тревоге. Ему всё кажется, что кто-то крадется к нему. Утром он залезает на высокое дерево, чтобы отыскать сторону, где находится Енисей. Обычно его окружает полоса из деревьев с желтыми листьями, а сейчас ничего этого не видно. Тогда он решает набрать кедровых орехов и отправиться в путь.
Под вечер Васютка замечает, что чувствует под ногами кочки, похожие на те, что встречаются около водоемов. Но в результате он находит выход не к Енисею, а к огромному озеру, полному рыбы. По воде плавают утки и прочая дичь. Он подстреливает нескольких птиц и строит себе ночлег. Очередная ночь проходит в тревоге. Васютка вспоминает, как хулиганил в школе, пробовал курить и не слушался учителей на уроках. Сейчас он готов отказаться от курения и стать послушным, лишь бы очутиться в стенах родной школы.
Утром Васютка замечает косяки рыб около берега. Тут до него доходит, что это речные, а не озерные виды. Соответственно, где-то должно оказаться место, откуда вытекает река. Она и должна его привести к Енисею.
Стоит осень. Идет прохладный дождь. Васютка забирается под пихту, ест оставшийся кусок хлеба и решает поспать. Когда он просыпается, уже темно. По-прежнему идет дождь, который мешает развести костёр. Неожиданно мальчик слышит звук проплывающего мимо парохода. Это знак присутствия рядом Енисея. До него он добирается только на следующий день. Пока он думает, куда лучше направиться — вверх или вниз по течению, мимо проплывает большой теплоход. Васютка пытается привлечь к себе внимание, но капитан принимает его за кого-то из местных и решает пойти дальше.
Через несколько дней мальчик отводит рыболовов вместе со своим отцом к озеру, полному рыбы. Его впоследствии называют Васюткиным. Рыбы здесь оказывается очень много, а потому местные жители переключаются на озерную ловлю. На карте района в дальнейшем появляется отметка с надписью «Васюткино оз.». Но на краевой карте такой надписи нет. Таков сюжет книги в сокращении.
Сюжет
Главный герой
Василий Шадрин является главным героем сказки. Применительно к нему можно привести несколько характеристик:
Значительное влияние на характер персонажа оказал его собственный отец. Также свою лепту внесли и немногословные жители деревни, затерявшейся где-то в тайге. Отпечаток на его поведение наложили в тому же традиции Сибири, а также местные обычаи. Автор не приводит слишком подробных характеристик этого героя. Его личность постепенно раскрывается к середине повествования. Оказавшись в сложном положении, он проявляет такие черты, как:
Одновременно он не теряет чувства юмора, не поддается страху. Он думает не только о своем комфорте, но и об общих интересах.
Помимо 13-летнего мальчика, в рассказе присутствуют второстепенные персонажи: родители Васютки, дед, рыболовы. Мальчик сам себе придумывает работу, которая заключается в поиске кедровых орешков для рыбаков. Он знает, как они любят полакомиться ими в свободное время.
Описание тайги и людей, населяющих её, составляет наиболее интересный момент в рассказе. Многое можно узнать о привычках таежников. Благодаря умелому повествованию, создаётся впечатление, будто читатель путешествует с мальчиком по тайге. Это произведение — своего рода дверь в мир трудолюбивых и отважных сибиряков. Понять их характер помогает в книге «Васюткино озеро» глава «Тайга кормилица». В ней есть фраза: «Тайга хлипких не любит», что объясняет приспособленность и отсутствие страха у местного населения еще с малых лет.
Тест с ответами: В. П. Астафьев «Васюткино озеро»
I вариант.
1. В каком жанре написано произведение В. П. Астафьева «Васюткино озеро»: а) рассказ;+ б) повесть; в) сказка-быль.
2. Что лежит в основе произведения? а) повествование о трудной работе рыбаков и охотников; б) изображение природы Сибири; в)повествование о приключениях героя в тайге.+
3. Васютка ходил по лесу: а) в поисках кедровых орехов для рыбаков; + б) выполняя поручение отца; в) ради удовольствия.
4. Каким образом Васютка заблудился в лесу: а) отстал от группы; б) погнался за глухарём;+ в) сбился с дороги.
5. Благодаря чему Васютке удалось спастись в лесу? а) богатой таежной природе; б) тёплой осенней погоде; в) умениям и навыкам таёжного жителя.+
6. Ольга Фёдоровна это: а) мама Васютки; б) учительница; + в) бабушка.
7. Какое открытие сделал Васютка, когда увидел у перешейка подбитую птицу: а) в озере есть водоворот; б) озеро проточное; + в) ветер принесёт непогоду.
8. Чем Васютка привлёк внимание матросов катера: а) громкими криками; б) выстрелом из ружья;+ в) дымом костра.
9. Васютка не любил: а) кедровок; + б) глухарей; в) дятлов.
10. Что делали родные Васютки: а) были уверены в том, что он сам найдётся; б) потеряли надежду найти его;+ в) продолжали искать и надеяться.
11. Что автор использует в следующем предложении «Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия»: а) сравнение; + б) антитезу (противопоставление); в) метафору.
12. Как Васютка провёл ночь в лесу: а) закутавшись, возле костра;+ б) на дереве; в) в берлоге.
13. Как зовут птицу, которую убивают с помощью собаки? а) глухаря;+ б) кедровку; в) утку.
14. Какие слова деда и отца Васютка вспомнил, когда заблудился в тайге? а) «С тайгой надо дружить!» б) «Тайга хлипких не любит!» + в) «В тайге одному делать нечего!»
15. Почему ворчал дедушка Афанасий: «Нету нам нынче фарту»? а) «Оскудел батюшко Енисей» + б) «рыбаки ушли в низовья»; в) рыба ушла в глубину из-за частых осенних дождей.
16. О чем говорил старинный порядок, когда идёшь в лес? а) идёшь в лес – бери ружьё! б) идёшь в лес – бери компас! в) идёшь в лес – бери еду и спички!+
17. Что предвещает проявление звезд на небе по словам деда? а) холодную погоду; + б) дождь; в) тепло.
18. Первый пароход, который он встретил, выйдя к Енисею, назывался: а) «Клим Самгин»; б) «Серго Орджоникидзе»;+ в) «Александр Блок».
19. Как звали старшину рыбосборочного бота? а) Сан Саныч; б) Игорь Петрович; в) дяденька Коляда.+
20. Родители искали Васютку: а) неделю; б) 3 дня; в) 5 дней.+
II вариант.
2. Выберите, какую из этих птиц встретил Васютка в лесу? а) Куропатку б) Тетерева в) Кедровку+
3. Что лежит в основе данного произведения? а) повествование о трудной работе рыбаков и охотников; б) изображение природы Сибири; в) повествование о приключениях героя в тайге.+
4. По какой причине Васютка бродил по лесу? а) в поисках кедровых орехов для рыбаков; + б) выполняя поручение отца; в) ради удовольствия.
История создания
Читателей, которым понравилось это уникальное произведение, интересует, кто написал «Васюткино озеро». Автором книги является В. П. Астафьев. Она была написана в 1952 году при удивительных обстоятельствах. Автор утверждает, что основой рассказа стал эпизод из его биографии. В школьные годы ему довелось провести несколько дней в лесу вместе со своим отцом Петром Павловичем. Случилось это в период летних каникул. Строгий учитель просит его написать сочинение о том, как школьник провел лето.
Когда Виктор Астафьев передает ему свой рассказ, где были описаны испытания, выпавшие на его долю, педагог испытывает приятное удивление. Сочинение попадает в школьный журнал. Астафьев вырастает и становится писателем. Он решает переписать школьный рассказ, который впоследствии называет «Васюткино озеро». Это первое и наиболее яркое достижение писателя родом из Сибири.
С первых строк автору удается погрузить читателя в удивительный мир сибирской природы. Чувствуется, что он испытывает к ней глубокую любовь. Автор рассказа «Васюткино озеро» В. П. Астафьев ратует за уважение к родным просторам. Он акцентирует внимание на характере героя, его стремлении преодолеть трудности даже в безвыходной ситуации. Рассказ учит никогда не сдаваться. Это его основная мысль. Произведение неизменно включают в различные читательские дневники. Примечательно, что Васюткино озеро существует на самом деле и находится на территории России, в Красноярском крае.
«Васюткино озеро» анализ
Анализ произведений
«Васюткино озеро» анализ — идея, композиция рассказа Астафьева.
«Васюткино озеро» анализ
Год написания — 1956
Жанр — рассказ.
Рассказ автобиографичен, так как основан на воспоминаниях детства и повествует о том, что случилось с писателем на самом деле.
Главная мысль — уметь находить выход в самой трудной ситуации, надеяться на лучшее, не опускать руки
Идея рассказа. Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор.
Главные герои: Васютка – мальчик, 13 лет; мать Анна; отец Григорий Афанасьевич Шадрин – бригадир рыболоведческой бригады; дедушка Афанасий; дядя Коляда – старшина рыбосборочного бота.
Композиция «Васюткино озеро»
Ключевые особенности
Сюжет завязывается в тот момент, когда увлекшийся охотой на дикую птицу подросток теряется в лесу. Кульминация происходит, когда таежники после долгих поисков находят Васютку и спасают его. Развязка — это возвращение парня домой и начало рыбалки на найденном озере. Для этого рассказа характерны следующие особенности:
Астафьев любит использовать в своих произведениях метод сравнения. Также он прибегает к красочному описанию природных объектов, благодаря чему они как будто оживают. Писатель задействует местные слова и выражения, чтобы добавить героям образности.