что пили на тайной вечере

«И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» (Мк. 14:23-25).

Не только пьющие люди, но и многие христиане, известные теологи и проповедники, ссылаясь на определенные тексты Священного Писания, оправдывают умеренное употребление алкогольных напитков (в данном случае вина). Не ради суетных споров, а ради установления истины, мы хотим рассмотреть различные, противоречивые аспекты, связанные с этим вопросом.

Христиане, употребляющие спиртные напитки, обычно говорят, что Сам Иисус Христос пил «вино, которое веселит сердце человека» (Пс. 103:15), превращал воду в вино и на тайной вечере заповедал ученикам Своим пить вино. В защиту вина они приводят знакомые всем, читающим Библию, отрывки из Евангелия: свадьба в Кане Галилейской (Ин. 2:1-10), тайная вечеря (Мф. 26:26-30; Мк. 14:22-26; Лк. 22:17-28; 1 Кор. 11: 23-28); слова Павла в Послании к Тимофею: «. Употребляй немного вина ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5:23); цитату из Евангелия от Матфея: «Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мф. 11:19).

Утверждают, что Христос на свадебном пиру в Кане Галилейской произвел броженое вино, и такое же вино дал пить Своим ученикам на последней Вечере.

Норман Л. Гейслер, например, заявляет, что Иисус «сделал вино, которое люди, присутствовавшие на свадебном пиру в Кане Галилейской, отведав, нашли лучшим, чем вино, которое они пили перед этим. Несомненно, они не могли бы сказать это, если бы оно по вкусу было для них хуже.

Кеннет Л. Гентри тоже придерживается подобной точки зрения: «Прежде всем нам следует вспомнить, что Господь и Его апостолы употребляли (броженое) вино, вопреки факту, что греховные люди предаются этому к их собственному ущербу и деградации» ( Кеннет Л. Гентри, «Христианин и алкогольные напитки», Гранд Рапидс, 1986 г. стр.108).

Для сторонников умеренного употребления алкогольных напитков чудесное превращение воды в вино Христом на брачном пире в Кане Галилейской является главным доказательством того, что Иисус одобрял употребление броженого вина. Они считают, что если Иисус чудесным образом сделал от 450 до 600 литров высококачественного алкогольного вина для брачной четы и гостей в Кане, то это означает, что Он одобрил его употребление в умеренном количестве.

Давайте рассмотрим всегдали ли в Библии греческое слово «ойнос» («oinos») означает «переброженный виноградный сок» («вино»). Оно встечается не тольтко в Библейских текстах, но и в дошедших до нашис работах древнегреческих философов и риторов.

Аристотель (384-322 гг. до Р.Х.), например, советовал употреблять питье, о котором писал: «… хотя оно названо вином (oinos), оно не имеет влияния вина … и не опьяняет подобно обычному вину» («Metereologica» 387. b. 9-13).

Плиний (24-79 гг. по Р.Х.) писал: «Изобретены бесчисленные виды искусственного вина… все они применяются для медицинских целей. Вина наиболее полезны («утилиссимум»), когда вся их сила (алколголь) устраняется посредством фильтрации». Под «фильтрацией» понималась главным образом кипячение с последующим процеживанием (Плиний. Естественная история 14, 18).

Грамматист Атеней (280 г. по Р.Х.) рекомендует больному: «Пусть он принимает сладкое вино («oinos»), разбавленное водой, или подогретое, особенно вид вина («oinos»), называемый «protropos», сладкий лесбосский «glukus», ибо это хорошо для желудка, так как сладкое вино («oinos») не отяжеляет голову» (Athenaeus. «Banquet» 2,24).

Как видим, в апостольские времена именно неброженное вино рекомендовалось для лечения желудка, поэтому Павел и рекомендовал его своему ученику «ради желудка» и «частых» «недугов» (1 Тим. 5:23) и предупреждал: «храни себя чистым» (5:22).

Также и доктор Р. А. Торрей (1856-1928), евангелист и учитель Библии писал: «Нет никакого намека на то, что вино созданное Христом, было опьяняющим. Это было свежее вино. Новое вино никогда не пьянит. Вино не является опьяняющим до тех пор, пока через некоторое время не начнется процесс брожения. Брожение – это процесс разложения. Нет ни единого намека на то, что наш Господь произвел алкоголь, который является продуктом разложения и смерти. Он произвел живое вино, не подвергшееся пагубному влиянию брожения».

Знаменитый раввин М. С. Исаакс говорит: «В Палестине обычно не употребляют перебродившее вино. Наилучшее вино сохраняется сладким и пресным. Евреи на своих религиозных праздниках и свадебных банкетах никогда не употребляли никак «сквашенных» (перебродивших), то есть содержащих алкоголь, напитков. Для своих личных, а также всенародных жертвоприношений и излияний вина они брали от виноградного плода, то есть свежий виноградный сок и изюм, или сушеный виноград, как символ благословения. Закваска для них всегда служила символом распутства, так как и в природе, и в науке закваска сама по себе есть разрушение и гниение».

В силу осознания вредного влияния алкогольного вина объясняет некоторые раввины рекомендуют употребление кипяченого вина. О таком вине в Мишне сказано: «Раввин Ехуда разрешил его (кипяченое вино как приношение), ибо кипячение улучшает его качество» («Энциклопедия библейской литературы Джона Китто» 1845 г, статья «Вино» т.2, 951 стр.). Такое вино, как отмечает «Энциклопедии библейской литературы Джона Китто» было оценено иудеями как самое богатое и наилучшее вино. Талмуд подчеркивает, что употребление алкогольных напитков для играющих на музыкальных инструментах во время брачных торжеств было воспрещено. (Сотах 48а; также Мишна Сотах 9,11). Мы можем сделать вывод, что вино, созданное Христом, было описано как «хорошее вино» из-за того, что оно не было опьяняющим.

Источник

ХРИСТОС И ВИНО

Когда речь заходит о необходимости воздержания от спиртных напитков, пьющие люди нередко говорят, что Сам Иисус Христос пил вино, превращал в вино воду и на тайной вечере заповедал ученикам Своим пить вино; что ж говорить, мол, о нас, грешных.

Рассмотрим все три случая.

1. ХРИСТОС ПИЛ ВИНО

«Ибо пришел Иоанн Креститель, ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: «в нем бес». Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорите: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». И оправдана премудрость всеми чадами ее» (Лк. 7:33-35).

Иоанн Креститель был назорей (Лк. 1:15; Суд. 16:7) и по обету назорейства он не только не пил крепких напитков и вина, но не ел даже как сырых, так и сушеных виноградных ягод (Чис. 6:3-4), не входил в дом, нечистый по причине чьей-то смерти, жил в пустыне, питался акридами и диким медом и вел праведную, благочестивую, посвященную Господу жизнь. Но те из фарисеев и книжников, которые пренебрегли волей Божией, не крестившись от него, назвали его бесноватым.
Напротив, Иисус Христос, Сын Божий, пребывая на земле в человеческом теле, вел другой образ жизни. Он, как врач души и тела, общался со всеми людьми. Евангелие описывает, как Христос пришел в дом фарисея, чтобы разделить с ним трапезу, и там великая грешница помазала миром Его ноги. Христос был также в доме большого грешника, начальника мытарей Закхея, обедал в доме ставшего позже евангелистом Матвея со многими мытарями и грешниками. Потому фарисеи и законники, которым никто не мог угодить, обвиняли Христа в невоздержании в пище и питье, называя его другом мытарям и грешникам.
Но возможно ли, чтобы Иисус Христос, Праведник, Который не знал греха, предавался пьянству, которое осуждалось пророками Ветхого Завета, философскими школами и лучшими религиозными течениями того времени? К тому же посмотрите на Закхея, Матвея и других грешников, с которыми общался Христос (Лк. 19:7-9, 5:27-30, 7:29, 47-48). Все они под влиянием своего Учителя стали праведниками, они не занимались пьянством. На подобное обвинение Господь ответил: «И оправдана премудрость всеми чадами ее». Это означает, что Его дела, сама жизнь Иисуса Христа защитят Его от этого нелепого обвинения. Поэтому многие примут Иисуса Христа как своего личного Спасителя, несмотря на этот оговор, а иные всегда будут против Него.
Следует все же отметить, что, живя в стране, богатой виноградниками, Христос, конечно, употреблял в пищу плоды винограда и пил вино, то есть виноградный сок, в его натуральном, «пресном» виде как общепринятый напиток.

2. ХРИСТОС ПРЕВРАЩАЛ ВОДУ В ВИНО (Ин. 2:1-10)

Знаменитый раввин М. С. Исаакс говорит: «В Палестине обычно не употребляют перебродившее вино. Наилучшее вино сохраняется сладким и пресным. Евреи на своих религиозных праздниках и свадебных банкетах никогда не употребляли никак «сквашенных» (перебродивших), то есть содержащих алкоголь, напитков. Для своих личных, а также всенародных жертвоприношений и излияний вина они брали от виноградного плода, то есть свежий виноградный сок и изюм, или сушеный виноград, как символ благословения. Закваска для них всегда служила символом распутства, так как и в природе, и в науке закваска сама по себе есть разрушение и гниение».
В готовом виде алкоголя нет ни в одном растении. Химики говорят, что природа никогда не создает спиртных напитков, она гноит виноград на ветке, но не превращает сок в вино. То есть алкоголя нет ни в одном продукте природы, он не был сотворен Богом, но искусственно создан человеком через разрушительный процесс сбраживания. Свежее вино, или только что выдавленный виноградный сок, не содержит алкоголя, и если его закупорить в сосуд, куда не будет проникать воздух, оно может храниться в своем естественном виде долгое время.
Всемогущий Христос, сотворивший виноградную лозу, которая впитывает в себя воду и таким образом рождает в ягодах вино, Сам как бы стал виноградной лозой на браке в Кане Галилейской, где мгновенно сотворил то, на что виноградная лоза в природных условиях тратит несколько месяцев. Христос не сотворил искусственного вина, которое пьянит человека. Такое вино не могло бы явить славы Божией. Хмельное вино осуждается в Слове Божием (Ис. Нав. 5:22; Прит. 23:20, 29-32) и служит символом смерти. Ибо сказано, что пьяницы Царствия Божия не наследуют (1 Кор. 6:10). А «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:56).
Потому можно с уверенностью сказать, что вино, которое сотворил Господь, было прекрасным, освежающим и служило символом новой жизни в Царстве Небесном.

3. ХРИСТОС ЗАПОВЕДАЛ ПИТЬ ВИНО НА ТАЙНОЙ ВЕЧЕРЕ

Просмотрите все места, которые описывают тайную вечерю (Мат. 26:26-30; Мар. 14:22-26; Лук. 22:17-28; 1 Кор. 11: 23-28), и вы увидите, что вино там не упоминается вообще. Там сказано, что Христос взял чашу – чашу, которой пользовались во время пасхальной вечери, содержание чаши он назвал «от плода. виноградого», а не искусственным вином, которое содержит алкоголь. Убедиться в том, какой напиток Христос заповедал пить на тайней вечери, мы можем, на примере того, как это делалось на пасхальной вечери.
В книгах Исход, 12:8, 15-20, 34, 39; Второзаконие, 16:3-4, и в других местах Священного Писания запрещено употреблять в пищу и держать в доме все квасное во все дни праздника. Поэтому праздник Пасхи называли еще и праздником опресноков (Лук. 22:7). Нарушение этой заповеди сурово каралось законом. И Христос перед Своими страданиями не мог совершать никакую другую Пасху, как только с опресноками и «бесквасным» вином, или виноградным соком (Лук. 22:13, 18). После этого – после пасхальной вечери – Господь установил тайную вечерю, прообразом которой была Пасха (1Кор. 5:7).
Многие богословы и раввины говорят, что евреи имели такой обычай: хозяин дома во время пасхального праздника брал кисть винограда, которая специально хранилась для этого, и выдавливал из нее сок в чашу. Это также соответствует словам: «И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все; ибо сиё есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мат. 26:27,28). Свежевыдавленная кровь винограда (сок) могла наиболее полно символизировать Кровь Иисуса Христа, которую Он должен был пролить вскоре на Голгофском кресте.

В заключение мне хочется привести слова Иисуса Христа и апостола Павла: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лук. 21:34). «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18).

Источник

Какое вино пили на Тайной вечере?

что пили на тайной вечере. Смотреть фото что пили на тайной вечере. Смотреть картинку что пили на тайной вечере. Картинка про что пили на тайной вечере. Фото что пили на тайной вечере

Для помощи в данном вопросе был привлечен ряд экспертов, среди которых отец Дэниэл Кендалл, профессор католических наук в Университете Сан-Франциско, а также доктор Патрик МакГоверн, приглашенный профессор антропологии в Университете Пенсильвании, который ведет Биомолекулярный археологический проект по кулинарии, напиткам брожения и здоровью.

Когда и где проходила Тайная вечеря?

Для того, чтобы определить место и время Тайной вечери, мы обратились к отцу Кендаллу.

«В соответствии с тремя из четырех Евангелий, Тайная вечеря состоялась во время празднования еврейской Пасхи в четверг», — говорит отец Кендалл. — «Евангелия приводят дату около 30 года нашей веры. Судя по описанию, это был седер, и поскольку он был и остается одним из главных еврейских праздничных ужинов, к столу подавалось вино. В отличие от Иоанна Крестителя, Иисус пил вино».

что пили на тайной вечере. Смотреть фото что пили на тайной вечере. Смотреть картинку что пили на тайной вечере. Картинка про что пили на тайной вечере. Фото что пили на тайной вечере

Это вино подавалось к традиционным блюдам, которые ели в седер. В их числе можно перечислить: марор или хазерет, разновидность горькой зелени; харозет, сладкая и неоднородная паста, которую готовят из фруктов и орехов; карпас, овощ (обычно петрушка или сельдерей), который, перед тем, как съесть, макают в соленую воду; зероа, запеченная голяшка ягненка на кости или куриное крылышко; и бейца, яйца, сваренные вкрутую.

Зная, когда и где проходила Тайная вечеря, мы можем сконцентрироваться на конкретном месте и времени, чтобы сформулировать следующий вопрос нашего исследования: какие стили вина, сорта винограда и методы виноделия использовались в это время?

Вино и виноделие в древнем Иерусалиме

Сведений о сортах винограда во времена Тайной вечери, если они в тот момент вообще существовали, у нас не так уж много. «Первые письменные свидетельства о названиях сортов винограда появились сравнительно недавно, тысячу лет назад или даже меньше», — говорит доктор Шон Майлз, приглашенный профессор в университете Далхаузи и исследователь сельскохозяйственной генетики.

Тем не менее, исторических свидетельств о виноделии в ту эпоху и винах, которые производили и пили люди во времена Иисуса, существует достаточно.

К 30 году нашей эры виноделие на Святой земле уже насчитывало долгую историю. Исследователи полагают, что виноделие в тех местах началось не позднее 4000 года до нашей эры. Виноделы сажали виноградную лозу на каменистых склонах и высекали каменные сосуды, которые использовались для отжима винограда. Среди археологических находок, обнаруженных в районе Ближнего востока, немало глиняных изделий, которые служили для хранения и подачи вина.

что пили на тайной вечере. Смотреть фото что пили на тайной вечере. Смотреть картинку что пили на тайной вечере. Картинка про что пили на тайной вечере. Фото что пили на тайной вечере

«В Иерусалиме особенно ценились насыщенные, концентрированные вина», — говорит доктор МакГоверн.

В то время, как у большинства народов той эпохи было принято разбавлять вино водой, Иерусалим предпочитал насыщенные вина. В Книге Пророка Исайи (1.21-22), автор, обличая столицу Иудеи, сравнивает ее с разбавленным вином:

21 Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь — убийцы.
22 Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою;

В одном из городов Иудеи археологи обнаружили сосуд с надписью «Вино, сделанное из черного изюма». По всей видимости, виноделы засушивали виноград прямо на лозе или раскладывали его на циновках, расстеленных под жарким солнцем Иудеи, чтобы сделать сок ягод более концентрированным и произвести очень сладкое и густое вино. В других местах этого региона археологи находили сосуды с такими надписями, как «копченое вино» и «очень темное вино».

Распространенной практикой было смешивание вина со специями, фруктами и в особенности с древесной смолой. Виноделы верили, что смола мирры, ладана и терпентинного дерева сохраняла вино и помогала избежать его порчи. Они также добавляли такие ингредиенты, как гранаты, корень мандрагоры, шафран и корицу, чтобы улучшить вкус вина.

Мы можем заключить, что во времена Тайной вечери существовала развитая культура виноделия, и что в районе Иерусалима виноделы производили крепкие вина, часто с добавлением смолы, специй и фруктов. Как этот стиль вина соотносится с современными винами?

Воссоздание вина Тайной вечери

«Разумеется, мы не можем быть в этом уверены, но скорее всего, они пили что-то вроде современного Амароне», — утверждает доктор МакГоверн.

Виноделы севера Италии производят вино под названием Амароне, подсушивая виноград на соломенных матах перед тем, как выдавить из него сок. В результате получается сладкое и насыщенное вино темного оттенка, очень похожее на вина, которые пили в Святой земле в библейскую эпоху. «Возможно, они также добавляли в него гранаты, шафран и мирру».

Если вы хотите попробовать вино Тайной вечери, попробуйте взять Амароне и добавить в него несколько капель масла из древесной смолы. Или, если это кажется вам чересчур, добавьте немного фруктов и специй, таких, как гранаты, шафран и корица. Хотя мы не можем быть уверены, что у вас получится полная копия вина, которое пил Спаситель со Своими учениками, наша догадка обоснована научными фактами.

Источник

Какое вино пили на тайной вечере

Вино упоминается в Библии и имеет важное символическое значение в христианстве. Любопытно, какое вино пили во времена тайной вечери? Ученые и археологи пытаются найти ответ.

Хлеб и вино приобрели глубоко символический смысл после их упоминания на тайной вечере. Современные исследователи, тем временем, задаются вопросом: какое же вино могли пить в те далекие времена?

что пили на тайной вечере. Смотреть фото что пили на тайной вечере. Смотреть картинку что пили на тайной вечере. Картинка про что пили на тайной вечере. Фото что пили на тайной вечере

Согласно археологам и историкам, есть неопровержимые доказательства того, что во времена Иисуса, и даже раньше, в этой исторической области производили вино. Есть версия, что тогда пили самые популярные у сегодняшних хипстеров вина: оранжевые, натуральные и нефильтрованные. Получается, что мода на вино последних лет особенно близка к тому, что распивали 2000 лет назад.

Однако профессор Пенсильванского университета в США Патрик Макговерн (Dr Patrick McGovern) считает, что есть основания полагать совсем иное. По его словам, 2000 лет назад производили вино, которое можно сравнить с известным нам Амароне. Это насыщенное красное вино, которое делают из подвяленного винограда на севере Италии. Согласно сохранившимся литературным источникам, вино на территории Иерусалима и Иудейского царства было именно темным и насыщенным. За свои исследования профессора Макговерна прозвали «Индиана Джонс древних вин».

«Вино с местных холмов было настолько мощным, что «побуждало тело к греху», — пишет Макговерн в своей книге «Древние вина».

Вполне возможно, что 2000 лет назад популярными были напитки типа глинтвейна или коктейли из вина. Профессор Макговерн полагает, что в чистом виде употребляли только вина высочайшего качества, которые подвергались выдержке. Чаще вино смешивали с водой или добавляли различные специи и травы: перец, полынь, шафран.

что пили на тайной вечере. Смотреть фото что пили на тайной вечере. Смотреть картинку что пили на тайной вечере. Картинка про что пили на тайной вечере. Фото что пили на тайной вечере

В Евангелии от Марка упоминается вино со смолой растения мирра. Очень может быть, что в те далекие времена в вино добавляли ароматические смолы разных экзотических растений. Согласно древним литературным источникам 1 века н.э., римляне очень любили добавлять в вино масла и смолы, например, ладана и кедра.

«Идея добавлять что-то в вино была вызвана не только необходимостью заглушить признаки испорченного напитка, хотя и этим, безусловно, тоже. Но смолы и специи также продлевали жизнь вину и придавали новые интересные оттенки вкуса», — считает американский ученый.

Исследование ДНК

Другие исследователи ищут ответы непосредственно в винограде. Профессор Гай Бар-Оз (Dr Guy Bar-Oz) из Израильского Университета в Хайфе говорит: «Мы все еще в процессе бесконечных поисков по восстановлению (и возрождению?) утраченного византийского винограда».

Профессор Бар-Оз и его команда изучают ДНК останков виноградных семечек, чтобы узнать больше о технологиях виноделия 1500 летней давности. «Эти данные помогут нам, наконец, разобраться, из какого винограда производили вино: местных сортов или привезенных из Европы. Как только мы определимся с этим вопросом, сможем перейти к следующему этапу: определить конкретные сорта», — рассказывает профессор из Израиля.

что пили на тайной вечере. Смотреть фото что пили на тайной вечере. Смотреть картинку что пили на тайной вечере. Картинка про что пили на тайной вечере. Фото что пили на тайной вечере

Бар-Оз предполагает, что древние вина на территории Негева (пустыня, занимающая 60% современного Израиля) должны были быть очень мощными. «Основные преимущества этих земель: высокое содержание соли в почве и очень много солнца. Виноград, должно быть, был очень сладким. Так что, возможно, высокое качество местного вина объяснялось высоким содержанием алкоголя. Но все это лишь предположения: пока у нас нет никаких доказательств».

Источник

что пили на тайной вечере. Смотреть фото что пили на тайной вечере. Смотреть картинку что пили на тайной вечере. Картинка про что пили на тайной вечере. Фото что пили на тайной вечереswn_lj

Simple Wine News

Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

Слишком много неясного. Богословы никак не могут прийти к согласию даже в том, какой хлеб на том ужине взял в руки Иисус: пресный или квасной. Вопрос не праздный.
Таинство евхаристии, причащение, совершаемое во время литургии, – не что иное, как символическая реконструкция Тайной вечери. Западная церковь употребляет в литургии опресноки, пресный хлеб, а русская церковь, следуя за церковью византийской, – квасной. Евреи на Пасху едят пресную мацу. Евангелисты Матфей, Марк и Лука считают, что Тайная вечеря состоялась в «первый день опресноков», когда евреям уже запрещалось есть квасной хлеб. Евангелист Иоанн же утверждает, что Тайная вечеря состоялась накануне еврейской Пасхи. Византийские богословы в своей полемике с «латинянами» ссылались на Евангелие от Иоанна, а западные богословы – на Евангелия от Матфея, Марка и Луки.
О благословении Иисусом чаши с вином в Евангелиях говорится прямым текстом. Ритуал еврейского пасхального седера окончательно сложился в II–III веках н.э., он был кодифицирован в Талмуде, в трактате «Песахим», и в частности в нем предписывается, чтобы каждый еврей, богатый или бедный, старец или ребенок, во время седера выпивал четыре чаши вина. Хотя относительно детей мнения раввинов расходятся: рабби Иегуда предлагает вместо вина давать им орехи.

Николя Пуссен «Тайная вечеря»

Отражения жертвоприношения

Хотя меню Тайной вечери так и осталось неизвестным, многие великие художники пытались изобразить пасхальный стол на своих полотнах. Мозаика VI века в храме Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне – одно из первых произведений на эту тему. На ней изображен Иисус, восседающий за столом с 11 апостолами – без Иуды Искариота. На столе огромное блюдо с двумя рыбами. Но рыба здесь – примета символизма. Рыба по-гречески ιχθυς – это аббревиатура краткого символа веры: «Иисус Христос Сын Божий Спаситель».
Художники Возрождения очень изобретательны. Мистически настроенный Фра Анджелико изображает Тайную вечерю как мессу, где Иисус причащает апостолов и Деву Марию (хотя о присутствии Марии на вечери евангелисты ничего не сообщают) облатками из золотой чаши (фреска «Установление Евхаристии», ок. 1450). Изображение бокала с красным вином мы впервые встречаем у Джотто на полиптихе, написанном в 1320-25 гг.: бокал держит в руке один из учеников. У Доменико Гирландайо (картина «Тайная вечеря», 1486 г.) на столе перед Иисусом и апостолами рассыпаны вишни – символ Крови Христовой. Вино в стаканах, стоящих на столе, также красного цвета. А вот на картине голландского художника Дирка Боутса («Тайная вечеря», 1464-1467 гг.) вино в чаше, которую благословляет Христос, белое. У Тинторетто на столе Тайной вечери (1592-94) – вазы с фруктами. Сложный натюрморт составил на своем полотне Якопо Бассано (1542): на блюде, расположенном в центре стола, лежит голова барашка, рядом с блюдом – яблоко, по-видимому, оно должно напоминать о грехе Адама и Евы.

Хуан де Хуанес «Тайная вечеря»

Меню по да Винчи

Разумеется, больше всего споров вызывает Леонардо. В 2008 году американский искусствовед профессор Джон Варриано исследовал вопрос о том, что ел и пил Иисус с апостолами на «Тайной вечере» согласно Леонардо да Винчи (1495-98). Так вот, у Леонардо на столе – угорь, его любимая рыба, хоть угорь и относится к нечистым животным в еврейской традиции. Леонардо лишь продолжил общую для итальянского Возрождения традицию отхода от еврейских реалий: ведь и Давид у Микеланджело изваян необрезанным.
В XIX веке реализм диктует возвращение к реалиям. На рисунке «Тайная вечеря» французского художника Джеймса Тиссо (1836-1902) у Христоса и апостолов на головах еврейские молитвенные покрывала, и их фигуры совершенно заслоняют накрытый стол. У русского художника Н. Н. Ге на столе «Тайной вечери» (1861-1863) глиняные сосуды (возможно с вином), а на полу – талес, еврейское молитвенное покрывало.
В ХХ веке еврейская тематика вновь отошла на второй план. Хотя, скажем, у Сальвадора Дали в «Таинстве Тайной вечери» (1955) изображенный на первом плане гранат, разломанный на две части, также может напоминать о еврейских реалиях; впрочем, традиционно гранат у евреев является составной частью не пасхальной трапезы, а новогодней.

Франческо Фонтебассо «Тайная вечеря»

Цвет ночи

Вино, которое пили на Тайной вечере, могло быть красным. По библейским свидетельствам, евреи выращивали как белые, так и красные сорта винограда: «Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора. Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле?» (Ветхий Завет, Ис. 63, 1-3).
Вопрос о цвете вина в первые века христианства не поднимался. Даже в 1170 году, в ходе знаменитого диспута о вере между греками и армянами, византийский богослов Феориан, посланник византийского императора Мануила I Комнина, и армянский католикос Нерсес IV соглашаются с тем, что вино для богослужения может быть и темным (дословно – «черным»), и красным, и белым.
Русская Православная Церковь, выбрав во времена Петра I красный французский Cahor в качестве вина для совершения литургии, руководствовалась тем, что цвет его должен символизировать кровь. В XIX веке вино для церковных нужд перестали импортировать из Франции, а стали делать в Крыму из местного винограда. И оно превратилось из сухого Cahor’а в сладкий кагор. Церковный «Кагор №32», который сегодня использует для богослужений Русская Православная Церковь, — крепленое вино, в которое добавляется виноградный спирт и сахар.
Осведомленный читатель может, впрочем, задаться вопросом, почему же у католиков на мессе все же используется белое вино? Этот обычай восходит к Тридентскому собору (1545-68), когда было предписано пользоваться белыми алтарными покрытиями и пурификаторами (полотняными салфетками) во время мессы. Красное вино оставляло пятна на всём этом белоснежном покрытии, так что его заменили на белое. Рациональные соображения перевесили требование, чтобы вино символизировало кровь.

Сальвадор Дали «Тайная вечеря»

Откуда яичко

В современной Европе главными гастрономическими атрибутами Пасхи, кроме библейского барашка, стали яйцо, кулич и кролик. Яйцо означает новую жизнь и возрождение. Чаще всего его красят в красный цвет (снова жертвенная кровь Христа), насыщенный желтый и зеленый (весеннее солнце и зеленая листва). Обычай дарить крашеные яйца с наступлением весны был придуман не христианами: еще в Древнем Египте весенние яйца символизировали воскрешение из смерти. Покрытые орнаментом страусиные яйца находили в неолитических захоронениях додинастического Египта. Известный исследователь Египта Адольф Эрман пишет, что древние египтяне имели обычай произносить заклинания над яйцами, вылепленными из глины.
В дохристианской Европе также был распространен обычай красить яйца. Друиды окрашивали их в алый цвет в честь Солнца, используя для этого цветки дрока или корень марены. Кельтская богиня красоты и любви Клиодна имела в своем распоряжении двух неземных птиц красного цвета с зелеными головами, которые откладывали голубые и пурпурные яйца (P. B. Ellis. The Druids. London, 1994. P. 60). О яйцах-талисманах у друидов сообщает и Плиний Старший («Естественная история», кн. 29, гл. 12).

Питер Янс «Тайная вечеря»

Пасха а la carte

Барашек был важной частью еврейского пасхального ужина – седера, в Евангелии от Марка говорится: «В первый день опресноков, когда закололи пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим» (Мк. 14, 12).
И сейчас агнец является общим местом пасхальных меню народов Европы, но готовят его по-разному. Во Франции, например, голову барашка (gigot pascal) фаршируют печенью, беконом и травами и слегка обжаривают в масле. Голова барашка, скорее всего, не исконно французский обычай, ведь она была и на столе «Тайной вечери» на картине венецианца Якопо Бассано (1542). Но сегодня в Италии на Пасху принято есть баранину с жареными артишоками, салатом из сладкого перца, оливок и помидоров и соленый пирог с яйцами и сыром. В Германии же главным блюдом на пасхальном столе является запеченная рыба, немцы остаются приверженцами библейского символизма.

Неясно, когда именно Пасха начала ассоциироваться с зайцами и когда детям стали рассказывать о том, что раскрашенные пасхальные яйца приносят зайцы (или кролики). Исследователь немецкого фольклора Элард Мюльхойзе в своей книге «Древняя религия немецкого народа» (Die urreligion des deutschen Volkes. Cassel, 1860) посвящает отдельную главу пасхальным яйцам и их связи с зайцем как сакральным животным. Он упоминает и о том, что заяц был служебным животным у богини Остары из-за своей быстроты и плодовитости. Считалось, что употребление в пищу зайчатины помогает зачатию сыновей – продолжателей рода. Однако далеко не все семейства могли позволить себе такую роскошь, как жаркое из кролика. Процветания же и удачи хотелось всем без исключения. Выход из положения был найден: настоящую дичь заменили зайцы, сделанные едва ли не из подручных средств. Главное, чтобы кролик присутствовал на праздничном столе, а уж из чего он будет – дело десятое. Так и появились все эти многочисленные пасхальные зайцы из плюша и меха, стекла и глины, а также из шоколада, марципана, теста.
Питер Пушистый Хвостик – так называют пасхального кролика европейцы. На Пасху немцы покупают около десяти тысяч тонн шоколадных зай-цев. Это любимое лакомство немецких детей, ра-зыскивающих зайца, спрятанного родителями, в укромных уголках комнаты или сада. Также при желании можно взять живого пасхального кролика напрокат: некоторые зоомагазины предлагают такую услугу. Главное, не забыться и не приготовить его ненароком.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *