что планировалось построить на месте снесенного храма христа спасителя
Храм Христа Спасителя: снос и история возрождения. Справка
Главный храм Русской православной церкви ‑ храм Христа Спасителя ‑ был построен как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года. Торжественное освящение храма состоялось 26 мая 1883 года, в день праздника Вознесения Господня.
После Октябрьской революции 1917 года новой властью был взят курс на идейную борьбу с религией и церковью. После издания декрета советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в 1920‑е гг. в России закрывались сотни храмов и монастырей. Cоветское руководство приняло решение о сносе храма Христа Спасителя и строительстве на его месте грандиозного здания Дворца Советов.
Первое предложение воздвигнуть «новый дворец рабочих и трудящихся крестьян» на месте «дворцов банкиров, помещиков и царей» внес Сергей Киров на I съезде советских депутатов в 1922 г. В 1924 г. после смерти Ленина (21 января) Леонид Красин предложил увековечить имя вождя в архитектурных памятниках на всем пространстве советской России. Эти предложения подхватил выпускник ВХУТЕМАС (Высшие художественно‑технические мастерские) Виктор Балихин, предложив соорудить грандиозное здание, которое должно было стать одновременно памятником Ленину, Коминтерну и СССР. Этот дворец должен был располагаться на высокой точке местности Москвы, чтобы его можно было бы увидеть издалека, – на месте храма Христа Спасителя.
В 1931 г. на заседании правительства по личному распоряжению Иосифа Сталина было решено снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте «главного здания страны» – Дворца Советов.
В мае 1933 г. постановлением совета строительства Дворца Советов был принят проект архитектора Бориса Иофана, по которому храм должна была заменить гигантская башня, увенчанная огромной статуей Ленина, указывающего путь к светлому будущему. Дворец советов планировался как самое высокое здание не только в Москве, но и во всем мире – его высота должна была составить 415 м.
В 1932 г., в год 120‑летия Отечественной войны 1812–1814 гг., исполнялось 15 лет Октябрьской революции и 10 лет создания СССР. Советское руководство хотело отметить оба этих события началом сооружения грандиозного монумента.
В 1931 г. начала действовать комиссия по выявлению ценностей в храме Христа Спасителя, после месяца работы которой был составлен список памятников, подлежащих сохранению. Небольшие фрагменты настенных росписей, малая часть церковной утвари, несколько горельефов были признаны предметами, имеющими художественное значение, и переданы в музеи, все остальное погибло.
После первого взрыва храм устоял, поэтому были заложены новые заряды и прогремели новые взрывы. 5 декабря 1931 г. в 12 часов дня храм Христа Спасителя был уничтожен.
Мрамором из храма Христа Спасителя выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный Ряд», скамейки украсили станцию «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий.
Но грандиозный дворец так и не был построен на святом месте. Для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось около полутора лет, поэтому строительство дворца было начато в 1937 г. К 1939 г. была закончена кладка фундамента высотной части, главного входа и стороны, обращенной к Волхонке. На том все и остановилось – началась Великая Отечественная война.
В сентябре‑октябре 1941 г., когда фашисты рвались к Москве, из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны столицы. После оккупации Донбасса в 1942 г. стальные конструкции дворца были демонтированы и использованы для сооружения мостов на железной дороге для снабжения северным углем центральных районов страны.
В 1960 г. дальнейшее проектирование Дворца Советов решено было прекратить. Многие годы после взрыва на месте величественного храма зияла чудовищная яма. В 1960 г. здесь был построен открытый бассейн «Москва».
Московский речевой обиход, обычно быстро откликающийся на всякого рода новшества в городской жизни, так оценил это событие: «Сперва был Храм, потом – хлам, а теперь – срам».
В конце 1980‑х гг. возникло общественное движение москвичей и всех россиян за воссоздание храма Христа Спасителя.
В 1989 г. было принято решение о восстановлении храма Христа Спасителя в точном соответствии с тем, каким он был построен в XIX веке. В 1990 г. с востока от бассейна был установлен закладной камень. В 1994 г. началась разборка бассейна «Москва», и уже через три месяца, 7 января 1995 г., был заложен первый камень в фундамент возрождаемого храма.
В декабре 2000 г. все работы по внешней и внутренней отделке были полностью завершены. Новый храм отличался от прежнего расширенным цокольным этажом, в котором разместились музей храма, зал Церковных Соборов, церковь Преображения, зал совещания Священного Синода, Трапезные палаты и различные технические службы. В возрожденном храме Христа Спасителя присутствовали и некоторые старые части – мраморные памятные доски из обходных коридоров и фрагменты главного иконостаса.
Воссозданный заново храм Христа Спасителя может вместить 10 тысяч молящихся. Общая площадь строения составила 34 135 квадратных метров. Высота сводов храма превысила 103 метра, высота иконостаса ‑ 27 м. Храм был расписан известными живописцами. Орнаментальная и сюжетная иконопись заняла свыше 22 тысяч квадратных метров.
31 декабря 1999 г. Святейший Патриарх Алексий II совершил малое освящение храма. 19 августа 2000 г., в День Преображения Господня, состоялось Великое освящение возрожденного храма Христа Спасителя.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Что планировалось построить на месте снесенного храма христа спасителя
Чертово раздолье
Место основания Храма Христа Спасителя окутано мифами, легендами и преданиями мистического плана. В книге «Волхонка. Знаменка. Ленивка. Прогулки по Чертолью» историк А.А. Васькин утверждает, что задолго до крещения Руси на этом месте располагалось языческое капище, где славяне приносили жертвы Перуну.
Участок, который ныне окружает улицу Пречистенку, изначально назывался Чертольем. Там вдоль глубокого оврага протекал ручей, он вызывал у людей отвращение из-за зловонного запаха и расположения. Верующие христиане старались миновать Чертолье и поговаривали, что овраг в нем вырыла нечистая сила.
Притча во языцех
При Иване Грозном в Чертолье перенесли Алексеевский женский монастырь, который пострадал во время Смуты, но не менял расположения сотни лет до указа Николая I. В 1830-х годах император велел переместить монастырь в Красное Село и построить на его прежнем месте Храм Христа Спасителя как символ божьей помощи в победе над армией Наполеона.
Согласно распространенной московской легенде, игуменья Алексеевского монастыря Клавдия была против замысла Николая I и прокляла участок бывшего Чертолья, чтобы это место лишилось всякого благополучия. Официальных документов, которые подтверждают это событие, нет, однако построенный храм простоял на «чертовском» месте чуть более полувека, а возведение сталинского Дворца Советов на нем закончилось, едва начавшись. Не стал исключением и бассейн «Москва», что позднее был устроен на этом участке, он тоже довольно быстро канул в лету.
В 2017 году второй мэр Москвы Ю.М. Лужков рассказал «Комсомольской правде» о специальном обряде, на который ему пришлось пойти ради успешного воссоздания Храма Христа Спасителя на злополучном месте. «Мне пришла идея. Построить внизу, на фундаменте Дворца Советов, Храм Преображения Господня. Чтобы получить прощение игуменьи за святотатство 19 века, вынужденное разрушение нашими предками ее намоленного храма и женского монастыря.», — сообщил политик.
Выше головы
По замыслу коммунистических лидеров СССР Дворец Советов должен был стать не просто большим зданием, а огромным сооружением, символизирующим громадный потенциал социалистического государства. Предполагалось, что архитектурная часть сооружения займет около 7 млн м3, а его высота составит более 400 м. Особое внимание уделяли стометровой фигуре В.И. Ленина, которая должна была находиться на самой вершине постройки. Скульптор Г.И. Кепинов называл ее неотъемлемой частью здания, без которой проект не может существовать.
Возведение фундамента Дворца Советов завершилось в 1939 году. Тогда на V пленуме правления Союза советских архитекторов совместно с художниками и скульпторами был обсужден дальнейший план реализации этого проекта. «Если пирамиды Египта и другие величайшие сооружения мира, частично сохранившиеся до нашего времени, являются памятниками эксплуатации и рабства, то наш дворец войдет в историю тысячелетий как памятник освобожденного, созидательного труда, памятник социализма и коммунизма, памятник великой сталинской эпохи.», — провозглашал на собрании архитектор А.М. Заславский.
Однако планам советской власти не удалось осуществиться. Масштаб работы над дворцом был настолько велик, что сроки его реализации сдвигались все дальше, а затем началась война и проект заморозили. Массивность, многофункциональность площадки и трудоемкость создания ее визуальной составляющей шли вразрез с существующими реалиями.
Игра с огнем
В первом выпуске журнала «Наука и жизнь» от 1989 года вышла статья инженера А.Ф. Иванова, который изучал чертежи Храма Христа Спасителя перед его взрывом. В публикации говорилось о том, что автор вместе с коллегой обнаружил тайный подземный ход, проходящий от собора к Кремлю. Планировал его использовать Сталин в своих интересах или нет, остается неизвестным. Однако существует мнение о том, что лидер СССР хотел извлечь из необычных свойств бывшего Чертолья максимальную выгоду, так как верил в сверхъестественное.
В книге И.Г. Сергиевской «Москва таинственная. Все сакральные и магические, колдовские и роковые, гиблые и волшебные места» представлена версия о том, что большевики желали видеть Дворец Советов построенным по образу и подобию священной вавилонской башни Этеменанки. Автор полагает, что огромный зиккурат со скульптурой Ленина должен был сыграть ключевое значение в сооружении мистического «места силы», которое позволило бы Сталину и его легендарному предшественнику получить небывалое могущество.
И.Г. Сергиевская сообщает, что сакральным дополнением к Дворцу Советов могли выступать семь московских высоток, которые были спроектированы по личному распоряжению вождя. Согласно позиции эзотериков, приведенной в книге, эти столичные здания представляли собой многоступенчатые пирамиды, которые возводились с целью воскрешения Ленина и Сталина.
«Москва» – культовый бассейн СССР под открытым небом. Его построили на месте взорванного храма Христа Спасителя
30 лет спустя сюда вернули храм.
Стартовал чемпионат мира по водным видам: первые медали разыграют 13 июля (полное расписание финалов – здесь).
Пожалуй, это хороший повод вспомнить главную водную достопримечательность в истории СССР – грандиозный бассейн «Москва».
Почти 30 лет он был единственным аквапарком Советского Союза. Его открыли в 1960 году – место сразу стало одним из символов столицы. Бассейн действительно был необычным сооружением:
Комплекс долго считался самым большим бассейном в мире – тот самый гигантизм, который так любили в советской архитектуре. Его строили больше двух лет на Волхонке – месте, где раньше стоял храм Христа Спасителя, взорванный в 1931-м по решению Политбюро ЦК КПСС.
Но при Сталине храм сносили, конечно, не ради массового бассейна. Вместо него планировался гигантский Дворец Советов – величественное здание, ставшее бы самым высоким в мире.
Согласно финальному проекту, его высота составляла 415 метров, причем верхние 100 занимала статуя Ленина.
К строительству Дворца Советов приступили уже в 1932-м – на следующий год после сноса храма. Появился огромный котлован, началась укладка фундамента – два бетонных кольца диаметром 140 и 160 метров, рассчитанные на сверхнагрузку будущего Дворца.
Арвидас Юозайтис: «Я выиграл олимпийскую медаль, чтобы вырваться из плена»
Стройку остановила война – на уровне фундамента и мощного каркаса здания из специальной высокопрочной марки стали. К июню 1941-го он достиг высоты 7 этажа – позже вся арматура ушла на военное строительство: железнодорожные переправы, путепровод на Волоколамском шоссе и Керченский мост.
После войны проект Дворца Советов реанимировали, но за следующие 10 лет к работам так и не приступили.
Считается, что идея бассейна на месте большой заброшенной стройки пришла к первому секретарю партии Никите Хрущеву во время ее осмотра – старую площадку заливало водой, превращая территорию в болото. Архитекторам поставили задачу придумать спортивное сооружение на базе оставшегося фундамента – отсюда его круглая форма и внушительный размер.
В центре бассейна располагался тренировочный сектор с дорожками и вышкой для прыжков, все остальное пространство стало зоной свободного купания.
Рядом построили здания с раздевалками, душевыми, буфетом, техническими помещениями; вокруг бассейна расположился мини-пляж с галькой и шезлонгами. Чтобы попасть в бассейн из раздевалок, люди проплывали под водой несколько метров – в проем бетонной стенки.
Поход в бассейн «Москва» сразу превратился в ритуал москвичей и туристов: у касс выстраивались длинные очереди, а на входе образовывались жуткие пробки.
Дефицитными, например, были утренние 7-часовые сеансы – талоны раскупали заранее, чтобы поплавать и взбодриться перед работой.
«Товарищи, время вашего сеанса заканчивается! Посещайте наш бассейн регулярно!» – повторяли динамики каждый час. По вечерам из них звучала эстрадная музыка, а главное воспоминание гостей – сладкий конфетный запах, тянувшийся с шоколадной фабрики «Красный октябрь» (всего 500 метров от чаши).
Игорь Полянский: «Приехали в Новую Зеландию и обалдели: двери в домах стеклянные. С молотком спать, что ли?»
На входе даже у гостей не требовали медицинскую справку – воду пропускали сквозь мощные песочные фильтры и щедро хлорировали; собственная лаборатория бассейна брала пробы каждые три часа.
Особенно популярным комплекс становился в холода: в СССР не хватало крытых бассейнов, купаться на водоемах было уже невозможно, а заграничные пляжные поездки еще маячили в далеком будущем. Зимой купающимся в парной воде лишь советовали почаще нырять – чтобы не переохладить голову на морозе. Кто-то даже надевал под резиновую плавательную шапочку шерстяную.
В минусовую температуру над бассейном всегда висело плотное облако пара. Из-за него сильно страдали от коррозии соседние здания, особенно Пушкинский музей – сотрудников всегда тревожило состояние редких картин в галерее искусств. Комплекс закрывали только в сильные морозы (когда температура падала ниже минус 20) – как раз потому, что пар мешал обзору спасателей.
Владимир Сельков: «В начале 90-х нельзя было спокойно гулять. Или бы шапку сняли, или наваляли просто так»
Все закончилось в 1991-м – посетителей стало слишком мало, бассейн пришел в запустенье, его содержание оказалось слишком дорогим и невыгодным. Он закрылся осенью с первыми холодами – воду не стали нагревать, а просто спустили. На следующие три года территория бассейна снова превратилась в заброшенное пространство, а в 1994-м его разобрали окончательно.
К тому времени уже было решение о восстановлении храма Христа Спасителя. Камень заложили еще в 1990-м – когда бассейн принимал редких посетителей, к строительству приступили только через 5 лет. Для посещения храм открылся в 1999-м.
Что планировалось построить на месте снесенного храма христа спасителя
Эта запись опубликована также в сообществе «История в Фотографиях» foto_history
Сегодня речь пойдёт о мегалактическо-циклопическом проекте строительства Дворца Советов на месте
варварски снесённого Храма Христа Спасителя и всего исторического центра Москвы.
Группа архитекторов изучает макет новостроек Москвы.
Февраль 1952 года.
Автор фотографии Н. Максимов.
Вместе с тем, нереализованный сталинский проект Дворца Советов заслуживает особого внимания,
т.к. по-своему, он был уникален.
Дворец Советов. Проект.
Г|роект строительства Дворца Советов пришёпся на годы становления сталинской неоклассики.
В июле 1933 года развернулась архитектурная дискуссия, в ходе которой конструктивизм был объявлен временным, отчасти полезным, но отчасти ошибочным и уже прёодолённым этапом. (Нередко в упрёк ставилась неспособность конструктивизма овладеть большой формой.)1 Намечалась новая тенденция в работе архитекторов: стремление к синтезу стилей прошлых эпох, но без «стилизаторства» и «механического копирования»2. К употреблению были рекомендованы лучшие образцы мирового наследия — искусство Возрождения, античного Рима и Древней Греции. Поточных определений дано не было. Таким образом, «сталинский ампир» (от фр. етрте — «империя» и по аналогии с ампиром) формировался не в качестве подготовленной программы, а в результате творческих поисков архитекторов в рамках общей концепции создания Большого стиля.
Своего рода отправной точкой нового витка развития советской архитектуры явился проект строительства Дворца Советов.
Идея сооружения возникла в 1922 году на I съезде Советов Союза ССР. Сергей Миронович Киров предложил построить здание, которое явилось бы «эмблемой грядущего могущества торжества коммунизма, не только у нас, но и там, на Западе»3. В связи с этим постановлением уже в 1924 году появляется идея создать на месте храма Христа Спасителя памятник Ленину, который станет «центром новой Москвы». Один из лидеров творческого новаторского архитектурного объединения «АСНОВА» подготовил статью в «Правду», где подчёркивал, что «снос храма в Охотном ряду. предрешён»4. На тот момент предложение показалось слишком радикальным, и В. Балихину было отказано даже в публикации своей идеи. Редактор «Правды» И. И. Скворцов-Степанов вернул статью с припиской: «Боюсь, мы покажемся заслуженно смешными, если будем печатать такие декламации с планами сноса целых кварталов. и таких громад, как храм Христа. Снести-то, пожалуй, натянем силёнок. »5
Скворцов-Степанов не мог предположить, что спустя несколько лет все творческие силы страны будут подчинены исполнению сходного проекта. Для осуществления предложения Кирова было создано несколько организаций: совет строительства Дворца Советов при Президиуме ЦИК СССР, наделённый законодательной властью, исполнительный орган — управление строительством Дворца Советов (УСДС) во главе с начальником М. В. Крюковым, совещательный орган — временный технический совет (ВТС УСДС), преобразованный в постоянное архитектурно-техническое совещание в следующем составе: В. М. Михайлов, И. А. Бродский, В. А. Веснин, А. А. Вольтер, В. Г. Гельфрейх, А. М. Горький, И. Э. Грабарь, И. В. Жолтовский, Б. М. Иофан, Г. Б. Красин, Г. М. Кржижановский, М. В. Крюков, Ф. К. Лехт, А. В. Луначарский, В. Э.’Мейерхольд, К. С. Петров-Водкин, К. С. Станиславский, В. А. Щуко, А. В. Щусев, К. С. Алабян и другие. Для оценки поступавших проектов утверждалась техническая экспертная комиссия под председательством Кржижановского.
Старт проекту был дан 8 июля 1931 года, когда была объявлена программа Всесоюзного открытого конкурса на Дворец Советов.
В ней обозначили главное требование: здание должно стать выдающимся «как по своему архитектурному оформлению, так и по своему художественному месту в общем архитектурном виде Москвы»6.
Было указано и место строительства: «Для постройки намечен участок на набережной Москвы-реки в пределах между Соймоновским пер., Волхонкой пул. Ленивкой с расширением площади путём сноса б. храма Христа Спасителя, части строений по Волхонке и в пределах квартала по ул. Ленивке».
Интересно, что по сохранившимся вторым экземплярам шести протоколов заседаний ВТС УСДС, проведённых с 25 апреля по 4 июня 1931 года, указанное место рассматривалось в последнюю очередь; среди прочих участниками предлагались Ленинские годы, Охотный ряд, Варварка, Китай-город7.
На конкурс было подано 160 проектов и 112 проектных предложений, из них 24 проекта из других стран: США.— 11, Германия — 5, Франция — 3.
Основные положения работ печатались в прессе и активно обсуждались на самых различных уровнях.
В ноябре 1931 года журнал «Строительство Москвы» опубликовал выдержки выступлений рабочих завода имени Сталина. Все сходились во мнении, что «советская архитектура начнётся с-Дворца Советов». «Когда хотят сказать о Париже, то достаточно назвать Эйфелеву башню. Если изображают Америку, Нью-Йорк, то ставят памятник Свободы.
Нам нужно и в Москве поставить что-то замечательное, отличительное среди всех зданий, чтобы когда смотрели на это здание, говорили — это столица СССР»8.
Конкурс проходил в несколько этапов, по ходу которых присуждались промежуточные премии.
В итоге 10 мая 1933 года Совет строительства постановил принять за основу для дальнейшего проектирования работу Бориса Иофана, но с некоторыми изменениями и дополнениями. 18-метровая статуя «Освобождённый пролетарий», значащаяся в проекте Иофана, особым постановлением «О проекте Дворца Советов» заменялась на скульптуру Ленина величиной 50-75 метров. Таким образом, здание представляло собой уже не отдельное произведение, а постамент для фигуры вождя.
В 1934 году авторским коллективом — Иофан, С. В.Щуко и Гельфрейх — был создан эскизный проект Дворца Советов, представлявший сложную многоступенчатую композицию высотой 415 метров при общем объёме 7500 тысяч м3. Центром здания был Большой зал диаметром 140 и высотой 97 метров, рассчитанный на 20 000 человек.
В западном крыле к основному зданию примыкал Малый зал на 6000 человек.
Здание венчала статуя Ленина из высококачественной нержавеющей стали высотой 75 метров.
В документах того времени особенно часто отмечалось превосходство размеров и высоты Дворца Советов над другими архитектурными сооружениями мира.
В брошюрах, посвящённых его строительству, помещали наглядные рисунки, где статуя Ленина высится над статуей рабочего и колхозницы на Советском павильоне Парижской выставки (24,3 метра) и над статуей Свободы в Нью-Йорке (46 метров)9.
В 1939 году проектирование в основном было закончено. Был разработан технический проект, и началось строительство, превратившееся в самостоятельную отрасль. Сталелитейные заводы поставляли недавно созданную нержавеющую сталь «марки ДС», научно-исследовательские институты экспериментировали с акустикой и строительством скоростных лифтов10. Дворец Советов должен был стать центральной высотной доминантой города, на которую были бы ориентированы перспективы улиц и планировка близлежащих кварталов.
В связи с этим рядом были построены соразмерные ему новостройки: Библиотека имени Ленина, гостиница «Москва», здание американского посольства на Моховой улице. В планах значились проекты строительства здания Наркомата тяжёлой промышленности, Дома книги, Дворца техники.
Своей монументальностью Дворец Советов был обязан той идее, которую он должен был воплотить.
Сооружение задумывалось как храм новой религии. Запланированное строительство на месте уничтоженного тоновского храма Христа Спасителя ставило перед Дворцом Советов грандиозную задачу: стать памятником величия коммунистической идеи.
Тексты сталинской конституции планировалось увековечить на каменных стенах. Кроме зала заседаний Верховного Совета здесь предполагалось создать роскошно оформленный Зал героики Гражданской войны и Зал героики строительства социализма, Орденский Зал и Зал Конституции. Темами для внутреннего убранства являлись великие события — от истории освободительной борьбы Интернационала, главных этапов революционного движения в России до индустриализации страны.
Перед главным входом Дворца планировалось соорудить памятники Марксу и Энгельсу, на прилегающей площади — памятники социалистам-утопистам».
По словам А. В. Луначарского, в проекте Дворца Советов было «не возвышение к небу с молитвой, а скорее действительно штурм высот снизу»12.
Судьба проекта Дворца Советов известна: он был остановлен начавшейся Великой Отечественной войной.
Часть фундаментов пошла на сооружение противотанковых заграждений в период военных действий. Но идея постройки существовала ещё несколько лет, пока не было упразднено управление строительством Дворца Советов при Совете Министров СССР.
Позже оно переквалифицировалось в строительство других многоэтажных зданий, используя накопленный с годами опыт предыдущих разработок.
Проект Дворца Советов так и не был осуществлён. Но его влияние на архитектурное пространство того времени невозможно недооценить.
Конкурс, объявленный в 1931 году, имел колоссальный резонанс. В разработке проекта участвовали видные архитекторы со всего мира, представлявшие совершенно различные формы и стили. Символическое соседствовало с технически-функциональным. А выдвинутые требования в полной мере относились и к архитектурным методам в целом. Монументальность здания должна была демонстрировать государственную мощь и силу, идея, заложенная в нём, — отражать мифологемы своего времени.
Неосуществлённый грандиозный проект Дворца Советов стал основополагающим для развития архитектуры 1930-х годов. Ещё будут построены высотные здания в Москве, станции метрополитена, ВСХВ. Поиск Большого стиля продолжался.