что символизирует дважды упомянутый стук топора
8 Что символизирует дважды упомянутый в конце фрагмента стук топора? 9 В каких произведениях русской классики показана драма крепостного и в чем вы видите сходство между Фирсом и героями этих произведений? По «Вишнёвому саду» А. П. Чехова (ЕГЭ по литературе)
Дважды упомянутый в конце фрагмента стук топора символизирует безоговорочный отказ от прошлого. Перед первой ремаркой, в которой передается факт наличия «глухого стука топора по дереву», драматург акцентирует внимание на уходе бывших хозяев вишневого сада. Учитывая, что сад является символом России, то представители прошлого покидают родное государство, не пытаются ничего сделать, оставляя сад деловитому, но ищущему лишь выгоду Лопахину: «Уходят.
Сцена пуста. Слышно, как на ключ запирают все двери…». Покинув имение, Гаев и Раневская забывают даже Фирса – крепостного, который верно служил им. Трагичный финал комедии указывает на незначительность крепостных перед представителями дворянства. Второй звук от удара топором по дереву обозначает окончательный отказ от всего, что связывает их с прошлым, со страной, что подтверждает пафос, с которым автор описал «отдаленный звук»: «замирающий, печальный. ». То есть будущее в руках Ермолая Алексеевича. Таким образом, звуки топора, стучащего по деревьям вишневого сада, свидетельствуют о неотвратимых изменениях.
произвол судьбы, так как их владельцы оставили их: Илья Обломов умирает, Любовь Андреевна и Леонид Андреевич уезжают, забыв верного слугу. В «Капитанской дочке» А. С. Пушкина Савельич, являющийся слугой семьи Гринёвых, отправляется в Белогороскую крепость следить за сыном Андрея Петровича. Персонаж сопровождает главного героя и в поездке к захваченной Емельяном Пугачёвым крепости, невзирая на опасность. Преданный слуга ответственен, добр и честен перед барином. Подобно Фирсу, который с детства ухаживал за Гаевым, Петруша был отдан «на руки стремянному Савельичу» в пять лет за трезвое поведение. Таким образом, все три произведения связаны одной темой, но каждый автор раскрывает ее по-разному.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Что символизирует дважды упомянутый стук топора
Что символизирует дважды упомянутый в конце фрагмента стук топора?
«Вишневый сад» А.П. ЧеховВходит Трофимов, потом Лопахин.Трофимов. Что же, господа, пора ехать!Лопахин. Епиходов, мое пальто!Любовь Андреевна. Я посижу еще одну минутку. Точно раньше я никогда не видела, какие в этом доме стены, какие потолки, и теперь я гляжу на них с жадностью, с такой нежной любовью…Гаев. Помню, когда мне было шесть лет, в Троицын день я сидел на этом окне и смотрел, как мой отец шел в церковь….Любовь Андреевна. Все вещи забрали?Лопахин. Кажется, все. (Епиходову, надевая пальто.) Ты же Епиходов, смотри, чтобы все было в порядке.Епиходов (говорит сиплым голосом). Будьте покойны, Ермолай Алексеич!Лопахин. Что это у тебя голос такой?Епиходов. Сейчас воду пил, что-то проглотил.Яша (с презрением). Невежество…Любовь Андреевна. Уедем – и здесь не останется ни души…Лопахин. До самой весны.Варя (выдергивая из узла зонтик, похоже, как будто она замахнулась; Лопахин делает вид, что испугался). Что вы, что вы… Я и не думала.Трофимов. Господа, идемте садиться в экипажи… Уже пора! Сейчас поезд придет!Варя. Петя, вот они, ваши калоши, возле чемодана. (Со слезами.) И какие они у вас грязные, старые…Трофимов (надевая калоши). Идем, господа. Гаев (сильно смущен, боится заплакать). Поезд… станция… Круазе в середину, белого дуплетом в угол…Любовь Андреевна. Идем!Лопахин. Все здесь? Никого там нет? (запирает боковую дверь налево.)Здесь вещи сложены, надо запереть. Идем. Аня. Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!Трофимов. Здравствуй, новая жизнь. (Уходит с Аней.)Варя окидывает взглядом комнату и не спеша уходит. Уходят Яша и Шарлотта с собачкой.Лопахин. Значит, до весны. Выходите, господа… До свиданция. (Уходит.)Любовь Андреевна и Гаев остались вдвоем. Они точно ждали этого, бросаются на шею друг другу и рыдают сдержанно, тихо, боясь, чтобы их не услышали.Гаев (в отчаянии). Сестра моя, сестра моя…Любовь Андреевна. О мой милый, мой нежный, прекрасный сад. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай. Прощай. Голос Ани весело, призывающе: «Мама. »Голос Трофимова весело, возбужденно: «Ау. »Любовь Андреевна. В последний раз взглянуть на стены, на окна… По этой комнате любила ходить покойная мать…Гаев. Сестра моя, сестра моя. Голос Ани: «Мама. »Голос Трофимова: «Ау. »Любовь Андреевна. Мы идем. Уходят. Сцена пуста. Слышно, как на ключ запирают все двери, как потом отъезжают экипажи. Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно. Слышатся шаги. Из двери, что направо, показывается Фирс. Он одет, как всегда, в пиджаке и белой жилетке, на ногах туфли. Он болен.Фирс (подходит к двери, трогает за ручку). Заперто. Уехали… (Садится на диван.) Про меня забыли… Ничего… я тут посижу… А Леонид Андреич небось шубы не надел, в пальто поехал… (Озабоченно вздыхает.) Я-то не поглядел… Молодо-зелено! (Бормочет что-то, чего нельзя понять.) Жизнь-то прошла, словно и не жил. (Ложится.) Я полежу… Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ничего… Эх ты… недотепа. (Лежит неподвижно.)Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву.
В произведениях Чехова даже звуки имеют свою символику. Стук топора, дважды упомянутый в конце пьесы, символизирует окончательную гибель вишневого сада, а в месте с ним и уход старого, отжившего времени. На смену Гаеву и Раневской приходит Лопахин. Такие люди, как он, готовы к активным преобразованиям. Раневская и ее брат месяцами не могли решить судьбу своего поместья: новый владелец за два дня меняет все до неузнавае
Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам
Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.
8. Что символизирует дважды упомянутый в конце фрагмента стук топора? 9. В каких произведениях русской классики показана драма крепостного и в чем вы видите сходство между Фирсом и героями этих произведений? (ЕГЭ по литературе)
Дважды упомянутый в конце данного фрагмента стук топора имеет большое значение.
Во-первых, первая ремарка символизирует разрушение старого порядка, хозяева покинули свой дом, оставив его деловитому Лопахину: «Слышно, как на ключ запирают все двери, как потом отъезжают экипажи. Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно». Вишнёвый сад — это красивое прошлое дворян, но они не могут сохранить его красоту, поэтому уезжают, не пытаются что-то изменить. Конфликт в произведении несет в себе само время, столкновение страха перед будущим и необратимость перемен, продажа сада становится символом уходящего, звук топора символизирует упадок класса дворян.
Во-вторых, ремарка обращает внимание читателя на драму крепостного — Фирса. Гаев и Раневская уезжают, запирают все двери, забывая о нем: «Фирс (подходит к двери, трогает за ручку). Заперто. Уехали… (Садится на диван.) Про меня забыли… Ничего… я тут посижу…». Слуга Гаева отказался от свободы, когда отменили крепостное право, остался служить в семье Раневской. Герой также относится к «уходящей России» по своим убеждениям, поэтому с продажей сада и разрушением прежней системы, гибелью старого порядка, умирает и он сам.
Таким образом, печальный финал комедии и ремарка, упоминающая стук топора, символизируют окончательное разрушение прошлого, наступление нового времени, необратимых изменений.
Во многих произведениях русской классики показана драма крепостного.
Например, в комедии Д. И. Фонвизина мы видим, как тяжела жизнь Еремеевны. Об отношении Простаковых к ней она говорит: «По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день». Сходство между этой героиней и Фирсом заключается в том, что их труд никто не ценит и не замечает, но при этом они безропотно стараются угождать. Оба персонажа служат своим семьям на протяжении многих лет, привыкли заботиться о каждом. Несмотря на грубость Митрофана, Еремеевна старается опекать мальчика, а Фирс думает о том, надел ли Леонид Андреич шубу, даже когда его одного запирают в пустом доме. Различие же заключается в том, что Еремеевна терпела жестокое обращение Простаковых, которые могли и нагрубить, и даже ударить ее, в то время как к Фирсу относились доброжелательно, хоть и не замечали его труд и заботу.
Драма крепостного также раскрывается в романе И. А. Гончарова «Обломов». Захар находится рядом с Ильей Ильичем с самого детства. За многие годы они даже устали друг от друга: Захар любит своего барина, но, несмотря на это, подчиняется ему неохотно, бывает иногда груб. Его сходство с Фирсом заключается в том, что оба героя настолько привыкли опекать своих хозяев, что Леонид Андреевич и Илья Ильич уже не способны жить самостоятельно. У крепостных нет собственной жизни, они преданы своим хозяевам до самой смерти: Фирс, оставшись запертым в доме, переживает за Гаева, а Захар скучает по барину и часто приходит к его могиле. Различие же между героями в том, что слуга Гаева остается один в запертом доме, его все забывают, а крепостной Обломова становится нищим и начинает пьянствовать лишь после смерти своего барина.
Таким образом, все три произведения связаны одной темой, но каждый автор раскрывает её по-разному.
Символика звука в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»
Разделы: Литература
Пьесы А.П.Чехова – уникальное явление и не только в русской драматургии. А последняя его пьеса «Вишневый сад» (1903г.) особенно. Её можно назвать пьесой – символом. В ней символично всё, начиная с заглавия. Недаром режиссеры сходятся во мнении, что эта пьеса очень трудна для сценического воплощения.
Некоторые из исследователей считают, что чеховский символ особенный. В нем на равных живут совершенно разные стихии – реальность и мистика. Возможно, это относится к главному образу – символу – к образу вишневого сада. В целом же символика Чехова отличается от символа русских символистов. «Для символистов видимая реальность – лишь «паутинная ткань» явлений (Андрей Белый), которая окутывает и скрывает другую реальность – высшую, мистическую. Для Чехова иной реальности, чем та, в которой живут его герои, просто не существует.» 1 Чеховские символы раздвигают горизонты, но не уводят от земного.
Однако «в пьесах А.П.Чехова важна не внешняя событийность, а авторский подтекст, так называемые «подводные течения»». 2
В системе символов «Вишневого сада» особое место занимает звуковая символика (музыкальные звуки, шумовые эффекты), создающая психологический подтекст, поддерживающая напряжённость действия.
«Далее, во втором акте пьесы, под гитару Епиходов напевает: «Что мне до шумного света, что мне друзья и враги…». 5 В авторской ремарке помечено: «Епиходов стоит… и играет на гитаре что-то грустное». Эта песня, действительно грустная, подчеркивает не только настроение Епиходова, но и разобщенность героев, отсутствие взаимопонимания между ними.
В литературоведении существует такое выражение, как «разговор двух глухих». Если старый Фирс «плохо слышит», то другие персонажи вообще не слышат друг друга. Отсюда отсутствие взаимопонимания и разобщённость.
К звуковым эффектам относятся скрип сапог «недотепы» Епиходова и звуки игры на бильярде, которым на протяжении всей пьесы бредит Гаев.
Скрип сапог Епиходова отражает, с одной стороны, его внутреннею скованность, а с другой – претензию на свою значимость.
Бильярд для Гаева – способ уйти в игру от страшной, неуютной жизни, как-то спрятаться, впасть в детство. Поэтому и бормочет он: «Желтого в середину». Поэтому и ходит за ним старый Фирс, как за ребенком: то пальто принесет, то выбранит «недотепой».
Нужно сказать, что музыкальными звуками и шумовыми эффектами третий акт богат.
Свою радость от покупки им имения, «прекраснее которого нет на свете», Ермолай Лопахин выражает не только развернутым монологом, но и хохотом, громким топотом. И зритель уж точно не сомневается, что «идет новый помещик, владелец вишневого сада».
Лейтмотивом проходит в пьесе звук лопнувшей струны, который зрители слышат дважды. Исследователи (З.С.Паперный) отмечали, что этот звук во втором акте объединяет героев, которые до этого момента как бы не слышат друг друга. Чеховская ремарка: «Тишина… Вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный». Вслушиваясь в этот таинственный звук, все начинают думать в одном направлении. Но каждый из героев по-своему объясняет его природу. Лопахин, например, считает, что «где-нибудь далеко в шахте сорвалась бадья, но где-нибудь очень далеко». «Гаев говорит, что это кричит «птица какая-нибудь…вроде цапли». Трофимов считает, что это «филин». У Раневской загадочный звук порождает неясную тревогу: «Неприятно, почему-то» (вздрагивает). Фирс словно подводит итог всему сказанному: «Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь»». 7 Для Фирса несчастьем является отмена крепостного права.
Принято считать, что звук лопнувшей струны символизирует грядущую гибель вишневого сада, прощание героев с прошлым, которое уходит безвозвратно.
Тот же самый звук слышится и в финале пьесы. Кстати, в последней ремарке Чехов почти дословно повторяет описание этого звука, данное в ремарке второго акта. Значение звука тоже повторяется. «Он четко определяет границу времени, границу прошлого и будущего». 8
Однако существует более глубокая в философском плане трактовка этого образа – символа. По мнению Б.В.Катаева, например, в звуке лопнувшей струны «соединилась символика жизни и родины, России: напоминание о её необъятности и о времени, протекающем над ней, о чем-то знакомом, вечно звучащем над русскими просторами, сопровождающем приходы и уходы всё новых поколений». 9
И ещё один звуковой символ – стук топора по дереву, который также повторяется дважды в четвертом акте пьесы.
Первый раз этот стук раздается в самом начале акта, как бы подчеркивая решительность, деловую хватку Лопахина.
В финале пьесы стук топора по дереву и звук лопнувшей струны сливаются в один ёмкий символ. Вот последняя чеховская ремарка: «Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву». Этот звуковой символ знаменует собой конец прежней жизни героев пьесы, создает ощущение их бесприютности, оторванности от своего прошлого, от своих корней.
Однако философская глубина чеховского подтекста, если вспомнить высказывание о звуке лопнувшей струны Б.В. Катаева, позволяет предположить, что этот звук и стук топора по дереву в финале пьесы имеют более глубокую трактовку. Они свидетельствуют о конфликте поколений, о трагедии непонимания людей друг другом, об отсутствии в жизни гармонии и любви, о бесприютности и отсутствии корней, привязывающих человека к дому, к родине, к памяти предков.
Не в этом ли кроется уникальность пьесы «Вишнёвый сад», написанной в самом начале ХХ века и до сих пор не потерявшей своей актуальности?
Итак, анализ последней пьесы А.П.Чехова даёт основание утверждать, что музыкальные звуки и шумовые эффекты, наряду с символикой художественных деталей, образов, мотивов, способствуют созданию в ней эмоционально-психологической напряжённости. «Проблемы, поставленные в пьесе, также благодаря звуковой символике, обретают философскую глубину, переносятся из временного пространства в ракурс вечности. А психологизм Чехова обретает невиданную ранее в драматургии глубину и сложность». 10
1,9. Катаев В.Б. Перечитывая классику. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. Издательство Московского университета. 2002.
2-8,10. Устинова Е. Роль звука в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад». Электронная версия.
8. Что символизирует дважды упомянутый в конце фрагмента стук топора? 9. В каких произведениях показана драма крепостного и в чем вы видите сходство между Фирсом и героями этих произведений? (ЕГЭ по литературе)
8. Рассмотрим, что символизирует дважды упомянутый в конце фрагмента стук топора.
Во-первых, звук ударов говорит о вырубке вишневого сада, олицетворяющего нечто прекрасное, красоту мира. Этот символ уничтожается «деятельным», практичным героем, не имеющем чувств. Персонаж думает лишь о прибыли, которую он получит, когда построит на месте старого сада, оставленного «до самой весны», дачи.
Во-вторых, стук топора по деревьям символизирует прощание Гаева и Раневской со своим детством, с воспоминаниями, родным домом.
Герои не испытывают радости: в отличие от Ани и Пети они тоскуют из-за необходимости оставить прошлое и неготовности принять настоящее: «Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай. ».
Таким образом, в комедии «Вишневый сад» А. П. Чехов изобразил постепенный уход дворянства как класса.
9. Рассмотрим, в каких произведениях русской классики показана драма крепостного.
Во-первых, в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» автор создал образ крестьянина с трудной судьбой. Как и в драме А. П. Чехова «Вишневый сад», в произведении писатель говорит о герое, верная служба которого не была оценена барином по-настоящему. Так, несмотря на помощь Якова во всем, помещик отказался уступить его племяннику невесту. Также сходство поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и драмы «Вишневый сад» заключается в том, что оба героя погибают из-за халатности своих хозяев. Так, Яков совершил самоубийство прямо перед барином, не способным ходить самостоятельно, за то, что его племянник был отправлен в рекруты.
Во-вторых, трудная судьба крепостного показана и в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Как и в драме А. П. Чехова «Вишневый сад», в произведении автор создал образ няни Митрофана, которая присматривала за сыном помещицы, как за родным. Так, Еремеевна вступилась за героя, защищая его от ударов Скотинина, в то время как Фирс заботился, тепло ли оделся его барин. Так же, как и в драме А. П. Чехова «Вишнёвый сад», в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» автор изобразил символическое разрушение дома, в котором служила героиня. Так, Простакова наказывается правосудием за свои грехи, Митрофан отправляется на службу, а судьба его няни неизвестна.
Таким образом, во многих произведениях русской классики изображается драма крепостного, однако каждый автор делает это по-разному.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.