что символизирует избрание нового папы римского
Избрание папы в римско-католической церкви
Методов избрания пап существует несколько.
I. Electio per acclamationem. Непременным условием по этому методу ставится то, чтобы предварительных совещаний не было. Собравшиеся кардиналы сначала приступают к обсуждению общих положений, каких качеств требует данное время и положение дел от папы. Кто-либо высказывает, что, по его глубокому убеждению, никто в такой мере не обладает этими качествами, как преосвященный кардинал такой-то. И все соглашаются. Извещаются тогда больные члены конклава, и если ни от кого из них не последует возражений, то лицо считается избранным. По этому способу избрания пап совершаются довольно редко.
II. Electio percompromissum. Когда не удается избрание по способу ординарному (и эта неудача повторится до 6 раз), прибегают иногда к modus’y electionis per compromissum. Избирают несколько кардиналов – не более 8, не менее 2. Если избираются 2 только кардинала, то они обязательно указывают кандидата в лице кого-либо постороннего; если же их больше 2-х и если не последовало особой оговорки, то они могут избирать и из своей среды. Пассивное право избрания принадлежит всем католикам мужского пола, находящимся в летах разумения и в здравом смысле. Формально не требуется, чтобы кандидат принадлежал даже только к клиру. Так в теории, а факт тот, что с 1378 года, когда был избран в папы не кардинал, бывший епископ барский, Урбан VI до избрания Льва XIII, в течение 500 лет, все папы, числом 55 были из кардиналов.
III. Electio per scrutinium. Мне остается сказать об обычном способе избрания римских первосвященников. Этот способ избрания посредством билетов или шаров называется per scrutinium и является постоянным способом избрания римских первосвященников до настоящего времени. В нем обязывались принимать участие все кардиналы. Дело избрания сложное.
В верхней части бюллетеня, «nomen», между печатными словами: «Ego» и «cardinalis» пишется не имя кардинала, члена конклава, а один лишь кардинальский титул той церкви, где он состоит кардиналом; например, S. Caeciliae, S. Petri, S. Cracis, S. Sixti. Затем, в средней части бюллетеня следуют печатные избирательные слова: «Eligo in Summû Pontificê Revrdsmû Dmnû Meû D. Cardinalem» (т. е. избираю в великого первосвященника, благочестивейшего господина моего господина кардинала), и оставлено место, где каждый член конклава – кардинал пишет имя того кардинала, которого он считает достойнейшим занять кафедру папскую. В нижней части бюллетеня, называемой «Signum», каждый кардинал пишет произвольную цифру, а также начальное слово какой-либо молитвы, тоже произвольно взятое. Nomen и Signum, верхняя и нижняя части бюллетеня, закрываются посредством сгибания краев и запечатываются таким образом: под загнутые края бюллетеня в отмеченные там кружки кладут белый воск и надавливают печатью со стороны печатного текста, так что с этой стороны рельефно выделяются буквы печати. Дело, по-видимому, состоит в том, что на печати вырезываются произвольно взятые буквы и представляется невероятным, чтобы 2–3 лица вырезали на своих печатях одни и те же буквы. К этому необходимо присоединить, что также невероятно, чтобы в Signum вписали несколько кардиналов одну и ту же цифру и одно и то же слово. Какой-нибудь из этих трех произвольных знаков может совпасть, но мы не можем предположить такого случайного совпадения и согласия в 3-х случаях, когда эти знаки совершенно произвольны. Запечатанный бюллетень представляется таким только с краев, а середина его совершенно открыта 1).
Раз бюллетень готов, кардинал поднимает его над своей головой и направляется с ним к капелле. Сохраняя полную предосторожность, чтобы зоркий чей-либо глаз не рассмотрел имени подателя голоса, каждый должен покрывать оборотную сторону бюллетеня разными украшениями, чем предупреждается любопытное желание некоторых узнать имя кандидата папского престола. Подойдя к совершенно открытому алтарю, кардинал преклоняет колено и читает тайно молитву, а громко произносит установленную форму: «Свидетельствуюсь Христом Господом, иже имать судити мя, что я верен избранию и что я также буду действовать in accessu». Затем этот бюллетень он в присутствии 3-х скрутаторов кладет на совершенно плоский дискос, так чтобы скрутаторы могли видеть, что не два или три бюллетеня он полагает, а один. Потом с дискоса бюллетень опускается в здесь же стоящую чашу. Принимаются также меры предосторожности, и скрутаторы устраняют те бюллетени, где написано не одно, а два кардинальских имени. Но если бы случилось, что кто-нибудь сделал попытку огласить, что за данное лицо подает голос именно он, или запечатал бы плохо свой бюллетень, или имя подателя видно было на свете, то этот бюллетень считался недействительным и подлежал безусловному уничтожению.
Если бы оказались такие кардиналы, которые в состоянии были бы доволочить свои ноги до капеллы, но не в состоянии были бы дойти до алтаря, то младший кардинал, приняв клятву, делает известную процедуру с бюллетенем немощного кардинала за него. Если же случится больной кардинал, который и до капеллы дотащиться бы не смог, то кардинал infirmarius берет особый ящик, который раскрывается им в присутствии всех. Все удостоверяются, что ящик пуст, затем infirmarius запирает его, а ключ оставляет в алтаре на престоле, самый же ящик несет к больному кардиналу, который и опускает свой бюллетень через прорезь в ящике. С этим ящиком инфирмарий обходит всех больных кардиналов, которые и опускают в него свои бюллетени об избрании папы.
Теперь наступает церемония выемки бюллетеней из обеих чаш. Для этого обе чаши переносятся на стол, и один из скрутаторов, вооружившись иглой с белой ниткой, опускает руку в чашу, вынимает бюллетень и читает тихо имя кардинала за которого подан голос, и передает из своих рук в руки второго скрутатора, а тот третьему, и этот только провозглашает имя кардинала, стоящее в вынутом бюллетене. Затем составляется протокол, бюллетень прокалывается иглой через печатное слово «eligo», насаживается на нитку и опускается в другую чашу. Кардиналы делают счет подачи голосов за избираемых. При этом может быть два исхода: [или кто-либо получил требуемое число голосов], или вдруг окажется, что все голоса разбредутся, а между тем требуется минимум из голосов всего конклава для законного избрания папы: все кардиналы получают по 2–3 голоса, и результат получается нулевой. Далее избирается комиссия из 3-х членов для проверки деятельности скрутаторов, которые читали и провозглашали имена избираемых на место папы. Эта комиссия поверяет счет голосов. Если счет верен, то приступают к окончательному акту избрания.
Результат должен быть такой, что если кто получит 2/3 голосов, тот признается избранным. Обращается теперь внимание на то, если подано за данного кардинала, например, tituli Sancti Crucis, ровно голосов, [не подал ли он сам за себя голос]. Если всего кардиналов в конклаве 52, то составят 35 голосов. Хотя этого числа голосов совершенно достаточно для законного избрания папы, но мудрость змеиная предполагает возможной и здесь подлость: может быть, кардинал tituli S. Crucis, который получил 35 голосов, подал голос сам за себя, и 35-й принадлежит именно ему. Тогда приступают к раскрытию его бюллетеня и узнают, за кого он подал свой голос. Как это делается, неизвестно. По всей вероятности, проверяют сигнатуру (signa) его бюллетеня. Кардиналы прямо приглашают кандидата на папский престол сказать, какие буквы вырезаны на печати его бюллетеня, и по буквам отыскивают бюллетень, принадлежащий ему. Если окажется два или три бюллетеня с совершенно одинаковыми буквами печати, то спрашивают signum, цифру и слово, произвольно им вписанные. Представляется совершенно невозможным, чтобы тут – если не в цифре, то в слове не было различия. По этому различию и узнают бюллетень кандидата на папский престол. Вскрывают тот его конец, где обозначено «nomen», и оказывается, что он подал голос за кардинала tituli S. Caeciliae, а не за себя (tituli S. Crucis). Тогда совершенно бесспорно, что 35-й голос за него подан другим. Если окажется, что кардинал получит 2/3 голосов †1, то к этой оскорбительной церемонии не прибегают в том простом предположении, что хотя бы он сам за себя подал один голос, тем не менее, 36 и без одного лишнего голоса составляет 23 голосов, необходимых для законного избрания.
Если окажется, что ни один из кардиналов требуемого количества голосов – 35 не получил, а получил, например, 32, так что не хватает только трех голосов для его избрания, то в таком случае допускают возможным, что некоторые кардиналы, не подавшие голоса за него, могут переменить намерение и примкнуть к большинству. Поэтому старый бюллетень сжигается, прибегают к особому виду избрания, называемому «accessus» – приступление (присоединение) к большинству. При самом scrutinium каждый кардинал дает присягу, что будет действовать и при accessus вполне добросовестно. Во-первых, при accessus никто не имеет права подать голос за того же самого, за которого был подан голос при scrutinium. В новых бюллетенях печатается вместо «eligo» (избираю) – «accedo» (приступаю). Кто не желает переменить своего голоса, тот пишет: «accedo nemini» (я не приступаю ни к кому). Во-вторых, при accessus нужно писать голос за того кардинала, который получил большинство голосов при scrutinium. Все бюллетени, в которых написано – accedo nemini, не изменяют избрания.
Нужно заметить, что прием голосов получается в высшей степени своеобразный и он стесняет свободу избрания. Например, кардинал убежден, что кардинал tituli S. Sixti достоин избрания, по крайней мере, достойнее кардинала tituli S. Crucis, за которого стоит, однако, большинство голосов. Но он знает, что кардинал tituli S. Sixti молод или что с ним была какая-нибудь история. Дело очевидное, что кардинал tituli S. Sixti не имеет шансов на избрание, хотя и достоин; однако он останавливает свой выбор не на нем (Sixti), а должен подать свой голос за кардинала святого Креста (Crucis). Но если он знает, что за кардинала tituli S. Sixti подано 15 или 20 голосов другими кардиналами то он находит возможным примкнуть к избранию кардинала tituli S. Sixti. При этом он должен бы заявить: «Я отказываюсь от голосования в пользу кардинала св. Креста и переношу на кардинала св. Сикста», но этого нельзя. Он может только нейтрализовать голос, поданный ранее за кардинала tituli S. Crucis.
Когда окажутся собранными все голоса, то подсчитывают, сколько accessus подано в пользу такого-то. Может быть у одного кардинала и более голосов, но может быть результат и такой, что 2 кардинала получают одинаковое количество голосов. В этом случае accessus не привел ни к чему. После проверки бюллетеней accessus последние сжигаются, и приступают к еще новому accessus. Но если окажется так, что один кардинал получит голосов больше, то проверяется, не подал ли он голоса за себя, и если окажется, что нет, то перевес признается за ним.
Возможно такое явление: один кардинал получит 32 голоса, другой получит 14 голосов, остальные голоса разбрелись различным образом. Когда приступают к проверке accessus, то голоса безразличные откладываются в сторону, а голоса accessus согласные отсчитываются, и приступают к сличению печатей. Например, в печати бюллетеня accessus стоят буквы а. с. d., а в Signum цифра 43 и слово Deus. Подыскивают бюллетень с такой же печатью первого избрания – scrutinium, и выясняется, что подан голос при accessus за кардинала св. Креста, а при scrutinium – за кардинала св. Сикста; следовательно, требование выполнено. Только после такой процедуры возможно избрание и accessus считается законным. Итак, 1) если голоса при scrutinium разойдутся: 32 подано за одного кардинала, 12 за другого, а остальные 8 разошлись, то производится accessus; 2) если за кардинала, имеющего 32 голоса при scrutinium, при accessus подают еще голос трое, то 32†3 составит 35, и он считается избранным на папскую кафедру; 3) но если вдруг из 32 кардиналов, подавших свой голос при scrutinium за кардинала св. Сикста, 2 подадут при accessus голос за кардинала св. Креста, и в то же время окажется, что кардинал tituli S. Sixti получит еще 5 голосов и у него составится 35, то он при accessus имеет на своей стороне большинство голосов. Хотя перерешение и после этой затруднительной и многосложной процедуры возможно, но это сделать уже весьма трудно.
Никто не может быть избран против своей воли. Избранного кардинала спрашивают, желает ли он принять сан. Если последний с оговорками соглашается (могут быть такие кардиналы, которые имеют монашеский сан, а избрание в папы может связать их монашескую совесть, и они могут согласиться на избрание в случае согласия на это их монашеского начальства), то голос всех кардиналов, со слезами на глазах, заставляет монаха смиренно повиноваться избранию. После этого спрашивают избранного, какое имя он желает принять, что, в сущности, необязательно, так как он может оставить свое прежнее имя (Маркелл, например, оставил свое прежнее имя). Во всяком случае, возглашается имя избранного папы, а потом диакон-кардинал старейший возглашает об избрании с балкона народу, и начинается первое преклонение перед новым папой.
В избрании папы в полной силе действует дух нецерковности, дух недоверия друг к другу. Но это племенное свойство западной Европы, нашедшее приют даже и в этом святом деле.
Ср. И. И. Соколов, Избрание патриархов в Византии с половины IX до половины XV века (843–1453 г.). Христ. Чтение, 1907, март-июль (и отдельно). Его же, Избрание александрийских патриархов в XVIII и XIX столетиях. Христ. Чтение, 1911, июль-декабрь А. Б.
См. изображение бюллетеня, например, у А. П. Лопухина, История христианской церкви в XIX веке. Т. 1. Спб. 1900, стр. 41. А. Б.
Как проходят выборы нового Папы Римского
Чтобы заставить кардиналов поскорей избирать папу, Григорий Х издал в 1274 г. особый закон о конклаве, который с небольшими изменениями сохранился по сей день.
Согласно этому закону, конклав следует созвать на десятый день после смерти папы. Десять дней церковь обязана соблюдать траур. За это время нужно похоронить папу в городе, в котором он умер. Конклаву надлежит собраться в здании, служившем резиденцией покойному папе. Кардиналы замуровываются на время конклава в отведенном для них помещении. Каждому кардиналу для отдыха отводится только одна комната. Если по истечении трех дней кардиналы не изберут папу, то количество блюд сокращается им до одного на следующие пять дней. Если и после этого срока папа не будет избран, то кардиналы остаются на хлебе и воде до тех пор, пока выборы папы не состоятся. В задачу конклава входит только избрание папы, он не полномочен решать какие-либо другие вопросы.
В конклаве имеют право участвовать все кардиналы, даже те из них, кто ранее был отлучен от церкви. Для избрания папы необходимо набрать не менее 2/3 голосов кардиналов, участвующих в конклаве. Папой может быть избран любой из кардиналов, присутствующих на конклаве или отсутствующих, или любое другое лицо: не только кардинал или рядовой священник, но и мирянин.
Через «руоту» каждое утро передаются «с воли» для участников конклава свежие продукты, овощи, фрукты, медикаменты. Газеты передавать запрещено, равно как и передавать радиоприемники, магнитофоны, радиопередатчики, кино- и фотоаппаратуру, аппаратуру для микрофильмирования, телевизоры. За нарушение правил виновные караются отлучением от церкви.
После того как камерленго сообщает фамилию избранного папы, он спрашивает его: «Согласен ли ты с избранием тебя на должность верховного понтифика?» («Acceptasne electionem de te canonice factum in Summum Pontificem?») Как правило, избранный соглашается. Тогда камерленго спрашивает его, каким именем он желает назваться («Quo nomine vis vocari?»).
Папа может выбрать себе любое имя, но, как правило, это имя какого-либо папы-предшественника, чьего курса намерен придерживаться новый понтифик. Только одно имя, Петр, принадлежавшее легендарному апостолу и первому папе, не повторяется в папском реестре. Считается, что тот папа, кто отважится присвоить себе это имя, будет последним.
Иоанн-Павел II внес изменения в процедуру избрания Папы
Следуя давнишнему обычаю, «Universi Dominici Gregis» устанавливает, что выборы нового папы требуют двух третей голосов присутствующих на конклаве кардиналов, если количество выборщиков делится на три без остатка, если же нет, необходимо две трети плюс один голос.
Но если после тридцати четырех голосований за тринадцать дней конклаву не удалось выбрать ни одного большинством в две трети, документ объявляет действительными выборы абсолютным большинством, если абсолютное большинство кардиналов-выборщиков согласятся на процедуру. В этом положении кардиналам также разрешается ограничить число кандидатов до двух из тех, кто получил наибольшее количество голосов на последнем голосовании, проведенном по правилу двух третей.
Ни один конклав с 1831 г. не занимал более четырех дней. Учитывая ожидания Церкви и мира, трудно представить, что конклав сможет выдержать две недели, даже принимая во внимание более приемлемые бытовые условия в Domus Sanctae Marthae. Новые правила сделали невозможным для непримиримого меньшинства, составляющего одну треть выборщиков, блокировать выборы кандидата, который является явным фаворитом.
Как выбирают папу римского
В выборах понтифика могут принимать участие кардиналы не старше 80 лет
Папа римский выбирается собранием кардиналов, известным как конклав. Эти выборы имеют очень древнюю историю и окружены завесой тайны.
Сейчас в мире есть 203 кардинала из 69 стран. Они выделяются среди других католических иерархов своими красными одеяниями.
По правилам, установленным в 1975 году, конклав не может состоять более чем из 120 кардиналов, и в выборах папы не могут принимать участия кардиналы старше 80 лет. Таких в настоящее время 118.
Теоретически папой может быть избран любой католик мужского пола. Однако на практике, практически без исключений, им становится кто-то из кардиналов.
Ватикан уверяет, что этот выбор исходит от Святого Духа. На самом же деле в этом процессе много политики. Кардиналы формируют группы, поддерживающие того или иного кандидата, и даже те из них, кто имеет мало шансов на папство, могут оказать существенное влияние на выбор понтифика.
Избранный понтифик станет духовным лидером для более чем миллиарда католиков во всем мире, и его решения будут иметь непосредственное отношение к самым насущным проблемам их жизни.
Завеса тайны
Выборы папы римского проводятся в обстановке строгой секретности, практически не имеющей аналогов в современном мире.
Голосование проходит в Сикстинской капелле
Кардиналов буквально запирают в Ватикане до тех пор, пока они не примут решения. Само слово «конклав» означает «запертая комната».
Процесс может занять несколько дней. В минувшие столетия случалось, что конклавы продолжались неделями и даже месяцами, некоторые кардиналы не доживали до их конца.
За обнародование информации о ходе дебатов на конклаве нарушителю грозит отлучение от церкви. Перед началом голосования Сикстинская капелла, где оно проводится, тщательно проверяется на предмет записывающих устройств.
После начал конклава кардиналам запрещен всякий контакт с окружающим миром, за исключением случаев, когда требуется неотложная медицинская помощь. Запрещены радио, телевидение, газеты, журналы и мобильные телефоны.
Весь обслуживающий персонал также дает клятву молчания.
Голосование
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
В день начала работы конклава процессия кардиналов двинется в Сикстинскую капеллу.
Имена кандидатов пишут на листке бумаги, стараясь делать это так, чтобы никто не мог догадаться, чье имя вписывается.
Раньше нового Папу выбирали большинством в две трети голосов. Иоанн Павел II внес в Апостольскую конституцию 1996 года изменения, позволяющие выбрать Папу простым большинством голосов, если выбрать нового понтифика не удается после 30 раундов голосования.
Новый понтифик затем выбирает себе церковное имя, надевает папскую мантию и приветствует верующих с балкона Собора святого Петра.
Как выбирают Римского Понтифика
12 марта состоится Конклав по избранию нового Папы Римского
Как выбирают Папу Римского? Кто такие кардиналы? В каком случает архиереев сажают на хлеб и воду? Почему человеку, избранному на престол святого Петра, меняют имя? Какое отношение к выборам Папы имеет Микеланджело Буонарроти? Рассказывает иеромонах Русской Православной Церкви, итальянский историк, исследователь Восточного христианства и писатель, сотрудник ОВЦС Иоанн (Гуайта).
Sede vacante
Иеромонах Иоанн (Гуайта)
С 20 часов 28 февраля сего года для Римской Католической Церкви открылся период Sede vacante — вакансии папского престола.
По правилам, установленным Папой Иоанном Павлом II, с этого момента лишаются мандатов руководители всех подразделений Римской курии, в том числе государственный секретарь (кардинал Тарчизио Бертоне) и кардиналы (или архиепископы), являющиеся префектами конгрегаций, председателями папских советов, и т. д. Продолжают работать секретари департаментов Ватикана, Камерленг Святой Римской Церкви (Тарчизио Бертоне), который является местоблюстителем Апостольского Престола, и декан Коллегии кардиналов (Анджело Содано), который обычно созывает и возглавляет конклав. Однако на сей раз Декан Коллегии не будет принимать участие в конклаве по причине возраста.
Также продолжают работать главный Пенитенциарий (португальский кардинал Мануэль Монтейро де Кастро), кардинал Викарий по граду Рим (итальянец Агостино Валлини), кардинал Ключарь Ватиканской базилики (итальянец Анджело Комастри, он же викарий по государству Ватикан), Элемозинарий Его Святейшества (итальянский архиепископ Гвидо Поццо), папский Церемониймейстер (монсеньор Гвидо Марини), Заместитель Госсекретаря (сардинский архиепископ Анджело Бечью), Секретарь по отношениям с государствами («министр иностранных дел» Святого Престола, французский архиепископ Доминик Мамберти) и все апостольские нунции.
Правила выборов, установившиеся в традиции Церкви
Правила избрания Понтифика устанавливались постепенно и много раз менялись по ходу развития истории Католической Церкви. В древней Церкви часто епископы назначали своих преемников; это, по всей вероятности, происходило и в римской Церкви. Но со временем епископы стали выбираться клириками и верующими данной области, чаще всего — аккламацией (per acclamationem), т. е. провозглашением; иногда в результате достигнутой договоренности между участвующими в выборах — консенсусом (per compromissum), и только намного позднее Церковь прибегла к способу тайного голосования (per scrutinium). После выхода эдикта Константина Великого, по решению папы Марка от 336 года, в выборах стали принимать участие только клирики римской Церкви. В процессе избрания епископа для значимой кафедры (например, метрополии) участвовали действующие епископы близлежащих епархий, в особенности, если эти последние подчинялись данной вакантной кафедре.
В VI веке император Юстиниан (527–565) вводит правило, по которому выборы папы требуют обязательного утверждения императором. В Средние века большое влияние на выбор Пап оказывали светские лица: Понтифика либо назначали, либо утверждали сначала Остготские короли Италии, затем византийские императоры, а с IX века — правители Священной Римской империи.
В 1059 году папа Никола II решает доверить выборы папы только кардиналам-епископам, а в 1179 году папа Александр III устанавливает правило, по которому решение о назначении папы может приниматься только полным составом Коллегии кардиналов.
Точные Правила выбора пап, частично действующие и сейчас, были приняты на II Лионском Соборе 1274 года после того, как процесс избрания папы Григория X занял почти 3 года, точнее, 1006 дней. В соответствии с этими Правилами кардиналы должны были собираться в закрытом помещении и не имели права на отдельные комнаты. Ни один кардинал не должен был иметь более одного служителя, разве что был болен. Питание доставлялось через окошко и, если выборы продолжались более 3-х дней, сокращалось до одного блюда на прием, а еще через пять дней происходило дальнейшее сокращение питания до приема только хлеба, вина и воды. Кроме того, в течение всего периода sede vacante все церковные доходы кардиналов находились в руках Камерленга (управляющего делами), который затем передавал их в распоряжение нового Папы.
Эти правила в ходе истории не раз изменялись. В 1621 году папа Григорий III ввел тайные выборы. Практически все последние папы вводили изменения, несколько меняющие процедуру выборов. Такие нововведения были приняты и при Иоанне XXIII, и при Павле VI, и при Иоанне Павле II и при Бенедикте XVI.
Кардиналы
Итак, сегодня выборы Папы Римского проходят во время Конклава — ассамблеи, на которую собираются кардиналы-избиратели. Кардинал в Католической Церкви — не чин, а достоинство. Кардинал — это архиепископ (или митрополит, или патриарх какой-нибудь Католической Церкви восточного обряда), получивший право голосовать на выборах Папы. Кардиналов единолично назначает Понтифик.
Когда Папа решает возвести в кардинальское достоинство какого-либо архиерея, он сначала сообщает свое решение заинтересованному лицу; затем предает огласке его имя перед кардинальской Коллегией. Иногда, по политическим или иным причинам (например, если человек живет в стране, где преследуют христиан), Папа может сообщить человеку о его возведении в кардиналы, но не оглашать решение, а держать его «в своем сердце» (in pectore). Если Папа умирает, не огласив имя тайного кардинала, человек больше не сможет считать себя таковым.
Начиная с 1059 г. кардиналы стали единственными избирателями Папы, а с 1150 г. они стали образовывать кардинальскую коллегию во главе с Деканом (им являлся епископ города-порта Остии) и Камерленгом.
В XII веке в Коллегию вошли и прелаты, которые проживали далеко от первопрестольного града. Все кардиналы, даже те из них, которые имели только иерейский или диаконский сан, получили больше власти, чем простые архиереи, не являющиеся кардиналами: они могли голосовать на Соборах и пользоваться другими привилегиями. В XIII—XV вв. число кардиналов обычно не превышало 30. В конце XVI в. Папа Сикст V установил, что их должно быть 70 — 6 из епископов, 50 из иереев и 14 из диаконов.
В 1962 Иоанн XXIII решил, что все кардиналы должны быть епископами, а его преемник Павел VI три года спустя включил в кардинальскую коллегию патриархов католических Церквей восточного обряда и установил, что при исполнении 80-летнего возраста все кардиналы перестают работать в структурах римской Курии, а также теряют право участвовать в Конклаве. В 1973 г. этот же Папа решил, что кардиналов-избирателей не должно быть больше 120.
По ныне действующему каноническому праву Католической Церкви кардиналами могут стать и иереи, но пока это очень редкие случаи. Они должны получить архиерейскую хиротонию, но и здесь бывают исключения. Чешский иезуит, специалист по православной духовности о. Фома Шпидлик в возрасте 84 лет был возведен в кардинальское достоинство Папой Иоанном Павлом II. Но пожилой иезуит не пожелал получить архиерейское рукоположение и с разрешения Понтифика остался кардиналом-иереем.
Несмотря на то, что сегодня все кардиналы имеют архиерейский сан, они до сих пор делятся на традиционные три ордена: архиереи, пресвитеры и диаконы. Управляя одновременно своей епархией в какой-нибудь стране мира, каждый кардинал входит в клир града Рима или близлежащей территории.
Это значит, что каждый кардинал, в зависимости от своего «кардинальского стажа», значимости управляемой им епархии и т. д., числится диаконом или пресвитером в каком-нибудь из храмов Вечного Города или епископом в одной из 7 ближайших епархий, называемых sedes suburbicariae, т. е. «загородные кафедры» — Остия, Альбано, Фраскати, Палестрина, Порто Санта Руфина, Сабина, Веллетри. Декан Коллегии кардиналов традиционно носит титул епископа Остии.
До II Ватиканского собора старшие из кардиналов действительно управляли этими епархиями. Ныне же они только носят титул, а в действительности епархией управляют проживающие на их территории викарные епископы.
Работающие в Курии и не имеющие своей епархии кардиналы обязаны проживать в Вечном граде; те кардиналы, которые управляют своей епархией в какой-либо стране мира, должны приезжать в Рим каждый раз, когда их собирает Папа. Во главе Коллегии кардиналов стоит Декан или, в его отсутствие, Субдекан.
Декан не имеет никакой прямой власти над другими кардиналами, а является primus inter pares (первым среди равных). После смерти Декана кардиналы-епископы (которые носят титулы «загородных епархий») собираются вокруг Субдекана или старшего среди них и выбирают нового Декана. Его избрание должно быть утверждено Папой.
Приготовление Конклава
Название избирательной ассамблеи для выборов Понтифика, Конклав, происходит от латинского выражения cum clave, т. е. «(запертые) ключом». Оно связано с воспоминанием об одном реальном событии из истории латинской Церкви. В 1270 г. кардиналы, собранные для выбора Понтифика, в течение полутора лет никак не могли договориться. Тогда жители города Витербо, где тогда находилась резиденция Понтифика, заперли их в папском дворце, сильно сократили им пищу и разобрали крышу зала для голосования.
После этого кардиналам понадобилось еще 15 месяцев, и только 1 сентября 1271 они выбрали Папу Григория Х. Именно этот папа через 3 года собирает II Лионский Собор, на котором, как уже говорилось выше, и были приняты четкие правила, по которым следовало избирать Папу.
В Конклаве не участвуют те кардиналы, которым на день смерти Папы (или его ухода на покой) уже исполнилось 80 лет, однако они могут быть избраны на Римский Престол. По каноническому праву Католической Церкви Папой может быть избран не только кардинал, но любой католик мужского пола, даже мирянин, но не состоящий в браке.
Если избранник не состоит в архиерейском сане, по правилам Ordo rituum conclavis, непосредственно после его согласия он должен получить все соответствующие рукоположения. Историки полагают, что в первые века истории Церкви имели место случаи, когда Папой избирали оглашенного, который тут же получал крещение, а затем диаконское, иерейское и архиерейское рукоположения.
Если Папой избран иерей, Декан кардинальской коллегии должен возглавить церемонию его архиерейской хиротонии; если же избран диакон, то Декан сначала рукополагает его в пресвитеры, затем в архиереи, а если избран мирянин, то, соответственно, рукополагает сначала в диаконы, затем в пресвитеры и после этого — в архиереи.
В действительности с XIV века папами избираются только кардиналы: избранный в 1378 году Папа Урбан VI был последним не из кардиналов.
В настоящее время в Католической Церкви насчитывается 209 кардиналов, из которых 117 имеют право голосовать, а 92 не обладают этим правом, поскольку их возраст превышает 80 лет.
Бывший старший архиепископ украинских греко-католиков кардинал Любомир Гузар, родившийся 26 февраля 1933 года, не сможет принять участие в Конклаве, так как ему исполнилось 80 лет за два дня до ухода Папы на покой; а родившийся 5 марта 1933 года кардинал Вальтер Каспер примет участие, несмотря на то, что к моменту открытия Конклава ему будет уже больше 80 лет.
На сегодняшний день известно, что в Конклаве будут участвовать 115 кардиналов, так как один не сможет по состоянию здоровья и еще один, оказавшийся в центре очередного скандала, решил не появляться в Риме.
Сразу после смерти Папы (или его ухода на покой) начинают работать так называемые «конгрегации». Они, в сущности, являются своего рода временным правительством Церкви. Существуют «генеральные» и «партикулярные» конгрегации.
Генеральные конгрегации собираются каждый день, в них участвуют все кардиналы, в том числе и те, которые не могут голосовать (по причине возраста) в Конклаве. Их возглавляет Декан, или Субдекан, или старший из кардиналов, имеющих право на голос в Конклаве.
Генеральные конгрегации принимают все главные решения во время вакансии папского престола. Это, прежде всего, решения относительно похорон Папы, организационные вопросы о проживании кардиналов, назначение даты начала Конклава и др.
Во время работы одной из первых генеральных конгрегаций кардиналы произносят первую клятву — сохранять тайну относительно всего, что касается выборов Понтифика. Также во время работы Конгрегаций, до начала Конклава, кардиналы слушают первую проповедь, которую к ним обращает специально избранный для этого монах, известный своей благочестивой жизнью.
Одновременно собираются и «партикулярные конгрегации», которые решают менее важные вопросы по мере их возникновения. В них участвуют Камерленг и три кардинала (один от каждого «ордена»). Эти три кардинала выбираются жребием и меняются каждые три дня.
По нормам канонического права Конклав должен открыться не раньше, чем через 15 дней после начала вакансии папского престола, но и не позднее 20 дней.
Эти 15–20 дней нужны для организационной подготовительной работы, для того, чтобы дождаться приезда в Рим кардиналов со всего мира, а также для того, чтобы до начала голосования кардиналы успели пообщаться между собой и обсудить кандидатуры. Однако Папа Бенедикт XVI предоставил кардинальской коллегии право открыть Конклав не дожидаясь 15 дней после ухода Понтифика, если все голосующие кардиналы успели добраться до Рима.
Традиционно Конклав проходит в Сикстинской капелле. Построенная в 1475—1481 гг., эта известная во всем мире капелла называется Сикстинской в честь заказчика Папы Сикста IV делла Ровере. Капелла украшена знаменитой фреской «Страшный суд», созданной одним из самых великих художников эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти.
Сикстинская капелла. «Страшный суд» Микеланджело Буонарроти
Секретность
Конклав проходит в условиях строгой секретности. В Сикстинской капелле, где проходят голосования, помимо кардиналов-избирателей никто не должен находиться. Сами кардиналы, за все время Конклава живут на территории Ватикана в Доме Святой Марфы, специально построенной гостинице, где в это время никто другой проживать не может.
Как только начинается первое заседание и до обнародования результатов избрания нового Папы кардиналам строго запрещается любое общение с внешним миром: они не только не могут встречаться с людьми, не имеющими отношение к избранию Понтифика, но не могут разговаривать по телефону, писать письма, пользоваться любыми средствами коммуникации.
Кардиналы также не могут покидать территорию государства Ватикан. А если на самой ватиканской территории кардиналу встретится человек, не участвующий в Конклаве (в том числе клирик или другой кардинал, не имеющий право голосовать), он должен воздержаться от общения с этим человеком.
За все время Конклава в распоряжении кардиналов имеются два врача, несколько исповедников, говорящих на нескольких языках, и несколько человек технического персонала. Все эти люди тщательно выбираются Камерленгом, получают от него благословение на исполнение своих обязанностей и подписывают клятву о том, что если они случайно узнают что-либо, касающееся выборов, то будут хранить вечное молчание.
Нарушение этими людьми секретности является преступлением, которое наказывается отлучением по заранее вынесенному решению от Церкви latae sententiae, т. е. автоматическим отлучением, которое не предполагает вердикта церковного суда. Господа кардиналы строго призываются перед лицом своей христианской совести («graviter onerata ipsorum conscientia»), сохранять тайну и после избрания Понтифика.
После завершения строительства Сикстинской капеллы и почти до конца ХХ века во время Конклава кардиналы жили в палатах, прилегающих к самой капелле. Это было крайне неудобное для пожилых людей импровизированное жилье, часто без удобств; зато кардиналы могли попасть в капеллу, не выходя на улицу. Папа Иоанн Павел II специально для Конклава построил на территории Ватикана дом Святой Марфы. Это обычная гостиница с маленькими одноместными номерами с удобствами.
Раньше во время Конклава кардиналам не только запрещалось общение с внешним миром, но считалось, что им и между собой не стоит общаться. Каждый из них должен был голосовать по совести и «secundum Deum» — так, как вдохновлял их сам Господь. Поэтому договоренности между голосующими кардиналами, обсуждения возможных кандидатур и даже просто разговоры считались неуместными.
Во второй половине ХХ века, до начала строительных работ дома Святой Марфы, папа Иоанн Павел II велел включить в проект и небольшие залы для того, чтобы кардиналы могли свободно собираться группами, разговаривать о насущных проблемах Церкви и даже обсуждать кандидатуры.
За несколько дней до начала Конклава Сикстинскую капеллу проверяют с помощью соответствующих технических средств на предмет отсутствия в ней аудио- и видеозаписывающей или передающей техники. Во время Конклава кардиналам запрещается пользование магнитофонами, радио, фото- и видеотехникой, сотовыми телефонамии т. д. Все записи, собственноручно сделанные кардиналами за время заседаний, сжигаются в конце каждого дня.
Конклав
Итак, в пятнадцатый день после ухода Папы или позднее (но до двадцатого дня) Декан коллегии кардиналов возглавляет особую мессу Pro eligendo Papa («для выбора Понтифика»), которая может служиться в соборе Святого Петра или в другом храме. Затем кардиналы, имеющие право голосовать, собираются в определенный час пополудни в Капелле Паолине Апостольского Дворца и с пением молитвы Veni Creator, призывающей помощь Святого Духа, переходят процессией в Сикстинскую Капеллу к месту проведения выборов.
Конклав обычно возглавляет кардинал Декан или Субдекан. По правилам, установленным Иоанном Павлом II, если Декан и Субдекан не участвуют в голосовании по причине возраста, собрание кардиналов-выборщиков проходит под председательством самого старшего из них по возрасту.
Прежде всего кардиналы дают клятву. Декан или старший из избирателей читает общий длинный текст о том, что они обязуются хранить вечное и полное молчание относительно обстоятельств выборов Папы. Затем каждый кардинал по очереди, держа руку на Евангелии, завершает обет словами: «И я, кардинал N, обещаю, обязуюсь и клянусь. И да поможет мне Бог и Святое Евангелие, на котором лежит моя рука».
После того, как клятва произнесена последним избирающим кардиналом, Главный Папский Церемониймейстер объявляет extra omnes («Все вон!») и все не имеющие отношения к Конклаву лица должны покинуть Сикстинскую Капеллу. Младший кардинал диакон запирает дверь и начинается Конклав.
Остается монах-проповедник, который произносит перед кардиналами вторую проповедь. После этого и он покидает Сикстинскую Капеллу вместе с Главным Церемониймейстером. Затем следуют молитвы.
Если, как мы видели, раньше существовали различные способы избрания Папы (per acclamationem или per compromissum), то сегодня по правилам, установленным Папой Иоанном Павлом II в. 1996 г., Папа избирается исключительно тайным голосованием (per scrutinium).
В начале каждого заседания Конклава младший кардинал-диакон жребием выбирает трех ответственных за подсчет голосов (Scrutatores), трех ревизоров (Revisores) и трех помощников, которые, среди прочего, собирают избирательные бюллетени у болящих (Infirmarii).
Бюллетень — прямоугольный. На нем написано: Eligo in Summum Ponteficem «Выбираю в Верховные Первосвященники», и в него вписывается имя человека, за которого отдается голос. Каждый кардинал в порядке старшинства подходит к алтарю. Представ перед фреской Страшного Суда кисти Микеланджело, он произносит следующую клятву: Призываю в Свидетели Христа Господа, Который будет меня судить, что я выбираю того, кто, как я считаю пред Богом, должен быть выбран». Затем кладет бланк на поднос так, чтобы все могли его видеть, а уже с подноса перекладывает его в большую емкость и возвращается на свое место.
После того, как все кардиналы-выборщики опустят свои бюллетени в урну, бланки пересчитываются. Если количество бюллетеней не совпадает с количеством выборщиков, все бланки сжигаются, и сразу переходят к новому голосованию. После того, как все проголосуют, трое, отвечающие за подсчет голосов, считают бюллетени, проделывают в них дырки и сшивают. После проведения подсчета ревизоры проводят полный контроль.
Для выбора Римского Понтифика необходимо иметь 2/3 положительных голосов от общего числа присутствующих выборщиков. Если после первого голосования не достигается 2/3 голосов, немедленно проводится повторное голосование без переизбрания Scrutatores, Revisores и Infirmarii и без повторной клятвы. После 1 или 2 голосования и перед тем, как кардиналы покинут Сикстинскую Капеллу, сжигаются бюллетени и все листки с заметками, сделанными кардиналами во время подсчета голосов.
Перед началом Конклава в Сикстинской Капелле устанавливается маленькая печка, в которой сжигаются бюллетени после каждой сессии голосований. В соответствии с традицией, если на данной сессии Папу избрать не удавалось, к бланкам прикреплялись кусочки мокрой соломы, и дым при сжигании таких бюллетеней был черным. Это извещало верующих, собравшихся на площади Святого Петра, что выборы Папы не состоялись. Если же Папа был избран, сжигали только бюллетени, и дым из печки выходил белым. В настоящее время цвет дыма достигается путем добавления специального красящего вещества.
Со времени последнего конклава 2005 года, чтобы избежать неясности, устанавливаются 2 печки: одна — простая, в которой сжигаются бюллетени и прочие бумаги, другая — электронная, которая производит и добавляет к дыму цветовые добавки. Более того, в том же году решили белый дым сопровождать звоном колоколов собора Св. Петра, чтобы у зрителей не было сомнений относительно цвета клубов дыма, выходящих из трубы.
По окончании выборов кардинал Камерлинг Святой Римской Церкви готовит рапорт, который согласовывается также с тремя кардиналами-ассистентами. В нем объявляется исход выборов по каждой из проведенных сессий. Такой рапорт затем передается Папе и хранится в специальном архиве, в закрытом конверте, чтобы никто не смог его открыть без разрешения Верховного Понтифика.
В первый день Конклава после утренней мессы Pro eligendo Papa, проповеди и всех необходимых подготовительных процедур может быть проведено только одно голосование во второй половине дня. Если в этом голосовании никто не выбран (или голосование первого дня Конклава не проводилось), в каждый следующий день должно проводиться по четыре тура голосования: два утром и два вечером.
В случае, если кардиналам-выборщикам по прошествии трех дней (т. е. 12 или 13 голосований) не удастся договориться о выбираемом кандидате, выборы приостанавливаются на один день с тем, чтобы сделать перерыв на молитву, на свободное обсуждение кандидатур и на короткое духовное увещание со стороны Протодиакона (старшего кардинала ордена диаконов). Затем выборы повторяются по той же самой схеме.
После семи туров голосования, если выбор не сделан, проводится еще один перерыв на молитву, обсуждение и духовное увещание Протопресвитером (старшим кардиналом ордена пресвитеров). Затем переходят к еще одной серии, также максимум из семи сессий, за которой следует, в случае отсутствия результата, еще один перерыв на молитву, переговоры и увещание, которое уже проводит Декан или, в его отсутствие — старший кардинал ордена епископов. Затем снова приступают к выборам и также голосуют максимум 7 раз.
По правилам, установленным Папой Иоанном Павлом II, если после всех этих попыток перевес в 2/3 голосов все-таки не будет достигнут, начиная с 34-го голосования (или 35-го, если в день открытия Конклава первое голосование состоялось), Папа избирается простым большинством. Но кардиналы должны решить: либо голосование продолжается без исключения какого-либо кандидата, либо выбор производится из двух кандидатов, получивших на последнем туре голосований наибольшее количество голосов, при этом эти двое кандидатов в таком голосовании не участвуют.
Папа Бенедикт XVI изменил это правило: начиная с 34-го или 35-го голосования, баллотируются только два кандидата, и перевеса в 2/3 все равно нужно достичь.
Каноническое право предусматривает автоматическое отлучение кардинала от Церкви latae sententiае в случае симонии или давления на других кардиналов.
После канонического совершения процесса выборов младший из кардиналов Диаконов вызывает в зал Секретаря Коллегии кардиналов и Главного Церемониймейстера, затем кардинал Декан или первый из кардиналов по старшинству от имени всей Коллегии выборщиков испрашивает согласия избранного в следующих выражениях: «Принимаешь ли каноническое избрание тебя Верховным Первосвященником?» И как только получает согласие, спрашивает: «Каким именем хочешь, чтобы тебя назвали?».
Тогда Главный Церемониймейстер, выступая в качестве нотариуса, в присутствии призываемых в этот момент двух свидетелей, составляет официальный документ о согласии избранного быть новым Понтификом и принятии им нового имени.
Традиция смены имени после избрания Папой восходит к времени Папы Иоанна II, избранного в 533 году, имя которого было Меркурий. Он посчитал ненадлежащим, чтобы епископ Рима носил имя языческого бога. После него и другие папы выбирали новые имена по причине их неблагозвучия по-итальянски. Ни один папа, имевший до избрания имя Петр (как Иоанн XIV или Сергий IV) не захотел именоваться Петром II в знак глубокого почтения к апостолу Петру.
Изменение имени стало правилом, но, все-таки, были и исключения; например, выходец из Голландии Адриан VI, который был папой в течение всего лишь одного года (1522–1523), при рождении был наречен именем Адриаан. А итальянец Марцелл II звался от рождения Марчелло и умер через 22 дня после избрания Папой в 1555 году.
После согласия новоизбранного Папы быть Верховным Первосвященником сжигают бюллетени без влажной соломы, чтобы получить белый дым. Если избранный Папа не имеет епископского сана, он немедленно рукополагается в епископы. Затем он препровождается в ризницу Сикстинской капеллы, в так называемую «комнату плача» (camera lacrimatoria), где подготовлены 3 папских одеяния 3-х разных размеров. Известна в связи с этим история с новоизбранным папой Иоанном XXIII, который был достаточно грузным. Для того чтобы его облачить в папские одеяния, пришлось разрезать одежды самого большого размера и скрепить их большими булавками.
После облачения в папские одежды новоизбранный возвращается в Сикстинскую капеллу и садится на кафедру. Кардинал Декан возглашает: «Избран на кафедру Петра» и зачитывает отрывок из Евангелия от Матфея 16, 13–19, в котором говорится о первенстве Петра в апостольском служении.
После Евангельского чтения и молитвы за нового Папу кардиналы подходят к верховному Понтифику с тем, чтобы засвидетельствовать ему свое почтение и послушание. В завершение исполняется гимн благодарения Господу, называемый Te Deum. На этом Конклав завершает свою работу.
Кардинал Протодиакон (в настоящее время им является француз Жан-Луи Торан) выходит на центральную лоджию Базилики св. Петра, так называемую лоджию благословения, на которую перед этим вывешивают ковёр с гербом предыдущего понтифика, и объявляет: «У нас есть Папа!» (Habemus Papam!). Текст этого традиционного обращения к пастве звучит так: «Я говорю вам о великой радости: У нас есть папа! Высокопреосвященнейший и достойнейший господин, господин [имя], Кардинал Святой Римской Церкви [фамилия], который взял себе имя [тронное имя]».
Сразу после этого обращения, новоизбранный Папа дает свое первое апостольское благословение Urbi et Orbi, «городу и миру».
Вплоть до выборов папы Иоанна Павла II не было принято, чтобы новый Понтифик произносил свою первую речь, обращаясь к народу, собравшемуся на площади Святого Петра до его благословения. Уже папа Иоанн Павел I хотел обратиться к верующим, но церемониймейстер его остановил, заметив, что такая речь не была предусмотрена ни протоколом, ни традицией.
За публичным объявлением выбора Папы и его первым благословением следует, как правило, через несколько дней, торжественная коронация в соборе святого Петра в Ватикане. Так начинается процесс вступления в должность Папы.
В последующие дни Папа посещает патриаршие базилики Святого Павла Вне Стен и Санта Мария Маджоре и процесс завершается торжественной церемонией вступления во владение Латеранской базиликой, которая является кафедральным собором первопрестольного Вечного Града.