Что такое офлайн мероприятия в доме культуры
Концерты, фестивали и другие офлайн-события: когда они вернутся и как это будет
Уже сейчас многим странам удалось преодолеть пик заболеваемости и приблизиться к постепенному снятию строгих карантинных мер. Кажется, пройдет еще немного времени и все вернется на круги своя. Но каким будет первый концерт после отмены самоизоляции? Пойдут ли зрители смотреть выступление любимого артиста, если придется отправиться в концертный зал в маске и перчатках? Какие изменения ждут ивент-индустрию в целом? Об этом мы расспросили экспертов отрасли.
Первые мероприятия после карантина. Что это будет?
Денис Максимов / предоставлено организаторами
Денис Максимов, ивент-продюсер, генеральный директор компании Артего, организатор церемоний награждения Олимпийских игр в Сочи, реалити-шоу M1 Fighter, Redbull paper wings National finals 2019, коммерческих музыкальных событий: «Думаю, первыми вернутся ивенты, связанные со спортом. В целом спортивные мероприятия вообще не требуют зрителей — вся монетизация осуществляется за счет трансляций, а потому эта сфера может выйти из кризиса практически моментально. Следом стартуют концерты-квартирники по приглашению и концерты с ограниченным количеством гостей. После снятия всех официальных ограничений пройдет бум государственных мероприятий, бюджет на которые уже выделен — их необходимо провести как можно скорее. А вот крупные частные концерты и фестивали вернутся самыми последними. Кстати, несмотря на предложение организаторов вернуть деньги за билеты перенесенных событий, большая часть зрителей предпочла дождаться новой даты. Они ждут приезда своих кумиров, а значит, спрос ожидается даже более высокий, чем ранее».
Роман Цыганов, генеральный продюсер и основатель 2BTREND Group. Один из крупнейших игроков ивент-рынка в государственном секторе: «Все зависит от сроков отмены самоизоляции. Если это будет лето, то, конечно, первыми мероприятиями станут фестивали. Но, скорее всего, все начнется с государственного сектора. У мероприятий, связанных со спортом, молодежью, так называемых стратегических, бюджет никто не отбирал. Следом вернутся ивенты, связанные с промоутированием алкоголя и сигарет — а это зачастую вечеринки. И именно по ним: по эмоциям, танцам, веселью, красивым нарядам, по живому общению — люди соскучились больше всего. У вечеринок есть еще одно преимущество. Поскольку во главе организации любых мероприятий посткоронавирусной эпохи будет безопасность и организаторы обяжут гостей носить маски и перчатки, вечеринки позволят органично вписать эти требования в антураж мероприятия. Тусовщики наденут скафандры, противогазы, маски, что угодно — и это будет круто! Думаю, нас ждет всплеск постапокалиптических тем».
Когда состоятся первые офлайн-события?
Юлия Жоля / facebook.com/julia.medvedeva.5494
Юлия Жоля, исполнительный директор и член правления Национальной ассоциации организаторов мероприятий (НАОМ), владелец агентства Show&Motion: «Первое реально крупное мероприятие состоится в 2021 году. Будет это концерт или выставка. Возможно, это случится чуть раньше, если официально снимут ограничения, но я сомневаюсь. Думаю, в любом случае, это будет очень позитивно. Люди соскучились по мероприятиям. Так что, уверена, на будущий год мы без работы не останемся».
Азат Галямшин, учредитель и генеральный продюсер компании по организации зрелищных событий iPro.Show: «Первое масштабное офлайн-событие произойдет тогда, когда это будет безопасно для организаторов и участников. Учитывая, что на подготовку крупного фестиваля или зрелищного мероприятия необходимо в худшем случае три-четыре месяца, а в лучшем — от полугода, вряд ли стоит ждать эти события раньше осени 2020 года. Учитывая множество ограничений как для посетителей, так и для организаторов, даже осенние коммерческие фестивали ввиду потенциально низкой посещаемости могут быть перенесены на 2021 год».
Будет ли спрос?
Роман Цыганов: «Будет страх. Думаю, даже когда объявят о возобновлении массовых мероприятий, люди никуда не пойдут. Во-первых, мы отвыкли от такого досуга. Многие сменили образ жизни и отправились за город. Есть мнение, что люди истосковались по ивентам и пойдут куда угодно, но я считаю иначе. Скорее наоборот: люди станут разборчивее, потому что за два-три месяца самоизоляции они нашли более полезные и интересные варианты времяпрепровождения, занялись спортом, начали читать книги. И нужно время, чтобы вернуться в ритм тусовок».
Денис Максимов: «Вероятно, старшее поколение предпочтет дольше оставаться дома и воздерживаться от массовых мероприятий. Это может сказаться на театрах, концертах классической музыки — они дольше будут терпеть убытки. А вот на концертах российской эстрады это, скорее всего, не отразится, так как они финансируются за счет телетрансляций, а зал можно будет заполнить за счет снижения цен на билеты. Безусловно, какое-то время люди будут соблюдать меры предосторожности, но не более».
Что ждет ивент-индустрию?
vk.com/parklivefest
Денис Максимов: «Крах индустрию точно не ждет. Музыкальные мероприятия в течение года восстановятся полностью. Скажем, в Канаде после эпидемии птичьего и свиного гриппа и достаточно суровых ограничений в начале 2010-х ивенты вернулись в полном объеме. Мы пойдем по этому же пути. С большой вероятностью сократятся или полностью уйдут корпоративы, что, конечно, повлияет на доходы звезд. Но ничто не остановит людей, которые захотят попасть на концерт любимого исполнителя. Потому что эти эмоции не заменит ни один онлайн-суррогат».
Роман Цыганов: «Концерты, безусловно, вернутся. Ни война, ни конец света не могут выбить из человека потребность в коллективном восторге. А вот ивент-индустрия в целом претерпит изменения. Не восстановятся в полном объеме презентации, фешн-показы, потому что онлайн-формат этих мероприятий дает те же результаты, что и офлайн, при меньших затратах. Вообще ивент-индустрия в последние годы перенасыщена, сплошное месиво. Скажем, в 2008 году (мировой финансовый кризис. — Прим. ред.) рынок мероприятий тоже существенно пострадал, потребовалось два-три года на его восстановление. При этом прежние масштабы так и не были достигнуты: остались в прошлом грандиозные вечеринки, рейв. Сейчас нас ждет примерно то же самое, зато ивент-индустрия может выйти на новый уровень. Появятся новые лидеры и новые перспективы».
Азат Галямшин: «Одно скажу точно: впечатления, за которыми наши посетители приходят на мероприятия, не получить в онлайне, какой бы степени диджитализации они ни достигли».
В ситуации карантина и самоизоляции переходим на домашнее киносмотрение. Чтобы не растеряться во всем разнообразии, советуем найти фильм в наших подборках или огромном каталоге по жанрам или годам с непредвзятыми кинорецензиями наших читателей.
Онлайн и оффлайн мероприятия
Пандемия внесла значительные коррективы в проведение корпоративных и бизнес мероприятий, которые из офлайна постепенно переходят в онлайн пространство. В чем разница между этими форматами, и какой из них лучше? Предлагаем разобраться.
Основные понятия онлайн и офлайн мероприятий
Для начала стоит точно определить, что подразумевает каждый из форматов. Офлайн мероприятие предполагает «живое» реальное общение между людьми. Проводится в специально предназначенных для этого залах или на природе.
Онлайн события проводятся по видеосвязи через интернет, при этом их участники могут находиться в разных уголках мира.
Что лучше – онлайн или офлайн мероприятие? На этот вопрос не будет однозначного ответа. Каждый формат имеет свои особенности, достоинства и недостатки. Успех и продуктивность зависят исключительно от организаторов. Чтобы понять, какой формат подходит лучше именно вам, можно сравнить их по нескольким основным характеристикам.
5 отличий между форматами
Сейчас среди крупных компаний популярны гибридные мероприятия. Они предполагают формат, при котором сотрудники головного офиса проводят встречу в офлайне, в то время как региональные сотрудники подключаются онлайн.
Основные задачи мероприятий
Как видите, вне зависимости от формата, основные задачи компании остаются неизменными.
Востребованные форматы
Во многом формат встречи зависит от целей, которых планирует достичь руководство компании. Многие из них можно проводить как путем личных встреч, так и благодаря интернету, но есть и исключения. Любой из них команда DoctorTeam поможет провести на высшем уровне. К наиболее популярным форматам относятся следующие.
Деловые мероприятия
Корпоративный формат
Этапы проведения eventa
Организация офлайн мероприятия любого формата – непростая задача, требующая огромного количества сил и времени, для успешного проведения необходимо решить массу задач. Подготовку к нему можно разделить на несколько этапов.
Помимо основных этапов существует еще масса нюансов, о которых не стоит забывать. Чтобы не упустить ничего, и быть уверенным в результате, компании обращаются к event-специалистам.
Не стоит обольщаться, думая, что с организацией мероприятий в интернете все очень просто и не вызывает никаких сложностей. Да, в этом случае нет нужды продумывать меню и заниматься трансферами. Но от этого подготовка не становится похожа на легкую прогулку. Это не менее кропотливая работа, которая требует внимания.
Некоторые этапы подготовки схожи с теми, которые требуется пройти для проведения «живого» мероприятия.
Соскучились по общению: как деловые мероприятия возвращаются в офлайн
Переход в онлайн: вынужденно и временно
На деловые мероприятия пандемия повлияла не меньше, чем на ресторанный бизнес и индустрию путешествий. 87% организаторов отказались от проведения форумов, конференций, выставок и других событий, показывал опрос PCMA. В условиях локдауна пришлось отменять мероприятия по всему миру — от международного автосалона в Пекине до ежегодной конференции Facebook в Сан-Хосе.
В РФ из-за коронавируса не смогли провести три крупнейших деловых события года — РИФ в Сочи, ПМЭФ в Санкт-Петербурге и Восточный экономический форум. В первых двух случаях организаторы говорили о переносе, но новые даты так и не объявили.
Большая часть деловой активности целиком или полностью перекочевала в онлайн. Наиболее заметно и масштабно это получилось у технологических компаний. Например, в цифровом формате прошел Adobe Summit, который ежегодно принимал тысяч и делегатов в Лас-Вегасе. Компания организовала онлайн более 100 различных сессий. А SAP для онлайн-версии своей традиционной конференции Sapphire Now создала собственную цифровую платформу — с тематическими каналами, советами и инсайтами.
Многим казалось, что деловая жизнь онлайн — это навсегда. Почти четверть респондентов в опросе PCMA выражали опасения, что дистанционный формат полностью вытеснит традиционные очные мероприятия.
Но вскоре после снятия ограничений стало ясно, что бизнес не готов жить только виртуальной жизнью. В первый же посткарантинный месяц деловая активность в Москве выросла на 35% к прошлогодним показателям: сработал отложенный спрос. А как только власти разрешили массовые мероприятия, оживление началось и в ивент-индустрии.
Незаменимые элементы: живое общение и внутреннее волнение
Одно из первых крупных деловых событий в России после пандемии — Тюменский нефтегазовый форум (TNF), намеченный на 22-24 сентября. «Бизнес-сообщество соскучилось по живому общению. Заменить его виртуальным довольно трудно. А контакты, которые устанавливаются в ходе личных встреч, не сравнить по эффективности с онлайн», — объясняет решение вернуться к офлайну программный директор форума и гендиректор Агентства развития научно-образовательных проектов Антон Машуков.
Он подчеркивает, что в ивент-индустрии, как и во многих других отраслях, тоже сформировался отложенный спрос. Поскольку большинство мероприятий в нефтегазовой отрасли были отменены, к TNF ожидается повышенный интерес. «За время изоляции накопилось много новых идей, планов и проектов. Самое время их сейчас реализовать», — говорит эксперт.
По словам организаторов, у них нет опасений по поводу количества гостей: за две недели до TNF было зарегистрировано около 2 тыс. человек. Участие подтвердили глава Минприроды Дмитрий Кобылкин, председатель фонда «Сколково» Аркадий Дворкович и губернатор Тюменской области Александр Моор. На форум приедут делегации крупнейших нефтегазовых компаний, включая «Газпром нефть», «Роснефть», «Лукойл», «Новатэк» и «Сургутнефтегаз».
Площадь Выставки инноваций ТЭК, которая проводится в рамках форума, в этом году увеличится на 40% — до 2,4 тыс. кв. м. Всего здесь заявлено более 60 участников, в том числе резиденты «Сколково».
Именно выставки, по мнению экспертов, сложнее всего заменить онлайн-форматами. «Выставки осязаемы и дают возможности, которые просто нельзя воспроизвести в электронном виде, даже в самом реалистичном виртуальном мире. Каждому, кто был на фестивалях в Эдинбурге, Гластонбери или на Чемпионате мира по футболу знакомо это внутреннее волнение от того, что ты становишься частью живого события и находишься среди близких по духу людей», — отмечают в британской компании Apex, которая работает в ивент-индустрии около 30 лет.
Антивирусные меры: плюс анализы, минус фуршеты
Запланированный в Тюмени форум пройдет по законам пандемийного времени. Как рассказали в оргкомитете, всем участникам и гостям рекомендовано пройти экспресс-тест на COVID-19. Они могут сдать анализ в терминале B «Шереметьево», в тюменском аэропорту «Рощино» или павильоне регистрации на площадке форума. Результаты обещают уже через 30-45 минут. Гостям с положительным тестом откажут в посещении.
При входе на площадку у посетителей будут измерять температуру и установят санитайзеры для обработки рук. Все поверхности планируется обрабатывать дезинфицирующими средствами каждые полчаса. Персонал обеспечат защитными экранами и перчатками, а каждый участник получит личный набор средств защиты вместе с раздаточными материалами. «Это наша новая реальность», — признают организаторы.
Из-за коронавируса на форумах и других массовых мероприятиях поменяется система питания. Традиционные фуршеты и ужины с плотной рассадкой может заменить еда в индивидуальных упаковках и бесконтактный шведский стол.
После пандемии: гибрид онлайна и офлайна
«Постковидные» деловые мероприятия будут отличаться от привычных версий не только мерами безопасности. За время карантина бизнес, в том числе ивент-индустрия, неплохо освоил онлайн. Теперь организаторы могут проводить события и очно, и дистанционно.
«Общая эволюция мероприятий неизбежна — будущее за комбинированными форматами, когда офлайн- и онлайн-направления будут сосуществовать», — считает директор Фонда Росконгресс Александр Стуглев.
В оргкомитете TNF подчеркивают, что форум будет проводиться одновременно в обоих форматах. Весной в рамках подготовки к событию организаторы запустили серию онлайн-сессий на платформе TNF Online. Теперь здесь планируется трансляция форума с возможностью участвовать в обсуждениях.
«Если в офлайн-формате мы физически ограничены пространством площадки, то здесь ограничений нет, — указывает программный директор TNF. — Любой желающий из любого уголка мира может присоединиться к дискуссиям на Тюменском нефтегазовом форуме, трансляциям пленарных сессий и других мероприятий».
Всего с помощью платформы организаторы надеются привлечь более 20 тыс. человек.
«Пока Москва не торопится возвращаться к массовыми мероприятиям, фокус деловой активности смещается в регионы. В частности, на Тюменскую область и ТЭК как одну из ключевых отраслей экономики», — добавляют организаторы TNF. При этом в регионах, по словам Машукова, форумы и конференции отличаются «некоей кулуарностью». Например, при желании здесь можно пообщаться с топ-менеджерами крупных компаний, в то время как на столичных площадках такой возможности обычно нет.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.
Электронный журнал о благотворительности
Филантроп
«Соскучились по офлайну»: как меняются мероприятия во время пандемии
Пандемия изменила очень многое в нашем мире, в том числе свободу передвижений, собраний и встреч. Новый сезон начинается с новых ограничительных мер, рекомендаций «оставаться дома» и долгих школьных каникул. Как приспособиться к новой реальности некоммерческим центрам, лекториям и креативным общественным пространствам? Руководители «Благосферы», «Прямой речи» и «Тверской, 15» делятся идеями, как работать в новом сезоне, как подстраиваться под новые правила и оставаться интересными для своих гостей.
Как проводить мероприятия в новом сезоне?
Наталья Каминарская, директор центра «Благосфера»:
Мы уже проводим события в центре «Благосфера» в разных комбинациях: только спикеры и трансляция, спикеры и часть аудитории — и трансляция, и даже стандартные события — все офлайн без трансляции. Последние пока случаются довольно редко и требуют не только специальных мер по обеспечению безопасности всех сторон, но и просто храбрости — приехать куда-то живьем и просидеть какое-то время в чужом помещении. Это пока остается главным фактором — принять решение участвовать.
Для себя мы решили сохранить все форматы — и новоприобретенные онлайн, которые позволили нам подключить коллег со всей страны к нашим событиям, и чисто офлайн, и комбинированные. Каждый из них работает на свою аудиторию и достигает своих целей.
Дмитрий Литвиненко, исполнительный директор инклюзивного культурного центра «Тверская, 15»:
Мы проводим мероприятия в совмещенном формате офлайн и онлайн: многие по-прежнему не готовы приходить на массовые мероприятия, для них проводятся трансляции с помощью Zoom. Что касается количества событий, то их пока меньше чем раньше, но мы планируем постепенно возвращаться к «докарантинным» цифрам. Если сейчас у нас порядка 10-15 событий в неделю, то в октябре планируем проводить уже около 25 еженедельно.
Сегодня, безусловно, нужно соблюдать все рекомендованные меры безопасности: дистанция между посетителями, заполнение зала не более чем на 50%, измерение температуры на входе, ношение масок. Мы в обязательном порядке также ведем журнал учета температуры сотрудников, периодически сдаем тесты на COVID-19.
Долгосрочных планов мы сейчас не строим.
Если ситуация будет стабильной, мы полностью вернемся к офлайн-формату, но планируем в любом случае оставить трансляцию, чтобы люди из других городов могли подключаться к нашим событиям.
Пока мы продаем ограниченное количество билетов на события. Максимум 40 человек в зале, рассчитанном на 100 человек, и 200 (50% от разрешенной рассадки) — в более крупном зале. И лекций у нас сейчас меньше — 2-3 раза в неделю, а не каждый день, как было раньше.
Мы понимаем, что сейчас всем важно участвовать в событиях офлайн, все соскучились по ним, но в то же время многие уже привыкли слушать лекции из дома, поэтому мы продолжаем трансляции на нашем сайте.
Это же помогает нам включать людей из других городов и стран. Раньше мы тоже использовали такой формат, но сейчас он стал особо популярен. Всего на событиях, включая онлайн-участников, от 100 до 1000 человек.
Какой формат показал себя самым успешным за время карантина весной?
Наталья Каминарская, директор центра «Благосфера»:
За полгода работы был очень разный опыт — и по длительности событий, и по форматам. Для нас неожиданностью явился высокий интерес к онлайн-марафонам и достаточно низкий интерес к некоторым клубным форматам. Точно удачной стала возможность добраться до крутых спикеров, причем не только из Москвы, и даже не из России — при правильном планировании времени они оказались гораздо более доступны.
Дмитрий Литвиненко, исполнительный директор инклюзивного культурного центра «Тверская, 15»:
Нам важно взаимодействие, включенность людей, и наш принцип — это внимание к каждому человеку. На онлайн-событиях, конечно, с этим свои сложности: когда человек участвует удаленно, его нелегко «втянуть»: он может отключить звук, видео. Но на событиях интерактивного формата мы стараемся включать и тех, кто находится в зале, и тех, кто сидит дома у экрана компьютера. Нам удалось удачно воплотить в жизнь такой формат: мы разработали регламенты для участников и ведущих, которые позволяют сделать совмещенный формат наиболее эффективным (например, участники не выключают камеры, а ведущие особое внимание уделяют онлайн-участникам, включают их в дискуссии). Как показала практика, мы не ошиблись. В итоге наши мероприятия интерактивного формата имеют отличные отзывы.
Один из удачных примеров — курс по мифам и легендам народов мира для детей 9-13 лет. У нас стабильно было четыре ребенка на площадке, пять онлайн, и они легко взаимодействовали. То же самое и с лекциями для взрослых: последнее время примерно 10 человек участвуют онлайн и столько же офлайн, и все общаются с лектором и между собой. За время карантина люди действительно привыкли к такому формату и научились без проблем коммуницировать в нем.
Светлана Большакова, сооснователь лектория «Прямая речь»:
В карантин мы одними из первых открыли онлайн-школу, ведь было важно обратить внимание на детей — были непонятные ситуации со школами, проблемы с учебой онлайн… Наша программа — не совсем по школьной программе, а, скорее, над ней, и каждый ребенок может учиться у лучшего учителя — «звездного» педагога. Именно это отличает наше время — возможность выбрать себе учителя. Ценность образования и самообразования в это время выросла. Например, в первом блоке нашей онлайн-школы — с марта по июль — на уроках Дмитрия Быкова, Ильи Колмановского, Тамары Эйдельман, отучились несколько тысяч школьников от 9 до 17 лет со всей страны. Мало того, их с удовольствием смотрели и смотрят взрослые. До сих мы получаем много благодарностей от родителей и с октября продолжим занятия в онлайн-школе.
В школьные каникулы помимо онлайн школы мы также продолжили проводить детский лагерь — только он перешел в онлайн. То же самое планируем и на осень: онлайн-лагерь на 10-15 мест. Дети собираются группами, слушают интересные лекции, общаются, играют в мафию.
Главные выводы после весеннего карантина?
Наталья Каминарская, директор центра «Благосфера»:
За время пандемии «Благосфера» прочно перешла в онлайн — и со своими событиями, и оказывала поддержку для НКО, которым необходимо было провести свои события. И это очень важно: мы поняли, что событие онлайн совсем не то же самое, что событие офлайн.
Каждый шаг в подготовке и проведении отличается от того, что мы привыкли делать в «мирной жизни». Например, не все потенциальные целевые аудитории НКО имеют доступ к качественному интернету и хорошим гаджетам, поэтому просто начать проводить встречи в зум для многих просто невозможно — участникам не на чем его включить. Или длительность события: мы привыкли к стандартным 1,5 часа офлайн, а продержать людей онлайн полтора часа значительно сложнее — и по контенту, и по форме подачи информации. Это необходимо учитывать.
Дмитрий Литвиненко, исполнительный директор инклюзивного культурного центра «Тверская, 15»:
Сейчас мы не готовимся к катастрофе и новому карантину. Но, если что, мы понимаем, что формат нашей работы теперь мобилен, и при необходимости мы легко снова полностью перейдем в онлайн.
Этот период дал нам возможность проявить гибкость подхода во взаимодействии с гостями и слушателями, а также исследовать онлайн-формат, понять его необходимость, актуальность сегодня, осознать его выгоды.
Светлана Большакова, сооснователь лектория «Прямая речь»:
Этот период научил очень быстро реагировать на запрос, переделывать уже привычное. Когда весной начался карантин, мы запустили все за неделю. Мы поняли, что важна мобильность, и уверены, что снова сможем сделать то же самое. Делаем больше направлений, возрастов, будем уходить еще больше в онлайн-формат, делать больше трансляций.
И мы еще раз осознали, как важно учесть, что интересно людям. Нам тоже очень непросто. Но любой организатор должен быть нацелен на то, чтобы понять запросы людей, и, если ему это удается, то всегда есть возможность адаптироваться к новым реалиям.
Какие возможны новые форматы в онлайне и офлайне?
Светлана Большакова, сооснователь лектория «Прямая речь»:
Мы запустили онлайн-школу. В ней мы собрали педагогов, которых вместе невозможно представить в других обстоятельствах: Быков, Колмановский, Четверикова, Великова, Архангельский, Эйдельман, Жилин и др. Эта школа пользуется популярностью и у детей, и у взрослых.
Возможно, будут и еще эксперименты.
Мы понимаем, что сейчас важно быть креативнее, чем раньше, и бежать быстрее, чем раньше, потому что в нашей сфере бешеная конкуренция.
Раньше «пойти на лекцию в свободное время» звучало дико, а сейчас образовательных платформ и лекториев все больше, и важно при любых обстоятельствах оставаться интересными аудитории.
Наталья Каминарская, директор центра «Благосфера»:
У нас будут очень разные события, поверьте. Из главных — наша ежегодная конференция «Фабрика пространств», которую мы пока готовим офлайн с учетом ограничений по количеству участников, предписанному государством, комбинированная конференция «ЗаЧем будущее социальной журналистики?» со спикерами офлайн и аудиторией онлайн, а также онлайн-саммит #ЩедрыйВторник. И все за один месяц — октябрь.
Дмитрий Литвиненко, исполнительный директор инклюзивного культурного центра «Тверская, 15»:
Мы запускаем онлайн-лекторий: записи прошедших у нас онлайн-лекций будут размещены на сайте. Доступ к ним будет бесплатным для нашей особой аудитории, для остальных — за пожертвование. Мы также планируем открыть онлайн-магазин, где люди смогут покупать сувениры. Эта идея давно зрела у нас, и стала возможна к воплощению после проведения онлайн благотворительной ярмарки — это тоже был новый формат для нас, впервые реализованный во время карантина.