Что такое ооо в школе
Что такое ФГОС и как они работают
ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они разработаны, чтобы жители и крупных городов, и небольших населенных пунктов учились по одной программе и получали равноценные знания. Объясняем, как работает система, что нового в ней и как это применять на практике.
Общее описание системы ФГОС
Образовательные учреждения России — даже частные — должны при составлении своей программы руководствоваться требованиями ФГОС. Они касаются детских садов, школ, ссузов, вузов, курсов — всех, кто руководствуется в работе законом «Об образовании» и имеет соответствующую аккредитацию. Все нюансы перечислены в статье 11 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 20.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации».
Сегодня Стандарты позволяют:
составлять учебники и задачи для школьных и университетских экзаменов;
формировать методические пособия;
выяснять, сколько часов потребуется, чтобы освоить ту или иную дисциплину;
разъяснять, что получит ученик или студент после освоения каждой ступени образования;
проводить аттестацию персонала учебных заведений, контролировать качество их работы.
Кроме того, в документе зафиксировано все то, что учащийся должен освоить на той или иной ступени: так, без знаний начальной школы ученик не сможет заниматься в средней, без знаний средней — в старшей.
До создания ФГОС образовательные программы по всей стране различались — выпускники школ из разных городов поступали в вуз с разными знаниями. Если в одном городе или селе выпускник получал золотую медаль, то в другом с тем же объемом знаний мог рассчитывать только на «удовлетворительный» аттестат.
Сегодня ситуация кардинальным образом изменилась. Стандарты объединяют разные программы, упорядочивают их части, вносят новое, затрагивают и такие ценности, как патриотизм, толерантность, традиции и нормы общества. ФГОС изменяются минимум раз в 10 лет.
Виды и содержание ФГОС
Дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) — воспитатели развивают у детей речь, должны заниматься с ними физкультурой, прививать базовые навыки самообслуживания, общения, игры в коллективе.
Начального общего образования (1-4 класс) — здесь у детей формируются знания о языке и культуре страны, закладываются базовые математические навыки и развивается логическое мышление.
Основного общего образования (5-9 класс) — на этом этапе у детей формируется ответственное отношение к учебе и самообразованию, экологическая культура, развитие эстетического сознания, начинается изучение литературного наследия и иностранных языков.
Среднего общего образования (10-11 класс) — ученики должны уметь самостоятельно решать сложные задачи, понимать функции и значение различных социальных институтов, следить за своей речью, знать основы государственной системы.
Стандарты для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования.
Также разработаны госстандарты для бакалавриата, магистратуры, ординатуры — всего 12 документов.
Все ФГОС опубликованы на официальном сайте и состоят из четырех разделов:
Общие положения — что включено, какова цель документа.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ — что после обучения должны знать и уметь учащиеся, есть ли у них собственная позиция по ключевым вопросам, умеют ли они общаться, чего достигли за время обучения.
Требования к структуре этих программ — как составить учебный план, что в него включить, как помочь детям учиться.
Требования к условиям реализации программ — какое количество пособий и книг понадобится в школе, количество учителей, хватит ли места всем ученикам в учреждении, какое оборудование необходимо.
Кем разрабатываются и утверждаются ФГОС
Разработкой Стандартов занимается Минобрнауки России совместно с учебно-методическими объединениями, образовательными, научными организациями, родителями. При формировании учитывают и положения профстандартов.
Стандарты могут разрабатывать по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям. Специалисты разрабатывают проект, который направляется на рассмотрение экспертам Минобрнауки. Они размещают проект на своем портале, после чего ждут результатов независимой экспертизы, корректируют и утверждают сам проект.
Три поколения ФГОС: что меняется
Принято делить ФГОС на три поколения.
Как таковых ФГОСов еще не было — были государственные образовательные стандарты, которые стали неактуальными, поскольку во главу угла ставился предметный результат. Личности обучающихся не уделялось никакого внимания. Основой была обязательная для изучения информация, а требования приводились как к пособиям, так и к темам внутри них.
Эти ФГОС действовали вплоть до 2020 года. Здесь главными стали универсальные учебные навыки: самостоятельное изучение информации, коммуникация, проектная и факультативная работа. Акцент был направлен на личность ребенка, который должен уважать страну, быть терпимым, вести здоровый образ жизни.
Официальный переход на новые ФГОС состоится в сентябре 2021 года. Упор в них делается на уточнении требований к учащимся. До сих пор в документы включались лишь общие рекомендации: школа сама могла определять, когда и что изучать. Программы различались, и было сложно оценивать результаты: вроде бы ЕГЭ для всех один, а нужных знаний кому-то не хватает.
Требования ФГОС третьего поколения содержат:
четкие обязательства детского сада, школ, вузов перед учащимися и их семьями;
список навыков ученика в рамках школьных дисциплин — решать, доказывать, оперировать понятиями, а также рекомендации по развитию этих навыков;
конкретные результаты, которых должен достичь ученик, — сколько слов узнать за год, какие сочинения писать;
указания, какие знания в какой момент нужно освоить ребенку — причем, менять содержание тем не рекомендовано;
время, необходимое для реализации основных образовательных и воспитательных программ;
данные по коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Новые нормы предполагают, что школа учитывает особенности каждого ученика: как психологические, так и возрастные. Предполагается, что нагрузка на детей снизится. Вероятно, новые ФГОС изменят образовательную систему и конкретизируют ее задачи.
Как применяются ФГОС на практике
Чтобы соблюсти необходимые требования, школе нужно разработать основную образовательную программу (ООП) с учебным планом, программами учебных предметов, курсов, дисциплин, а также оценочные и методические материалы по ним.
Учитель должен составлять рабочую программу и проводить уроки в соответствии с требованиями ФГОС.
Для формирования программы по своему предмету учитель должен:
Изучить ФГОС соответствующего уровня образования для понимания того, какими знаниями должен будет обладать ученик. Узнать требования к целям программы, задачам обучения.
Установить порядок изучения учебного материала.
Распределить общее количество часов на все темы и разделы.
Включить в программу региональные материалы.
Использовать формы обучения, педагогические технологии, методы контроля.
В указанные сроки предоставить программу на экспертизу и согласовать ее.
ФГОС устанавливает требования и к структуре программы по учебным дисциплинам. В ней должно быть:
место дисциплины в общем плане;
содержание дисциплины или курса, а также результаты его освоения;
все необходимое для обучения как с методической точки зрения, так и с материально-технической стороны;
указано, какая литература обязательна к изучению.
Школьные уроки нужно проводить по ФГОС. Вы можете упростить свою работу и сделать себе несколько шпаргалок с их структурой. Например, на уроке усвоения новых знаний должно быть время на определение целей и задач занятия, актуализацию знаний, объяснение новой темы, проверку ее понимания, на инструкцию к выполнению домашнего задания, обсуждение урока.
Курсы для педагогов по ФГОС
Все программы в Академии бизнеса и управления системами разрабатывались в соответствии с профстандартами и требованиями ФГОС. Помимо этого, во время обучения педагогам объяснят, как применять Стандарты в работе: составлять план обучения, проводить уроки, проверять знания учеников.
Например, в Академии можно пройти программу повышения квалификации по методике преподавания биологии в условиях реализации ФГОС. За две недели педагог узнает все необходимое о преподавании, итоговой аттестации по биологии и инновационных образовательных технологиях. Учиться можно без отрыва от основной работы в любое удобное время.
Академия работает по государственной образовательной лицензии. После курсов педагог получает свидетельство о должности служащего или удостоверение о повышении квалификации. Все документы об образовании вносятся в государственную систему ФИС ФРДО и позволяют устроиться на работу в любую школу или детский сад.
Образовательная деятельность: что открыть ООО или НКО?
Какую форму организации бизнеса лучше выбрать: ООО или НКО? Где ниже налоговая нагрузка?
Планируя занятие образовательной деятельностью, необходимо понимать в какой организационно-правовой форме будет она вестись. Обратимся к основному закону, который регулирует образовательную деятельность — Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Именно в этом Законе четко расставлены приоритеты в зависимости от того, является образовательная деятельность основной или дополнительной.
От чего зависит выбор организационной структуры?
Если образование планируется как основной вид деятельности, то необходимо регистрировать НКО. Только НКО может осуществлять образовательную деятельность, то есть реализовывать образовательные программы, которые включают в себя разработанный учебный план, программы по учебным предметам (п.18 ст.2 Закона № 273-ФЗ).
Такие НКО регистрируется, как правило, в форме автономных некоммерческих организаций (АНО).
Например, различного рода частные образовательные школы (АНО СОШ), в которых учатся дети с 1 по 11 класс. По итогам обучения детям выдается аттестат о получении среднего образования. Это аттестат государственного образца.
Если же организация рассматривает образовательную деятельность как дополнение к своей основной деятельности, то лучше регистрировать ООО (п.19 ст.2 Закона № 273-ФЗ). Например, языковой центр по изучению языка либо по подготовке к сдаче ЕГЭ.
В чем различия образовательных НКО и ООО?
Если образовательная деятельность ведется в форме некоммерческой структуры, то при регистрации НКО следует учитывать определенные требования к уставу, который проходит экспертизу в Минюсте.
Устав НКО рассматривается Минюстом «под микроскопом» и если в нем приведена неполная информация либо содержатся неточности, то в регистрации НКО могут отказать.
Устав ООО не представляет особого интереса для налоговиков, при регистрации ООО, как правило, оценивается полнота представленных документов, правильность заполнения заявления о регистрации компании.
Регистрируя НКО нужно помнить, что наименование образовательного НКО должно включать в себя организационно-правовую форму и отражать его характер деятельности. Например, автономная некоммерческая организация средняя общеобразовательная школа «Академическая гимназия».
В отличие от НКО, требований к названию ООО нет, помимо общих требований, установленных ст.1473 ГК РФ. Так, налоговики не зарегистрируют компанию, если ее название противоречит общественным интересам, а также принципам гуманности и морали (пп.5 п.4 ст.1473 ГК РФ).
Например, такое название как ООО «К.М. «ГосРегистрация» приводит к заблуждению потенциальных потребителей в отношении того, что услуги якобы оказываются государственными компаниями (Постановление АС Московского округа от 21.01.2016 г. №А40-195593/2014).
Различие образовательных НКО и ООО состоит и в источниках финансирования деятельности. Образовательные НКО не занимаются масштабной предпринимательской деятельностью, а их доходы связаны с основной уставной деятельностью.
Для ООО образовательная деятельность не является основной и, как следствие, существенный размер выручки от реализации формируется за счет других видов деятельности.
Образовательные НКО, например, АНО не могут свободно распоряжаться имуществом. Учредители АНО не отвечают по ее обязательствам (п.3 ст.123.24 ГК РФ).
В ООО разграничено имущество ООО и ее участников. По долгам кредиторов отвечает ООО, а не ее участники. Но, в случае банкротства ООО по вине ее участников, их могут привлечь к субсидиарной ответственности.
Существенные различия кроются и в распределении прибыли. Заработанную прибыль участники ООО могут поделить между собой, выплатив дивиденды. В то время как в НКО такого понятия, как «выплата дивидендов», нет. Все, что заработано НКО, будет направлено на уставную деятельность НКО.
Что выгоднее в части налогов: НКО и ООО?
Как НКО, так и ООО могут применять общую либо упрощенную систему налогообложения.
Но, применяя общую систему налогообложения у НКО больше налоговых преференций, чем у ООО.
Например, только НКО могут не платить НДС со стоимости реализованных основных и дополнительных образовательных программ (пп.14 п.2 ст.149 НК РФ). «Обычные» ООО такой льготой воспользоваться не могут (Письмо Минфина РФ от 27.04.2018 г. № 03-07-11/28714).
Такая льгота не действует на услуги, связанные с доставкой учеников к месту проведения учебы (Письмо Минфина РФ от 29.03.2018 г. № 03-07-11/19900).
Льготы для образовательной деятельности есть и в части налога на прибыль. Не платить налог на прибыль, в отличие от НДС, могут как НКО, так и ООО (ст.284.1 НК РФ, письмо ФНС РФ от 06.10.2020 г. №СД-4-3/16344@). Главное условие — применить 0% ставку можно только в отношении видов образовательной деятельности по Перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. № 917. Например, реализация дополнительных образовательных программ.
В части упрощенной системы налогообложения налоговая нагрузка у НКО, такая же, как и ООО. Только НКО могут применять пониженную ставку страховых взносов — 20%, а для ООО таких преференций нет (пп.7 п.1 ст.427 НК РФ, письмо ФНС РФ от 14.12.2020 г. №БС-4-11/20568@).
Таким образом, в целом, налоговая нагрузка у ООО выше, чем у НКО.
Тем не менее, если образовательная деятельность является только дополнением, а собственники хотят получать прибыль в виде дивидендов, то целесообразней открывать ООО.
Внедрение ФГОС НОО и ФГОС ООО с 01.09.2022 г.
Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно). Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников. Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
Новые ФГОС: что важно знать учителю
В сентябре 2021 года были опубликованы новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые определят вектор развития современной российской школы. О том, что изменилось и как это повлияет на работу учителя, мы поговорили с экспертом на вебинаре.
Изменения уже приняты, остаётся на практике осознать принципиальные различия между ФГОС 2-го и 3-го поколения. На что обратить внимание при составлении программ по новому стандарту? Как детализировать учебные компетенции и критерии оценивания? На какие образовательные ресурсы и правовые документы при этом опираться?
На эти и другие вопросы ответила Марина Геннадьевна Волчек — методист-эксперт, кандидат педагогических наук.
Новые вызовы ФГОС НОО и ФГОС ООО в школе с учётом государственной политики в сфере общего образования
Государство заинтересовано в повышении результативности обучения российских школьников. В связи с этим новый образовательный стандарт предлагает несколько принципиально новых установок:
Это напрямую отразится на деятельности учителей-предметников уже на этапе составления рабочих программ.
Требования к рабочим программам
Вызовы времени, связанные с полным или частичным переходом на дистант, провоцируют всё более интенсивное обращение к электронным образовательным платформам. Таких ресурсов не должно быть слишком много, чтобы учащиеся воспринимали учебный фрагмент целостно. Рекомендуется отдавать предпочтение очной и очно-заочной формам обучения, ведение уроков в начальной школе полностью в заочной форме крайне нежелательно.
Повышение качества образовательного процесса: за счёт чего?
Новый стандарт не регламентирует увеличение количества часов на преподавание каждой из 26 школьных дисциплин. Для улучшения качества образования предлагается сделать акцент на внеурочной деятельности и использовании инновационных технологий.
Государство обозначило пять приоритетных учебных дисциплин, изучаемых в средней школе:
Если вектор работы учителя совпадает с этими направлениями или соответствует общему направлению учебного заведения, педагог-предметник готов предложить инновационный подход в преподавании предмета и обосновать его значимость для обучающихся, он вправе говорить с администрацией школы об увеличении рабочей нагрузки. Это можно сделать за счёт часов внеурочной деятельности. Например, в биотехнологическом лицее уместно проводить дополнительные занятия в лаборатории с учениками 3–4 классов. Такие встречи с педагогом за рамками расписания увлекают детей, развивают интерес к предмету, дарят учителю возможность творчества.
Ещё один способ сделать процесс обучения более интенсивным — обращение к электронным образовательным площадкам. В графе «Ресурсы» должны быть обозначены ЭОР: мультимедийные программы, виртуальные лаборатории, электронные учебники и задачники, коллекции цифровых образовательных ресурсов, содержание которых соответствует законодательству об образовании. При этом безусловным подспорьем в поиске заданий для тысяч педагогов России является «ЯКласс».
«Педагог процесса» — «педагог результата»: как перестроиться
Составители новых стандартов призывают современных педагогов перестать ориентироваться только на перечень тем учебного плана. Перед нами больше не стоит задача изучить весь учебник от корки до корки. Ориентиром должен служить перечень учебных тем и примерные образцы программ, прописанных на сайте Росреестра, но не выбранный учителем учебник.
Если для полного освоения материала необходимо отступить от учебника, допускается самостоятельно добавить дополнительную тему, разработать авторский курс. Важно дать знания и умения, обеспечивающие практический результат, а не просто озвучить в классе некоторое количество учебной информации. Каждый учитель сталкивается с подготовкой к Всероссийским проверочным работам и видит, насколько отличается материал учебника от требований составителей тестов. Ответственность педагога — устранить пробелы в формировании необходимых навыков, дополнив необходимым материалом свою рабочую программу.
Деятельностная форма: технологии, ориентированные на практику
Педагогов готовят к формированию гибких навыков у учащихся. Школьники должны ориентироваться в ситуациях, где нет понятийного аппарата, но присутствуют конкретные жизненные задачи. Например, без проговаривания понятий «площадь» и «периметр» нужно подсчитать количество плитки, необходимой для облицовочных работ, или вычислить длину забора для загородного участка. Необходимо учитывать эту установку при заполнении графы программы «Предметные результаты».
К личностными результатами обучения в первую очередь относится формирование гражданско-патриотических ценностей. Рекомендуется различать формы подачи информации (прямое и непрямое воздействие) в разных возрастных группах.
Здоровьесберегающие технологии
Новый стандарт не устанавливает ограничений на число уроков физкультуры в неделю. Если недавно выпустившиеся 11-классники занимались спортом 2 раза в неделю, современным старшеклассникам по решению администрации школы могут добавить ещё час занятий.
Кроме того, в стандартах прописано соотношение видов деятельности, позволяющее ограничить пребывание детей за компьютером в процессе дистанционного обучения.
Отдельный пункт нового стандарта — особенности обучения учащихся с ОВЗ. Для них предусмотрены индивидуальные виды учебной деятельности, прописаны критерии сдачи аттестационных работ.
Модульное обучение
Важным нововведением ФГОС является установка на модульное обучение. Во многих школах с 2020 года уже апробируются инвариантные модули предмета «Технология». Они могут быть следующими:
В реализации модульных направлений могут помочь центры «Точка Роста» и подобные структуры в регионах. Понятия «учебный предмет», «учебный курс» и «учебный модуль» не тождественны. Программы учебного курса составляются совместно преподавателями всех модулей.
Также новым стандартом приветствуется деление учащихся на подгруппы (по любому принципу). Работа в подгруппах усложняет тарификацию труда учителя, но выход есть: например, можно объединить в рамках урока учебные подгруппы двух классов одной учебной параллели.
Приоритетом нового стандарта становится свобода преподавателя в выборе и использовании педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания. При этом эксперты просят обратить внимание на культуру поведения учителя, фактор стрессоустойчивости как важный элемент воспитания собственным примером.
Изменения в учебном плане
Среди обязательных предметов по-прежнему остаются дисциплины
родной язык, родная литература. Даже если весь класс планирует изучать русскую литературу и русский язык, школа обязана получить от родителей официальное согласие в форме заявлений.
Такое же согласие (или отказ) требуется при введении в образовательном заведении второго иностранного языка.
Изменения касаются такого предмета, как математика. Теперь он будет иметь такое название на всём протяжении обучения с 5-го по 9-й класс, без формального деления на алгебру и геометрию. В программе эти составляющие должны быть прописаны отдельными тематическими блоками.
Обязательным остаётся предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Отметка по нему идёт в аттестат.
Учителя-историки будут преподавать единый предмет история, а программа по нему будет составляться в соответствии с разделами «История России» и «Всеобщая история».
Часть дисциплин, формируемая участниками образовательных отношений, выявляется на основе выбора родителей. Формировать такой выбор следует через диалог на родительских собраниях, обосновывая значимость и актуальность предлагаемых предметов.
Отдельным предметом школьной программы может стать «Функциональная грамотность учащихся». Эта дисциплина обеспечит перевод школьных знаний и навыков в условия реальной жизни. Практиковать функциональный подход необходимо уже сейчас, в рамках каждой учебной дисциплины.
Полную версию вебинара вы можете посмотреть здесь.
О спикере: Марина Геннадьевна Волчек, канд. пед. наук, директор АНО ДПО «Образование Сибири», доцент кафедры управления образованием ИДО «НГПУ», доцент кафедры техники и технологического образования ИФМИТО «НГПУ», доцент кафедры педагогики, воспитания и дополнительного образования «Новосибирский ИПКиПРО», методист-эксперт.
Хотите узнать больше? На нашем сайте вы можете легко зарегистрироваться на предстоящие вебинары и онлайн-конференции по самым актуальным темам образования. Общайтесь с коллегами в режиме реального времени! Каждый участник прямого эфира получает именной сертификат.