Что такое опасный участок дороги
Опасные участки на автомобильных дорогах
Всѐ разнообразие опасных мест может быть описано определѐнными при-знаками:
1. Несоответствие численного значения состояния одного из элементов дороги скорости движения, развиваемой на предшествующих участках. (При-мер: сужение проезжей части, остановки общественного транспорта без заезд-ных карманов, участки с заведомо узкой проезжей частью и с неукреплѐнными обочинами, скользкие места, кривые малых радиусов в конце затяжных подъѐ-мов и спусков).
2. Недостаточная видимость в плане и в продольном профиле дороги, создающая опасность наезда на препятствия, невидимые на проезжей части или столкновения с идущим на обгон встречным автомобилем:
а) выпуклые переломы продольного профиля с вписанными кривыми ма-лого радиуса (рис. 1);
Рис. 1. Выпуклые переломы продольного профиля с вписанными кривыми малого радиуса
б) ограничение видимости на кривой в плане из-за строения, расположен-ного вдоль автомобильной дороги (рис. 2);
Рис. 2. Ограничение видимости на кривой в плане из-за строения
в) ограничение видимости на кривой в плане из-за зеленых насаждений, расположенных вдоль автомобильной дороги (рис. 3);
Рис. 3. Ограничение видимости на кривой в плане из-за зеленых насаждений
г) наличие на участках, которые имеют постоянный уклон и просматри-ваются на большое расстояние, отдельных пониженных мест, в которых могут быть не видны встречные автомобили (рис. 4).
Рис. 4. Наличие на участках с постоянным уклоном отдельных пониженных мест
3. Резкие изменения направления дороги и такие места, где у водителей создается неправильное представление о дальнейшем направлении дороги:
а) поворот дороги непосредственно за вершиной выпуклой кривой (рис.
Рис. 5. Поворот дороги за вершиной выпуклой кривой
б) скрытый поворот (рис. 6);
Рис. 6. Срытый поворот
в) примыкание второстепенных дорог на кривых (рис. 7);
Рис. 7. Примыкание второстепенных дорог на кривых
г) зигзагообразные повороты перед пересечением с железнодорожной ли-нией под прямым углом (рис. 8);
Рис. 8. Зигзагообразные повороты перед пересечением с железнодорожной линией
4. Места, на которых часть транспортного потока изменяет скорость или совершает перестроение для выполнения маневров (рис. 9). (Пример: участки без переходно-скоростных полос, затяжные крутые подъѐмы без дополнитель-ных полос, перекрѐстки в одном уровне, кривые малых радиусов перед моста-ми, пересечения с дорогами местного значения).
9
Рис. 9. Участки изменения скорости или перестроения
5. Участки, где дорожные условия и придорожная обстановка способст-вуют значительному превышению безопасной скорости (рис. 10). (Пример: за-тяжные спуски, длинные прямые участки в открытой степной месности.
Рис. 10. Участки превышения безопасной скорости
6. Места значительного ухудшения в неблагоприятную погоду дорожных условий на коротких участках дорог. (Пример: перекрѐстки дорог на участках понижений дорожного покрытия, где возможно образование туманов и других явлений и гололедицы, скользкие, особенно после дождей, свежеуложенные участки асфальта).
6. Места разделения, слияния и пересечения транспортных потоков.
6. Места на дорогах, где могут неожиданно появиться пешеходы, велоси-педисты или животные.
Опасными участками корректно считать не только собственно опасные участки, но и примыкающие к ним участки дорог, на которых транспортный поток неожиданно снижает скорость движения.
Принципы возникновения ДТП, которые связаныс дорожными условиями
Каждая дорога является сочетанием различных участков (элементов), по-этому скорости движения автомобилей на выбранных маршрутах никогда не остаются постоянными. Выбор скорости автомобиля производит водитель, причем водитель оценивает дорожные условия визуально.
Факторы, которые влияют на избираемые водителями режимы движения, могут быть сведены в следующую классификацию:
1. Элементы дороги, непосредственно влияющие на управление автомо-билем (видимость дороги в плане и в профиле);
2. Обстановка дорожного движения (попутные и встречные автомобили, пешеходы, метеоусловия);
3. Привлекающие внимание объекты, которые не связаны непосредствен-но с дорожным движением (деревья, отдельные здания и т.д.).
В процессе движения взгляд водителя выделяет характерные опорные точки, которые вырисовывают пространственный коридор, по которому води-тель ведет свой автомобиль.
Рис. 11. Распределение точек фиксации взгляда водителя при проезде по прямолинейному участку дороги за 120 сек
Рис. 12. Продолжительность сосредоточения взгляда водителя на отдельных элементах дорожной обстановки за 10-ти минутный период
Рис. 13. Поле концентрации внимания водителя при различных скоростях
Количество объектов, которые водитель различить и зафиксировать в своем сознании, ограничено продолжительностью времени, которое необходи-мо для восприятия различными органами чувств, в первую очередь зрения.
При свободном движении взгляд водителя способен охватывать «опти-мальное» количество объектов, а при монотонном движении поступающее к водителю количество информации во многих случаях меньше, чем необходимо для поддержания работоспособности и активности водителя и наступает «сен-сорный голод».
а) свободное движение; б) монотонное движение;
Рис. 14. Количество объектов, которые охватывает взгляд водителя
Для каждого водителя существует оптимальная плотность объектов его внимания, при которой он находится на оптимальном уровне работоспособно-сти. С одной стороны, повышенная плотность этих объектов («перегрузка ин-формацией»), количество которых превышает пропускную способность анали-
заторов человека, приводит к «отказу». Под «отказом» понимают игнорирова-ние или недоучѐт смысла того или иного объекта и, следовательно, приводит к неправильным действиям водителя и возникновению ДТП.
Изменение условий движения на разных участках дорог сказывается на степени эмоциональной напряженности водителей. Водитель вынужден в про-цессе своей работы преодолевать «психологическую инерцию». Изменение этих дорожных условий сопровождается внешними проявлениями нервно-психических процессов, которые возникают в центральной нервной системе че-ловека и в его организме. Наиболее характерными такими процессами, которые можно измерить количественно, являются: изменение частоты дыхания, часто-та фиксации взгляда, частота пульса, кожно-гальваническая реакция.
Пути предотвращения ДТП, связанных с дорожными условиями, могут опираться на плавные изменения скорости транспортного потока и на устране-ние причин внутренних помех в самом транспортном потоке. В этом отноше-нии можно провести аналогию с движением жидкости в открытых руслах рек. Согласно этой аналогии следует таким образом рассчитывать и располагать элементы дорог, чтобы, по возможности, устранить в транспортном потоке яв-ления турбулентности (частые обгоны), застоев (транспортные заторы и за-держки) и подпора (резкое уменьшение дистанции между автомобилями в про-цессе торможения).
Таким условиям выравнивания движения транспортного потока могут способствовать достижение следующих целей:
1. Выравнивание эпюры скорости на всей протяженности дороги;
2. Обеспечение пространства, необходимого для маневра и уверенного ведения автомобиля на дороге;
3. Обозначение трассы дороги разметкой или другими средствами; опо-знаваемыми водителем.
В зависимости от местных условий, для достижения этих целей могут применяться такие мероприятия как:
1. Исключение опасных участков дороги;
2. Разделение транспортного потока на группы по типам транспортных средств, по направлениям и т.д.;
3. Использование мер пассивного регулирования движения.
Опасные участки автодорог
Приказ Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 (ред. от 18.07.2000) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.05.1997 N 1302)
Смотреть что такое «Опасные участки автодорог» в других словарях:
Соединённые Штаты Америки — Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство ), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… … Географическая энциклопедия
Германия — Федеративная Республика Германии (ФРГ), гос во в Центр. Европе. Германия (Germania) как территория, заселенная герм, племенами, впервые упоминается Пифеем из Массалии в IV в. до н. э. Позже название Германия использовалось для обозначения рим.… … Географическая энциклопедия
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — самая крупная среди союзных республик CCCP по терр. и населению. Pасположена в вост. части Eвропы и в сев. части Aзии. Пл. 17,08 млн. км2. Hac. 145 млн. чел. (на 1 янв. 1987). Cтолица Mосква. B состав РСФСР входят 16 авт. республик, 5 авт … Геологическая энциклопедия
СП 47.13330.2012: Инженерные изыскания для строительства. Основные положения — Терминология СП 47.13330.2012: Инженерные изыскания для строительства. Основные положения: 8.4.9 Биологические (флористические геоботанические, фаунистические) исследования выполняют для определения видового состава флоры и основных растительных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Япония — (япон. Ниппон, Нихон) I. Общие сведения Я. государство, расположенное на островах Тихого океана, вблизи побережья Восточной Азии. В составе территории Я. около 4 тыс. островов, протянувшихся с С. В. на Ю. З. почти на 3,5 тыс.… … Большая советская энциклопедия
Саудовская Аравия — Королевство Саудовская Аравия (Аль Мамляка аль Арабия ас Саудия). I. Общие сведения С. А. государство на Ю. З. Азии. Занимает около 2/3 Аравийского полуострова и ряд прибрежных островов в Красном море и Персидском заливе … Большая советская энциклопедия
Франция — (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия
Франция — (France) Французская Республика, физико географическая характеристика Франции, история Французской республики Символика Франции, государственно политическое устройство Франции, вооружённые силы и полиция Франции, деятельность Франции в НАТО,… … Энциклопедия инвестора
Дорожные условия
Элементы автомобильных дорог и их характеристика. Влияние дорожных условий на безопасность движения. Опасные участки автомобильных дорог.
Пользование дорогами в различных погодно-климатических условиях.
Автомобильная дорога состоит из комплекса сооружений, обеспечивающих безопасное движение транспортных средств с расчетной скоростью на всем протяжении в течение всего года при любых погодных условиях.
Воду, притекающую к дороге или стекающую с ее поверхности, отводят системой водоотводных канав и лотков в пониженные места.
Там, где земляное полотно пересекает лощины, овраги, ручьи и реки, обеспечивают пропуск воды, притекающей с нагорной стороны путем устройства специальных водопропускных сооружений в виде труб и мостов.
При пересечении автомобильной дороги с другой автомобильной дорогой или с железной дорогой земляное полотно может быть устроено в одном уровне с полотном пересекаемой дороги или в разных уровнях. В последнем случае для пропуска движения устраивают тоннели, эстакады и путепроводы.
Такие сооружения, как трубы, мосты, путепроводы, эстакады, тоннели, подпорные стены, защитные галереи и другие, называются искусственными сооружениями.
Обочина может быть неукреплённой (грунтовой) и укреплённой.
Обочина не предназначена для нормального движения механических транспортных средств.
Обочина предназначена для:
остановки и стоянки транспортных средств;
разворота, если его нельзя произвести без заезда на обочину;
Тротуар предназначен только для пешеходов; движение транспортных средств по тротуарам запрещено, за исключением работы машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подвоза грузов к торговым и другим предприятиям и объектам. Стоянка легковых автомобилей, мотоциклов, мопедов и велосипедов на тротуаре разрешена только в местах, указанных соответствующими знаками.
5. Пешеходная дорожка-выделенный конструктивно или с помощью линий горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, обозначенный дорожным знаком «Пешеходная дорожка.»
6. Разделительная зона- выделенный горизонтальной дорожной разметкой элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенные для движения и остановки транспортных средств и пешеходов вне специально обозначенных мест.
Дорожные условия оказывают значительное влияние на режим и безопасность движения, как отдельных автомобилей, так и всего потока транспортных средств в целом. Большая роль в обеспечении безопасности движения принадлежит основным технико-эксплуатационным показателям автомобильных дорог. К числу таких показателей относятся: геометрические размеры земляного полотна, проезжей части; ширина и состояние обочин; ровность и шероховатость покрытия; видимость на кривых в плане и продольном профиле; освещенность опасных участков дороги в темное время суток; наличие средств организации дорожного движения; дорожной инфраструктуры; инженерного обустройства; соответствие системы регулирования фактической интенсивности движения автомобилей и пешеходов.
Водители оценивают дорогу, прежде всего, по качеству и состоянию ее покрытия. Идеально гладкое покрытие дороги было бы серьезным недостатком, так как при этом резко снизился бы коэффициент сцепления колес с дорогой. Поэтому покрытие автомобильных дорог должно иметь шероховатость с выступами и углублениями в пределах 3-5 миллиметров. Оптимальное использование ширины проезжей части автомобилями достигается только при наличии укрепленных (на ширину 1,5-1,8 метров) обочин. При неукрепленных, грязных обочинах ближайшие к ним полосы проезжей части шириной до 0,8-1,2 метров и более не используются, так как водители, опасаясь заноса, стремятся вести автомобиль ближе к оси проезжей части.
Видимость является одним из важнейших факторов, определяющих безопасность движения по дорогам. С недостаточной видимостью чаще всего связаны ДТП при обгонах. При хорошей видимости водитель получает своевременную информацию об остановке на дороге и состоянии самой дороги, поэтому он может заблаговременно принять меры (снизить скорость, перестроиться) до подъезда к месту, требующему повышенного внимания и осторожности. Двигаясь по извилистой дороге, водитель не всегда может рассчитывать, что будет обеспечена нормативная видимость, и должен, в первую очередь, полагаться на свой глазомер.
Пересечение автомобильных дорог в одном уровне создает повышенную опасность для движения, уменьшает пропускную способность обеих пересекающихся дорог. По данным анализа ДТП на пересечениях происходит пятая часть всех происшествий. В значительной мере безопасность движения на пересечениях зависит от обеспечения видимости пересекаемой дороги и приближающихся по ней транспортных средств. Видимость пересечения определяется продольным профилем дороги в месте его расположения. Лучшая видимость обеспечивается в случае, когда обе дороги в месте пересечения имеют прямой или вогнутый продольный профиль. Выпуклый профиль дороги значительно ухудшает видимость.
На таких пересечениях с помощью дорожных знаков обозначена главная дорога. Водитель автомобиля, движущегося по главной дороге, имеет право преимущественного проезда, однако это не снимает с него обязанности быть внимательным к обстановке в месте пересечения дорог. Хотя видимость для водителей, движущихся по второстепенным дорогам, как правило, хуже, требования по обеспечению безопасности движения для всех водителей одинаковы. Поэтому до выяснения ситуации на нерегулируемом перекрестке рекомендуется заранее снизить скорость до пределов, допускающих при необходимости своевременную остановку автомобиля перед перекрестком.
Опасные ситуации возникают на примыканиях (трехсторонних пересечениях). Поэтому, подъезжая к ним, нужно особенно внимательно наблюдать за приближающимися к перекрестку транспортными средствами. На примыканиях, расположенных под острым углом к главной дороге, чаще создается опасная ситуация. Проезд пересечений требует пристального внимания даже тогда, когда они представляют собой примыкания второстепенных дорог с очень малой интенсивностью движения. Опыт показывает, что именно на таких пересечениях нередко происходят столкновения.
Развязка автомобильных дорог в разных уровнях позволяет избежать пересечения встречного потока транспортных средств при левом повороте или развороте, увеличивает пропускную способность пересечения и повышает безопасность движения. Подъезжая к сложной дорожной развязке, необходимо четко определить схему движения по ней и точно выполнять требования дорожных знаков и разметки.
Существенно возрастает опасность возникновения аварийной обстановки на участках дорог, где меняется установившийся режим движения транспортного потока. Снижение скорости движения потока транспортных средств, вынуждает к резким торможениям, что приводит к попутным столкновениям.
Опасными являются и дорожные условия, позволяющие увеличить скорость движения, которая может превысить безопасную для данной ситуации. Такими участками являются затяжные спуски. Большую опасность представляют собой неукрепленные обочины. Заезд на такие обочины приводит к резкому нарушению сопротивления движению различных колес автомобиля и сопровождается его заносом или опрокидыванием.
Дорожные знаки, разметка и другие средства организации дорожного движения, оказывают существенное влияние на повышение безопасности дорожного движения. На участках дорог с правильно нанесенной дорожной разметкой средняя скорость движения транспортных средств выше, а число ДТП снижается. Обозначение обочин дороги направляющими столбиками со светоотражающими элементами способствует сокращению числа ДТП в темное время суток.
Безопасность дорог в городах во многом зависит от того, насколько изолированы от транспортных потоков пешеходы и велосипедисты (наличие тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, оборудования пешеходных переходов, ограждений), а также от организации дорожного движения на улицах, особенно на перекрестках (наличие освещения, светофоров и т.д.).
Современная автомобильная дорога не может обеспечить одинаковые условия безопасности движения на всем своем протяжении. Некоторые элементы дороги и прилегающие к ним участки заранее считаются опасными и требуют повышенного внимания водителей. К числу таких элементов относятся сужения проезжей части. Каждое сужение дорожного полотна, даже если оно и не уменьшает ширины проезжей части, вызывает снижение скорости движения. Прежде всего, это связано со зрительным восприятием водителя.
Сужение дороги часто сопровождается ухудшением видимости, особенно заметном при движении под путепроводами. Если пространство за сужением недостаточно хорошо просматривается, то следует заранее снизить скорость. В таких местах надо быть особенно внимательным при разъезде со встречными транспортными средствами, имеющими большие габариты. Особенно опасен встречный разъезд с автопоездами. Заметив приближение автопоезда к сужению дороги, следует так рассчитать скорость движения, чтобы разойтись с ним до сужения или после него.
Состояние дорожного покрытия оказывает существенное влияние на безопасность движения. Дорожное покрытие приобретает иногда излишнюю гладкость вследствие износа. В результате длительной эксплуатации шероховатости срезаются трением шин о поверхность дороги и коэффициент сцепления на таком покрытии уменьшается. Для восстановления качества покрытия производится его поверхностная обработка.
Иногда на изношенном покрытии появляется волнистость, так называемая «гребенка», резко ухудшающая управляемость автомобиля. Очень опасно входить с большой скоростью на участок, имеющий такую волнистость, особенно под углом к направлению движения автомобиля. В результате частых колебаний передние колеса теряют заданное направление, а у задних колес резко уменьшается коэффициент сцепления, что может привести к боковому заносу.
На качество покрытия по-разному влияют погодные условия. Так, если у мокрого шероховатого покрытия коэффициент сцепления практически остается таким же, как и у сухого, то у гладкого асфальтобетонного покрытия даже при незначительном его смачивании он уменьшается более чем в два раза.
Существенное влияние на безопасность движения оказывает состояние обочины. Летом в сухую погоду на всех дорогах, как правило, движение происходит по всей ширине проезжей части. В осенне-весенний период на проезжей части дорог, не имеющих укрепленных обочин и краевых полос, образуются грязные прикромочные полосы, вследствие чего используется не вся ширина проезжей части. Увлажненные обочины от наезда на них автомобилей разрушаются, возникают выбоины, колеи и неровности, поэтому водители стремятся ехать дальше от кромки покрытия, смещаясь ближе к осевой линии.
Особую опасность при движении транспорта представляют места, где производятся дорожные работы. Для обеспечения безопасности движения на таких участках устанавливаются соответствующие дорожные знаки; реконструируемые места ограждаются барьерами или переносными блоками; создаются мобильные системы регулирования движения и устраиваются объезды.
Опасные участки на дороге указываются с помощью предупреждающих знаков.
К опасным участкам дороги относятся:
Железнодорожный переезд со шлагбаумом и без шлагбаума
Железнодорожный переезд без шлагбаума»;
Пересечение с трамвайной линией
Пересечение с круговым движением
Разводной мост или паромная переправа
Дорожные работы- участок дороги, на котором в установленном порядке выполняются ремонтные и другие работы;
Падение камней- участок дороги, на котором возможны обвалы, оползни, падение камней;
Обеспечение безопасности движения на автомобильных дорогах является одной из важных задач дорожно-эксплуатационной службы, своевременное выявление и оценка опасных участков дорог будет способствовать успешному решению этой важной задачи эксплуатации.
Существенное влияние на дорогу оказывают погодно-климатические условия.
В целях сохранения покрытий автомобильных дорог вводятся сезонные ограничения массы и нагрузок на оси транспортных средств при их движении по автомобильным дорогам.
Весенний период времени из-за неблагоприятных погодно-климатических условий резко снижается несущая способность дорог из-за переувлажнения основания земляного полотна. Под воздействием повышенных осевых нагрузок транспорта интенсивно разрушаются конструкции дорожных одежд.
В результате чего вводятся ограничения на движение по этим дорогам тяжеловесных автомобилей. Эти запреты действуют до устранения повреждений на дорогах.
Ограничения, установленные на весенний период, не распространяются на транспортные средства, осуществляющие перевозки пассажиров, лекарственных препаратов, горюче-смазочных материалов, семенного фонда, почты и почтовых грузов, перевозки грузов, связанных с предотвращением или ликвидацией чрезвычайных ситуаций;
В летний период времени при высоких положительных температурах воздуха (25°С и выше) летом в дневное время прочностные свойства покрытий, содержащих органические вяжущие, существенно ухудшаются. Под воздействием повышенных осевых нагрузок транспорта покрытие деформируется с развитием вмятин, сдвигов, наплывов, волн, бугров и впадин, появляется колейность, что приводит к резкому снижению безопасности дорожного движения.
Чтобы не разрушались покрытия автомобильных дорог и обеспечивалась безопасность дорожного движения, принимается решение об ограничении движения транспортных средств с нагрузкой на ось более 6 т по республиканским автомобильным дорогам с асфальтобетонным покрытием в летний период с 10.00 до 22.00 при дневной температуре воздуха выше 25°С.
В этот период в дневное время суток разрешен проезд транспортных средств, осуществляющих перевозки скоропортящихся грузов и перевозки, связанные с предотвращением или ликвидацией чрезвычайных ситуаций.
В зимний период времени при пользовании дорогами существует ограничение по скорости движения из-за гололедицы, которая может привести к ДТП. Для устранения, которой применяется обработка покрытия противогололедными материалами.