Что такое оперативный скачок на 12 часов
Главная > Методические рекомендации
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
3. Проведение командно-штабных учений. Общие положения
Проведение учения с отработкой задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнению мероприятий гражданской обороны является наиболее сложным и ответственным этапом в работе руководителя учения, его заместителей, штаба руководства, посреднического аппарата и всех обучаемых.
Командно-штабные учения в зависимости от темы и учебных целей могут начинаться в местах постоянной дислокации или после предварительного вывода органов управления и привлекаемых сил в исходные районы по учению или непосредственно на места (объекты) проведения учения.
Началом учения является время вручения оперативной директивы (распоряжения, сигнала) на приведение органов управления и сил в соответствующие степени готовности или информации о факте и последствиях чрезвычайной ситуации.
В целях более рационального использования учебного времени, в зависимости от темы учения и его целей, на многостепенных КШУ нижестоящие органы управления могут подключаться к учению несколько позже, когда вышестоящие штабы выработали решения и готовы поставить силам задачи.
Учение может проводиться непрерывно в отведённые временные сроки или с перерывами, с объявлением оперативных пауз.
Оперативная пауза может объявляться в ходе учения в целях более детальной проработки наиболее сложных учебных вопросов, вопросов требующих проведения дополнительных исследований, а также в тех случаях, когда обучаемые не справляются с выполнением поставленных задач в отведённое для этого замыслом учения время. Продолжительность оперативной паузы определяется руководителем учения.
Основным содержанием работы руководства и посреднического аппарата в ходе учения являются: вручение обучаемым директивных документов, подготовленных штабом руководства; рассмотрение (изучение) принятых решений (планов), разработанных обучаемыми документов; наращивание обстановки; изучение методов работы обучаемых на их рабочих местах; контроль за практическими действиями органов управления и сил; оценка деятельности обучаемых должностных лиц и органов управления и сил в целом; исследование проблемных вопросов.
В результате анализа и оценки эффективности решений обучаемых, методов их работы руководство учения и посредники устанавливают, насколько они являются целесообразными, в какой мере отвечают сложившейся обстановке и к каким результатам в реальной обстановке могут привести, определяют их сильные и слабые стороны.
Проверка практических мероприятий выполняемых силами и средствами гражданской обороны и РСЧС, осуществляется руководством учения и необходимыми специалистами с выездом на места. Опыт проведенных практических мероприятий должен учитываться при корректировке планов гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также других оперативных документов.
* В донесениях излагаются: положительные и отрицательные стороны в работе начальников (руководителей), органов управления и действиях сил; выводы о слаженности органов управления, подготовленности сотрудников к выполнению своих функциональных обязанностей и оценка их работы; результаты проведенных исследований и другие вопросы. Донесения должны быть краткими и содержать конкретный материал с приведением фактов и
цифровых показателей, которые обобщаются штабом руководства и по указанию руководителя учения включаются в разбор.
Отработка учебных вопросов по этапам учения
В целях обеспечения последовательности выполнения целей учения и сосредоточения усилий на решении главных вопросов, проведение КШУ планируется и проводится по этапам.
Количество и содержание этапов определяются руководителем учения с таким расчётом, чтобы раскрывалась тема, и достигались цели учения в отведённом для его проведения астрономическом времени.
Оперативный скачок объявляется для ввода обучаемых в новую оперативную обстановку, создаваемую для отработки учебных вопросов на текущем или последующих этапах учения и представляет собой разницу между оперативным и астрономическим временем. В его содержание включается развитие оперативной обстановки ( изложение событий) за временной промежуток скачка, которое нельзя показать (отработать) в реальном масштабе времени.
Оперативный скачок объявляется, как правило, в конце одного из этапов, или в ходе этапа. При этом обучаемым вручаются необходимые документы и выделяется время для их изучения и анализа. Показатели и содержание оперативных скачков должны соответствовать обстановке, созданной для проведения учения, времени, необходимому для выполнения силами задач.
чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий гражданской обороны, проводятся практические мероприятия по защите населения и территорий.
Создаваемые на этом этапе чрезвычайные ситуации должны по своим масштабам и последствиям отличаться друг от друга с тем. чтобы дать практику в реагировании на чрезвычайные ситуации и принятии решений органам управления различных уровней.
Особое внимание на втором этапе обращается на проведение мероприятий по наращиванию усилий сил территориальной подсистемы РСЧС, сил гражданской обороны по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, развертыванию в полном объеме органов управления, проведению всех видов разведки, эвакуации (временного отселения) населения.
В ходе проведения учения руководитель КШУ или по его поручению заместители (помощники) руководителя учения могут проводить заслушивания должностных лиц обучаемых органов управления. При этом обучаемые должны показать умение ориентироваться в сложной обстановке.
После отработки всех учебных вопросов руководитель учения объявляет частный отбой, дает указания о подготовке разбора и о порядке возвращения в пункты постоянной дислокации. Частный отбой на командно-штабных учениях может быть также объявлен в следующих случаях: когда действия обучаемых не отвечают намеченным учебным целям; если возникает необходимость повторения отдельных учебных вопросов для более качественной их отработки; при грубом нарушении установленных требований безопасности. При этом органы управления и силы прекращают практические действия. В этих случаях руководитель отдает необходимые указания, а после их выполнения обучаемыми продолжает учение.
После того как обучаемые выполнят поставленные задачи, и руководитель учения убедится, что цели учения достигнуты, объявляется отбой учению.
Наращивание обстановки осуществляется штабом руководства и посредниками в соответствии с замыслом учения и на основе ранее разработанного плана.
Цели наращивания обстановки определяются на каждый этап учения и должны способствовать достижению целей учения в целом.
Наращивание обстановки должно охватывать весь спектр деятельности органов управления и оказывать прямое воздействие на принятие (уточнение) решений, организацию управления, взаимодействия и всех видов обеспечения. Оно проводится в течение всего учения в реальном масштабе времени с учётом оперативных скачков и принятых обучаемыми решений.
Наращивание обстановки осуществляется: доведением до органов управления и сил сигналов оповещения и управления, распоряжений о приведении в соответствующие степени готовности, приказов и распоряжений от вышестоящих инстанций; вручением вводных (информации) о возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, о состоянии сил и средств, об изменениях обстановки; получением докладов от подчиненных органов управления и сил о практических действиях и других происходящих в зоне чрезвычайной ситуации событиях; доведением информации от взаимодействующих органов управления.
В ходе отработки учебных вопросов наращивание обстановки проводится таким образом, чтобы обучаемые были вынуждены реагировать на все изменения обстановки, своевременно уточнять свои решения и принимать необходимые меры для успешного выполнения поставленных задач.
Наращивание обстановки проводится, как правило, по техническим средствам связи, с тем чтобы приблизить условия сбора данных обстановки к условиям реальной действительности, и осуществляется с таким расчетом, чтобы обучаемые вносили уточнения в принятые решения и разработанные планы действий, докладывали об этих уточнениях в вышестоящие инстанции, отдавали необходимые распоряжения подчиненным силам.
Руководство учением и посреднический аппарат в свою очередь оценивают уточненные или вновь принятые решения обучаемых с тем, чтобы внести соответствующие коррективы в планы наращивания обстановки для дальнейшей отработки учебных вопросов в ходе учения.
После утверждения руководителем учения соответствующие изменения немедленно доводятся до посредников.
Обстановку напряженности и внезапности целесообразно создавать в период наибольшей интенсивности в работе обучаемых.
Проведение практических мероприятий
Организация практических мероприятий является одним из наиболее эффективных методов отработки учебных вопросов. Планирование и проведение практических мероприятий необходимо проводить на едином оперативном фоне учения таким образом, чтобы они являлись логическим продолжением и конкретной реализацией решений, принятых органами управления.
Объем и характер практических мероприятий определяется руководителем учения в соответствии с его полномочиями в зависимости от темы, продолжительности учения, состава, уровня подготовки его участников и отражается в Плане практических мероприятий.
Практические мероприятия проводятся в целях совершенствования вопросов управления и взаимодействия, а также тренировки органов управления и сил гражданской обороны и РСЧС.
Отработка практических мероприятий является одним из способов создания обстановки, приближенной к реальной, и выработке у обучаемых правильного представления о характере и масштабах возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий или применения противником современных средств поражения.
Проведение практических мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на фоне имитации и обозначения последствий аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях, катастроф и стихийных бедствий, очагов химического загрязнения и радиационного заражения. Степень имитации разрушений и поражений зависит от учебных целей, особенностей объекта и наличия имитационных средств. Имитация должна соответствовать замыслу учения. Отдельные элементы очагов поражения, особенно второстепенные, могут дополняться средствами обозначения (знаками, указателями).
Для имитации условно пораженных выделяется необходимое количество личного состава или статистов. Для отработки вопросов спасения людей из-под завалов, с верхних этажей горящих зданий или из затопленных подвалов могут использоваться манекены.
Имитацию завалов и разрушений целесообразно создавать на учебном городке, а при его отсутствии — в местах где ведутся строительные работы или сносятся ветхие здания.
Проведение практических мероприятий по вопросам гражданской обороны, таких как развертывание пунктов приема личного состава и техники, сборных эвакуационных пунктов, подготовка защитного сооружения к приему укрываемых и др., целесообразно проводить на реальных объектах с последовательной отработкой всех элементов.
Для проведения практических мероприятий привлекается необходимое количество сил и средств, в том числе формирования связи, радиационной и химической разведки и защиты, охраны общественного порядка, медицинские и т.д.
Особое внимание при этом следует обратить на качественную подготовку личного состава и учебно-материальной базы, слаженность действий
органов управления и сил, привлекаемых для проведения практических мероприятий.
Важность и сложность задач, стоящих перед гражданской обороной и РСЧС, необходимость дальнейшего совершенствования методов их решения требуют проведения исследования отдельных, наиболее важных вопросов.
Вопросы, намеченные для исследований, могут прорабатываться и обсуждаться на специальных совещаниях еще до начала учения. На основе имеющегося опыта ранее проведённых учений и теоретических материалов разрабатываются предварительные выводы по исследуемым проблемам.
Основными методами исследования в ходе учения являются: проведение экспериментов; личное наблюдение за работой обучаемых органов управления и действиями сил; изучение документов; хронометрирование; метод экспертных оценок; математические методы исследования с использованием электронно-вычислительной техники.
На основе материалов обучаемых, посредников, заместителей (помощников) руководителя учения, а также собственных наблюдений исследовательская группа разрабатывает обобщенный материал по результатам исследований и- докладывает начальнику штаба руководства. Одновременно определяются меры по реализации результатов исследований в интересах дальнейшего развития и совершенствования гражданской обороны и РСЧС.
Для достижения целей исследований по решению руководителя учения наиболее важные проблемные вопросы могут обсуждаться в ходе учения или после него с привлечением определенных категорий участников. Результаты исследований могут освещаться на разборе учения и использоваться при последующем обобщении его материалов.
4. Подведение итогов командно-штабных учений Подготовка и проведение разбора
Разбор учений представляет собой одну из форм анализа и обобщения опыта подготовки органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС и имеет большое воспитательное и практическое значение.
Разбор должен носить творческий характер, органически сочетать глубокий теоретический анализ с конкретным практическим опытом действий органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС по каждому вопросу, выносимому на учение. В основу разбора должны быть положены выводы руководителя учения, утвержденные им доклады его заместителей (помощников) и посредников о действиях на учении органов управления и сил гражданской обороны и РСЧС и результаты исследований. На разборе необходимо не только перечислять недостатки, слабые места и нерешенные вопросы, но и глубоко вскрывать и анализировать их причины, определять и указывать пути их устранения.
Подготовка разбора должна начинаться заблаговременно до начала учения после утверждения его замысла и вестись параллельно с разработкой основных документов учения. Она осуществляется группой разбора с участием других групп штаба руководства, заместителей (помощников) руководителя учения и посредников. Организацию подготовки разбора учения осуществляет начальник штаба руководства.
Подготовка разбора включает:
— изучение замысла и других учебно-методических документов, разработанных для проведения учения;
— разработку плана проведения разбора, в котором обычно указываются: цель, время и место проведения разбора; состав привлекаемых на разбор должностных лиц; порядок проведения разбора, в том числе и время проведения частных разборов;
— разработку и доведение до посреднического аппарата методических рекомендаций о порядке представления и содержании предложений для разбора по этапам учения;
— сбор, обобщение и анализ материалов в разбор за каждый этап учения и за учение в целом, своевременное их представление в штаб руководства;
— подготовку тезисов доклада руководителя учения;
— подготовку наглядных иллюстрационных материалов.
До начала учения на основе замысла и плана-календаря проведения учения готовится общая часть разбора, включающая изложение темы, общих целей, этапов, учебных вопросов, общей и частной обстановки, создаваемой для их отработки и достижения учебных целей, другие необходимые данные, которые определяются заранее и не зависят от решения обучаемых, а также теоретические обоснования наиболее важных вопросов, отрабатываемых на учении. Одновременно готовятся иллюстрационные и справочные материалы (карты, схемы, таблицы, графики и т.д.)
В ходе учения осуществляются сбор, систематизация, анализ и обобщение фактического материала по результатам действий обучаемых; завершается разработка теоретической части разбора, подготовка иллюстрационных материалов по наиболее ярким примерам как положительных, так и неудачных действий обучаемых на учении. Для большей поучительности и распространения передового опыта на разборе используются документы, разработанные обучаемыми в ходе учения.
Метод проведения разбора определяется руководителем учения, исходя из масштаба, учебных целей учения и имеющегося времени. Составными частями разбора могут быть общий разбор и частные разборы по категориям обучаемых.
Общий разбор проводится руководителем учения. На него привлекаются: руководство учением, посреднический аппарат и основные должностные лица обучаемых органов управления и сил.
Общий разбор может включать доклад начальника штаба руководства и указания руководителя учения или только доклад руководителя учения.
В указаниях (докладе) руководителя учения, как правило, дается анализ решений и действий обучаемых с указанием положительных сторон и недостатков, их обоснование, делаются выводы, вытекающие из итогов учения, и ставятся задачи по повышению готовности органов управления, сил по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также по устранению вскрытых недостатков. В заключение руководитель учения дает оценку подготовленности обучаемых начальников (руководителей), должностных лиц и органов управления в целом, а также оценивает действия привлекаемых на учение сил и средств гражданской обороны и РСЧС, работу штаба руководства и посреднического аппарата. Если на разбор готовится только один доклад руководителя учения, то в нем отражаются также вопросы, включаемые в доклад начальника штаба руководства.
Решающее значение для оценки действий обучаемых, состояния и готовности территориальных и функциональных подсистем РСЧС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также путей и способов дальнейшего совершенствования этой работы имеет личное заслушивание руководителем учения кратких докладов, выводов, оценок и предложений
заместителей, помощников руководителя учения и старших посредников (посредников) при соответствующих должностных лицах, участвующих на учении.
При определении общих выводов необходимо учитывать не только результаты, установленные в ходе проведенного учения, но и итоги предшествовавших учению проверок, объективные показатели, характеризующие состояние защиты населения и территорий в мирное время и особый период.
Частные разборы проводятся по указанию руководителя учения под руководством заместителей (помощников) руководителя учения с должностными лицами органов управления. На частных разборах проводится детальный анализ действий органов управления и привлекаемых сил; дается оценка должностным лицам и органам управления, которые не оцениваются руководителем учения; определяются и доводятся задачи по устранению выявленных недостатков. Разборы с личным составом привлекаемых сил проводятся отдельно.
Разбор учения проводится непосредственно после его окончания. Если требуется дополнительное время для обобщения результатов исследования и других материалов, то разбор может быть отнесен на несколько суток после окончания учения.
При подведении итогов прошедшего учения руководитель оценивает работу органов управления, при этом может применяться общепринятая в системе подготовки градация оценок:
«отлично» — если обучаемые органы управления показали высокую слаженность в работе, качественно подготовили все документы и участников учения, в ходе учения принимали целесообразные решения, уверенно и непрерывно осуществляли управление, что обеспечило своевременное и в полном объеме выполнение подчиненными силами поставленных задач;
учения были допущены незначительные недоработки, принимаемые решения отвечали сложившейся обстановке, в управлении подчиненными силами имели место отдельные перебои, которые не оказали существенного влияния на отработку учебных вопросов и выполнение поставленных задач;
Вспоминая, учимся
Время астрономическое и оперативное
Любой город, особенно такой крупный, как Красноярск, это очень сложный механизм (или даже организм). И от того, насколько слаженно все его детали (или органы) работают, зависит здоровье всего аппарата (или субъекта) в целом. Добиться желаемого нелегко, но можно.
Когда правая рука не знает, что делать, если повреждена левая, ничего путного не выйдет. Значит, конечности необходимо периодически проверять, тренировать, учить.
При слове «учения» у среднестатистического горожанина возникает картинка: срочная эвакуация, скажем, из школы, выдвижные лестницы, пожарные рукава… Конечно, в нашем случае ничего этого нет, здесь учатся на теории. Как это происходит?
Оперативный штаб искусственно создаёт сложную обстановку и даёт вводные, проще говоря легенды.
Специалисты главного управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности уверяют: если кто-то не так отчитался, что-то упустил, никто карательных мер принимать не станет. Просто примут к сведению, укажут на огрехи. Дело-то общее. И надо учиться не молчать о больных местах, а говорить о них, тогда появится настоящая сыгранность, как в хорошей команде. Пазл сложится. И всё заработает как часовой механизм Буре.
Однако всё зависит от людей, и поэтому их надо подготовить. В том числе и к коммунальным неприятностям. По прогнозам синоптиков, нынешняя зима обещает быть суровой…
Методические рекомендации по подготовке и проведению командно-штабных учений в системе МЧС России (стр. 5 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
На занятиях закрепляются теоретические знания, совершенствуются практические навыки, уточняются должностные обязанности по реагированию на возникающие чрезвычайные ситуации и при выполнении мероприятий гражданской обороны.
Особое внимание при подготовке обучаемых следует уделить отработке быстрых и четких действий при приведении органов управления и сил в готовность, повышению оперативности при сборе и обобщении данных обстановки, ее оценки, организации взаимодействия.
Кроме этого, проводятся и другие подготовительные мероприятия: уточняются планы действия (взаимодействия) по вопросам гражданской обороны, защите населения и территорий и другие действующие документы, проверяются и готовятся к работе пункты управления, средства связи и оповещения и т. д.
Перед началом КШУ, как правило, проводится смотр готовности его участников.
3. Проведение командно-штабных учений. Общие положения
Проведение учения с отработкой задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнению мероприятий гражданской обороны является наиболее сложным и ответственным этапом в работе руководителя учения, его заместителей, штаба руководства, посреднического аппарата и всех обучаемых.
Командно-штабные учения в зависимости от темы и учебных целей могут начинаться в местах постоянной дислокации или после предварительного вывода органов управления и привлекаемых сил в исходные районы по учению или непосредственно на места (объекты) проведения учения.
Началом учения является время вручения оперативной директивы (распоряжения, сигнала) на приведение органов управления и сил в соответствующие степени готовности или информации о факте и последствиях чрезвычайной ситуации.
В целях более рационального использования учебного времени, в зависимости от темы учения и его целей, на многостепенных КШУ нижестоящие органы управления могут подключаться к учению несколько позже, когда вышестоящие штабы выработали решения и готовы поставить силам задачи.
Учение может проводиться непрерывно в отведённые временные сроки или с перерывами, с объявлением оперативных пауз.
Оперативная пауза может объявляться в ходе учения в целях более детальной проработки наиболее сложных учебных вопросов, вопросов требующих проведения дополнительных исследований, а также в тех случаях, когда обучаемые не справляются с выполнением поставленных задач в отведённое для этого замыслом учения время. Продолжительность оперативной паузы определяется руководителем учения.
Основным содержанием работы руководства и посреднического аппарата в ходе учения являются: вручение обучаемым директивных документов, подготовленных штабом руководства; рассмотрение (изучение) принятых решений (планов), разработанных обучаемыми документов; наращивание обстановки; изучение методов работы обучаемых на их рабочих местах; контроль за практическими действиями органов управления и сил; оценка деятельности обучаемых должностных лиц и органов управления и сил в целом; исследование проблемных вопросов.
В результате анализа и оценки эффективности решений обучаемых, методов их работы руководство учения и посредники устанавливают, насколько они являются целесообразными, в какой мере отвечают сложившейся обстановке и к каким результатам в реальной обстановке могут привести, определяют их сильные и слабые стороны.
Проверка практических мероприятий выполняемых силами и средствами гражданской обороны и РСЧС, осуществляется руководством учения и необходимыми специалистами с выездом на места. Опыт проведенных практических мероприятий должен учитываться при корректировке планов гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также других оперативных документов.
* В донесениях излагаются: положительные и отрицательные стороны в работе начальников (руководителей), органов управления и действиях сил; выводы о слаженности органов управления, подготовленности сотрудников к выполнению своих функциональных обязанностей и оценка их работы; результаты проведенных исследований и другие вопросы. Донесения должны быть краткими и содержать конкретный материал с приведением фактов и
цифровых показателей, которые обобщаются штабом руководства и по указанию руководителя учения включаются в разбор.
Отработка учебных вопросов по этапам учения
В целях обеспечения последовательности выполнения целей учения и сосредоточения усилий на решении главных вопросов, проведение КШУ планируется и проводится по этапам.
Количество и содержание этапов определяются руководителем учения с таким расчётом, чтобы раскрывалась тема, и достигались цели учения в отведённом для его проведения астрономическом времени.
Оперативный скачок объявляется для ввода обучаемых в новую оперативную обстановку, создаваемую для отработки учебных вопросов на текущем или последующих этапах учения и представляет собой разницу между оперативным и астрономическим временем. В его содержание включается развитие оперативной обстановки ( изложение событий) за временной промежуток скачка, которое нельзя показать (отработать) в реальном масштабе времени.
Оперативный скачок объявляется, как правило, в конце одного из этапов, или в ходе этапа. При этом обучаемым вручаются необходимые документы и выделяется время для их изучения и анализа. Показатели и содержание оперативных скачков должны соответствовать обстановке, созданной для проведения учения, времени, необходимому для выполнения силами задач.
На первом этапе учения, как правило, отрабатываются вопросы приведения органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, сил гражданской обороны и РСЧС в различные режимы функционирования, проводится оповещение и сбор руководящего и личного состава, осуществляется сбор данных обстановки, их оценка и анализ, постановка задач подчиненным органам управления и силам, проверяются вопросы функциональной готовности к действиям по предназначению формирований, привлекаемых на учение. При этом особое внимание руководство учением должно уделять вопросам развертывания и эффективности работы систем управления, организации проведения практических мероприятий по защите населения и территорий, повышения устойчивости работы объектов экономики, снижения запасов АХОВ, приведения в готовность формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, готовности защитных сооружений к приему укрываемых и т. д.
На втором этапе учения, как правило, отрабатываются вопросы управления подчиненными силами и средствами при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий гражданской обороны, проводятся практические мероприятия по защите населения и территорий.
Создаваемые на этом этапе чрезвычайные ситуации должны по своим масштабам и последствиям отличаться друг от друга с тем. чтобы дать практику в реагировании на чрезвычайные ситуации и принятии решений органам управления различных уровней.
Особое внимание на втором этапе обращается на проведение мероприятий по наращиванию усилий сил территориальной подсистемы РСЧС, сил гражданской обороны по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, развертыванию в полном объеме органов управления, проведению всех видов разведки, эвакуации (временного отселения) населения.
В ходе проведения учения руководитель КШУ или по его поручению заместители (помощники) руководителя учения могут проводить заслушивания должностных лиц обучаемых органов управления. При этом обучаемые должны показать умение ориентироваться в сложной обстановке.
После отработки всех учебных вопросов руководитель учения объявляет частный отбой, дает указания о подготовке разбора и о порядке возвращения в пункты постоянной дислокации. Частный отбой на командно-штабных учениях может быть также объявлен в следующих случаях: когда действия обучаемых не отвечают намеченным учебным целям; если возникает необходимость повторения отдельных учебных вопросов для более качественной их отработки; при грубом нарушении установленных требований безопасности. При этом органы управления и силы прекращают практические действия. В этих случаях руководитель отдает необходимые указания, а после их выполнения обучаемыми продолжает учение.
После того как обучаемые выполнят поставленные задачи, и руководитель учения убедится, что цели учения достигнуты, объявляется отбой учению.
Наращивание обстановки осуществляется штабом руководства и посредниками в соответствии с замыслом учения и на основе ранее разработанного плана.
Цели наращивания обстановки определяются на каждый этап учения и должны способствовать достижению целей учения в целом.
Наращивание обстановки должно охватывать весь спектр деятельности органов управления и оказывать прямое воздействие на принятие (уточнение) решений, организацию управления, взаимодействия и всех видов обеспечения. Оно проводится в течение всего учения в реальном масштабе времени с учётом оперативных скачков и принятых обучаемыми решений.