Что такое описательный рассказ
Консультация для родителей «Учимся составлять описательный рассказ»
– это изложение характерных признаков отдельных предметов. В таком рассказе всегда присутствует много определений, обстоятельств, элементов образности.
Описательные рассказы бывают 3-х видов:
описательные: описание одного предмета.
сравнительные: описание 2-х предметов с контрастными признаками (причём поэтапно сопоставлять их однозначные признаки);
объяснительные: это рассказ с элементами рассуждения и доказательств.
Практика показывает, что данный вид рассказывания вызывает трудности. Зачастую мы не умеем выдвинуть мотив, который убедил бы детей в важности описания объектов, а немотивированную цель реализовать сложнее. Такая ученая деятельность утомляет детей однообразием. Занятие по описанию нужно строить с опорой на мотивировки, близкие и понятные. Такому требованию отвечает игра «Магазин».
Как научить составлять описательный рассказ, используя игру «Магазин»
Примерные образцы рассказа :
для детей 3 – 4 лет: «Он круглый, оранжевый, сладкий…»
для детей 4 – 5 лет: «Это фрукт, он растёт на дереве. Он круглый, оранжевый, сладкий и мягкий…»
для детей 5 – 7 лет: «Он круглый, оранжевый, сладкий, мягкий. Из него можно приготовить джем, повидло, варенье, сварить компот. Он растёт на деревьях в тёплых странах….»
Можно использовать такую разновидность составления рассказа, как
П
римерные образцы рассказа:
для детей 3 – 4 лет: «Это посуда. Тут кастрюля, там половник. Они нужны, чтобы варить суп».
для детей 4 – 5 лет: «Это посуда. Это кастрюля. У неё есть дно, стенки, ручки, крышка. Она нужна, чтобы варить суп, компот. Это половник. У него длинная ручка. Он нужен, чтобы наливать суп или компот….».
для детей 5 – 7 лет: «Посмотрите, перед вами посуда. Это кастрюля. У неё есть дно, стенки, ручки, крышка. Она железная и нужна, чтобы варить суп, компот, кашу. А это половник. У него длинная ручка. Он нужен, чтобы наливать суп или компот….».
Ещё можно использовать игру – соревнование и рассказывать об игрушках. Игрушка ближе всего ребёнку и это не будет выглядеть как занятие. Эта игра – занятие больше всего подходит для детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 лет).
Сначала взрослый составляет описательный рассказ, выбрав любую игрушку. Например: «Это зайчик. У него пушистая серая шерстка, длинные уши, чёрные глаза. У Зайки весёлая мордочка. Он одет в зелёные штанишки. Мне очень нравится эта игрушка».
Затем предложите ребёнку описать любую игрушку самостоятельно.
Научив ребёнка описывать игрушки, можно перейти к описанию животных. Взрослый составляет описательный рассказ, выбрав любого животного. Как и в игре в «магазин», в зависимости от возраста, увеличивается количество признаков, по которым ребёнок должен описать животное.
взрослый составляет описательный рассказ, выбрав любого животного.
Например: «В лесу я встретила ёжика. Сам он серый, с белыми острыми колючками. У ёжика короткие лапы и хитрая мордочка. Ёж был очень симпатичный».
Затем предложите ребёнку описать любого животного самостоятельно.
— описывая два предмета по очереди (например: «Лось большое животное. По цвету он тёмно-коричневый. Рога у него широкие, низкие и расходятся в разные стороны. Олень меньше лося. Окрашен он в серо-белый цвет. Рога у оленя высокие, ветвистые.);
Начинает рассказывать взрослый: «Бежит по полю ёжик. Вдруг, видит, стоит в поле теремок. Подбежал ёжик к теремку и стучит: тук-тук-тук. Кто – кто в теремочке живёт, кто – кто в невысоком живёт? Никто не отвечает. Зашёл ёжик в теремок и стал там жить». Затем взрослый предлагает ребёнку выбрать любую игрушку и, повторяя слова взрослого, подбежать к теремку.
Ребёнок говорит: «Бежит по полю волк. Вдруг, видит, стоит в поле теремок. Подбежал волк к теремку и стучит: тук-тук-тук. Кто – кто в теремочке живёт, кто – кто в невысоком живёт»?
Взрослый отвечает: «Это я ёжик. А ты кто»?
Ребёнок: «А я волк. Пусти меня к себе жить».
Взрослый: «Я тебя пущу, если ты мне скажешь, чем ты на меня не похож (или похож)»?
Ребёнок может сравнивать животных по определённой схеме:
Ребёнок: «У тебя колючки, а у меня шерсть. Ты живёшь в норе, а я в логове. Ты ешь змей, а я мясо животных».
В этой игре можно сравнивать:
всех животных с одним и тем же животным (ёжика с волком, ёжика с лисой, ёжика с медведем), что подходит для детей 4 – 5 лет;
или с тем, кто последний зашёл в теремок (ёжика с волком, волка с лисой, лису с медведем и т.д.). этот вид рассказа приемлем для детей 5 – 7 лет.
Составление описательных рассказов детьми дошкольного возраста
Ольга Смирнова
Составление описательных рассказов детьми дошкольного возраста
Составление описательных рассказов детьми дошкольного возраста
Виды рассказов:
В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи:
1) описание игрушки и предмета
2) рассказывание по сюжетным картинкам, так и 1 сюжетной картине,
3) творческие рассказы,
4) рассказы из опыта.
Рассказывание по игрушкам и рассказывание по картинам. Игрушки, предметы и картины служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний, поскольку они подсказывают содержание речи. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений. Часто в описание включается и рассказ о выполненных или возможных действиях с игрушкой или предметом, о том, как появились эти вещи у ребенка (т. е. здесь имеет место контаминация).
В повествовательных монологах дети передают определенный сюжет, подсказанный картиной, готовой игровой ситуацией, созданной при помощи игрушек, а также придумывают рассказ по картине, с выходом за рамки изображенного, или по игрушкам (одной или нескольким).
Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму.
Рассказывание из опыта опирается на представления, полученные в процессе наблюдений, а также разных видов деятельности, и отражает переживания и чувства ребенка. В монологах из коллективного и индивидуального опыта формируются навыки и повествования, и описания, и рассуждения.
4 слайд Составление рассказов требует более высокого уровня интеллектуального и речевого развития, более интенсивной познавательной деятельности, совершенствование всех познавательных процессов, а также усиленной и углубленной предварительной работы.
Предварительная работа по обучению составления описательных рассказов начинает проводиться на занятиях по обучению грамоте.
1.Формируем у детей понятия: «слово», «живой и неживой предмет», «действие», «признак», «предложение» и соотнесение их с символами.
2. Лексико-грамматические упражнения помогают нам быстрее научится подбирать признаки и действия к предметам.
3. Формирование у детей предлогов, это очень трудоемкий процесс, и чтобы дети смогли быстрее понять и запомнить и в дальнейшем правильного употреблять пространственные предлоги, мы используем фразовый конструктор «Я умею говорить».
4. С помощью схем и фразового конструктора дети составляют предложения и выполняем разбор схемы предложения (с предлогами и без)
Общие моменты в работе по обучению
составления описательного рассказа
• Проведение систематических сюжетно-ролевые игр. Магазин, Выставки – Экскурсовод, Теремок.
• Выполнение лексико-грамматических упражнений.
• Совершенствование диалогической речи.
• Обучение составлению плана, его запоминание.
• Объединение предложений в связное, последовательное, законченное высказывание.
• Использование зрительных опор – схем.
• Использование дидактических пособий, наполненных картинно-графическими символами.
• Использование дидактических игр «В стране Котландия», «Расскажи мне, расскажи».
Теперь более подробно остановимся на некоторых моментах по обучению составления описательного рассказа.
Один из приёмов, который облегчает ребёнку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем из дидактических пособий Бардышевой, Бухариной, Теремковой. Опорные схемы выступают в роли плана – подсказки. Детям становится проще составить рассказ.
Учить детей дошкольного возраста составлять описательный рассказ – важный аспект их развития. Порой такая учебная деятельность часто утомляет детей однообразием. Занятия по описанию нужно стараться строить с опорой на близкие и понятные для ребенка темы, тем самым повышая его мотивацию. Такому требованию отвечают сюжетно-ролевые и театрализованные игры.
Умение точно, лаконично и образно описывать предмет способствует развитию речи детей и их мышления и внимания.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Таким образом, в старшей группе дети учатся описывать игрушки, предметы, составлять рассказы по картинкам, проявляя все большую активность. Педагог должен профессионально и умело руководить этим процессом.
Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приемов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у вoспитанников к данному виду речевой деятельности.
Я считаю, что, кроме того, что педагог должен знать и уметь применять методику обучения детей составлению описательных рассказов, он должен убедить детей в важности описания конкретно взятого объекта, выдвинуть такой мотив, чтобы каждый ребенок поверил в этo, сделать учебный процесс более интересным и увлекательным.
Приемы обучения детей составлению описательного рассказа
Светлана Кулинич
Приемы обучения детей составлению описательного рассказа
Приемы обучения детей составлению описательного рассказа.
Связная речь не дана ребенку от рождения. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской действительности и формами общения с окружающими людьми.
Последовательность работы над связной речью.
• Воспитание понимания связной речи;
• Воспитание диалогической связной речи;
• Воспитание монологической связной речи, приемы работы;
• Работа над составлением рассказа – описания;
• Работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;
• Работа над составлением рассказа по одной сюжетной картине;
• Работа над пересказом;
• Работа над самостоятельным рассказом.
Сегодня мы рассмотрим с вами составления рассказа – описания по игрушке!
Одно из самых интересных и любимых детьми занятий по развитию речи – является рассматривание и описание игрушек. Поскольку каждая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание поговорить о ней. Занятия по обучению рассказыванию с использованием предметов и игрушек систематически проводится во всех группах ДС. Дети внимательно рассматривают предметы, игрушки, действуют с ними и учатся передавать в речи (в описательной форме) свои восприятия – зрительные, слуховые, осязательные и пр.
Описание – Это специальный текст, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта. Затем идет перечисление признаков, свойств действий. Завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или высказывающая отношение к нему. Описание отличается статичностью, нежесткой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты.
Работа по развитию описательной речи в младшей группе проходит в определенной последовательности. Поскольку описание содержит выделение самых разнообразных признаков объекта, на первом, подготовительном этапе обучения, необходимо научить дошкольников выделять и фиксировать в речи то, что они видят, слышат, осязают.
Младший возраст (3-4 года) В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить детей сосредоточиваться при рассматривании игрушек, затем научить отвечать на вопросы по их описанию.
В младшем дошкольном возрасте проводится рассматривание и исследование игрушки. Беседуя с педагогом дети отвечают на вопросы воспитателя, называют игрушку, обращают внимание на характерные особенности внешнего вида (цвет, форма, материал, свойства, назначение и т. д., подбирают сравнения и определения.
При оаписании игрушки используется следующий алгоритм:
1) Рассматривание и исследование игрушки;
3) Совместный рассказ.
При описании игрушки в младших группах используются следующие приемы:
Рассматривание;
Совместное рассказывание;
Образец рассказа;
Игра с этим предметом;
Внесение игрушки в группу до начала занятия.
Критерии отбора игрушек:
1. Не должны быть мелкими.
2. Могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду;
3. Близки к естественному виду;
4. Должны быть безопасны.
Подбор игрушек, предлагаемых для описания младшим дошкольникам,имеет некоторые особенности: игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (большой и маленький мишки, кукла с косичками и кукла с бантом, красная и зеленая пирамидки и пр.) Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приема сравнения.
Занятия с игрушками носят творческий характер, от них развивается мышление и воображение, закрепляется и активизируется словарь. От того как будет организован процесс обучения рассказывания по игрушкам, будет зависеть формирование связной речи у детей 4 – 5 лет. Поэтому педагогу нужно знать методику обучения рассказыванию по игрушке:
Методика обучению рассказу – описанию детей 4-5 лет:
1. Рассматривание игрушки;
2. Вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина, качеств игрушки, действий с нею.
3. Образец рассказа воспитателя;
4. Рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя;
5. Рассказы 4 – 5 детей по опорным вопросам воспитателя;
Во второй половине года вводится план рассказа – описания, составленный воспитателем.
Теперь методика обучения выглядит так:
1. Рассматривание игрушки;
2. Вопросы воспитателя;
3. Составление воспитателя плана рассказа об игрушке;
4. Образец рассказа воспитателя по плану;
5. Рассказы детей по плану и опорным вопросам воспитателя;
Такому типу высказывания, как описание в средней группе уделяется особое внимание. Объекты предлагаемые для описания (в данном случае игрушка) усложняются. Педагог добивается при составлении описанияребенком четкой структуры :
1. Сначала игрушка называется,
2. Затем раскрываются ее качества, свойства, форма, цвет, особенности и характерные признаки.
3. Также перечисляются действия, характерные для игрушкиили при обращении с ней.
При описании игрушки используются следующие приемы:
Дидактические и сюжетноролевые игры (волшебный мешочек, потерялся ребенок);
Использование элементов фольклора : стихов, песенок, потешек, загадок и пр. ;
Внесение игрушки в группу до начала занятия;
Оставление игрушки в группе после занятия;
Инсценировка (позволяющая раскрыть индивидуальность игрушки);
Дополнительные вопросы педагога;
Дополнение детьми предыдущего рассказа;
Инсценировка (позволяющая раскрыть индивидуальность игрушки);
Дополнительные вопросы педагога;
Дополнение детьми предыдущего рассказа;
Критерии отбора игрушек.
Не должны быть мелкими;
Должны быть выразительными, выделяться внешним видом, чтобы можно было сравнивать;
Близки к естественному виду;
Должны быть безопасны.
В старшем и подготовительном к школе возрасте дети учатся составлять рассказы описания и сравнительные описания различных предметов и живых объектов. Описание – полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательное, точное по языку, с использованием образной речи.
Описание обязательно проводится по плану.
Методика обучению рассказу – описанию детей 5-6 лет:
Лексико- грамматические упражнения по теме занятия;
Рассматривание объекта описания;
Вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки, внешние и внутренне составляющие; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему;
Составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа;
Рассказ сильного ребенка; (по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога;)
Рассказы 4 – 5 детей об объекте;
В 6-летнем возрасте методика обучения описанию та же. Кроме того, в подготовительной к школе группе широко используются сравнительные описания, когда одновременно описываются и сравниваются два объекта. Подготовительная работа – обучение детей составлению сложносочиненных предложений с союзами «а», «и»;например: «помидор сладковатый, а лук горький. Демисезонное пальто носят осенью, и вязаный берет носят осенью тоже». Такие предложения составляются по вопросам и образцу воспитателя. В описание вносится соревновательный момент. При составлении загадок образец почти не применяется. Полезно использовать схемы описания.
В подготовительной группе дается более полное описание признаков (если это животное, говорят о его полезности, образе жизни, повадках).
При описании игрушки используются следующие приемы:
Образец и план рассказа;
Рассматривание;
Дополнение детьми предыдущего рассказа;
Выбор игрушки по желанию ребенка;
Инсценировка рассказа.
Критерии отбора игрушек в старшей и подготовительной группе:
Не должны быть мелкими;
Должны быть выразительными, выделяться внешним видом, чтобы можно было сравнивать;
Близки к естественному виду;
Должны быть безопасны.
Для описания в подготовительной группе можно использовать более сложные по внешнему виду, составу, материалу, предназначению предметы, а также одушевленные объекты, в том числе и человека. Можно описывать времена года и профессии людей.
Учимся составлять описательный рассказ
Галина Сингаевская
Учимся составлять описательный рассказ
Учимся составлять описательный рассказ.
Как научить составлять описательный рассказ, используя игру «Магазин»
После того, как ребёнок научился составлять элементарные описательные рассказы, можно попробовать описывать предметы, сравнивая друг с другом.Сравнивать можно:
— описывая два предмета по очереди (например: «Лось большое животное. По цвету он тёмно-коричневый. Рога у него широкие, низкие и расходятся в разные стороны. Олень меньше лося. Окрашен он в серо-белый цвет. Рога у оленя высокие, ветвистые.);
описывая предметы параллельно. Для сравнения предметов этим способом, можно использовать игру «Теремок». Эту игру можно использовать при изучении любой лексической темы. Для этого стоит построить теремок из кубиков, конструктора или любого другого материала.Рядом расположите игрушки: лису, волка, медведя, ёжика, зайца.
Начинает рассказывать взрослый: «Бежит по полю ёжик. Вдруг, видит, стоит в поле теремок. Подбежал ёжик к теремку и стучит: тук-тук-тук. Кто – кто в теремочке живёт, кто – кто в невысоком живёт? Никто не отвечает. Зашёл ёжик в теремок и стал там жить». Затем взрослый предлагает ребёнку выбрать любую игрушку и, повторяя слова взрослого, подбежать к теремку.
Ребёнок говорит: «Бежит по полю волк. Вдруг, видит, стоит в поле теремок.Подбежал волк к теремку и стучит: тук-тук-тук. Кто – кто в теремочке живёт, кто – кто в невысоком живёт»?
Взрослый отвечает: «Это я ёжик. А ты кто»?
Ребёнок: «А я волк. Пусти меня к себе жить».
Взрослый: «Я тебя пущу, если ты мне скажешь, чем ты на меня не похож (или похож)»?
Ребёнок может сравнивать животных по определённой схеме:
Ребёнок: «У тебя колючки, а у меня шерсть. Ты живёшь в норе, а я в логове. Ты ешь змей, а я мясо животных».
В этой игре можно сравнивать:
• всех животных с одним и тем же животным (ёжика с волком, ёжика с лисой, ёжика с медведем, что подходит для детей 4 – 5 лет;
• или с тем, кто последний зашёл в теремок (ёжика с волком, волка с лисой, лису с медведем и т. д.). этот вид рассказа приемлем для детей 5 – 7 лет.
Детям можно предложить составлять описательные рассказы по плану (по вопросам, которые уже заготовлены взрослым) и по схеме. В зависимости от возраста детей, можно маневрировать, как количество вопросов, так и количество картинок в схеме.
План рассказа.
1. Что это (овощ, фрукт или ягода?
7. Какой он на ощупь?
8. Что можно из него приготовить?
Ещё можно предложить метод составления рассказа по опорным картинкам, которые можно рисовать схематично, не затрачивая на это большое количество времени. Такой метод удачно использовать при описании времен года. Увеличивая или уменьшая количество картинок, их можно использовать для детей разных возрастов.
Но составлять рассказы можно и по сюжетным картинкам. На картинках могут
быть изображены и времена года, и действия людей, и присутствовать сюжеты из жизни животных и птиц. Для детей среднего возраста используйте картинки с простым сюжетом.
Составлять описательный рассказ
по сюжетной картине можно,
опираясь на саму картинку
и рифмованный текст.
Этот метод хорошо использовать
для обучения детей 3 – 4 лет.
«Дел у меня не мало –
Можно составлять сравнительный рассказ, например, о временах года, отвечая на вопросы взрослого, детям 4 – 5 лет.
• Какая листва летом? Зимой?
• Какое небо летом? Зимой?
• Какие дни летом? Зимой?
• Что происходит с деревьями летом? Зимой? и т. д.
• составление предложений по опорным словам (снег, солнце, небо, погода, деревья, птицы, животные, игры детей);
• объединение предложений в рассказ
• придумывание названия рассказа («О чём мы составляли рассказ?», «Как его
назвать?»). Желаем успехов!
Фотоотчёт «Играем и учимся» В настоящее время в соответствии с Государственной программой РФ «Развитие образования» на 2013 – 2020гг. и требованиями Федерального.
Конспект по речевой деятельности «Описательный рассказ «Белочка» в средней группе детей с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: закрепить знания детей о том, как звери готовятся.
Рассказ «Родина» Величественно и гордо простираются владения моей Родины. Не описать словами красоту её полей, степей, рек и озёр. Посмотрите в глаза России.
Рассказ «Вот так пастух» Наступили летние каникулы. Родители отправили Дениса в деревню к бабушке с дедушкой отдыхать. В деревне было много тракторов и косилок,.
Консультация «Учимся говорить играя» Часть I Для успешного речевого развития ребенка необходимо, чтобы с первых дней жизни его окружала эмоционально положительная и полноценная.
Учимся рисовать. МК «Попугай» Важный пестрый попугай Прилетел на ветку. огляделся и сказал: «как живете, детки?» Мы опять рисовали с помощью геометрических фигур.
Занятие по математике «Учимся добру» Занятие по математике на тему: «Учимся добру». Задачи. 1. Развивать логическое мышление, воображение, внимание. 2. Закрепить пройденный.