Что такое опытно поисковая работа

Организация опытно-поисковой работы

Под опытной работой в педагогическом исследовании понимается организация автором практической деятельности в соответствии с имеющимся в литературе и практике опытом без каких-либо конструктивных авторских изменений.

В связи с этим вторая глава (практико-ориентированная) включает описание методик работы; обоснование форм и методов организации деятельности личности, детского коллектива; анализ используемых технологий и т. д.

Опытно-поисковая работа опирается на различные практические методы исследования: наблюдение, беседа, эксперимент, тест, личностные опросники, проективные методы, анкетирование, интервьюирование, социометрия, анализ продуктов детской деятельности, анализ документальных источников, игра.

Различают констатирующий и формирующий этапы опытно-поисковой работы.

Цель констатирующего этапа – измерение наличного уровня развития (напр., уровня развития абстрактного мышления, морально-воле­вых качеств личности и т. п.). Таким образом, получается исходный материал, который помогает простроить программу педагогических действий и психологических коррекций для формирующего этапа эксперимента.

Формирующий (преобразующий, обучающий) этап ставит своей целью не простую констатацию уровня сформированности той или иной деятельности, развития тех или иных сторон психики, а их активное формирование или воспитание. В этом случае создается специальная экспериментальная ситуация, которая позволяет не только выявить условия, необходимые для организации требуемого поведения, но и экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности, сложных психических функций и глубже раскрыть их структуру.

Возможно проведение эксперимента на одной группе, без выделения контрольной. В этом случае замеряется уровень обученности или воспитанности, или каких-то других параметров (в зависимости от целей эксперимента) до и после его проведения.

Подводя итоги опытно-поисковой работе, очень важно для начинающего исследования не только установить внешние изменения, которые фиксируются при сравнении исходных и результирующих данных, но попытаться дать им объяснения, установив зависимость между предметом исследования своей работы и ее объектом. В этом случае практическая работа, действительно, может выступить критерием «истины».

В проектно-методических работах не предусматривается организация и проведение формирующего и контрольного эксперимента. Структура второй (практической) главы данного вида выпускной работы может включать описание диагностирующих методик, проекта педагогической деятельности по решению поставленной проблемы (система дидактических упражнений, игр, воспитательных мероприятий и т.д.), методические рекомендации.

Источник

Наиболее распространенная методика практического педагогического поиска. В отличие от педагогического опыта, который обычно складывается на основе чисто практических задач и побуждений, опытно-поисковая работа изначально конструируется как исследовательский поиск, основанный на осознании проблемы, разработке исходной теоретической концепции, выдвижении целей, задач, гипотезы, плана исследования. Она предполагает внесение преднамеренных изменений в образовательный процесс или в организацию систем образовательной деятельности, ведущих к позитивным сдвигам: более высоким результатам, снижению затрат времени и сил, сохранению здоровья участников процесса. Ее часто именуют педагогическим или социально-педагогическим экспериментом. Это, строго говоря, неверно и оправдано только в качестве расширительного толкования эксперимента как всякого педагогического поиска, основанного на внесении определенных изменений в педагогический процесс. В отличие же от старого понимания эксперимента, о котором речь пойдет ниже, в опытной работе устанавливается только общий — суммативный или интегративный — эффект нововведений и не ставится цель выявления того, какой фактор или факторы сыграли ведущую роль в достижении эффекта и тем более не измеряется величина влияния на результат каждого из факторов и их внутренние корреляции. Видимо, далеко не всегда и далеко не везде есть условия и кадры для проведения подлинного эксперимента, да и не всегда есть в нем необходимость.

Важно, чтобы поисковая работа была актуальна, перспективна, основывалась на современных научных положениях, выводила на конкретные, практические приемлемые решения, чтобы она способствовала преобразованию действительности и сопровождалась глубоким анализом промежуточных и итоговых результатов (М. Н. Скат- кин), давала основания для эффективных педагогических решений и рекомендаций. Поэтому в ней должны выдерживаться все требования к проектированию и реализации исследовательских процедур: определения темы, проблемы, целей, задач, идей, замысла, гипотезы, способов ее проверки и т. д.

Источник

Опытно-поисковая и опытно-экспериментальная работа

К методам педагогического исследования можно отнести опытно-поисковую работу и опытно-экспериментальную работу. Остановимся кратно на характеристике каждого из указанных методов.

Результаты опытно-поисковой работы чаще всего оцениваются по качественным критериям и показателям; уровни достижений в данном случае можно классифицировать как низкий, средний, высокий. При этом следует отметить, что допускается формирование экспериментальных и контрольных групп, проводятся соответствующие измерения и их математическая обработка на уровне сравнения полученных результатов, как правило, в процентах.

В ходе опытно-поисковой работы исследователи получают приближенные результаты, обладающие, тем не менее, достаточно убедительной доказательностью вследствие массового характера результатов исследования (А.Я. Найн).

В основу опытно-экспериментальной работы положен эксперимент, в котором исследователь не просто провоцирует или создает условия для наблюдения предполагаемых закономерностей, а организует специальный контроль в виде управления переменными, которые оказывают влияние на протекание того или иного процесса.

Теоретической основой опытно-экспериментальной работы могут являться труды М.А. Данилова, В.И. Загвязинского, В.В. Краев- ского, А.А. Кыверялга, А.М. Новикова, Н.О. Яковлевой.

Функции опытно-экспериментальной работы, по мнению В.В. Краевского, заключаются в получении достоверных знаний, а не в опытном воссоздании самого педагогического процесса. Внесение изменений в педагогический процесс на основе выявленных в опытно- экспериментальной работе тенденций и закономерностей составляет предмет исследования [28].

В.И. Загвязинский определяет опытно-экспериментальную работу как научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы с целью поиска новых, более эффективных способов решения педагогической проблемы [20].

А.М. Новиков под экспериментальной работой понимает общий эмпирический метод исследования, суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются в контролируемых и управляемых условиях [38].

При организации опытно-экспериментальной работы необходимо учитывать такие условия эффективности ее проведения, как:

Планирование опытно-экспериментальной работы должно осуществляться с учетом цели, предмета, гипотезы, задач исследования и основных положений проектно-ориентированного подхода.

В соответствии с этим разрабатывается программа опытноэкспериментальной работы, включающая в качестве основных компонентов педагогическую цель, цель и задачи опытно-экспериментальной работы, гипотезу, критерии и средства оценивания ожидаемых результатов.

Проведение опытно-экспериментальной работы предполагает следующую ее организацию:

Проведение опытно-экспериментальной работы должно реализовываться в соответствии с присущими эксперименту признаками: преднамеренным внесением изменений в деятельность экспериментальных групп с учетом цели и выдвинутой гипотезы.

В зависимости от логики проведения опытно-экспериментальной работы обосновываются этапы опытно-экспериментальной работы, например: констатирующий, формирующий и обобщающий. На каждом этапе формулируются свои задачи, определяются результаты, которые являлись промежуточными на пути достижения цели опытноэкспериментальной работы. Пример определения функций и задач опытно-экспериментальной работы представлен в табл. 10.

Для каждого этапа опытно-экспериментальной работы определяется и используется совокупность исследовательских методов, которая бы обеспечивала достоверное решение поставленных задач. Совокупность исследовательских методов составляет комплексную методику исследования, позволяющую проверить и уточнить гипотезу.

Функции и задачи этапов опытно-экспериментальной работы

II этап: формирующий

Рассмотрим пример. Перечислим основные методы опытноэкспериментальной работы на каждом из этапов, обозначенных в табл. 10:

Теоретические и эмпирические методы обеспечивают проведение опытно-экспериментальной работы, ее анализ и обсуждение полученных результатов.

Результаты констатирующего этапа могут быть представлены следующим образом: «Анализ полученных в ходе первого этапа опытноэкспериментальной работы данных показал, что на разных стадиях обучения у студентов доминируют разные мотивы учебной деятельности. Это наглядно показывает составленная на основе данных исследования таблица, раскрывающая иерархию мотивов обучения студентов на каждом курсе (табл. 11).

Иерархия мотивов студентов вуза очной формы обучения

Представленность мотивов по курсам, %

Основные мотивы учебной деятельности в вузе

Мотив творческого достижения и саморазвития

Изучение мотивации обучения в вузе

Исследователями использовались методики: групповой вариант методики «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (составители А.А. Реан и В.А. Якунин), «Основные мотивы учебной деятельности в вузе» (модифицированный тест Ю.М. Орлова), «Изучение мотивации обучения в вузе» (тест Т.И. Ильина)».

В основу проведения опытно-экспериментальной работы должны быть положены принципы:

До начала проведения опытно-экспериментальной работы исследователь должен выявить критерии оценки процесса и определить показатели.

Например, критериями могут выступать учебная мотивация, активность, самостоятельность, самоуправление, качество знаний, степень сформированности самообразовательных умений и пр.

Приведем пример. В процессе организации опытно-экспериментальной работы были определены уровни экономической образованности будущих специалистов.

Для реализации данной задачи были выделены показатели, составляющие их содержательную основу:

Критерии и показатели оценки уровня экономической образованности студентов

Источник

Организация опытно-поисковой работы

Под опытной работой в педагогическом исследовании понимается организация автором практической деятельности в соответствии с имеющимся в литературе и практике опытом без каких-либо конструктивных авторских изменений.

В связи с этим вторая глава (практико-ориентированная) включает описание методик работы; обоснование форм и методов организации деятельности личности, детского коллектива; анализ используемых технологий и т. д.

Опытно-поисковая работа опирается на различные практические методы исследования: наблюдение, беседа, эксперимент, тест, личностные опросники, проективные методы, анкетирование, интервьюирование, социометрия, анализ продуктов детской деятельности, анализ документальных источников, игра.

Различаютконстатирующий (обязательный для ВКР) и формирующий (не обязательный для ВКР) этапы опытно-поисковой работы.

Цель констатирующего этапа – измерение наличного уровня развития (напр., уровня развития абстрактного мышления, морально-воле­вых качеств личности и т. п.). Таким образом, получается исходный материал, который помогает простроить программу педагогических действий и психологических коррекций для формирующего этапа эксперимента.

Формирующий (преобразующий, обучающий) этап ставит своей целью не простую констатацию уровня сформированности той или иной деятельности, развития тех или иных сторон психики, а их активное формирование или воспитание. В этом случае создается специальная экспериментальная ситуация, которая позволяет не только выявить условия, необходимые для организации требуемого поведения, но и экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности, сложных психических функций и глубже раскрыть их структуру.

Возможно проведение эксперимента на одной группе, без выделения контрольной. В этом случае замеряется уровень обученности или воспитанности, или каких-то других параметров (в зависимости от целей эксперимента) до и после его проведения.

Подводя итоги опытно-поисковой работе, очень важно только установить внешние изменения, которые фиксируются при сравнении исходных и результирующих данных, но попытаться дать им объяснения, установив зависимость между предметом исследования своей работы и ее объектом. В этом случае практическая работа, действительно, может выступить критерием «истины».

В проектно-методических работах не предусматривается организация и проведение формирующего и контрольного эксперимента. Структура второй (практической) главы данного вида выпускной работы может включать описание диагностирующих методик, проекта педагогической деятельности по решению поставленной проблемы (система дидактических упражнений, игр, воспитательных мероприятий и т.д.), методические рекомендации.

Другие структурные элементы работы

В заключении содержатся основные выводы исследования, формулируемые в максимально обобщенной форме в соответствии с поставленными целью и задачами исследования.

Заключение должно не просто «поставить точку» в конце работы, но и кратко обобщить материал, в ней изложенный. Поэтому в заключение, как правило, включаются следующие компоненты:

— прежде всего, подтверждение актуальности выбранной темы (но этот текст не должен повторять слово в слово актуальность введения);

Что такое опытно поисковая работа. Смотреть фото Что такое опытно поисковая работа. Смотреть картинку Что такое опытно поисковая работа. Картинка про Что такое опытно поисковая работа. Фото Что такое опытно поисковая работа

— несколько слов о перспективах исследования данной проблематики, где можно показать, что он видит многогранность педагогического процесса, взаимосвязь его темы с другими, не мене важными для науки и практики образования.

Далее следует список литературыили библиография. По списку литературы нетрудно определить, насколько автор критически подошел к отбору материала по своей теме, найдены ли основные работы, раскрывающие исследуемую проблему и т.д.

Список литературы составляется в алфавитном порядке в соответствии с библиографическими требованиями (приложение 1). В список включаются все использованные автором литературные источники, независимо от того, где они опубликованы (отдельное издание, сборник, журнал, газета и т.д.) Обязательным требованием является наличие в списке литературы (примерно треть) статей современной периодической педагогической печати.

В приложениявыносятся поясняющие основной текст материалы, разрывающие этот текст более чем на один лист. Чаще всего здесь помещается материал, который подтверждает практические наработки: разработки уроков; примерные программы; бланки используемых в работе анкет (как чистые, так и заполненные), продукты детского творчества (рисунки, сочинения, мини-эссе и пр.), описания проведенных занятий и т.д. Таким образом, приложения являются важным иллюстративным материалом, однако размещение его непосредственно в тексте работы часто оказывается избыточным.

Приложения помещают после списка литературы в порядке их упоминания в тексте (напр.: «см. приложение 3»).

Каждое приложение начинается с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» прописными буквами полужирным. Приложение должно иметь заголовок, который помещается симметрично материалу приложения и пишется прописными буквами полужирным. Если приложений больше, чем одно, все они нумеруются арабскими цифрами без знака №. Например: «ПРИЛОЖЕНИЕ 1». В следующей строке с прописной буквы пишется название приложения. Название выделяется полужирным, выравнивается по центру. Точка после названия приложения не ставится.

Опросник родительского отношения

(по А.Я. Варга, В.В. Столина)

1. Я всегда сочувствую своему ребенку

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок

Иллюстративный материал и таблицы, размещенные в приложении (например, серия фотоматериалов), имеет свою (только для данного приложения) нумерацию. Например: «Рис.1, Рис.2 и т.д.»

При оформлении текстов в приложениях допускается применять меньший размер шрифта, чем в основном тексте (11-13) и одинарный интервал.

Ссылки на приложения в тексте выпускной квалификационной работы обязательны и оформляются аналогично ссылкам на таблицы и рисунки.

СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ВКР

Время, в целом отводимое на подготовку и защиту ВКР, составляет не менее 3 месяцев.

Общий порядок и сроки выполнения ВКР.

– в начале второй из четырех сессий – определение кафедрой тем и руководителей ВКР;

— в начале третьей из четырех сессий их утверждение по представлению заведующей кафедрой;

– по завершении работы, не позднее, чем за неделю до ее защиты, полный текст ВКР, оформленный в соответствии с требованиями, и авторефераты работы в количестве 2-х экземпляров предоставляется на кафедру;

— научный руководитель составляет аргументированный письменный отзыв о работе выпускника над ВКР (приложение 3);

— рецензирование ВКР не предусматривается;

— изменение сроков предоставления ВКР к защите допустимо только при наличии уважительной причины, подтвержденной документально, с обязательным согласованием срока представления работы с заведующим кафедрой.

ЗАЩИТА ВКР

Дата, время и место защиты ВКР утверждается кафедрой.

На заседание аттестационной комиссии по защите ВКР приглашаются научные руководители, возможно присутствие преподавателей кафедры, педагогов ДОУ и школы.

Председатель устанавливает регламент работы заседания, затем в порядке очередности приглашает выпускников к участию в процедуре защиты, каждый раз объявляя фамилию, имя и отчество выпускника, тему исследования, фамилию и должность научного руководителя.

Процедура защиты не должна превышать 30 минут и включает в себя:

– доклад автора в течение 10 минут;

– ответы докладчика на вопросы;

– оглашение отзыва руководителя;

– обсуждение работы в форме свободной дискуссии.

Оценивание ВКР ведется комиссией на основе следующих критериев:

– обоснованность выбора и актуальность темы исследования;

– уровень осмысления теоретических вопросов и обобщения собранного материала, обоснованность и четкость сформулированных выводов;

– четкость структуры работы и логичность изложения материалов;

– методологическая обоснованность исследования;

– применение навыков самостоятельной исследовательской работы;

– объем и уровень анализа научной литературы по исследуемой проблеме;

– владение научным стилем изложения, орфографическая и пунктуационная грамотность;

– соответствие формы представления дипломной работы всем требованиям, предъявляемым к оформлению данных работ.

Общая оценка ВКР определяется комиссией с учетом:

– качества устного доклада, сделанного выпускником на защите ВКР;

– глубины и точности ответов на вопросы, замечания и рекомендации во время защиты работы.

Результаты защиты ВКР определяются оценкой «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»:

Оценка «отлично» ставится, если ВКР:

– отражает широкий кругозор, эрудицию, самостоятельность исследовательской позиции и выводов, учитывает современные научные достижения, показывает свободной владение материалом, умение осветить его с теоретических позиций;

– свидетельствует о навыках анализа материала и умении пользоваться понятийным аппаратом избранной области исследования;

– показывает умение корректно использовать научную литературу, строго следовать поставленным в работе задачам, аккуратно применять выбранную методику исследования;

– отличается логичностью, обоснованностью выводов, четким изложением, ясностью оценки результатов.

При этом в процессе защиты выпускник демонстрирует:

– умение представить содержание в лаконичной форме;

– умение оперировать иллюстративным материалом;

– уверенность и последовательность в ответах на вопросы и замечания.

Оценка «хорошо» ставится, если ВКР:

– допущены отдельные неточности в выборе обоснования методики исследования, постановки задач, формулировке выводов;

– студентом проявлена неуверенность в ответах на вопросы и замечания;

– имеются незначительные упущения в библиографическом аппарате и/или в оформлении работы.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если в ВКР:

– слабо представлен анализ теоретической литературы по проблеме;

– допущено значительно количество ошибок в интерпретации исходного материала и полученных результатов;

– продемонстрировано плохое владение терминологической базой проблемы;

– встречаются неоднократные содержательные и языковые ошибки;

– имеются значительные упущения в библиографическом аппарате и/или в оформлении работы.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если в ВКР:

– неудовлетворительно представлена теоретико-методологическая база исследования;

– имеет место несоответствие теоретической концепции и практических результатов;

– допущены многочисленные грубые ошибки в интерпретации исследуемого материала;

– продемонстрировано плохое владение терминологией;

– выводы автора противоречивы и неубедительны, поскольку базируются на нерепрезентативном материале.

Результаты защиты ВКР объявляются выпускникам в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседания АК.

Неявка выпускника на защиту отмечается в протоколе заседания ГАК словами «не явился».

Выпускникам, не проходившим защиту ВКР по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительно документально подтвержденных случаях), должна быть предоставлена возможность пройти данный вид итоговой аттестации не позднее шести месяцев, начиная с даты, указанной на документе, предъявленном выпускником.

Выпускники, не прошедшие защиту ВКР по неуважительной причине или получившие оценку «неудовлетворительно», вправе пройти данный вид итоговой государственной аттестации повторно не ранее чем через шесть месяцев и не одного года (возможно, по другой теме) после прохождения итоговой аттестации впервые.

ХРАНЕНИЕ РАБОТ

ВКР хранится 3 года. Авторское право на неё сохраняется заинститутом. При необходимости передачи работы для внедрения с неё снимается копия за счёт средств заказчика.

Отдельные разработки могут быть переданы для внедрения в образовательные учреждения по специальному решению кафедры.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Оформление библиографического аппарата

Библиографический аппарат – ключ к источникам, которыми пользуется автор исследования. Библиографический аппарат исследования представлен библиографическим списком, библиографическими ссылками, которые оформляются в соответствии с ГОСТ 7.184 «Библиографическое описание документа» и с учетом кратких правил «Составления библиографического описания».

Библиографический список – элемент библиографического аппарата, содержит библиографическое описание использованных источников и помещается после заключения.

Библиографическая ссылка – совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа, необходимого для его общей характеристики, индентификации, поиска.

Библиографический список составляет одну из существенных частей исследования, отражающую самостоятельную творческую работу и позволяющую судить о степени фундаментальности и самостоятельности исследования.

В библиографический список включаются:

— источники, на которые есть ссылки в основном тексте;

— источники, которые повлияли на развитие творческой мысли исследователя;

— энциклопедии и справочники.

Алфавитный способ группировки литературных источников характеризуется тем, что фамилии авторов и заглавий размещены по алфавиту. Иностранные источники размещают по алфавиту после перечня всех источников на языке исследования. Принцип расположения описаний – по хронологии. При этом обязательно указание на автора (фамилия И.О.), название книги, статьи, место, год издания, стр.

Описание работ авторов-однофамильцев располагается обычно в алфавитном написании инициалов:

Работы одного и того же автора располагаются в алфавитном порядке или в хронологическом (по году публикации).

Правила оформления библиографических ссылок

При включении элементов описания в синтаксический строй основного текста соблюдаются следующие правила оформления текста:

1. При расположении инициалов или имен они предшествуют фамилии авторов.

2. Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или по иному документу, то ссылку следует начинать словами: «Цит. по:» или «Цит. по кн.», или «Цит по ст.».

3. Когда от текста, к которому относится ссылка, нельзя совершить плавный логический переход к ссылке, то пользуются начальными словами «См.», «См. об этом».

4.Номер источника, указанный в библиографическом списке, в основном тексте берется в квадратные скобки. Например: [5]. При указании в основном тексте на страницу источника последняя также заключается в квадратные скобки. Например: [5. C.32].

Примеры различных видов библиографического описания:

Книги одного автора

1. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. – М. : Академия, 2001.– 420 с.

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. – М. : Логос, 2009.– 364 с.

Книги двух авторов

2. Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студентов педвузов [Текст] / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. – М.: Академия, 2007. – 472 с.

Книги трех авторов

1. Бурыгин, С. М. Мальдивы. Маврикий. Сейшелы. Жемчужины Индийского океана [Текст] / Бурыгин С. М., Шейко Н. И., Непомнящий Н. Н. – М. : Вече, 2007. – 304 с.

1. Бутко, И. И. Туристический бизнес: основы организации [Текст] / И. И. Бутко, Е. А. Ситников, Д. С. Ушаков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007. – 384 с.

Книги трех и более авторов

1. Менеджмент на транспорте [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. В. Буралев, Н. Н. Громов, Н. А. Козлова [и др.] ; под общ. ред. Н. Н. Громова, В. А. Персианова. – 4-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 528 с.

2. Организация туризма [Текст] : учеб. пособие / А. П. Дурович, Н. И. Кабушкин, Т. М. Сергеева [и др.]. – Мн. : Новое знание, 2003. – 632 с.

Книги под заглавием

1. Азбука ресторатора. Все, что нужно знать, чтобы преуспеть в ресторанном бизнесе [Текст]. – М. : Изд-во Жигульского, 2003. – 216 с. – (Современные ресторанные технологии).

Многотомные издания

Энциклопедии и словари

1. Большой Глоссарий терминов международного туризма [Текст] / под ред. М. Б. Биржакова, В. И. Никифорова. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб. : Герда, 2006. – 936 с.

2. Большой иллюстрированный словарь [Текст]. – М. : Ридерз Дайджест, 2005. – 400 с.

Авторефераты и диссертации

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *