Что такое оригинальность товара
Общие положения о подлинности товаров
Как мы уже выяснили ранее, подлинность товара является одним из его свойств. Поэтому необходимо всесторонне исследовать данное свойство товара и особенности его проявления.
Подлинность товара — это набор характерных, специфических показателей, отличающих данное изделие от других. При этом необходимо помнить, что все производимые однородные товары всегда имеют подлинный (утверждаемый, базовый) образец, на основе которого готовится вся проектно-технологическая документация, и затем данный образец просто тиражируется. Таким образом, подлинный (утверждаемый, стандартный) образец, являющийся исходным изделием, является стандартным образцом для всех остальных выпускаемых товаров.
Если устанавливается принадлежность данного представителя однородного товара к той или иной группе однородных товаров, это мы называем идентификацией. Если же мы устанавливаем характерные особенности того или иного товара, то этот процесс называется установлением его подлинности.
Поэтому экспертиза (исследование) подлинности товара проводится с целью установления характерных показателей, отличающих подлинный (натуральный) продукт от «то подделки. При этом подделка может иметь как худшие показатели качества, чем подлинный, так и лучшие показатели.
Для достижения этой цели при данной экспертизе могут ставиться следующие задачи:
1. Имеет ли данное изделие показатели, характерные для подделок подлинного (натурального) товара.
2. Насколько соответствует названное изделие показателям, характерным для данной однородной группы товаров.
3. Соответствует ли маркировка данного изделия требованиям, предъявляемым к ней в нормативно-технической документации, Законе «О защите прав потребителя».
4. Соответствует ли внутренняя и внешняя упаковка данного изделия предъявляемым требованиям.
5. Соответствуют ли стоимость, сопроводительные документы данному изделию, а также производителю, стране, от имени которых он поступил.
Таким образом, экспертиза подлинности товара преследует определенные цели, и для достижения этих целей могут ставиться разные задачи. При установлении подлинности товара могут быть получены как положительные, так и отрицательные результаты. Однако заявлять сразу же о том, что при отрицательном результате вами выявлена фальсификация, нельзя.
При получении отрицательного результата при установлении подлинности того или иного товара, по тому или иному показателю эксперт (исследователь) должен подтвердить этот отрицательный результат другим достоверным методом (способом), либо вновь отобрать среднюю пробу товара из той же партии и повторить результаты в своей лаборатории, либо в лаборатории вышестоящей соответствующей организации, либо в независимой. Только при получении отрицательных результатов во всех указанных случаях эксперт может быть уверен в достоверности полученных отрицательных результатов.
После получения отрицательного результата на подлинность того или иного товара необходимо установить, с какой целью была сделана подделка подлинного (натурального) товара.
Подделки можно классифицировать на четыре группы:
1) подделка, выполненная по незнанию либо по недоразумению;
2) подделка, выполненная из-за несовершенства используемой технологии, технологического решения либо низкого уровня инженерно-технического персонала;
3) подделка натурального продукта суррогатами, выполненная из-за отсутствия определенных знаний в данной области и с целью подмены натурального продукта (подделка черной, красной икры, мяса, масла сливочного, сметаны, шампанского, коньяка, женского молока и т.п.);
4) подделка, выполненная с корыстной целью. Именно подделка, выполненная с корыстной целью, и может классифицироваться фальсификацией. В данной книге мы также будем рассматривать только последнюю группу подделок.
Идентификация товаров: понятие, виды, методы, способы, обзор средств
Что же такое идентификация товаров и продукции — это работа по определению соответствия товарной позиции различным документам технического и нормативного характера, а также инструкциям и этикеткам. Важно, чтобы любая вещь соответствовала документации по множеству признаков, которые влияют на подлинность объекта. Это касается основополагающих характеристик, среди которых не может быть несущественных или тех, которые легко подделывать. Давайте разберемся, что это за процедура, как она выполняется, и какие средства в этом помогут.
Определение понятия идентификации
Этот термин переводится с латинского как «отождествление» — то, что долго не будет меняться. Слово многозадачное, его применяют в разных сферах и видах деятельности. Сюда же можно отнести проверку на таможне по маркировке, описанию и другим идентификационным признакам.
Это сложный и емкий процесс, часто длительный и дорогостоящий. Но это единственный способ выявить фальсификацию.
К фальсификату относятся подделки, подмена в процессе производства или продажи. Такие изделия отличаются сниженным качеством, не соответствуют заявленным свойствам, названию. Это реализация заведомо менее ценных вещей по завышенной стоимости. Важно своевременно идентифицировать все, что не подходит под характеристики, и убрать из продаж.
Виды и методы идентификации товаров: что это
Для полного понимания термина следует привести классификацию. Основных критериев всего четыре:
По материальному зафиксированному образу. Сюда относятся отпечатки протекторов шин и похожие примеры.
По установлению принадлежности чему-либо. Это обрывки тканей, обломки тарелок, отдельные детали или части, по которым можно провести проверку.
Поиск по памяти свидетелей. Устанавливают вещь по образам, которые помнят люди, видевшие идентифицируемый предмет.
Сравнение. Его проводят с помощью ранее определенных признаков, прикладывая их к искомому объекту.
Не покупаете ли вы подделку? Как проверить товар на подлинность и качество: обувь, лекарства, фото-техника, меховые изделия и пр.
Доброго времени суток!
Кстати, в 2020г. эта «маркировка» уже действует! И даже больше, планируется, что до конца года маркироваться станет и молочная продукция, и велосипеды, и пр. категории.
Но что это дает? (кроме повышения цены 😉)
Теперь, придя в магазин, — вы сможете при помощи смартфона по штрих-коду быстренько посмотреть всю «подноготную» о товаре (производитель, дата изготовления, путь транспортировки и т.д.) и понять, подлинная ли вещь, стоит ли ее брать. Звучит, вроде бы, не плохо?! 👌
Кратко по существу
Теперь о том, как эту всю проверку можно сделать.
👉 ШАГ 1
Для начала вам понадобиться современный смартфон с камерой, которая способна считать штрих-код (не ниже 8 мегапикселей).
На него нужно установить спец. приложение — 👉 «Честный ЗНАК — Проверка качества» (ссылка на Play Market; не реклама!). Это приложение бесплатно, предназначено для считывания: маркировок, QR-кодов, кодов Data Matrix с упаковок любых* товаров.
Скрины приложения «Честный знак»
* Data Matrix — это спец. код, формирующийся индивидуально для каждой единицы товара (т.е. у двух разных пар обуви одного производителя — он будет отличный)!
👉 ШАГ 2
Придя в магазин найдите интересующий вас товар и внимательно осмотрите его коробку.
В своем примере я взял обувь: соотв. штрих-код нанесен на одной из граней упаковки.
Штрих-код на упаковке
👉 ШАГ 3
Далее нужно достать смартфон, запустить приложение «Честный знак» и произвести сканирование этого штрих-кода.
Как правило, если код не размыло влагой и он четко напечатан — то сканирование происходит без проблем, в течении 1-2 сек.!
Наводим камеру на упаковку с товаром
👉 ШАГ 4
Далее приложение сообщает нам «много» информации о данном товаре: производитель, наименование, бренд, маршрут доставки, код маркировки, сроке годности, и др.
👉 Что делать, если товар не прошел нашу «проверку»
Для начала стоит сказать, что проверка может завершиться по-разному:
Далее, в зависимости от типа нарушения, жалоба будет передана в одну из контрольно-надзорных служб. После (в идеале) должна быть проведена проверка обращения: всё ли в порядке у продавца и производителя (разумеется, если обращений будет много — то проверка будет ускорена. ).
Несмотря на всю критику данного «нововведения», я всё же считаю, что задумка по своей сути не плоха! Тем более, когда вопрос касается лекарств и продуктов: как ни крути, а маркированные товары хотя бы как-то контролируются и соответствуют каким-то нормам.
Другой вопрос, что у нас в стране (нередко) любую хорошую идею могут «превратить» в «грустную историю». Будем надеяться, что в этот раз так не произойдет. 👌
Дополнения по теме — будут очень кстати!
2.3. Подлинность
Сущность критерия. Подлинность товара — это его соответствие товару-оригиналу, т.е. принадлежность к марке, фирме, ассортиментному виду и другим реквизитам, указанным на маркировке товара.
Подделке (фальсификации) подвергаются одна или несколько характеристик товара. Так, проф. М. А. Николаева выделяет несколько видов фальсификации:
• качественную (например, замена товара высшей градации качества низшей);
• ассортиментную (например, замена товара-оригинала товаром другого ассортиментного вида или наименования);
• информационную (обман с помощью неточной или искаженной информации о товаре);
• стоимостную (например, обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных);
• количественную (обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара от допустимых норм).
Среди подделок (фальсификатов) выделяют контрафактную продукцию — подделки, произведенные с нарушением авторских прав. Различают контрафактную продукцию двух типов: 1) продаваемую под товарным знаком или на основе патента другой фирмы без ее разрешения; 2) скопированную с оригинальной продукции без соответствующего разрешения владельца прав на интеллектуальную собственность. В наибольшей степени от контрафакта на мировом уровне страдают такие отрасли, как информатика (35%) и производство аудиовизуальной техники (25%). В России масштабное распространение контрафакт получил на рынке музыкальной продукции. Специалисты видят корень зла в промышленном пиратстве. Если раньше музыку копировали в подвалах и домашних студиях, то сейчас этим занимаются заводы, осуществляющие лицензированное производство оптических носителей.
Требование подлинности распространяется не только на товар, но и на сопроводительную документацию. Например, можно оценивать подлинность сертификата соответствия и его дубликата, которые удостоверяют качество или безопасность товара.
Подлинность с позиции таких субъектов оценки, как поставщики, эксперты, профессиональные организации, является ограничительным критерием. Подтверждение подлинности товара является условием допуска к оценке его конкурентоспособности. Подлинность с позиции потребителя является только оценочным критерием, так как потребитель не имеет возможности самостоятельно идентифицировать товар измерительным методом, не получает информацию о подлинности через маркировку товара, не располагает информацией об изготовителе и условиях производства, не может оплатить проведение экспертизы товара.
Выбор подлинного товара — это вероятностный процесс. Вероятность приобретения подлинного товара определяется рядом факторов, в частности местом приобретения (рис. 14).
Для подтверждения подлинности применяются различные методы. Наиболее доступный для потребителя — органолептический. Изготовители известных товаров-брендов, стараясь оградить своих постоянных покупателей от
приобретения подделок, просвещают их с помощью памяток, в которых приводят органолептические признаки товара-оригинала. Достаточно вспомнить памятки для покупателей, подготовленные изготовителями воды «Боржоми», джинсов «Левис». Измерительный метод широко используется для обнаружения фальсификации пищевых продуктов, ювелирных камней, парфюмерных изделий.
Аналитический метод используется для проверки подлинности документов на товар (на подержанный автомобиль, животное и пр.) Например, покупая щенков не у заводчика, а на птичьем рынке, человек рискует, так как документы на собаку (ветеринарный сертификат, карточка щенка и пр.) могут быть поддельными. Вид товара Место продажи Мед Рынок Магазин Фирменный магазин Ярмарка
пчеловодов Хорошо известная местная пасека Моторное масло «Лукойл» Лоток у обочины дороги Хозяйственный магазин, АЗС Магазин или АЗС, имеющие сертификат торговой точки Антикварное изделие Антикварная лавка Салон профессиональной организации Аукцион внутри страны Международный аукцион Сотовый телефон Рынок Фирменные магазины электронной аппаратура Салон связи Офисы операторов связи Любой непродовольственный товар Рынок Магазин Фирменный магазин Вероятность покупки подлинного товара возрастает Рис. 14. Место продажи как косвенное свидетельство подлинности товара
Индикатором поддельного товара, как отмечалось выше, является относительно низкая цена.
Значение критерия. Подлинность товаров как проблема приобрела актуальность в связи с размахом практики подделок на мировом рынке и, в частности, в России. Глубину и остроту проблемы отражает тот факт, что поддельный товар составил в 2003 г. около 7% продукции мировой торговли по данным Международной торговой палаты. Исследования показывают, что общий объем поддельной продукции на российском рынке потребительских товаров можно оценивать приблизительно в 10% общего объема обращаемой товарной массы. В одной из публикаций по российскому рынку фармацевтики сообщается о том, что объем продаж подделок одного из лекарств превысил объем продаж оригинала.
В нашей стране отсутствует официальная статистика реализации товаров-подделок, равно как и статистика травмирования и гибели потребителей,
использующих опасные для здоровья и жизни человека предметы потребления (исключение составляет статистика гибели людей в автомобильных ДТП).
Большинство успешных марок подделывается. В этом смысле факт подделки свидетельствует о «классности» товара. Не случайно изготовители товаров сомнительного качества практикуют такой рекламный прием, как предупреждение покупателя о возможности подделки своей продукции и сообщение адресов продавцов «подлинного» товара.
Производству поддельной продукции способствует и сам потребитель. Масштабное предложение подделок невозможно без масштабного спроса. Подделки привлекают потребителей низкой ценой.
Другая причина вызвана спросом на поддельные статусные товары (дорогие часы, элитные ручки, художественные изделия). Если для большинства подделка несет отрицательный заряд, то для некоторых подделка, а тем более тонкая, является мотивом потребления. Речь идет о тех, кто хочет произвести впечатление на окружающих, но не имеет средств на приобретение подлинного товара. Имитация изделий известных фирм поставлена в России на поток. Подобные изделия можно купить через Интернет. Причем владельцы ряда онлайновых магазинов даже не скрывают, что их продукция — дешевая копия.
Согласно журнальной информации в Риме, на ул. Бьянки Веки есть магазинчик, на вывеске которого огромными буквами дано его наименование «Поддельные кольца». Там продается бижутерия, хорошо имитирующая модели Тиффани, Картье, Булгари. В магазине буквально не протолкнуться. В Москве в подземных переходах можно обнаружить киоски, специализированные на торговле копиями швейцарских часов. Наметилась и новая тенденция — изготовление подделок для людей с высоким уровнем дохода. Подпольные предприятия из Восточной и Западной Европы делают копии эксклюзивных товаров, которыми торгуют дорогие бутики. Подделки снабжены соответствующими сертификатами и выполнены настолько безупречно, что даже владельцы этих магазинов не подозревают о настоящем происхождении товаров.
Маркировка «Честный знак»: как проверить оригинальный товар или нет
На слуху истории, когда даже на витринах известных брендовых магазинов попадались подделки. Расскажем, как коды маркировки системы «Честный знак» помогают проверить оригинальный товар или нет. Подскажем на что следует обратить внимание.
Как пользоваться приложением «Честный знак»
После сканирования на экране должна появиться надпись — «Код подлинный».
Если код не найден в системе или товар не соответствует описанию (которое появилось в приложении) — это нарушение маркировки. Вы можете отправить жалобу на товар, нажав соответствующую кнопку.
Как проверить оригинальный товар или нет
Проверить соответствие брендов
Если в приложении появился статус «код подлинный», наименование бренда в описании и на коробке должны совпадать. Остается найти соответствующую строку и убедиться в этом лично.
Изучить состав
Иногда состав на этикетке пишут таким шрифтом, что прочитать его можно только под микроскопом. При этом над упаковкой здорово поработали маркетологи. Но рекламные слоганы не всегда отражают реальность. Проверяйте состав товара в подробном описании после сканирования кода.
Проконтролировать страну производства
Если бренд итальянский или французский, это не значит, что товар производят в Италии или Франции. Фабрика может находиться в Китае, Вьетнаме, Малайзии или любой другой стране мира. Иногда, в попытке продать что-то дороже, продавцы привирают. Теперь в мобильном приложении «Честный знак» это легко можно проконтролировать.
Проверить собственника товара
Коды Data Matrix практически невозможно подделать, но это не повод терять бдительность. Если вы покупаете промаркированный товар на «Садоводе», сканируете штрих-код, а в поле «Собственник» написано, например, «Эльдорадо» — в ваших руках контрафакт.
Проверяйте все поля подробного описания — это защитит вас от подделок.
Если товар не промаркирован
Есть мнение, что маркировать продукцию сложно, долго и дорого. Поэтому далеко не все предприниматели пока это делают. На практике мы видим, что сложности и переплаты возникают, когда маркировку начинают наносить люди без должного опыта.
BMJ-Logistics логистический оператор ЦРПТ («Честный знак»). Мы выполняем маркировку в Москве на собственном таможенном складе — ежедневно проставляем порядка 100 000 кодов Data Matrix. Обращайтесь, вам тоже поможем.