Что такое осевое время истории
Феномен «осевого времени».
Ученые называют эту эпоху (период 800–200 гг. до н.э.) «осевым временем», подчеркивая, что это был поворотный момент в духовном развитии человечества. Религиозные и философские течения, зародившиеся в тот период, и по сей день питают дух современного человечества.
«Осевое время» знаменовало собой зарю развития современного человечества. Люди впервые осознали свою крайнюю беспомощность в жестоком мире, и это побудило их в поисках абсолютной истины обратиться к глубинам собственного сознания. Великие мыслители того времени учили их, как примириться с жизненными невзгодами, преодолеть свою слабость и обрести душевный покой в несовершенном и несправедливом мире. Все зародившиеся в ту эпоху новые религиозные системы — даосизм и конфуцианство в Китае, буддизм и индуизм в Индии, монотеизм в Иране и на Ближнем Востоке, древнегреческий рационализм в Европе, — при очевидных различиях объединены рядом фундаментальных сущностных признаков. Несмотря на всю важность «осевого времени» для человечества, знаем мы о нем очень немногое.
Так, неизвестны причины, которые дали импульс этому массовому нравственному и интеллектуальному преобразованию, как неизвестно и то, почему оно имело место лишь в четырех регионах Древнего мира: Китае, Индии, Иране и Восточном Средиземноморье. Почему только китайцы, индийцы, иранцы, иудеи и греки открыли для себя новые горизонты познания и пожелали отправиться на поиски освобождения и спасения души? Вавилон и Египет тоже создали великие цивилизации, но в то время не восприняли идеологию «осевого времени» и двинулись по этому духовному пути лишь позже: и христианство, и ислам, безусловно, возникли под влиянием отголосков того импульса, который дал толчок зарождению «осевого времени».
Документированная история человечества начитается только с III в. до н.э., так что о том, как жили люди первобытной эпохи, как и в каких формах существовало первобытное общество, мы можем только догадываться. Но люди всегда пытались представить, что происходило с их далекими предками 20 тысячелетий назад, в надежде до самых истоков проследить свои корни. События тех доисторических времен нашли отражение в мифологии, которая присутствует в культуре любого народа, проживающего в любом уголке земли. Мифы не имеют под собой никакой исторической почвы, но рассказывают нам об утраченных райских кущах и первопричинных катастрофах]. В частности, они повествуют, что в «золотой век» человечества боги спокойно разгуливали по земле среди людей. История про Эдемский сад, в представлении западного человека символизирующая утраченный рай, о котором рассказывается в Книге Бытия Ветхого Завета, во многом типична: были времена, когда еще не существовало грани между человеческим и божественным. Пробуждение сознания обитатели этих райских садов восприняли как болезненное падение из благодати. Такое состояние гармонии и совершенства Ветхий Завет называет словом шалом; Гаутама же называл его нирваной. Когда-то, считал он, люди жили в согласии, а потом прошло время и они просто позабыли дорогу к нему.
Так что же произошло? Никому еще не удалось представить внятных причин того скорбного состояния духа, которое дало импульс рождению новой духовности «осевого времени». Ведь и прежде человеческая жизнь была полна страданий и скорби. Почему нравственные страдания достигли своего пика именно в четырех «осевых регионах»?
(Теперь – PapaSilver) человек должен стремиться самостоятельно, своими силами познать истину. Достаточно вспомнить Сократа, который подвергал сомнению все, казалось бы, незыблемые установки своего времени. Сам Сократ подвергал сомнению все и вся, заставляя собеседников усомниться в своем всезнании, заражая их собственным сомнением. Ибо, только осознав свое незнание, человек способен устремиться на философский поиск истины. Соблюдение внешней стороны культовых обрядов не дает спасения души, священный закон и заветы должны быть начертаны в сердце каждого человека. Бог требует от него не жертв, а милосердия и сострадания. Зародившиеся в «осевое время» религии выдвинули на первый план человека и его поступки.
Новые религии «осевого времени» были сосредоточены скорее на духовной глубине, нежели на внешней магической обрядности, с помощью которой люди пытались управлять реальностью. Мыслители той поры не желали больше мириться с существующим конформизмом, поскольку понимали, что человек наделен мощным духовным потенциалом, который требует реализации. Они стремились исследовать глубины человеческого сознания и постичь сущность интуитивно воспринимаемых нравственных и бытийных категорий. Сократ, например, полагал, что человеку изначально дано истинное знание о сути вещей, но перипетии суетной жизни заслоняют их, мешая осознать, оставляя лишь смутные представления о них. Человек, считал Сократ, должен пробудить в себе эти знания, вновь познать сущность своей души. Конфуций, другой представитель плеяды мыслителей «осевого времени», подвергал осмыслению древнее наследие своего народа, обряды, которые всегда воспринимались как нечто данное свыше, и потому никому не приходило в голову задуматься о заложенном в них смысле. Люди должны заниматься самопознанием, анализировать причины своих неудач, открывая для себя красоту и порядок мира, который не исчезает и не лишается смысла с их смертью.
Мудрецы «осевого времени» скрупулезно изучали мифологию предков и обогащали ее новым смыслом, переводя старые как мир истины, в разряд этических категорий. Отныне центральное место в религии отводилось морали и нравственности. Не посредством магии, а только познанием этики человек мог пробудиться к истине, осмыслить свою сущность и предназначение, познать глубины своей души, овладеть своим нравственным потенциалом и тем самым избавить себя от темноты невежества. Осмыслив прошлое, мудрецы «осевого времени» пришли к убеждению, что корни несовершенства мира в том, что человек утратил фундаментальные истины, заложенные в основах его бытия. Всех их объединяла уверенность в существовании абсолютной истины, которая лежит за пределами несовершенства мира — одни называли ее богом, другие — нирваной, дао, брахманом. И все мыслители древности стремились ввести ее в искаженную реальность человеческой жизни.
И наконец, вместо того чтобы, подобно браминам, ревностно оберегать сокровенное знание от посторонних, мыслители «осевого времени» стремились сделать его достоянием всех людей. Иудейские пророки обращались к простому народу с вдохновенными проповедями; они пытались донести свет новых истин до каждого, кто их слушал. Сократ заводил философскую беседу с каждым встречным афинянином. Конфуций много путешествовал по своей стране, наставляя как бедняков и обездоленных, так и благородных мужей. Каждый из них жаждал на практике проверить свою теорию. Письменность уже перестала быть привилегированным знанием духовенства, превратившись в способ широкого распространения новых религий. Важнейшими компонентами религиозной деятельности становятся изучение, размышления и полемика. Отныне не надо было слепо мириться с существующим положением вещей и бездумно следовать навязанным идеям. Те, кто стремился обрести истину, верили, что смогут обрести ее в этой жизни.
Ось мировой истории и осевое время в исторической концепции К. Ясперса
В чем же суть так называемого «осевого времени» и почему его значение для истории человечества столь велико?
Иными словами, речь идет о событиях, почти синхронно развернувшихся на обширном пространстве от берегов Хуанхэ до греко-римского региона в середине I тысячелетия до н. э. Именно тогда проповедовали Будда и Конфуций, Заратустра и библейские пророки; тогда же были написаны Упанишады, книги Ветхого Завета, ранние части Авесты и Махабхараты, зародилась и расцвела мысль античных философов и трагиков, джайнистов, представителей шести классических индийских даршан. Все это Ясперс и обозначил как «осевое время». «Новое, возникшее в эту эпоху в трех упомянутых культурах, сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и ограниченность своих возможностей, ставит радикальные вопросы, требует освобождения, спасения от страданий». По мнению Ясперса, в эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим и поныне, заложены основы мировых религий, во всех направлениях совершился переход к универсальности. Человечество в целом совершает скачок. Иными словами, осевое время знаменовало прорыв сознания за пределы, очерченные географическими, культурными, этническими и временными границами. В самом деле, ведь даже и в наши дни христианство и ислам, дальневосточные учения и большинство секулярных доктрин, так или иначе, остаются генетически связанными с материнским лоном «осевого времени». Мы найдем в нем монотеизм и материализм, отрешенный мистицизм и поиск справедливого общественного порядка, эстетические идеи и нравственные кодексы. Вопрос в том, следует ли рассматривать это лоно просто как памятник минувшего или же признать в нем резервуар живой духовности, необходимой для современного мира. Кроме того, важно определить, насколько универсально наследие «осевого времени», не содержит ли оно ценности, способные питать лишь локальные потоки культур
Отвечая на эти вопросы, Ясперс утверждал как действенность прошлого для наших дней, так и вселенскую тенденцию, заложенную в «осевом времени».
Ясперс особенно подчеркивал, что в «осевое время» человек осознает свою отделенность от природного мира и трагичность своего бытия, т. е. оказывается в «пограничной ситуации». «Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознав свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира». Действительно, сотериологические доктрины, «религии спасения», возникли именно в «осевое время».
Далее возникает следующий вопрос: в чем причина упомянутого параллелизма? И почему в трёх различных областях Земного шара, в регионах с совершенно разными культурными истоками относительно в одно и то же время возникают и формируются целые идеологические системы с по сути сходным идейным ядром? Причем наличие здесь реальных заимствований и импульсов исключено. Лишь, после того как в Китай в конце осевого времени проник буддизм между Индией и Китаем возникла духовная коммуникация на более глубоком уровне. Связи между Индией и Западным миром существовали всегда, но большое значение они получили лишь в эпоху Римской империи, когда стали проходить через Александрию. Поэтому вопрос о взаимоотношениях между Индией и Западом вообще остается в стороне.
Карл Ясперс считает тезис Альфреда Вебера убедительным, однако считает, что он указывает лишь на одну предпосылку. Контраргументом, говорит Ясперс, может служить Китай, где возникает богатая культура осевого времени, но нет ни трагического сознания, ни эпоса. Противоречит этой концепции и Палестина, где не было вторжения кочевников, и, тем не менее, пророками был внесен существенный вклад в духовное созидание осевого времени.
Таким образом, Ясперс, очерчивая контуры осевого времени, сохраняет вопрос о причинах его происхождения открытым и продолжает утверждать, что тайна осевого времени не раскрыта. В своей книге «Истоки истории и ее цель» он пишет: «Может создаться впечатление, будто я хочу указать на то, что произошло божественное вмешательство. Ни в коей мере. Я стремлюсь только опровергнуть удобное и по существу ничего не значащее толкование истории как постижимого и необходимого поступательного развития человечества, стремлюсь сохранить этот вопрос открытым и оставить место для возможных новых концепций, которые мы теперь даже не можем себе представить».
Мыслитель утверждает, что именно осевым временем структурируется мировая история и далее делает попытку наметить эту структуру:
1. Осевое время знаменует собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями. Они продолжают существовать лишь в тех своих элементах, которые вошли в осевое время, и были им восприняты. Монументальность в религии, в религиозном искусстве и в соответствующих им огромных авторитарных государственных образованиях была для людей осевого периода предметом благоговения и восхищения, подчас даже образцом (например, для Конфуция, Платона), но таким образом, что смысл этих образцов в новом восприятии совершенно менялся. Так, идея империи заимствована у великих культур древности. Однако если первоначально эта идея была творческим принципом культуры, то теперь она становится принципом консервации и стабилизации гибнувшей культуры. Иными словами, принцип, который некогда служил принципом развития, теперь вновь утверждается, но уже в качестве осознанно деспотического, ведущего к «замораживанию» общества.
2. Тем, что было создано и продумано в то время человечество живет вплоть до сего дня.
4. При сопоставлении трех сфер, о которых идет речь (Китай, Индия и Запад), выявляется глубокое сходство между ними, несмотря на их отдаленность друг от друга.
Все это Ясперс резюмирует следующим образом: « осевое время, принятое за отправную точку, определяет вопросы и масштабы, прилагаемые ко всему предшествующему и последующему развитию. Предшествующие ему великие культуры древности теряют свою специфику. Народы, которые были их носителями, становятся для нас неразличимыми по мере того, как они примыкают к движению осевого времени. Доисторические народы остаются доисторическими вплоть до того времени, пока они не растворятся в историческом развитии, идущем от осевого времени; в противном случае они вымирают. Осевое время ассимилирует все остальное. Если отправляться от него, то мировая история обретает структуру и единство, способные сохраниться во времени, и, во всяком случае, сохранившиеся до сего дня».
Таким образом, Ясперс намеревается наметить структуру мировой истории, отталкиваясь от осевого времени. Здесь речь идет о том, в какой степени мировая история структурируема посредством или по отношению к осевому времени. Ясперс формирует это в следующем предложении: «Осевое время как бы проливает свет на всю историю человечества, причем таким образом, что вырисовывается нечто, подобное структуре мировой истории». Иными словами, стремясь понять значение осевого времени, он пытается найти подход к структуре мировой истории в целом.
Из ясперсовского изображения специфических особенностей мысли и осознания осевой эпохи ясно, что они родственны философской вере. Ясперс это признает: время рождения и закрепления философской веры как раз и есть осевая эпоха. И все-таки определенное первенство имеет единство самой эпохи, единство истории. Без этого исходного единства не стало бы возможным в принципе родственное толкование (герменевтика) истории, объединяющее рационализм и религиозность.
Таким образом, отметим, что Ясперс впервые взглянул на историю интеллектуального переворота в целом, поставив рядом не только философов Эллады, Индии и Китая, но и пророков действовавших в Иране и Израиле VIII-II вв. до Р.Х. При разработке идеи осевой эпохи он мог вполне ограничиться изучением греческой философии, но в кругозор ученика Вебера прочно вошли Индия и Китай, где религия и философия не обособились друг от друга, и философское движение было одновременно религиозным. И, безусловно, будучи учеником Вебера, который не рассматривал историю как процесс единого развития, а разделял ее на аспекты многомерного анализа, Ясперс не мог не учесть наиболее значимых культурных особенностей всех упомянутых этносов.
Охватив мыслью все три очага интеллектуальной революции древности, автор «Истоков истории» подытожил попытки объяснить одновременность духовного скачка в трех регионах, слабо связанных или совсем не связанных друг с другом, и признал это загадкой, не нашедшей рационального решения (факт самоограничения разума, достойный самой высокой оценки).
Построение Ясперса никак нельзя назвать умозрительным, навязывающим истории абстрактные схемы. Он сам подчеркивал, что пришел к идее «осевого времени» эмпирически, опираясь на вполне конкретные факты, хорошо известные до появления его книги «Истоки истории и ее цель («Vom Ursprung und Ziel der Geschichte», 1949). Ученый лишь вычленил тот общий исходный пункт, где возникли основные парадигмы мышления Востока и Запада.
Концепция «осевого времени» по Карлу Ясперсу
В историческом процессе Карл Ясперс выделяет четыре «ключевых среза».
Логрус А., Великие мыслители XX века, М., «Мартин», 2002 г., с.486.
1. Характеристика осевого времени
Новое, возникшее в эту эпоху в трёх упомянутых культурах, сводится к тому, что человек осознаёт бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира.
В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности.
Этот процесс заставил многих пересмотреть, поставить под вопрос, подвергнуть анализу все бессознательно принятые ранее воззрения, обычаи и условия. Всё это вовлечено в водоворот. В той мере, в какой воспринятая в традиции прошлого субстанция была ещё жива и действенна, её явления прояснялись и она тем самым преображалась.
Мифологической эпохе с её спокойной устойчивостью пришел конец. Основные идеи греческих, индийских, китайских философов и Будды, мысли пророков о Боге были далеки от мифа. Началась борьба рациональности и рационально проверенного опыта против мифа (логоса против мифа), затем борьба за трансцендентного Бога, против демонов, которых нет, и вызванная этическим возмущением борьба против ложных образов Бога. Божество неизмеримо возвысилось посредством усиления этической стороны религии. Миф же стал материалом для языка, который теперь уже выражал не его исконное содержание, а нечто совсем иное, превратив его в символ. В ходе этого изменения (по существу, тоже мифотворческого), в момент, когда миф, как таковой, уничтожался, шло преобразование мифов, постижение их на большой глубине. Древний мифический мир медленно отступал, сохраняя, однако, благодаря фактической вере в него народных масс свое значение в качестве некоего фона, и впоследствии мог вновь одерживать победы в обширных сферах сознания.
Все эти изменения в человеческом бытии можно назвать одухотворением: твёрдые изначальные устои жизни начинают колебаться, покой полярностей сменяется беспокойством противоречий и антиномий. Человек уже не замкнут в себе. Он не уверен в том, что знает самого себя, и поэтому открыт для новых безграничных возможностей. Он способен теперь слышать и понимать то, о чём до этого момента никто не спрашивал и что никто не возвещал. Неслыханное становится очевидным. Вместе с ощущением мира и самого себя человек начинает ощущать и бытие, но не полностью: этот вопрос остается.
Впервые появились философы. Человек в качестве отдельного индивидуума отважился на то, чтобы искать опору в самом себе. Отшельники и странствующие мыслители Китая, аскеты Индии, философы Греции и пророки Израиля близки по своей сущности, как бы они ни отличались друг от друга по своей вере, содержанию и внутренней структуре своего учения. Человек может теперь внутренне противопоставить себя всему миру. Он открыл в себе истоки, позволяющие ему возвыситься над миром и над самим собой. […]
В осевое время произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью».
Карл Ясперс, Истоки истории и её цель / Смысл и назначение истории, М., «Политиздат», 1991 г., с. 32-34.
Критика концепции «осевого времени» Карла Ясперса Л.Н. Гумилёвым
Изображения в статье
Карл Теодор Ясперс, By Unknown (Mondadori Publishers), Public Domain
Уважаемая администрация колониального подразделения портала Vikent. Обьясните, пожалуйста, почему к вашим столь полезным статьям уже который раз прилагаются столь окровавленные фотографии?
И кто этот человек?
Памятники обычно ставят великим людям или в честь особых и трагичных событий. А вот скульптуры в честь животных устанавливаются не так уж и часто и все еще удивляют общественность.
Знали ли вы, к примеру, что в России существует памятник лабораторной мыши?
Юбилей лабораторных мышей
Какие животные чаще всего помогают ученым совершать новые открытия?
Речь, несомненно, идет о лабораторных мышах, которые как особый подвид отметили свое столетие в 2009 году. Однако если обратиться к истории, нетрудно заметить, что использовались эти животные в науке и ранее.
Доподлинно известно, что эксперименты на мышах проводились уже в девятнадцатом веке. Почему же годом начала «мышиной» истории считается 1909-й? Все просто: для получения достоверных данных опыты следует проводить на генетически одинаковых индивидуумах.
Считается, что первым выводом таких мышей путем инбридинга (скрещивания особей, находящихся в близком родстве) в научных целях занялся Кларенс Кук Лит.
Ученый получил первую линию животных, подходящих для проведения экспериментов, именно в 1909 году.
С тех пор данный метод применяется для выращивания животных, помогающих совершать научные открытия.
Новосибирский академгородок – это место, где работают ученые самых разных отраслей и направлений.
Один из значимых объектов комплекса – Институт цитологии и генетики СО РАН. В этом учреждении большинство открытий совершается благодаря использованию лабораторных животных.
Здесь даже есть отдельный SPF-Виварий (отдельный корпус, в котором научные сотрудники разводят и выращивают лабораторных мышей и других подопытных).
Именно перед этим зданием решено было поставить памятник лабораторной мыши. Первый проект памятника был готов еще в 2005 году, он представлял собой животное, сидящее на огромной человеческой руке.
Однако из-за трудностей с окончательным утверждением выбранного макета и проблем с финансированием скульптура так и не была создана.
Новую скульптуру решили установить к юбилею города, а именно к 120-летию. Разработку эскиза для будущего творения доверили художнику Андрею Харкевичу, который в рекордно короткий срок подготовил около десяти различных эскизов.
Был среди них и памятник лабораторной мыши, вяжущей нить ДНК. Этот образ выбран не случайно, он представляет собой золотую середину между реалистичным видом животного и мультяшным образом.
Мышь сидит на гранитном постаменте и держит в лапах спицы, которыми вяжет молекулу ДНК. Животное облачено в лабораторный халат и очки. Такой образ новосибирский академгородок, в том числе местные научные авторитеты, встретили с восторгом.
Эта мышь символизирует одновременно и ученого, и своих несчастных сородичей, участвующих в экспериментах, что можно трактовать как увековечивание союза людей и животных во благо развития науки.
Художник подчеркивает, что пытался изобразить момент открытия. По его мнению, эмоции на «лице» мыши читаются при первом взгляде, кажется, еще секунда и она произнесет: «Эврика!» Скульптура изготовлена из бронзы известным мастером – Максимом Петровым.
Отливали памятник в Тюмени, постамент выполнен из гранита. Все работы были завершены в срок, и 1 июля 2013 года состоялось торжественное открытие установленного монумента.
Интересные факты и суеверия, связанные с памятником
Сегодня мышь, вяжущая молекулу ДНК, является центральным изваянием в целой скульптурной композиции, украшающей территорию Института цитологии и генетики СО РАН.
Сегодня научная аллея полностью посвящена животным, помогающим в исследованиях людям.
На скамейках и урнах можно увидеть также изображения кролика, крысы, лягушки, собаки, свиньи, хомяка и даже дрозофилы.
Все эти животные участвовали в разнообразных исследованиях, помогали людям находить лекарства от некогда смертельных заболеваний и получать важную информацию о строении и функционировании органов и тканей живых организмов.
Памятник лабораторной мыши – это не просто украшение сквера, а напоминание о вкладе этих млекопитающих в науку и выражение благодарности.
Новая скульптура нравится жителям города, а студенты даже просят у нее помощи в сдаче экзаменов.
Считается, что нужно постоять рядом с мышью или подержаться за молекулу ДНК, и тогда пятерка гарантирована на любом зачете.
Новосибирск – город достаточно крупный и богатый красивыми скульптурами и необычными местами, но если вы решите посетить его, обязательно включите в свой туристический маршрут посещение научной аллеи возле Института цитологии и генетики СО РАН.
Нейропластичность и нейробика
Я написала два поста о нейробкие и несколько человек попросили больше информации и доказательств эффективности этих упражнений. Поэтому вышел этот пост, где много букв. Я постаралась найти самые информативные статьи, на самых узнаваемых ресурсах. Тем не менее, я хочу напомнить, что я не кандидат наук в области нейропсихологии и не заявляла себя таковым, а просто увлекающийся развитием человек.
Нейропластичность — свойство человеческого мозга, заключающееся в возможности изменяться под действием опыта, а также восстанавливать утраченные связи после повреждения или в качестве ответа на внешние воздействия. Это свойство описано сравнительно недавно. Ранее было общепринятым мнение, что структура головного мозга остается неизменной, после того, как сформируется в детстве.
Мозг состоит из взаимосвязанных нервных клеток (нейронов) и клеток глии. Процесс научения может происходить посредством изменения прочности связей между нейронами, возникновения или разрушения связей, а также процесса нейрогенеза. Нейропластичность относится к процессам возникновения/разрушения связей и нейрогенезу.
В течение XX века было общепринятым мнение, что структура ствола мозга и неокортекса остаётся неизменной после завершения формирования в детстве. Это означало, что процессы научения там могут идти только посредством изменения прочности связей, в то время как области, ответственные за процессы памяти (гиппокамп и зубчатая извилина) и сохраняющие способность к нейрогенезу на протяжении всей жизни, являются высоко пластичными. Это мнение меняется под действием результатов новых исследований, утверждающих, что мозг сохраняет свою пластичность даже после периода детства.
Нейропластичность может проявляться на разных уровнях, начиная с клеточных изменений мозга, вплоть до крупномасштабных изменений с переназначением ролей в коре головного мозга, как ответная реакция на повреждение конкретных отделов. Роль нейропластичности широко признается современной медициной, а также как явление используется в развитии памяти, обучении, и восстановлении поврежденного мозга.
Нейрогенез у взрослых — это явление, относительно недавно признанное научным сообществом, которое опровергло существовавшую долгое время научную теорию о статичности нервной системы и её неспособности к регенерации. В течение многих лет только небольшое число нейробиологов рассматривало возможность нейрогенеза. Однако, в последние десятилетия, благодаря развитию иммуногистохимических методов и конфокальной микроскопии, сначала было признано наличие нейрогенеза у певчих птиц, а затем были получены неоспоримые доказательства нейрогенеза в субвентрикулярной зоне и субгранулярной зоне (части зубчатой извилины гиппокампа) у млекопитающих, в том числе у людей[2]. Некоторые авторы предполагают, что образование новых нейронов у взрослых также может происходить и в других областях мозга, включая неокортекс приматов, другие ставят под вопрос научность этих исследований, а некоторые считают, что новые клетки могут оказаться глиальными клетками.
Существует гипотеза, что микроокружение в субвентрикулярной зоне и в зубчатой извилине гиппокампа (так называемая нейрогенная ниша) обладает специфическими факторами, которые необходимы для деления клеток предшественников нейронов, а также дифференцировки и интеграции новообразовавшихся нейронов[3]. Около 50 % новорождённых клеток погибает по механизмам запрограммированной клеточной гибели, но если молодые нейроны образуют синаптические контакты или получают необходимую трофическую поддержку, то они могут выживать в течение долгого времени.
Нейрогенез у взрослых является одним из механизмов пластичности мозга, выражающихся в увеличении количества нейронов и структурной перестройке нейрональных сетей, образовании новых синапсов и изменении синаптической передачи. Добавление новых клеток в обонятельные луковицы и в зубчатую извилину гиппокампа заканчивается функциональной интеграцией клеток с уникальными характеристиками. Например, молодые гранулярные клетки в зубчатой извилине имеют более низкий порог долговременной потенциации, чем более старые клетки. Предполагается, что эта пластичность важна для процессов обучения и памяти[4][5].
Множество исследований было направлено на определение и изучение факторов, которые регулируют пролиферацию, выживаемость, миграцию и дифференцировку нейрональных предшественников. Этими факторами являются гормоны, ростовые факторы, нейротрансмиттеры, цитокины, электрофизиологическая активность, стресс и др.[6][7][8]
Стимулирование эндогенного нейрогенеза для лечения нейродегенеративных заболеваний
Если нейрогенез изначально присутствует во взрослом мозге на базовом уровне, то можно попытаться усилить его и тем самым компенсировать недостаток нейронов, вызванный нейродегенеративными заболеваниями[9]. Может показаться научной фантастикой, что новообразованные нейроны могут мигрировать в поврежденную область для того, чтобы дифференцироваться в нейроны необходимого фенотипа. Тем не менее, есть группа работ, в которых у животных с паркинсонизмом было использовано управление эндогенными нейрональными предшественниками для попытки восстановления дофаминергической иннервации стриатума[10].
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой[1]. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».
Мелкая моторика — один из видов моторики.
К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Значение мелкой моторики
С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.[2] Поэтому развитие речи человека неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать Л. В. Антакову-Фомину, М. М. Кольцову, Е. И. Исенину.[3]
В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.
Для лиц пожилого и старческого возраста развитие мелкой моторики играет большое значение для поддержания работоспособности коры головного мозга и, как следствие, для поддержания качества жизни. Кроме того, для лиц пожилого возраста, перенесших различные травмы и заболевания, приводящие к нарушению мозговой деятельности, мероприятия по развитию мелкой моторики способствуют улучшению психического здоровья и, в целом, восстановлению деятельности центральной нервной системы.
Развитие мелкой моторики можно ускорить следующими способами:
* Упражнения с мелкими предметами- пазлы, мозаика, бисер, бусины и т. п.
* Массаж кистей и пальцев
* Игра на музыкальных инструментах
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два, научно-подтвержденных факта, позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему развитие движений пальцев рук просто необходимо для развития памяти, внимания, мышления и речи, что в своё время и доказал
Упражнения на развитие мелкой моторики не только оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, но и являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с подчинёнными структурами. А так же памятью, мышлением, вниманием и наблюдательностью. Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.
Тут было много источников, если нужны доказательства влияния развития мелкой моторики на память, мышление, внимательность и т.д. Читайте труды Владимира Михайловича Бехтерева.
На самом деле на просторах интернета очень много информации о нейрогенезе, о нейробике, о развитии мелкой моторики и ее влиянии на когнитивные функции человека. (Кстати, Когнитивные (познавательные) функции – это сложные функции главного органа центральной нервной системы – головного мозга. С помощью них человек не только познает окружающий мир, но и активно с ним взаимодействует. Когнитивные функции подразделяются на 6 познавательных способностей:
мышление; речь; внимание; память; гнозис (ориентация в пространстве, а также узнавание времени и места); праксис (целенаправленная двигательная активность). Благодаря познавательным функциям, формируется личность человека, а также определяются его способности к образованию, работе и другим сферам.
И в заключении, хочу добавить несколько упражнений, которые я выполняю ежедневно и хочу предложить вам:
Китай: как наука сделала сверхдержаву
Шеллен Ву прослеживает рост доминирующей силы в науке, во втором из серии очерков о том, как последние 150 лет сформировали сегодняшнюю исследовательскую систему.
В 1868 году, за год до основания Nature, был издан первый учебник западной науки на китайском языке — «Введение в естественную философию» (Геву Румен). Он был предназначен для студентов в Колледже переводчиков, — в заведении, открытой реформаторами, которые стремились приспособить империю к изменяющемуся миру, обучая устремленных чиновников иностранным языкам и знаниям с Запада. Американец, который перевел книгу, — Уильям Мартин, не имел опыта работы в сфере науки, но понимал ее важность для улучшения состояния страны, охваченной бедствиями. Книга содержала иллюстрации микроскопов и поездов, а также основные объяснения уникального набора понятий в химии, электричестве и физике.
Мартин и другие протестантские миссионеры, которые отправились в Китай в девятнадцатом веке, рассматривали развитие страны как следующий рубеж в духовном спасении. Введение науки через учебник Мартина и другие переведенные работы открыли путь для улучшения материального благосостояния огромного населения бедной страны. Китайцы, работавшие над переводами, меньше интересовались духовным спасением, но признавали важность науки как основы растущей военной и экономической мощи Запада. Они видели в отставании развития науки причину отсталости Китая.
Лю Ян стала первой женщиной-космонавтом Китая в 2012 году.
К 1863 году математики Сюй Шоу и Хуа Хэнфан построили первый в Китае пароход, используя в качестве руководства иллюстрации из миссионерского журнала. Затем они помогли создать бюро переводов, которое представило многочисленные научные работы в Китае. К концу девятнадцатого века многие другие китайцы были убеждены, что богатый и могущественный Запад сделал науку и технологию. Тысячи студентов отправились учиться за границу, многие в Японию. Рассматривая науку как способ облегчить беды своей страны, они вернулись домой, стремясь создать свои поля.
Поскольку династия рухнула в замедленном темпе, миссионеры и другие представители иностранных держав становились все более напористыми во внутренних делах. Жарким, сухим летом 1900 года кипящая напряженность вырвалась наружу. Мятежники, нацеливаясь на иностранцев, осадили дипломатические круги в Пекине. В первой международной новостной сенсации нового века войска из восьми стран, включая Великобританию, Соединенные Штаты и Японию, спасли пойманных в ловушку дипломатов.
В последующем безумии разрушения и грабежа французские и немецкие солдаты захватили обсерваторию на окраине старого города, в которой находились астрономические инструменты, изготовленные для двора иезуитскими священниками в семнадцатом и восемнадцатом веках. Немцы отправили домой кучу астролябий и секстантов, искусно украшенных драконами и другими королевскими мотивами. (Они были выставлены на территории дворца в Потсдаме под Берлином до 1919 года, когда Версальский договор предусматривал их возвращение). Хуже того, восемь вторгающихся стран ввели значительные компенсационные выплаты. Они обанкротили государство Цин и ускорили его гибель.
Американцы создали стипендиальный фонд — деньги, которые поколение лучших китайских студентов использовали для обучения в Соединенных Штатах. В январе 1914 года группа из них основала Научное общество Китая в Корнелльском университете в Итаке, Нью-Йорк.
Таким образом, флагманская организация китайской науки в первой половине двадцатого века оказалась за границей. Основатели и последующие студенты в основном возвращались в Китай и становились лидерами в своих областях, в то время как политическая нестабильность и отсутствие централизованного финансирования сделали исследование крайне сложной задачей. Обученные дисциплинам, которые многие считают необходимыми для строительства современной страны, они приступили к работе в области сельскохозяйственных наук, генетики, биологии, химии и многого другого [4].
Например, группа, состоящая преимущественно из геологов, прошедших обучение за рубежом, настойчиво призвала правительство спонсировать исследование национальных ресурсов. Один из них, Дин Вэньцзян, который в 1915 году стал одним из основателей Китайской геологической службы в Пекине, стал видным общественным интеллектуалом, участвуя в широко освещаемых дебатах и призывая увеличить государственное финансирование науки [5]. Его неустанная активность помогла геологии стать самой сплоченной и уважаемой на международном уровне наукой, развиваемой в Китае, в первой половине двадцатого века.
Юань Лунпин помог создать гибридный рис, вызвавший зеленую революцию в Китае
Вера в то, что наука спасет нацию, достигла своего апогея во время японского вторжения, которое началось в 1937 году. Столкнувшись с превосходящими силами, правительство националистов отступило далеко на запад в горную провинцию Сычуань. Многие ученые охотно последовали за ними. Например, геологи продолжили свою работу на ферме за пределами столицы военного времени Чунцина.
Фотографии, сделанные британским биологом Джозефом Нидхэмом во время посещения города в 1943 году, отражают скудные возможности и дух патриотизма среди ученых, с которыми он столкнулся. Увлеченный, он начал изучать историю науки в Китае. (Нидхем продолжал публиковать серию монументальных книг под названием «Наука и цивилизация в Китае», которая способствовала популяризации идеи четырех великих изобретений древнего Китая как внутри страны, так и по всему миру).
Таким образом, стремление решать национальные проблемы с помощью науки преобладало еще до 1949 года, когда марксистская идеология отдавала приоритет прикладному, а не теоретическому. На протяжении всего двадцатого века самые большие проблемы страны заключались в том, чтобы накормить и улучшить уровень жизни огромного растущего населения. Независимо от их политической принадлежности, большинство ведущих китайских ученых каждой эпохи посвятили себя решению этих проблем.
Этот год — 2019 год — год юбилеев. Движение четвертого мая 1919 года, ответ на предательство Китая со стороны союзников в Версале, определило стремление поколения китайских интеллектуалов. Студенческие протесты на площади Тяньаньмэнь в 1989 году были основаны на этой традиции и стали поворотным моментом в китайской эпохе «Реформы и открытия». В этом месяце отмечается семидесятая годовщина основания Народной Республики.
В агиографических описаниях эпохи, изобилующей ужасами, 1949 год стал началом «нового» Китая. Режим менялся. Когда коммунисты разгромили националистов в гражданской войне, последовавшей за поражением Японии в 1945 году, большинство ученых остались, чтобы помочь восстановлению. Новый режим продолжал усилия по развитию науки, которая зародилась в предыдущую эпоху.
Китайский плакат, пропагандирующий изучение науки в 1980 году
Хотя ряды китайских исследователей оставались в основном теми же, в первое десятилетие коммунистического режима риторика резко изменилась. Наука была теперь явно определена как стремление и для людей. Эйнштейн и теория относительности отсутствовали, проводились опросы и кампании массового здравоохранения. На пике китайско-советского сотрудничества в 1950-х годах 10 000 советских советников работали по всему Китаю, оказывая техническую и научную помощь промышленному развитию страны.
Коммунистическая партия наблюдала за полной реструктуризацией университетов и исследовательских институтов страны, чтобы устранить влияние США и Европы. Советские специалисты помогли определить первую пятилетнюю повестку дня Chinese Academy of Sciences (CAS), чтобы сосредоточиться на добыче ресурсов и других практических применениях науки.
Материальные ограничения ведения науки в бедной стране сформировали это поколение китайских исследователей. Те, кто продолжали добиваться значительных успехов, преуменьшали свою западную подготовку и опыт, подчеркивая вместо этого свое сочувствие массам. Получив степень доктора философии в Миннесотском Университете в Миннеаполисе в 1949 году, энтомолог Пу Желонг вернулся в континентальный Китай и призвал к использованию насекомых заместо дорогих химическими пестицидов (что оказалось более экологически устойчивым путем). В 1970-х годах ученый в области сельского хозяйства Юань Лунпин, и другие, создали гибридный рис, что привело к собственной зеленой революции в Китае. Юань сказал, что узнал от его взаимодействия с фермерами в области [11].
Маоистская эра также диверсифицировала научную рабочую силу. Женщин, крестьян и молодых людей побуждали бросать вызов социальной иерархии в их деревнях и на рабочих местах и прославляли за их вклад в науку. В частности, для женщин 1950-е и 1960-е годы резко расширили горизонты и позволили им участвовать в науке в беспрецедентной степени. Ту Юйу, например, которая получила Нобелевскую премию по медицине, сделала большую часть своего исследования противомалярийных свойств артемизинина. (Преобразование было временным. За последние четыре десятилетия гендерные предубеждения вернулись вместе с рыночными реформами.)
Проекты, важные для национальной обороны, включая ядерные, ракетные и спутниковые исследования, обозначенные как программа «Две бомбы и один спутник», продолжали получать большую государственную поддержку и были защищены от политического вмешательства. Во главе с китайскими учеными, большинство из которых проходили подготовку в Европе и Соединенных Штатах, Китай стал ядерной державой в 1964 году и впервые успешно запустил спутник в 1970 году.
Пятьдесят лет назад перспективы науки в Китае в целом были мрачными. Многие области были остановлены, поскольку сама институциональная структура, поддерживающая развитие науки, была закрыта в течение десятилетия культурной революции. Старейшины науки годами трудились на отдаленных фермах и в реформаторских лагерях. В личных дневниках вице-президента CAS, Чжу Кэчжэна, метеоролога, прошедшего обучение в Гарвардском университете в Кембридже, штат Массачусетс, сказано, что дни в 1960-х годах казались непродолжительными, но «заметными». Многие жили намного хуже, некоторые даже умерли. Но идея о том, что наука и техника сформировали основу современного общества, никогда полностью не исчезала.
Когда Соединенные Штаты и Китай восстановили отношения в 1972 году, американские ученые поспешили посетить Китай [14]. Большинство из них не осознавали масштаб политического подавления, с которым столкнулись их коллеги, и были взволнованы перспективой изучения социалистической науки. Они отметили застойное состояние теоретических исследований; такие области, как физика элементарных частиц, в Китае на тот момент отставали на десятилетия по сравнению с Западом.
Посетителей впечатлили некоторые успехи, достигнутые с учетом стеснённых обстоятельств. В дополнение к своей зеленой революции нация добилась значительного прогресса в области общественного здравоохранения: массовые кампании помогли уничтожить шистосомоз, инфекционное заболевание, от которых умирало около 400 000 человек в год. Многие из вовлеченных ученых провели годы в отдаленных местах полевых работ, не видя своих семей.
После смерти председателя Мао в 1976 году акцент на науке и технике вновь стал актуальным. В 1978 году Дэн Сяопин официально объявил о политике, известной как «Четыре модернизации», в которой особое внимание уделялось сельскому хозяйству, промышленности, национальной обороне, науке и технике. К тому времени университеты и CAS были вновь открыты.
За прошедшие десятилетия китайская экономика внешне стала напоминать экономику капиталистической страны. Но нисходящий подход, выработанный в годы Мао, все еще прослеживается. Он создал централизованную образовательную и институциональную инфраструктуру для науки, которая позволила быстро направлять стратегические инвестиции. Например, индустрия робототехники, одна из ключевых составляющих плана Китая по переходу к высокотехнологичному производству к 2025 году, основана на северо-востоке страны из-за близости к исследовательскому центру робототехники CAS в Шеньяне. Другие сильные стороны, такие как материаловедение и инженерия, также основаны на интересах предыдущей эпохи в преодолении нехватки ресурсов и экологических проблем.
Во время этого периода реформ и открытий ученые, которые проходили обучение за границей в 1930-х и 1940-х годах и пережили потрясения предыдущих десятилетий, вновь обрели ценность. Новая волна китайских студентов начала обучение за рубежом — 5,86 миллиона в период с 1978 по 2018 годы. Большие правительственные инвестиции в последние несколько лет тому поспособствовали.
За последние полтора столетия вера в то, что наука и техника могут улучшить нацию, глубоко укоренилась в китайской культуре, что видно из лозунгов, нарисованных на стенах и плакатов от городов к сельской местности. На них не признается связь между наукой и открытостью к влияниям и идеям из-за рубежа.
Прогулка по Пекину сегодня позволяет повсюду увидеть следы истории науки. На восточной стороне, на Второй кольцевой дороге, находятся иезуитские астрономические инструменты. На другой стороне города, в тихом уголке Пекинского зоопарка, небольшой знак указывает место, где в последние дни династии Цин в 1906 году Министерство сельского хозяйства, промышленности и торговли открыло первую станцию для сельскохозяйственных экспериментов на 70 га земли.
В северо-западном углу города Колледж переводчиков стал элитным Пекинским университетом; В будущем еще одним колледжем, имеющим исторические связи с Соединенными Штатами, является сегодняшний университет Цинхуа, — ведущая научно-техническая школа в Китае. Плакаты и публичные показы демонстрируют научное развитие страны. В книжных магазинах научная фантастика — самый популярный жанр. В хорошо финансируемых лабораториях и современных полевых станциях Китай устремляется вперед с твердой верой в свой статус научной сверхдержавы.
На этом маршруте есть еще одна история о взаимодействии с внешним миром, которое преобразовало страну. В пиках и долинах этой истории есть сообщение — будущее требует интернационализма, который способствовал росту Китая за последние 150 лет.
doi: 10.1038 / d41586-019-02937-2
2. Мэн, Y. Восточноазиатские науки. Technol. Med. 16, 13–52 (1999).
3. Хьютерс, Т. Принося мир домой: Присвоение Запада в позднем Цин и в начале республиканского Китая (Univ. Hawaii Press, 2005).
5. Kwok, DWY Scientism в китайской мысли 1900–1950 (Yale Univ. Press, 1965).
6. Ху, Д. Китай и Альберт Эйнштейн: Прием физика и его теория в Китае 1917–1979 гг. (Harvard Univ. Press, 2005).
7. Шнайдер, Л. в биологии и революции в двадцатом веке Чин а 72 (Rowman & Littlefield, 2003).
9. Цитируется в Geng, X. « Служение Китаю через сельскохозяйственную науку: американские китайские ученые» и «Научный национализм» в децентрализованном Китае (1911–1945) 220 (Univ. Minnesota Диссертация, 2015).
10. Ву С. и Фан Ф.-т. «Современный Китай» Кембриджская история науки Vol. 8 (eds Slotten, HR, Numbers, RL & Livingstone, DN) (Cambridge Univ. Press, в печати).
11. Schmalzer, S. in Red Revolution, Green Revolution: Scientific Farming in Socialist China 92–93 (Univ. Chicago Press, 2016).
13. Шапиро, Война Дж. Мао против природы: политика и окружающая среда в революционном Китае (Cambridge Univ. Press, 2001).