Что такое основной сюжет произведения
Основные понятия тема, идея, сюжет, композиция
Тема любви, её возникновения и развития, а возможно и окончания.
Тема отцов и детей.
Тема противостояния добра и зла.
Тема предательства.
Тема дружбы.
Тема становления характера.
Тема покорения космоса.
И так далее и тому подобное.
Поделим всех авторов на 4 условных категории.
1. Автор садится за роман и пишет всё, что приходит в голову, не задумываясь ни о каких темах литературных произведений.
2. Автор собирается написать, скажем, фантастический роман и отталкивается от жанра. Тема его не заботит, он вообще об этом не думает.
3. Автор холодно выбирает тему для своего романа, скрупулёзно её изучает и продумывает.
4. Автора волнует какая-то тема, вопросы о ней ему спать по ночам спокойно не дают, да и днём он мысленно то и дело возвращается к этой теме.
В результате получатся 4 разных романа.
Каждый автор сам выбирает, к чему ему стремиться, сам выбирает свои ориентиры.
Идея литературного произведения неразрывно связана с его темой и тот пример влияния романа на читателя, что я описал выше в 4 пункте нереален, если автор уделил внимание лишь теме, а об идее и думать забыл. Впрочем, если автора волнует тема, то идея, как правило, осмысляется и прорабатывается им с таким же вниманием.
«Гюстав Флобер ярко выразил свой идеал писателя, заметив, что подобно Всевышнему, писатель в своей книге должен быть нигде и повсюду, невидим и вездесущ. Существует несколько важнейших произведений художественной литературы, в которых присутствие автора ненавязчиво в той мере, как этого хотелось Флоберу, хотя самому ему не удалось достичь своего идеала в «Госпоже Бовари». Но даже в произведениях, где автор идеально ненавязчив, он тем не менее развеян по всей книге и его отсутствие оборачивается неким лучезарным присутствием. Как говорят французы, «il brille par son absence» («блистает своим отсутствием»)» © Владимир Набоков, «Лекции по зарубежной литературе».
Идейная оценка, которую даёт автор, описанным в его произведении явлениям и событиям, бывает двух видов и зависит, разумеется, от авторского мировосприятия.
Если автор принимает описанную в произведении действительность, то такая идейная оценка называется идейным утверждением.
Если автор осуждает описанную в произведении действительность, то такая идейная оценка называется идейным отрицанием.
Соотношение идейного утверждения и идейного отрицания в каждом произведении различно.
Читатель понимает отношение автора к тому или иному благодаря способу выражения мысли художественными средствами.
Есть два основных способа подачи идеи в произведении.
Выбирать вам, как подавать идею, но вдумчивый читатель наверняка поймёт тяготеет автор к тенденциозности или же художественности.
Внимание: сюжет основывается на конфликте, а конфликт разворачивается благодаря сюжету.
А почему такой «рассказ» не рассказ вовсе?
А потому, уважаемый автор, что сюжет имеет ряд составляющих и все они объединены понятием конфликт.
И автору художественной литературы их обязательно нужно знать.
1. Экспозиция.
2. Завязка.
3. Развитие действия.
4. Кульминация.
5. Развязка.
Ох уж эта композиция! Слабое место многих авторов-романистов, а нередко и авторов рассказов.
Монолог персонажа, описание пейзажа, лирические отступления и вставные новеллы, повторы и точка зрения на изображаемое, эпиграфы, части, главы и многое другое.
Композиция подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Что такое основной сюжет произведения
Сюжетом принято называть систему событий и отношений между литературными персонажами, развивающимися во времени и пространстве. Он состоит из разнообразных элементов, каждому из которых отводится своя роль в произведении. К их числу принадлежат: экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка, эпилог.
Сюжет – это то, что делает произведение увлекательным и интересным для читателя. Происходящие в романе или повести события позволяют раскрыть основные черты характера героев, особенности их взаимоотношений.
Что такое сюжет
Сюжет встречается далеко не во всех художественных текстах. К примеру, он зачастую отсутствует в лирических произведениях. Стихотворение не повествует о действиях и поступках героев, а проникновенно передаёт их чувства.
К слову, стоит различать сюжет и фабулу. Первый представляет собой систему включённых в произведение событий, расположенных в определённой последовательности (полностью отвечающей творческому замыслу писателя).
Понятие фабулы трактуется немного иначе. Под этим определением понимают все события повествования, которые выстроены с учётом их естественного расположения во времени.
Основные этапы развития сюжета
Экспозиция
Завязка
Развитие событий
Понятие кульминации
Развязка
На этапе развязки происходит логическое завершение конфликта произведения. Оказываются раскрытыми все замыслы злоумышленников, повержены все противники, поставлена точка в отношениях.
Даже, если автор планирует писать продолжение произведения, необходимо наличие промежуточного финала. Не следует оставлять читателя, дошедшего до последних строк книги, в состоянии недоумения и растерянности.
Строим план
Виды сюжетов
Концентрический
В художественной литературе концентрический сюжет чаще всего встречается в пьесах, рассказах, повестях. Он строится возле какого-либо события, влекущего за собой целую совокупность действий (поступков героев, знаменательных происшествий). Например, в произведении «Горе от ума» А. С. Грибоедова центральное место отводится появлению молодого дворянина Чацкого в доме Фамусова. В гоголевской пьесе «Ревизор» самым примечательным событием стал приезд Хлестакова в уездный город.
В произведениях с концентрическим сюжетом отчётливо прослеживается интрига, позволяющая завладеть вниманием читателей, явно просматривается художественный конфликт. А главному герою книги удаётся сконцентрировать внимание на своих поступках и переживаниях. Но у таких сюжетов есть и весьма весомый недостаток – предсказуемость. Поскольку в произведении всего один конфликт, проницательному читателю непременно удастся предугадать дальнейший ход событий. В частности, сюжет практически всех современных любовных романов в той или иной мере отличается предсказуемостью. Основная сюжетная линия уже предопределена встречей главных героев. Вместе с тем для читателя представляет интерес сам путь разрешения конфликта (непосредственно процесс развертывания сюжета).
Во многих классических литературных произведениях, являющихся многоплановыми, встречаются оба типа сюжетов. На фоне линейного повествования разворачиваются конфликты концентрического вида. Примерами таких произведений являются книги:
Сюжет — это что такое? Примеры увлекательных сюжетов в литературе
Сюжет: определение и особенности
Сюжет в литературе является основой формой произведения. Он показывает ряд событий, которые происходят в произведении, выстроенных определенным образом.
Сюжет состоит из определенных составляющих: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация. Также может присутствовать пролог и эпилог.
Рис. 1. Составляющие сюжета в таблице.
Пролог – это вступление, эпилог – заключительная часть, не всегда связанная с сюжетом произведения
В экспозиции обычно происходит знакомство с главными героями, читатель начинает вникать в суть истории и понимать причину, по которой в дальнейшем произойдет конфликт. Экспозиция всегда предшествует началу сюжета, однако может следовать как после завязки, так и до нее.
Начало действия происходит завязка, в которой и обнаруживаются противоречия, которые волнуют главных героев.
Например, в трагедии Шекспира «Гамлет» завязкой является встреча героя с призраком.
Кульминация в произведении – это самый напряженный момент, который становится переломным и влияет на дальнейшие события и на мировоззрение героев.
Однако сюжет в литературе может встречаться не во всех литературных произведениях. Например, в лирических текстах сюжет зачастую и вовсе отсутствует, так стихотворные жанры передают чувства героев, а не повествуют о их действиях и поступках.
Очень близким понятием к сюжету является фабула. Однако считается, что они все-таки различаются. Сюжет – это ход событий, выстроенных в определенном порядке, а фабула подразумевает под собой освещение основного конфликта, который по ходу этих событий развивается. Однако существует мнение, что фабула не является самостоятельным элементом и сама по себе значения не имеют, поэтому при анализе произведения всегда говорят про сюжет,но очень редко про фабулу.
Что же такое сюжет
Аристотель, создатель реалистической эстетики античности, в своей “Поэтике” уделяет большое место проблеме сюжета, определяя его как “подражание действию”, “сочетание фактов”. При этом Аристотель настаивает на утверждении доминирующей роли сюжета в драме, в частности в трагедии, которая “есть подражание не людям, но действию и жизни”, цель которой — “какое-нибудь действие, а не качество” и для которой сюжет “есть основа и как бы душа”.
В повествовательных произведениях сюжет составляет их драматическую сторону (что допускает возможность их инсценировки), которая здесь совмещается с более или менее развитым описанием, а также авторскими высказываниями эмоционально-лирического, философского или публицистического характера.
В русскоязычной литературе бытуют два понятия — сюжет и фабула. Означают они примерно одно и то же, но есть и различия.
Если говорить кратко и просто, то:
К примеру, в романе Достоевского «Преступление и наказание» фабула такова:
Бедный студент совершил убийство старухи-ростовщицы. После долго мучился и раскаялся. Признался, пошел на каторгу и обрел покой и счастье.
Бедный студент, размышляющий над новейшими философскими концепциями своего времени, воспринимает старуху-ростовщицу как обезличенное зло, которое стоит на его пути, пути просвещенного и потенциально великого человека, и все в его жизни зависит от того, хватит ему решимости и смелости признаться, что он выше ее и имеет право ее уничтожить, чтобы достичь всего того, что он может; сможет ли он быть настоящим человеком, а не дрожащей тварью.
Чтобы доказать себе, что он человек, а не тварь, студент старуху убивает — топором, неумело и с ужасом; сцена убийства потрясает его настолько, что он впадает в шоковое состояние и постепенно скатывается в психическое расстройство… и так далее.
Думаю, этого достаточно, чтобы вы поняли разницу между фабулой и сюжетом.
Виды сюжета
Принято выделять концентрический сюжет и хроникальный. Данная классификация основана на отличии связей между событиями. Если в хроникальном сюжете главное внимание уделяется времени и его течению, то в концентрическом сюжете упор делается на психические факторы. Именно поэтому с первым сюжетом обычно имеют дело авторы саг и хроник, а второму отдают предпочтение писатели-фантасты, романисты и другие, для которых хронология событий не имеет принципиального значения.
В концентрическом сюжете всё просто и понятно: автор исследует только какой-то один конфликт, а элементы композиции легко выделить и назвать, так как они идут один за другим. Здесь все эпизоды будут иметь причинно-следственную связь, и весь текст будет пронизан чёткой логикой: никакого хаоса, никаких композиционных нарушений.
Даже если в произведении будет задействовано несколько сюжетных линий, все события будут связаны между собой по принципу звеньев одной цепи. С хронологическим сюжетом всё обстоит несколько иначе: тут причинно-следственные связи могут разрываться или вовсе отсутствовать. К тому же, некоторых элементов композиции может просто не быть.
Стивен Кинг, Томас Харрис и Джоан Роулинг
На десерт мы оставляем книги, где сюжет и герои (как составляющая последнего) играют решающую роль в популярности произведений авторов.
Стивен Кинг написал много книг. Какие-то из них удачные, какие-то не очень. Но некоторые стали культовыми у читателя. Например, «Мертвая зона», «Кладбище домашних животных», «Зеленая миля» и др. В них умело сочетается, с одной стороны, сюжетность, а с другой стороны, некоторая психологическая глубина, которая совершенно необходима любой хорошей художественной прозе.
Томас Харрис создал обаятельного маньяка. У Ганнибала Лектера не так уж много в этом смысле соперников. С одной стороны, трилогия о Ганнибале увлекательно читается, но она очень хорошо запоминается, потому что главный герой, несмотря на то что он психопат, вызывает восхищение.
У подготовленного читателя уйдет не так много времени на освоение всех книг Харриса, ибо их всего 5:
Нельзя напоследок не сказать и о Джоан Роулинг – создательнице культового среди подростов персонажа – Гарри Поттера. В целом, как и другие авторы в этом подразделе, Роулинг не претендует на высокое звание классика литературы (разве что в своем жанре), но она пишет хорошую прозу, которая вызывает сопереживание читателя. С книгами о Потере стоит ознакомиться всем, и даже взрослым. Помните, что дети не будут читать плохую литературу (так считает Д.Л. Быков).
Литература
Определение понятия в различных источниках
Само слово заимствовано из французского языка (subjet), что дословно переводится как «предмет». Во множестве источников (в различных словарях в том числе) значение слова варьируется. Что такое сюжет? Определение в среднем представляет собой систему событий и взаимоотношений между героями и развитие их во времени и пространстве. Вкратце сюжет обозначается совокупностью событий и действий, раскрывающих основное содержание произведения. Однако, например, «Словарь эстетики» 1989 г. называет сюжетом динамический аспект произведений искусства, развертывание действия, развитие взаимоотношений героев, их характеров, поступков. Повествовательным ядром художественного произведения считается сюжет в «Словаре литературных терминов», системой расположенности и взаимонаправленности лиц в данном произведении, а также положений и событий, развивающихся в нем. В «Большом энциклопедическом словаре» и «Современной энциклопедии» (2000) сюжет считается способом развертывания фабулы, а также последовательностью изображаемых событий.
Типология сюжетов
Предпринимались неоднократные попытки классифицировать сюжеты литературных произведений, разделять их по различным признакам, выделять наиболее типичные. Анализ позволил, в частности, выделить большую группу так называемых «бродячих сюжетов» — сюжетов, которые многократно повторяются в различном оформлении у разных народов и в разных регионах, большей частью — в народном творчестве (сказки, мифы, легенды).
По мнению А. Е. Нямцу, из всего многообразия традиционных сюжетов можно выделить четыре основные генетические группы: мифологические, фольклорные, исторические и литературные[2].
Как отмечает проф. Е. М. Мелетинский, «большинство традиционных сюжетов восходит на Западе к библейским и античным мифам»[3].
Известно несколько попыток свести всё многообразие сюжетов к небольшому, но при этом исчерпывающему набору сюжетных схем. В известной новелле «Четыре цикла» Борхес утверждает, что все сюжеты сводятся всего к четырём вариантам:
Французский исследователь Жорж Польти опубликовал в 1895 году книгу «Тридцать шесть драматических ситуаций», в которой свёл весь опыт мировой драматургии к разрабатыванию 36 стандартных сюжетных коллизий.
Сколько существует сюжетов
Исследователи фольклора (это что?), который, как известно, стоит у истоков авторской литературы, определили, что в основе сюжета лежит миф.
Распавшись на отдельные осколки, миф превратился в сказку (это что?). Собиратели «сказочных осколков» попытались собрать воедино сюжеты сказок по всему миру, что привело их к удивительному открытию: в культуре всех народов есть общие метасюжеты.
Самой известной стала классификация С.Томпсона «Указатель сказочных сюжетов». Томпсон взял за основу более подробную классификацию А.Аарне.
В настоящий момент количество указателей очень велико. Одни учёные насчитывают около 500 сюжетов, другие говорят, что их 200, третьи называют минимальное количество – 12.
Самым лаконичным оказался латиноамериканский писатель, исследователь литературы Х.Л.Борхес, который свёл всё богатство мировой культуры к четырём сюжетам. Всё остальное в его трактовке – лишь их вариация.
Например, сюжет о плуте, путешествующем по свету, представлен в классическом произведении древности – поэме Гомера «Одиссей».
В европейском средневековом искусстве он продолжился «Романом о Лисе». «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф.Рабле, «Мёртвые души» Н.В.Гоголя, «Уллис» Дж.Джойса, «Двенадцать стульев» И.Ильфа и Е.Петрова – вариации того же древнего мифа.
Определение слова «Сюжет» по БСЭ:
Фабула
Фабула — повествование о событиях в их хронологическом порядке; связь всех мотивов в произведении; все происшествия, которые отразись в драматическом, эпическом или лиро-эпическом произведении.
Элементы фабулы:
«Преступление и наказание» без ницшеанства и духовных мытарств главного героя
Не многие школьники осиливают это замечательное произведение. А ведь если бы его написал не Достоевский, то оно бы читалось, возможно, на одном дыхании. А потом сделали бы по ней экранизацию, и получилось что-то вроде «Лейтенанта Коломбо» в 19 веке.
Ведь если посмотреть непредвзято, без снобизма, то сюжет – это то в «Преступлении и наказании», что делает Порфирий Петрович. Посмотрим только на цепь событий. Читателю сразу известен преступник, злодеяние, короче говоря, казалось бы, нет интриги, но нет, Федор Михайлович не зря мастер детективной прозы. Основная интрига сюжета в том, признается Раскольников или нет. А Порфирий Петрович искусно подводит преступника, отягощенного совестью, к чистосердечному признанию, совсем как лейтенант Коломбо.
Сюжет
Сюжет — это цепь событий в определенной последовательности; развитие действия в драматическом, эпическом или лиро-эпическом произведении. Данный термин впервые применили французские классицисты П. Корнель и Н. Буало в XVII веке, заявив, что сюжет — «происшествия в жизни легендарных героев древности».
Сюжет — это обобщающая мысль писателя; это темы, проблемы, поставленные автором в произведении. Именно поэтому сюжет не может быть пересказан!
М.А. Булгаков как сатирик. «Мастер и Маргарита» без Воланда
Стивен Кинг утверждал в автобиографическом сочинении: «История начинается с вопроса, а что было бы если…». Кстати, по мнению короля ужасов, это некоторый творческий метод создания сюжета для приключенческой литературы в принципе. Здесь мы толкуем прилагательное «приключенческая» в широком ключе как «событийная».
«Мастер и Маргарита» – роман многослойный и пронизанный различными переплетениями между двумя почти полноправными его частями, «советскими» и «ершалаимскими» главами. Обычному же читателю он интересен прежде всего неповторимым стилем М.А. Булгакова и авторской фантазией о том, что сатана посетил Советский Союз в такое страшное время (30-е годы).
Конечно, возможно, «евангелие» от М.А. Булгакова важно, но если бы не Воланд и его похождения, роман не имел бы такого оглушительного успеха у современного читателя. Потому что все проблемы России, которые были явлены в эпохальном романе, остались на месте. Однако мы заговорись, а меж тем пора переходить к другой сюжетной прозе.
Лекции по сюжету
Давайте поговорим о идее и задумке, ведь именно с них начинает зарождаться произведение. Что это такое и чем различается?
Идея: Воображаемый друг с пропеллером на спине.
Задумка: У мальчика по имени Малыш появляется загадочный/необычный друг с пропеллером, когда он, Малыш, очень нуждается в друге.
То есть, в задумке раскрываются детали произведения и главное событие или конфликт, чего нет в самой идее.
Задумку можно превратить в сюжет и план. Но что это такое?
Сюжет – это взаимосвязанные события, происходящие в произведении, но их последовательность идет таким чередом, каким хочется автору.
План произведения – это намеченная структура текста, которая включает в себя ключевые моменты истории и точки невозврата. А также полностью прописанную композицию произведения, его синопсис, карточки персонажей и локаций.
Но есть одна проблема. Прежде чем написать сюжет, а затем план, нам нужно знать фабулу произведения. Что же такое фабула?
Что же получается? У нас есть идея, которую мы превращаем в задумку. А задумку во что? В фабулу или сюжет?
В фабулу. Бывают истории с уже готовой фабулой. Например, когда за основу берут события из реальной жизни. И из этого мы проектируем замысел и сюжет с планом. Но есть моменты, когда фабулу нужно продумывать самому. То есть, у вас есть задумка какого-то произведения. И вы начинаете расписывать из этого полный ряд причинно-следственных событий, из-за которых случился конфликт и чем он, в конечном итоге, обернулся. Но это вы записываете для себя, если пишите нефабульное произведение.
Нефабульное произведение – это произведение с сюжетом, идущим не по хронологии.
(И да. НЕфабульное не означает БЕЗфабульное. Не путайте.)
Для чего это нужно? Чтобы при проектировании сюжета не потерять логику в действиях или событиях произведения. Автор выстраивает их, как ему хочется, но при этом не забывает, что те события произошли из-за того-то, потому что случилось что-то и когда-то. И он должен будет логически это обосновать. Для этого и нужна фабула.
С этим разобрались. Теперь перейдем к сюжету и плану. Сейчас мы поверхностно это разберем, ибо более подробно о сюжетных линиях, проработке и элементах мы поговорим в будущих лекциях.
Итак, сюжет — это та составляющая, которая описывает суть событий в истории.
О чем нужно помнить при составлении сюжета? Перво-наперво это: как построить интересный сюжет? Наш сюжет — это дом. Персонажи и конфликт — это кирпичи. Чтобы был хороший дом, нам нужны хорошо проработанные персонажи и конфликт(ы).
Но что такое конфликт?
Конфликт в переводе с латинского означает столкновение. Это специфическая вещь, которая помогает двигать сюжет. Конфликт является его основой. Без конфликта не обходится ни одно произведение. Если, конечно, вы не читаете книгу про описание обоев. Конфликт несет в себе нежелательные последствия, агрессию, негативный смысл — все то, что в обыденной жизни мы стараемся избегать. Но в произведении это становится двигателем сюжета: развитие событий происходит через преодоление трудностей. Но всегда ли конфликт несет в себе негатив? Конфликт можно рассматривать и с положительной стороны: как способ развития героя и/или героев, переосмысливание каких-либо вещей.
Темы персонажей я не касаюсь. Вместо этого я расскажу о месте конфликта в сюжете.
С этим закончили. Что же у нас остается? А остается план произведения.
Благодаря плану мы производим структурирование текста. Многие авторы только смутно представляют завязку, немного лучше главный конфликт и редко концовку. И именно поэтому они часто заходят в тупик, не зная, что же писать дальше, о чем говорить в следующей главе или как вывести героя из тупиковой ситуации. К чему это приводит? Правильно, к тому, что автор начинает либо лить воду, которую скучно читать, либо и вовсе забрасывает работу, теряя к ней интерес. Таких тупиковых ситуаций, когда не знаешь, о чем писать дальше и куда поворачивать сюжет, необходимо избегать.
И что же это значит? А это значит, что, во-первых, перед написанием работы необходимо составить ее план, а во-вторых, садясь писать этот самый план, мы четко и до мельчайших деталей должны его прописать. Это и есть структурирование текста.
С чего следует начать, когда садишься за план? Обычно его начинают с написания синопсиса. И тут у нас возникает вопрос. Что же это такое?
Сино;псис — краткая обрисовка сути произведения. То есть, кто, где, куда, зачем, а также основной конфликт и духовное изменение героя в результате.
Синопсис помогает понять, на чем нужно сделать акцент при написании произведения. Потому что по окончании истории может случиться, что завершилась она совсем не так, как задумывалось. Плюс синопсис пригодится, если кто-то из вас захочет отправить свое творение в издательство.
Какой следующий шаг?
Следующий шаг — это составление карточек персонажей.
Эти карточки спасают от множества ляпов и ненатуральности ваших персов. Вы уже не запутаетесь, какого цвета глаза или волосы у вашего героя или какие черты характера ему свойственны.
Следующий пункт – карточки локаций.
Так же, как и в карточках персонажей, вы должны продумать всё до мельчайших деталей, чтобы не очутиться в неловкой ситуации. Например, город, о котором вы рассказываете в произведении, на самом деле выглядит не так, как вы это описываете. Если придумываете свой город, то можно, для лучшего представления, даже его нарисовать. Но это не обязательно. Просто хорошо его проработайте. Где он находится, как выглядит, какой там климат, какие люди там живут, название и прочее, что поможет избежать ляпов и сделать ваш город интересным и неповторимым. Не стоит забывать про названия улиц и экстерьер домов. Так же, будет очень хорошо, если вы будете знать какие у них интерьеры.
Следующим пунктом идет краткое изложение событий, а после него прописываем блоки основных сцен.
Основные сцены – то есть, отдельные сюжетные блоки, где происходят те или иные события (в том числе и диалоги) в короткий промежуток времени. На них нужно стараться делать основной упор. Главное, что нужно знать, это то, что каждая из этих сцен должна что-то менять в произведении. Возможно, даже изменять ход событий. Например, тот же резкий поворот или изменение в действиях персонажа/в его психологическом состоянии (потеря, апатия).
Тем самым, прописав всё это, вы получите главные события, которые являются значительной частью вашего произведения.
Композиция – это построение изобразительных элементов, которые организуют художественное целое произведения.
В эпических произведениях типы композиции строятся на основе взаимосвязи сюжета и фабулы.
Выделяют четыре вида композиции (их гораздо больше):
1. Линейная – в ней сохраняется фабульная последовательность событий.
Например: роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история»; Джоан Роулинг “Гарри Поттер и философский камень”; Стивен Кинг “Мизери”.
2. Инверсионная – время выстраивается перестановкой фрагментов и событий, которые имели временную связь. А иногда они даже обращены назад.
Например: рассказ И.А. Бунина «Легкое дыхание»; Уильям Харрингтон “Коломбо”; Фильмы: “Миллионер из трущоб”; “Начало”; “Дневник памяти”; “Тысяча слов”;
4. Кольцевая – это когда произведение начинается и заканчивается повторением каких-то элементов. Проще говоря, конечный эпизод возвращается к первому или повторяет его.
Например: повесть «Капитанская дочка» А.С. Пушкина; рассказ В. Набокова «Круг». Фильм: “Эффект бабочки”;
А теперь разберем, что такое завязка и развязка, зачем они нужны и нужны ли вообще.
Завязка в литературе – это основное событие, которое влечет за собой ряд других событий. Коротко говоря – зарождение конфликта.
Но бывают такие моменты, когда завязка открывается только в конце повествования.
С какой целью? С целью того, чтобы добиться от читателя определенной реакции, подвести его к какой-то мысли и/или заинтересовать необычным ходом сюжета.
Классический пример: решение Чичикова скупать «мертвые души» явлено читателю только в конце первого тома поэмы Н.В. Гоголя.
Как её правильно написать?
a. Завязка должна увлекать и привлекать. Нужно зацепить читателя чуть ли не с первых строк. Если на словах это легко, то на деле куда сложнее. Так что потратьте время, чтобы потом не жалеть о том, что читатель закрыл ваше произведение уже на десятой странице.
b. В завязке должно быть представление о том, что же будет дальнейшим объектом внимания читателя. Именно это определяет дальнейшее развитие сюжета.
c. Стилистика завязки должна быть такой же или схожей с остальным текстом. Желательно не вводить читателя в заблуждение. Дайте ему право знать, к чему себя готовить.
e. Определите жанр, цели и задачи вашего произведения. Завязка должна быть частью вашего замысла.
f. Размер завязки, каждый сам для себя выбирает. Например, в книге С. Кинга «Бессонница» примерно 40 страниц, а
К. Чапек «Война с саламандрами» 15 страниц.
g. Ситуацию в завязке нужно доводить до апогея. Если всё плохо, сделайте ещё хуже. Пусть у читателя возникнут эмоции, переживания и прочее, будто они волнуются за близких людей.
Пример завязки из сериала «Шерлок» (1 серия, 1 сезон): «Молодой военный врач возвращается из Афганистана в Лондон, одинок, мало денег, ему советуют соседа, который оказывается странным социопатом, с которым сотрудничает полиция»
Теперь переходим к развязке.
«Развязка» в литературе – конечный элемент сюжета.
Не всегда читатели жалуют открытые финалы, и поэтому им часто хочется, чтобы все тайны перед ними были раскрыты. Развязка может быть, как в конце (что чаще всего бывает), так и в начале. Например, если герой, будучи уже в возрасте, рассказывает историю о своей молодости. Часто это называют обратной композицией (произведение открывается последним событием, которое постепенно начинает разъясняться читателю.) Например: роман «Что делать?» Н.Г. Чернышевского. Или фильм “Форест Гамп”.
Какой будет ваша развязка, зависит от вас самих. Будет она счастливой или трагической, решаете вы — это ваша история. Так что каких-то критериев здесь нет. Главное, полностью её раскройте (если, конечно, это не история с открытым финалом), сделайте её феерической и неожиданной, и успех вам обеспечен.
Пример развязки из сериала “Шерлок” (1 серия, 1 сезон): “Он решает остаться с ним дальше, потому что это помогает ему преодолеть одиночество и психосоматические проблемы.”
Но тут встает вопрос. Как же полностью раскрыть развязку?
1. Нужно «ответить» читателям на все волнующие их вопросы (раскрыть все тайны);
2. Довести конфликт до завершения;
3. Закончить не законченные дела персонажей.
Есть два варианта последовательности фабулы:
Последовательность, которая «естественна» при взгляде «изнутри» художественного мира, т.е. «логическая», «причинно-временная». Таковы в особенности биографические и автобиографические формы.
Последовательность событий, которая не значима для героя, но которая позже открывается для читателя. То есть, «сконструированная», включающая временные перестановки и нарушения логических связей. Например: герой представляется перед читателем уже мертвым, а позже, идет знакомство с историей его жизни.
Яркий пример обратной композиции о которой мы говорили на второй лекции.
А теперь, разберем тот вопрос о который споткнулись все выполняя домашнее задание на первой лекции.
Может ли сюжет быть без фабулы?
Может. Но только в случае исключения. Например, путешествие в котором идет описание увиденных мест, а не повествование о личных приключений там, то это можно считать бесфабульным повествованием. Ну или же в лирических произведениях: стихи, балады, оды и т.д.
Отсутствие хронологии не означает, что её нет вообще. Она есть, для этого и существует фабула. И как я уже говорила в первой лекции, она нужна, чтобы не потерять логичность в перестановке фрагментов в сюжете. Да, сюжет может идти не по хронологии. Но! Все равно когда-то и что-то было. И у этого «когда-то» было свое время в определенном моменте. А значит, что события в произведении можно перестроить в хронологический ряд. Как я показываю на картинке. (И тут картинка)
Также есть обязательные сцены.
Обязательная сцена – это та сцена, которая должна безоговорочно произойти.
Например, это финальная схватка между главным героем и злодеем.
В книге “Гарри Поттер и философсий камень” обязательной сценой было получение письма-приглашения. Без него Гарри не попал бы в Хогвартс.
А в книге “Гарри Поттер и Дары Смерти” обязательной сценой была финальная схватка Гарри и лорда Волан де Морта.
У всех фабул есть общие элементы.
а. Напряжённость;
б. Присутствие враждебной силы: внутренний мир самого героя, другой человек, общество;
в. Усиление напряжённости по мере усиления враждебных сил;
г. Влияние событий на персонажей;
д. Влияние каждого события на сюжет повествования;
е. Представление причины происшедшего события как случайности;
ё. Непредвиденное и случайное должны быть представлены читателю заранее (хотя и ненавязчиво), а их возможность должна быть обоснована.
Как вы узнали с первой лекции, сюжет – это взаимосвязанные события, происходящие в произведении, но их последовательность идет таким чередом, каким хочется автору.
Существуют ещё необязательные элементы сюжета:
1. Пролог – события, которые произошли до того, как началась история в произведении. Начало с пролога было в произведении «Фауст» И. Гете.
2. Эпилог – судьба героев после развязки и/или размышления самого автора о проблематике произведения. Классические примеры эпилогов есть в произведении «Отцы и дети» И. С. Тургенева.
Есть две основные разновидности сюжетов: хроникальные и концентрические.
Хроникальный сюжет – это естественное течение времени (Мемуары, саги, приключения).
Особым видом хроникального сюжета является «кумулятивные» сюжеты – это когда события наращиваются одно на другое, как в «Колобке» или «Репке».
В литературе нового времени ещё устоялись такие варианты сюжетов, как:
Моновариантные и моделирующие (поливариантные) сюжетные схемы.
Моновариантные – (от слова «моно») сюжет предполагает, что каждое событие из произведения имело место быть только один раз.
Моделирующие – модель повествования, которую можно «переигрывать» на глазах читателя. То есть, одни и те же события в произведении могут переигрываться по несколько раз. Такие сюжеты характерны для постмодернизма. Хотя их истоки были у Гофмана в эпоху романтизма.
«Намеки» на многовариантность есть в произведении Пушкина «Евгений Онегин», когда была произведена «двойная» потенциальная судьба Ленского. Размышления Пушкина по поводу этого. Но на самом деле Ленский убит, поэтому Пушкин тем самым увязал нам эту загадку с классической логикой сюжета.
Логика в сюжете – это естественное происхождение событий, у которых есть почва в прошлом, на котором основывались какие-то события. То есть, причинно-следственная петля. Что было и что из этого вышло. Все события в произведении должны быть связаны между собой, и это логично.
Есть много ориджей и фанфиков, в которых нет логики. Многие говорят: «Написано прикольно. Пофиг, что нелогично». Разве это нормально? Не думаю. Поэтому в своих работах старайтесь не забывать о логичности и взаимосвязях между событиями.
Какие могут быть причины нелогичности сюжета?
1. Плохо проработанный сюжет.
2. Не выстроены события в фабульной последовательности.
3. Не проработаны персонажи.
4. Лень автора продумать логику.
Как же с этим бороться?
А. Уточняйте факты, ройтесь в энциклопедиях, узнавайте всё, что нужно для проработки сюжета. Узнавайте, записывайте, пишите.
Б. Не забивать на жанр. Если вы не понимаете в нем ничего – узнайте. И не надо говорить, что детективы или фэнтези — логичные жанры, тут и так всё понятно. Нет, не понятно. Хотите отличную историю, проработанный мир или прекрасную загадку, чтобы читатели поломали голову? Тогда уж постарайтесь найти всю информацию по вашему жанру и проработать её.
В. Сравнивайте сюжет с фабулой. Делайте таблицы соотношения событий фабулы с событиями в сюжете.
Г. Не ленитесь. Лень – зло, хоть и манит.
Лекция №5
И первое — это восьмипунктовая дуга.
Что же это такое? Восьмипунктовой дугой Найджел Воттс называет восемь стадий сюжета.
А теперь более подробно рассмотрим каждый пункт. И вместе напишем мини-рассказ.
Стазис – начало повествования.
Например: «давным-давно» или «когда-то».
Тут нужно рассказать, как же всё начиналось. Своеобразный вход в историю.
Мое начало: «Давным-давно родился я».
Приведите свой пример стазиса.
Первый импульс – случилось что-то, что дало толчок истории.
«Я рос, и в один из дней, когда лежал на кровати, я понял, что помню свою прошлую жизнь».
Приведите свой пример первого импульса.
Цель – какая-то вещь, заставляющая героя к чему-то стремиться.
«Тогда я решил, что, когда вырасту, найду свою семью из прошлой жизни».
Приведите свой пример цели.
Неожиданность – какие-то вещи, которые двигают и в то же время тормозят героя.
Как неожиданности могут двигать сюжет? Например, давая какие-то возможности герою, но в тоже время не давая ему целиком воспользоваться ней.
«Пока я рос, постепенно начал понимать, что память о прошлой жизни стала угасать. Приняв вполне логичное решение, я принялся записывать всё, что помнил о своем прошлом, но с каждой новой записью забывал, зачем это пишу».
Приведите свой пример неожиданности.
Решающий выбор – решение, которое поможет преодолеть препятствие, но оно будет трудным, и, скорее всего, нужно будет чем-то жертвовать (или не жертвовать, если герой сделает отрицательный выбор). Но этот выбор должен даться герою нелегко.
«Видя листы бумаги, аккуратно сложенные на столе, я вспоминал о своей миссии и принимался снова записывать остатки воспоминаний на них. Это была отчаянная борьба с самим собой. В очередной раз посмотрев на стопку листов, я понял, что ничего не знаю о том, что тут написано. Мне даже показалось, что это наброски для моей книги. Что это? Лишь что-то отдаленно подсказывало мне о моей миссии. Эти записки самому себе подталкивали меня к цели. Я не мог понять, правда ли то, что было написано от моей руки, или это всего лишь бурная фантазия. Ничего не помнил, но принял трудное решение: когда вырасту, уеду искать семью, о которой написал на тех листах. Я не знал, существует ли она вообще, но что-то внутри меня кричало, что я должен был это сделать».
Приведите свой пример решающего выбора.
Кульминационный пункт – что-то, что влечет за собой необратимые последствия.
«Когда я вырос, собрал свои вещи и поехал неизвестно куда и даже непонятно зачем. Эти листы вели меня к неизвестной цели, о которой я написал на них.
Приехав в аэропорт, я купил билеты на самолет и полетел в другую страну.
Приведите пример кульминационного пункта.
Поворот – полное изменение ситуации.
Когда я стоял у выхода из аэропорта, мимо меня прошел парень и слегка зацепил меня локтем. Он повернулся в мою сторону, чтобы извиниться, как тут на его лице я заметил испуг. Будто он мертвого увидел. Я тоже напрягся. Тот недоверчиво потыкал в меня пальцем:
— Живой… — тихо промолвил. — Живой! – крикнул он и со слезами на глазах кинулся меня обнимать. Я был шокирован, но не стал его отталкивать».
Приведите пример вашего поворота.
Развязка – концовка. (Плохая или хорошая).
«Это был мой брат из прошлой жизни. Приехав домой, я увидел свою старую мать и вспомнил всё то, что писал на тех листах. Это было не бредом и не воображением. Они мне больше не нужны. Я вернулся домой. В семью.
— Если ты тут, то кто тогда в могиле?
— Мое прошлое, — тихо ответил я, расчесывая волосы и видя в зеркале того, кем меня похоронили.
— Прошло много лет, а ты не изменился. – Ничего не ответив, я повернулся к брату и крепко его обнял».
Приведите пример своей развязки.
Как же этим всем пользоваться?
Здравствуйте! Тема нашей лекции: план сюжета и второстепенный сюжет.
Как вы знаете, чтобы написать любую историю, нужен план. Дерево вашего сюжета. План не должен быть на 20 листов. Написав этот план, позже, он должен обрастать листьями — вашим сюжетом.
Зачем нужен план? Во-первых, это очень облегчит написание книги. Ибо всё в голове не удержишь, а если записать, то можно не забыть о каких-то мелочах. Во-вторых, если делать развернутый план, то можно избегать несостыковок в тексте. А в-третьих, план поможет всё-таки завершить вашу книгу. Для многих концовка является самым тяжелым. Потому что часто забывают, что они вообще хотели и как нужно было закончить историю. А с помощью плана вы можете себе напомнить о своих замыслах или же немного их поменять.
Переходим к созданию плана.
Коротко опишите в общих чертах весь сюжет. Как я говорила в первой лекции, пишем синопсис.
Например: «Старшеклассник влюбляется девушку из младших классов. Дождавшись того момента, когда она подрастет, преодолевая все трудности и преграды он добивается её и они женятся».
Коротко описавши сюжет выстраиваем само дерево:
Где живет герой? Чем занимается? Какой он? Что с ним происходит? Кто его враг (если есть)? Любовь. Борьба и прочее.
Примерно такими должны быть главные блоки. Которые потом вы каждую по отдельности увеличиваете действиями, описаниями, событиями, которые произошли в этом блоке и между блоками. Это чем-то напоминает метод снежинки.
Что важно учесть, когда пишешь начало? Самое главное, заинтересовать читателя уже в первых слов. Объясняю:
как и во всех книгах, всё начинается хорошо. Ну или плохо… И позже ставят гг в такую ситуацию, что становится всё плохо. Или ещё хуже. Читателю интересно, как же главный герой выпутается из этой ситуации. НО! В тоже время, всё не должно быть банальным. Искусство мастерства писателя такое, чтобы он мог из ничего сделать такую интригу, от которой невозможно было бы оторваться уже с первых строк. Читатель должен быть в «напряжении» на протяжении всей истории.
Так же, читателю не нужно постоянно рассказывать о том, что ел персонаж и когда. Меньше еды. Правда. Меньше. Особенно если читатель сидит на диете и читает вашу книгу, чтобы забыть о еде.
Осторожно описывайте постельные сцены. Читатель не прощает ошибки. И когда-то вам о них напомнит.
Книги лучше (но не обязательно) писать от третьего лица.
Объясняю почему. Многие начинающие писатели пишут работы от первого лица и вскоре сталкиваются с проблемой переключения между персонажами. Если вы легко справляетесь с данной проблемой, то у вас далеко не маленький уровень мастерства.
Итак, вы написали план и немного описали сюжет. Самое главное, чтобы у героев между собой была связь! Теперь приступим к обширному описанию сюжета. Перво-наперво автор должен начать с места действия, где будут происходить все действия главного героя. Придуманный ли это мир или современность? Прошлое или будущее? Это очень важно. Какие ситуации будут ждать героя, повороты событий, конфузы и прочее. Ну, а ближе к концу собственно должна быть логическая, но в тоже время неожиданная развязка. Чтобы читатель не мог предугадать, что же будет дальше. Можно оставить какую-то недосказанность в конце, чтобы читатель уже сам додумал, как ему нравится. Но это совсем не обязательно.
Что же такое второстепенный сюжет?
Второстепенный сюжет – это ещё одна история, которая может развиваться параллельно основному сюжету.
Задача второстепенных сюжетом наполнить историю таким способом, каким не может сделать фабула.
В дополнительном сюжете, появляются другие герои, которые разбавляют основной сюжет и помогают разнообразить его какими-то второстепенными мыслями и задачами.
Так же, второстепенный сюжет помогает расширить саму историю. Иначе говоря, основной сюжет может быть не таким объёмным, как если бы в него добавить дополнительную сюжетную линию.
Побочные сюжеты могут быть как показателями какого-то аспекта темы, так и полной противоположностью фабуле.
Например, в сюжете у героя всё отлично, он добивается успеха, а в доп.сюжетах сплошные катастрофы, взрывы и несчастья. (Но он все равно выходит сухим из воды, потому что он счастливчик)
Чем могут нам помогать второстепенные сюжеты?
Второстепенные сюжеты являются большими помощниками в замедлении основного сюжета. Без них, главный сюжет быстро бы развивался. Так же, они могут быть в качестве пролога, который будет до первого импульса в тексте.
Чаще всего, доп. сюжет вплетают в основной для того, чтобы ставить препятствия перед главным героем и дать ему раскрыться (как герою) и пройти их не так быстро, как могло бы быть в сюжете без второстепенного сюжета.
Побочный сюжет может в какой-то момент пересечь главный и начать жить своей жизнью, будто он главный. Именно поэтому, может случиться так, что у вас в фабуле ДВА РАЗНЫХ сюжета, что может легко сбить с толку вашего читателя.
Что делать, если такое всё же случилось?
1. Урезать один из сюжетов, увеличивая значение другого сюжета.
2. Сделать из одного сюжета – два. То есть из двух сюжетных линий, две книги.
3. Забить на всё и сконструировать свою историю со сложным двух или трехмерным сюжетом. НО! Эти сюжеты должны быть связных друг с другом, иначе рискуете быть автором генератора случайных сюжетов.
Что нужно знать, чтобы создать хороший второстепенный сюжет?
1. Проанализируй главную фабулу.
2. Проанализируй побочный сюжет и ответь на вопросы:
А. Какую функцию он выполняет?
Б. Как ею можно обогатить главную фабулу?
В. Не превысил ли он свое значение над главным сюжетом?
Г. Не тормозит ли развитие второстепенного сюжета главный сюжет?
Д. Как доп. сюжет помогает гг и побочным персонажам?
Виды конфликтов:
а) социальные — столкновение интересов определенных общественных групп. Например, в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» противостояние «старых» («пошлых») и «новых» людей, то есть людей с буржуазно-мещанскими взглядами на жизнь (Розальская, Сторешников, Жюли и др.), и людей, готовящихся строить новое, подлинно человеческое, социалистическое общество, которое «светло и прекрасно» (Рахметов, Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна);
б) нравственные — так, в романе В. П. Астафьева «Печальный детектив» конфликт заключается в столкновении главного героя — оперативного работника Леонида Сошнина, доброго, совестливого человека — с окружающим миром, в котором сместились нравственные нормы, преданы забвению этические правила;
в) психологические — борьба противоречивых мыслей и чувств в душе отдельного человека. Например, мотивом поведения героя повести В. Г. Распутина «Живи и помни» — дезертировавшего из армии Гуськова — становится постоянный страх разоблачения, страх смерти;
г) философские — например, спор Иисуса Христа и Понтия Пилата в романе Ч. Айтматова «Плаха»;
д) социально-исторические — так, столкновение Чацкого с Фамусове кой Москвой, человека передовых убеждений — с косной, бездуховной, беспринципной социальной средой предстает у Грибоедова как конфликт основных тенденций и сил, противоборствующих в русской истории;
е) конфликт добра и зла, просвещения и невежества (в произведениях классицизма, например в «Недоросле» Д. И. Фонвизина);
ж) интимно-личные — борьба между личными желаниями и общественным долгом. Например, в характере Андрия из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» — конфликт между любовью к Родине и любовью к женщине;
з) конфликт между характером и обстоятельствами. Например, отношение героев пьесы А. П. Чехова к судьбе вишневого сада;
и) конфликт характеров, то есть героев, принадлежащих к одной социальной среде, но разных по характеру. Например, столкновение между Троекуровым и старым Дубровским или между Гриневым и Швабриным;
к) конфликт противоборствующих сторон одного характера. Например, борьба в душе Катерины между страстным порывом к личной свободе и счастью и собственными представлениями о нравственности, сложившимися под воздействием «темного царства», в частности религиозно осознанным законом супружеского долга.
Конфликты могут быть также производственные, семейно- бытовые, этические, религиозные, между «отцами» и «детьми» и др.
Что может сделать конфликт?
Конфликт может как улучшить события так их усугубить и погрузить в ещё большие конфликты. Например, как в романе Л. Толстого Анна Каренина четко прописан трагический жизненный конфликт.
Так же, конфликт может как разрушить, так и созидать. Конфликты могут быть и межгрупповыми. Когда за чьими-то столкновениями стоят интересы отдельных и/или не отдельных групп, и межличностные. Какие источники могут быть у межгрупповых конфликтов? Конкуренция за какую-то ограниченную вещь, статус, власть и прочее.
Для чего используется конфликт?
Конфликт в сюжете используют в зависимости от того, какой жанр и задумка самого сюжета. Например, в классической детективной истории, вы вряд ли напишете про милых феечек и злобных пьяных ковбоях с Родео. Так же, в сюжете могут быть несколько конфликтов. Например, в «Горе от ума» Грибоедова легко увидеть два взаимосвязанных конфликта: любовный и идейный.
Это всё хорошо, но как же сочетаются разные конфликты в одном сюжете и зачем это?
Разные виды конфликта ставят в сюжет ради того, чтобы его усугубить. Поставить гг перед выбором. Один словом, усложнить гг жизнь. Например: Карьера или любимый человек? Деньги или счастье того, кого любишь ценой своего несчастья?
Как я говорила в начале своих лекций, конфликт должен строится по типу: Причина – следствие – причина — следствие. И так пока не разрешится основной конфликт. Это и есть то, что удерживает читателя. Интересный конфликт – половина успеха.
Как разрешается конфликт?
Разрешение конфликта: победа одной из сторон, компромисс, интеграция (решение, которое удовлетворяет интересы всех сторон).
А. Первый способ не всегда эффективный, ибо сторона, которая приняла поражение всегда будет хотеть реванша, а это очередной толчок для последующего конфликта.
Б. Компромисс иногда может временно убрать остроту конфликта. Но по сути, стороны конфликта могут не всегда остаться довольными.
В. Чтобы привести разрешение конфликта к интеграции нужно: желание разрешить этот самый конфликт, талант и знания.
Конфликт, который устраивает обе стороны заставляя их хронически находиться в состоянии противоборства принято называть «холодным конфликтом». Если конфликт долго не разрешается, то он чаще всего перерастает в эмоциональный, что приводит к отказу от общения. Полный отказ от общения — это когда разрушение зашло на столько далеко, что ничего не может разрешить конфликт.
Так же, есть внутриличностный конфликт, который несет за собой массу проблем в виде расстроенной психики, нервных заболеваний героя и прочего. Хотя, этот же конфликт может привести к собственному развитию героя и становлению его как личности.
Наиболее полная классификация внутриличностных конфликтов разработана А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым, которые предложили взять за основу классификации ценностно-мотивационную сферу личности.
Так же, вы должны учитывать эпоху, когда происходит конфликт. Поэтому, чтобы написать о средневековых конфликтах, настоятельно советую узнать про саму эпоху и какие там были конфликты со всеми их вытекающими последствиями. Чтобы потом читатель не сказал: «Такого не было! Это обман!»
А теперь, хочу совсем немного поговорить о самых больших ошибках начинающих авторов. То есть, подведем итог всего того, что мы уже выучили.
Герой Мэри Сью, сюжет штампованый, а события прыгают, будто обрывки чьих-то воспоминаний.
Чтобы этого не было, что нужно сделать?
1. Проработать всё. От начала до конца. В этом вам поможет первая лекция.
2. Четко проработать персонажей. Чтобы не допустить оплошностей. Они должны быть живыми и натуральными. Они не должны быть слишком круты и не должны быть обделены по жизни.
3. Не забывайте про логичность вашего сюжета. А также сцены. У вас не должны прыгать события. Была тут, поехала туда, очутилась там-то. Нет. На пути всегда есть какие-то препятствия. Происходят какие-то события. Расскажите о них.
4. И не спойлерите в третьей главе о том, что будет в конце.
5. Больше эмоций герою. Больше. Если кто-то умер, читатель должен сопереживать смерти. А чтобы он сопереживал, он должен ощутить потерю. Он должен знать и чувствовать героя. Знать его историю и судьбу. Левых Вась и Петь никто не будет жалеть.
6. Не забывайте про историю жизни героев. Она формирует их характер и их самих.
В общем, это был кратенький план, как не написать фф в стиле йуного автора.
Я надеюсь, что мой курс был вам полезен и вы узнали много чего нового для себя, что помогло увеличить ваш уровень в сюжете.