Что такое основной тон голоса
Тон (лингвистика)
Тон в лингвистике — использование высоты звука для смыслоразличения в рамках слов/морфем. Тон следует отличать от интонации, то есть изменения высоты тона на протяжении сравнительно большого речевого отрезка (высказывания или предложения). Различные тоновые единицы, имеющие смыслоразличительную функцию, могут называться тонемами (по аналогии с фонемой).
Тон, как и интонация, фонация и ударение, относится к супрасегментным, или просодическим, признакам. Носителями тона чаще всего являются гласные, но встречаются языки, где в этой роли могут выступать и согласные, чаще всего сонанты.
Тоновым, или тональным, называется язык, в котором каждый слог произносится с определённым тоном. Разновидностью тоновых языков являются также языки с музыкальным ударением, в которых один или несколько слогов в слове являются выделенными, и разные типы выделения противопоставляются тоновыми признаками.
Тоновые противопоставления могут сочетаться с фонационными (таковы многие языки Юго-Восточной Азии).
Содержание
Акустика и артикуляция
Повышение ЧОТ воспринимается слушающим как повышение тона. Важно, что воспринимается в первую очередь относительная высота произнесения по сравнению со средним значением для данного говорящего: в абсолютных показателях низкий тон, произнесённый женщиной, может быть выше, чем «мужской» высокий.
В процессе произнесения звука частота основного тона может меняться, что хорошо видно на интонограммах. Возможность такого изменения обусловливает существование скользящих, или контурных тонов, однако в действительности и «ровные» тоны редко бывают идеально ровными. Это связано, в частности, с расходованием воздуха в процессе говорения: по мере того как объём воздуха под гортанью уменьшается, падает давление на голосовые связки и соответственно частота их колебания (это явление не следует путать с даундрифтом — грамматически обусловленным постепенным понижением тона в определённых условиях).
Изменение частоты основного тона не влияет на модуляции речевого сигнала, связанные с артикуляцией в надгортанных областях (например, на форманты гласных). В рамках акустической теории речеобразования [3] это объясняется тем, что частота основного тона определяется свойствами источника звука, которые независимы от резонаторных свойств речевого тракта.
Тон и другие гортанные признаки
Северный кхму | Восточный кхму | Перевод |
púuc | puuc | ‘раздеть(ся)’ |
pùuc | buuc | ‘вино’ |
Тоновые системы
Регистровые и контурные противопоставления могут совмещаться с нетоновыми признаками, например с фонацией. Так, во вьетнамском языке выделяют шесть «тонов», то есть типов слогов [13] :
Иногда корреляция тоновых и нетоновых признаков настолько близка, что не вполне ясно, какой признак является смыслоразличительным. Так, например, считается, что в мон-кхмерских языках тоны отсутствуют, а фонетические различия по частоте основного тона связаны с фонационными противопоставлениями. В то же время во многих традиционно тоновых языках (например, бирманском) каждый тон влечёт определённый тип фонации.
Тон и музыкальное ударение
Тон тесно связан с системами музыкального ударения (англ. pitch accent). Фонетические механизмы музыкального ударения весьма похожи на тоновые и часто (но не всегда) связаны с теми же акустическими противопоставлениями (частота основного тона и её изменение, фонация). Главное отличие языков с музыкальным ударением от тоновых заключается в том, что в первых тональные противопоставлены реализуются не на всех слогах, а только на «выделенных» (то есть ударных). Так, в шведском и норвежском языках противопоставление двух типов ударения (восходящего и нисходяще-восходящего, причём во втором типе восходящий тон реализуется на заударном слоге) действует только в главноударных слогах, в прочих слогах никаких тоновых противопоставлений нет.
Распространение тонов
Тоногенез
Ещё один путь появления тонов связан с утратой долготы гласных и/или других сегментов. Например, в шайеннском языке праалгонкинские долгие гласные отражаются как краткие с высоким тоном, а праалгонкинские краткие — как краткие с низким.
Дискуссионным является вопрос о тоногенезе в языках Африки. Так, тоны в омотских и кушитских языках не имеют соответствий в других афразийских языках и, видимо, должны рассматриваться как поздняя инновация, имеющая ареальное происхождение. Для нигеро-конголезских языков, напротив, тоны, вероятно, должны рассматриваться как исконный феномен (например, прабанту реконструируется как тоновый язык), но полной реконструкции до сих пор не предложено.
Проблемам тоногенеза посвящена известная статья (Hombert, Ohala & Ewan, 1979).
Грамматическое и лексическое значения тонов
В большинстве языков единственная функция тонов — противопоставление различных лексических единиц, имеющих одинаковый сегментный состав. Ср. следующий пример на классическом китайском языке вэньянь: 施氏食獅史, читается как Shī shì shí shī shǐ ‘История про то, как человек по фамилии Ши поедал львов’. (Стихотворение написано в шутку. Многие односложные слова вэньяня и древнекитайского языка, в том числе содержащиеся в данном заголовке, в современном китайском языке употребляются только в составе двусложных и многосложных слов. Следует также учесть, что в древнекитайском приведенные слоги читались по-другому и не обязательно были омофонами).
Все эти явления сыграли большую роль в истории фонологии: для их описания требуется представлять тоны как единицы отдельного уровня, не связанные с конкретными сегментами. Такой подход оказался весьма влиятельным, положив начало автосегментной фонологии, но активно используется и в других теориях (например, в теории оптимальности).
Обозначение на письме
В научных публикациях тоны часто обозначают цифрами (обычно 1 — сверхнизкий тон, а 5 — сверхвысокий; в описании языков Месоамерики и Африки встречается и «перевёрнутая» шкала). Регистровые тоны обозначаются удвоением, а контурные — последовательностью цифр, указывающих на изменение частоты основного тона. Так, китайский «первый тон» (высокий ровный) обозначается как 55, а «третий» — как 214. Такое употребление может встречаться и в практических орфографиях для младописьменных языков.
Зачастую тоны обозначаются диакритическими знаками. Обычно высокий тон обозначается акутом, низкий — грависом, средний — макроном. Соответственно, восходящий тон пишется как комбинация знаков низкого и высокого тона (карон), нисходящий — напротив, как циркумфлекс. Существуют и другие комбинации этих знаков (например для тона, восходящего со среднего уровня на высокий, употребляется комбинация макрона и акута). Эти обозначения также встречаются в практических орфографиях (см. вьетнамские примеры выше, пиньинь или навахо). Сверхвысокий и сверхнизкий тоны при необходимости могут обозначаться удвоением акута или макрона.
В алфавите МФА существуют специальные символы для тонов, состоящие из вертикальной черты и отметки, показывающей относительную высоту тона: ˥ (сверхвысокий), ˨ (низкий) и пр. Контурные тоны обозначаются либо как последовательность этих символов: ˨˩˦ — либо с помощью кривой, приписанной к той же вертикальной черте. Допускается также использование описанных выше надстрочных диакритик.
Характеристика голоса человека: его основные акустические свойства
Содержание:
Голос представляет собой набор звуков, которые образуются в гортани человека под давлением воздуха. Основные характеристики голоса человека влияют на психологию общения. Огромная роль отводится акустической системе языка, к которой относятся главные голосовые качества (сила и громкость, тембр, высота), темп речи, интонации, а также логические и фразовые ударения в словах. Хорошо поставленный голос можно охарактеризовать такими свойствами как тональность, благозвучность, подвижность и полетность.
Основные составляющие голоса
1. Сила
Это громкость произносимых предложений, которая зависит от того, насколько активно работают речевые органы человека. Сила голоса – его мощность, которая определяется интенсивностью амплитуды колебаний голосовых связок человека. Измеряется она в децибелах. Чем больше амплитуда, тем соответственно, сильнее речевое звучание.
Различают три вида голосоподачи:
Возникает тогда, когда у человека момент смыкания голосовых складок совпадает с началом выдоха.
Сначала происходит смыкание складок, затем – осуществление выдоха, который приводит их в колебания.
3) придыхательная атака
Голосовые связки начинают смыкаться и колеблются, после легкого выдоха человека. Голос звучит после шума.
Голоса бывают различными по своим свойствам влияния на людей. Поэтому различают обычные, неказистые на слух – они не завораживают слушателей. Но есть и приятные, запоминающиеся надолго. С помощью голоса мы можем выражать различные чувства и эмоции. Громкость в некоторых ситуациях может быть очень тихой. Например, в учреждениях культуры, от библиотеки до театра или дома, когда кто-то отдыхает, либо спит или болеет. Так и хлестко звучащей: при публичном выступлении перед многочисленной аудиторией, когда человеку нужна помощь или он заблудился.
В повседневной жизни следует говорить с нормальной громкостью голоса, чтобы люди вас хорошо слышали. Спокойный, солидный голос способствует снятию напряжение и располагает слушателя. А излишне «напряженную», громкую и ускоренную речь человек может воспринимать как признак враждебности, агрессивности. Плохое впечатление оставляет о себе человеке, явно декламирующий в ходе разговора заученные ранее фразы. К таким «ораторам» публика относится с недоверием и подозрением. Обычно если говорящий обладает тихим голосом – можно сказать о его робости и неуверенности в себе.
Говорите не громко и не тихо, чтобы вас могли услышать
2. Тембр
Представляет собой неповторимую своеобразную окраску голоса. Она зависит от строения аппарат речи, а именно от характера обертонов, которые образуются в верхних (носовая полость и ротовая) и нижних резонаторах (бронхи, трахея). Мы не можем произвольно управлять нижними регистрами. Однако развитие верхнего представляется нам возможным.
Один остроумный английский писатель сказал, что существует один единственный способ написать слова «да» и один «нет». Но существует более пяти сотен разных способов произнести слово «нет» и столько же – «да». Действительно, с помощью тембра и интонации можно слово «нет» произнести с положительным оттенком, а слову «да» выдать негативное значение. Вспомните известную фразу, с которой многие актеры начинали свою театральную карьеру: «Я требую продолжения банкета!». А теперь введите ее звучанию различные окраски. Если у вас их получилось больше двенадцати, то можно сказать о том, что вы неплохо владеете своей звуковой системой.
Занятие вокалом может научить вас задействовать нужные регистры
3. Высота
Под ней подразумевается диапазон вашего голоса. Обычный включает одну с половиной октаву, но чаще всего в обычной жизни человек использует всего лишь 3-4 ноты. Расширив диапазон, вы будете замечать, как ваша речь становиться выразительнее.
Певческие голоса зачастую классифицируются по его диапазону и полу человека
Второстепенные параметры
4. Речевой тон
Является окраской вашего голоса, с которым произносятся предложения. Это в свою очередь помогает людям передать свои мысли, чувства наилучшим образом. Тон речи может даже изменить содержание сказанного, тем самым придав другой, противоположный смысл. Его можно варьировать увеличением или ослаблением силы голоса, убыстрением или замедлением речевого темпа, а также использованием пауз. Например, попробуйте сейчас произнести такие слова как «да», «нет» с различным тоном выражая определенные чувства. Пусть это будут радость, печаль, сомнение, гнев. Мы вне сомнения в том, что вы почувствуете разницу.
Не маловажную роль играют различные речевые вкрапления: паузы, смех, покашливание, рыдание и остальные.
Не забывайте делать паузы во время произнесения речи
5. Темп речи
Если говорить о речевом темпе, то он может быть как быстрым, так и медленным, ускоренным и неспешным. От него может зависеть, как вас будут слушать окружающие люди. Как говорил о темпе речи небезызвестный создатель актерской системы Станиславский: «Нелепые слова сыплются, как бобы из решета. А яркое слово возвращается медленно, будто бы сфера, наполненная ртутью».
Ученые из университета Калифорнии обнаружили, что когда человек говорит быстро, то ощущение правдивости сказанных им слов возрастает. Жители южного городка Лос-Анджелеса оценивали аудиозаписи тех, кто говорил быстро (примерно 180 слов в минуту), как более эрудированных и интеллигентных людей, чем те, которые говорили медленно. Кроме того, они считали наиболее убедительными сообщения, произнесенные человеком быстро.
Как выяснилось, именно темп речи является значимым фактором. Когда рекламу ускоряли на 30%, смотрящие понимали ее по-прежнему хорошо и оценивали говорящего как более искреннего, образованного человека. Сообщение же люди посчитали увлекательным. По факту нормальная скорость произносимой речи в 130-150 слов в минуту может быть почти удвоена, прежде чем у слушающего снизиться ее понимание. Такой известный как необычайно эффективный оратор, Джон Фицджеральд Кеннеди, иногда в своих выступлениях ускорялся до 300-310 слов в минуту. Для американцев типичным является быстрая речь, поскольку не дает слушателям сделать обоснованных выводов. Также она отвергает любые нежелательные мысли.
Некоторые люди произносят слова настолько медленно, что их приходится «тянуть за язык». Другие же «строчат как из пулемета», о которых можно сказать «за твоим языком и не поспеть мне босиком». Важно уметь найти ту золотую середину – когда речь не очень быстрая, но и не слишком медленная, чтобы люди вас поняли. Но следует иметь в виду, что в некоторых случаях лучше говорить быстро (когда вы или ваш собеседник спешит по делам) или не торопясь (когда вы только что познакомились с человеком).
Речевой темп не является непосредственной характеристикой самого голоса человека. Но умение при необходимости разнообразить свою речь, можно отнести к навыкам «Техники речи».
Найдите свою «золотую середину» в темпе речи
6. Подвижность
Под ней подразумевается способность говорящего свободно и естественно менять силу, высоту и темп в речи. Эти изменения оратор производит по своей воле. Поскольку опытный выступающий всегда преследует какую-то цель, изменяя перечисленные параметры.
Текумсе — лидер народа шауни
7. Полетность
Владея такой способностью, выступающего хорошо услышат люди на значительном расстоянии. При этом ему не придется увеличивать громкость своего голоса.
8. Благозвучие
Под благозвучием понимается чистота звучания голоса, отсутствие дефектов речи. К последним относится гнусавость, шепелявость, сиплость и так далее. Прежде всего, благозвучие включает понятие «звонкости» — когда голос человека звучит звонко, резонируя в передней части ротовой полости. Но если звук рождается у мягкого нёба, то он получится глухим, тусклым. Звонкость голоса также зависит от направленности и собранности звука (то есть его концентрации у передних зубов), а также от активности губ.
Помимо того, благозвучность отражает свободу звучания голоса. Ее можно достигнуть, включая в работу все речевые органы, без мышечных напряжений. Прийти к этому можно только путем упорных и длительных тренировок.
Следует отличать благозвучие голоса от речи. Второе – это когда, в речи отсутствуют режущие слух звуки или их сочетание. Благозвучие речи предполагает совершенное звукосочетание, которое будет удобным для произношения и приятным для человеческого слуха.
1) То есть, не стоит использовать дурно звучащие слова (какафонию), повторяя без надобности словосочетания с шипящими и свистящими звуками: «в нашей группе много учащихся, скрупулезно готовящихся к приближающимся госэкзаменам, но есть еще и бездельники».
2) Не рекомендуется нанизывать слова с несколькими согласными подряд: «конкурс взрослых строителей».
3) А также не нужно строить фразы, где получается зияние гласных: «Противоречия Марии и Иисуса».
4) Избегайте слова-паразиты. Они сильно искажают нашу речь: «Типа, короче, это самое»
Однако перечисленные проблемы благозвучности к технике речи не относятся.
Прийти к расслаблению органов артикуляции и свободно говорить можно путем тренировок
Характеристики произносимой речи
1. Биофизические особенности
Они позволяют нам определить пол, возраст, тип личности, как человек себя чувствует. Некоторые специалисты, прослушивая записанный разговор, могут определить возраст говорящего с точность до двух лет. Кроме того, такая система предоставляет нам возможность оценить состояние здоровья людей. При этом выделяют не только временное расстройство, к примеру, сипоту – простуду, но также диагностируют болезни длительные, хронические.
2. Эстетико-эмоциональные особенности
Такие показатели показывают, как человек относиться к теме выступления или к предмету разговора. Люди всегда безошибочно дают понять своему собеседнику, приятно ли с ним общаться или же нет.
3. Индивидуальные особенности
Не секрет, что люди отличаются друг от друга. Благодаря личностным характеристикам можно без особых усилий опознать голос знакомого человека по телефону. Несмотря на то, что он не представился вам. Сатирики-пародисты опираются как раз таки на эти признаки, когда копируют язык.
4. Социально-профессиональные особенности
Эта система показателей тесно связана с профессией человека и его социальным статусом в обществе. Неспроста мы замечаем: «Ты всех поучаешь, как наставник» или «Он говорит, как начальник». Голос может подсказать, как человек относится к своей персоне. Так, если он преисполнен чувством собственной значимости и важности за свое дело – речь у него будет размеренной, ритмичной и с логически правильными, законченными фразами.
5. Национально-общественные особенности
Их можно различить по акценту народов разных стран мира: корейцев, эстонцев, англичан и других. Даже не зная язык говорящего человека, мы всегда сможет отличить, например, француза от армянина. Эта характеристика формируется еще в детстве, и она является произвольной. Акцент мало-мальски будет заметен, даже если человек в совершенстве владеет родным языком. Также можно добавить различия в речи жителей города и деревень.
Шарль Азнавур — французский певец и актер армянского происхождения
Учитель-логопед: Е.Л. Аарина
2. Практические упражнения для развития голоса: сила, высота, благозвучность, полетность, подвижность, тон.
1. Голос — это звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха. Главные качества любого голоса — это сила, высота, тембр. Для хорошо поставленного голоса характерны еще и такие свойства, как благозвучность, полетность, подвижность и разнообразие тона.
Сила голоса — это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.
Высота голоса — это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее.
Тембром голоса называют его неповторимую индивидуальную окраску, которая обусловлена строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся в резонаторах — нижних (трахея, бронхи) и верхних (полость рта и полость носа). Если нижними резонаторами мы не можем произвольно управлять, то использование верхних резонаторов может поддаваться совершенствованию.
Под благозвучностью голоса понимается чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.). В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов), от направленности звука, а также от активности губ.
Благозвучность голоса подразумевает, кроме того, и свободу его звучания, что достигается свободной работой всех органов речи, отсутствием напряжения, мускульных зажимов. Такая свобода достигается ценой долгих упражнений. Благозвучность голоса не следует отождествлять с благозвучием речи
Благозвучие речи — это отсутствие в речи сочетания или частого повторения звуков, которые режут слух. Благозвучие речи предполагает наиболее совершенное сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. Например, вызывает какофонию (то есть оценивается как дурно звучащее) повторение в пределах фразы или словосочетания свистящих и шипящих звуков без специальных стилистических целей: «в нашем классе много учащихся, добросовестно готовящихся к приближающимся экзаменам, но есть еще и лодыри»; нанизывание слов с несколькими согласными подряд: «всех чувств взор есть благороднее»; не рекомендуется строить фразы так, чтобы получалось зияние гласных: «и у Иоанна». Однако к технике речи проблемы ее благозвучности не относятся
Полетность голоса — это его способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости.
Подвижностью голоса — это его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель.
Под тоном голоса подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса, способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. Он создается с помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузация, убыстрение или замедление темпа речи.
Темп речи не является непосредственным свойством самого голоса человека, однако умение варьировать при необходимости скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к тем навыкам, совершенствованием которых должна заниматься дисциплина «Техника речи».
2. Упражнения для развития голоса: сила, высота, благозвучность, полетность, подвижность, тон
Развитие силы голоса
Упражнение 1. Произнесите тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса: