Что такое пан американ
Pan American World Airways
Pan American World Airways | |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
Дата основания | Pan American World Airways, так же известная как Pan Am — одна из крупнейших авиакомпаний в истории США. Была основана в 1927 году как «Pan American Airways», прекратила существование в 1991 году. Первый рейс — Ки-Уэст—Гавана. На протяжении многих лет Pan Am по сути являлась национальным перевозчиком США, одним из лидеров трансатлантических перелетов. Pan American внесла значительный вклад в становление международных авиаперевозок, выступила стартовым заказчиком таких ключевых для развития авиации типов самолетов, как Boeing-707, Boeing-747, а также одной из первых авиакомпаний стала применять компьютеризованные системы бронирования билетов. Причиной банкротства послужил ряд грубых ошибок и просчетов руководства компании, не сумевшего подготовить Pan Am к резко изменившимся условиям рынка после вступления в силу закона о дерегулировании воздушных перевозок США 1978 года. С этого момента авиакомпания ежегодно несла ощутимые убытки, постепенно распродавая активы для погашения задолженностей. В 1985 году азиатско-тихоокеанское направление полностью было продано авиакомпании United Airlines. Война в Персидском заливе 1991 года привела к росту цен на нефть и авиатопливо, что стало роковым для Pan Am, находившейся в плачевном финансовом состоянии. 4 декабря 1991 года авиакомпания объявила о банкротстве. В 1996 году бывшие сотрудники авиакомпании попытались воссоздать Pan Am как малобюджетного авиаперевозчика, для чего выкупили несколько самолетов Airbus A300, но в феврале 1998 года компания вновь подала на банкротство. Несмотря на низкие издержки, она не смогла конкурировать с крупными авиаперевозчиками. В 1998 году железнодорожная компания Guilford Transportation Industries (США) приобрела права на торговую марку Pan Am и в течение нескольких лет выполняла чартерные рейсы вдоль восточного побережья США на самолетах Boeing-727, некоторые из которых принадлежали «оригинальной» Pan Am. В настоящее время авиаперевозки прекращены. Интересные фактыФлот компании в последние дни существования. Последний полёт Pan AmИстория банкротства легендарной авиакомпании. Название Pan American вписано в историю авиаиндустрии. Использование метеопрогнозов и радиопеленгаторов, компьютерное бронирование билетов, отели для экипажа и пассажиров, разделение на классы в самолетах — это и многое другое до сих пор используют все авиакомпании. Однако, став первопроходцем, компания не смогла продолжить существование в условиях перемен, и в 1991 году была закрыта. Обозреватель vc.ru изучила, чем знаменит бренд и что привело к его банкротству. Благодаря Закону об иностранной воздушной почте у Pan Am практически не было конкурентов. Согласно нему, заниматься перевозкой международной почты могли только те авиакомпании, которые достойно представляли США в Латинской Америке. Хуан Трипп поддерживал дружеские отношения с большинством стран этого региона и часто лично встречался с иностранными лидерами, тем самым гарантировав поддержку со стороны американского правительства и фактически монополию на международную почтовую перевозку. В 1929 году сбылась мечта Триппа — авиакомпания совершила первый пассажирский рейс из Майами в Сан-Хуан. Протяженность в 2 тысячи миль самолет Pan Am преодолел за 56 часов, включая две ночные остановки. Вскоре путем слияния и покупки небольших авиакомпаний Pan Am получила статус главного авиаперевозчика США. 30-е годы 20 века стали периодом расцвета для авиакомпании. На руку Pan Am сыграла даже Великая Депрессия, во времена которой правительство ввело экономическое регулирование монополий: банков, авиации и других областей. Благодаря государственному управлению, а именно созданию Совета по гражданской авиации, практически была уничтожена любая конкуренция в этой сфере. Совет утверждал тарифы, маршруты и закреплял их за перевозчиками. Без разрешения Совета никто не мог войти или уйти с авиарынка. Руководство Pan Am активно зарабатывало себе репутацию. По указанию Триппа авиакомпания стала учитывать метеопрогнозы, применять радиопеленгаторы, навигационные приборы. Особой строгостью отличался подход к отбору летного экипажа и обслуживающего самолет персонала. За счет принятых мер летать становилось безопаснее, бренду Pan Am начинали доверять. В те годы авиакомпания открыла межконтинентальные перелеты на клипперах (названы в честь Clipper — люксовых океанских лайнеров в 19 веке), каждому из которых присваивали имя. На смену кожаной куртке и шлему пилотов почтовых перевозок пришла легендарная сине-белая униформа, выполненная в типичной морской цветовой гамме. Обычный ужин пассажиров из первого класса состоял из пяти блюд. В 50-х годах авиакомпания заключила договор на поставку еды с элитным парижским рестораном Maxim’s. Для пассажирских перевозок компания Pan Am заказала шесть самолетов Boeing 314. На этом судне был совершен первый трансатлантический перелет из Балтимора в Лиссабон, а позже — во Францию и Великобританию. В начале 40-х годов авиакомпания получила партию судов Boeing 307, которые летали на высоте шести тысяч метров и не зависели от метеоусловий. Однако использовались по прямому назначению они недолго. Все четырнадцать самолетов были переданы ВВС США во время Второй Мировой войны. Но даже в те годы компания Pan Am не стояла на месте. Впервые членом экипажа авиакомпании стал бортинженер. Кроме того, зародился первый сервис для пассажиров, ожидающих вылета. В частности, им был предложен напиток — ирландский кофе. Согласно истории, кофе с алкоголем впервые приготовил бармен Джозеф Шеридан для американцев, ожидавших свой рейс в терминале аэропорта в Ирландии. Довольные клиенты спросили у Шеридана, как называется напиток, на что тот ответил первое, что пришло на ум — «ирландский кофе». Историческим для Pan Am стал первый полет с американским президентом на борту. Случилось это в 1943 году, когда Франклин Д. Рузвельт сел в самолет авиакомпании Boeing 314, чтобы добраться на военную конференцию в Касабланку. На обратном пути глава США отпраздновал на борту свой 61-й день рождения. Мирное время принесло рост интереса к авиаперевозкам. В ответ на спрос Pan Am открыла больше дальнемагистральных маршрутов. Так, в 1946 году путь из Майями до Буэнос-Айреса пассажиры преодолевали за 71 час (через 12 лет авиакомпании удалось сократить его до 25 часов). Цены на такие перелеты были доступны немногим, поэтому в голове Хуана Триппа родилась идея разделить самолет на классы подобно морским лайнерам. Pan Am стала первой международной авиакомпанией, представившей экономический класс The Rainbow («Радуга»). Клиенты занимали небольшие сиденья, поэтому в рядах «эконома» помещалось больше кресел. Кроме того, пассажирам предоставлялся более скромный сервис. Однако тем, кто был готов платить, Pan Am продолжала предлагать роскошные условия. Например, предоставлять за отдельную плату спальные места. Пассажирам, которые предпочитали летать лёжа, стюардессы подавали завтрак в постель. Останавливаться на достигнутом было не в привычке Хуана Триппа. В конце 50-х годов прошлого века руководство авиакомпании приняло решение построить собственный терминал. Легендарный круглый Worldport появился в аэропорту JFK в Нью-Йорке в 1960 году. Терминал вмещал в себя шестнадцать выходов на посадку, рестораны, бар, две отдельные заправочные станции. Новое здание с раздвижными дверями и автоматической системой багажа вызвало восторг у общественности. В дальнейшем терминал был несколько раз достроен. Сменив нескольких владельцев, в 2013 году он был снесен. На самолетах Boeing 747 компания совершала беспосадочные перелеты в Европу, Японию. Pan Am стала первой и до 1979 года единственной авиакомпанией, предлагавшей прямые рейсы из США в СССР. Грамотный маркетинг создал Pan Am репутацию роскошной авиакомпании для утонченной публики. Пассажирам первого класса при регистрации выдавалась фирменная сумка Pan Am. Этот модный аксессуар можно было увидеть у множества знаменитостей: от актрисы Джуди Гарленд до президента Джона Кеннеди. Компания Pan Am задействовала в продвижении бренда самых ярких представителей своего времени. Так, в 1956 году для участия в рекламной кампании был приглашен автор и заядлый путешественник Эрнест Хемингуэй. В своей статье писатель говорил о том, что чувствует себя в безопасности, летая с пилотом Pan Am. Кроме того, Хемингуэй отметил, что авиакомпания, как и он, обладает огромным опытом в путешествиях. Это и стало лозунгом Pan Am — «Самая опытная авиакомпания в мире». Широкой рекламной кампанией обернулся первый американский тур The Beatles, в который они отправились на самолете Pan Am. Стартовав в Лондоне, The Beatles были встречены многотысячной толпой в аэропорту Нью-Йорка. Там же в терминале состоялась пресс-конференция музыкантов на фоне баннеров авиакомпании. Это стало хорошим пиаром для Pan Am в Европе. Последующие события, по мнению главного редактора «Авиатранспортного обозрения» Алексея Синицкого, не оставили Pan Am ни единого шанса остаться в бизнесе. Принципиальное изменение на рынке авиаперевозок США — до сих пор ещё крупнейшем в мире — произошло в 1978 году, когда был принят Deregulation Act, в результате которого прекратилось госрегулирование отрасли. В результате авиакомпании США из монопольной среды перешли в рыночную, началась реальная конкуренция. Это привело к резкому сокращению тарифов, что было выгодно пассажирам, но плохо для авиакомпаний. Pan Am, выполняя фактически только международные рейсы, имела распределенную структуру управления и высокие накладные расходы. Следующим ударом стала война в Персидском заливе в 1991 году и повышение цен на топливо. По состоянию на 1990 год основу среднемагистрального парка Pan Am составляли устаревшие к тому времени самолеты Boeing 727-200 — всего 91 единица техники. Во второй половине 80-х годов руководство компании отказалось от попытки перейти на принципиально новые самолеты Airbus A320; заказ был сделан, но впоследствии отменен. Даже переход на распространенные в то время самолеты Boeing 737-300 поставил бы компанию в существенно более положительные условия. Часовой расход топлива у 737-300 составляет примерно 2,5 тонн керосина, тогда как у 727-200 — 3,95 тонн керосина. Резкое повышение цен на топливо и снижение международных перевозок из-за войны в Персидском заливе привели к банкротству компании. Позже было предпринято несколько попыток возродить легендарный бренд. В 1998 году железнодорожная система Guilford приобрела права на имя, логотип и цвета Pan Am, которые использует с 2006 года. Перестав летать, авиакомпания по-прежнему остается популярна. В 2002 году Pan Am появилась в фильме «Поймай меня, если сможешь», где в одном из эпизодов стюардессы в типичной сине-голубой униформе сопровождали героя Леонардо ДиКаприо. В 2011 году был показан сериал Pan Am, главными героями которого стали пилоты и стюардессы авиакомпании. Упавшие «ЗВЕЗДЫ»
PAN AMERICAN WORLD AIRWAYS (PAN AM) Эта авиакомпания была среди основных и самых крупных международных перевозчиков в США с момента создания в 1927 году до момента банкротства 4 декабря 1991 года. В 1950-1970-х гг., во времена своей «золотой эры», компания была локомотивом инноваций, которые формировали современный облик индустрии международных перевозчиков, включая широкое применение реактивных и широкофюзеляжных самолётов (PAN AM была стартовым заказчиком таких самолётов как Boeing-707 и Boeing-747), автоматизированных систем бронирования и т.д. Компания являлась одной из основательниц Медународной Ассоциации воздушных перевозчиков (IATA). Узнаваемая по своему логотипу, использованию слова «Clipper» в названии своих лайнеров и радиотелефонных позывных, особым фуражкам пилотов, компания была своего рода культурной иконой стиля ХХ века. Также PAN AM была неофициальным национальным перевозчиком США. Главным базовым аэропортом был аэропорт имени Дж. Ф. Кеннеди в Нью Йорке. Финансовые проблемы стали преследовать PAN AM с 1973 года, когда большой флот реактивных узко- и широкофюзеляжных самолётов перестал заполняться пассажирами из-за взлетевших цен на нефть. Однако, новому президенту компании Уиллиаму Т. Сивеллу удалось спасти компанию от банкротства суровыми мерами: часть работников была уволена, оставшимся урезали зарплату, флот компании был сокращен. Но последним гвоздём в гроб компании стала война в Персидском заливе, начавшаяся в августе 1990 года, и снова взвинтившая цены на топливо до непосильного уровня. Компания стала быстро сокращать рейсы, увольнять сотрудников и распродавать самолёты (которых в 1990 году у компании было 170). 4 декабря 1991 года легенда гражданской авиации прекратила своё существование. TRANS WORLD AIRLINES (TWA) Другим примером служит компания TWA, образованная в США в 1925 году. Основанная как компания для транспортировки почты, TWA стала стремительно развиваться и к пику своей активности в 1970-1980-х стала одним из крупнейших игроков в секторе внутренних и международных перевозок Америки. Примечательно, что с 1939 до 1960 года компанией управлял легендарный Ховард Хью (см. фильм «Авиатор»). Большим успехом была разработка самолёта Lockheed Constellation, 40 первых экземпляров которого и заказал Хью, что вывело TWA в лидеры на рынке перевозок довоенного и военного времени. Однако, в 1956 году Хью разместил огромный заказ на 63 новейших лайнера Convair-880 (четырёхдвигательный реактивный самолёт для перевозки 80-130 пассажиров), что было в последствии признано коммерческой ошибкой: компания Convair ушла с рынка, а сам Ховард Хью был вынужден оставить TWA. В 1958 году первая афро-американская бортпроводница Маргарет Грант была принята на работу в TWA (первый случай среди крупный авиакомпаний США). Также, компания одной из первых предложила концепцию хабов — крупных аэровокзалов для обслуживания максимального количества пассажиров за минимальное время с максимальным удобством. Первыми революционными аэровокзалами в начале 1960-х стали терминал 5 в Международном аэропорту им. Дж. Ф. Кеннеди (Нью Йорк) и аэропорт в Канзас-Сити. В апреле 1967 года TWA стала первой амриканской авиакомпанией с флотом, состоящим только из реактивных самолётов. В 1967-1972 гг. компания занимала третье место в мире по количеству пассажиро-километров (впереди были только «Аэрофлот» и «United»). Зенит успеха TWA пришёлся на лето 1988 года, когда компания перевезла более половины всех транс-атлантических пассажиров: самолёты Boeing-747, Boeing-767, L-1011 ежедневно вылетали из Америки более чем в 30 европейских городов, а общее количество воздушных судов достигало 225. Закат TWA начался в 1992 году, когда серия недальновидных и вредительских стратегических решений главы компании Карла Айкана (не проводился пересмотр сети маршрутов; доходные активы были распроданы конкурентам; доходы от продажи билетов шли сторонней организации «Karabu Corp.») привела к финансовому голоду, а в 1995 году объявила себя банкротом. В 1998 году компания вернулась на рынок как внутренний перевозчик с полностью обновлённым флотом (лайнеры DC-9, B-727, В-747, L-1011 были заменены на более эффективные самолёты меньшей вместимости (В-757, MD-80, B-717). Сеть маршрутов постоянно сокращалась, базами компании остались только аэропорты Нью Йорка и Сэйнт Луиса. Финансовые проблемы вновь всплыли довольно быстро, чем воспользовалась компания «American Airlines», купившая TWA в 2001 году. 1 декабря 2001 года был выполнен последний рейс под флагом TWA, после чего компания прекратила своё существование. Дгугим гигантом американского рынка перевозок, исчезнувшим в 1991 году, была компания Eastern. Она была основана в 1926 году,и к моменту своего расцвета обладала огромным парком (более чем 300) самолётов разной вместимости, включая Boeing-727, Boeing-747, L-1011, A-300, DC-10. Компания также была стартовым заказчиком лайнеров Boeing-757 в 1983 году. В 1978 году Конгресс США принял закон о дерегулировании авиакомпаний (Airline Deregulation Act), подразумевавший прекращение государственного контроля за ценами, маршрутами и рынком авиаперевозчиков. Принятие этого закона имело как позитивную сторону (выразившуюся, главным образом, в снижении цен на билеты и росту пассажиропотока), так и негативную сторону (оказавшись в одночасье без контроля сверху, многие крупные компании, такие как Midway, Braniff, Pan Am, Continental, Northwest Airlines, TWA и более 100 других перевозчиков стали испытывать значительные финансовые трудности, были ликвидированы или объявили себя банкротами. Затруднения возникли и у Eastern: жесткая конкуренция с Delta Airlines, растущие операционные расходы и необходимость снижения цен на билеты постепенно истощали силы компании. В 1987 году Федеральная авиационная администрация (FAA) США наложила рекордный штраф в размере 9,5 миллионов долларов на Eastern за нарушение требований безопасности полетов. Это вынудило руководство авиакомпании уволить 4000 сотрудников, резко сократить маршрутную сеть и количество предоставляемых услуг. В марте 1989 году компания подала заявление о банкротстве, однако, продолжала выполнять полёты во время судебных тяжб вплоть до января 1991 года, когда была закрыта окончательно. Примером ликвидации целого национального перевозчика может послужить восточно-германская компания Interflug, основанная в 1955 году как государственная авиакомпания ГДР. Восточная Германия всегда воспринималась как эталонная с оциалистическая про-советская республика Восточного Блока, поэтому её национальный перевозчик оснащался самым большим количеством новейших на тот момент самолётов и вертолетов: Ан-24, Ил-14, Ил-18, Ту-124, Ту-134, Ил-62 (М), Ту-154М, L-410, Ми-8. Компания осуществляла рейсы внутри страны, в СССР, страны Европы, Азии и Африки, а также на Кубу. При этом из-за низких цен на билеты компания успешно конкурировала с западноевропейскими и даже американскими авиакомпаниями. К концу 1980-х гг. флот Interflug стал постепенно устаревать. После снятия анти-коммунистического эмбарго в 1988 году Interflug заказал у компании Airbus 3 новых дальнемагистральных лайнера А-310, которые поступили в эксплуатацию в 1989 году, что позволило сократить расходы на трансатлантических перелётах. Однако, быстроменяющася политическая ситуация (падение Берлинской стены 9 ноября 1989 года, объединение Германий 3 октября 1990 года) не оставили шансов Interflug на выживание. 30 апреля 1991 года был выполнен последний рейс национальной авиакомпании уже несуществующей страны по маршруту Берлин-Вена-Берлин на самолёте Ту-134. Pan AmericanСмотреть что такое «Pan American» в других словарях:Pan American — World Airways Pour les articles homonymes, voir Pan. AITA PA … Wikipédia en Français Pan American — World Airways … Deutsch Wikipedia Pan-American — or Pan American may refer to:*Pan Americanism, an integrationist movement among the nations of the Americas *Pan American Union, later the Organization of American States *Pan American Health Organization *Pan American Highway *Pan American Games … Wikipedia pan-american — |pan+ adjective Usage: usually capitalized P&A 1. : of or relating to the independent republics of No. and So. America Pan American affairs 2. : involving or participated in by the Pan American nations Pan American congress Pan American games … Useful english dictionary Pan-American — Pan A*mer i*can, a. [See Pan-American — ☆ Pan American [pan΄ə mer′i kən ] adj. of North America, South America, and Central America, collectively … English World dictionary Pan-American — /pan euh mer i keuhn/, adj. of, pertaining to, or representing all the countries or people of North, Central, and South America. [1885 90, Amer.] * * * … Universalium Pan-American — Pan A·mer·i·can || ‚pænÉ™ merɪkÉ™n of all of the Americas, of all countries in North South and Central America … English contemporary dictionary Pan-American — Pan A•mer•i•can [[t]ˌpæn əˈmɛr ɪ kən[/t]] adj. geg gov of or representing the countries or people of North, Central, and South America • Etymology: 1885–90 … From formal English to slang pan-American — /pæn əˈmɛrɪkən/ (say pan uh merikuhn) adjective of or relating to all the countries or peoples of North, Central, and South America … Australian-English dictionary Pan-American — adjective Date: 1889 of, relating to, or involving the independent republics of North and South America … New Collegiate Dictionary Пан АмерикаПан Америка
Pan American World Airways — одна из крупнейших авиакомпаний США. Была основана в 1927 г., прекратила существование в 1991 г. Причиной тому послужило её банкротство после взрыва самолёта ливийскими террористами над Локерби в 1988 г. В 1996 г. была воссоздана как малобюджетная, но в феврале 1998 г. вновь подала на банкротство. Несмотря на низкие издержки, она не смогла конкурировать с крупными компаниями. Первый рейс — «Ки-Вест — Гавана». На протяжении многих лет по сути являлась национальным перевозчиком США, одним из лидеров трансатлантических перелетов. См. такжеПолезноеСмотреть что такое «Пан Америка» в других словарях:Кубок Дэвиса 2007. Зона Америка — Кубок Дэвиса 2007 Мировая группа Мировая группа Плей офф Региональные зоны Азия/Океания Америка Европа/Африка Основная … Википедия Южная Америка — I. Общие сведения. Ю. А. южный материк Западного полушария между 12°28 с. ш. (мыс Гальинас на полуострове Гуахира) и 53°54 ю. ш. (мыс Фроуорд на полуострове Брансуик), 34°47 з. д. (мыс Кабу Бранку) и 81°20 з. д. (мыс Париньяс).… … Большая советская энциклопедия Кубок Дэвиса 2009. Зона Америка — Кубок Дэвиса 2009 Мировая группа Мировая группа Плей офф Региональные зоны Азия/Океания Америка Европа/Африка … Википедия Кубок Федерации 2008. Зона Америка — Основная статья: Кубок Федерации 2008 Зона Америка одна из трёх региональных зон в Кубке Федерации. Состоит из группы I (7 сборных) и группы II (13 сборных). Содержание 1 Группа I 1.1 Плей офф 2 Группа II … Википедия Кубок Дэвиса 2010. Зона Америка — Кубок Дэвиса 2010 Мировая группа Мировая группа Плей офф Региональные зоны Азия/Океания Америка Европа/Африка Основна … Википедия Кубок Дэвиса 2011. Зона Америка — Кубок Дэвиса 2011 Мировая группа Мировая группа Плей офф Региональные зоны Азия/Океания Америка Европа/Африка Основна … Википедия Кубок Федерации 2009. Зона Америка — Основная статья: Кубок Федерации 2009 Зона Америка одна из трёх региональных зон в Кубке Федерации. Состоит из группы I (6 сборных) и группы II (12 сборных). Содержание 1 Группа I 1.1 Плей офф 2 Группа II … Википедия Кубок Федерации 2010. Зона Америка — Основная статья: Кубок Федерации 2010 Зона Америка одна из трёх региональных зон в Кубке Федерации. Состоит из группы I (8 сборных) и группы II (12 сборных). Содержание 1 Группа I 1.1 Плей офф 2 Группа II … Википедия Кубок Федерации 2011. Зона Америка — Основная статья: Кубок Федерации 2011 Зона Америка одна из трёх региональных зон в Кубке Федерации. Состоит из группы I (8 сборных) и группы II (11 сборных). Содержание 1 Группа I 1.1 Плей офф 2 Группа II … Википедия Кубок Дэвиса 2012. Зона Америка — Кубок Дэвиса 2012 Мировая группа Мировая группа Плей офф Региональные зоны Азия/Океания Америка Европа/Африка Основна … Википедия
|
---|