Что такое пепелац фото
Пепелац
Пепела́ц (от груз. პეპელა [пепела] — «бабочка») — фантастический летательный аппарат, показанный в кинофильме «Кин-дза-дза!». Слово «пепелац» часто используется в разговорной речи: например, многие употребляют это слово, ласково (гордо) обозначая свой автомобиль. Также иногда словом «пепелац» называют летательные аппараты — вертолёты, самолёты малой авиации и т. п.
Пепелац представляет собой летательный аппарат цилиндрической или яйцевидной формы высотой 5—6 метров и диаметром 2,5—3 метра. В верхней части пепелаца находится небольшая, 1,5—2 метра, посаженная на ось перекладина, вращающаяся во время полёта (её вращение прекращается в момент посадки и возобновляется при взлёте).
Транспортировка гражданского цилиндрического пепелаца
Для транспортировки по поверхности планеты пепелац не приспособлен, но может быть оборудован колёсами. Оборудование колёсами — крайне редко применяемая на Плюке модернизация. Скорее всего это связано с бедностью владельца, который не всегда может иметь при себе достаточный запас луца, поэтому она может быть использована в качестве особой приметы при розыске пепелаца эцилоппами. Масса пепелаца, несмотря на размеры, скорее всего невелика — четыре человека могут транспортировать его на колёсах по вязкой поверхности (пустыне).
Катапульта пепелаца
В пепелаце также имеются две аварийных катапульты. Как минимум одна из катапульт совмещена с туалетом (для смыва используется песок). Катапультирование возможно как при горизонтальном полёте, так и при пролёте рядом с планетой на её поверхность. Возможно также принудительное катапультирование нажатием на каппу рядом с одним из сидений пепелаца (слева от сидящего). Катапульта оборудована системой, значительно снижающей или даже полностью исключающей перегрузки на находящихся в ней людей при её ускорении и замедлении.
Для замедления движения пепелаца используется тормозная система, принцип действия которой неизвестен. Для работы тормозной системы требуется тормозная жидкость. Достоверно неизвестно, является ли она расходным материалом или используется в некой замкнутой системе (например, в гидравлическом приводе). Жидкость пригодна для употребления внутрь, по крайней мере, чатланами. Из фразы одного из героев «Как я могу затормозить, когда ты всю тормозную жидкость выпил? Алкаш!» можно предположить, что тормозная жидкость содержит компоненты, по действию похожие на земной алкоголь.
Для полёта пепелац использует топливо, называемое луц. Луц получают из воды; возможен и обратный процесс — получение воды из луца. Луц на Плюке приобретается на так называемых луцеколонках (которые бывают «с автоматом» и «с женщиной, которая может скидку сделать») в неделимых зарядах (стоимость одного заряда 10 чатлов, при этом луц можно покупать только целыми зарядами, имея 7 чатлов купить луц невозможно). Одного заряда достаточно для горизонтального полёта на расстояние, как минимум, в 160 км.
Пепелац может совершать как космические полёты, так и полёты в атмосфере планеты. Для космических полётов пепелац должен быть оборудован гравицаппой.
Полёт без гравицаппы
Без гравицаппы пепелац способен совершать полёты в атмосфере с низкой скоростью. Полёт осуществляется на небольшой высоте над поверхностью планеты без видимых наклонов корпуса, время подъёма на заданную высоту — 2—3 секунды.
Оценочная крейсерская скорость пепелаца 100—150 км/ч, высота полёта — 30—100 м. По-видимому, необходимости в полётах на бо́льшей высоте нет, так как горы на Плюке, скорее всего, отсутствуют.
В данном режиме пепелац не способен выйти за некоторые пределы околопланетного пространства.
Полёт с гравицаппой
При наличии гравицаппы пепелац способен совершать практически мгновенные перемещения во Вселенной (или, по крайней мере, между Галактиками или даже Метагалактиками), напоминающие телепортацию. Затрачиваемое на перемещение время не превышает пяти секунд. В зависимости от дальности предполагаемого межпланетного или межзвёздного путешествия увеличивается время, необходимое для предварительного «разогрева» пепелаца, которое может достигать нескольких минут. Имеется также ограничение на дальность космических полётов. В частности, даже оснащённый гравицаппой пепелац может перемещаться только между галактиками, находящимися в тентуре, но попасть в галактики, которые находятся в антитентуре, он не может.
Гравицаппа в двигатель пепелаца устанавливается в так называемую цаппу, которая выглядит как гайка (или, возможно, находится под ней). Для запуска двигателя в режим космического полёта на цаппу необходимо нажать.
Пепелац.
При наличии гравицаппы пепелац способен совершать практически мгновенные перемещения во Вселенной (или, по крайней мере, между Галактиками или даже Метагалактиками), напоминающие телепортацию. Затрачиваемое на перемещение время не превышает пяти секунд. В зависимости от дальности предполагаемого межпланетного или межзвёздного путешествия увеличивается время, необходимое для предварительного «разогрева» пепелаца, которое может достигать нескольких минут. Имеется также ограничение на дальность космических полётов. В частности, даже оснащённый гравицаппой пепелац может перемещаться только между галактиками, находящимися в тентуре, но попасть в галактики, которые находятся в антитентуре, он не может.
Гравицаппа в двигатель пепелаца устанавливается в так называемую цаппу, которая выглядит как гайка (или, возможно, находится под ней). Для запуска двигателя в режим космического полёта на цаппу необходимо нажать.
Характеристика пепелаца в фильме
Ну, гравицаппа, это то, без чего пепелац может только так летать, а с гравицаппой в любую точку Вселенной. Фьють — за пять секунд.
Ребят, как же это вы без гравицаппы пепелац выкатываете из гаража? Это непорядок…
— Земля в антитентуре, родной. И мы до неё никак долететь не можем, понимаешь?
— Как это так?
— Так. Мне всю жизнь не везло.
— Не может пепелац на Землю попасть. И хватит трепаться, ясно? Пошли планету делить.
ТЕСТ: Угадайте, из какого фильма свидание!
ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните роли Валентина Смирнитского?
ТЕСТ: Угадайте, из какого фильма известный певец!
ТЕСТ: Вспомните, из какого фильма известная певица!
Журнал
11 интересных фактов о фильме «Кин-дза-дза!»
Из чего были сделаны «пепелац» и костюмы героев, почему режиссёру звонили из Министерства обороны и кто ещё мог бы сыграть в фильме.
Идея снять фантастический фильм о другой планете пришла в голову режиссёру Георгию Данелии с подачи его друга — итальянского писателя и сценариста Тонино Гуэрры. Тот пожаловался на русские морозы и посоветовал снять что-нибудь теплое: «У вас в России слишком холодные и длинные зимы — сделай сказку, чтобы можно было согреться!». Данелия решил снять фильм про обитателей жаркой планеты, но в процессе обсуждения идеи со сценаристом Резо Габриадзе задумка полностью изменилась. Несколько месяцев они писали сценарий, а потом Данелия понёс его на утверждение в Госкино. Министр кинематографии честно сказал режиссёру: «Если бы это был не твой сценарий, я бы этот бред бросил читать на первой странице…» — но съёмки разрешили.
«Кин-дза-дза!», к/с «Мосфильм», 1986, реж. Г. Данелия
Фильм должен был назваться «Космическая пыль» — по эпизоду с участием продавца этой самой пыли, которого должен был играть Леонид Ярмольник. В ходе многочисленных переделок эпизод выпал из сценария вместе с Ярмольником и понадобилось новое название. Придумал его Евгений Леонов. В ожидании съёмок он от скуки напевал какую-то бессмыслицу: «У меня портфель-фель-фель, а в портфеле киндза-дза-дза-дза …» Всех это ужасно раздражало, а Георгий Данелия решил из этой белиберды сделать название фантастического фильма.
«Кин-дза-дза!», к/с «Мосфильм», 1986, реж. Г. Данелия
Помимо Леонида Ярмольника в фильме должны были сниматься, но не снялись ещё несколько актёров. Валентин Гафт был утвержден на роль пацака Би, но перед началом съёмок отказался от работы. Тогда режиссёр позвонил Юрию Яковлеву и предложил роль ему. Яковлев лежал в больнице, но фамилия Данелии произвела на него целительный эффект — он очень хотел с ним поработать, да ещё и в компании Станислава Любшина и Евгения Леонова, да в такой необычной роли! Через несколько дней Яковлев уже ехал на съёмочную площадку…
Одного из чатлан должен был играть Борислав Брондуков, но у актёра случился инсульт. Роль вычеркнули, но фамилия Брондукова осталась в титрах вместе с фотографией с проб. Всеми любимого ПЖ вместо не сумевшего освободить время для съёмок Ролана Быкова сыграл директор фильма Николай Гаро. Участие датчанина Норберта Кухинке запретили киночиновники, и в маленькой роли Абрадокса снялся сам Данелия.
«Кин-дза-дза!», к/с «Мосфильм», 1986, реж. Г. Данелия
«Скрипача» Гедевана играл сын сценариста — Леван Габриадзе. По сценарию его герой вез бутылку чачи, выпив которую инопланетяне пришли в восторг, продолжили застолье тормозной жидкостью из «пепелаца» и в результате вместо Земли попали на планету Альфа. Сцену уже отсняли, как началась антиалкогольная кампания — за чачу могли дать и 5 лет… Сцену пересняли — в бутылке появился уксус, вышло не так смешно, но безопасно.
«Кин-дза-дза!», к/с «Мосфильм», 1986, реж. Г. Данелия
Съёмочной площадкой была выбрана пустыня Каракумы. Работу планировали начать ранней весной, пока не началась жара, но случилось непредвиденное… пропал «пепелац». Оказалось, что межзвездный космический корабль по ошибке уехал во Владивосток и вернётся только через месяц. «Пепелац» был увесистым — его сделали из обрезанной хвостовой части самолета, покрытой отфактуренным под ржавчину пенополиуретаном. К ней прикрутили винт, сделали дверь и поставили на колеса. Кстати, само название «пепелац» имеет грузинские корни. Это производная от грузинского «пепел» — бабочка.
«Кин-дза-дза!», к/с «Мосфильм», 1986, реж. Г. Данелия
Когда «пепелац» приехал-таки на съёмочную площадку, его решили ещё улучшить — немного обжечь горелкой. В результате пенополиуретан вспыхнул и с одного бока корабль прогорел… Пришлось срочно ставить заплатку. Неприятности вообще преследовали съёмочную команду — помимо многострадального «пепелаца» разнесло ураганом декорацию корабля в песках, в декорациях подземного «пепелаца» случился пожар, в «эцих» въехал пьяный водитель, а сделанная для фильма ракета взорвалась на старте… Оператор Павел Лебешев даже выдвинул теорию, что им мешают инопланетяне, которые не хотят, чтобы на земле о них узнали всю правду.
«Кин-дза-дза!», к/с «Мосфильм», 1986, реж. Г. Данелия
После премьеры к Георгию Данелии обратился американский режиссёр с предложением сделать спецэффекты для его фильма — очень уж его впечталил летающий «пепелац». Данелия сотрудничество не рассматривал, поэтому сказал, что это не спецэффекты, а настоящий летающий пепелац. Это разработки военных, и лучше обратиться к ним, так как скорее всего устройство пепелаца — военная тайна. Потом режиссёру позвонили из Министерства обороны и попросили больше не валять дурака… На самом деле в полет отправляли макет «пепелаца», который ездил по натянутой леске.
«Кин-дза-дза!», к/с «Мосфильм», 1986, реж. Г. Данелия
Съёмки начались летом, и работать было можно только рано утром или поздно вечером — весь день стояло невыносимое пекло. Режиссёр рассказывал, что на площадке все почему-то ссорились, хотя за кадром прекрасно общались. Он даже поругался с любимым актёром Евгением Леоновым, которого снимал уже двенадцать лет без единого конфликта! Потом местные рассказали, что с полудня до двух в этих местах вообще никто ничего не делает — происходят какие-то вредные для нервной системы излучения. Актёры вспоминали съёмки как трудные, но очень весёлые и дружные — всех спасало прекрасное чувство юмора и ироничное отношение к фильму. За исключением двух часов в день все друг в друге души не чаяли.
«Кин-дза-дза!», к/с «Мосфильм», 1986, реж. Г. Данелия
У Данелии была масса эскизов костюмов, но оказалось, что пошивочный цех киностудии занят работой над «Борисом Годуновым» Сергея Бондарчука. Понятно, что ради странного фильма про планету Плюк и пацаков никто портных не освободил. Тогда за дело взялась вся съёмочная группа: трикотажные майки и кальсоны обесцвечивали хлоркой, что-то подкрашивали чернилами, все дырявили, вытирали, прожигали… Данелия получил доступ на свалку военного аэродрома, откуда команда натаскала часть декораций. Удалось добыть и пару лётных костюмов — их разобрали на запчасти, сняв все сетки, пружинки, кольца и прочие мелкие штуки непонятного назначения, чтобы потом украсить ими «инопланетян».
«Кин-дза-дза!», к/с «Мосфильм», 1986, реж. Г. Данелия
Один из летных костюмов достался герою Юрия Яковлева, а вот наряд для персонажа Евгения Леонова собрали в прямом смысле с миру по нитке. К брезентовым матросским штанам Данелия приклеил найденную на свалке аэродрома блямбу непонятного назначения, сверху на Уэфа надели майку с пришитыми тесемками и вывернутую ворсом наружу фуфайку от водолазного костюма. Мягкие ботинки достались от фильма «Легенда о Тиле», а головным убором стал гульфик от лётного костюма… С остальными костюмами было проще — для девушки Цан просто взяли кусок ткани для тряпок, на чатланина Кырра надели найденное на помойке рваное пальто, а зимняя одежда для Гедевана и Машкова — это личный гардероб Георгия Данелии.
Пепелац – от грузинского слова «пепела» (бабочка)
По воспоминаниям Георгия Данелии, мастерские киностудии «Мосфильм» отказались изготавливать пепелац. Для его изготовления Георгий Данелия и Теодор Тэжик использовали хвостовую часть найденного ими на свалке самолёта Ту–104, после чего Теодор Тэжик покрыл её пенополиуретаном и покрасил, чтобы сделать внешнее покрытие похожим на ржавчину. Дверь и колёса были изготовлены работником «Мосфильма» Александром Батынковым.
Фильм должен был сниматься весной, однако произошла ошибка, и груз пепелацев, отправленный на место съёмок по железной дороге, потерялся в пути. По накладным его не нашли, так как в них было написано «груз пепелацы». Соответственно, железнодорожники, не зная, что такое пепелацы, не могли их отыскать. В результате директору «Мосфильма» пришлось подключать КГБ. Пепелацы были найдены лишь спустя полтора месяца во Владивостоке. Из–за этого происшествия фильм, вместо запланированных в пустыне съёмок весной, снимался там летом, в самый разгар летней жары.
Еще одна занятная история связана с гравицаппой — устройством, которое, будучи установленным в двигатель пепелаца, позволяет совершать межпланетные и межгалактические перемещения.
«После выхода фильма ко мне обратился американский режиссер с предложением делать спецэффекты для его картины. Сказал, что его впечатлило, как у нас летает пепелац. А я ему: «А там нету спецэффектов. Военные дали нам гравицаппу. Мы поставили ее на декорацию, и она летала. Вы обратитесь к русским военным. Это их разработки. А то вдруг я вам тайну расскажу. У нас с этим строго, меня будут считать шпионом». Он и обратился», — вспоминает режиссер.
Как выяснилось, американец действительно обратился к советским военным. После Данелия позвонили из Минобороны и наорали: «Вы что дурака валяете?» А тот ответил, что военным стоило бы радоваться тому, что американцы верят в существование такой супертехники.
Пепелац
Яйцевидный пепелац эцилоппов
Содержание
Устройство пепелаца [ ]
Пепелац представляет собой летательный аппарат цилиндрической или яйцевидной формы высотой 5—6 метров и диаметром 2,5—3 метра. В верхней части пепелаца находится небольшая, 1,5—2 метра, посаженная на ось перекладина, вращающаяся во время полёта (её вращение прекращается в момент посадки и возобновляется при взлёте).
Оценочная крейсерская скорость пепелаца 100—150 км/ч, высота полёта — 30—100 м. По-видимому, необходимости в полётах на бо́льшей высоте нет, так как горы на Плюке, скорее всего, отсутствуют.
Транспортировка гражданского цилиндрического пепелаца
В пепелаце также имеются две аварийных катапульты. Как минимум одна из катапульт совмещена с туалетом (для смыва используется песок ). Катапультирование возможно как при горизонтальном полёте, так и при пролете рядом с планетой на её поверхность. Возможно также принудительное катапультирование нажатием на каппу рядом с одним из сидений пепелаца (слева от сидящего). Катапульта оборудована системой, значительно снижающей или даже полностью исключающей перегрузки на находящихся в ней людей при её ускорении и замедлении.
Для замедления движения пепелаца используется тормозная система, принцип действия которой неизвестен. Для работы тормозной системы требуется тормозная жидкость. Достоверно неизвестно, является ли она расходным материалом или используется в некой замкнутой системе (например, в гидравлическом приводе). Жидкость пригодна для употребления внутрь, по крайней мере, чатланами. Из фразы одного из героев «Как я могу затормозить, когда ты всю тормозную жидкость выпил? Алкаш!» можно предположить, что тормозная жидкость содержит компоненты, по действию похожие на земной алкоголь.
Виды полёта [ ]
Полёт без гравицаппы [ ]
Без гравицаппы пепелац способен совершать полёты в атмосфере с низкой скоростью. Полёт осуществляется на небольшой высоте над поверхностью планеты без видимых наклонов корпуса, время подъёма на заданную высоту — 2—3 секунды.
В данном режиме пепелац не способен выйти за некоторые пределы околопланетного пространства.
Полёт с гравицаппой [ ]
Гравицаппа в двигатель пепелаца устанавливается в так называемую цаппу, которая выглядит как гайка (или, возможно, находится под ней). Для запуска двигателя в режим космического полёта на цаппу необходимо нажать.
См. также [ ]
Ссылки [ ]
Примечания [ ]
Пепелац
Пепелац — авторская работа скульптора и ювелира В.И. Войчишина в «Белокурихе-2», посвящённая фильму Георгия Данелия «Кин-дза-дза» и изображающая межзвездный корабль. Рядом с арт-объектом установлены ещё два — трициклет и плюкмобиль.
Пепелац В.И.Войчишина. Фото А.Гаврилова
Как добраться
Поднявшись по Белокурихинскому серпантину на территорию «Белокурихи-2», вы поворачиваете налево и по просёлочной дороге двигаетесь в северо-восточном направлении мимо музея Шоколада, Поляна художника. Далее дорога поворачивает на юго-восток мимо Андреевской слободы.
Интересующий объект находится около 880 метров за поворотом дороги, слева, на вертолётной площадке.
Плюкмобиль работы В.И.Войчишина. Фото А.Гаврилова
Туристское значение
Пепелац, трициклет и плюкмобиль позволяют приобщиться к знаменитому фильму Г. Данелия и являются сами по себе произведениями искусства.
В.И.Войчишин около очередного арт-объекта «Пепелац». Фото А.Гаврилова
История
Пепелац, как название, впервые использовано в фильме Г. Данелия «Мимино», а как образ, придуман художником Теодором Тэжиком за 10 минут, когда он глядел на тюбики, выдавленные из под красок, мусор, который лежал в мастерской. В фильме для корабля использована хвостовая частей настоящего самолёта «Ту-104».
Идея создания Пепелаца родилась у Войчишина Владимира Иосифовича на рыбалке, когда он разжигал костёр спичками. Он вспомнил фильм «Кин-дза-дза», где спички, КЦ, были валютой. От этого всё и пошло…
Пепелац В.И.Войчишина. Фото А.Гаврилова
Материал для создания межзвёздного корабля автор собирал везде. Большую часть материала подобрал у друзей из металлолома, что-то было в ЗАО Белокуриха — подходил, смотрел, подбирал необходимые детали. Собрал всякое железо. Как в фильме, так и есть – всё старое и ржавое.
Огромная ёмкость с распорками внутри, три метра высотой и два метра в диаметре служила в советское время для хранения солярки. Она установлена на трёх гидравлических ногах от 25-тонного крана.
Входная дверь взята от какого-то технического сооружения. Её укоротили с двух сторон, сварили новые шарниры, увеличили толщину ёмкости в месте крепления двери.
Пепелац В.И.Войчишина. Момент сборки арт-объекта. Фото В.Войчишина
В качестве двигателя Пепелаца использована верхняя часть от большого компрессора, даже поршень внутри остался. А винт сделан из лопастей культиватора.
На двигателе приварены опоки, применяемые в литейном деле, из мастерской скульптора.
Клёпки выточены отдельно.
Пепелац В.И. Войчишина. Фото В.И. Войчишина
Общий вес Пепелаца — четыре с лишним тонны.
Объект установлен по месту 4 июля 2017 года.
Внутри пока ничего нет, просто заваренные двери. На 2018 год год планируется обустройство внутренней части.
Трициклет для энцилоппа В.И.Войчишина. Фото А.Гаврилова
Для создания «Трициклета для энцилоппа» использовались металлические колёса со старинных тележек, шкивы и цепи от старинной швейной машинки Zinger, настоящие наручники, ножницы для стрижки овец, старый микроскоп, капкан на волка (сбоку на цепи), сиденье от старинных конных граблей, керосиновый фонарь, ручки управления передач от какого-то трактора, старинные шофёрские очки.
Плюкмобиль — самоходная тележка на планете Плюк, поставлен на шесть колёс от конных косилок, которые с трудом автор подобрал. Кое-как были найдены одинаковые колёса. Для этого пришлось даже снять два колеса с мельницы и поставить вместо них другие.
В задней части плюкмобиля на цепочке прикреплена оранжевого цвета гравицаппа для Пепелаца, и маленький турбинный двигатель.
Впереди находится пуль управления. Место, где сидела управляющая плюкмобилем Цан, как и в фильме, выполнено из металлических прутков, а крышу специально выкраивали из кусочков и покрасили в оранжевый цвет.
Следует отметить ещё тот факт, что название «плюкмобиль» придумано В.И Войчишиным и А.Тырышкиным.
Плюкмобиль работы В.И.Войчишина. Фото А.Гаврилова
Топонимика
Ввиду обилия специфических терминов в фильме, был составлен даже специальный словарь планеты Плюк.
Слово «Пепелац» берёт корни от грузинского слова пепела — бабочка, «эцилопп» — от полиции наоборот, «гравицаппа» — от «гравитации».
Гравицаппа — деталь пепелаца, которая придаёт кораблю способность передвигаться в вертикальной плоскости и перелетать в другие галактики. «Без неё Пепелац может только горизонтально летать, вертикально не может, в любую галактику никак не попадёшь».
Пепелац В.И.Войчишина на вертолётной площадке. Фото А.Гаврилова
Разное
Археологи на раскопках в Денисовой пещере канатную дорогу, для спуска вынимаемого грунта из пещеры к реке, называют «пепелацем».
Название «пепелац» довольно распространено в литературе и СМИ.
В частности, 6 место в списке «10 самых лучших космических кораблей» пепелац занимает в журнале «Мир Фантастики». В мировой фантастике аналогов ему нет.
Читайте также
© Е. Гаврилов, 21 сентября 2017 года. Ссылка на сайт обязательна!