Как подписать контракт с издательством

Передача прав на произведение: как ИП работать с дизайнером, копирайтером, фотографом

Как оформить передачу прав на произведения при заказе услуг, чтобы обезопасить свой бизнес

Как подписать контракт с издательством. Смотреть фото Как подписать контракт с издательством. Смотреть картинку Как подписать контракт с издательством. Картинка про Как подписать контракт с издательством. Фото Как подписать контракт с издательством

Алексей Башук

Юрист по интеллектуальной собственности, патентный поверенный РФ № 2151, управляющий партнер юридической фирмы «Башук Чичканов, юридическая фирма»

Предприниматель заказывает у дизайнера логотип и оформляет с ним договор на оказание услуг. Через год дизайнер ставит предпринимателя перед фактом: использовать логотип нельзя, права на него он не передавал. Просит выкупить права и угрожает, что пойдет в суд за компенсацией.

Такой сценарий может случиться при заказе услуг фотографа, видеографа, копирайтера, программиста. Рассказываем, как предпринимателю обезопасить себя и оформить передачу прав на произведения.

Какие права может передать автор

У автора есть два вида прав на произведение: имущественные, личные, и неимущественные, исключительные. Личные права принадлежат только автору, и передать он их не может. Автор может распоряжаться только исключительным правом — имущественным.

Копирайтер Иван Иванов написал статью и передал исключительное право на статью предпринимателю. Тот разместил статью в блоге. Написать под статьей «Автор: ИП Петров» нельзя, это нарушение личных прав автора — права на имя. Правильно подписать статью «Автор: Иван Иванов» или не подписывать вовсе, если автор разрешил. При этом предприниматель может печатать статью в каталоге, выкладывать в блоге или отправлять в рассылке — в общем, использовать как угодно для своего бизнеса.

Если предприниматель получает исключительное право, это значит, что никто, кроме него, не может использовать произведение без его разрешения.

Чем грозит отсутствие передачи прав

Со стороны предпринимателей чаще всего встречаются две ошибки:

Типовой договор об оказании услуг описывает сами услуги, сроки их оказания, порядок оплаты, но в большинстве случаев не описывает судьбу прав на произведение. Если заказчик не оформил передачу исключительных прав, у него появляются риски.

Конкуренты могут тоже использовать произведение. Исполнитель может продать свою работу повторно — например, конкурентам. Заказчик не сможет запретить конкурентам использовать эти произведения: исключительное право осталось у автора, он может использовать произведение по своему усмотрению и разрешать другим компаниям использовать его.

Фотограф в цветочном салоне делал студийные фото для сайта и соцсетей. Передачу исключительных прав салон не оформил. Через год фотограф продал снимки другому цветочному салону. Второй салон разместил фото в своем каталоге. Первый салон это заметил, но запретить их использовать не может: исключительные права на фото ему не принадлежат.

Предприниматель может лишиться разработок. Если автор работал над созданием программы и предприниматель не оформил передачу прав, все права остаются у автора.

Предприниматель придумал идею системы для менеджеров и хочет продавать ее компаниям. Он обратился к программисту, чтобы тот написал код. Предприниматель считал, что это его разработка, хотя передачу прав не оформил. Позже программист запретил использовать и продавать программу: система принадлежит ему.

Автор может потребовать компенсации. Автор может предложить компании выкупить права на его произведения. Если компания откажется, автор обратится в суд с требованием компенсации. По закону суд может взыскать компенсацию за нарушение исключительных прав на произведение в размере от 10 000 до 5 000 000 ₽.

Редактор написал для онлайн-школы методические пособия и учебники. Позже он поссорился с компанией и узнал, что может потребовать у компании деньги за то, что та использует его тексты. Редактор предлагает компании выкупить у него исключительные права. Если компания откажется, она нарушит закон. Если редактор подаст в суд, компании придется платить компенсацию.

Если исключительные права остались у автора, он может потребовать компенсацию даже спустя несколько лет.

ИП заказал фотосъемку товаров, а через три года выплатил фотографу 300 000 ₽ за нарушение авторских прав

Ситуация. Предприниматель занимается производством одежды. Он договорился с фотографом, что тот сделает фото одежды для каталога на сайте. Все обсудили по эл. почте. Фотограф сделал фотографии и отправил их предпринимателю. Предприниматель заплатил фотографу его гонорар — 10 000 ₽. Каждый выполнил, что обещал.

Через три года фотограф написал предпринимателю и потребовал удалить фотографии с сайта. Предприниматель не ответил на письмо, и фотограф подал иск в суд о нарушении авторских прав и потребовал компенсации.

Суд рассмотрел дело и обязал предпринимателя выплатить фотографу компенсацию 300 000 ₽.

Что не так. Предприниматель и фотограф не заключили договор и не описали, кому переходят исключительные права на фотографии. По закону все права на фото остались у автора — фотографа. В переписке стороны вроде как договорились об условиях работы, сроках и оплате, но не о передаче прав. А по закону договор на передачу прав должен быть заключен только в письменной форме. Если договора не было, значит, не было и передачи прав. Получается, предприниматель нарушил права фотографа.

Как оформить передачу прав

Есть три варианта, как предприниматель может оформить с автором передачу прав на произведение. Тип договора зависит от того, готово произведение или его еще нужно создать.

Если произведение готово, компания может получить исключительное право или право на использование этого произведения.

Договор об отчуждении исключительного права. Подходит, когда автор уже сделал произведение. Вы покупаете исключительное право на готовое произведение и можете использовать его в любых целях: для рекламы, на выставках, передавать другой компании. Теперь произведение только ваше, и никто другой не может пользоваться им без вашего согласия.

Предприниматель купил у музыканта исключительное право на мелодию и оформил передачу исключительных прав. Он может создавать с этой музыкой рекламу, записывать видео для клиентов и даже выложить на сайте для бесплатного скачивания.

Договор о предоставлении права пользования. Предприниматель покупает у автора лицензию на использование готового произведения. Лицензия описывает, как предприниматель может использовать это произведение.

В этом случае исключительное право остается у автора. Компания покупает только право на использование в оговоренных договором пределах. Автор может продать лицензию нескольким компаниям, если в договоре с предпринимателем не будет условий, ограничивающих автора.

Если произведения еще нет и предприниматель просит автора его создать, они заключают договор авторского заказа.

Договор авторского заказа. Предприниматель заключает договор и дает автору техническое задание: что именно нужно создать и за какой срок. Автор создает произведение по этим требованиям и специально для предпринимателя.

Предпринимателю нужен видеоролик о компании. Он оформляет с видеографом авторский заказ. В заказе предприниматель описывает, что именно он хочет: ролик на 10 минут с видео на производстве и в офисе, записать интервью с клиентами.

В договоре на авторский заказ стороны устанавливают судьбу прав на то произведение, которое в итоге получится: получит ли предприниматель исключительное право или только право использования произведения.

Вне зависимости от типа договора есть несколько правил.

В договоре должно быть указано, на какое произведение автор передал или предоставил права. Многие предприниматели в таких договорах пишут просто «текст» или «фотографии». Потом, когда дело доходит до суда, выясняется, что из договора невозможно установить, на какой именно текст и на какие конкретно фотографии передавалось право. Поэтому самый надежный способ — подписать приложение к договору, в котором будут прямо напечатаны нужные фотографии или текст. Тогда всем будет понятно, на что именно передаются права по договору.

К договору нужно заключать акт приема-передачи произведения. В акте фиксируют, что автор передал или предоставил исключительные права, предприниматель заплатил деньги и получил произведение.

Для авторского заказа потребуется техническое задание. В техзадании заказчик описывает задачу, требования к произведению, его формат.

Если предприниматель хочет сотрудничать с автором постоянно, например заказывать в течение года статьи в блог, он может включить пункты о передаче исключительных прав в договор об оказании услуг.

Важно понимать, что одного пункта о передаче прав в договоре недостаточно. В зависимости от компании и характера произведений условия передачи прав, обязанности сторон, описание произведений и их сдачи будут отличаться.

Договоры о передаче прав обычно составляют с профильным юристом. Конечно, в интернете можно найти типовые шаблоны, но едва ли они будут учитывать обстоятельства конкретной сделки.

Для одной компании автор может ограничить права на использование: разрешает использовать произведение только на сайте компании и на определенный срок. Для другой — запрещает использовать произведение за рубежом. Использование произведения в портфолио, возможность внесения изменений в произведение, порядок согласования таких изменений, правила указания имени автора и десятки других обстоятельств зависят от договоренностей между автором и предпринимателем в их конкретной ситуации.

Еще нужно учитывать судебную практику. Например, если автор хочет передать предпринимателю права на тысячу фотографий, которые отправит ему ссылкой на облако, то нужно почитать решения судов и выяснить, признают ли суды такую передачу надлежащей, позволяет ли она потом в случае спора установить, какие именно произведения передавались. Чтобы договор действительно мог помочь в конфликтной ситуации, положения в договоре нужно заранее написать с учетом этих судебных решений. Сделать это правильно сможет только юрист.

Подписка на новое в

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Сейчас читают

Как оформить чек коррекции

Чек коррекции поможет избежать штрафа в случае ошибочной операции или если забыли выбить чек по кассе в момент продажи или возврата

Главные изменения в законах 2021 года: как они повлияли на бизнес

Собрали обзор важных законов для малого и среднего бизнеса, которые вступили в силу в 2021 году

Необоснованная налоговая выгода: что это такое и как бизнесу избежать штрафов и доначисления налогов

Если ФНС выявит необоснованную налоговую выгоду, бизнесу могут доначислить налоги и назначить штраф. Разбираем, как экономить на налогах без негативных последствий

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

Как подписать контракт с издательством. Смотреть фото Как подписать контракт с издательством. Смотреть картинку Как подписать контракт с издательством. Картинка про Как подписать контракт с издательством. Фото Как подписать контракт с издательством

Как подписать контракт с издательством. Смотреть фото Как подписать контракт с издательством. Смотреть картинку Как подписать контракт с издательством. Картинка про Как подписать контракт с издательством. Фото Как подписать контракт с издательством

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания

Источник

Заключение лицензионного договора с издательством

Одним из таких вопросов, интересующих авторов литературных произведений является вопрос заключения лицензионного договора с издательством. В большинстве случаев, издательства предлагают к подписанию объемный и сложный договор, не предполагающий корректировок. Что это за документ, в чем его особенности, существуют ли «подводные камни»?

Давайте попытаемся разобраться.

Согласно Википедии, издательский договор – вид авторского договора о передаче произведения для использования, в соответствии с которым издатель обязуется издать или переиздать произведение, созданное автором. В Российской Федерации издательский договор заключается как на произведения, созданные в оригинале, так и на переводы.

Статья 1287 ГК РФ, регламентирует вопросы по заключению издательского договора как особого вида лицензионного договора. По издательскому лицензионному договору правообладатель предоставляет право использования произведения издателю, а издатель обязуется издать (использовать) произведение не позднее указанного в договоре срока.

Существенными условиями издательского лицензионного договора являются, во-первых, существенные условия лицензионных договоров (ст. 1235 ГК РФ), во-вторых, срок издания (использования) произведения лицензиатом.

Если в издательском лицензионном договоре не указан срок, лицензиат обязан издать (использовать) произведение в срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования.

Гражданское законодательство не раскрывает понятие «издание произведений», в этой связи издание произведения может включать в себя воспроизведение и распространение экземпляров произведения или ограничиться только воспроизведением. Следовательно, предоставление прав и их объем по издательскому лицензионному договору обусловлены целью издательского лицензионного договора и объемом прав.

Особенностью издательских лицензионных договоров является то, что при неисполнении лицензиатом обязанности по изданию и использованию произведения лицензиар вправе отказаться от договора без возмещения лицензиату причиненных таким отказом убытков. Более того, лицензиар сохраняет за собой право требовать выплаты вознаграждения.

Необходимо особо отметить, что издательский лицензионный договор может быть расторгнут при:

— наличии в договоре условия о сроке: в случае неисполнения лицензиатом своих обязанностей по выпуску в свет произведения в срок, указанный в договоре;

— при отсутствии в договоре условия о сроке: в случае достижения соглашения сторон о расторжении договора; при существенном нарушении договора одной из сторон, либо в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором по требованию одной из сторон.

При расторжении издательского договора по любым из указанных оснований, автор или иной правообладатель вправе требовать выплаты ему вознаграждения, предусмотренного данным договором в полном размере.

Помимо прочего, при получении от издательства для подписания издательского договора необходимо понимать, что лицензионные издательские договоры бывают двух видов:

• издательству передаются эксклюзивные права на печать и распространение книги (исключительная лицензия);

• автор может продать тот же самый набор прав кому-то еще (неисключительная лицензия).

Неисключительный лицензионный договор подписывается обычно при издании аудио- или электронных книг.

Если в договоре прямо не сказано, что права передаются на исключительной основе, то лицензия на публикацию считается неисключительной.

В некоторых редких случаях издательством предлагаются для подписания договора, которые предусматривают не получение права пользования на произведение для издательства на определенное время и на определенных условиях, а полную передачу прав. Такой договор является договором отчуждения, и автору необходимо четко разграничивать данные виды договоров.

По договору отчуждения автор продает издателю права на книгу навсегда и в полном объеме. После отчуждения он уже не будет иметь возможность распоряжаться своим произведением.

Издательский договор заключается в письменном виде: автор и представитель издательства подписывают каждую страницу договора. В таком же виде подписывается каждое изменение, либо дополнение к договору.

При подписании договора нельзя передавать все права разом, а следует внимательно проанализировать объем передаваемых прав.

Например, для каждого автора ценно название его «детища», в то время как издательство может считать, что данное название не слишком привлекает внимание, и с точки зрения коммерческой привлекательности имеет смысл дать произведению наименование более яркое. Т.е. автор должен решить – разрешать или нет, издательству менять наименование созданного произведения.

Также отдельно обсуждается возможность перевода и экранизации произведения.

В некоторых случаях, издательства обращаются к авторам для создания произведения определенной тематики, т.е «под заказ». Для договоров данного вида следует различать произведения, созданные в формате служебного произведения, когда данное произведение создается штатными сотрудниками в рабочее время. Как правило, в этом случае за автором остается только авторское право и право на имя, а все имущественные права переходят в издательству. Также, произведение может быть написано внештатным сотрудником по заказу издательства, чаще с дальнейшей передачей прав.

Факт передачи рукописи издательству нередко оформляется актом приема-передачи, который подписывается каждой из сторон. Договор составляется в двух экземплярах на языке страны нахождения издательства. Если автор не владеет этим языком, то текст дублируется на языке автора — по одному экземпляру для каждой из сторон на каждом языке.

Формулировка в договоре, запрещающая автору писать произведения в том или ином жанре или отчуждать исключительное право на произведение третьим лицам, незаконна.

В отношении различного рода нарушений по издательским договорам и их рассмотрению в суде – нельзя сказать, что судебная практика очень обширна, однако она имеет место. Чаще всего, возникают проблемы с заявленными сроками или видами разрешенного использования. Однако, бывают и более серьезные проблемы, когда автор вдруг обнаруживает, что часть его произведения, сюжет, узнаваемый персонаж и.т.д. вошли в состав другого сценария или книги, созданного по заказу того же издательства.

Поэтому можно еще раз подчеркнуть, что при подписании договора, предложенного издательством, автору должен быть понятен каждый его пункт. В противном случае, боясь показать свою неосведомленность при обсуждении и подписании документа, содержащего громоздкие и не всегда понятные формулировки, автору грозят непредвиденные и неприятные последствия, вплоть до утраты права на созданное им произведение.

Источник

Как я стала сама издавать книги

Я думала, что весь процесс займет полгода, но от первого письма издателю до первых продаж прошло почти полтора. Первый тираж принес мне 350 тысяч рублей. Сейчас я выпустила второй и надеюсь заработать в два раза больше.

Расскажу о своем опыте.

Зачем самому издавать книгу

Мне нравится читать. Как дизайнеру, мне важно, как книга выглядит, на какой бумаге напечатана, какой в ней шрифт. Часто я покупаю книги только потому, что они красивые.

Летом 2015 года мне пришло в голову, что я могу совместить свой дизайнерский опыт с любовью к книгам и издавать их сама так, как считаю нужным. Два года это было только в планах. Весной 2017 года я поняла, что если не решусь сейчас, то не осуществлю мечту никогда.

На книгах много не заработаешь

Над книгой работают десятки людей: переводчики, редакторы, корректоры, верстальщики, иллюстраторы и дизайнеры, коммерческие директора, сотрудники книжных магазинов и служб доставки. Всем им надо платить. За работу типографии, продвижение, доставку и хранение книг тоже надо платить.

Допустим, книга в магазине стоит 500 рублей. С этой суммы издательство в среднем заработает 20%, типография — 15%, автор — 5%. Со 100 рублей, доставшихся издательству, ему еще надо оплатить труд всех сотрудников и материалы для книги.

На книгах сложно заработать хорошие деньги. Издательства умудряются выживать только за счет больших объемов. Все остальные на издательском рынке, включая переводчиков и редакторов, страдают от маленьких гонораров. Когда я слышу, что люди жалуются на цены книг, я понимаю, что они не осознают, как много труда в них вложено.

Как я выбрала книгу

Прежде всего надо выбрать, какую книгу вы хотите издать. От этого зависит, заработаете вы что-нибудь или нет. Если не угадаете с темой, читатели это не купят. Если книгу до сих пор не выпустили крупные издательства, с ней может быть что-то не так. Например, она никому не интересна.

В 2013 году по совету друзей я прочитала на английском книгу Марка Форстера «Сделай это завтра» (Do it tomorrow). В ней рассказывалось о том, как эффективно управлять собственным временем и достигать целей. Эти методики мне очень понравились.

Когда весной 2017 года я наконец решилась издать книгу сама, то выбрала именно Do it tomorrow. Она вышла в оригинале в 2006 году, но русского перевода до сих пор не было. Я решила, что это отличный вариант для старта. Тема тайм-менеджмента была популярна, и о книге слышали люди из творческой индустрии: дизайнеры, журналисты, менеджеры.

Я не бросила основную работу и занималась книгой в свободное время. Цели заработать не ставила: главное, что я хотела, — отбить затраты, получить опыт и выпустить книгу так, как я хочу. Все решила делать сама: искать переводчика, готовить книгу к печати, принимать деньги и рассылать книгу покупателям.

Как я выкупила права на книгу

Просто так переводить и печатать книгу нельзя. Сначала надо купить на нее права. Я начала работать над этим в июне 2017 года, а закончила только в феврале 2018 года.

Прежде всего надо проверить, что книгу точно не издавали в России. Если вы о ней не слышали, это не значит, что ее не выпустили еще лет десять назад.

Но то, что книгу не издавали, не значит, что никто не купил права на ее публикацию. Иногда крупные издательства выкупают права на перспективные книги заранее, а издать могут только через несколько лет, когда до них дойдет очередь. Поэтому я зашла на сайты крупных издательств, выпускающих бизнес-литературу. Они публикуют списки книг, которые собираются издать в ближайшие годы. «Сделай это завтра» среди них не было.

Если права на книгу никто не купил, надо выходить на правообладателя. Сделать это просто — нужно спросить издательство, выпустившее оригинал. Обычно на его сайте указан контакт менеджера по международным правам — свяжитесь с ним и спросите, кому принадлежат права на книгу. Чаще всего они принадлежат самому издательству, реже — литературному агенту, это такой посредник между издательством и писателем.

Нужную мне книгу выпустило крупное британское издательство Hodder & Stoughton. Я нашла электронную почту менеджера на сайте и написала ему письмо. Уточнила, не выкуплены ли права на книгу в России, рассказала, что собираюсь заняться выпуском книг.

Стоимость прав на публикацию книги зависит от известности автора, популярности книги и планируемого тиража. Например, права на иностранный бестселлер могут стоить десятки тысяч долларов. Для небольшого издательства надо выбрать толковую книгу, но не самого звездного автора.

Есть два основных варианта покупки прав. Можно купить права на конкретный тираж или платить роялти — отчисления — с каждой проданной книги. Средний размер роялти — 8—10% от розничной цены книги.

Большим издательствам выгоднее второй вариант — тогда вы платите только за проданные книги. Но небольшим издателям вроде меня сложно отчитываться за каждую продажу. Пришлось бы нанимать себе в помощь бухгалтера, постоянно переводить деньги за границу, готовить отчетность для валютного контроля. Поэтому я выкупила права на конкретный тираж.

я заплатила за права на публикацию 2000 экземляров книги

Издательства не сотрудничают с частными лицами. В августе 2017 года мне пришлось открыть ИП. Права я выкупила только на текст: за дизайн книги и иллюстрации пришлось бы платить отдельно. Мне не нравилась оригинальная обложка. Я решила, что все сделаю сама.

Мы договорились с правообладателями, что я выкупаю права на публикацию книги в России и странах СНГ на четыре года. В течение этого времени я должна издать и продать один тираж в 2000 штук. Если захочу издать еще один, придется снова заплатить. Срок четыре года я выбрала специально: перестраховалась на случай, если работа затянется или тираж будет долго продаваться.

В итоге договор все-таки прислали. Документ на 30 страниц предусматривал все возможные нюансы: от объема тиража до передачи прав на изображения.

Меня смутили некоторые пункты. Например, любые споры предлагалось решать в британском суде. Для анализа договора я привлекла двух знакомых юристов. Пару недель мы обсуждали с правообладателями изменение договора, пока я не поняла, что это может затянуться еще на пару лет, и подписала первоначальный вариант.

Сначала читать, потом подписывать

В феврале 2018 года я перевела издательству деньги и отправила по почте договор: отсканированный им не подходил. Через две недели они прислали мне три экземпляра бумажной книги и электронную версию текста.

Перевод книги

Я начала искать переводчика сразу после первого ответа издательства. В августе 2017 года в Фейсбуке увидела пост независимого издателя Елены Терещенковой. Она собирала деньги на издание своей первой переводной книги «Взрослые дети эмоционально незрелых родителей» через краудфандинговую платформу « Планета-ру ».

Елена — профессиональный переводчик с английского. Она интересовалась психологией и заметила, что на Западе выходит гораздо больше интересных книг по теме, чем издается в России. Весной 2017 года Елена решила самостоятельно издать зарубежную книгу в России. В итоге издала уже три.

Я решила, что Елена Терещенкова — это я, но только через год. Мы подружились и договорились на бартер: я делаю сайт, обложку и верстку ее книги, а Елена переводит «Сделай это завтра».

На перевод ушло три месяца. В ноябре 2017 года все было готово — на три месяца раньше, чем я подписала договор с правообладателем. Хорошо, что я не сказала правообладателю, что работа над переводом уже идет. Тогда он увидел бы мою заинтересованность и мог бы поднять цену.

Обложка и фирменный стиль

Требований к обложке у меня было три: она должна быть современной, отличаться по стилю от обложек известных российских издательств и отражать тему книги.

Оригинальные обложки книги «Сделай это завтра». Их идеи понятны: следуй советам книги и у тебя будет больше времени, чтобы радоваться жизни Например, гулять с ребенком или кайфовать в кресле. Идею про отдых мы решили сохранить, но осовременить

В июне 2018 года я решила, что издавать книгу как «ИП Деревянко» несерьезно — за ней должен стоять проект. Тогда я придумала издательскую студию «Поле» — русское название я выбрала специально.

У издательской студии должен быть и собственный стиль. Его разработку я отдала дизайнеру Лёле Ле. Это стоило мне еще 30 тысяч рублей.

Редактура

Перевод — еще не окончательный вариант текста книги. Чтобы ее было легко читать, текст надо отредактировать: проверить точность перевода, связность изложения и грамматику, исправить смысловые ошибки и неточности, привести все предложения к единому стилю, сохранив авторский.

Книжного редактора можно найти на сайте для самостоятельного издания книг « Ридеро-ру ». Там Елена Терещенкова нашла редактора для своей первой книги. Средняя стоимость услуг — 3600 Р за авторский лист. Авторский лист — это 40 тысяч знаков, или около 23 страниц. На таких условиях редактура «Сделай это завтра» стоила бы около 40 тысяч рублей.

Я решила поискать специалиста через знакомых — мне было важно, чтобы человек действительно хотел сделать текст идеальным. В июле 2018 года выбрала редактора Таню Деваеву — в прошлом мы с ней уже работали вместе. Гонорар Тани «по дружбе» составил 30 тысяч рублей.

я заплатила за редактуру книги

Корректура

Когда текст отредактирован, его надо вычитать, исправить все ошибки и опечатки. Это называется корректурой. Самому сделать это сложно: при работе над текстом глаз замыливается и пропскает мелочи на саммвидном месте. Поэтому над ним работает профессиональный корректор. Он исправляет орфографические и пунктуационные ошибки, удаляет лишние пробелы, проверяет, не стоит ли тире вместо дефиса.

Корректора Марка мне посоветовала Елена — он работал над двумя ее книгами. Это опытный профессионал — он удаленно работает с крупными издательствами. Марк не делал мне скидку, но корректура все равно стоила недорого — 10 тысяч рублей. Это средние для рынка цены.

стоила корректура книги

В чужих книгах меня часто бесили опечатки. Я очень хотела, чтобы в «Сделай это завтра» все было идеально. Марк прогонял книгу через три корректуры. Во время первой он прочитал весь текст и выделил, что надо исправить, после второй проверил висячие строки и переносы. Третья стала итоговой.

На корректуру в ноябре 2018 года ушло две недели.

Получение номера ISBN

Чтобы продавать книгу, для нее надо получать ISBN — это международный стандартный книжный номер из 13 цифр, «книжный паспорт». У каждой книги в мире он уникальный: в нем зашифрована страна выпуска, издательство и индивидуальный номер самой книги.

Книга без ISBN не считается полноценной — без ISBN это просто напечатанный самиздат. Такое издание не примут книжные магазины и библиотеки, ее не внесут в каталоги.

Номер ISBN выдает Российская книжная палата (РКП). На базе ISBN создают штрихкод — по нему книгу пробивают в магазинах.

Предзаказы и продвижение

Я издавала книгу за собственный счет, но решила перестраховаться и организовать предзаказ. Читатели могли заказать еще не напечатанную книгу. Чтобы начать собирать деньги с читателей, достаточно обложки и макета нескольких страниц — это у меня уже было.

Пришло время определиться с ценой. На самом деле этот этап работы над книгой должен идти первым. Прежде чем выкупать права и тратиться на переводчика и редактора, надо рассчитать, окупятся ли вообще затраты. Но я сделала наоборот.

Я сознательно отказалась от идеи сбора денег через краудфандинг, когда автор создает какой-то проект и сообщает о нем на специальной площадке, а пользователи могут поддержать его деньгами. За это они получают от автора какое-то вознаграждение — например, скидку или будущую книгу.

Собрав деньги таким способом, вы еще ничего не должны спонсорам, и велик соблазн не довести проект до конца. Еще я не хотела платить процент от собранного краудфандинговой платформе.

Чтобы люди могли заказывать книгу, к сайту надо было прикрутить оплату. Для этого я обратилась к друзьям-разработчикам из агентства Kindbeetle.

30 августа 2018 года я запустила предзаказ и опубликовала пост об этом у себя на Фейсбуке. Первые 100 заказов пришли с него.

Я думала купить рекламу в соцсетях, но мои друзья, которые занимаются продвижением, подсчитали, что стоимость привлечения одного покупателя может составить 1000—1500 Р — это дорого. От идеи я отказалась.

Потом я составила список друзей-блогеров и попросила рассказать о книге у себя. Практика показала, что если у аккаунта меньше 10 тысяч активных подписчиков, заказов будет не больше нескольких штук. А вот если подписчиков больше, то после одного поста могли заказать несколько десятков книг.

Несколько телеграм-каналов и сайтов порекомендовали «Сделай это завтра» просто так, бесплатно, только потому, что их авторам понравилась книга и они были рады, что она наконец выходит на русском.

Верстка

Когда текст вычитан, его надо сверстать — распланировать полосы будущей книги, определиться с ее форматом, обложкой, шрифтами, отступами, интервалами, расположением иллюстраций. Цель — сделать книгу аккуратной, красивой и удобной для чтения. В конце получается макет книги в электронном формате, по которому типография печатает книгу.

Эту часть за 20 тысяч рублей тоже взяла на себя Мила.

Текст книги должен быть набран каким-то шрифтом. Многие издатели используют бесплатные шрифты, но из-за доступности они популярны и приедаются. Мне как дизайнеру хотелось чего-то интереснее.

Я нашла с десяток типографий и спросила их о стоимости печати тиража. Выбирала по ценам и срокам: кто-то не ответил, кто-то был загружен, другие просили слишком дорого. В Up-print согласились подготовить тираж за 290 тысяч рублей и 2 недели.

Вместе с Милой и менеджером типографии мы выбрали для обложки шершавую матовую бумагу в противовес твердым глянцевым переплетам популярных бизнесовых издательств. Не помню название бумаги страниц, но она не просвечивает, приятная на ощупь и не самая дорогая — это были главные критерии.

Листы соединены в виде тетрадных блоков, прошиты нитками и только потом проклеены. Такой переплет называется КШС — клеевое швейное скрепление.

Сначала я планировала выпустить книгу в октябре, для этого макет книги должен был быть готов в сентябре. Так как редактура затягивалась, верстка тоже выбилась из графика — мы делали ее в октябре и ноябре. В ноябре нашу типографию завалили работой, поэтому срок печати увеличили до месяца.

Печать тиража

Менеджер типографии прониклась моим напором и отдала треть тиража в печать 30 ноября, доделав остальную через несколько дней. Я сдержала слово перед оформившими предзаказ, выпустив книгу в последний день осени.

К моменту печати книгу заказали 300 человек. От них у меня было 177 тысяч рублей, а на печать требовалось 290 тысяч. Пришлось снять 200 тысяч рублей с накоплений на ипотеку.

не хватало на печать первого тиража книги

Не обошлось без накладок. 20 ноября я поехала в типографию подписать готовые к печати блоки страниц. По дороге я решила еще раз просмотреть распечатанный макет книги и на первой же странице предисловия увидела опечатку в фамилии автора. Ее проглядели копирайтер, корректор и я. К моему счастью, типография согласилась все исправить — листы еще не были напечатаны.

После печати книги надо предоставить Российской книжной палате 16 бесплатных экземпляров, чтобы ее отправили в крупнейшие библиотеки России.

Как шли продажи

Книгу можно было забрать самовывозом из центра Москвы, выбрать доставку курьером по городу или получить по почте. Доставка оплачивалась отдельно.

Самовывоз я организовала в магазине кроссовок на Никольской улице, который принадлежит моим друзьям. 1 и 2 декабря я сама раздавала книгу в магазине. За два дня забрали и купили еще 200 штук — многие в качестве подарка на Новый год.

Оставалось полторы тысячи экземпляров.

В первый же день продаж я обнаружила в тираже брак. Каждый экземпляр был запечатан в пленку, но я заметила, что на одной из обложек название немного расплылось. Проверила другие и поняла, что где-то треть тиража вышла с размытым заголовком.

Друзья сказали, что это ерунда, а я чуть не сошла с ума. Часть книг оставалась на складе, а больше 1000 еще печатались в типографии. Я отобрала брак в магазине и на складе. В типографии согласились перепечатать бракованные за свой счет.

стоит доставка книги в другие города

Книга продавалась благодаря сарафанному радио — я так и не потратилась на рекламу, да и денег на нее все равно не было. При заказе люди оставляли почту. На каждую покупку я отправляла автоматическое письмо с благодарностью за заказ и просила поделиться впечатлениями о книге в соцсетях, отметив пост хэштегом #сделайэтозавтра.

Еще на этапе предзаказа я написала крупным книжным сетям с предложением взять мою книгу в продажу. «Республика» проигнорировала письмо, а из «Библио-глобуса» ответили, что не работают с издательствами, у которых меньше 10 позиций. На этом я планировала закрыть для себя тему книжных магазинов.

Но зимой 2019 года петербургский магазин «Подписные издания» приобрел 20 экземпляров, а потом покупал 40 книг ежемесячно до тех пор, пока они не закончились. Потом ко мне обратились еще несколько магазинов — из Перми, Москвы, Беларуси и Украины.

Летом 2019 года книга закончилась — я закрыла продажи на сайте и открыла предзаказ на второй тираж.

Следующие тиражи

Издавать следующие тиражи гораздо легче, а прибыль с них больше. Летом 2019 года я открыла предзаказ на второй тираж — снова в 2000 экземпляров. В этот раз было проще. Мне надо было лишь купить права на печать еще одного тиража.

Я написала на сайте, что издам книгу в октябре. Вновь полгода добивалась у правообладателя договора, обновила обложку, а типография в этот раз вместо двух недель печатала книгу месяц. В начале ноября книга еще не была готова.

Я извинилась, предоставила покупателям промокод на скидку 20% на все последующие мои книги и предложила вернуть деньги за предзаказ. Никто не попросил вернуть деньги.

стоила печать второго тиража в новой типографии

В этот раз я сменила типографию. Вместо Up-print напечатала все в «Парето» за 181 000 Р — получилось на 109 тысяч дешевле.

В конце ноября 2019 года я выпустила второй тираж. К этому моменту предзаказ сделали 80 человек.

На обложке вместо шезлонга надувной фламинго. За это я не платила: мы доработали один из прошлых вариантов

Не обошлось без брака и на этот раз. Мы не обговорили этот момент с типографией заранее, и она упаковала в пленку не каждую книгу, а стопку по 10 штук. В разгар предновогодних продаж я обнаружила, что примерно треть книг испачкана: матовая обложка впитала какую-то грязь из типографии. Некоторые выглядели так, будто на них наступили.

Пришлось вручную перебирать сотни книг, отправлять обратно в типографию и ждать, пока они все исправят. Чудом хватило книг на все праздничные заказы. В январе типография бесплатно перепечатала весь брак.

Для продажи второго тиража я решила попробовать промокоды со скидкой 20%. Если в первом тираже я считала каждую книгу и никому их не дарила, то теперь позволила себе подарить по экземпляру нескольким друзьям и блогерам, заодно предложив их читателям промокод. Несколько постов принесли примерно по 100 покупок каждый.

Еще я веду переговоры с платформой электронных книг, чтобы выпустить книгу и там. До этого я не делала электронную версию книги, потому что опасалась пиратства. У издательства Елены Терещенковой был такой негативный опыт. Она издавала книгу «Взрослые дети эмоционально незрелых родителей» трижды. Издание стало таким популярным, что кто-то на Украине напечатал целый бумажный тираж, и пдф-версии разошлись по сети.

Мне повезло — я еще не встречала в сети моей книги. Хочу посмотреть, как электронная версия скажется на продажах бумажной: станут ли ее меньше покупать, будет ли электронная приносить прибыль.

Результаты и планы

На подготовку и печать первого тиража «Сделай это завтра» я потратила 756 тысяч рублей. Заработала — 1,2 миллиона, а прибыль составила 350 тысяч рублей. На печать второго тиража я потратила 308 тысяч и надеюсь на прибыль около 700 тысяч. Половина второго тиража уже разошлась — думаю, что все получится.

моя прибыль от продажи первого тиража книги

Я продолжаю работать дизайнером и одновременно издаю две новые книги. Первая — про гедонизм: как перестать постоянно работать над собой и начать получать удовольствие от жизни. У меня несколько вариантов подходящих книг, но пока я веду переговоры с правообладателями.

Второй проект — оригинальная книга про аутизм для детей и родителей. Ее я разрабатываю в партнерстве с иллюстраторским агентством Bang! Bang! Тема сложная, пока что мы не до конца понимаем, как к ней подступиться.

А теперь покажу, что по деньгам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *