Что является результатом работы учителя

Статья для учителя «Как оценивать результаты работы учителя?»

Как оценивать результаты работы учителя.

Как труд наш оценить, скажите?
Каков твой результат, учитель?
Он в поколениях новых виден,
Он значим, важен, очевиден.
Сознательно свой выбор сделав,
Хочу добиться в нем признания,
Служу стране своей и детям,
Давая им образование.

Вот такие примерно блоки показателей могут быть при распределении стимулирующей части учителя-предметника:
— Учитель как личность, гражданин, индивидуальность
— Образовательные технологии и методики, которые он использует
— Успехи и достижения его учеников (портфолио пресловутые)
— Его собственные успехи и достижения (порфолио и план самообразования)
— Мотивация его учеников на освоение преподаваемого предмета
— Отношения учеников к нему самому
— Отношения между его учениками

Критериями оценки работы учителя на сегодняшний день являются
1. педагогическая аттестация
— внешняя экспертиза (ЕГЭ)
— внутренняя экспертиза (оценка экспертной комиссией его уроков, срезы знаний, мониторинг)
2. портфолио учителя (участие в профессиональных конкурсах, конференциях, публикации, распространение передового педагогического опыта )
3. портфолио ученика (участие в олимпиадах. Результативность ЕГЭ, ГИА, проектная и исследовательская деятельность)

Самый большой минус в определении четких критериев оценки труда учителя – отсутствие конкуренции среди учителей.
Пока нет конкуренции среди учителей (по объективным причинам) нет и четких критериев, по которым можно оценивать работу учителя. Возникнет конкуренция – возникнут сами по себе параметры оценивания.

Источник

Что является результатом профессиональной деятельности учителя?

Что является результатом профессиональной деятельности учителя?

В педагогическом процессе учитель организует деятельность детей ради обеспечения возможности их личностного развития, которому способствует их активное, деятельное овладение опытом взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим я постоянно задаю себе вопрос: что же считать результатом моей профессиональной деятельности?

Ещё из работ К. Маркса известно, что любая деятельность носит двойственный характер с точки зрения её цели. С одной стороны она имеет целью получение некоего продукта («цель-в-продукте»), а с другой – целью является достижение некоторых изменений в самом деятеле, её субъекте («цель-в-субъекте»). Существует точка зрения, согласно которой в педагогическом процессе деятельность детей, организуемая педагогами, отличается от любой другой человеческой деятельности тем, что в ней «цель-в-субъекте» имеет первичное, первостепенное значение. Это значит, что деятельность воспитанников организуется ради обеспечения возможности их личностного и индивидуального развития.

При осуществлении своей деятельности педагог выдвигает два вида целей: одни цели содержат его представления о предполагаемых личностных изменениях и проявлениях воспитанников в процессе организуемой деятельности. Другие – об их практических достижениях: творческих, интеллектуальных, трудовых, спортивных и др. Логично предполагать, что этим двум видам целей будут соответствовать два вида результатов.

Доктор педагогических наук Е. В. Титова считает, что первый вид составляет качество организации педагогом совместной деятельности воспитанников, обеспечивающее возможности их разностороннего личностного проявления позитивных качеств и обогащение личного опыта социально и личностно значимым содержанием.

Второй слой результатов педагогической деятельности составляют практические результаты: реальные достижения воспитанников в различных конкретных видах деятельности (трудовой, познавательной, художественно-эстетической, спортивной, социально–творческой и др.).

И, наконец, третий, глубинный слой результатов, под которыми следует понимать не вообще уровень сформированности тех или иных качеств личности, т. к. этот уровень может быть достигнут не за счёт воспитательной образовательной деятельности, а лишь положительную динамику проявлений позитивных личностных качеств воспитанников в специально организуемой, разнообразной совместной деятельности и отрицательную динамику негативных проявлений воспитанников.

Необходима тщательная разработка критериев результативности и прежде всего признаков и показателей качества образования. Проблема поиска критериев эффективности воспитания едва ли не самая острая из проблем практической методологии педагогики. Быть может ТВОСКу позволят реально отслеживать все виды результатов педагогической деятельности?

Источник

Статья «Критерии успешности учителя»

«Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить», – писал В. М. Лизинский.
Учителя в формулу «знания – умения – навыки» не загонишь. Инструмента, которым можно измерить благородство души, неповторимые частицы творчества в повторяющемся учебном процессе, озарения, бесконечные диалоги с самим собой, нет. И задача этого педсовета не оценить того или иного учителя, а в процессе обсуждения выявить, что нужно для того, чтобы учитель работал успешно и качественно.

Теоретические выступления по критериям успешности учителя

Педагогические критерии успешности учителя

О работе учителя, во-первых, судят по конечному результату, поэтому первый критерий – это уровень обученности наших учеников. Уровень обученности отслеживается достаточно часто в течение учебного года: по отдельным темам, в конце учебной четверти (триместра), по итогам окружных, городских контрольных работ. Результаты таких наблюдений регулярно доводятся до сведения учителей, поэтому каждый учитель знаком с предложенным критерием не понаслышке.

Второй критерийуровень сформированности общеучебных умений и навыков.

Третий критерийсостояние исследовательской работы и работы по самообразованию. «Учитель – это человек, который учится всю жизнь». Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.

Четвертый критерийобразование педагогов и nовышение квалификации. Это одно из важнейших условий для повышения и сохранения качества преподавания.

Пятый критерий способность к самоанализу, рефлексии. Учителя, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают. Эти размышления можно разделить на два вида:

1) размышления, претворенные в действие (то есть придумал и сделал);
2) размышление по поводу совершенных действий (то есть анализ совершенного) – рефлексия.

Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании.

Шестой критерийинновационная деятельность.

Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию школы.

Психологические критерии успешности учителя

«Настоящее образование, – писал в свое время Добролюбов, это такое образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему окружающему».

Ушинский писал, что «недостаточно понять слова, недостаточно понять даже мысли и чувства, в них заключенные; нужно, чтобы эти мысли и эти чувства стали внутренне определяющими личность».

Рассмотрим вопрос об успешности учения, его зависимости от того смысла, который имеет для ребенка изучаемое им.

Первый критерий – интерес, мотивация.

Чем интереснее для ребенка учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается. Если успешность зависит от интереса, то чем же определяется самый интерес? Нередко интересы связывают с эмоциями.
«Что интересует моих учеников? Возможно, я ошибаюсь, но думаю, что узнать, чем более всего интересуется ученик, не так уж трудно. Это можно сделать и прямо, спросив его, и косвенно. Но лучше всего – создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом.
Как сохранить и поддержать любознательность ребенка? Всем хорошо известно, что по мере школьного обучения дети теряют любопытство, становятся менее любознательными. Это один из самых тревожных показателей школьного неблагополучия.
Я часто думаю о том, что из-за некоторых странных обстоятельств школа делает все возможное, чтобы забить в детях живое, естественное любопытство, поиск необычного в мире, в котором они живут».

Второй критерийсознательное обучение.

Принцип сознательного обучения включает в себя требование ясного понимания ребенком того, почему, зачем надо учиться. Нужно, чтобы ребенок понимал, что учиться надо для того, чтобы стать полноценным членом общества, что учиться – долг ребенка. Конечно, первоклассник или второклассник знает, зачем он учится. Но разве это заставляет его внимательно слушать учителя и тщательно выполнять домашние задания?
Нет, это не так. Реально его побуждают учиться другие мотивы: может быть, он просто хочет научиться читать, писать и считать; может, он хочет получать пятерки; может быть, он хочет поддержать свою репутацию в семье, в классе, в глазах учителя. Значит, недостаточно, чтобы ребенок усвоил объективное значение данного учебного предмета, нужно, чтобы он соответственным образом и внутренне отнесся к изучаемому: нужно воспитать у него требуемое отношение к учению.
Формальное преподавание – это и есть такое преподавание, при котором учитель не заботится о том, какой смысл для его учеников имеют те знания, которые он им сообщает, и не воспитывает надлежащего отношения к этим знаниям.
«Науку, – писал Герцен, – надобно прожить, чтобы не формально усвоить ее». И в учении то же; чтобы не формально усвоить, нужно не «отбыть» обучение, а «прожить» его: нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося.

Третий критерий взаимоотношения в системе «учительученик».

В процессе становления учебной деятельности формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений, общения. Учебные взаимодействия учителя с учеником являются ведущей переменной процесса обучения и обусловливают как характер мотиваций учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся.
Ситуация сотрудничества ученика с учителем и другими учащимися обеспечивает реализацию всего богатства межличностных отношений по мере того, как ученик усваивает новое предметное содержание. Формы сотрудничества: от совместного, разделенного с учителем действия, далее – к подражанию и самообучению.
С первых этапов обучения взаимодействие и сотрудничество учителя с учеником должно быть построено на уровне смыслополагающих и целеполагающих действий. Только такой порядок поможет преодолеть объектную логику освоения деятельности, принуждающую ученика к рутине зубрежки, к нетворческому учебному труду, обусловленному движением от элементарного, операционно-технического уровня ко все более высоким уровням функционирования деятельности.

Четвертый критерийучет индивидуальных особенностей ученика.

Известно, что между учениками существуют значительные различия в показателях продуктивности отдельных видов памяти: одни легко запоминают образный материал, другие – эмоциональный, третьи – вербальный, четвертые – движения. Эти различия проявляются в успешности учебной деятельности, и учитель должен учитывать их в своей работе. Так, нельзя подходить с одними требованиями к оценке успехов учеников по разным дисциплинам. Высокие вербальные способности помогают в заучивании текстов (стихотворений, иностранных слов, географических названий и т. д.).

Если урок предполагает заучивание какого-либо материала, то время, отводимое на заучивание какого-либо материала, должно быть индивидуальным. Нужно ориентироваться на детей с более низкими способностями, а для учеников с высокими способностями должны быть предусмотрены дополнительные задания. В противном случае мы сталкиваемся с ситуацией, когда часть учеников выключаются из активной работы, у них возникает чувство неудовлетворенности, теряется интерес к уроку.

Например, учитель после объяснения материала очень часто переходит к повторению и опросу по этому материалу. За активную работу ученики получают отметки. Кто будет в этой ситуации находиться в более выгодных условиях? Нетрудно ответить – ученики, способные быстро запоминать материал. Но хорошо, если они его прочно усвоили, а если он скоро забудется?

Профессионально-личностные критерии успешности учителя

Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в нее личности педагога. Это значит, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик учителя, а только та часть личностных качеств, которая профессионально значима.

Такие качества структурировались в работах Ю. К. Бабанского, В. А. Сластенина, Н. В. Кузьминой и др.

Из многочисленных существующих диагностических методик мы выделили такие качества личности учителя, которые, на наш взгляд, оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя.

1. Эмоциональность

В состав этого качества входит:

– интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;
– адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;
– доброжелательность реакции учителя на возбуждение;
– уверенность в своих педагогических мыслях и действиях,
– удовлетворенность от результата своего труда.

2. Выразительность речи

Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.

За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд важных педагогических задач.

К сожалению, почти все учителя приобретают «профессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство, как установлено психологами, раздражает, угнетает учащихся.

Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «ТРИ О»:

Общение – с хорошей литературой, искусством, природой.
Общение – с интересными людьми, любовь, дружба.
Общение – с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества, размышлений.

3. Творческое начало личности

Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно. Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни вне предметных интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!»

Одностишие: Я и творить, и натворить умею (В. М. Лизинский).

4. Организаторские способности

Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

Одностишие: Я горы вмиг с ребятами сверну (еще бы знать, зачем). Планировать могу, могу и делать (В. М. Лизинский).

5. Чувство юмора

Дети любят разных учителей, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход.
В. А. Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого учитель часто не находит выхода». Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором относиться к причине противостояния, обращать все в шутку.

Одностишие: Мне юмор в детстве подмешали в молоко (В. М. Лизинский).

6. Настойчивость, дисциплинированность

Два эти качества характеризуют развитие воли учителя.
Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленные цели и доводить принятые решения до конца.
Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.
Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями и учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств.

Источник

Продукт и результат педагогической деятельности

Мотивация.

Педагогические цели и задачи.

Предмет педагогической деятельности.

Педагогические средства и способы решения поставленных задач.

Продукт и результат педагогической деятельности.

Каждый вид деятельности имеет свой предмет, точно также и педагогическая деятельность имеет свой.

Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.

Средствами педагогической деятельности являются:

— научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся;

Способами передачи социального опыта в педагогической деятельности являются:

— непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая);

Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели являются развитие обучающегося:

— его личностное совершенствование;

— становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.

Понятие способностей в психологии

Способности — индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся. На основе анализа психологической литературы по проблеме способностей можно выделить следующие признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности.

Обычно виды способностей различают по их направленности, или специализации. В этом плане можно выделить:

Общие способности — такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности;

Специальные способности — система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. Специальные способности органически связаны с общими.

Сущность педагогических способностей

Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.

Ведущими свойствами в педагогических способностях являются:

— потребность в передаче знаний.

Педагогический такт — это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.

Педагогический такт предполагает:

— уважение к школьнику и требовательность к нему;

— развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой;

— внимательность к психическому состоянию школьника и разумность и последовательность требований к нему;

— доверие к учащимся и систематическая проверка их учебной работы;

— педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками и др.

Педагогическая наблюдательность — это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся.

Базовые педагогические способности

Отечественные исследователи педагогических способностей на основе положений С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова в 60-е гг. прошлого века выделили целый набор педагогических способностей. Круг педагогических способностей очень велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности. Психологи и педагоги, исследовавшие профессиограмму учителя, выделяют различные способности учителя.

В исследованиях Н.В. Кузьминой раскрыты такие способности, как педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределение внимания, организаторские способности.

Что является результатом работы учителя. Смотреть фото Что является результатом работы учителя. Смотреть картинку Что является результатом работы учителя. Картинка про Что является результатом работы учителя. Фото Что является результатом работы учителя

Ф.Н. Гоноболин перечисляет и раскрывает следующие способности, необходимые учителю:

— способность понимать ученика;

— способность доступно налагать материал;

— способность развивать заинтересованность учащихся;

— предвидение результатов своей работы и др.

В целом к группе педагогических способностей в первую очередь относят:

— требовательность как черту характера;

— простоту, ясность и убедительность речи.

Перечисленные педагогические способности позволяют успешно осуществлять все стороны педагогической деятельности.

Педагогический такт проявляется в коммуникативной стороне педагогической деятельности. Как мы уже отмечали выше, это способность к установлению правильных отношений с учениками, учителями, родителями, чувство меры в отношениях (в меру требовательность, в меру доброта), что позволяет устранять предупреждать конфликтные ситуации.

Организаторские способности также нужны для деятельности учителя, так как вся педагогическая деятельность носит организаторский характер.

Н.Д. Левитов выделяет в качестве основных педагогических способностей следующие:

— способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме;

— способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности;

— самостоятельный и творческий склад мышления;

— находчивость или быстрая и точная ориентировка;

— организаторские способности, необходимые как для обеспечения систем работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким который и дал им соответствующие общие определения.

9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.

Источник

Результат работы учителя и учеников

Что является результатом работы учителя. Смотреть фото Что является результатом работы учителя. Смотреть картинку Что является результатом работы учителя. Картинка про Что является результатом работы учителя. Фото Что является результатом работы учителя Что является результатом работы учителя. Смотреть фото Что является результатом работы учителя. Смотреть картинку Что является результатом работы учителя. Картинка про Что является результатом работы учителя. Фото Что является результатом работы учителя Что является результатом работы учителя. Смотреть фото Что является результатом работы учителя. Смотреть картинку Что является результатом работы учителя. Картинка про Что является результатом работы учителя. Фото Что является результатом работы учителя Что является результатом работы учителя. Смотреть фото Что является результатом работы учителя. Смотреть картинку Что является результатом работы учителя. Картинка про Что является результатом работы учителя. Фото Что является результатом работы учителя

Что является результатом работы учителя. Смотреть фото Что является результатом работы учителя. Смотреть картинку Что является результатом работы учителя. Картинка про Что является результатом работы учителя. Фото Что является результатом работы учителя

Что является результатом работы учителя. Смотреть фото Что является результатом работы учителя. Смотреть картинку Что является результатом работы учителя. Картинка про Что является результатом работы учителя. Фото Что является результатом работы учителя

Результат работы учителя оценивается через следующие качественные характеристики:

Примерная структура урока Подготовка учащихся к учебной работе: 1) Проведение в оптимальное состояние нервной системы и психики учащихся. 2) Организация действий учащихся и рабочих мест. 1 II Выполнение задач основной части урока: 1) Специальная переподготовка, ориентация учащихся на предстоящую работу. Доведение до их сознания цели и задач урока, проверка домашнего задания, повторение изученного, включение в их круг представлений, связанных со знаниями, которые предстоит усвоить, выполнение подготовительных упражнений, подводящих к усвоению новых знаний и способов действий, 2) Первоначальное восприятие, осмысление и запечатление в памяти всей системы знаний и умений, представленной в обобщенно-элементарном виде в целях обеспечения понимания учащимися основ изучаемого материала в сокращенном виде. 3) Многократное поэтапное возвращение к изучаемому, расчлененному на части, исправление пробелов, допущенных при первом восприятии, уточнение, углубление и расширение объема каждой выделенной части учебного материала в целях достижения полноты и точности восприятий, верности сформированных понятий и способов действий. 4) Интеграция на более высоком теоретическом уровне скорригированных по частям знаний и умений в целях создания у учащихся целостной системы знаний и умений. 5) Проверка действенности приобретенных учащимися знаний и умений путем включения их в практическую деятельность. III Заключительная часть Подведение итогов проведенной работы. Домашнее задание. Оценка успехов учащихся. Указание о содержании самостоятельной работы учащихся по закреплению и обогащению знаний и способов практических действий. Подготовка учеников к перемене.

Результаты работы учащихся.

Необходимо отметить, что эффективность любого урока определяется не только тем, что учитель пытается дать детям, а прежде всего тем, что именно они взяли в процессе обучения. Конечный результат урока складывается из следующих позиций.

1. Уровень самостоятельности, самодеятельности учащихся на уроке-

2. Отношение учащихся к учебному труду.

3.Отношение учащихся к предмету, учителю, друг к другу.

4. Объективная направленность деятельности учеников на образование и развитие своей личности.

5. Наличие у учащихся познавательного интереса.

6: Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.

7. Знание учениками фактического материала и уровень его усвоения:

— уметь осмысленно и полностью его воспроизводить;

— уметь воспроизводить его в сокращенном виде;

— уметь выделять в материале главные положения;

— уметь разъяснять сущность усвоенных правил, выводить из других теоретических обобщений;

— уметь доказать правильность и обоснованность усвоенных теоретических положений;

— уметь отвечать на прямые и косвенные вопросы по изучаемому материалу; уметь расчленять материал на смысловые части и составлять план в устном и письменном виде;

Что является результатом работы учителя. Смотреть фото Что является результатом работы учителя. Смотреть картинку Что является результатом работы учителя. Картинка про Что является результатом работы учителя. Фото Что является результатом работы учителя

— уметь иллюстрировать усвоенные теоретические положения своими примерами и фактами;

— уметь письменно отвечать на вопросы по изученному материалу;

— уметь применять полученные знания на практике, т.е. решать примеры и задачи, составлять схемы, выполнять практические задания;

— уметь устанавливать связь изученного материала с ранее пройденным;

— уметь переносить усвоенные знания на объяснение других явлений и фактов;

— уметь выделять, мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи в изученном материале, выражать к ним свое отношение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *