Что является сущностью сертификации
Сертификация
Ряд товаров сертифицируется в обязательном порядке. Если сертификаты будут отсутствовать, реализация продукции будет не вполне законной. Рассмотрим понятие сертификата и его особенности.
Что представляет собой сертификация
Сертификат – это документ, который подтверждает соответствие продукции заданным требованиям. Получить его могут как производители, так и поставщики. Сертификация выполняется на основании соответствующего закона. Процедура также должна соответствовать закону «О защите прав покупателей». Сертификация некоторых видов товара регулируется отдельными нормативными актами.
Цели получения
Сертификация выполняется для достижения этих целей:
Получение сертификата обязательно, если производитель собирается участвовать в международной торговле.
Принципы сертификации
Мероприятие по получению сертификата должно соответствовать этим требованиям:
Лицо может самостоятельно выбирать структуру, которая будет проводить сертификацию.
Обязательное и добровольное получение сертификата
Сертификация, согласно законам страны, может быть обязательной и добровольной. Процедуры получения документа не отличаются по форме. Различается только мотивация в инициировании мероприятия.
Обязательная сертификация
Существуют обязательные требования, предъявляемые в отдельным видам продукции. Именно на соответствие этим требованиям проверяется товар. К примеру, в процессе сертификации подтверждается безопасность продукта для окружающей среды, здоровья человека. В рамках мероприятия проверяющие лица основывают свою деятельность на следующих нормативных актах:
Обязательное получение сертификата – это вид государственного контроля, направленный на обеспечение безопасности товара.
Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, устанавливается Правительством РФ. Рассмотрим некоторые виды этих товаров:
Сертифицируется не только продукция, но и услуги. Рассмотрим услуги, подлежащие обязательной сертификации:
Из этого перечня можно сделать вывод о том, что обязательной сертификации подлежит продукция с повышенным классом опасности. Документ должен быть получен на услуги, предполагающие массовое использование. К примеру, услуги общественного питания посредственного качества могут привести к риску для здоровья.
Сертификат, полученный в обязательном порядке, будет действовать на территории всей страны. Госстандарт РФ – это тот орган, который организует мероприятия по сертификации. В ряде случаев аналогичной деятельностью могут заниматься представители исполнительной власти.
Добровольная сертификация
Сертификация – это затратное мероприятие. Однако часто производители проводят его по добровольному желанию. Связано это со следующими позитивными последствиями получения документа:
Человек, который видит наличие сертификата на продукцию, испытывает больше доверия и к самому продукту, и к производителю. Соответственно, повышаются продажи. К примеру, во многих специализированных изданиях специалисты убеждают покупателя, что очки нужно покупать только после запроса сертификата. Если документ отсутствует, покупать товар не рекомендуется. Особенно наличие документального подтверждения качества требуется для дорогостоящей продукции. Когда человек покупает что-то дорогостоящее, он особенно внимательно относится к документам на товар. Повышается лояльность не только потребителей, но и импортеров.
К СВЕДЕНИЮ! В России наиболее развита обязательная сертификация, а в европейских странах – добровольная. Связано это с тем, что на западе получение документа – один из наиболее эффективных способов завоевать место на рынке.
Принципы ответственного подхода к лицензированию
Лицензирование, по сути, обеспечивает безопасность для человека и окружающей среды. Поэтому ответственный подход к получению документа о соответствии – это ответственный подход к безопасности. Для реализации этого подхода следует внимательно относиться к выбору органа, осуществляющего лицензирование. К структуре должны предъявляться следующие требования:
Однако часто руководители, чтобы сэкономить, обращаются к организациям, не соответствующим этим требованиям. Там за небольшую плату можно получить документ на продукцию, даже не вполне соответствующую требованиям. По сути, это правонарушение. Важно помнить, что не все компании имеют полномочия на осуществление сертификации. То есть полученный документ действительным не будет.
Государство пытается пресечь деятельность этих компаний. Для этих целей требования к фирмам постоянно ужесточаются. В июле 2014 года появился ФЗ, который поставил новые строгие требования к компаниям. Обращение к таким структурам невыгодно и покупателям, и потребителям. Во-первых, фальшивые знаки соответствия подрывают доверие к лицензиям в целом. Это снижает продажи, в том числе самой компании. Во-вторых, фальшивость может быть выявлена, что приведет к скандалу.
Основные виды сертификации продукции
Сертификация подразделяется на множество видов. Наличие различных форм обусловлено видами продукции, а также некоторыми другими факторами.
Добровольная и обязательная сертификация
Сертификация различается по обязательности проведения. Различают две формы:
Вне зависимости от того, какой вид сертификации проводится, процедура должна осуществляться аккредитованными центрами.
Разновидности сертификации
Рассмотрим все разновидности сертификации, а также все особенности процедур.
Сертификат соответствия нормам технического регламента
Сертификат устанавливает соответствие товара заявленным требованиям. Для какой продукции он нужен? Если она входит в перечень товара, при подаче таможенной декларации на который нужен документ, подтверждающий соответствие всем регламентам, сертификацию проводить придется. Документ выдается на основании протоколов испытаний продукции. Последние можно получить, обратившись в лабораторию для исследования образцов товара.
Затраты на сертификат составят примерно 10 000 рублей. Точная стоимость зависит от вида продукции. Документ оформляется в течение 3 дней. Для получения сертификата нужно направить в аккредитованный центр заявку, а также пакет документов. Если заявка будет одобрена, производитель предоставляет образцы изделий для дальнейших исследований. Если результаты исследования удовлетворительные, выдается сертификат. Действует он, как правило, год. Информацию об успешно проведенной сертификации можно отобразить в маркировке.
Рассмотрим преимущества получения сертификата соответствия:
ВАЖНО! Если лицо будет реализовывать продукцию без сертификата, на него накладывается административная ответственность.
Добровольные сертификаты
В отличие документов на соответствие требованиям, добровольная сертификация устанавливает соответствие товара качествам, заявленным производителем. К примеру, производитель утверждает, что в продукте нет искусственных красителей, сертификат подтвердит действительность этого заявления. Как правило, документ получают на следующие товары/услуги:
Цель добровольной сертификации – повышение продаж, улучшение имиджа компании, формирование потребительской репутации. Документ можно получать в том числе на товары, подлежащие обязательной сертификации.
Свидетельство о госрегистрации
Свидетельство о государственной регистрации представляет собой подтверждение безопасности продукции, ее соответствие гигиеническим и санитарным нормам. Госрегистрация товара – это мероприятие, которое заменило санитарно-эпидемиологическую экспертизу. Свидетельство выдается только в том случае, если продукт прошел все испытания на соответствие стандартам. Существует перечень изделий, на которые нужно получать свидетельство в обязательном порядке. Перечень установлен Постановлением Таможенного союза №299. Рассмотрим некоторые виды изделий, подлежащих государственной регистрации:
Получение документа предполагает прохождение следующих этапов:
Свидетельство может выдаваться на лицо, зарегистрированное в государствах-участниках таможенного союза, на импортных производителей.
Выданное свидетельство будет действовать вплоть до внесения поправок в закон.
Сертификат происхождения
Сертификат происхождения подтверждает, что продукт действительно был произведен на территории государства-экспортера. Документ этот нужен для экспортно-импортных процедур. Отсутствие сертификата – это основание для назначения двойных тарифов госпошлины. Особенности такой сертификации устанавливаются Таможенным кодексом. Именно он устанавливает требования к оформлению экспортируемой и импортируемой продукции. Наличие документа о происхождении требуется в обязательном порядке для некоторых категорий изделий. Необходимость наличия сертификата устанавливается законами стран-импортеров, международными нормами, условиями коммерческих контрактов.
К СВЕДЕНИЮ! Рассматриваемый документ не нужно получать на транзитные грузы, временно хранящиеся на территории страны.
Сертификаты происхождения также подразделяются на виды:
Для получения сертификата нужно предоставить в орган ряд документов на продукцию.
СБКТС и ОТТС
СБКТС – это свидетельство о безопасности конструкции ТС. Получать его нужно на авто, бывшие в употреблении, ввозимые в страну из иностранных государств. Бумага выдается на следующие транспортные средства:
Для получения свидетельства владельцу ТС нужно отправить заявку.
Отказное письмо
Отказное письмо – это ответ органов, отвечающих за сертификацию, о необходимости проведения процедуры в отношении продукции. В письме указывается, что то или иное изделие не входит в Номенклатуру продукции, подлежащей обязательной сертификации. Это неофициальный документ, а потому специального бланка для него не установлено. Однако на бумаге должна иметься печать структуры, отвечающей за сертификацию.
Зачем получать отказное письмо?
Если какая-либо структура настаивает, что на товар должна иметься сертификация, предъявляется отказное письмо.
Для его получения понадобятся эти документы:
Получение сертификата – процесс затратный. Однако в некоторых случаях он обязателен.
Сертификация продукции
Сертификация продукции — это свидетельство о соответствии изделий нормам качества, установленным стандартами производства. Такое подтверждение гарантирует, что продукция безопасна для потребителя. Процедура прохождения сертификации строго регламентирована законом.
Сертификации также подлежат некоторые виды услуг, например, оказываемые в сфере здравоохранения, общественного питания, то есть в отраслях, результат действия в которых непосредственно влияет на потребителя.
Кому и зачем требуется оформлять?
Россия и другие страны мира приоритетным направлением в развитии производственного сектора экономике считают работу над качеством продукции. Обеспечить эту цель возможно через сертификацию. Контролируя качество, государства могут быть спокойны за безопасность потребителей внутри стран, а на импорт предлагать только продукцию, отвечающую самым высоким требованиям стандартов.
Добросовестным производителям и поставщикам тоже выгодно сертифицировать продукцию, даже если их категория товара или технология не попадает под обязательное подтверждение качества. Оформив сертификат, бизнесмены упрочивают репутацию компании-производителя или поставщика: они публично заявляют об эталонном качестве своих товаров, технологий.
В случае, если производителя или поставщика обязывают сертифицировать продукцию, это гарантирует, что на рынок не будут выпущены товары, способные навредить покупателям, не будут применены вредные технологии производства.
Классификация: деление сертификации на виды по разным критериям
Сертификация классифицируется по видам в зависимости от особенностей товаров и технологий, требованиям к проверке их качества и другим условиям.
В базовой классификации деление процедуры на виды происходит по следующим критериям:
по государственным или территориальным стандартам, когда подтверждается качество по ГОСТ, действующим в отдельно взятой стране, сообществе государств или во всем мире;
по принципу добровольности или обязательности, когда производителей потенциально опасных товаров и технологий обязывают проходить сертификацию, а необременённые таким обязательством предприниматели делают это добровольно, чтобы иметь конкурентное преимущество на рынке;
на серийную продукцию или партию, когда сертификат оформляют на конкретный объем произведённого или импортируемого товара.
Что из производимого обязательно требуется сертифицировать?
Перечней продукции, которая обязательно сертифицируется, несколько. Но они целенаправленно систематизированы в единый список, внутри которого поделены по отраслям экономической и хозяйственной деятельности.
Открывая бизнес, важно до начала производства или поставок выяснить, потребуется ли оформлять сертификат на конкретный вид товара или технологию производства.
Традиционно любое государство мира сертифицирует изделия, использование которых по назначению может привести к угрозе жизни потребителей. Например, бытовые электроприборы, табачная продукция, покрышки для автомобильных колёс, игрушки и другие товары, предназначенные для детей и многие другие.
Как проходит процедура?
Систем сертификации несколько, поэтому и порядок процедуры неодинаков, но в любой из них выделяют такие общие этапы:
Формирование пакета документов для подачи заявки. Процесс допускает использование электронных документов, при наличии цифровой подписи с определенной квалификацией.
Работа с документами в аккредитованном государством центре сертификации, который имеет разрешение на оказание услуг такого рода и внесён в единый реестр.
Подписание соглашения с центром, в котором устанавливаются условия процедуры и оговаривается цена за ее проведение.
Испытание отобранных образцов продукции, установление соответствия их требованиям стандарта. Итогом проведённых работ является составленный протокол, в котором отражаются все действительно полученные результаты испытаний.
Организация и проведение проверки с выездом к заказчику услуг по сертификации для изучения процесса производства, определения соответствия условий производства требованиям стандарта.
Принятие окончательного решения об отказе в выдаче или о выдаче сертификата.
Оформление и выдача подтверждающего качество документа.
Работу центров сертификации и системы в целом контролирует Росстандарт — орган исполнительной власти, известный под названием Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Агентство оказывает государственные услуги в сфере технического регулирования и метрологии. В системе органов власти оно подчиняется Министерству промышленности и торговли Российской Федерации.
Что входит в пакет документов для прохождения сертификации?
Заявление с указанием реквизитов обращающейся компании. Инициировать сертификацию отечественного товара или технологии вправе только компания-производитель. Зарубежная продукция сертифицируется, в том числе по заявлению дилера.
Правоустанавливающие для бизнеса документы: регистрационные документы, подтверждающие законную деятельность заявителя, его правовой статус как экономического субъекта. Это могут быть копии учредительных документов, справка о поставке на налоговый учёт, сведения о реквизитах. Готовя в качестве приложения к заявлению копии, заявитель должен иметь при себе оригиналы всех собранных документов.
Перечень нормативно-правовых актов, которые устанавливают стандарт качества для заявляемой на сертификацию продукции. Важно до подачи заявления проверить актуальность этих актов на информационно-правовых порталах. Они должны быть действующими во времени.
Документы, которые ранее выдавались в подтверждении качества продукции или предыдущие протоколы качества, сформированные по окончании испытаний.
Иные документы, в которых содержаться сведения, так или иначе влияющие на принятие решение о выдаче сертификата качества. Подаются на усмотрение заявителя.
Это далеко не точный перечень документов, потому что список предъявляемых официальных бумаг зависит от вида сертификации. Важно учитывать и тот момент, что некоторые центры сертификации наделены правом затребовать о продукции любую дополнительную информацию.
От иностранных компаний, например, дополнительно требуют предоставить руководство пользователя, переведённое на русский язык.
Какой срок действия у сертификата?
Выбранная схема сертификата определяет его действие во времени. Обычно качество товара или технологии подтверждается для отечественных производителей сроком на три года. Но если речь о сертифицировании контрактной продукции, то на нее выдается документ на период до одного года или на другой срок, в зависимости от страны, из которой идёт поставка.
По истечении срока действия сертификата, процедуру проходят повторно. Причем заявителю важно задумываться об этом заранее, ведь он не вправе производить или ввозить новую партию товара или использовать технологию, по ранее полученному документу — действие сертификата распространяется только на старую партию.
Повторная процедура не отличается от первичной, если за прошедшее время не поменялись ее правила на законодательном уровне. Преимуществ заявителю ранее пройденная сертификация не даёт.
Какая выгода в получении сертификата?
Правильно, честно и эффективно работающая система сертификации выгодна всем: и государству, и бизнесу, и потребителям. Но только предприниматели пользуются широким спектром преимуществ от подтверждения качества производимого, ввозимого товара используемой технологии. Возможности, которые открывает для бизнеса сертификация следующие:
Изменение конкурентоспособности товара, технологии в лучшую сторону. Об успешном прохождении процедуры проверки принято рассказывать в корпоративных новостях. Так реально привлечь внимание потребителя, расширить аудиторию покупателей, заявить конкурентам о том, что на рынке им придётся потесниться.
Эталонное качество, подтверждённое сертификатом, открывает перед бизнесом новые горизонты в виде приглашений на отраслевые выставочные мероприятия, возможность участвовать в крупных тендерах и некоторые другие.
Партнёры и покупатели иным образом относятся к товару, чье качество подтверждено экспертным мнением, сделанным на основании испытаний. Первые могут стать акционерами компании, вторые уверены, что не будут обмануты, а в случае выявления несоответствия стандартам их интересы защитит государство по Закону о защите прав потребителей.
Особое доверие со стороны финансово-кредитных учреждений, которые располагают денежными активами и могут кредитовать бизнес, чья продукция сертифицирована. Для банков наличие сертификата у кредитуемого субъекта — гарантия серьёзности компании.
Изменение стратегии развития путём выхода на международный рынок. Огромный ассортимент продукции нуждается в расширении рынка сбыта, но реализовать эту возможность могут только те компании, чья продукция качественная. Выйти на зарубежного потребителя невозможно, не пройдя процедуру сертифицирования.
Положительная репутация компании в лице контролирующих органов. Сертифицированный товар, технология — «лицо» всей предпринимательской идеи. Российский бизнес контролирует множество разных органов, их доверие к проверяемым будем выше, если те уже имеют подтверждение качества своей работы.
Получение сертификата по одной из схем упрощает его получение по другой. Например, подтверждение качества для выхода на международный рынок, потребует оформления на продукцию сертификата ISO. Получить его гораздо проще, если компанией уже оформлен сертификат ТР ТС/ЕАЭС. Напомним, что это не привилегия, а только избавление от некоторых сложностей ввиду того, что единожды процедура уже была пройдена.
Обращаем внимание на тот факт, что обязанность проходить сертификацию лишена такого количества выгод, и все перечисленные преимущества, скорее, касаются тех компаний, которым предстоит выбрать добровольное согласие на процедуру.
Что будет, если нарушить законы, действующие в сфере сертификации?
В зависимости от тяжести совершённого проступка или преступления, виновные подлежат дисциплинарному, административному, материальному или уголовному наказанию. К нарушителям всегда принимаются строгие меры, потому что ответственность вместе с ними несёт и центр сертификации, а негативные последствия направлены на широкий круг людей — потребителей.
Наиболее часто совершаемые правонарушения такие:
отступление от стандартов качества после получения сертификата;
предоставление о компании недостоверных сведений;
необоснованное декларирование вместо прохождения процедуры, регламентированной законом.
Все меры наказания, какими бы строгими они ни были, государство считает оправданным ввиду опасности, которую представляет собой бизнес, отступивший от честных правил ведения дел.
Выявленные нарушения оборачиваются и отзывом сертификата или приостановлением его действия.
Как долго длится процедура?
В нормативно-правовых актах сроки не регламентированы строго. Они зависят от того, какие документы представлены в центр сертификации, какие испытания должны пройти до момента подтверждения качества. Поэтому процедура может занять несколько дней, а может растянуться и на несколько месяцев.
Сократить время на прохождения могут консультирующие специалисты в области сертификации, которые разбираются в нюансах процедуры. Они наверняка знают:
какие эксперты быстрее осуществят процедуру;
как правильно контактировать по вопросу сертификации с государственными органами;
какие документы следует представить вместе с заявлением на получение сертификата продукции.
Как любая посредническая деятельность, эта оплачивается заявителем, который хочет, чтобы его интересы в вопросе подтверждения качества товара или технологии представляли специалисты.
ВНИМАНИЕ!
Скоро на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу
Тема 4. Сертификация продукции,
услуг и систем качества
Оглавление
Основные понятия в области сертификации
В условиях рыночных отношений, когда предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельного выхода на внешний рынок, они сталкиваются с проблемой оценки качества и надежности своей продукции. Международный опыт свидетельствует, что необходимым инструментом, гарантирующим соответствие качества продукции требованиям НД, является сертификация.
Сертификация в общепринятой международной терминологии определяется как установление соответствия. Национальные законодательные акты различных стран конкретизируют: соответствие чему устанавливается, и кто устанавливает это соответствие.
Приведем некоторые определения, действующие в этой области.
Таковы основные понятия, связанные с сертификацией продукции, которые потребуются для усвоения дальнейшего материала.
Цель сертификации, как указано в Законе РФ, заключается в следующем:
В настоящее время предусмотрено, что в целях государственного регулирования общий перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждается Правительством РФ.
Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических лиц и граждан на основе договорных отношений между заявителями и органами по сертификации. Этот вид сертификации могут проводить юридические лица, взявшие на себя функции органов по добровольной сертификации и зарегистрировавшие системы сертификации и знаки соответствия в Госстандарте России.
Самостоятельная сертификация (самосертификация) создается самим предприятием-изготовителем продукции. При этом сертификаты на изделия выдает само предприятие строго под свою ответственность. По существу, самосертификация является заявлением изготовителя о соответствии его продукции и производства требованиям НД.
Система сертификации продукции третьей стороной создается сторонней организацией, которая проверяет, оценивает и подтверждает соответствие выпускаемой изготовителем продукции требованиям стандарта.
Основным функциональным образованием систем сертификации являются органы по сертификации, которые сертифицируют продукцию, выдают сертификаты и лицензии на применение знаков соответствия. Они же осуществляют инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, приостанавливают или отменяют действие выданных им сертификатов, формируют фонд НД по сертификации, предоставляют заявителю по его требованию необходимую информацию.
Свою деятельность ОС осуществляет на основе материалов испытательной лаборатории, которая проводит испытания конкретной продукции и выдает протоколы испытаний для целей сертификации.
Процедуры сертификации в России регламентируются следующими документами:
Организация сертификации за рубежом
Международная практика сертификации направлена на устранение технических барьеров, возникающих при сертификации продукции, и обеспечение беспрепятственного ее продвижения на рынок.
Крупнейшей международной организацией в области торговли является Всемирная торговая организация (ВТО). Она содержит специальные рекомендации для участников в области стандартизации и сертификации. Участие в этой организации дает определенные преимущества во внешней торговле, поэтому Россия также стремится стать членом ВТО. Ведущее место в области организационно-методического обеспечения сертификации принадлежит ИСО, в рамках которого этими вопросами занимался Комитет по сертификации (СЕРТИКО). В 1985 г. этот комитет в связи с дальнейшим развитием работ был переименован в Комитет по оценке соответствия (КАСКО). Совместно с ИСО проблемами сертификации занимается МЭК. Все руководства выпускаются от имени этих двух организаций ( ИСО/МЭК).
Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛАК) ежегодно проводит конференции для обмена информацией и опытом по вопросам взаимного признания результатов испытаний, аккредитации лабораторий, оценки качества результатов испытаний.
В 1991 г. Генеральная ассамблея Европейского комитета стандартов (СЕН) утвердила общие положения систем сертификации и взаимного признания странами общего рынка (ЕС), направленные на устранение различий между национальными стандартами посредством разработки директив ЕС и европейских стандартов. При этом исходили из того, что любая продукция, изготовленная и проданная на законном основании в одной стране ЕС, должна быть допущена на рынки других стран сообщества.
В отличие от ранее действовавшего порядка европейские стандарты принимаются решением большинства стран-членов ЕС и после принятия обретают законную силу во всех странах сообщества. Этот процесс наглядно виден из табл. 3.
В связи с созданием единого рынка и принятием в 1989 г. «Глобального подхода к испытаниям и сертификации» была создана Европейская организация по испытаниям и сертификации и были разработаны стандарты (евро-нормы) EN серии 45000 в качестве единой нормативной базы для испытательных лабораторий и органов по аккредитации и сертификации. Эта серия состоит из 7 стандартов:
1. Получение органом по сертификации декларации-заявки на сертификацию продукции
Назначение эксперта для экспертизы исходных материалов
2. Экспертиза исходных материалов
Сбор информации о качестве реализуемой продукции
Орган по сертификации
Заключение договора на проведение сертификации производства
3. Формирование комиссии по проверке производства
Назначение главного эксперта и состава комиссии
Орган по сертификации
Оформление приказа о составе комиссии
4. Составление рабочей программы
Выбор объектов и процедур проверки производства
Орган по сертификации
Принятие программы проверки производства
5. Проверка производства
Формирование комиссии, составление плана проверки, проверка
Орган по сертификации
Составление акта о результатах проверки
6. Принятие решения о рекомендации производства к сертификации
Оформление проекта сертификата
Орган по сертификации
Направление акта и проекта сертификата в Технический центр Регистра
7. Принятие решения о сертификации производства
Принятие решения о регистрации сертификата в Реестре Регистра
Технический центр Регистра
Направление сертификата заявителю
8. Инспекционный контроль
Проверка стабильности качества изготовления продукции
Орган по сертификации, Технический центр Регистра
Оформление актов проверок
В Европе в период с 1990-92 гг. организации, занимающиеся сертификацией, объединились в Европейскую сеть, которая включает как страны-члены ЕС, так и другие западноевропейские страны. Это обеспечивает взаимное признание сертификатов и дает возможность предприятиям не проводить без надобности многократные оценки систем качества разными организациями. Сертификацию систем качества осуществляет также Американское общество по контролю качества, Японское общество проверки, регистрации и аккредитации систем качества и другие национальные и региональные организации. Сертификация продукции, услуг и систем качества прочно вошла в мировую практику торговых отношений. В связи с этим для российских предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, сертификация приобретает важнейшее значение для допуска их продукции на внешние рынки. Некоторые предприятия провели работу по сертификации с привлечением отечественных и зарубежных организаций. Однако в настоящее время сертификация в России намного отстает от того, что сделано в Европе, США и Японии.
Схемы сертификации продукции
Применение предприятиями в России сертификации продукции в условиях перехода к рыночной экономике дает следующие преимущества:
При обязательной сертификации организация и проведение работ возложены на Госстандарт РФ, которым разработана Система сертификации ГОСТ Р. Общие требования к порядку проведения обязательной сертификации продукции и услуг в этой системе регламентированы ГОСТ Р 40.001.-95. Применительно к системе сформулирована номенклатура продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Такая номенклатура однозначно устанавливает необходимые для проведения сертификации государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, нормы по безопасности, а также другие документы, которые содержат обязательные требования к продукции. Номенклатура постоянно пополняется и периодически пересматривается по мере введения обязательной сертификации в соответствии с законодательными актами. Предусмотрено, что в целях государственного регулирования сертификации в стране общий перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждается Правительством РФ.
При добровольной сертификации предусматривается сертификация продукции только по инициативе изготовителя. В этом случае он вправе сертифицировать свою продукцию на соответствие любым требованиям нормативно-технической документации. Этот вид сертификации могут проводить юридические лица, взявшие на себя функции органов по добровольной сертификации и зарегистрировавшие системы сертификации и знаки соответствия в Госстандарте РФ, а также органы по обязательной сертификации в пределах области своей аккредитации.
Общепринятые в России схемы сертификации продукции приведены в табл. 4.
Схемы сертификации продукции
Инспекционный контроль сертифицированной продукции
Испытания образцов, взятых у продавца
Анализ состояния производства
Испытания образцов, взятых у продавца
Испытания образцов, взятых у изготовителя
Анализ состояния производства
Испытания образцов, взятых у изготовителя
Испытания образцов, взятых у продавца и изготовителя
Анализ состояния производства
Испытания образцов, взятых у продавца и изготовителя
Сертификация производства (системы качества) у изготовителя
Испытания образцов, взятых у продавца. Испытания образцов, взятых у изготовителя. Анализ состояния производства
Рассмотрение декларации о соответствии
Сертификация системы качества у изготовителя
Контроль за стабильностью функционирования системы качества
Испытания каждого образца
Рассмотрение декларации о соответствии
Рассмотрение декларации о соответствии
Анализ состояния производства
Рассмотрение декларации о соответствии
Рассмотрение декларации о соответствии
Анализ состояния производства
Примечания. Под испытанием типа понимается испытание типового образца продукции с целью распространения результатов испытаний на всю совокупность. Рассмотрение декларации о соответствии проводится вместе с прилагаемыми документами.
Как видно из табл. 4, схемы сертификации различаются объемом и способами проводимых органами сертификации работ, а также инспекционного контроля. Схемы 1-8 классифицированы ИСО и общеприняты в международной практике. Схемы 9-10а основаны на использовании Декларации поставщика о соответствии продукции, как принятой в странах ЕС практике подтверждения соответствия продукции установленным требованиям. От выбора схемы сертификации зависит степень доказательности результатов сертификации, уверенности ОС в надежности выданных сертификатов. При выборе схемы нужно учитывать состояние производства, серийность продукции, конструктивную сложность изделий.
Последовательность процедур при сертификации продукции представлена в табл. 5.
Процедуры сертификации продукции
1. Подача заявки на сертификацию
2. Принятие решения по заявке, в том числе, выбор схемы
Орган по сертификации
3. Отбор, идентификация образцов и их испытания
Орган по сертификации
4. Оценка производств (если это предусмотрено схемой сертификации)
Орган по сертификации
5. Анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче сертификата соответствия
Орган по сертификации
6. Выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия
Орган по сертификации
7. Осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией
Орган по сертификации
8. Корректирующие мероприятия при нарушении соответствия установленным требованиям и неправильное применение знака соответствия
9. Информация о результатах сертификации
Орган по сертификации
Срок действия сертификата устанавливает ОС с учетом срока действия НД на продукцию, но в любом случае этот срок не превышает трех лет.
Сведения о сертифицированной продукции предприятие-заявитель приводит в сопроводительной технической документации (паспорт, этикетка) с указанием реквизитов сертификата. Право маркирования продукции знаком соответствия изготовитель получает на основании лицензии, выдаваемой ОС. Правила выдачи лицензий на применение знака соответствия определены ГОСТ Р 40.003-96. Маркирование серийно выпускаемой продукции проводит изготовитель, который несет ответственность за соответствие продукции НД и сертифицированным образцам.
Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией осуществляет ОС в течение всего срока действия сертификата и лицензии, но не реже одного раза в год. Инспекционный контроль проводится в виде периодических и внеплановых проверок, включающих испытания образцов продукции и других проверок, необходимых для подтверждения того, что реализуемая продукция продолжает соответствовать установленным требованиям, подтвержденным ранее при сертификации.
По результатам инспекционного контроля ОС может приостановить или отменить действие сертификата и аннулировать лицензию на право применения знака соответствия. Это происходит в тех случаях, когда установлено несоответствие продукции требованиям НД, внесены изменения в НД на продукцию или метод испытаний, в конструкцию, в комплектность продукции или технологию ее производства.
Сертификация импортируемой продукции осуществляется по тем же правилам. С учетом Законов РФ «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг» определен порядок ввоза на территорию России товаров, подлежащих обязательной сертификации. Этот документ устанавливает, что ввозу на таможенную территорию России подлежат товары при условии их соответствия требованиям обязательной сертификации, установленных в России. Перечни таких товаров формируются в соответствии с требованиями товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Госстандартом РФ и Государственным таможенным комитетом РФ.
Сертификация услуг
Актуальность сертификации услуг во всех странах обусловлена главным образом ростом объемов национальной и международной торговли. В большинстве стран мира сфера услуг получает все более широкое развитие, охватывая новые формы деятельности. Но при этом и традиционные виды услуг, связанных с торговлей, коммунальным и техническим обслуживанием, транспортом и связью, гостиничным и туристическим обслуживанием и др., развиваются очень интенсивно. Особенностью современного рынка услуг является увеличение числа организаций (фирм), предоставляющих аналогичные по характеру и стоимости услуги, что приводит к конкуренции.
Японские специалисты рассматривают три уровня услуги:
Стремление к оценке соответствия (сертификации) в сфере услуг требует однозначного определения объектов и введения единых критериев их оценки, что влечет за собой внедрение согласованных на международном и национальном уровнях НД.
К показателям, определяющим требования к услугам, могут относиться:
За рубежом большое распространение получила аттестация предприятий сферы услуг, позволяющая выявить их способность оказывать услуги на соответствующем уровне. При этом реализуются следующие способы аттестации:
Оказываемые населению услуги по функциональному назначению можно условно разделить на три группы:
Схемы сертификации услуг, применяемые при обязательной сертификации, определяются Госстандартом РФ. Схемы должны указываться в документе, устанавливающем порядок проведения сертификации услуг. При выборе схемы сертификации необходимо учитывать функциональное назначение услуги и особенности ее исполнения, возможность проведения испытаний и уровень их доказательности, обеспечение сохранности имущества потребителя и затраты заявителя.
Схемы сертификации услуг приведены в табл. 6.
Кратко охарактеризуем каждую из схем.
Схема 1 предусматривает оценку мастерства исполнителя услуг путем проверки его квалификации, знаний технологической и нормативной документации, а также последующий инспекционный контроль за выполненной услугой. Рекомендуется применять для сертификации материальных услуг, оказываемых гражданами-предпринимателями и небольшими предприятиями.
Схема 2 предусматривает оценку мастерства исполнителя и последующий инспекционный контроль за выполненными услугами путем проведения социологического опроса потребителей услуг. Рекомендуется применять для сертификации медицинских, парикмахерских услуг, услуг физической культуры, спорта и обучения.
Схемы сертификации услуг
Оценка мастерства исполнителя
Оценка процесса оказания услуг
Сертификация системы качества
Выборочная проверка результатов услуги
Проверка результата услуги
То же (социолог. оценка)
Контроль стабильности процесса
Проверка результата услуги
Контроль стабильности системы
Схема 3 предусматривает оценку процесса оказания услуг, включающую проверку технологического процесса исполнения услуг, квалификации исполнителя, условий обслуживания, а также выборочную проверку результатов услуги и инспекционный контроль стабильности процесса оказания услуги. Рекомендуется применять для сертификации услуг по ремонту на средних и крупных предприятиях, для изготовления изделий по индивидуальным заказам, услуг общественного питания.
Схема 4 аналогична схеме 3 в части оценки процесса оказания услуги, но без проверки результатов услуги. Инспекционный контроль проводится путем социологического опроса для сертификации транспортных услуг, услуг связи и др.
Схема 5 предусматривает аттестацию предприятия, включающую проверку санитарно-гигиенических условий обслуживания потребителей, ассортимента и качества услуги, качества обслуживания. Рекомендуется для сертификации гостиниц, ресторанов, кинотеатров и пр. Инспекционный контроль может осуществляться путем социологического опроса потребителей услуг.
Схема 6 предусматривает сертификацию системы качества и последующий инспекционный контроль за стабильностью ее функционирования.
Порядок проведения сертификации услуг приведен в табл. 7.
Процедуры сертификации услуг
1. Подача заявки на сертификацию
2. Принятие решения, указание схемы сертификации
Орган по сертификации
3. Оценка мастерства исполнителя услуг
Орган по сертификации
4. Оценка процесса оказания услуги:
Орган по сертификации
5. Аттестация предприятия сферы услуг
Орган по сертификации
6. Оценка результатов материальных услуг
Орган по сертификации,
7. Анализ результатов проверок
Орган по сертификации
8. Выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия
Орган по сертификации
9. Инспекционный контроль
Орган по сертификации
По результатам инспекционного контроля ОС может приостановить или отменить действие сертификата (знака соответствия) в случаях:
Сертификация систем качества
По определению, данному ранее, под системой качества понимается совокупность организационной структуры, ответственности, процедур и ресурсов, направленных на внедрение комплексного управления качеством. Сертификация систем качества определяет собой деятельность, подтверждающая, что должным образом идентифицированная система качества соответствует требованиям выбранной модели обеспечения качества.
Основными целями сертификации систем качества являются:
При проведении сертификации систем качества можно выделить два этапа:
Состав этапов приведен в табл. 8.
Этапы оценки системы качества
1.1. Подготовка системы качества и ее документации к сертификации
1.2. Заявка на проведение сертификации системы качества
1.3. Предварительная проверка и оценка системы качества
Орган по сертификации
1.4.Заключение договора на проведение сертификации системы качества
Предприятие, орган по сертификации
2.1. Подготовка системы качества к окончательной проверке
2.2. Разработка программы проведения окончательной проверки системы качества
Орган по сертификации
2.3. Проведение предварительного совещания по организации на предприятии проверки системы качества
Предприятие, орган по сертификации
2.4. Проведение проверки системы качества
Орган по сертификации, предприятие
2.5. Подготовка предварительных выводов по результатам проверки для заключительного совещания
Орган по сертификации
2.6. Проведение заключительного совещания
Орган по сертификации, предприятие
2.7. Составление и рассылка отчета о проведении на предприятии проверки системы качества
Орган по сертификации
2.8. Оформление, регистрация и выдача (при положительном решении) сертификата системы качества
Орган по сертификации
Предприятие, решившее проводить сертификацию системы качества, должно представить в ОС вместе с заявкой анкетуво просник для проведения предварительной проверки системы качества, руководство по качеству, информационные данные о качестве продукции (сведения о рекламациях, потерях от брака, испытаниях продукции и т. п.). По просьбе ОС могут быть представлены также другие сведения о предприятии и системе качества.
По результатам первого этапа ОС составляет заключение, в котором указывается готовность предприятия и целесообразность проведения второго этапа работ по сертификации системы качества. Такое заключение может быть и отрицательным, где приводятся причины, не позволяющие в данное время сертифицировать систему качества предприятия.
При положительном заключении договором устанавливаются сроки проведения работ по второму этапу. В случае, если при проведении работ по второму этапу ОС обнаруживается несоответствие системы качества требованиям стандарта, то совместно с предприятием определяется срок доработки системы и устанавливается срок повторной проверки. При положительном решении выдается сертификат на срок, не превышающий три года.
Полученный сертификат на систему качества дает определенные преимущества, заключающиеся в следующем:
Методические указания по проверке систем качества изложены в международном стандарте ИСО 10011 «Руководящие указания по проверке систем качества», состоящем из трех частей:
Проверки функционирования системы качества могут проводиться самим поставщиком (внутренние проверки), его заказчиками (второй стороной) или независимыми органами (третьей стороной).
Для проведения внутренних проверок на предприятиях разрабатывается нормативно-методический документ (стандарт, инструкция) и составляется план проведения проверок. Цель такой проверки состоит в постоянной оценке эффективности системы качества, имеющейся на предприятии. При проверке создается инспекционная группа с участием квалифицированных специалистов. По результатам проверки составляется акт, в котором приводятся результаты проверки. При проверках чаще всего обнаруживается несоблюдение отдельных положений НД и несовершенство самих документов. Для устранения отмеченных в акте недостатков устанавливаются сроки и исполнители работ.
Проверки системы качества второй стороной проводятся представителями заказчиков, как правило, перед заключением контракта. Цель этих проверок заключается в том, чтобы заказчик получил гарантию качества продукции, убедившись в наличии у поставщика системы качества, отвечающей требованиям стандартов ИСО 9000. В процессе проверки особое внимание обращается на качество и надежность выпускаемой продукции, наличие и оформление «Руководства по качеству», наличие сертификата на систему качества. В процессе проверки заказчик может потребовать, чтобы на его изделия были разработаны программы обеспечения качества, оговорить особые условия контроля, испытаний и приемки продукции. После проверки заказчик представляет отчет, в котором дается оценка системы качества на соответствие требованиям стандартов.
Проверки системы качества третьей стороной (органом по сертификации) проводятся для подтверждения ранее выданного сертификата. При обнаружении в системе качества большого количества недостатков проводятся дополнительные проверки, чтобы убедиться в выполнении согласованных корректирующих воздействий в течение трех месяцев после обнаружения недостатков. В случае, если количество недостатков мало, готовятся отчеты о корректирующих воздействиях, которые не требуют дополнительной инспекционной проверки.
В случае, когда в задачу сертификации входит только оценка качества производства, в рассмотрение вводят понятие сертификации производства. Под сертификацией производства (производственной системы) понимают действие, доказывающее, что должным образом идентифицированное производство обеспечивает соответствие производственной системы требованием качественного изготовления продукции (требованиям стандартов).
Производственная система представляет собой совокупность технологических процессов, предназначенных для изготовления определенной продукции, удовлетворяющей заданным требованиям. Для процессов изготовления необходимо технологическое оборудование, приспособления, инструмент, средства измерений для контроля параметров продукции. Таким образом, для сертификации производств нужна проверка качества продукции, качества технологических процессов и их составных частей. Реализация проверки качества обязательно связана с процессом измерений значений параметров продукции, и, следовательно, с системой метрологического обеспечения.
Основными этапами работ по сертификации производств являются:
Модель обеспечения качества производства менее жесткая по сравнению с моделью системы качества. Поэтому предпочтение следует отдавать последней.
Результаты сертификации системы качества используются:
Аккредитация органов по сертификации
и испытательных лабораторий
Развитие деятельности по сертификации в экономике России создало предпосылки и обусловило необходимость создания свода правил по аккредитации различных объектов: органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий. С этой целью был сформирован комплекс требований, применяемых в России к системам аккредитации объектов, осуществляющих оценку соответствия, включая испытания, измерения и сертификацию. В настоящее время в стране создана Российская система аккредитации (РОСА), которая регламентирована комплексом государственных стандартов. В рамках этой системы объектами аккредитации в соответствии с ГОСТ Р 51000.1-95 являются:
Аккредитацию организаций, осуществляющих деятельность в обязательной сфере, проводят Госстандарт России и другие федеральные органы исполнительной власти. Организация работ по аккредитации объектов приведена на рис. 20. Аккредитация организаций проводится применительно к конкретным видам продукции, услуг, работ. При этом устанавливаются проверяемые параметры и методы исследований (контроля, проверок), соответствующие им стандарты и другие НД.
Работа по аккредитации состоит из следующих основных этапов:
Общие требования к испытательным лабораториям определены в ГОСТ Р 51000.3-96, который приведен в соответствие с евростандартом EN 45001. Стандарт определяет требования к юридическому статусу лаборатории в соответствии с действующим законодательством, устанавливает условия ее беспристрастности и неприкосновенности. Требования по технической компетенции дифференцированы по таким элементам, как требования к управлению организацией, персоналу, помещениям, рабочим процедурам, методам испытаний систем качества и др.
Порядок аккредитации испытательных лабораторий определен ГОСТ Р 51000.3-96, который приведен в соответствие с EN 45002. Аккредитация лабораторий производится по критериям ГОСТ Р 51000.3-96. Этапы аккредитации соответствуют общепринятым этапам по ГОСТ Р 51000.1-95, при этом каждый последующий этап проводится при положительном результате предыдущего.
На основании результатов аккредитации испытательной лаборатории выдается аттестат аккредитации со сроком действия, не превышающем пять лет. Повторная аккредитация зависит от результатов инспекционного контроля и может проводиться по полной или сокращенной программе. Инспекционный контроль за деятельностью аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий проводит аккредитующий орган. По результатам этого контроля могут приниматься следующие решения:
Версия для печати
Хрестоматия
Практикумы
Цель работы: оценка возможностей использования искусственных нейронных сетей (ИНС) в задачах управления качеством. ИНС предназначены для решения задач классификации и регрессии. В данной работе знакомство с ИНС демонстрируется на примере задач классификации.