Что является свойством конфиденциальности информации
Свойства конфиденциальной информации.
Построение системы информационной безопасности (СИБ) в организации всегда начинается с выявления анализа рисков (АР), что представляет собой наиболее трудоемкую часть работы по созданию СИБ. Один из элементов АР заключается в проведении обследования технологии выполнения всех процессов и функций с целью выявления уязвимостей технологических элементов, оценки вероятности их реализации и величины возможного ущерба. Под уязвимостью будем подразумевать событие, состоящее в нарушении одного из свойств безопасности обрабатываемой информации: доступности, целостности и конфиденциальности (например, неисправности технических средств или ошибки при ручном вводе информации в ЭВМ при отсутствии внешнего контроля ввода информации).
Под безопасностью информации понимается такое состояние информации, технических средств и технологии ее обработки, которое характеризуется свойствами конфиденциальности, целостности и доступности информации.
Чтобы определить наличие или отсутствие нарушений безопасности, предварительно выявляют типичные события, связанные с этими нарушениями.
Уязвимость системы означает нарушение хотя бы одного из свойств её информационного ресурса (доступности, целостности или конфиденциальности). В общем случае имеют место следующие вероятные угрозы в автоматизированных системах:
— разрушение файловой структуры из-за некорректной работы программ или аппаратных средств;
— разрушение информации, вызванное вирусными воздействиями;
— разрушение архивной информации, хранящейся на машинных носителях;
— ошибки в программном обеспечении;
— несанкционированный доступ посторонних лиц, не принадлежащих к числу служащих предприятия, и ознакомление с обрабатываемой конфиденциальной информацией;
— ознакомление служащих с информацией, к которой они не должны иметь доступа;
— несанкционированное копирование программ и данных;
— перехват и ознакомление с информацией, передаваемой по каналам связи;
— хищение машинных носителей, содержащих конфиденциальную информацию;
— несанкционированная распечатка и хищение документов на бумажных носителях;
— случайное или умышленное уничтожение информации;
— несанкционированная модификация информации;
— фальсификация сообщений, передаваемых по каналам связи;
— отказ от авторства сообщений, передаваемых по каналам связи;
— отказ от факта получения информации;
— ошибки в работе обслуживающего персонала;
— хищение и несанкционированная модификация оборудования;
Заметим прежде, что любой объект обладает определенными отличительными особенностями, характеризующими его отдельные стороны (аспекты). Особенности, выделяющие данный объект из совокупности других, являются свойствами этого объекта, которые могут меняться с течением времени, переводя объект из одного положения в другое. Положения объекта в каждый момент времени соответствуют различным его состояниям.
Интуитивно ясно, что защищенность информации не является собственно свойством определенного количества информации в отличие от, например, ценности, а зависит как от характеристик функционирования системы защиты, так и от характеристик функционирования системы нападения. Понятно также, что в различных случайных обстоятельствах действия каждой из противоборствующих сторон различны, различны и достигаемые ими эффекты. Следовательно, защищенность информации также может изменяться с течением времени и является свойством системы защиты информации (СЗИ) достигать целевого эффекта при взаимодействии с системой информационного нападения (СИН).При этом целевым эффектом СЗИ является та или иная степень защищенности информации, измеряемая соответствующей математической мерой. Очевидно, что часто используемое определение защищенности информации как некоторого состояния информационной системы применимо лишь в простейших моделях, не учитывающих динамику ее функционирования. В динамических моделях состояние защищенности представляет собой временной срез свойства защищенность информации и описывается значением соответствующего показателя в фиксированный момент времени.
Таким образом, иерархическую взаимосвязь основных свойств, субъектами проявления которых являются различные аспекты безопасности информации, представлена на рисунке.
Доступность входной информации нарушается при:
— неисправности технических средств (отсутствии систем резервирования аппаратуры, устройств бесперебойного питания);
— несвоевременном предоставлении документов при последовательной обработке одного и того же документа несколькими исполнителями;
— занятости программ обработки информации другим пользователем при отсутствии сетевой версии программы коллективного пользования.
Целостность выходной информации нарушается при:
— ручном вводе информации в ЭВМ при отсутствии внешнего независимого механизма контроля ввода информации;
— распечатке документов на принтерах общего пользования, когда распечатанный документ не сверяется с первоисточником;
— передаче информации по каналам связи без специальных средств поддержания целостности (ЭЦП, контрольных кодовых групп, других специальных идентификационных признаков);
— копировании документов без сверки полученных и исходных документов;
— регистрации документов в журналах (книгах, папках) учета без проверки соответствия учетных данных и исходных документов;
— хранении документов без специальных средств контроля целостности хранилищ документов (документы дня и другие папки документов);
— ручном раскассировании документов в раскладки клиентов;
— ручном пересчитывании купюр одним сотрудником без применения технических средств.
Конфиденциальность информации нарушается при:
— передаче и приеме информации по незащищенным системам телекоммуникаций и локальных сетей;
— ведении переговоров по телефонам МГТС;
— передаче и приеме факсов на аппаратах общего пользования по линиям МГТС;
— размножении документов без учета копий на технических средствах общего доступа;
— распечатке информации на принтерах на неучтенных носителях (бумаге);
— распечатке конфиденциальной или любой другой информации ограниченного доступа на принтерах общего пользования;
— неисправности механизмов управления доступом к информации или техническим средствам, позволяющим выполнять функции, доступ к которым должен быть ограничен, при сохранении работоспособности остальных механизмов системы.
Приведенный перечень событий носит примерный характер, и для каждой информационной системы он является уникальным.
Информационная безопасность для самых маленьких. Часть 1
Вступление.
Многие слышали про взломы различных платежных систем, про новые стандарты в области информационной безопасности, про то, что государство разрабатывает новые нормативы в области персональных данных. Некоторые даже слышали три таинственных слова «конфиденциальность, целостность и доступность», но не многие понимают, что все это означает и зачем все это нужно. Сюда относятся и многие ИТ — специалисты не говоря уже про людей далеких от ИТ.
Хотя в мире, где все основано на информационных технологиях, должны понимать что такое «информационная безопасность». Информационная безопасность – это не только антивирус и файрвол, информационная безопасность это целый комплекс мер.
На Хабре начинается серия публикаций по информационной безопасности, в этих публикациях будут рассмотрены многие важные аспекты ИБ, такие как:
• конфиденциальность, целостность и доступность;
• уязвимости в программных продуктах (также обсудим черный рынок 0-day уязвимостей и эксплоитов);
• технические меры защиты;
• организационные меры (политики, процедуры, инструкции);
• модели доступа;
• стандарты и законы в области ИБ.
А также обсудим другие очень интересные вещи. Как и любой другой предмет начнем с самых основ, то есть теории.
Недавно в Твитере развернулись нешуточные страсти по «бумажной» и «практической» безопасности. Здесь будут рассмотрены как «бумажная» так и «практическая» безопасность, хотя, по моему мнению, эти две составляющие нельзя делить. Если речь идет о серьезном подходе «практика» не может существовать без «бумаги», так как для начальства, аудиторов в первую очередь важны бумажные отчеты Вашей работы. Не говоря уже про такие стандарты ISO и PCI DSS, которые требуют утвержденные руководством «бумажной безопасности».
Конфиденциальность, целостность и доступность.
Именно эти три слова служат прочным фундаментом информационной безопасности. Хотя многие считают что эта «триада» уже устарела, но об этом позже. Чтобы лучше понять значение этих слов необходимо представить следующую картину: три человека обхватили друг друга руками, и каждый сильно откинулся назад, если один из них отпустит руку другого то все упадут. Информационная безопасность достигается соотношением именно этих трех свойств, если у информации нету, хотя бы одной из этих свойств о безопасности говорить не приходиться.
Каждая из этих свойств «триады» обеспечивается рядом мер, причем для обеспечения одного свойства необходимо использовать не одно, а несколько мер. Любая информация обладает, так или иначе, всеми тремя свойствами, давайте разберем каждое значение их этой триады.
Конфиденциальность – свойство информации, гарантирующее, что доступ к информации имеет доступ только определенные лица.
Например. В фирме «Рога и копыта» есть информация, а именно отчет о продажах. Доступ имеют только сотрудники отдела продаж и бухгалтерии. Причем сотрудники отдела продаж имеют ко всей информации (более подробно будет описано ниже), а бухгалтерия только к окончательным расчетам (чтобы рассчитать налоги с продаж.).
Таким образом, конфиденциальность означает не только доступ к информации, но и разграничение доступа к информации, то Петров имеет доступ к одной части информации, Сидоров ко второй, а Иванов ко всей информации.
Целостность – свойство информации, гарантирующее, что только определенные лица могут менять информацию.
Например. Продолжим пример с фирмой «Рога и Копыта» и с их отчетом по продажам. Как было ранее сказано Отдел продаж имеет доступ ко всей информации, а бухгалтерия только к определенной части. Но для безопасности это еще мало. Необходимо еще и разграничить доступ среди Отдела продаж. В отделе есть два специалиста Сидоров и Петров, у каждого свой отчет. Необходимо чтобы каждый мог иметь право записи только в свой отчет. Вдруг Петров занизит продажи Сидорова.
Еще хороший пример.
Фирма «Рога и Копыта» создала и отправила платеж по ДБО в свой банка, однако хакер Вася перехватил платеж и в поле получателя вставил номер своего счета. Это прямое нарушение целостности. Чтобы такого не произошло необходимо предпринимать ряд мер, к примеру, ЭЦП.
Доступность – свойство информации, гарантирующее, что лица имеющие доступ к информации в нужный момент смогут получить доступ.
Например. Генеральный директор фирмы «Рога и Копыта» в понедельник утром пришел на работу, включил компьютер и с удивлением обнаружил, что не может открыть базу отдела продаж по продажам. Так что же произошло? Элементарно, Ватсон! В воскресенье ночью в потолке прорвало трубу, вода попала в компьютер, где хранилась база, и жесткий диск благополучно сгорел. Так как директор никогда не слышал про информационную безопасность, а локальная сеть была создана студентом, не было ни резервной копии, ни избыточности в виде RAID. Это самый простой пример, можно привести кучу примеров, сайт компании не был доступен и клиент не смог открыть сайт одной компании, но открыл сайт другой и естественно купил продукт второй компании.
Это было первым выпуском серии «Информационная безопасность для маленьких».
Продолжение следует.
Что такое информационная безопасность и какие данные она охраняет
Если компания хранит бухгалтерскую информацию, клиентскую базу, анкеты сотрудников или корпоративные тайны, то важно, чтобы эти данные не попали не в те руки, то есть были защищены. Защитой данных занимается информационная безопасность. Разобрались, что это и какие именно данные она защищает.
Что такое информационная безопасность
Информационная безопасность — это различные меры по защите информации от посторонних лиц. В доцифровую эпоху для защиты информации люди запирали важные документы в сейфы, нанимали охранников и шифровали свои сообщения на бумаге.
Сейчас чаще защищают не бумажную, а цифровую информацию, но меры, по сути, остались теми же: специалисты по информационной безопасности создают защищенные пространства (виртуальные «сейфы»), устанавливают защитное ПО вроде антивирусов («нанимают охранников») и используют криптографические методы для шифрования цифровой информации.
За что отвечает информационная безопасность
Она отвечает за три вещи: конфиденциальность, целостность и доступность информации. В концепции информационной безопасности их называют принципами информационной безопасности.
Конфиденциальность означает, что доступ к информации есть только у того, кто имеет на это право. Например, ваш пароль от электронной почты знаете только вы, и только вы можете читать свои письма. Если кто-то узнает пароль или другим способом получит доступ в почтовый ящик, конфиденциальность будет нарушена.
Целостность означает, что информация сохраняется в полном объеме и не изменяется без ведома владельца. Например, на вашей электронной почте хранятся письма. Если злоумышленник удалит некоторые или изменит текст отдельных писем, то это нарушит целостность.
Доступность означает, что тот, кто имеет право на доступ к информации, может ее получить. Например, вы в любой момент можете войти в свою электронную почту. Если хакеры атакуют серверы, почта будет недоступна, это нарушит доступность.
Какая бывает информация и как ее защищают
Информация бывает общедоступная и конфиденциальная. К общедоступной имеет доступ любой человек, к конфиденциальной — только отдельные лица.
Может показаться, что защищать общедоступную информацию не надо. Но на общедоступную информацию не распространяется только принцип конфиденциальности — она должна оставаться целостностной и доступной. Поэтому информационная безопасность занимается и общедоступной информацией.
Главная задача информационной безопасности в IT и не только — защита конфиденциальной информации. Если доступ к ней получит посторонний, это приведет к неприятным последствиям: краже денег, потере прибыли компании, нарушению конституционных прав человека и другим неприятностям.
Защита конфиденциальных данных — главная задача специалистов по информационной безопасности. Сама конфиденциальная информация бывает разной. Например, у оборонной компании это стратегическое расположение средств ПВО. А у ресторана — рецепт секретного соуса.
Баранников Андрей, руководитель отдела ИБ ИТ-компании «Рексофт»
Если с общедоступной информацией все понятно, то о конфиденциальной информации стоит поговорить отдельно, так как у нее есть несколько разновидностей.
Основные виды конфиденциальной информации
Персональные данные. Информация о конкретном человеке: ФИО, паспортные данные, номер телефона, физиологические особенности, семейное положение и другие данные. В России действует 152-ФЗ — закон, который обязывает охранять эту информацию. Мы подробно рассказывали об этом в статье «Как выполнить 152-ФЗ о защите персональных данных и что с вами будет, если его не соблюдать».
Тот, кто работает с персональными данными, обязан защищать их и не передавать третьим лицам. Информация о клиентах и сотрудниках относится как раз к персональным данным.
Коммерческая тайна. Внутренняя информация о работе компании: технологиях, методах управления, клиентской базе. Если эти данные станут известны посторонним, компания может потерять прибыль.
Компания сама решает, что считать коммерческой тайной, а что выставлять на всеобщее обозрение. При этом не вся информация может быть коммерческой тайной — например, нельзя скрывать имена учредителей юрлица, условия труда или факты нарушения законов. Подробнее о коммерческой тайне рассказывает закон 98-ФЗ.
Профессиональная тайна. Сюда относятся врачебная, нотариальная, адвокатская и другие виды тайны, относящиеся к профессиональной деятельности. С ней связано сразу несколько законов.
Служебная тайна. Информация, которая известна отдельным службам, например, налоговой или ЗАГСу. Эти данные обычно хранят государственные органы, они отвечают за их защиту и предоставляют только по запросу.
Государственная тайна. Сюда относят военные сведения, данные разведки, информацию о состоянии экономики, науки и техники государства, его внешней политики. Эти данные самые конфиденциальные — к безопасности информационных систем, в которых хранится такая информация, предъявляют самые строгие требования.
Конфиденциальность
В англо-американской традиции различают два основных вида конфиденциальности: добровольную (privacy) и принудительную (secrecy). (См. Эдвард Шилз — The Torment of Secrecy: The Background & Consequences Of American Security Policies (Chicago: Dee 1956) В первом случае имеются в виду прерогативы личности, во втором случае имеется в виду информация для служебного пользования, доступная ограниченному кругу официальных лиц фирмы, корпорации, государственного органа, общественной или политической организации. Хотя privacy и secrecy схожи по значению, на практике они обычно противоречат друг другу: усиление secrecy ведёт к нарушению и уменьшению privacy. В тоталитарных и авторитарных государствах под конфиденциальностью, как правило, имеется в виду только secrecy.
Содержание
Определения
Конфиденциальность информации — принцип аудита, заключающийся в том, что аудиторы обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе передавать эти документы или их копии каким бы то ни было третьим лицам, либо разглашать устно содержащиеся в них сведения без согласия собственника экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
Конфиденциальная информация — информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и представляет собой коммерческую, служебную или личную тайны, охраняющиеся её владельцем.
Защита конфиденциальности является одной из трёх задач информационной безопасности (наряду с защитой целостности и доступность информации).
Актуальность конфиденциальности
С момента начала использования компьютерных технологий во всех сферах деятельности человека, появилось много проблем, связанных с защитой конфиденциальности. Главным образом это связано с обработкой документов с применением компьютерных технологий. Многие административные меры по защите конфиденциальности частных лиц и организаций утратили свою силу в связи с переходом документооборота в абсолютно новую среду.
При получении личных писем, при заключении договоров, во время деловой переписки, при телефонных разговорах со знакомыми и незнакомыми людьми, человек пользовался различными средствами аутентификации. Личные письма отправлялись с указанием существующего почтового адреса или имели штамп именно тех почтовых отделений, где проводилась обработка таких писем. При заключении договоров применялись бланки, произведённые на типографиях, на которых с использованием пишущих машинок, имевших уникальные серийные номера, печатался текст, который затем подписывался должностным лицом и заверялся печатью организации. При разговорах по телефону, достоверно было известно, что разговор ведётся именно с тем человеком, голос которого был ранее известен. Многие сотни административных мер были направлены на защиту конфиденциальности при общении людей.
С внедрением компьютерных технологий в жизнь человека многое изменилось. При использовании, например, электронной почты появилась возможность указания несуществующего обратного адреса или имитации получения письма от знакомого человека. При повседневном общении через сеть Интернет многие признаки, идентифицирующие того или иного человека в обычной жизни (пол, возраст, степень образования), перестали быть таковыми. Появилась так называемая «виртуальная реальность».
Быстро и эффективно решить проблемы связанные с защитой конфиденциальности в компьютерных системах невозможно. Появилась необходимость в комплексном подходе к решению данных проблем. Этот подход должен предполагать использование организационных и правовых мер, а также программно-аппаратных средств, обеспечивающих защиту конфиденциальности, целостности и доступности.
На сегодняшний день в организациях для обеспечения корректной работы со сведениями конфиденциального характера существует набор норм. Руководитель организации подписывает перечень сведений, имеющих конфиденциальный характер. В договоре, подписываемом работником и работодателем, существует пункт, в котором говорится об ответственности за некорректную работу с конфиденциальными сведениями, в результате чего при несоблюдении прописанных в договоре норм по работе с этими сведениями, появляется законное основание для привлечения таких сотрудников к административной или уголовной ответственности. А также в организациях имеется комплекс мер, направленных на обеспечение защиты конфиденциальных сведений. Например, такими мерами могут являться: подбор квалифицированного персонала, прогнозирование возможных угроз и проведение мероприятий по их предотвращению, использование различного уровня доступа персонала к информации с различной секретностью.
Так как невозможно детально изучить данную область в короткие сроки, было введено направление по подготовке специалистов в сфере информационной безопасности.
090000 | Информационная безопасность |
---|---|
090100 | Информационная безопасность |
090101 | Криптография |
090102 | Компьютерная безопасность |
090103 | Организация и технология защиты информации |
090104 | Комплексная защита объектов информатизации |
090105 | Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем |
090106 | Информационная безопасность телекоммуникационных систем |
090107 | Противодействие техническим разведкам |
090108 | Информационная безопасность (СПО) |
С помощью программно-аппаратных средств защиты информации, представленных различными производителями, можно достичь более высоких показателей эффективности, если применять их комплексно. К таким средствам относят оборудование для криптографической защиты речевой информации, программы для криптографической защиты текстовой или иной информации, программы для обеспечения аутентификации почтовых сообщений посредством электронной цифровой подписи, программы обеспечения антивирусной защиты, программы защиты от сетевых вторжений, программы выявления вторжений, программы для скрытия обратного адреса отправителя электронного письма.
Подобный перечень программно-аппаратных средств, как правило, разрабатывается специалистами в области защиты информации с учётом многих факторов, например характеристики автоматизированной системы, количества пользователей в этой системе, различия уровня доступа этих пользователей и т. д.
Конфиденциальность в законодательстве РФ
Кроме того, в ГОСТ 17799-2005 конфиденциальность определена, как «обеспечение доступа к информации только авторизованным пользователям.»
27 июля 2006 года появился Федеральный закон Российской Федерации N 152-ФЗ «О персональных данных». Данный закон регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных. Также в рамках данного закона появилось следующее определение:
Конфиденциальность персональных данных — обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространение без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания |
Новшеством в данном законе стало принуждение лиц, обрабатывающих персональные данные, использовать технические (криптографические) средства защиты информации при работе с персональными данными.
Федеральным законом от 27.12.2009 N 363-ФЗ обязанность оператора по обработке персональных данных использовать для защиты персональных данных шифровальные (криптографические) средства отменена.