Что является ядром политической системы

тест по полит-и

11. Ядром
политической системы общества являются:

а) политическая партия;

б) средства массовой информации /СМИ/;

12. Определяющим
условием существования демократической политической системы являются:

а) выборность органов власти всех уровней и возможность
осуществления контроля за их деятельностью;

б) провозглашение политических и других прав и свобод граждан;

в) функционирование политического рынка;

г) гарантии прав и свобод личности.

13. Парламентская
республика установлена в :

14. Полупрезидентская
/смешанная/ форма государственного правления установлена в:

15. Высший
законодательный орган в Российской Федерации:

а) Государственная дума;

б) Федеральное собрание;

г) Законодательное собрание.

16. К
признакам гражданского общества не относятся:

а) отсутствие единой воли для всех;

б) наличие частной собственности;

в) равенство всех перед законом;

г) высокая степень защищенности личности.

17. Взаимоотношения
государства и гражданского общества строятся на:

а) подчинении государства гражданскому обществу;

б) подчинении гражданского общества государству;

в) отсутствие всякого подчинения;

г) подчинение государства и гражданского общества Закону.

18. Основным
признаком политической партии является:

в) регистрация в Министерстве Юстиции;

г) стремление к овладению властью и ее использованию.

19. Всеохватывающее
властвование как способ правления характерно для режимов:

20. Под
понятием„политический режим” имеется в виду:

а) государственный строй;

в) «технология» властвования;

г) функционирование политических партий.

21. Что
из названного считается классической формой представительной демократии?

б) власть харизматического лидера;

в) президентская власть;

г) партийная система.

23. Какие
из элементов, составляющих политическую культуру, имеют приоритетное значение?

а) ценностные ориентации и установки;

б) политические нормы и традиции;

в) политические мифы;

г) политические ритуалы.

24. Выберите
термины, относящиеся к характеристике политических партий:

а) правовые и неправовые;

б) пропорциональные и мажоритарные

в) либеральные и консервативные;

г) традиционные и индустриальные.

25. Государство
отличается от политической партии тем, что оно:

а) создает правовые нормы;

б) является политическим институтом;

в) представляет общественные интересы;

г) разрабатывает политические программы.

26. Какой
признак характерен для обеих избирательных систем:

а) проведение выборов по партийным спискам;

б) создание единого федерального избирательного округа;

в) соблюдение избирательных цензов;

г) выявление победителя по большинству полученных голосов.

27. Понятия
«суверенитет» и «публичная власть» характеризуют:

б) территориально-государственное устройство;

Источник

Что является ядром политической системы

Существует два подхода к определению политической системы общества. Первый подход рассматривает её в узком смысле слова, как систему политических организаций и институтов, регулирующих общественные отношения и управляющих общественными делами. Второй подход включает в понятие политической системы все моменты, связанные с политической деятельностью: 1) политическую деятельность, 2) политическое сознание, 3) политические отношения и нормы, 4) политические организации. Соответственно политическую систему обычно определяют как совокупность государственных и общественно-политических организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе. Общим недостатком как узкого, так и расширенного определений политической системы является то, что вместо указания главных, существенных признаков политической системы в них перечисляются её элементы. Положение не исправляет в принципе указание на то, что элементы политической системы образуют сложную систему или органическое единство.

Стержнем политической системы, главным субъектом политической деятельности, политических отношений и политического сознания является институциональная подсистема, т.е. система политических институтов общества. Традиционно в системе политических организаций выделяют три основных элемента: государство, политические партии, общественные организации и объединения граждан. Главным элементом и ядром институциональной подсистемы и вообще всей политической системы общества является государство.

Правильный ответ должен содержать аргументы, например:
— государство отличается наивысшей концентрацией власти;
— государство распространяет свою верховную власть на всё общество и все социальные институты (в определённых границах);
— государство обладает суверенитетом (верховенством и независимостью);
— государство обладает правом применять принуждение на законных основаниях;
— государство обладает исключительными правами (например, правотворчество, налогообложение).
Аргументы могут быть приведены в иных формулировках

Источник

Государство – ядро политической системы

Государство занимает важное место в политической системе. Вокруг государственной власти складываются политические отношения и связи. Овладение государственной властью ставят своей задачей многочисленные политические партии и движения.

Особое место и роль государства в политической системе обусловлены свойствами государства, какими не обладает ни одно структурное звено этой системы. В частности, государство:

1) объединяет абсолютно всё население, проживающее на его территории, независимо от национальной, социальной, профессиональной и иной принадлежности;

2) выражает общие интересы общества, является официальным представителем общества в целом;

3) определяет основные направления развития и функционирования общества;

4) вправе принимать властные решения, которые распространяются на всех, кто находится на его территории;

5) обладает государственным суверенитетом, т. е. верховенством, единством и независимостью от какой-либо иной власти;

6) является носителем политической власти и распространяет свою юрисдикцию на соответствующую территорию;

7) располагает специальным аппаратом управления и принуждения: судебными органами, армией, тюрьмами, другими карательными органами и учреждениями. Это придает государству реальную силу. Никакие другие органы, кроме государственных, не вправе применять принуждение в отношении всех граждан;

8) располагает широким арсеналом средств воздействия на граждан, юридических лиц и др. в целях подчинения их своим предписаниям. Это и меры убеждения, и принуждения, и договорные формы, и рекомендации, и поощрения, и меры контроля и надзора и др.

Государство также определяет процедуры осуществления другими компонентами политической системы своей деятельности, границы последней, например порядок участия в избирательных кампаниях.

Одновременно государство использует так называемое социальное партнёрство, т. е. привлекает к своей деятельности для сотрудничества негосударственные объединения, в том числе союзы предпринимателей, религиозные организации, профсоюзы и др. Тем самым расширяется социальная база государства и усиливаются процессы демократизации последнего.

Таким образом, государство обладает единством законодательных, управленческих, судебных и контрольных полномочий, и это единственная полновластная организация на территории страны. Другие субъекты политической системы не обладают подобными свойствами и полномочиями. Их власть распространяется только на членов данного объединения (политической партии, корпорации и др.), они могут применить принуждение только в отношении своих членов, выражают интересы объединившихся людей, наконец, они не вправе принимать общеобязательные акты, поскольку их решения касаются только членов конкретного объединения. Не обладают они и правом взимать налоги и другие обязательные платежи: их члены уплачивают лишь добровольные членские взносы. Они не наделены суверенитетом, напротив, подчиняются тому режиму правовых отношений, который устанавливает для них государство.

Государство является собственно политической организацией и частью политической системы. В литературе ведется спор о том, правильно ли считать государство главным, ключевым, центральным звеном политической системы. По мнению М.Н. Марченко и С.А. Комарова, правильнее говорить, что государство особое, а не главное звено политической системы. Главным звеном они считают личность.

Кроме того, рассмотрение государства как главного звена политической системы привело бы к смешению государства с такими разнопорядковыми явлениями, как экономические, социальные, идеологические основы политической системы. Однако эти доводы вряд ли убедительны. Представляется, что государство можно отнести к центральному, главному звену политической системы. Подчеркивание же особого места государства в этой системе, по существу, и означает выражение особости в его главной роли среди других элементов.

В зависимости от типов политических систем различают несколько теоретических моделей соотношения интересов государства и личности. К числу таких моделей следует отнести: тоталитарную, либеральную и прагматическую (рационально-правовую) модели.

Тоталитарная модель характеризуется государственным диктатом во всех социальных сферах. Человек для тоталитарного государства – это «винтик» в государственном механизме. Его социальная ценность определяется государственной полезностью. Государство не ограничено в своей возможности вмешиваться в сферу частных интересов (Россия в период правления И.В. Сталина, Северная Корея).

Либеральная модель закрепляет преимущественный характер субъективных прав по отношению к публичным интересам. Либеральное государства выполняет функцию «ночного сторожа», задачи которого сводятся к охране от нарушений естественных прав членов сообщества и разрешению спорных конфликтных ситуаций, возникающих между ними. При этом вмешательство государства в сферу частных интересов возможно только по инициативе заинтересованных сторон либо в случае совершения правонарушения (существует только как теоретическая модель).

Прагматическая (рационально-правовая) модель предполагает взаимное уважение интересов личности и государства. В рамках данной модели формируется сбалансированная система взаимных прав и обязательств государства и личности. При этом, с одной стороны, индивиды обязуются выполнять требования исходящих от государства властных предписаний, а с другой, государство принимает на себя ответственность за обеспечение достойного образа жизни всем членам сообщества, а также гарантирует определенную свободу поведения субъектов при условии, что свобода одних не нарушает прав и законных интересов других (современные государства «Западной демократии»).

[1] Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2010. – 512 с.

[2] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.

[3] Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. – С. 242-243

[4] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.

[5] Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2010. – 512 с.

[6] Борисов Г. А. Теория государства и права: учебник / Г. А. Борисов. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – С. 61

[7] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.

[8] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.

[9] В.И. Ленин «Удержат ли большевики государственную власть» (т. 34, с. 315)

Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 357 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Государство как ядро политической системы современного общества.

Государство является ядром, основой всей политической системы общества. Это механизм, благодаря которому приходят в движение все звенья политического процесса. Именно поэтому государственная власть дает возможность ее обладателю подчинять своей воле всех граждан страны. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все предоставляемое им общество.

Характеристика сущности государства является составной частью его понятия. «Сущность» как философская категория характеризует то главное в явлении, что определяет его природу, что делает явление самим собой: при изменении сущности объект перестает быть тем, что он есть, и становится другим явлением.

О сущности государства высказаны различные мнения. В политической мысли акцент делается то на классовой, то на общесоциальной природе государства. В любом случае, можно сказать, что с определенного момента развития общества государство является необходимым способом его организации, неотъемлемым условием его существования и жизнедеятельности.

С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном лане, так и в территориальном. Государство есть «оболочка», которая сохраняет целостность той или иной социальной общности.

Термин «государство» стал использоваться в политической науке примерно со второй половины XVI в. До этого времени для обозначения государства использовались такие понятия, как «полис», «княжество», «царство», «королевство», «республика», «империя» и др. Одним из первых в научный оборот термин «государство» ввел Н.Макиавелли. Он трактовал его широко как любую верховную власть над человеком, ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин «stati” и занялся исследованием реальной организации государства.

Четкое разграничение государства и общества было обоснованно в договорных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного или иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган — государство.

В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории, часто отождествляется с определенным этносом (например, белорусское государство, французское государство и т.п.), с административно-управленческим аппаратом, с правосудием.

Дата добавления: 2015-03-14 ; просмотров: 3692 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Государство как ядро политической системы современного общества

Что является ядром политической системы. Смотреть фото Что является ядром политической системы. Смотреть картинку Что является ядром политической системы. Картинка про Что является ядром политической системы. Фото Что является ядром политической системы Что является ядром политической системы. Смотреть фото Что является ядром политической системы. Смотреть картинку Что является ядром политической системы. Картинка про Что является ядром политической системы. Фото Что является ядром политической системы Что является ядром политической системы. Смотреть фото Что является ядром политической системы. Смотреть картинку Что является ядром политической системы. Картинка про Что является ядром политической системы. Фото Что является ядром политической системы Что является ядром политической системы. Смотреть фото Что является ядром политической системы. Смотреть картинку Что является ядром политической системы. Картинка про Что является ядром политической системы. Фото Что является ядром политической системы

Что является ядром политической системы. Смотреть фото Что является ядром политической системы. Смотреть картинку Что является ядром политической системы. Картинка про Что является ядром политической системы. Фото Что является ядром политической системы

Что является ядром политической системы. Смотреть фото Что является ядром политической системы. Смотреть картинку Что является ядром политической системы. Картинка про Что является ядром политической системы. Фото Что является ядром политической системы

Государство является ядром, основой всей политической системы общества. Это механизм, благодаря которому приходят в движение все звенья политического процесса. Именно поэтому государственная власть дает возможность ее обладателю подчинять своей воле всех граждан страны. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все предоставляемое им общество.

Характеристика сущности государства является составной частью его понятия. «Сущность» как философская категория характеризует то главное в явлении, что определяет его природу, что делает явление самим собой: при изменении сущности объект перестает быть тем, что он есть, и становится другим явлением.

О сущности государства высказаны различные мнения. В политической мысли акцент делается то на классовой, то на общесоциальной природе государства. В любом случае, можно сказать, что с определенного момента развития общества государство является необходимым способом его организации, неотъемлемым условием его существования и жизнедеятельности.

С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном лане, так и в территориальном. Государство есть «оболочка», которая сохраняет целостность той или иной социальной общности.

Термин «государство» стал использоваться в политической науке примерно со второй половины XVI в. До этого времени для обозначения государства использовались такие понятия, как «полис», «княжество», «царство», «королевство», «республика», «империя» и др. Одним из первых в научный оборот термин «государство» ввел Н.Макиавелли. Он трактовал его широко как любую верховную власть над человеком, ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин «stati” и занялся исследованием реальной организации государства.

Четкое разграничение государства и общества было обоснованно в договорных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного или иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган — государство.

В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории, часто отождествляется с определенным этносом (например, белорусское государство, французское государство и т.п.), с административно-управленческим аппаратом, с правосудием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *