Чур не занимать что значит
Почему мы говорим «чур меня»
Есть такая примета, что уши начинают «гореть», если человека кто-то вспоминает. И чтобы избавиться от этого ощущения, нужно трижды произнести «чур меня».
Слова «чур, моё» можно услышать и от детей, хотящих выбрать какую-то одну игрушку из нескольких. Но кто такой «чур» и почему к нему обращаются в самых разных ситуациях?
Кто такой бог Чур
В мифологии древних славян бог Чур был охранником границ. По легенде он являлся внуком бога Сварога, создавшего землю. После создания земли бог Чур явился людям, чтобы поделить её между ними. А те, завидев его, стали указывать на понравившиеся наделы и кричать: «Чур, мне!», «Чур, это моё!» А как земли были распределены, Чур повелел огородить границы деревянными столбами. Их нельзя было сдвинуть с места. В дальнейшем на границах своей земли славяне стали устанавливать идолы бога Чура. Он не только защищал землю от посягательств других людей, но и от нападок нечистой силы.
Грозный деревянный идол бога границы не давал преступить её злым духам. Иногда уменьшенную копию кумира устанавливали для защиты и в доме. Она не давала навести порчу или проклятие на обитателей дома. Оберег Чур располагался на самом видном месте в доме, чтобы обидчики не могли ничего сделать. А чтобы заслужить расположение бога, к его пограничному идолу приносили дары. Чаще всего это были каша и молоко, но некоторые оставляли и мёд, и свежий хлеб, и зерно.
Чур — дух предков
Некоторые славянские племена чурами или щурами называли духов предков. Отсюда, кстати, и произошло слово «пращур» — предок. Функция щуров была сродни работе бога границы Чура. Чурбаны или чурки — деревянные фигурки, олицетворявшие предка рода, также защищали от нечистой силы. Чтобы призвать такой дух на помощь, кричали: «Чур меня!»
Таким образом вокруг крикнувшего магические слова человека устанавливался обережный круг. Считалось, что его границы не может переступить нечисть, например, леший. Такой защитой предков часто пользовались путешественники и охотники. Заблудившись, они выворачивали кафтан наизнанку и говорили: «Чур того, полно!» Таким образом они разрушали чары лешего.
Часто чуров призывали и во время гаданий. Например, девицы гадали на суженого на перекрёстке дорог. Они очерчивали круг, а потом по очереди ложились на землю, прислоняя к ней ухо, и говорили: «Чур на меня». После этого гадающая слышала какой-нибудь звук. Если он сулил плохое будущее, то девица быстро выходила из круга и говорила: «Чур меня!» Так она призывала на защиту пращуров. Этот фразеологизм древних славян укрепился и в современной русской речи.
Оберег Чура
Как чур внедрился в различные слова и фразеологизмы
Сегодня часто можно услышать, как дети кричат: «Чур, это моё!» — если видят какую-то симпатичную вещицу. Раньше так обозначали право владения чем-то. Если человек произносил заветные слова, то вещь становилась неприкосновенной для других. А выражение «чур, не меня» ребятня использует, если не хочет, чтобы их поймали, например, во время игры в догонялки. Также и в прошлом наши предки использовали это выражение, чтобы их обошла стороной нечистая сила.
В этом же значении использовался раньше глагол «чураться», то есть ограждать себя словом «чур». Сегодня этот глагол немного изменил своё значение. Он употребляется, если человек не хочет или не любит что-то делать, то есть чурается работы. А ещё с богом границы Чуром связано наречие «чересчур». В древности оно означало непозволительное действие — переход через деревянного чура. А сегодня это слово обозначает излишек чего-либо.
Как видно, выражения древних славян, связанные с богом Чуром или чуром-предком, в наши дни несколько изменили своё значение. Но мы всё равно по старой памяти предков вскрикиваем: «Чур меня!» — если пугаемся чего-то. Или шутливо грозим кому-то: «Чур, давай не обманывай», — как бы призывая в свидетели высшие силы.
Чур – славянский бог на границе двух миров
«Чур меня!». Вы когда-нибудь слышали или произносили эти слова? Я впервые услышала данную «таинственную» фразу от бабушки, но тогда была слишком маленькой, чтобы задуматься о том, кто же этот Чур, которого люди вспоминают в моменты испуга или удивления. Да и сама бабуля, думаю, мало мне разъяснила бы о странном Чуре, ведь уже несколько столетий его имя стало лишь иногда используемым междометием. Но давайте всё-таки разберёмся, кто такой Чур, ведь он ведёт свою историю из далёкой древности.
Чур – бог-защитник
Старина и современность
В славянском фольклоре, сохранившимся до наших дней, есть забавная песенка. В ней властитель земель по имени Чур спрашивает людей, раздавая им богатые участки земли. «Кому этот?» – вопрошает Чур. В ответ задорно звучит: «Чур, моё!». После этого добрый хозяин земель окружает новый надел пограничными столбами, передавая его в руки хозяину.
И здесь мне поневоле вспоминаются детские игры, где нужно было выбрать что-то съедобное среди посторонних предметов. Ведущий поднимал изображение яблока, а мы кричали: «Чур, моё!».
Выходит, с детского возраста мы участвовали не просто в игре, а в так называемом обряде, посвящённому не просто богу, а покровителю рода – Чуру. Правда, об этом не знал никто.
Чур на страже границ
Издавна славяне почитали Чура как бога-защитника земельного участка. У пограничного столба насыпался бугорок земли, что значило запрет тревожить межу. Тот же, кто рискнул бы перенести столб в иное место, руководствуясь собственными интересами, непременно поплатился бы – Чур не прощал несправедливости и обмана.
Сама же пограничная полоса между полями тоже считалась священным местом. Без разрешения хозяина участка переступать её было запрещено. В честь Чура в дни празднеств, посвящённых ему, люди исполняли гимны, обходя поле по периметру и гоня впереди скот. Нередко Чуру приносили и дары. Для этого достаточно было оставить молоко или мёд у любого их межевых столбов.
«Деревянный» бог Чур
Но, согласитесь, поклоняться столбу было как-то странно, а потому вскоре у границ полей появляются не просто высокие брёвна, а деревянные изображения Чура. По сути, они представляли тот же столб, на котором были искусно вырезаны суровые глаза бога, прямой нос и линии длинной бороды.
Часто такие изваяния украшали орнаментом-оберегом, призванным усилить могущество Чура. Что интересно, и сегодня в нашем языке живут слова, напоминающие о «древесном» облике Чура – например, «чурбан», «чурбак». Учёные нередко сравнивают Чура с древнеримским богом Термом, что также защищал границы земель и был воплощён в столбах у границ полей.
Часто изображения Чура делали на пограничных столбах
Защитник от зла
Исследователь-фольклорист А.Афанасьев отмечает и другую, не менее важную роль Чура в жизни наших предков. Он считался олицетворением огня, что пылал в очаге. Таким образом, Чура можно назвать защитником всего рода, покровителем семейства, по сути, очень могущественным домовым.
Чур помогал не только сохранить уют в жилище и принести лад в дом, но и оберегал своих подопечных от злых сил. Вот откуда взялось то самое «Чур меня!».
Если человек был напуган странным явлением, какими-то необъяснимыми, «чертовскими» событиями, он произносил заветные слова. Они воплощали в себе призыв к богу-хранителю. Чур охватывал того, кто просил помощи, невидимым и непроницаемым кольцом, преодолеть которое было не под силу чертям.
Чур – это наши предки
Надо сказать, что Чур не занимал высокое положение среди славянских божеств, однако это не умаляло его роли в жизни людей. Нередко его сравнивали с хранителем тайны границ между мирами. Лишь благодаря Чуру духи из потустороннего мира не пересекали заветной черты, чтобы разрушить мир живых.
Иногда Чура сравнивали с духами умерших предков. Как отмечает в своих работах О.Ключевский, нередко имя Чура приписывали обожествлённому предку семейства или целого рода. Это мы можем заметить в старинном слове «пращур» («предок»).
Древние славяне были мудрым народом с высоким уровнем духовности, а потому верили в могущество душ прародителей. Чур мог принимать облик предков, приходя к человеку во снах и предупреждая его об опасности. Этого бога можно было встретить в поле, неподалёку от межевой черты.
Описывали Чура по-разному: то он принимал облик старика с длинной седой бородой, то становился светловолосым юношей. Главная особенность Чура в самых разных обличьях – яркие глаза цвета неба.
Что примечательно, Чур мог становиться и удивительным зверем – волком с голубыми глазами. Зла этот бог никогда не творил, а к людям приходил с вестями. Иногда за помощью в спасении народа он обращался к Велесу. Уже не раз замечаю, что эти два бога были наиболее близки к проблемам смертных.
Чуров День
Конечно, такой бог-защитник не мог обойтись без праздника, посвящённому ему. Главным днём чествования Чура было 27 июля. В Чуров День, как называлось это празднество, народ отправлялся к межевым столбам с дарами.
Хозяйки варили кутью, которая считалась самым любимым угощением бога. Главы семейств проходили вокруг своих земельных владений, прося бога освятить их поля. Завершался день ужином в семейном кругу, где каждый произносил заветное слово – имя Чура.
Оберег Чура
Оказывается, «Чур меня!» в старинном понимании звучало как молитва к древнему богу. И пусть Чур не участвовал в эпических битвах богов, не был покровителем воинов или царей, он довольствовался своим призванием. В защите свыше нуждается не только весь народ, но и отдельные семьи, которые и оберегал Чур. Разговорное упоминание (пусть и неосознанное) об этом боге прошло через многие века, сохранившись до сих пор.
Что значит выражение «чур меня»?
«Чур» — это такое междометие (часть речи, наряду с существительными, прилагательнымии другими) у восточных славян. Как известно, междометия почти не несут смысловой нагрузки, они больше определяют эмоциональный окрас речи. Но в слове «чур» часто есть свое яркое значение, близко связанное с его происхождением.
Согласно мнению ученых, это слово произошло от имени одного из славянских богов, который был призван защищать земельные владения. Ключевский говорит, что бога этого называли Чур (Щур в церковнославянской культуре). Иногда можно встретить и другое предназначение Чура – нажива, приобретение.
Известно, что бога Чура древние славяне просили о защите своих полей, своих территорий, своих земельных участков.
А что значит выражение «чур меня», что значит «чур»? У них есть несколько областей использования:
В переводе со старорусского языка, «чур» — это граница, межа, рубеж. Иногда это слово использовали в гаданиях и магических ритуалах. Также оно употребляется детьми в играх. Что значит «чур меня» в этом случае? Обычно используется в качестве условия не переходить за какую-то границу, не делать чего-либо: «чур меня не касаться», «чур за черту не заступать».
Значение слова «чур»
2. Разг. Восклицание, означающее требование соблюсти какой-л. уговор, какое-л. условие. Мы дело кончим полюбовно, Но только чур не плутовать. Лермонтов, Тамбовская казначейша.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
По мнению исследователей XIX века, слово восходит к имени славянского бога родового очага, оберегающего границы земельных владений. Такое понимание было популярно среди учёных XIX века (см. Кабинетная мифология). В. О. Ключевский писал: «Обоготворённый предок чествовался под именем чура, в церковнославянской форме щура; эта форма доселе уцелела в сложном слове пращур… Предание, оставившее следы в языке, придаёт Чуру значение, одинаковое с римским Термом, значение сберегателя родовых полей и границ.» Такое же объяснение есть в малом словаре Брокгауза и Ефрона: «Чур, славянск. мифол. божество пограничн. знаков, покровительствовало приобретению и наживе. Символ — чурки и чурбаны, то есть межевые знаки».
Тем не менее, уже ко времени Макса Фасмера накопились значительные сомнения в существовании такого божества. Сам он отвергает связь слова «чурка» и семантики границы с выражением «чур меня!» Как недостоверные этимолог приводит версии происхождения междометия от русского «чёрт», заимствования из греческого или чувашского.
По мнению Д. К. Зеленина и А. Б. Страхова, слово восходит к греч. κύρ(ιος) «господь, господин» и изначально значило «Господи!», «Боже, упаси!».
Н. И. Толстой впервые связал возникновение междометия «чур» с фаллической символикой. Эта гипотеза впоследствии пополнилась новыми данными и является актуальной до сих пор.
ЧУР, междом. (разг.). 1. Возглас, означающий запрет касаться чего-н., переходить за какую-н. черту, за какой-н. предел (в заклинаниях против «нечистой силы», в играх и т. п.). Чур! здесь дом! (в игре). Чур! наше место свято. А. Островский. [Первонач. чур, а́, м. — предел, граница, межа.; ср. чересчур.] || в знач. пов. накл., кого-что. Не трогай, не касайся. Чур меня! (условие в играх: произнесшего эти слова нельзя хватать, салить). «Чур меня, сила нечистая!» шепчет: «рассыпься!» Некрасов. 2. Возглас, означающий требование соблюсти какое-н. условие, уговор. Чур, пополам! (при находке чего-н. вдвоем). Может быть, он подстережет вора и накроет его, либо закричит ему: чур, вместе! Лесков. Но только чур, не плутовать, — иначе — вам не сдобровать. Лермонтов.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. река в Удмуртии, приток Ижа (Россия) ◆ Чур — одна из многочисленных рек, протекающих по территории России.
2. село в Якшур-Бодьинском районе Удмуртии
3. аул в Туркменском районе Ставропольского края
чур (междометие)
1. разг. выражает требование соблюсти какое-либо условие, какой-либо договор (обычно в играх) ◆ Только, чур, не подглядывать!
2. разг. выражает боязливое пожелание избегнуть какой-либо опасности, избежать чего-либо неприятного (обычно в заклинаниях против «нечистой силы» и т. п.) ◆ Ох, чур меня!
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
чур (существительное)
1. устар. у славян — далёкий предок, родоначальник ◆ Божеством, охраняющим род, дом был у них прежде всего Род, или Чур, Щур (т. е. дед, прадед, что ясно из употребительного пращур). «Домашние боги» (цитата из Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., 1890—1907.)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова протирка (существительное):
Чур меня. Часть 1
Вообще, эта тема планировалась как последняя из фольклора/языка/символики, которую я бы хотел осветить на «Тарт-арии.инфо», и я к ней аккуратно и не торопясь подкрадывался, по ходу отвлекаясь и затрагивая всё прочее. Это не значит, что мне больше нечего рассказать; напротив, есть еще масса интересных вещей, но всему своё время и место. и срок.
Где-то видел такое мнение об образности и её древности, что, мол, почему нам пытаются выставить предков такими дураками, которые постоянно использовали символы и метафоры, вместо того, чтобы напрямую сказать о событии и явлении. Это больно укололо меня как человека, который перелопатил кучу обрядности, фольклора и словарей. Не согласен я с этим утверждением в части оценки «дураки». Образность мышления имеет в своей основе логику, символ не возникает просто так и имеет логические привязки, такие же, которые слагают Слово, которое так же можно рассматривать в качестве символа. Мы используем образность языка каждый день, нас окружает символика со всех сторон, явная и скрытая. И это всё далеко не от «дурости», а от особенности человеческого мышления, нецифрового, неудержимого, живого.
Таким же «нелинейным» символом является и так называемый «Чур».
Этимология «Чура»
Поэтому тут просто приведу слова, которые, на мой взгляд, являются однокоренными и объединены одним смыслом, а вы уж сами подумайте, что к чему:
И не говорите мне о «жонглировании словами», тут ясно прослеживается один и тот же корень с одним и тем же смыслом. Теперь вам должно быть понятно, что же такое «чур» и почему принято говорить «чур меня!», когда пытаются от чего-то отгородиться.
Если же всё еще нет, то смотрим следующую сцену из Вия:
» alt=»»>
Психология Чура
Второй яркий образ для понимания чура, теперь уже с психологической стороны, является детское игровое выражение «Я в домике!». Ребенок при этом скрещивает руки на груди. Да, Крест частично относится к образу чура тоже, но в данном случае нам важен не сам крест, а то, что ребенок как бы обнимает себя, ЗАПИРАЕТ.
И, как говорилось в одном из заговоров, «моим словам ключ в замок, аки крест на церкви». То есть, в принципе, смысл царской державы более-менее тоже вырисовывается
Таким образом, любую такую закрытую группу можно условно представить в виде чура. И всё общество тогда становится совокупностью таких чуров.
Потому-то в английском языке до сих пор и осталось слово «Sure», выражающее уверенность. Среди устаревших значений можно увидеть такие любопытные, как «быть обрученным» (внутри чура все связаны друг с другом) и «быть в безопасности». Думаю, эти слова наиярчайшим образом иллюстрируют психологию чура.
Для ограждения же себя, любимого, от внешнего пространства и прочих людей, надевались всевозможные наузы: от браслетов до нательного креста и пояса (всем хорошо известно выражение «распоясаться», то есть совсем потерять страх и стыд).
Гнать ПОГАНОЙ метлой
Теперь-то, я думаю, станет ясен следующий сюжет:
Язычество (или греч. » ἠθικόν» ) всегда было сугубо семейным, родовым, закрытым. При соседстве нескольких родов, конечно, происходило объединение устоев, что становилось поводом к созданию общих законов. Но межевые знаки всегда стояли на страже владений семьи. А вот на их границах начиналась чертовщина. Ведь кто у нас обитает на естественных природных разделах территорий?
Это объяснение, подобное многим другим, включая славянские, о том, как появились водяные, полевые, лешие.
Домовые
» В русской и северо-восточной белорусской традициях образ домового может дробиться, а отдельные функции закрепляться за самостоятельными персонажами — дворовым, хлёвником и др. Название домовой в разных частях восточной Славии может обозначать домашнюю змею, ласку, жабу, паука, а на украинско-белорусско-польском пограничье и укр. Карпатах название домовик переносится на ходячего покойника и духа-обогатителя.
В книге «Златая цепь» за 1400 год существует молитва, сохраняющая «от всякоя козни сотонины и. от проклятыя хороможителя», под которым принято понимать домового » (Е.Е. Левкиевская. Домовой. Славянские древности. Этнолингвистический словарь, под ред. Н.И. Толстого. Т.2, 1999)
Д омовой считается хозяином-опекуном скота и птицы в доме, влияет на их здоровье и плодовитость. Если домовой любит скотину, она становится гладкой, сытой, здоровой, плодовитой. Д омовой кормит и поит скот, подгребает корм в ясли, чистит скотину, расчесывает гриву лошади, заплетает ее в косички. привязывает красные ленточки (рус., в.-укр., бел.). Отношение домового к скоту зависит от того, нравится ли ему масть скотины. Если скотина чахнет, худеет, а утром оказывается мокрой, считается, что она пришлась домовому «не по двору», «не по масти», «не в руку». Нелюбимую скотину домовой мучит, гоняет по двору, загоняет под ясли, у лошади в гриве сбивает колтуны, отбирает у нее корм, а в кормушку кладет навоз (в.-слав.). Такую скотину продавали, поскольку считалось, что домовой все равно ее изведет.
Иногда функции ухода за скотиной приписывались родственному персонажу — дворовому (рус.) или хлевнику (бел.), который обитал в хлеву вместе со скотиной и имел облик маленького человечка. С именем дворового связан тот же самый комплекс поверий и обрядов, относящихся к скоту, что и с домовым, а часто эти персонажи вообще не различаются.
Д омовой своим поведением или появлением предвещает будущее, предупреждает об опасности, отводит беду. » (Е.Е. Левкиевская)
Как и Пан, считается, обладал даром пророчества, а также являлся покровителем домашней скотины.
Герметика
«Взаимодействие — базовая философская категория, отражающая процессы воздействия объектов (субъектов) друг на друга, их изменения, взаимную обусловленность и порождение одним объектом других. По сути, взаимодействие представляет из себя разновидность опосредованной или непосредственной, внутренней или внешней связи; при этом свойства любых объектов могут быть познанными или проявить себя только во взаимодействии с другими объектами.
Взаимодействие — объективная и универсальная форма движения, развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной системы«.
Не кидайтесь критиковать сразу, просто подумайте над этой мыслью, переспите с ней, утро вечера мудренее.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.