Чувство меры это что
Чувство меры
Полезное
Смотреть что такое «Чувство меры» в других словарях:
чувство меры — умеренность Словарь русских синонимов. чувство меры сущ., кол во синонимов: 2 • такт (15) • умер … Словарь синонимов
Такт (чувство меры) — Такт (французский tact или немецкий Takt, от лат. tactus прикосновение, осязание, чувство), чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому либо; умение держать себя подобающим образом … Большая советская энциклопедия
Такт (чувство меры) — ТАКТ (французское tact, от латинского tactus прикосновение, чувство, осязание), чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому либо, чему либо; умение держать себя подобающим образом. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
окончательно потерявший всякое чувство меры — прил., кол во синонимов: 1 • увлекшийся (79) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
потерять чувство меры — См … Словарь синонимов
теряя чувство меры — нареч, кол во синонимов: 2 • люто (24) • самозабвенно (11) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
потерявший всякое чувство меры — прил., кол во синонимов: 1 • оголтелый (11) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
утративший чувство меры — прил., кол во синонимов: 6 • впавший в излишнюю крайность (7) • зашутившийся (4) • … Словарь синонимов
потерявший чувство меры — прил., кол во синонимов: 2 • дошедший в своем поведении до крайности (2) • завеселившийся (1) … Словарь синонимов
Такт (чувство меры) — … Википедия
Что такое чувство меры и как оно способствует финансовой независимости?
У людей есть чувство юмора, чувство собственного достоинства, чувство долга и еще много других чувств. Но одно чувство среди них истинная редкость — это чувство меры.
Гораций не зря писал об «aurea mediocritas» (или «золотой середине»), Паскаль о «juste milieu» («середине справедливой»), Еврипид учил «все, что выше середины, приносит смертные болезни и разорение», а Конфуций наставлял, что «середина есть точка, ближайшая к мудрости; не дойти до нее — то же самое, что ее перейти».
Великие прошлого знали, о чем говорили. Однако подавляющее большинство наших людей напрочь лишено чувства меры и здорового самоограничения, полагая, что больше — непременно лучше, и что оно пределов не имеет.
Покажите мне человека, который честно скажет, что ему достаточно его заработной платы, и я скажу, что вы отрыли самородок. Покажите мне того, кто искренне довольствуется своим жилищем… или нет — мечтает уменьшить, упростить его, ибо явно понимает, что оплачивает лишние метры и складирует ненужную мебель. Покажите того самого, кому откровенно достаточно того, что он имеет, и я честно скажу, что перед нами богач.
Человеку всегда мало, сколько бы у него ни было, ему всегда чего-то не хватает. И неудивительно, так как его алчность, чувство дорогое и ценное в нашем обществе, ежедневно стимулируется и подогревается тысячью способами на протяжении всей жизни человека. Чаще всего зарплаты не хватает
Фото: Depositphotos
С детства его учат никогда не довольствоваться тем, что у него есть, а всегда стремиться к большему. Будь то знания, опыт, деньги, положение в обществе — предела никогда нет… Скромность давно не украшает, чувство меры — давно скучное, тормозящее развитие чувство.
А между тем чувство здоровой меры, основанное на своих истинных желаниях и достижимых целях — это верный шаг к финансовой состоятельности и независимости. Знание того, что и сколько тебе необходимо, и не поверх здоровой меры — шаг к счастью.
«Человеку достаточно куска хлеба и стакана чаю» — человеку, на самом деле, надо совсем немного. И гораздо меньше, чем мы себе представляем.
Западный современный мир погряз в вещизме, консумеризме и материализме. Человеку внушается, что сколько бы и чего у него не было, у него этого всегда может, и должно, быть еще больше. Если советская эра была эпохой идей и идеологий, то эра пост-советская, капиталистическая, — это время материи и капитала, где бог — деньги, а главный фетиш — это производимая вещь. Еще одна вещь, еще, еще и еще… Человеку вообще всего не хватает — денег, знаний, вещей, впечатлений
Фото: Depositphotos
Еще недавно один предмет одежды или быта в среднем служил человеку несколько лет, а порой целое десятилетие. Сегодня — сезон, максимум два. После чего вещь выбрасывается и ей находится новая замена. Время одноразовых вещей, время одноразовых людей…
Сегодня люди работают не ради идеи, высокой или не очень, не ради эфемерного счастья других людей и даже не ради своего счастья, а ради вполне реальной и единственной цели: денег. Чтобы деньги обменять на «счастье» в своем понимании — приобретать вещи.
Нас ловко убедили в том, что счастье современного человека напрямую связано с потреблением вещей. И чем выше потребление, тем выше показатель счастья. (По какому-то там американскому индексу развития и счастья (не помню название), их уровень напрямую исчисляется количеством машин, телевизоров и предметов одежды: чем больше у тебя вещей, тем, соответственно, ты должен быть счастливее.) И большинство поверило, теперь соизмеряя свою значимость и счастливость согласно количеству накопленных и потребленных вещей.
Не мной точно замечено, что мы работаем ради вещей, которые нам не нужны, чтобы производить впечатление на людей, которые нам безразличны. Разве это не так? Человеку очень сложно взять под контроль уровень потребления
Фото: Depositphotos
А вот здоровое чувство меры по отношению к финансовым запросам ведет к финансовой независимости и самодостаточности. Потому как чем умереннее у тебя запросы, тем достижимее твои независимость и свобода. И напротив: чем выше уровень потребления, запросы и ожидания, тем труднее достижима свобода. Свобода от вечной работы, построения карьеры, кредитов, ипотек, потребления в социуме
Поняв однажды, сколько ему достаточно и что это не миллион во языцех, каждый из нас вполне способен достичь этой финансовой свободы.
Например, воспитав в себе разумное чувство меры и устав от ежедневных крысиных бегов на работе, ты принимаешь решение сбросить темп забега, отказаться от части обещанного жирного куска в пользу более голодных и без чувства меры конкурентов и коллег, вспомнить, что умеренность — не порок, а скрытое достоинство свободолюбивых индивидов. И вовремя из игры выйти, сохранив добытое и вернувшись к самой жизни.
Или поняв, что у тебя нет той потребности в более просторном жилище, в которую тебя заставляют верить современные запросы, а вполне достаточно уже имеющихся квадратных метров, ты избавляешь себя от кабалы зарабатывания на новое жилище, пристройку, ремонт где-нибудь в другой стране, в сложных условиях на нелюбимой работе, ипотек и траты своей жизни на что-то, что тебе, на самом деле, не нужно. Взять под контроль желания — вот секрет финансовой независимости
Фото: Depositphotos
И так во всем: карьера, одежда, машина… Все больше и больше новых вещей — все больше потребность в большем количестве денег…
Конфуций говорил: глупый человек свои желания стремится увеличивать, а умный уменьшать. Я бы здесь еще добавил: важно понимать, где твои истинные желания, а где желания и установки социума и людей вокруг, проводя между ними тонкую линию разумной меры. Не бежишь ли ты за двумя зайцами, ни один из которых тебе не нужен — за целями и вещами, в которых у тебя нет той необходимости, в которую ты поверил?
Отсутствие чувства меры
Я пью не больше ста граммов, но, выпив сто грамм,
я становлюсь другим человеком, а этот другой пьёт очень много.
Эмиль Кроткий
Объявление.
Потерял чувство меры, меры, меры.
Нашедшего прошу вернуть, вернуть, вернуть.
Отсутствие чувства меры как качество личности – склонность проявлять сильно наработанную жадность; неспособность избегать излишеств, крайностей, однобокости, чрезмерностей, идеализаций и избыточности.
1. Абсурдно говорить о каком-то чувстве меры, если нет самоконтроля, если человеком верховодят ненасытные чувства и беспокойный, вечно ищущий удовольствий ум. Когда разум колонизирован своими бесконечными «хотелками», можно констатировать факт об отсутствии чувства меры.
Иными словами, чувство меры становится качеством личности, когда человек развил свой разум и нравственно-волевые качества личности до степени, позволяющей легко справляться с прихотями чувств, капризами ума и непомерными желаниями ложного эго. Если эти условия не соблюдены, человек в какой-либо сфере своего бытия неизбежно будет проявлять отсутствие чувства меры.
2. Патологоанатом, ставя последний диагноз, в большинстве случаев может смело писать: отсутствие чувства меры.
Никогда не станешь долгожителем с отсутствием чувства меры.
Евгений Дубровин в «Дивных пещерах» пишет: «Он еще не понимал, что такое мера. Чувству меры люди учатся всю жизнь и часто уходят из нее, так и не научившись. Человек умирает не от болезней. Он умирает от того, что в чем-то не выдержал меры, хватил через край».
Зачастую мы становимся несчастными только потому что утратили чувство меры.
3. Удивительно устроен человек: каждое из пяти его чувств представлено своим органом (носом, глазами, языком, ушами, кожей) и только чувство меры – сирота. Вот и получается, что из всех человеческих чувств больше всего не повезло чувству меры.
Бог подарил людям чувство меры, но, чтобы они могли развиваться и совершенствоваться, специально не дал конкретного органа, отвечающего за умеренность в их жизни.
4. Незнающий меры, не может быть полностью довольным и счастливым. То, что больше всего доставляет удовольствие, становится для него зависимостью, несчастьем и проклятием. Пренебрёг мерой, и то, что казалось счастьем, становится страданием.
Демокрит утверждал: «Умеренность умножает радости жизни и делает удовольствие еще большим. Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным».
Мужик: — Ненавижу людей, которые пьют, не зная меры! Вчера ночью мои друзья уронили меня три раза, пока вели домой, алкаши проклятые! Я свою меру алкоголя знаю. Упал, значит хватит.
Когда пьёшь, нужно знать меру. Иначе рискуешь выпить меньше. Вообще такой сейчас некультурный народ пошёл! Выходил из пивной, мне все руки отдавили. А сегодня с утра трясутся руки с похмелья. Стал расстёгивать пижаму — отлетели пуговицы. Взялся за портфель — отпала ручка. Боюсь идти в туалет…
5. В ком нет чувства меры, тот живёт в состоянии нижайшей степени осознанности.
Если человек знает меру, он, по меньшей мере, разумен, а по большой – мудр.
«Главное правило в жизни — ничего сверх меры», — говорил Теренций Публий. Гораций не зря писал об «aurea mediocritas» (или «золотой середине»), Паскаль о «juste milieu» («середине справедливой»), Еврипид учил «всё, что выше середины, приносит смертные болезни и разорение», а Конфуций наставлял, что «середина есть точка, ближайшая к мудрости; не дойти до неё — то же самое, что её перейти».
Современное общество как общество «ням-ням» крайне заинтересовано в отсутствии чувства меры у его членов. Людям прививается культ потребления, который убивает всякую умеренность и чувство меры. Мода, реклама, конкуренция за деньги потребителя взращивают в человеке безмерность, чрезмерность, идеализации, извращённый вкус. В итоге чувство меры сегодня становится атавизмом, раритетным, музейным качеством личности.
Люди издавна стремились найти меру, которую нельзя преступать в пище, в алкоголе, в любовных отношениях. Но, как показала практика, с чувства меры мерку не снимешь.
Одного путешественника спросили, почему он всегда берёт в качестве помощника в экспедицию такую до ужаса некрасивую женщину. Он ответил: — Когда она покажется мне симпатичной, это будет мерой, что пора возвращаться домой.
Как-то утром встречаются два приятеля. Один с жуткого похмелья — голова чугунная, мысли в кучу, руки трясутся. В общем, хмурое утро. А второй, наоборот, бодренький такой, свежий, щёки розовые, спина прямая, голова ясная. Первый спрашивает у своего товарища:— Слушай, так выглядишь хорошо. Скажи, ты с алкоголем завязал? — Нет, не завязывал. — Так, а что ж ты тогда прям светишься весь?! — А я теперь просто меру знаю! — Ого! Это как? — Очень просто! Беру две бутылки, прихожу домой, ставлю на кухне закуску и рюмку, сажусь и начинаю пить. А напротив усаживаю жену — это самое важное. Как только она становится привлекательной — всё, вот и мера!
6. Когда отсутствует чувство меры, человек склонен переходить границы необходимого в удовлетворении своих желаний, требований, намерений, устремлений, то есть проявляет невоздержанность и неумеренность. Он потворствует и потакает перебору в своих хотелках. Если это касается алкоголя, то выражается посредством формулы «перенедопил»: выпил больше, чем мог, но меньше, чем хотел.
Отсутствие чувства меры присуще людям, которые находятся под влиянием энергии деградации или с головой погрязли в страстях.
Если нет чувства меры, значит нет никакой защиты от пороков, от совершения глупостей и непотребств.
Когда человека покидает чувство меры, он готов к совершению поступков, за которые потом будет и стыдно и накладно. И это объяснимо, ибо при отсутствии чувства меры создаются шикарные условия для проявления любого зла.
7. Если в человеке не проявлено чувство меры, значит он лишён умеренности — способности взвешенно и благоразумно относиться к удовлетворению своих потребностей, довольствоваться скромными требованиями и желаниями, проявлять воздержанность, неприхотливость и непритязательность.
Даже от самых шикарных и дорогих духов можно задохнуться — если с дозой промахнуться! (Петр Квятковский)
8. Талант — это всегда чувство меры, соразмерности, соответствие гармонии и пропорции, это одновременно и больше и меньше, это всегда чуть-чуть, которое гармонизирует с мерой и превращает то, что творит талант в эксклюзив и шедевр.
Шедевр определяют не размеры,
А вкус, талант и чувство меры.
Поправляя этюд ученика, Брюллов в нескольких местах чуть тронул его, и плохой мёртвый этюд вдруг ожил. — Вот чуть-чуть тронули, и всё изменилось, — сказал один из учеников. — Искусство начинается там, где начинается «чуть-чуть», — сказал Брюллов, выразив этими словами самую характерную черту искусства.
Как только в жизни человека прописываются излишества, всякие чрезмерности и зависимости, значит можно диагностировать факт: незнание чувства меры.
9. Требовательность к себе должна иметь чувство меры. Нельзя доводить её до абсурда, иначе ареал требовательности распространится на непомерные требования к другим.
Порядочный человек требователен к себе, непорядочный – к другим. Более того? Порядочный человек требователен к себе и снисходителен по отношению к другим. Слабый и к тому же непорядочный человек обычно слишком требователен к другим и редко взыскателен и требователен к себе.
Когда найдёте «потолок», личностный предел другого человека, его самую высокую «планку», только тогда можете довольно точно определить меру и уровень предъявляемой к нему требовательности. Без чувства меры требовательность приносит только вред и превращается из достоинства в порок.
Времена Сталина. Обсуждалась кандидатура на пост министра угольной промышленности. Предложили директора одной из шахт Засядько. Кто-то возразил: — Всё хорошо, но он злоупотребляет спиртными напитками! — Пригласите его ко мне, — сказал Сталин. Пришёл Засядько. Сталин стал с ним беседовать и предложил выпить. — С удовольствием,— сказал Засядько, налил стакан водки: — За ваше здоровье, товарищ Сталин! — выпил и продолжил разговор. Сталин чуть отхлебнул и, внимательно наблюдая, предложил по второй. Засядько — хлобысь второй стакан, и ни в одном глазу. Сталин предложил по третьей, но его собеседник отодвинул свой стакан в сторону и сказал: — Засядько меру знает.
Поговорили. На заседании Политбюро, когда снова встал вопрос о кандидатуре министра, и снова было заявлено о злоупотреблении спиртным предлагаемым кандидатом, Сталин, прохаживаясь с трубкой, сказал: — Засядько меру знает!
И много лет Засядько возглавлял нашу угольную промышленность…
Чувство меры для чайников
Слово “мера” не так чтобы очень распространено в нашем лексиконе. Ну какие там ассоциации: Палата мер и весов и что-то с уроков физики, грозное повеление директора “примите меры!”, может, что-нибудь из портновско-шитейной тематики: “давайте снимем мерку”. Особо эрудированные вспомнят что-нибудь из Библии про то, кому какой мерой отмерять. Однако всё не так однозначно, как кажется на первый взгляд, просто поверьте.
Те, кто по-настоящему любит и умеет готовить, часто сталкивались с таким конфузом. Рассказываешь кому-нибудь рецепт и натыкаешься на, в принципе, вполне закономерный вопрос: “А этого сколько нужно? А того?” И впадаешь в ступор. Потому что и того, и этого нужно взять столько, сколько нужно. И это зависит от большого количества факторов, но в первую очередь — от внутреннего ощущения самого процесса приготовления конкретного блюда. И ощущения этого не будет, если нет любви. К готовке, разумеется.
Или вот известнейший пример с так называемой “врождённой грамотностью”. Это когда человек вообще никаких правил не знает, а пишет, подлец, как Коля Сулима. Ну просто чувствует, что вот здесь нужно поставить запятую, а вот тут — написать вдруг “а”, а не “о”. А если напишет что-то неправильно (всякое ведь бывает!), то в глазу прям как будто колет что-то: некрасиво получилось, неправильно, срочно нужно принять меры.
Когда мне нужно всерьёз говорить о мере, я обычно начинаю с немножко антирусского анекдота о том, как русский Ваня принимал участие в конкурсе, кто больше выпьет. Там все начинали с напёрстка, пытаясь постепенно увеличивать дозу, а Ваня, наоборот, начал с самой большой тары, постепенно уменьшая: ведро, банка, стакан, рюмка… И вот остаётся один тот самый напёрсток, и все трибуны дружно скандируют “Ваня! Ваня!”, но Иван неприступен. Он отставляет напёрсток с золотыми словами: “Русский Ваня свою меру знает”. (На всякий случай поясню, что антирусский анекдот, потому что эксплуатирует стереотип, что русские много пьют, что, конечно, не соответствует действительности)
Уже можно обобщать. Мера — это край, отделяющий то, что можно (правильно, красиво, хорошо и т.д.) от того, что нельзя. Мера — это форма, описывающаяся (три раза пытался это слово правильно написать!) этими самыми краями. А поскольку весь мир постоянно движется и изменяется, то и форма эта подвижная, текучая. Но что самое интересное, сама эта подвижность и текучесть не случайна, а… правильно, закономерна — на какое хорошее слово мы вышли! И вот это “примите меры” как раз про такое движение, когда мы, выражаясь научно, одними процессами корректируем течение других процессов (как там у Хауса — когда развитие одной болезни сдерживается другой).
А теперь самое интересное. Внимательно вглядевшись в этот мир, мы, каждый со своим чувством, обнаруживаем, что он абсолютно конкретен в своих формах и их развитии. То есть, он весь состоит из мириадов мер самого разного размера и порядка. И они все накладываются друг на друга, влияют, образуют новые меры, просто голова кругом! Получается узор. Живой, невероятно сложный (сложенный), который очень легко на первый взгляд принять за хаос и бардак, но стоит чуть-чуть успокоиться, вглядеться, и вот оно, волшебство текущего момента предстаёт перед нами во всей своей красе.
Моя любимая метафора такого закономерного узора — это игра Го. Всё очень просто. Есть поле-матрица, каждый из элементов которого может быть в трёх состояниях — может быть занят чёрным камнем, может белым, а может быть пустым. То, каким оказывается конкретный элемент, определённым образом влияет на возможности других элементов по всему полю изменить своё состояние. Каждый из игроков вносит свои изменения в общую для обоих матрицу, но предсказать последствия бывает не так просто: количество игровых ситуаций примерно равно количеству атомов во Вселенной. Поэтому играть только головой в эту игру не получится, нужно обязательно подключать сердце. В смысле, интуицию.
Ведь интуиция как работает. Где-то там, вне пределов нашего сознания (и очень может быть, за пределами нашей психики вообще), происходят какие-то вычисления, которые нам не под силу, а к нам уже приходит просто готовый ответ, в обход какой-либо логики. Тут сразу стоит оговориться, что вполне возможно, сам этот ответ потребует обязательной расшифровки, для чего нужны будут и логика, и эрудиция, и жизненный опыт. Это как с оракулом. Пифии, конечно, красотки, но их полубессвязный бред так и остался бы бредом, если бы не серьёзные бородатые мужики, крепко удерживающие их на своих барных стульях. Но и без пифий, как показала практика, мужики обойтись никак не могли.
Чувство меры, пожалуй, не просто интуиция, а интуиция extra virgin (уже без всякой отсылки к пифиям). Это не чьи-нибудь голоса, которые мы можем ненароком поймать в свои локаторы, это дыхание самого Узора, который течёт и изменяется в соответствии с ходами всех, у кого есть возможность делать ходы (а это не только игроки, но и самые разные боты, которых, поверьте, гораздо больше, чем вы можете себе представить). И у этого Узора, несмотря на астрономическую вариативность, всегда есть абсолютно закономерное развитие. Даже если в некоторые моменты происходит настоящее чудо, задним числом мы всегда сможем понять его механизм (но не факт, что сможем воспроизвести).
И когда легендарный скульптор (в смысле, герой легенды) говорил, что он просто берёт кусок мрамора и отсекает всё лишнее, он говорил нам про чувство меры. Потому что именно оно позволяет нам прочувствовать, что лишнее, а что нет. Когда музыкант-импровизатор, повинуясь своим чувствам, замолкает, чтобы дать музыке необходимое дыхание, но повинуется чувству меры. Когда кулинар красивым движением плещет каплю уксуса в соус, его ведёт то же самое чувство. Именно чувство, не знание, не рецептура, не традиции предков.
Напоследок ещё одно выражение чувства меры в нашей и без того непростой жизни. Когда-то, под занавес Советского Союза, тандем русских психологов-философов придумали любопытную концепцию природы таланта. Один из главных постулатов там такой: талант есть норма. Как раз не только в том смысле, что быть талантливым нормально для любого человека (хотя это, безусловно, так), но и в том, что талант как раз и обусловлен тем самым чувством меры, чувством нормы. Талант интуитивно чувствует, что нужно, для того чтобы “процесс пошёл”. И да, не будет делать ничего, пока этих условий нет (вечная истина — писатель отличается от графомана тем, что может не писать).
Так вот, для того, чтобы каждый мог проверить, насколько он талантлив, эти два хороших человека придумали любопытное испытание. Вы вполне можете его повторить. Для этого найдите свободное и ровное пространство, на котором вам нужно отметить ровно 7 метров. Это будет вашей мерой. Встаньте носками на одну черту и пройдите своей свободной походкой ровно эти семь метров так, чтобы в конце встать носками на вторую черту. Не считайте шаги, это вас только отвлечёт от кинетической мелодии вашего тела. Последний шаг наверняка будет неполным, но что ж поделать — какой есть. А теперь постарайтесь пройти ровно те же 7 метров, но с закрытыми глазами. Не получилось с первого раза? Не беда. У вас есть 10 попыток. Каждый результат необходимо записать, а потом желательно построить график, где взять результаты по модулю (то есть, неважно, недошли вы 10 сантиметров или перешли — на графике вы всё равно ставите точку на отметке 10). Идеально будет, если все ваши попытки попадут в зону 15 см от ровного результата. Но самое главное, чтобы ваш график представлял собой постепенное приближение к нулю. Это и будет свидетельством того, что в вас есть механизм, способный регулироваться, подстраиваться под ту меру, что вы ему задаёте.
И опыт этот ещё раз наглядно показывает, что одно из главных наших качеств — отмерять наши действия в соответствии с той объективно существующей нормой, которая досталась нам просто по факту того, что мы живём в этом мире и являемся частью этого узора, переливающегося и пульсирующего вечно. Берегите это чувство, без него и все остальные быстро притупятся.