дача пастернака в переделкино на карте
Дом-музей Б.Л. Пастернака
Дом-музей известного русского писателя Бориса Леонидовича Пастернака в Переделкино — один из самых известных литературных музеев Московской области. Долгое время дачная усадьба, где Пастернак провел большую часть своей жизни, сохранялась родственниками. Но в 1990 году, в день столетия писателя, был создан музей, ставший частью Государственного литературного музея.
В доме в Переделкино Б. Л. Пастернак жил с 1939 по 1960 гг. и написал свои самые знаменитые произведения — роман «Доктор Живаго» и цикл стихотворений «Переделкино».
Музей хранит предметы быта писателя, мебель, детали интерьера, которые в точности передают атмосферу эпохи середины XX столетия. Для посетителей регулярно проводятся экскурсии — познавательные и развлекательные в виде театрализованных игр и квестов.
Экспозиция
В Переделкино, несмотря на обилие новостроя и современных кварталов, сохраняются тихие дачные усадьбы, которые передают атмосферу умиротворения и покоя. Одна из них — усадьба Б. Л. Пастернака. Писатель переехал сюда в 1939 году и жил до самой смерти. Здесь была создана особая творческая атмосфера, которая сподвигла его на лучшие свои произведения. Сюда приезжали друзья Пастернака, проходили вечера поэзии и камерные концерты.
Главная ценность дома-музея Пастернака — в расположении предметов быта: здесь все осталось на тех же местах, как и при хозяине. Поэтому экспозиция дает возможность не только ощутить дух эпохи, но и проникнуть вглубь творческого процесса и быта писателя.
Несмотря на достаточно большие размеры комнат, обставлены они очень скромно: мебели немного, и большое количество пространства кажется пустым. Но за счет этого комнаты кажутся светлыми и наполненными воздухом из примыкающего к усадьбе лесного массива. Пастернак не хотел, чтобы вычурная обстановка отвлекала его от творчества, отсюда — аскетичность всех комнат и нахождение в них только самых необходимых предметов — кровати, кресел, столов и т. п.
Первый этаж дома занимает обширная гостиная, где собиралась в свое время творческая интеллигенция Москвы. Борис Леонидович и его супруга Зинаида Николаевна принимали здесь самых дорогих гостей. Любимым местом писателя была веранда с ротондой и окнами. Здесь размещены рисунки отца Пастернака, который был любимым иллюстратором Льва Толстого и делал зарисовки к его романам. Дополняют галерею картины-портреты членов семьи Пастернака и его самого.
Одной из ключевых фотографий в доме является та, на которой писатель запечатлен во время праздничного ужина по случаю присуждения ему Нобелевской премии по литературе. На фото Пастернак радостный, несмотря на то, что ему уже начали поступать настоятельные просьбы отказаться от престижной награды.
Второй этаж усадьбы знаменит кабинетом Пастернака. Здесь также аскетично, много пространства и воздуха. Большую комнату занимает только кровать и письменный стол. Именно здесь писатель создал лучшие свои произведения — цикл стихотворений «Переделкино» и роман «Доктор Живаго». Здесь же он занимался переводами Гете и Шекспира.
Дом, наполненный тишиной и аурой творчества, действовал на Пастернака магически: он ни раз признавался, что здесь нашел свой уголок тишины и вдохновения.
В доме-музее писателя регулярно проводятся экскурсии для школьников и взрослых. Они имеют различную тематику: от обзорных до литературных и театрализованных. А для юных художников и их родителей организовываются пленэры. Дом расположен в центре огромного парка, пейзажи здесь получаются одними из самых красочных. Именно поэтому многие посетители дома-музея Пастернака не спешат сразу уезжать обратно в город, а совершают неспешные прогулки по окрестностям усадьбы, наслаждаясь тишиной леса и красотой природы.
Цена билета в Дом-музей Б. Л. Пастернака в 2021 году
Стоимость билета в Дом-музей Б. Л. Пастернака зависит от возраста посетителя и вида посещения — самостоятельно или с экскурсией.
Без экскурсионного обслуживания:
С экскурсионным обслуживанием:
При индивидуальном посещении музея есть возможность взять в аренду аудиогид. Стоимость его составляет 150 руб.
В доме-музее Пастернака регулярно проходят познавательные программы для школьников и взрослых:
Цены могут меняться. Перед посещением необходимо уточнять актуальность информации на официальном сайте Дома-музея Б. Л. Пастернака в Переделкино.
Как добраться до Дома-музея Пастернака в Переделкино
Дом-музей Б. Л. Пастернака находится в Московской области, в поселке Переделкино, но добраться до него несложно.
Наиболее удобный способ — пригородный электропоезд. Отправляются электрички от Киевского вокзала Москвы с интервалом 15–30 минут. Ближайшая к музею станция — «Переделкино», время в пути — примерно 30 минут. От нее до Дома Пастернака — примерно 25–30 минут пешком по живописным историческим местам. Посмотреть расписание движения электропоездов можно здесь.
Если нет желания идти около получаса пешком, есть возможность проехать несколько остановок автобусом № 468. Он отправляется от ЖД платформы «Переделкино» и доезжает до остановки «Дом творчества». От нее до музея — примерно 7 минут пешком. Курсирует автобус из Переделкино в соседний район Одинцово, интервал движения — примерно 40 минут. График движения автобуса можно посмотреть здесь.
Доехать до дома-музея Б. Л. Пастернака можно на автомобиле: на подъезде есть возможность припарковаться, или же воспользоваться мобильными приложениями такси: Яндекс. Такси, Uber, Gett и другими.
Дом-музей Б. Л. Пастернака в Переделкино — панорама Google Maps:
Видео-обзор Дома-музея Пастернака в Переделкино:
Дом-музей Б.Л. Пастернака
Адрес: 108816, г. Москва, поселение Внуковское, пос. ДСК «Мичуринец», ул. Павленко, д. 3.
Телефон для справок и записи на экскурсии: +7 495 695-53-08
Электронная почта: ex@goslitmuz.ru
График работы:
Как добраться:
Поселок писателей Переделкино навсегда связан с именем Бориса Леонидовича Пастернака (1890–1960). Здесь он жил с 1936 года, но в доме, где сейчас находится музей, он поселился весной 1939 года. Именно в этом доме 23 октября 1958 года он узнал, что ему присуждена Нобелевская премия по литературе. Как известно, его мировая слава обернулась жесточайшей травлей на родине. Пастернак скончался в этом доме 30 мая 1960 года и похоронен на местном кладбище.
Семья долгие годы делала все, чтобы сохранить дом и обстановку в том виде, в каком они были при жизни Бориса Пастернака. Несмотря на то, что все эти годы «к Пастернаку» шли почитатели, официальные власти не разрешали создать на даче мемориальный музей. И это произошло — 10 февраля 1990 года, в день столетия Пастернака в доме открылась мемориальная экспозиция.
Здание и экспозиция
В гостях у Пастернака в разные годы бывали А. Ахматова, К. Чуковский, Вс. Иванов, К. Федин, О. Берггольц, Ф. Асмус, П. Капица, А. Крученых, В. Шаламов, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Вяч. Иванов, И. Берлин, Л. Бернстайн. На рояле играли выдающиеся пианисты Генрих и Станислав Нейгаузы, Святослав Рихтер, Мария Юдина.
Выставки и программы
Выставка «„Останется — наверняка…“ Переделкино»
20 февраля — 10 декабря 2021
В течение года выставку сопровождают циклы тематических экскурсий.
«Городок писателей. Имена»
«Городок писателей. Дом с историей»
Экскурсии посвящаются истории конкретных переделкинских дач. Несколько адресов: дом, за который боролись, дом, в котором слишком часто сменялись хозяева, и дом, который навсегда опустел, — эти молчаливые свидетели, переделкинские «корабли» на волнах писательских судеб.
Продолжительность: 45–60 минут. 15 +
В социальных сетях по хэштегам #ГодПеределкина, #Переделкино, #гмирлионлайн
следите за рубрикой «Переделкино. Моментальный снимок». Здесь публикуются цитаты из автобиографий, дневников, воспоминаний, которые сопровождают фотографии основных переделкинских мест, — где встречались, разговаривали, прощались, откуда уезжали и возвращались, где прогуливались и размышляли. Архивные фотографии в сопровождении живых, личных текстов — попытка «вернуть», оживить Переделкино годов.
Экскурсии, лекции, циклы программ
В программе дома-музея, помимо многочисленных тематических экскурсий, дающих представление о разных периодах жизни и творчества поэта, также художественные занятия, циклы встреч, поэтических выступлений, дискуссий, прямо и опосредованно связанные с личностью Пастернака, его мыслями о жизни и искусстве. Среди проектов музея можно найти программы, ориентированные на различную возрастную аудиторию, в том числе на детей от 9 лет. Следите за расписанием на этой странице, а также в разделе «Афиша».
Просим заказывать экскурсии заблаговременно по телефону +7 495 695-53-08 в часы работы музея.
У нас работают
Ирина Александровна Ерисанова — заведующая отделом «Дом-музей Б. Л. Пастернака».
Профессиональную деятельность начинала как журналист газеты «Советская Эстония» и автор художественных передач эстонского радио. Затем 5 лет работала в театре актрисой. С 1984-го по 1997-й годы была диктором Всесоюзного радио, ведущим информационных программ, автором и режиссером многих художественных программ музыкального отдела радиостанции «Маяк» (с 1990 по 1997). В 1997 году дебютировала как автор двух эссе в журнале «Соло». С 1999-го года работает научным сотрудником отдела Государственного литературного музея «Дом-музей Б. Л. Пастернака». 25 лет сотрудничала с «Логосом» ВОС в аудиозаписях художественной литературы. Автор книги «Мастер зимних пейзажей» (М.: «Виртуальная галерея», 2012).
Елена Леонидовна Пастернак — хранитель дома-музея Б.Л. Пастернака.
Доктор филологических наук, доцент кафедры французского языкознания филологического факультета МГУ. Автор 50 научных статей и двух монографий: «Риторика Лами в истории французской филологии» и «Формирование основных направлений французской лингвистической мысли XVIII века».
Светлана Витальевна Кузьмина — экскурсовод отдела «Дом-музей Б. Л. Пастернака». В 1978 году окончила театральное училище им. М. С. Щепкина по специальности «актриса драмы и кино». Работала в различных театрах Москвы. С 2002 года работает в доме-музее Б. Л. Пастернака в Переделкине.
Галина Владимировна Лютикова — организатор экскурсий отдела «Дом-музей Б. Л. Пастернака»
(Берлинский им. Гумбольдта), преподаватель немецкого языка, переводчик, культуролог. Работала в отделе РГБ «Информкультура», в компании ABBYY, в Школе Шехтера. В музее работает с 2013 г. Ведет обзорные, тематические и пешеходные экскурсии на русском и немецком языках, интерактивные экскурсии на немецком языке, занимается продвижением отдела в социальных сетях Facebook, YouTube, ВКонтакте, ведет научно-исследовательскую работу.
Анна Андреевна Кознова — научный сотрудник отдела «Дом-музей Б. Л. Пастернака»
Германист, преподаватель английского языка, кандидат филологических наук. Преподавала в Московском педагогическом государственном университете, Высшей школе экономики, Одинцовском гуманитарном университете. В музее работает с 2015 года. Ведет работу, проводит обзорные экскурсии на русском и английском языках, тематические экскурсии, отвечает за продвижение отдела в социальных сетях Facebook, Instagram, YouTube, участвует в создании выставок.
В 1983 году окончила аспирантуру Института государства и права Академии наук (сектор истории политических учений). Редактор (с 1992 года) отдела педагогической газеты «Первое сентября». С 2001 по 2014 год — главный редактор газеты «Первое сентября». Член Союза журналистов России.
Работает в с ноября 2016 года. В музее ведет обзорные и тематические экскурсии, участвует в создании выставок, составляет программу и план культурных мероприятий.
В Государственном литературном музее работает с 2013 г. До этого несколько лет работала в РГАФД.
В музее занимается организацией и проведением выставок, ведет обзорные и тематические экскурсии, занимается продвижением отдела в социальных сетях ВКонтакте, Facebook, Instagram, YouTube. Организует и проводит интерактивные занятия с детьми, координатор проекта «Пастернаковский пленэр».
В 1996 году окончила факультет теоретической и прикладной лингвистики РГГУ. Лингвист, переводчик, редактор. Автор литературных по Москве и других образовательных программ. В музее ведет обзорные экскурсии на русском и английском языках, тематические и пешеходные экскурсии, разрабатывает и проводит интерактивные занятия с детьми.
В 1982 году окончила Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года (ныне Московское академическое художественное училище). С 1989 года является членом Московского Союза художников. Выставочная деятельность началась в 1984 г., с тех пор Мария Кулагина участвовала в групповых выставочных проектах в России, Испании, Германии, Бельгии, Франции, с 2004 г. состоялось более 10 персональных выставок в России. Обладательница множества премий, медалей и дипломов Российской академии художеств и Союза художников России. Сегодня работы Марии Кулагиной находятся в собраниях многих российских музеев, среди которых Государственный Русский музей, Московский музей современного искусства, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.
Мария Кулагина — талантливый педагог, обладающий многолетним опытом работы с детьми. В Государственном музее истории российской литературы имени работает с 2013 г. — проводит в рамках проекта «Пастернаковский пленэр», участвует в подготовке выставок.
, окончила магистратуру РГГУ «Международное литературоведение: культурный трансфер» (совместная программа с университетом г. Фрайбурга). В работает с 2018 года, ведет обзорные экскурсии на русском, немецком и английском языках, участвует в создании выставок, ведет работу.
Дом-музей Бориса Пастернака в Переделкино
1) В Переделкине Пастернак жил на даче №1 по ул. Тренева с 1935 по 1939 год, на даче №3 по ул. Павленко 1939 по 1960. Как писал Вениамин Каверин: Пастернак чувствовал себя в этом поселке “так, как будто сам создал его по своему образу и подобию”.
2) Я не буду много рассказывать, думаю, большинство из вас знает творчество Пастернака не хуже меня, а тем более, его биографию. Важно, что здесь написаны две последние книги стихов и здесь же создавался “Доктор Живаго”.
4) Андрей Вознесенский писал: “Дача его напоминала деревянное подобие шотландских башен. Как старая шахматная тура, стояла она в шеренге других дач”.
5) В доме в разные времена бывали А.Ахматова, А.Эфрон, К.Чуковский, Б.Ливанов, Нина Табидзе, Вс.Иванов, А.Вознесенский, Е.Евтушенко.
6) Здесь же, на даче, он узнает, что 23 октября 1958 года ему присуждена Нобелевская премия по литературе «3а выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы».
7) Музей открыли 10 февраля 1990 года, к 100-летию со дня рождения Пастернака. 1990 год был объявлен ЮНЕСКО годом Пастернака.
8) Гостиная. Как и в других комнатах, здесь на стене висят работы отца писателя — художника Леонида Пастернака, которого ценил Лев Николаевич Толстой, доверяя ему иллюстрировать свои произведения.
10) Хозяин дома телевизор смотреть не любил)
15) Гостями переделкинского дома бывали не только литераторы, но и музыканты. На рояле “Бехштейн”, который стоит в комнате Зинаиды Пастернак, в свое время играли Генрих Нейгауз, Мария Юдина и Святослав Рихтер.
17) Здесь всё в точности, как было при жизни поэта- строгая простота, аскетизм.
Глухая пора листопада.
Последних гусей косяки.
Расстраиваться не надо:
У страха глаза велики.
[ Нажмите, чтобы прочитать ]
Пусть ветер, рябину заняньчив,
Пугает ее перед сном.
Порядок творенья обманчив,
Как сказка с хорошим концом.
Ты завтра очнешься от спячки
И, выйдя на зимнюю гладь,
Опять за углом водокачки
Как вкопанный будешь стоять.
Опять эти белые мухи,
И крыши, и святочный дед,
И трубы, и лес лопоухий
Шутом маскарадным одет.
Все обледенело с размаху
В папахе до самых бровей
И крадущейся росомахой
Подсматривает с ветвей.
Ты дальше идешь с недоверьем.
Тропинка ныряет в овраг.
Здесь инея сводчатый терем,
Решетчатый тес на дверях.
За снежной густой занавеской
Какой-то сторожки стена,
Дорога, и край перелеска,
И новая чаща видна.
Торжественное затишье,
Оправленное в резьбу,
Похоже на четверостишье
О спящей царевне в гробу.
И белому мертвому царству,
Бросавшему мысленно в дрожь,
Я тихо шепчу: «Благодарствуй,
Ты больше, чем просят, даешь».
В траве, меж диких бальзаминов,
Ромашек и лесных купав,
Лежим мы, руки запрокинув
И к небу головы задрав.
[ Нажмите, чтобы прочитать ]
Трава на просеке сосновой
Непроходима и густа.
Мы переглянемся — и снова
Меняем позы и места.
И вот, бессмертные на время,
Мы к лику сосен причтены
И от болезней, эпидемий
И смерти освобождены.
С намеренным однообразьем,
Как мазь, густая синева
Ложиться зайчиками наземь
И пачкает нам рукава.
Мы делим отдых краснолесья,
Под копошенья мураша
Сосновою снотворной смесью
Лимона с ладаном дыша.
И так неистовы на синем
Разбеги огненных стволов,
И мы так долго рук не вынем
Из-под заломленных голов,
И столько широты во взоре,
И так покорно все извне,
Что где-то за стволами море
Мерещится все время мне.
Там волны выше этих веток,
И, сваливаясь с валуна,
Обрушивают град креветок
Со взбаламученного дна.
А вечерами за буксиром
На пробках тянется заря
И отливает рыбьим жиром
И мглистой дымкой янтаря.
Смеркается, и постепенно
Луна хоронит все следы
Под белой магиею пены
И черной магией воды.
А волны все шумней и выше,
И публика на поплавке
Толпится у столба с афишей,
Неразличимой вдалеке.
23) Посмертная маска поэта.
24) В этом доме 30 мая 1960 года Пастернак скончался. На этой кровати:
27) Настолько всё сохранено в духе того времени, даже порой кажется, что хозяин просто вышел куда-то ненадолго.
«Пастернак вел себя неадекватно» Как жилось в элитном поселке, который Сталин построил для писателей
Советский дачник в трико, калошах и с лопатой — фигура эпохальная. В свое время страну охватила настоящая дачная лихорадка, и те, у кого загородного участка не было, обязательно о нем мечтали. Ну а пределом таких мечтаний был подмосковный поселок Переделкино. Дача в Переделкине считалась настоящей роскошью, ведь там жили не только большие начальники, но и сливки интеллектуальной элиты СССР: поэты, писатели, драматурги. «Лента.ру» и компания Rehau рассказывают, как было основано Переделкино, за что его полюбила советская интеллигенция, какие удивительные истории там происходили и как изменился поселок в наши дни.
Дача как культурный феномен
Дача для россиян — это не просто загородный дом, а особый образ жизни, социальный феномен, о котором знают даже иностранцы. Слово dacha вошло в английский язык наряду с tsar и balalaika. Первые дачи появились в России несколько сотен лет назад, но особенного размаха дачное движение достигло в советское время.
В 1949 году Совет Министров СССР принял постановление, где впервые упоминаются знаменитые шесть соток — размер земельного участка, который выделяли рядовым советским гражданам. Поначалу жилые постройки там возводить запрещалось, только небольшие домики для садовой утвари. Но горожане все равно с нетерпением ждали воскресенья, чтобы вырваться из тесных коммуналок и однотипных пятиэтажек на загородную дачу.
Фото: Анатолий Жданов / «Коммерсантъ»
Тишина, свежий воздух и работа на земле были для советских людей не только своеобразной медитацией, но и способом обеспечить себя продуктами впрок. Никому не хотелось зимой покупать в универмаге лежалую мерзлую картошку или морковку. А консервированные овощи, варенья из фруктов и ягод со своей дачи считались деликатесом, ими угощали гостей, их подавали к праздничному столу.
Дачи были и у советской номенклатуры, знаменитых артистов и писателей. Такие участки были гораздо крупнее стандартных шести соток, лучше обустроены, на них стояли полноценные загородные дома, а не хлипкие хижины. Туда ездили не полоть грядки, а отдыхать — читать книги, разговаривать об искусстве, принимать гостей.
Именно такие дачи строились в подмосковном Переделкине, который долгое время был неофициальным загородным клубом для интеллектуальной элиты СССР.
С чего начиналось Переделкино
Считается, что идея создания Переделкина появилась в 1933 году во время разговора Сталина с Максимом Горьким. Кира Васильева, автор книги «Переделкино. Сказание о писательском городке», вспоминает такую легенду: якобы Сталин спросил у Горького, как живут писатели за границей. «На дачах живут, — ответил Горький. — Уезжают от городской суеты». Сталин ответил, что в таком случае у советских писателей тоже должны быть дачи, и поручил составить для него список 40-50 самых достойных кандидатов на получение загородного участка.
Место для поселка выбрали около реки Сетунь, где раньше была деревня Передельцы. С XVII века тут находились судоремонтные верфи, на которых переделывали челны и баржи — отсюда и название. Здесь же раскинулся густой сосновый лес, благодаря которому в Переделкине такой чистый воздух. В 1939 году в поселке построили дом отдыха, а позже на его базе основали санаторий и госпиталь.
Уже к осени 1935 года в Переделкине построили около полусотни домов и в них стали въезжать жители — знаменитые писатели и поэты. Руководство страны выделяло им дачи пожизненно. Однако загородные дома, построенные по немецким проектам, оказались довольно холодными для суровых русских зим, а из-за болотистой почвы их часто затапливало.
Чтобы мороз не испортил отдых в дачном доме, он должен оставаться за порогом. Сохранить тепло домашнего уюта помогут окна Rehau с особой системой теплоизоляции, которая защищает даже от температур ниже 40 градусов.
В 1936 году в Переделкине, на улице Тренева, поселились Борис Пастернак и его семья. Но эта дача оказалась слишком сырой, поэтому в 1939 году писателю пришлось переехать в дом номер 3 на улице Павленко.
Этот дом был Пастернаку очень дорог. «Это именно то, о чем можно было мечтать всю жизнь. В отношении видов, приволья, удобства, спокойствия и хозяйственности, — это именно то, что… настраивало поэтически», — писал Пастернак своему отцу. На даче в Переделкине Пастернак писал роман «Доктор Живаго», тут родились циклы стихов «Переделкино», «Земной простор», «На ранних поездах».
Природа — источник вдохновения. Наслаждаться живописным загородным пейзажем без помех поможет панорамное остекление от Rehau.
Именно в переделкинском доме 23 октября 1958 года Борис Пастернак узнал о том, что ему присуждена Нобелевская премия по литературе.
Борис Пастернак и большой террор
В Переделкине Борис Пастернак встретил 1937 год, начало большого террора — самых суровых политических репрессий в СССР.
«В то жуткое время все в Переделкине запирали калитки и отгораживались друг от друга забором, потому что боялись: кого заберут завтра? — рассказывает заведующая «Дома-музея Б. Л. Пастернака» Ирина Ерисанова. — В эти годы Пастернак вел себя, как сейчас бы сказали, абсолютно неадекватно! Он демонстративно ходил в гости к человеку, над которым уже нависла беда, часами с ним разговаривал, здоровался на улице и пожимал руку. Пастернаку было важно сохранить лицо, не потерять себя в этом страхе».
Через дачу от Пастернака жил драматург Александр Афиногенов. «Его жизнь складывалась довольно благополучно, какое-то время Афиногенов был в фаворе у Сталина, лучший театр страны ставил его пьесы. Однако в 1937 году Афиногенов внезапно оказывается в опале. Летом 1937 года он сидел на даче и с ужасом ждал, когда его арестуют. Многие его избегали. Единственным человеком, с кем он тогда общался, был Борис Леонидович. При этом раньше они не были друзьями, Пастернак появился в жизни Афиногенова как раз в это время», — говорит Ирина Ерисанова.
В своем дневнике Афиногенов писал, что «разговоры с Пастернаком навсегда останутся» в его сердце. Драматург упоминал, что Борис Леонидович не любил уезжать из Переделкина в город, а хотел бы все время жить в поселке: гулять в одиночестве, смотреть на звезды, размышлять об искусстве и работать над своими произведениями.
Почему Корней Чуковский — леший
Через два года после Пастернака, в 1938 году, в Переделкине поселился Корней Чуковский. С тех пор вся жизнь писателя находилась в поселке, а в московскую квартиру Чуковский ездил только по делам.
Юлия Сычева, автор проекта о семье Чуковских «Chukfamily» рассказывает: «Во время жизни в Переделкине Корней Иванович строго соблюдал режим дня, это помогало ему бороться с бессонницей. Писатель вставал очень рано, работал, затем не меньше двух часов гулял по Переделкину. Вечером, чтобы уснуть, Чуковский просил кого-нибудь читать ему вслух. Сначала читали дети писателя, потом внуки, а потом и правнуки. Иногда даже гости читали ему на ночь, особенно любил Корней Иванович английские детективы».
Аркадий Райкин вспоминал, что Чуковский, прогуливающийся по поселку, «был как бы частью переделкинского пейзажа. Когда он гулял по переделкинским улицам (а гулял он в любую погоду, даже в трескучий мороз), то походил на лешего, осматривающего свои владения».
Принимать гостей Чуковский очень любил, его дом в Переделкине посетили множество известных писателей. «Корней Иванович получил звание доктора литературы в Оксфорде, что было очень почетно, и привез из Англии оксфордскую мантию с шапочкой. Он очень любил в нее наряжаться и встречать в таком виде гостей. Еще у него был настоящий индейский головной убор из перьев, в котором он тоже встречал посетителей. Причем это были не дети, а взрослые люди», — говорит Юлия Сычева.
В 1955 году в Переделкине построили Дом творчества писателей, куда во время прогулки любил заходить Чуковский. «Вокруг Корнея Ивановича, как всегда, толпятся люди, каждый его приход в Дом творчества — событие», — пишет в своих воспоминаниях сатирик Александр Раскин. Одну из таких встреч, во время которой Чуковский решил подшутить над приятелем и «упрекнуть» его в безделье, Раскин описывает в рассказе «Гаданье на поездах»:
— Не верьте ему! — своим высоким тенором восклицает Чуковский. — Он ничего не делает! Это мне достоверно известно. Все сочиняет его дочь Саша, талантливый ребенок. Он даже не переписывает, а так прямо и посылает в редакции. И все ему говорят: «У вас такой детский почерк». И он сам вздыхает: «Да, у меня такой детский почерк…» Недурно устроился, а?
Смех стоит вокруг нас, смеюсь и я: разве можно обижаться на Корнея Ивановича?
Рай Булата Окуджавы
Постепенно Переделкино разрасталось. После окончания Великой Отечественной войны в поселке построили около 20 новых домов, где впоследствии поселились многие поэты-шестидесятники: Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава.
Окуджава получил дачу на улице Довженко в 1987 году. Здесь поэт и бард провел последние десять лет своей жизни, написал многие поздние стихи, рассказы и автобиографический роман «Упраздненный театр», получивший Букеровскую премию.
Московская область. Дачный поселок писателей Переделкино. Писатель Булат Шалвович Окуджава.. Фото: Сергей Субботин / РИА Новости
Переделкино появлялся в песнях и стихах барда. Свою спокойную, размеренную жизнь в «заснеженном Подмосковном раю» Окуджава описывал так:
«Сперва с аппетитом отличным
съедаю нехитрый обед
и в пику безумцам столичным
ныряю под клетчатый плед. »
На своей даче в Переделкине Окуджава, как и Чуковский, любил собирать друзей. Например, частыми гостями поэта были писатели Алла Гербер и Василий Аксенов. Именно из переделкинского дома Окуджавы Аксенова провожали в эмиграцию, когда он оказался в опале из-за созданного им альманаха «Метрополь». «Спустя много лет я встретила Аксенова в Вашингтоне — первое, что он сказал, это “А сейчас, наверное, все сидят у Булата”. Так оно и было — мы часто собирались у Булата», — вспоминала Алла Гербер.
Сейчас дача Окуджавы в Переделкине превращена в музей так же, как дома Чуковского и Пастернака. Служащие музеев бережно хранят в домах ту обстановку, которая была при жизни писателей: вещи, книги, мебель. Например, дома у Окуджавы хранится его коллекция колокольчиков, начатая Беллой Ахмадулиной, у Чуковского — знаменитая оксфордская мантия, у Пастернака — лампа писателя и картины его отца.
Домашний уют и безмятежный дневной сон невозможны без тишины. Окна Rehau с функцией звукоизоляции — залог комфорта и крепкого сна.