Ээг при зрр у детей что показывает

Задержка психо-речевого развития ребенка

Обновлено 20 авг. 2020 г.

Задержка психического речевого развития ребенка диагностируется все чаще. По статистике, 20% пятилетних детей имеют этот диагноз. Сложность заключается в том, что ранее 4-х лет его не ставят, а в 6 – 7 патологию уже поздно лечить. Только ранняя диагностика позволяет вовремя начать коррекцию и достичь хороших результатов. В противном случае проблема быстро усугубится, а нарушения станут необратимыми.

Что такое ЗПРР

Задержка психического речевого развития ребенка — это заболевание, при котором он отстает в своем психоэмоциональном развитии от возрастных норм. Характеризуется дисфункцией речи, поведенческими нарушениями, эмоциональными расстройствами — ригидностью или лабильностью. У некоторых деток отмечаются и двигательные дисфункции.

Развивается на фоне заболеваний головного мозга или центральной нервной системы. С одной стороны, особый неврологический статус может стать причиной задержки развития психики и речи, с другой же сама патология негативно влияет на психическое развитие.

ЗРР и ЗПРР: отличительные характеристики заболеваний

Задержка речевая и психо-речевая — это не одно и то же. В первом случае психическое развитие ребенка, его эмоции и интеллект соответствует возрастным нормам. Он понимает, что ему говорят, выполняет просьбы — просто пока говорит мало и не стремится к вербальному общению.

Малыши с ЗПРР отстают в умственном развитии от сверстников. В этом и заключается принципиальная разница этих двух понятий.

Причины задержки психического речевого развития ребенка

Есть много факторов, которые могут спровоцировать заболевание. Их можно разделить на группы:

Задержка психического речевого развития ребенка может появиться на фоне заболеваний, которые нарушают работу головного мозга. К ним относят: врожденные заболевания ЦНС, эпилепсию, гидроцефалию, ДЦП, опухоли головного мозга, нарушения оттока ликвора.

Как правило, о перечисленных выше ситуациях — врожденных нарушениях, первичных болезнях и травмах – родители узнают сразу и оказывают чаду помощь — проходят лечение, курсы реабилитации.

Симптомы задержки психического развития речи

Официальный диагноз маленькому пациенту ранее 4, а то и 5 лет не поставят. Но первые предпосылки можно заметить еще в первые месяцы жизни новорожденного. При подозрении на нарушение педиатр обязательно задаст родителям наводящие вопросы — и на основании полученной информации уже может предположить задержку психического развития речи.

Вот признаки, по которым можно его заподозрить.

Родителям стоит обратить внимание и на другие признаки, которые сопровождают нарушение. Так, если ребенок гиперактивный, агрессивный, невнимательный, плохо запоминает новое, у него скудное воображение и эмоции, он необщительный, слабый физически — все это должно насторожить родителей и стать поводом обращения к педиатру.

Методы диагностики патологии

К диагностике подходят комплексно. Это значит, что маленького пациента осматривают разные специалисты — педиатр, отоларинголог, невролог, логопед. Кроме сбора анамнеза, осмотра и оценки состояния здоровья ребенка, его направляют на аппаратную диагностику. Это необходимо, поскольку на фоне ЗПРР изменяется органика, в частности нарушается работа левого полушария головного мозга, которое отвечает за развитие речи. Поэтому окончательный диагноз ставят на основании результатов обследований — ЭЭГ, компьютерной томографии, методики вызванных потенциалов.

После постановки диагноза начинают комплексное лечение. В нем принимают участие невролог, психолог, логопед, рефлексотерапевт. Огромную роль отводят родителям — без них добиться успехов невозможно.

Комплексное лечение болезни

Чем дольше малыш не разговаривает, тем дольше «тормозит» его умственное развитие. Поэтому начинать лечение задержки психического развития речи нужно как можно раньше. Применяют разные методы.

Лечение микротоками

Рефлексотерапевт воздействует током сверхмалой силы на биоактивные точки мозга, которые связаны с речью. Это способствует восстановлению поврежденных зон центральной нервной системы. Начинать рефлексотерапию можно уже полугодовалым младенцам. Как правило, назначают курс из 10 – 12 сеансов, а через 2,5 месяца его повторяют.

Транскраниальная микрополяризация

Физиопроцедура заключается в точечном воздействии на определенные участки головного мозга. В результате в нем формируются новые нейронные связи. Зона коры головного мозга, которую нужно стимулировать, зависит от проблемы. Процедура безопасна, не вызывает побочных реакций и эффективна.

Биоакустическая коррекция при ЗПРР

Суть метода заключается в прослушивании маленьким пациентом электрических сигналов собственного мозга. Их посредством аппаратуры преобразуют в музыку — акустические волны. В результате такого прослушивания восстанавливаются нарушенные функции мозга. Методика БАК сочетает в себе новейшие технологии музыкотерапии, биоуправления и нейротерапии.

Логопедическая коррекция ЗПРР

Занятия логопеда-дефектолога направлены на развитие не только речи, но и мышления, моторики, памяти. Маленькие пациенты учатся правильно произносить звуки, составлять слова, предложения, говорить фразами. Заниматься можно с 2-х лет, хотя на практике логопеды берут детей минимум с 4-х лет. Но в случае с задержкой психического развития речи начинать коррекцию нужно как можно раньше. В 4 года уже будет упущено довольно много времени и не все функции получится восстановить. Поэтому нужно либо записаться к логопеду-дефектологу раньше, либо начинать коррекционную работу с другими специалистами по их профилю.

Также полезен логопедический массаж — он укрепляет и стимулирует жевательные и мимические мышцы. В результате малышу становится легче выговаривать звуки, слоги.

Медикаментозная терапия при ЗПРР

Лекарства назначает детский невролог после аппаратной диагностики. Терапия подбирается, в зависимости от патологии. Как правило, это ноотропные препараты — Кортексин, Актовегин, Энцефабол и их аналоги.

Альтернативные методы коррекции

Дополнительное можно подключить и такие методы:

В рамках основного лечения перечисленные вспомогательные методики дают очень хорошие результаты. Обсудите с врачом (педиатром или неврологом), стоит ли их подключить в вашем случае.

Роль родителей в лечении ЗПРР

Без участия мамы и папы даже самый лучший специалист не сможет вылечить их чадо. Их задача — выполнять все рекомендации врачей. Например, выполнять дома упражнения на развитие мелкой и крупной моторики, играть в подвижные игры, слушать и угадывать музыкальные инструменты, собирать пазлы, постоянно разговаривать с ребенком — только при такой комплексной работе врачей и родителей ему можно помочь.

Еще один важный момент. Не заменяйте вербальное общение телевизором и смартфоном. Речь, которую ваше чадо слышит по телевизору или из мультфильмов, мешает формированию его собственной речи. Пассивный словарь у него будет хороший, а вот активный — нет. «Механические» голоса активизируют правое полушарие, когда за формирование речи отвечает левое. Таким образом, гаджеты тормозят речевое развитие и провоцируют ЗРР, а оно, в свою очередь, может привести и к задержке психического развития речи. Поэтому лучше вовсе не включать при ребенке телевизор, радио, планшеты и другие устройства.

Проводите с сыном или дочкой больше времени вместе, выезжайте на природу — это способствует улучшению психоэмоционального состояния.

Прогнозы и последствия: чего ждать?

Эффективность лечения зависит от многих факторов. Главные из них – возраст маленького пациента, степень выраженности задержки психического речевого развития ребенка и первичные заболевания.

К сожалению, при глубинных нарушениях или терапии, начатой у 5 – 6-летних деток, ждать больших результатов не приходится. Лишь в 0,2% случаев из 100% возможно, что он начнет говорить. Если же дитя не овладело речью в 7 лет, то уже не заговорит никогда.

Если же родители обратились за помощью, когда малышу исполнилось 2 – 3 годика, то есть все шансы на полное восстановление. В этом случае все зависит от степени недоразвитости, участия родителей и методик, которые применяются для лечения.

Если родители ждут, что дитя рано или поздно заговорит само, они только упускают время. Если это не индивидуальный темп развития конкретного малыша, а действительно проблема, она не пройдет сама. На фоне психической и речевой недоразвитости дети страдают плохой памятью и мышлением, искаженно воспринимают и перерабатывают информацию, не могут сосредотачивать внимание. В будущем это приводит к изменениям в личностном плане — ребенок становится раздражительным, закрытым, необщительным, у него появляется чувство собственной неполноценности.

Источник

Ээг при зрр у детей что показывает

М.С. Певзнер и Т.А. Власовой (1973) было обращено внимание на роль эмоционального развития в формировании лич­ности ребенка с ЗПР, а также на значение нейродинамических расстройств (астенических и церебрастенических состояний). Со­ответственно была выделена задержка психического развития, возникающая на основе психического и психофизического инфан­тилизма, связанного с вредными воздействиями на ЦНС в период беременности, и задержка, возникающая на ранних этапах жизни ребенка в результате различных патогенных факторов. Различие патогенетических механизмов обусловливало и раз­личие прогноза ЗПР. При преобладании выраженных нейродинамических, в первую очередь стойких церебрастенических расстройств, ЗПР оказыва­лась более стойкой и нередко нуждающейся не только в психо­лого-педагогической коррекции, но и в лечебных мероприятиях.

При ЗПР часто наблюдается отставание в развитии речи, а также достаточно стойкие фонетико-фонематические наруше­ния и расстройства артикуляции. Одним из характерных признаков нарушений речевого развития детей с ЗПР является недостаточность речевой ре­гуляции действия, трудности вербализации действий, несформированность планирующей функции речи.

Нарушения звукопроизношения у детей с ЗПР встречают­ся гораздо чаще, чем у детей без нарушений психического развития. Так, по данным Е. В. Мальцевой, нарушения звукопроизношения наблюдаются у 29,9% учеников младших классов для детей с ЗПР, что составляет 76,3% от числа детей с ЗПР, имеющих нарушения речи. По данным В. А. Ковшикова и Ю. Г. Демьянова, нарушения звукопроизношения на­блюдаются у 70% учащихся 7-9 лет с ЗПР. В то же время, в младших классах массовой школы нарушения звукопроиз­ношения отмечаются лишь у 4% школьников. Наибольшая распространенность нарушений звукопроиз­ношения имеет место у учеников 1-го класса (55,8%). К 4 классу это количество значитель­но снижается (20,5%).

В ряде исследова­ний подчеркивается сложность диффе­ренциальной диагностики ЗПР, поскольку их отдельные клинико-психофизиологические проявления сходны, а иногда совпадают с ОНР (Л.И. Пере­слени, Т.А. Фотекова, 1993; С.Г. Шевчен­ко, 1994; Т.Н. Волковская, 1999). Это позволяет выделять случаи сложного дефекта, когда ЗПР сочетается с ОНР. В зарубежной литературе отмечает­ся, что среди школьников, испытываю­щих трудности в обучении, свыше 90% имеют речевые и языковые наруше­ния, при этом в 20-35% случаев у таких детей обнаруживается и дефицит вни­мания в сочетании с гиперактивностью; и наоборот, 50% детей с дефици­том внимания имеют трудности в обу­чении и другие академические пробле­мы (A.Talay-Ongan, 1998). Характер со­отношения между уровнем развития регуляторных и познавательных про­цессов важно учитывать при диагнос­тике не только интеллектуальных, но и сенсорных дефектов, по­скольку и они часто сочетаются с недо­статочностью активационных, регуля­торных и мнестических процессов (Э.С. Ополинский, Л.А. Рожкова, 1993; Л.П. Григорьева, 2000).

Таким образом, сведения о функциональном состоянии головного мозга, полученные с помощью регистрации биоэлектрической активности, помогают в диагностике отклонений в развитии, способствуют выявлению возможностей обучения ребенка, испытывающего трудности а обучении, и помогают в проведении адекватной индивидуализированной медико-психолого-педагогической коррекции.

Источник

Что такое задержка речевого развития? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Гавриловой Татьяны Алексеевны, детского невролога со стажем в 20 лет.

Ээг при зрр у детей что показывает. Смотреть фото Ээг при зрр у детей что показывает. Смотреть картинку Ээг при зрр у детей что показывает. Картинка про Ээг при зрр у детей что показывает. Фото Ээг при зрр у детей что показываетЭэг при зрр у детей что показывает. Смотреть фото Ээг при зрр у детей что показывает. Смотреть картинку Ээг при зрр у детей что показывает. Картинка про Ээг при зрр у детей что показывает. Фото Ээг при зрр у детей что показывает

Определение болезни. Причины заболевания

Задержка речевого развития может сопровождать следующие нарушения:

ЗРР могут вызывать причины, возникшие во время беременности. Основные из них:

Ээг при зрр у детей что показывает. Смотреть фото Ээг при зрр у детей что показывает. Смотреть картинку Ээг при зрр у детей что показывает. Картинка про Ээг при зрр у детей что показывает. Фото Ээг при зрр у детей что показывает

Факторы, приводящие к ЗРР после рождения:

Диагноз «задержка речевого развития» не ставят до двух лет, так как речь может спонтанно появиться без помощи специалистов. С двух до трёх лет ребёнку могут диагностировать «замедление темпов речевого развития». В таком случае ему желательно начать заниматься с логопедом.

Если в три года постановлен диагноз «задержка речевого развития», необходима комплексная медико-педагогическая реабилитация. Без лечения к пяти годам ребёнок начинает заметно отставать в психоречевом развитии. Это возникает из-за того, что он не общается с другими детьми и взрослыми, не задаёт вопросов, расширяющих кругозор. В дальнейшем это приводит стойкому речевому и интеллектуальному дефектам, и ребёнок сможет обучаться только в специальной коррекционной школе.

Таким образом, важно своевременно выявить задержку и начать развивать речь. Оптимальный возраст для педагогического и медицинского воздействия — 3-5 лет.

Симптомы задержки речевого развития

Отставание в развитии проявляется различными симптомами [2] [8] [9] [11] :

Патогенез задержки речевого развития

Патогенез зависит от причины, которая привела к задержке речевого развития [2] [3] [4] :

Ээг при зрр у детей что показывает. Смотреть фото Ээг при зрр у детей что показывает. Смотреть картинку Ээг при зрр у детей что показывает. Картинка про Ээг при зрр у детей что показывает. Фото Ээг при зрр у детей что показывает

Ээг при зрр у детей что показывает. Смотреть фото Ээг при зрр у детей что показывает. Смотреть картинку Ээг при зрр у детей что показывает. Картинка про Ээг при зрр у детей что показывает. Фото Ээг при зрр у детей что показывает

Внешние факторы, сдерживающие речевое развитие [1] [8] :

Классификация и стадии развития задержки речевого развития

Педагоги и неврологи используют разные классификации. Неврологи выделяют:

1. Нарушения, вызванные органическим повреждением головного мозга:

3. Дефекты строения артикуляционного аппарата — заячья губа, расщелина верхнего нёба.

Ээг при зрр у детей что показывает. Смотреть фото Ээг при зрр у детей что показывает. Смотреть картинку Ээг при зрр у детей что показывает. Картинка про Ээг при зрр у детей что показывает. Фото Ээг при зрр у детей что показывает

4. Задержка развития речи у недоношенных детей, ослабленных длительной болезнью или недостатком общения.

Занятия с логопедом-дефектологом развивают речь от первого уровня ОНР ко второму и третьему. При этом дикция может длительно оставаться нарушенной.

Осложнения задержки речевого развития

Диагностика задержки речевого развития

Невролог уточняет у родителей, как протекали беременность и роды, в каком возрасте ребёнок начал говорить, строит ли он предложения, понимает ли простые и сложные фразы. При подозрении на умственную отсталость или аутизм невролог направляет ребёнка к психиатру. При снижении слуха — к сурдологу. Специалист определяет уровень нарушения и при необходимости подбирает слуховой аппарат.

Невролог может назначить следующие обследования:

Ээг при зрр у детей что показывает. Смотреть фото Ээг при зрр у детей что показывает. Смотреть картинку Ээг при зрр у детей что показывает. Картинка про Ээг при зрр у детей что показывает. Фото Ээг при зрр у детей что показывает

Ээг при зрр у детей что показывает. Смотреть фото Ээг при зрр у детей что показывает. Смотреть картинку Ээг при зрр у детей что показывает. Картинка про Ээг при зрр у детей что показывает. Фото Ээг при зрр у детей что показывает

Все эти исследования необходимы, чтобы выявить причину нарушения. Для постановки диагноза «задержка речевого развития» достаточно установить отставание от возрастных норм развития речи [1] [2] [7] :

Если ребёнок отстаёт от возрастной нормы более чем на полгода, то следует обратиться к врачу. Задержку речевого развития важно своевременно отличить от аутизма. При аутизме проблемы с речью осложнены специфическими симптомами: дети погружены в свой внутренний мир, не обращают внимание на сверстников, не смотрят в глаза. Они часто совершают стереотипные действия, механически повторяют слова, боятся перемен и всего нового. Такие дети любят выстраивать игрушки рядами, многократно смотреть один и тот же мультфильм, могут обладать феноменальной зрительной памятью. Они не откликаются на имя, не выполняют просьбы. Очень избирательны в пище: употребляют несколько продуктов, от других отказываются. Могут быть агрессивны, истеричны, гиперактивны.

Ээг при зрр у детей что показывает. Смотреть фото Ээг при зрр у детей что показывает. Смотреть картинку Ээг при зрр у детей что показывает. Картинка про Ээг при зрр у детей что показывает. Фото Ээг при зрр у детей что показывает

При подозрении на аутизм лечение начинают немедленно, не дожидаясь 3-5 лет. В раннем детстве мозг пластичен и при своевременной реабилитации аутизм может сгладиться, а ребёнок в развитии догнать сверстников.

Лечение задержки речевого развития

Микротоковая рефлексотерапия — метод лечения детей с задержками развития речи, разрешённый и рекомендованный Минздравом РФ. Заключается в выборочной активизации речевых зоны головного мозга:

Прогноз. Профилактика

При выраженной задержке психоречевого развития, органическом поражении головного мозга, серьёзных расстройствах речевых центров и без своевременного лечения нарушение сохраняется. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем испытывает существенные трудности в обучении и при социализации.

Для развития речи важно разговаривать с ребёнком с самого рождения, читать ему книжки вслух, объяснять, что происходит вокруг и показывать мультфильмы на родном языке.

Источник

ЭЭГ в детском возрасте – важное исследование работы коры головного мозга

ЭЭГ головного мозга у детей, что это такое? Это вид изучения работы коры головного мозга, основанный на записи и отображении электрических импульсов. Не стоит переживать о том, насколько безопасно исследование, если вы решили сделать ЭЭГ ребенку:

ЭЭГ головного мозга ребенку назначает врач-невропатолог для диагностики и уточнения сосудистых, органических заболеваний головного мозга. Исследование абсолютно безопасно и может проводиться как новорожденным, младенцам, так и детям более старшего возраста.

Когда показана детям ЭЭГ?

Ээг при зрр у детей что показывает. Смотреть фото Ээг при зрр у детей что показывает. Смотреть картинку Ээг при зрр у детей что показывает. Картинка про Ээг при зрр у детей что показывает. Фото Ээг при зрр у детей что показывает

Методика позволяет определить состояние нервной системы малыша. Она основана на передаче электрических импульсов нейронами, создающими биоэлектрическую активность головного мозга. Что это такое – ЭЭГ для детей? Электроэнцелограф отображает полученную информацию в виде кривых линий в разные периоды активности. Если врач направил ребенка на обследование, не стоит отказываться от проведения исследования. Оно безболезненно и в то же время достаточно информативно для выявления патологий головного мозга различного характера.

Врач назначает ребенку ЭЭГ в следующих случаях:

Электроэнцефалография показывает локализацию очагов эпилептиформной активности, степень и динамику заболевания, эффективность подобранной терапии. Поэтому область ее применения очень широка.

Иногда врач направляет ребенка на ЭЭГ даже при отсутствии определенных соматических патологий. Показаниями к ее проведению являются отклонения в поведении, развитие, несоответствующее возрасту, слабая память и отсутствие концентрации, гиперактивность. В школьном возрасте при чрезмерно быстрой утомляемости также может быть назначена электроэнцефалограмма головного мозга для детей.

Метод широко используется с целью диагностики эпилепсии.

Есть ли противопоказания?

Исследование не имеет ограничений к проведению. Однако, при наличии на коже головы ран, потертостей, свежих швов или сыпи ее откладывают до устранения симптомов.

Как подготовиться к обследованию?

Алгоритм проведения исследования отличается в зависимости от возраста ребенка. Общим правилом является мытье головы накануне снятия электроэнцефалограммы, чтобы удалить кожный жир с ее поверхности.

ЭЭГ грудничку нередко делают преимущественно во время сна, поэтому выбранное время проведения исследования должно совпадать с графиком сна. Перед исследованием необходимо покормить малыша.

Если возраст малыша старше года, важным условием является выполнение всех просьб врача. С детьми родители предварительно должны провести беседу, подготовив их психологически к сеансу:

Если ребенку назначен прием лекарственных препаратов, отказываться от них нельзя. Исключением являются ситуации, когда противосудорожные средства отменяют за 1-3 дня до обследования по требованию лечащего врача. Попросите перенести проведение исследования, если оно совпала с респираторным заболеванием, сопровождающимся выраженными катаральными явлениями (насморк, кашель).

Поведение пациента во время сеанса сказывается на информативности полученных данных, поэтому отнеситесь к подготовке серьезно.

Постарайтесь по возможности снизить нагрузку на нервную систему накануне проведения обследования. Это касается не только эмоционального перевозбуждения, но и погрешностей в питании. Не стоит накануне поить ребенка тонизирующими напитками. В то же время, за два часа до электроэнцефалографии лучше его покормить, чтобы ребенок лучше перенес исследование.

В чем заключается исследование?

Для проведения ЭЭГ головного мозга у детей используют комнату, по возможности не пропускающую свет и звук. На голову пациента перед исследованием надевают специальную шапочку с датчиками, которые передают сигналы на прибор (электроэнцелограф).

Длительность сеанса составляет от 30 минут в рамках рутинного исследования до многосуточных видео-ЭЭГ-мониторингов в рамках прехирургической диагностики эпилепсии. Обследование детей от года проходит в несколько этапов:

Следующим этапом является расшифровка результатов с целью выявления отклонений от нормы и определения патологических процессов.

Оценка результатов

Активность клеток головного мозга отражается на дисплее. Это позволяет врачу распечатать данные и расшифровать показатели более точно. Полученные данные значительно облегчают и ускоряют постановку диагноза пациенту.

Не пытайтесь разобраться в результатах энцефалограммы самостоятельно. У каждого человека скорость импульсов отличается, особенно это распространяется на детей.

При постановке диагноза врач-невропатолог будет также учитывать данные анамнеза ребенка, результаты дополнительных исследований.

Оценка колебаний

На основании данных обследования на энцефалограмме отображаются ритмы работы головного мозга:

Стоимость исследования

Стоимость часа видео-ЭЭГ-мониторинга в Москве от 3 000 до 4 000 руб. Итоговая стоимость исследования зависит от количества часов.

Источник

Особенности электроэнцефалографических изменений у детей с нарушениями речевого развития

В настоящее время распространенность расстройств речи и языковых функций, включая нарушения чтения и письма, составляет около 5—20% [2]. Несмотря на проводимые исследования в области диагностики и лечения речевых нарушений у детей, остаются нерешенными такие вопросы, как патогенез различных речевых нарушений, соотношение особенностей биоэлектрической активности головного мозга с характером и тяжестью речевого дефекта [9]. Понимание нейрофизиологических механизмов организации речевой деятельности является необходимым условием разработки и применения адекватных методов коррекции нарушений речевого развития. Широкое распространение получило использование электроэнцефалографии (ЭЭГ) для оценки функционального состояния головного мозга.

В последние годы установлена закономерная связь когнитивных расстройств развития с эпилепсией и субклинической эпилептиформной активностью (ЭФА) в мозге [3, 4]. По мнению некоторых авторов, эпилептиформная активность, выявляемая у детей с речевыми нарушениями, не разрушая морфологически мозговой субстрат, мешает нормальному функционированию мозга и развитию речевой функции. Возникающая при этом слухоречевая агнозия блокирует вход лингвистической информации и может привести у детей раннего возраста к нарушению развития языка и речи [1]. Особенно высока распространенность эпилепсии и субклинических эпилептиформных нарушений на ЭЭГ при расстройствах аутистического спектра, характеризующихся нарушениями формирования речи, трудностями коммуникации и социализации, составляя в среднем от 20 до 30% в зависимости от возраста пациента [12, 14].

Наличие эпилептиформной активности имеет существенное значение при определении тактики лечения детей с расстройством речи и языковых функций [3, 5]. Анализ имеющихся в современной литературе сведений по данной проблеме демонстрирует актуальность изучения биоэлектрической активности головного мозга этих детей.

Цель исследования — изучить электроэнцефалографические изменения у детей с нарушениями речевой функции.

Материал и методы. В исследование включили 251 ребенка с расстройствами развития речи различного генеза и разной степени выраженности.

Критерии отбора детей в группы:

Критерии исключения:

На основании логопедического заключения, устанавливающего вид речевой патологии, заключения психиатра и нейропсихолога, определяющего особенности психического функционирования ребенка и состояние его психических функций, заключения невролога с установлением топического диагноза органического поражения или дефицитарности мозговых структур, дети были распределены по группам с учетом генеза речевой патологии:

Всем детям (п=251) провели рутинное ЭЭГ-исследование, из них 79 (32%) — ЭЭГ-мониторинг с включением ночного или дневного сна (1—2 ч) после депривации. Запись производилась при наложении электродов по международной схеме «10-20». Анализировали результаты биполярной регистрации ЭЭГ: характеристики основной активности, наличие и локализацию медленноволновой активности, наличие, характер и локализацию эпилептиформной активности. Для интерпретации электроэнцефалограммы использовали Международную классификацию нарушений ЭЭГ по Людерсу [13] с учетом представленных в ней характеристик патологической и нормальной активности головного мозга.

Результаты и их обсуждение

Эпилептиформные изменения на ЭЭГ у детей с нарушениями речевой функции отмечались у 30 человек (12%) от общего числа обследуемых. Наибольшая частота эпилептиформных изменений зарегистрирована в группах детей с расстройствами аутистического спектра (группа 1) и тяжелыми нарушениями речи по типу общего недоразвития речи I уровня (группа 2) — 19 и 20% соответственно. Частота встречаемости эпилептиформной активности на ЭЭГ у детей из 1-й и 2-й групп достоверно выше по сравнению с группой контроля (2%), р

Ээг при зрр у детей что показывает. Смотреть фото Ээг при зрр у детей что показывает. Смотреть картинку Ээг при зрр у детей что показывает. Картинка про Ээг при зрр у детей что показывает. Фото Ээг при зрр у детей что показывает

У 20% (9 из 45) пациентов из группы 2 были обнаружены эпилептиформные изменения в виде генерализованной и региональной эпилептиформной активности, что определенно выше по сравнению с группой контроля (1 из 42,2%), р=0,04.

При анализе частоты и локализации эпилепти-формной активности на ЭЭГ у детей из группы 2 было выявлено существенное преобладание региональной ЭФА в левой височной области (отмечалась у 44%), у 22% — региональной ЭФА в правой височной области, у 22% регистрировались «доброкачественные эпилептиформные паттерны детства» (ДЭПД) в лобно-центрально-височных областях, в 12% случаев обнаружена мультирегиональная ЭФА. У 18% детей от общего числа обследованных регистрировались ДЭПД (рис. 2).

Ээг при зрр у детей что показывает. Смотреть фото Ээг при зрр у детей что показывает. Смотреть картинку Ээг при зрр у детей что показывает. Картинка про Ээг при зрр у детей что показывает. Фото Ээг при зрр у детей что показывает

ДЭПД — высокоамплитудный пятиточечный электрический диполь, по морфологии напоминающий комплексы QRS ЭКГ [11]. ДЭПД встречается у 1,6—5% здоровых детей в возрасте до 14 лет [8, 10]. В 10% случаев ДЭПД ассоциируются с эпилепсией. По мнению К.Ю. Мухина (2011) [7], эпилептиформная активность типа ДЭПД является маркером функциональной незрелости ЦНС у детей. ДЭПД обнаруживались у 43% детей в группе 3, у 22% детей в группе 2 и у 20% детей из группы 1. В группах 4 и 5 ДЭПД не выявлялись.

По мнению ряда исследователей, продолженная эпилептиформная активность на ЭЭГ в детском возрасте, не сопровождающаяся эпилептическими приступами, может быть патогенетической основой нарушения речевой и коммуникативной функций за счет «функционального блокирования» речевых зон растущего головного мозга [4, 7].

В процессе исследования нами также была проанализирована частота выявления эпилептиформной активности при проведении ЭЭГ-мониторинга и рутинной ЭЭГ. Видео-ЭЭГ-мониторинг способствовал выявлению эпилептиформной активности в 30% случаев, тогда как частота выявляемости эпилептиформных изменений с помощью рутинной ЭЭГ составила всего 2,5%.

Попытки к установлению электроэнцефалогра-фических маркеров у детей с различными формами нарушения речевого развития проводятся давно. В исследованиях, посвященных этой проблеме, описаны различные ЭЭГ-паттерны патологической активности, обнаруживаемые у детей с речевыми нарушениями. Различия в методологических подходах к анализу и интерпретации ЭЭГ мешают проведению широкомасштабных популяционных исследований. В то же время, согласно данным литературы, наиболее информативными изменениями для констатации органического поражения головного мозга являются наличие продолженного замедления регионального характера [6, 13]. Замедление основного ритма относительно возрастной нормы является неспецифическим нозологическим феноменом, однако всегда свидетельствует о диффузной церебральной патологии [6, 14].

Патологические изменения ЭЭГ в виде регионального продолженного замедления тэта- и дельтадиапазона либо замедления основного ритма, свидетельствующие о вероятном наличии органических изменений головного мозга, обнаружены нами в группе детей с расстройствами аутистического спектра (группа 1) у 34% пациентов, что достоверно выше по сравнению с группой контроля (2%), р=0,008 (рис. 3).

Ээг при зрр у детей что показывает. Смотреть фото Ээг при зрр у детей что показывает. Смотреть картинку Ээг при зрр у детей что показывает. Картинка про Ээг при зрр у детей что показывает. Фото Ээг при зрр у детей что показывает

В группе 2 дети с тяжелыми нарушениями речи и органически обусловленной грубой задержкой психического развития имели замедление основного ритма или региональное замедление на ЭЭГ в 1/3 случаев [(15 из 45) 33,3%], что достоверно выше по сравнению с группой контроля [(1 из 42) 2%], р=0,009 (см. рис. 3).

Варианты локализации продолженного регионального замедления на ЭЭГ у детей из группы 1 были следующие: преобладали региональные изменения в лобной области (32%) по сравнению с низкой частотой регистрации локальных изменений в височной локализации (11%). Право- и левополушарные патологические изменения встречались в равных соотношениях (5 и 5% соответственно). У большинства (47%) детей этой группы выявлялись изменения диффузного характера (рис. 4).

Ээг при зрр у детей что показывает. Смотреть фото Ээг при зрр у детей что показывает. Смотреть картинку Ээг при зрр у детей что показывает. Картинка про Ээг при зрр у детей что показывает. Фото Ээг при зрр у детей что показывает

При изучении вариантов локализации региональных замедлений на ЭЭГ у детей из группы 2 выявлено преобладание диффузных изменений (42%), у 26% — в височной области, у 13% — в затылочной области, отмечалось превалирование левополушарных изменений (13%) над правополушарными (6%) (рис. 5).

Выводы

1. Электроэнцефалограмма детей с расстройствами аутистического спектра (группа 1) чаще ассоциируется с эпилептиформными изменениями на ЭЭГ (особенно в затылочных и височных областях) и региональными изменениями органического характера во фронтальных областях.
2. Эпилептиформные и локальные патологические изменения (с преобладанием в височных областях) на ЭЭГ чаще регистрируются у детей с тяжелыми нарушениями речи и органически обусловленной грубой задержкой психического развития по сравнению с группой детей с негрубой темповой задержкой речевого развития на фоне нормального психического развития и отсутствия неврологического дефицита.
3. ЭЭГ-мониторирование с включением записи сна более информативно для выявления эпилеп-тиформных изменений у детей с речевыми нарушениями.
4. Высокая частота обнаружения эпилептиформ-ных изменений у детей с речевыми нарушениями обусловливает необходимость назначения ЭЭГ-мониторирования при планировании тактики лечения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *