Экологическая безопасность на предприятии с чего начать
Экология на предприятии: что стоит сделать по экологии в первую очередь (часть первая)
В. Алымова, старший юрист ООО «Центр правового обеспечения природопользования» (г. Москва)
Любая хозяйственная деятельность оказывает прямое или косвенное воздействие на окружающую среду (далее также – ОС). При этом отрасль природоохранного законодательства призвана ограничить такое воздействие, установив обязательные к соблюдению участниками общественных отношений требования.
Рис. Виды обращения с отходами на предприятии
Для целей настоящей статьи все природоохранные требования могут быть отнесены к одной из следующих групп:
Разрешительная документация: оформление
Безусловно, вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как отсутствие соответствующей разрешительной документации исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду.
Поэтому до начала осуществления хозяйственной деятельности руководитель предприятия, как лицо по умолчанию ответственное за соблюдение организацией природоохранного законодательства, или иное лицо, в чей круг должностных обязанностей входит обеспечение вопросов экологической безопасности, должен определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (далее также – НВОС), которые будут сопровождать производственный или иной хозяйственный процесс.
Для упрощения поставленной задачи следует отметить, что особое внимание законодательством об охране окружающей среды уделено следующим видам НВОС:
Рис. Разрешительная документация по выбросам и сбросам
Соответствующие разрешительные документы называются:
При этом указанные разрешительные документы должны быть оформлены в случае, если в процессе деятельности предприятия осуществляются выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, образование и размещение отходов производства и потребления, до начала осуществления деятельности.
Разрешительная документация: последствия неполучения
Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности по:
Постановка объекта на государственный учет
С 1 января 2015 года необходимость постановки любого объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, его эксплуатирующим, является обязательным природоохранным требованием (п. 1 ст. 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В рамках постановки объекта на государственный учет производится присвоение каждому объекту одной из четырех категорий, от отнесения к которым зависят количество и характер применяемых к объекту требований в области охраны окружающей среды.
Рис. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I-IV категориям
Так, все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории (п.1 ст. 4.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»):
Порядок постановки объекта на государственный учет зависит от момента введения объекта в эксплуатацию и определяется с учетом следующих особенностей:
Организация экологической службы и производственного контроля
Российское законодательство не содержит положений, прямо устанавливающих необходимость организации экологической службы как структурной единицы предприятия, в отличие подобных специальных требований в области охраны труда, устанавливающих обязанность каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создать службу охраны труда (ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации).
В природоохранном законодательстве вопросам организации экологической службы до 1 января 2015 года был посвящен пункт 2 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды», устанавливавшего обязанность хозяйствующего субъекта представлять в орган государственного экологического надзора сведения об организации экологической службы и лицах, ответственных за осуществление производственного экологического контроля. В настоящее время подобное требование сохранилось в пункте 3 ст. 25 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
В случае, если на предприятии экологическая служба организована в качестве отдельного подразделения, она, как правило, включает специалистов организации, в должностные обязанности которых входят вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования, имеющих высшее экологического образование.
Рис. Экологическая документация и действия ответственных за экологию сотрудников
При этом экология на предприятии может воплощаться в различных структурных единицах организации: отдел, департамент, управление и т.д.
Однако часто хозяйствующие субъекты избирают один из двух иных вариантов определении лиц, ответственных за соблюдение природоохранного законодательства:
В настоящее время ФЗ «Об охране окружающей среды» содержит лишь косвенное упоминание о необходимости организации структурного подразделения предприятия, фактически выполняющего функции экологической службы.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 67 указанного Федерального закона программа производственного экологического контроля [разрабатываемая и утверждаемая хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах I-III категорий, см. раздел статьи «Постановка на государственный учет»] должна содержать сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля.
Однако до момента постановки эксплуатируемых объектов на государственный учет (не ранее утверждения критериев отнесения объектов, оказывающих НВОС, к конкретной категории), указанное положение статьи 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» остается фактически неприменимым.
Обучение в области охраны окружающей среды
Природоохранные требования предусматривают два вида обязательной подготовки в области охраны окружающей среды, которыми должны обладать отдельные категории специалистов и работников, занятых на объекте, оказывающем НВОС:
При этом для прохождения подготовки, профессиональной подготовки необходимо обратиться в организацию дополнительного профессионального образования, профессиональную образовательную организацию или образовательную организацию высшего образования, осуществляющие подготовку по программам повышения квалификации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности или в области обращения с отходами I-IV классов опасности и имеющих соответствующие лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Рис. Удостоверение «Повышение квалификации по программе «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность» (72 ч.)
Следует обратить внимание, что для цели исключения рисков, связанных с дальнейшим подтверждением наличия у лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV классов опасности, профессиональной подготовки в указанной области, при выборе образовательной организации целесообразно убедиться в том, что соответствующая образовательная организация по результатам проведения подготовки выдает сертификаты (свидетельства) на право обращения с отходами I-IV классов опасности (I-V классов опасности).
Дополнительно необходимо учитывать, что в соответствии с судебной арбитражной практикой отсутствие документов, подтверждающих наличие у отдельных категорий работников и специалистов подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, профессиональной подготовки в области обращения с отходами I-IV классов опасности является основанием для привлечения юридического лица, а также ответственных должностных лиц к административной ответственности по ст.ст. 8.1, 8.2 КоАП РФ.
Что нужно сделать по экологии на предприятии
Что нужно сделать по экологии на предприятии
Чтобы выполнить природоохранные требования, предприятие:
За нарушение правил экологической безопасности Росприроднадзор привлечет ответственных должностных лиц и организацию к административной ответственности (ст. 23.29 КоАП).
Как оформить разрешительную документацию
До начала хозяйственной деятельности руководитель предприятия или иное лицо, в чьи должностные обязанности входит обеспечение вопросов экологической безопасности, должны определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (НВОС).
Для оказания каждого вида негативного воздействия на окружающую среду хозяйствующий субъект должен иметь специальное разрешение (п. 4 ст. 23 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Соответствующие разрешительные документы называются:
Отсутствие необходимых документов при фактическом оказании перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду является основанием для привлечения к административной ответственности:
Если организация оказывает негативное воздействие на окружающую среду и не имеет разрешения, то она обязана возместить вред, причиненный окружающей среде, как в добровольном (как правило, по требованию органа государственного экологического надзора), так и в судебном порядке.
Как поставить объект на государственный учет
С 1 января 2015 года юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые эксплуатируют любой объект НВОС, обязаны поставить его на государственный учет (п. 1 ст. 69.2 Закона «Об охране окружающей среды»).
При постановке на учет присваивают каждому объекту одну из четырех категорий, от которых зависит количество и характер требований к объекту в области охраны окружающей среды. Например, объекты IV категории освобождены от основных природоохранных обязанностей. На эти объекты не требуется оформлять разрешительную документацию, представлять отчетность, вносить платежи за НВОС, и на этих объектах не проводят плановые проверки в рамках экологического надзора.
Порядок постановки объекта на государственный учет зависит от момента ввода в эксплуатацию и определяется с учетом следующих особенностей:
СИТУАЦИЯ
Нужно ставить на учет организацию, у которой единственный вид отходов – бытовой и офисный мусор
Росприроднадзор регистрирует организации, у которых есть объекты негативного воздействия на окружающую среду (ст. 4.2 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Деятельность, в результате которой образуется бытовой и офисный мусор, нельзя считать основанием для постановки на учет в Росприроднадзоре.
Как организовать экологическую службу
Российское законодательство не содержит положений, которые прямо устанавливают обязанность организовывать экологическую службу как структурную единицу предприятия. Закон «Об охране окружающей среды» содержит лишь косвенное упоминание о необходимости организации структурного подразделения предприятия, которое фактически выполняет функции экологической службы (п. 3 ст. 67 Закона «Об охране окружающей среды»). Кроме того, необходимо представлять в орган государственного экологического надзора сведения об организации экологической службы и лицах, ответственных за осуществление производственного экологического контроля (п. 3 ст. 25 Закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
Если на предприятии экологическая служба организована в качестве отдельного подразделения, то она включает специалистов организации, в должностные обязанности которых входят вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования. При этом экологическая служба может именоваться отделом, департаментом, управлением и т. д.
Если отдельная служба не создана, то можно выбрать один из двух вариантов определения лиц, ответственных за соблюдение природоохранного законодательства:
Какие требования к экологу
За экологию на предприятии отвечает руководитель, либо он возлагает ответственность на специального работника с высшим образованием – эколога (инженера по охране окружающей среды).
Квалификационные требования к специалисту по экологической безопасности (в промышленности) установлены приказом Минтруда от 31.10.2016 № 591н.
Предусмотрено два вида обязательной подготовки в области охраны окружающей среды для отдельных категорий специалистов и работников, занятых на объекте, оказывающем НВОС:
Пройти оба вида подготовки можно в форме дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации в Учебном центре «Строитель».
Если лица, ответственные за экологическую безопасность, и лица, допущенные к обращению с отходами, не обучены, то предприятие несет административную ответственность в соответствии со статьями 8.1, 8.2 КоАП.
Такие правила следуют из части 1 статьи 73 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, части 1 статьи 15 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, Квалификационного справочника, утвержденного постановлением Минтруда от 21.08.1998 № 37.
На каждый конкретный вид отходов заполните индивидуальную форму, которая приведена в постановлении Правительства от 16.08.2013 № 712.
Паспорт отходов I–IV классов опасности составьте на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду (п. 3 постановления Правительства от 16.08.2013 № 712). В случае образования отходов из продукции, утратившей свои потребительские свойства, сведения возьмите из компонентного состава исходника.
В форме паспорта отразите технологический процесс, в ходе которого образовался отход, или процесс утраты продукцией своих потребительских свойств. Укажите рекомендуемый способ переработки отходов, необходимые предосторожности при обращении с данными отходами и возможные ограничения.
Паспорт действует бессрочно (п. 8 постановления Правительства от 16.08.2013 № 712).
ВНИМАНИЕ
Наличие паспорта отхода не освобождает организацию или индивидуального предпринимателя от разработки лимитов на размещение отходов (ПНООЛР).
Заверенные предприятием копии паспортов отходов, а также копии документов, которые подтверждают отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направьте в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления хозяйственной деятельности. Документы отправьте любым способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручите их под подпись (п. 7 постановления Правительства от 16.08.2013 № 712).
СИТУАЦИЯ
Как определить класс опасности отходов
Класс опасности отходов определите по Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), который введен в действие приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, или с помощью расчетно-экспериментального метода, в случае если отход не включен в классификатор.
СИТУАЦИЯ
Как вывозить опасные отходы
Вывозить опасные отходы может как сама организация, так и подрядная лицензированная организация по договору.
Чтобы самостоятельно вывозить отходы, предприятию нужны:
Такие правила указаны в статье 16 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ и пункте 30 статьи 12 Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ.
Если отходы не утилизировать, предприятие могут оштрафовать от 100 000 до 250 000 руб. либо приостановить деятельность до 90 суток (ст. 8.2 КоАП).
СИТУАЦИЯ
Нужно ли заключать договор на утилизацию ртутьсодержащих отходов, если фактически за прошедший год такие отходы не образовывались. На предприятии эксплуатируют ртутьсодержащие лампы
Потребители ртутьсодержащих ламп осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствии с постановлением Правительства от 03.09.2010 № 681. Если за отчетный период движения отходов не произошло, целесообразно это отразить в журнале, сделав соответствующую запись по итогам отчетного периода. Выход лампы из строя может произойти в любой момент, поэтому потребители таких ламп обязаны своевременно сдать ее на утилизацию в специализированную организацию согласно пункту 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 03.09.2010 № 681.
С Чего Начать Начинающему Экологу?
Приветствую, уважаемые друзья! Заметка от моей помощницы по развитию группы «Экологическая Безопасность» Ксении Ралдугиной.
Первые шаги начинающего эколога
Вспоминая себя в первые 2 недели работы в должности эколога, прекрасно понимаю панику начинающего специалиста-эколога. Вы пришли в новый коллектив, работать надо, но что делать и как – совершенно непонятно. Когда я в первый свой рабочий день пришла в офис, мне показали стол, заваленный папками, и руководитель мне объявил: «Я не знаю, что тебе делать, но вот все, что осталось от предыдущих экологов – разбирайся». Вот это была паника! Первые недели 2-3 голова просто кипела! И самое трудное, что и спросить-то не у кого было, так как эколог, как правило, один на предприятии! Наверное, у каждого в работе была такая ситуация.
Поэтому я и решилась написать несколько советов начинающим специалистам!
• Самое главное – без паники! Чем больше паники, тем меньше пользы! Попробуйте познакомиться с коллегами, узнайте, как устроена работа в офисе, понаблюдайте за людьми, не хватайтесь за все и сразу, все равно не успеете!
• Нормативные документы в области экологии! Это то, без чего специалисту экологу вообще никуда! Основанием вашей деятельности в области экологии является законодательство, касающееся вопросов охраны окружающей среды. В связи с этим необходимо иметь доступ и изучить актуальные законы, постановления, СТБ, ТКП, СанПиН и т.п. Проще всего создать для себя нормативную базу, на которую вы сможете опираться и прослеживать изменения.
• Интернет! Есть несколько отличных сайтов, на которых можно получить информацию. В том числе и Блог-Инженера.РФ Антона Хабирова, который освещает информацию в доступном виде, просто и понятно.
• Сайты с надзорных органов. Для начинающего эколога невероятно полезны. Существует несколько официальных сайтов, их ссылки приведены ниже:
https://76.rpn.gov.ru/ Росприроднадзор
https://www.gks.ru/ Федеральная служба государственной статистики
https://www.gosnadzor.ru/ Ростехнадзор
и другие.
Также следует учитывать, что согласно специфике любого предприятия существуют основные направления его воздействия на окружающую среду.
Таковыми являются:
• загрязнение атмосферного воздуха, водных ресурсов, почв;
• использование природных ресурсов;
• физические факторы (шум, тепловое излучение и т.п.).
Для того, чтобы определить, какое воздействие на окружающую среду оказывает предприятие, и, соответственно, какими законодательными актами регламентируется его деятельность, необходимо изучить предприятие: его структуру, производственные процессы, имеющуюся документацию по вопросам охраны окружающей среды.
Вооружившись схемой территории организации с расположением зданий и сооружений, рекомендую совершить обход территории предприятия. Основные цели данного обхода:
• ознакомление с деятельностью предприятия;
• знакомство с ответственными лицами на производстве;
• обнаружение имеющихся нарушений (о них, конечно, пока будет судить сложно, но вы попытайтесь).
Желательно пригласить с собой кого-то из производственников, например, главного инженера. Этот человек, как правило, всегда в курсе текущих событий.
На экскурсии обращаем свое внимание на отходы: какие отходы образуются, как складируются, есть ли площадка временного хранения, сколько контейнеров, как установлены и т.д.
Ищем источники выбросов. Под трубами могут оказаться кузнецы, котельные, очистное оборудование – все это стационарные источники выбросов.
Важно найти точку сброса. Может быть, в водный объект, а может просто в колодец, согласованный с водоканалом.
Попутно в разговорах изучаем технологию. Что, собственно, делает ваше предприятие, какова технология, что за оборудование и сырье используется.
После ориентирования на местности необходимо посмотреть документы, которые оставлены в офисе.
Перечень внутренней документации, которая должна быть в той или иной форме приведена ниже:
• Инструкции и положения. Утверждены ли они, с кем согласованы.
• Приказы, кого и за что назначали ответственным.
• Обученные – кого, чему и когда обучали.
• Переписка с надзорными органами.
• Протоколы анализов (производственный контроль – бывает по воде, почве и воздуху, есть еще различные санитарные контроли).
• Договоры на передачу отходов (полигон, ртутные лампы, масла, аккумуляторы и пр. в зависимости от перечня отходов).
Перечень документов, предоставляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при проверке управлением регионального государственного экологического надзора
1. Основные документы, характеризующие объект хозяйственной деятельности:
1. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
2. Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации;
3. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
4. Устав юридического лица;
5. Учредительный договор юридического лица;
6. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации;
7. Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
8. Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
9. Документы на землепользование;
10. Имеющиеся лицензии;
11. Структуру предприятия: основные и вспомогательные производства;
12. Перечень арендаторов;
13. Раздел ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) в проекте на строительство объекта;
14. Заключение государственной экологической экспертизы по проекту на строительство объекта;
15. Акт ввода объекта в эксплуатацию.
2. Документы, свидетельствующие об организации производственного экологического контроля на предприятии:
1. Распорядительный документ об организации экологической службы на объекте хозяйственной и иной деятельности;
2. Распорядительный документ о назначении лица, ответственного за проведение производственного экологического контроля;
3. Материалы, характеризующие результаты производственного экологического контроля.
3. Документы по результатам проверок соблюдения требований природоохранного законодательства органами государственного экологического контроля:
1. Акты по результатам предыдущих проверок;
2. Предписания органов государственного экологического контроля об устранении нарушений требований природоохранного законодательства;
3. Протоколы об административных правонарушениях, постановления о наложении штрафа;
4. Приказы по предприятию и планы мероприятий по устранению нарушений, установленных в актах проверок;
5. Отчеты о выполнении предписаний.
4. Формы государственной статистической отчетности:
1. № 2-тп (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха»;
2. № 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды».
3. № 2-тп (токсичные отходы) «Об образовании, поступлении, использовании и размещении токсичных отходов производства и потребления».
5. Документы в области охраны атмосферного воздуха:
1. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
2. Проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ПДВ);
3. План-график контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов;
4. План мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с целью достижения нормативов ПДВ;
5. Ежегодное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу;(если требуется)
6. Ежегодная пояснительная записка о неизменности количества источников выбросов загрязняющих веществ, качественного и количественного состава выбрасываемых веществ, неизменности технологического процесса, расхода и номенклатуры используемого сырья и материалов, сохранения объемов выпускаемой продукции, определенных на год разработки и установления нормативов допустимых выбросов;(если имеется)
7. Технический отчет по контролю за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно плану-графику контроля;
8. Отчет о выполнении плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с целью достижения нормативов ПДВ;
9. Первичная учетная документация по охране атмосферного воздуха:
• ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик»,
• ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха»,
• ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок»;
10. Приказ по предприятию о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание установок очистки газа и о его функциях;
11. Должностные инструкции для персонала обслуживающего установки очистки газа;
12. Паспорта на каждую установку очистки газов;
13. Результаты проверок технического состояния установок очистки газов;
14. Акты проверки соответствия фактических параметров работы газоочистного оборудования проектным;
15. Инструкции по эксплуатации и обслуживанию установок очистки газа;
16. Приказ о порядке ведения журналов учета работы установок очистки газов;
17. График планово-предупредительного (текущего) ремонта установок очистки газа;
18. Режимные карты на котлоагрегаты;
19. Паспорта на дыхательные клапаны резервуаров с нефтепродуктами;
20. Документация по реализации мероприятий по временному сокращению выбросов загрязняющих веществ объекта в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), включающая:
• приказ руководителя предприятия о порядке перехода в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) на заданные режимы с указанием ответственных лиц за проведение мероприятий по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам, а также лиц ответственных за организацию приема оповещения и введения мероприятий по снижению выбросов;
• журнал регистрации приема предупреждений о НМУ;
• план мероприятий по предупреждению аварийных выбросов загрязняющих атмосферу;
21. Документация по охране атмосферного воздуха при эксплуатации автотранспортных средств, включающая:
• журнал ежедневного учета использования автотранспортных средств;
• журнал ежедневного расхода горючего;
• журнал пройденного километража;
• журнал записи результатов проверок автомобилей с бензиновыми двигателями на соответствие экологическим требованиям;
• журнал учета измерений дымности при проверке автомобилей с дизельными двигателями;
• график технического обслуживания автотранспортных средств.
6. Документы в области использования и охраны водных объектов:
1. Приказ по предприятия о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание сетей водных коммуникаций и очистных сооружений и о его функциях;
2. Балансовая схема прямоточного и оборотного водоснабжения и водоотведения с указанием и нумерацией мест измере¬ния забора (приема) и сброса воды, а также точек передачи ее другим потребителям;
3. Паспорта на очистные сооружения;
4. Планы работ по проверке эффективности работы очистных сооружений;
5. Инструкции по эксплуатации и обслуживанию очистных сооружений; первичную учетную документацию по использованию воды;
6. Договор на водопользование;
7. Решение о предоставлении водных объектов в пользование;
8. Согласованные лимиты на водопользование;
9. Норматив предельно допустимых сбросов веществ (НДС) или на временно согласованный сброс веществ (ВСС), поступающих в водный объект со сточными водами по выпускам;
10. Схема-график аналитического контроля за работой очистных сооружений, соблюдением нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами и влиянием их на водные объекты;
11. План мероприятий по достижению нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами;
12. Ежегодное разрешение на сброс загрязняющих веществ;
13. Ежегодная пояснительная записка, содержащая в себе информацию о неизменности технологических процессов, расхода и номенклатуры используемого сырья и материалов и сохранения объемов выпускаемой продукции, определенной на год разработки и установления нормативов допустимых сбросов;
14. Ежегодный технический отчет по контролю за соблюдением установленных нормативов сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами, в соответствии со схемой-графиком контроля;
15. Ежегодный отчет о выполнении Плана мероприятий по достижению нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами, с указанием освоенных средств;
16. Документация по реализации мероприятий на случай экстремального загрязнения водного объекта включающая в себя план ликвидации аварий на случай загрязнения водного объекта.
7. Документы в области контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр:
1. Лицензия на право пользования недрами;
2. Землеустроительная документация;
3. Геолого-маркшейдерская документация;
4. Документы, подтверждающие осуществление регулярных платежей за пользование недрами;
5. Горный отвод на участок недр, предоставленный в пользование;
6. Технический проект разработки месторождения полезных ископаемых;
7. Регистрация участка недр, как опасного промышленного объекта;
8. Ежегодные утвержденные нормативы потерь ОПИ;
9. Согласованные планы рекультивации участков недр.
8. Документы по обращению с отходами производства и потребления:
1. Приказ о назначении лиц, допущенных к работе с опасными отходами;
2. Приказ о направлении лиц, допущенных к работе с опасными отходами, на обучение или переподготовку;
3. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами;
4. Платежные документы на вывоз отходов;
5. Свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов (для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, имеющих на своем балансе или осуществляющих эксплуатацию объектов захоронения или длительного хранения отходов (полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, иловые карты, золоотвалы и т.д.);
6. План проводимых (планируемых) мероприятий по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды;
7. Перечень отходов образующихся на предприятии (учет отходов ведется с использованием федерального классификационного каталога отходов);
8. Результаты определения класса опасности образовавшихся отходов;
9. Паспорта опасных отходов, с указанием кода отхода согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО);
10. Лицензия на деятельности по обращению с опасными отходами;
11. Свидетельства (сертификаты) на право работы с опасными отходами для лиц, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами;
12. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
13. Лимиты на размещение отходов;
14. Мероприятия по наблюдению за состоянием окружающей среды на объектах (местах) хранения, захоронения отходов и о периодичности их осуществления;
15. Ежегодные технические отчеты о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах.
9. Документы лаборатории предприятия по контролю воздействий на окружающую среду:
10. Документы в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий (ООПТ):
Желаю вам удачи в работе, коллеги! В добрый путь!