Экологический сбор что это такое
Экологический сбор что это такое
Об экологическом сборе дополнительно см. Справочную информацию.
Статья 24.5. Экологический сбор
(введена Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
1. Экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета.
2. Экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки.
4. Экологический сбор не уплачивается в отношении количества товаров, упаковки товаров, которые вывозятся из Российской Федерации.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Ставка экологического сбора формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства. В ставку экологического сбора может включаться удельная величина затрат на создание объектов инфраструктуры, предназначенных для этих целей. Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу товара или на количество единиц товара (в зависимости от вида товара) либо на массу упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.
(п. 6 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. В случае недостижения нормативов утилизации производителем, импортером, которые взяли на себя обязательство по самостоятельной утилизации отходов от использования товаров в соответствии с пунктом 3 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, предусматривается уплата экологического сбора, рассчитываемого посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и достигнутым фактически значением количества утилизированных отходов от использования товаров.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 203-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488 утверждена форма расчета суммы экологического сбора.
8. Порядок взимания экологического сбора (в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его внесения, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора) устанавливается Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты экологического сбора осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, определенном в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Средства в объеме поступившего в федеральный бюджет экологического сбора направляются на обеспечение утилизации отходов от использования товаров индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров, а также на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, возведение некапитальных строений (сооружений), которые необходимы для осуществления деятельности в области обращения с отходами, их модернизацию и обустройство мест (площадок) накопления отходов. Расходование средств поступившего в федеральный бюджет экологического сбора осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
(п. 11 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 356-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Порядок и условия предоставления средств на цели, предусмотренные пунктом 11 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(п. 12 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 450-ФЗ)
А вы должны отчитаться по экосбору?
С 2017 года импортеры и производители сдают отчетность и вносят платеж по экологическому сбору за одежду, посуду, ковры, газеты, шины и многие другие виды товаров и упаковки. В 2018 году в этот перечень вошла бытовая техника, упаковка из бумаги, дерева, стекла и т.д.
С июня 2019 года штрафы за нарушения в сфере отчетности по экосбору существенно выросли и теперь для юридических лиц составляют от 70 тыс. до 500 тыс. рублей. Подробнее читайте в новости. Чтобы понять, несет ли ваша организация ответственность по экосбору, используйте алгоритм, приведенный в этой статье.
Что такое экосбор
С 2015 года производители и импортеры обязаны утилизировать товары и упаковку, которые они ввозят или производят, после утраты ими потребительских свойств (Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ в ред. 29.12.2014). Актуальный перечень таких товаров и упаковки утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р (далее — Перечень; см. главу «За какие товары и упаковку нужно сдавать отчетность по экосбору»). Чтобы регулировать процесс утилизации, правительство ввело отчетность по экологическому сбору, которая включает сдачу трех форм и внесение платежа. Первая отчетная кампания по экосбору прошла после принятия всей необходимой нормативно-правовой базы — в 2017 году (за 2016 год).
Кто должен отчитаться по экосбору в 2020 году
С отчетности за 2018 год по экосбору должны отчитываться производители и импортеры 54 групп товаров и упаковки.
Важно, что также за экосбор должны отчитываться:
За какие товары и упаковку нужно сдавать отчетность по экосбору
Перечень товаров и упаковки, которые подлежат утилизации после утраты ими потребительских свойств (Постановление Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р).
Товары
Группа № 1 «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)»
Группа № 2 «Ковры и ковровые изделия»
Группа № 3 «Спецодежда»
Группа № 4 «Одежда верхняя прочая»
Группа № 5 «Белье нательное»
Группа № 6 «Одежда прочая и аксессуары»
Группа № 7 «Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие»
Группа № 8 «Изделия деревянные строительные и столярные прочие»
Группа № 9 «Тара деревянная»
Группа № 10 «Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона»
Группа № 11 «Мешки и сумки бумажные»
Группа № 12 «Тара, упаковка бумажная и картонная прочая»
Группа № 13 «Изделия хозяйственные из бумаги или картона»
Группа № 14 «Принадлежности канцелярские бумажные»
Группа № 15 «Бобины, катушки, шпули из бумаги и картона»
Группа № 16 «Издательская продукция печатная»
Группа № 17 «Нефтепродукты»
Группа № 18 «Шины, покрышки и камеры резиновые»
Группа № 19 «Трубы, трубки, шланги, ленты конвейерные, бельтинг из вулканизированной резины»
Группа № 20 «Изделия из резины прочие»
Группа № 21 «Изделия пластмассовые упаковочные»
Группа № 22 «Изделия пластмассовые строительные»
Группа № 23 «Блоки дверные и оконные, пороги для дверей, ставни, жалюзи и аналогичные изделия пластмассовые»
Группа № 24 «Изделия пластмассовые прочие»
Группа № 25 «Стекло листовое гнутое и обработанное»
Группа № 26 «Зеркала стеклянные»
Группа № 27 «Изделия из стекла изолирующие многослойные»
Группа № 28 «Стекло полое»
Группа № 29 «Бочки и аналогичные емкости из черных металлов»
Группа № 30 «Тара металлическая легкая, укупорочные средства из черных металлов»
Группа № 31 «Тара металлическая легкая, укупорочные средства из алюминия»
Группа № 32 «Компьютеры и периферийное оборудование, офисное оборудование»
Группа № 33 «Мониторы, приемники телевизионные»
Группа № 34 «Оборудование коммуникационное»
Группа № 35 «Техника бытовая электронная»
Группа № 36 «Приборы оптические и фотографическое оборудование»
Группа № 37 «Элементы первичные и батареи первичных элементов»
Группа № 38 «Аккумуляторы свинцовые»
Группа № 39 «Батареи аккумуляторные»
Группа № 40 «Провода и кабели электронные и электрические прочие»
Группа № 41 «Оборудование электрическое осветительное»
Группа № 42 «Приборы бытовые электрические»
Группа № 43 «Приборы бытовые неэлектрические»
Группа № 44 «Инструменты ручные с механизированным приводом»
Группа № 45 «Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное»
Группа № 46 «Фильтры для двигателей внутреннего сгорания»
Группа № 47 «Упаковка металлическая из стали»
Группа № 48 «Упаковка металлическая из алюминия»
Группа № 49 «Упаковка полимерная»
Группа № 50 «Упаковка из гофрированного картона»
Группа № 51 «Упаковка из бумаги и негофрированного картона»
Группа № 52 «Упаковка стеклянная»
Группа № 53 «Упаковка деревянная и пробковая»
Группа № 54 «Упаковка из текстильных материалов»
Сервис «Отчетность в РПН» рассчитает сумму экосбора за вас! Выберите из перечня товар или упаковку, которые вы произвели или импортировали, — и cервис сам выполнит расчет с учетом нужных ставок и нормативов утилизации.
Должны ли вы отчитываться по экосбору: пошаговый алгоритм
Шаг 1. Проверьте, надо ли отчитываться.
Если ваша организация входит в одну из перечисленных ниже групп, то переходите к шагу 2. Если нет — организация освобождена от выполнения нормативов утилизации, отчетности и платы за экосбор.
Шаг 2. Проверьте, выполняются ли нормативы утилизации.
Проверьте, выполняете ли вы нормативы утилизации, то есть утилизируете ли установленное количество товара/упаковки. Если да — переходите к шагу 3, если не выполняете или выполняете не в полном объеме — к шагу 4.
Норматив утилизации — это процент от общего количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров и упаковки, выраженный в единицах массы товаров и упаковки или единицах товаров. Нормативы утилизации по каждой группе товаров и упаковки на 2018–2020 годы утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2971-р в ред. Распоряжения Правительства РФ от 16.06.2018 № 1203-р.
Пример расчета норматива утилизации
Предприятие произвело и реализовало на территории РФ за 2018 год 200 тонн люминесцентных ламп. Согласно перечню товаров из Распоряжения № 2971-р, лампы относятся к группе № 41, на 2019 год для них утвержден норматив утилизации 10 %, значит, предприятие за 2019 год должно утилизировать 200 × 0,1 = 20 тонн ламп.
Юрлица и ИП могут выбрать один из перечисленных способов, чтобы выполнить нормативы утилизации (Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
1. Утилизировать товары и упаковку самостоятельно.
Если вы планируете утилизировать отходы I–IV классов опасности, то предварительно вам надо получить лицензию на деятельность по обращению с отходами. Для утилизации отходов V класса опасности (керамика, бумага, зола и др.) лицензия не нужна.
2. Заключить договор со специализированной компанией, у которой есть лицензия на утилизацию отходов I–IV классов опасности.
В этом случае к отчетности о выполнении нормативов утилизации нужно прилагать указанный договор, копию лицензии (при необходимости) и акт об утилизации.
3. Вступить в ассоциацию или союз производителей и импортеров.
Если ассоциация в течение отчетного года не выполнит нормативы утилизации или выполнит их не в полном объеме, ответственность по экосбору несет производитель или импортер товаров/упаковки.
Шаг 3. Что делать тем, кто выполняет норматив утилизации
Вы должны представлять отчетность по экосбору (декларацию и отчет о выполнении нормативов утилизации) и документы, подтверждающие проведенную утилизацию.
Вносить плату за экосбор не нужно — платеж будет нулевым. Расчет суммы также не предоставляется.
Если производитель/импортер перевыполнил нормативы утилизации в предыдущем году, то в текущем календарном году они уменьшаются на разницу перевыполнения норматива.
Шаг 4. Что делать тем, кто не выполняет норматив утилизации
Даже если организация не производила утилизацию, она все-равно должна сдавать все три формы отчетности по экосбору: декларацию, отчет о выполнении нормативов утилизации и расчет суммы экосбора, а также вносить платеж за экосбор.
Если утилизация производилась не в полном объеме, нужно сдать три формы отчетности и документы, подтверждающие количество утилизированных товаров и упаковки, а также внести платеж за неутилизированные товары и упаковку.
Кто освобожден от уплаты экосбора и сдачи отчетности
Особые случаи определения ответственного за уплату экосбора
Производители упаковки должны вносить платеж по экосбору, только если реализуют ее конечному потребителю. Например, если производитель бумажных мешков реализует мешки для продажи в розничных магазинах (Постановление Правительства от 08.10.2015 № 1073 в ред. от 23.08.2018).
За многооборотную упаковку платить экосбор должен производитель. Например, если велозавод упаковывает велосипеды в картонные коробки, которые затем ставит на поддоны. В этом случае экосбор за картонные коробки платит велозавод, а за поддоны — производитель поддонов (Постановление Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 в ред. от 23.08.2018).
При производстве товаров по схеме толлинга, когда происходит продажа услуг производства, сырье для производства принадлежит заказчику, поэтому утилизировать товары или платить сумму экосбора должен он.
Например, компания заказывает типографии напечатать ежедневники с логотипом компании и предоставляет для этого бумагу. Готовые ежедневники принадлежат компании на правах собственности, она их реализует, поэтому несет ответственность по экосбору.
При производстве товаров по схеме off-take, когда реализуется готовый товар, сделанный на заказ, сырье для производства принадлежит производителю, поэтому утилизировать товары или платить сумму экосбора должен он.
Например, издательство заказывает типографии напечатать книги, и для этого используется сырье типографии. Напечатанные книги являются собственностью типографии, и ответственность по экосбору несет она.
Материал подготовила Ольга Ермакова
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Кому полагается платить экологический сбор и сколько
Предприниматели обязаны заботиться о чистоте окружающей среды. Так гласит закон. Представители бизнеса должны уплачивать экологический сбор (ЭС). Рассмотрим порядок его расчета, ставки и прочую полезную информацию.
Что представляет собой экологический сбор?
Ряд товаров со временем теряет свои потребительские свойства и относится к категории отходов. Согласно статье 24.2 ФЗ от 24.06.1998 №89 ответственность за их утилизацию ложится на производителя и импортера. Предпринимателю предоставляется два пути:
То есть сбор – это взимание средств за то, что предприниматель не занимается переработкой. Большая часть производителей выбирает именно второй вариант, так как самостоятельная работа с отходами – это дорого, сложно, а также плохо регламентируется законами. На данный момент нет ясно составленных норм, из которых становятся очевидны правила переработки. Поэтому у большей части предпринимателей не остается иного выбора, как выплачивать ЭС.
Экологический сбор регламентируется ФЗ №458 от 29 декабря 2014 года. Основная его функция – стимулирование предпринимателей к самостоятельной утилизации. Средства, полученные в результате сборов, направляются на возведение перерабатывающих объектов и прочих площадок, служащих целям сохранения экологии.
ЭС актуален в отношении ряда товаров, перечень которых утвержден правительством РФ. Это 36 категорий с 433 наименованиями. Выплаты делают только те компании, которые производят эти товары. Верность расчета сбора каждым предприятием контролирует Росприроднадзор.
ВАЖНО! Не нужно путать ЭС с платой за негативное влияние на окружающую среду. Вторая форма сборов взимается за различные вредные выбросы, загрязнение воды веществами, получаемыми в процессе производства.
ВНИМАНИЕ! ЭС не относится к налоговым сборам. Однако по нему нужно создавать отчет, который направляется в местный филиал Росприроднадзора.
Законодательная база по экологическому сбору
При расчете экологического сбора нужно руководствоваться следующими законами:
Норматив – это процент от объема товаров, выпущенных предприятием за год. На его размеры и размеры ставки влияют следующие факторы:
Правительство планирует постепенно увеличивать нормативы вплоть до 2020 года.
Ставки
Рассмотрим некоторые из ставок ЭС:
Ставка указана в рублях за тонну продукции.
Рассчитываем размер экологического сбора
ЭС рассчитывается по следующей формуле:
ВАЖНО! Для ряда товаров, подлежащих утилизации, ставка равна нулю. Соответственно, и экологический сбор будет равен нулю. В этом случае предпринимателю ничего не нужно оплачивать. Однако он все равно обязан подать отчет о наличии отходов.
Пример расчета
Предприятие занимается производством шин. Масса продукции, выпущенной за год, равна 50 тоннам. Ставка за шины составляет 7 109. Норматив равен 15%. Выполняются следующие вычисления:
7109 * 50 * 15 = 53 317 рубля. Именно столько составит экологический сбор за текущий год.
Если предприятие утилизирует часть отходов, нужно проводить расчеты по более сложной схеме. К примеру, было утилизировано 10% от всей массы произведенных товаров. Из норматива нужно вычесть это значение (15% — 10% = 5%). Затем производятся расчеты по стандартной схеме:
7109 * 50 * 5% = 17 772 рубля.
Кто уплачивает ЭС?
Сбор обязаны выплачивать ЮЛ и ИП, производящие или импортирующие товары, которые попадают в соответствующий перечень (Распоряжение Правительства от 24.09.2015 №1886). Сбором не облагаются объекты незавершенного производства. Если есть только они, плата взимается исключительно за упаковку.
Кто не платит экологический сбор?
Сборы не нужно уплачивать в следующих случаях:
Если фирма утилизирует часть отходов, однако она не дотягивает до принятых нормативов, платить нужно только за тот процент продукции, которая не была переработана.
Куда перечислять деньги и в какие сроки?
ЭС нужно оплатить до 15 апреля текущего года. Реквизиты для оплаты можно найти на сайте Росприроднадзора. Для перевода средств нужна копия платежного поручения, а также расчет суммы ЭС.
Что делать при переплате?
Если предприниматель переплатил при переводе средств на сбор, требуется направить в Росприроднадзор соответствующее заявление. На его основании осуществляется проверка. Затем составляется акт. По итогам проверки средства либо зачитываются, либо возвращаются. Данный порядок установлен пунктами 16-17 правил начисления ЭС.
Сопутствующая отчетность
Как упоминалось ранее, производителю нужно также озаботиться формированием отчетности. Направляется она не позднее 1 апреля текущего года. Понадобится следующая отчетность:
Отчетность может передаваться в электронном формате. Сопровождать ее направлением документа в бумажной форме не нужно. Если она направляется в бумажной форме, нужно также отправить копию документа на электронном носителе. До 15 апреля предприниматель обязан сдать расчет суммы ЭС. Составляется он по форме, утвержденной приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 №488.
Рекомендуется сдавать отчетность через соответствующую систему. В ней составляется документ, проверяются все параметры. После этого он направляется в РПН.
ВАЖНО! Датой направления отчетности будет считаться день ее отправки через интернет.
Производители товара сдают отчетность в орган РПН по месту регистрации. Компании, импортирующие продукцию, должны направить ее непосредственно в Росприроднадзор.
ВНИМАНИЕ! На официальном сайте Росприроднадзора указаны сервисы, на которых можно совершенно бесплатно составить отчетность.
Ответственность за неуплату экологического сбора
Если предприниматель не уплатил сбор в срок, он получает требование о добровольном погашении долга. Если в течение месяца с момента получения требования оно не исполнено, сумма взыскивается через суд (Постановление от 08.10.2015 №1073). Для нерадивого плательщика предусмотрена следующая ответственность за непредставление отчетности в срок или искажение информации в ней:
Штраф именно за неуплату сбора на данный момент законодательством не предусмотрен. Все финансовые вопросы решаются через суд. Если судебный орган примет решение обязать предпринимателя выплатить ЭС, но платежей так и не поступит, производится принудительное взыскание. Оно может грозить замедлением финансовых процессов в компании, а потому задолженность следует погашать заранее.
Справочная информация: «Экологический сбор» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)
Дополнительно см. Справочную информацию «Плата за негативное воздействие на окружающую среду».
Внимание! С 1 января 2021 года действует механизм «регуляторной гильотины». По общему правилу в рамках государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, вступивших в силу до 1 января 2020 года, а также в правовых актах исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и СССР. Несоблюдение таких требований не может являться основанием для привлечения к административной ответственности (см. Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ).
Необходимо учитывать, что Правительством РФ определен перечень нормативных правовых актов и их групп, а также отдельных положений, на которые не распространяется механизм «регуляторной гильотины». При этом в отношении некоторых актов и положений установлен ограниченный срок нахождения в перечне (см. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467).
Производители, импортеры товаров (включая упаковку) обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством РФ нормативов утилизации. Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор.
1. Уплата экологического сбора и представление отчетности
2. Расчет и порядок уплаты экологического сбора
3. Ответственность за нарушение сроков сдачи отчетности и уплаты экологического сбора
Что такое экологический сбор. Объясняем простыми словами
Экологический сбор — платёж, который вносят импортёры и производители, не осуществляющие самостоятельную утилизацию отходов, образованных от использования их продукции.
Экологический сбор регламентируется ФЗ № 458 от 29 декабря 2014 года. Главная функция закона — стимулировать предпринимателей к самостоятельной утилизации товаров и упаковки. Средства от сборов используются на возведение перерабатывающих объектов.
Перечень товаров и упаковки, за которые взимаются средства, утверждён распоряжением правительства РФ. Процесс утилизации регламентируется отдельно. На каждый вид товара и упаковки рассчитывается свой размер экологического сбора. Сборы имеют статус неналоговых платежей, хотя дискуссия о необходимости их погружения в Налоговый кодекс продолжается с 2015 года.
Пример употребления на «Секрете»
«Мировая практика показала, насколько полезным может стать экологический сбор, но для России главный вопрос в эффективности использования вырученных средств. Необходим механизм контроля, иначе деньги не пойдут на заявленную цель — развитие утилизации».
(Директор Центра экономики окружающей среды НИУ ВШЭ Георгий Сафонов — в материале о последствиях ввода экологического сбора для промышленности.)
Нюансы
Некоторые категории предпринимателей освобождены от уплаты экологического сбора:
Ошибки в употреблении
Не путайте экологический сбор и плату за негативное влияние на окружающую среду. Во втором случае плата взимается за вредные выбросы, загрязнение воды веществами, которые образовываются в процессе производства.
Факты
Первые экологические платежи в форме сборов и налогов появились в России в 1990–1991 годах.
Также в стране действует утилизационный сбор, который платят производители и импортёры транспортной техники.
Критика
Счётная палата в августе 2021 года опубликовала бюллетень, посвящённый экологическим платежам. По результатам анализа всей схемы назначения и сбора экологических платежей выяснилось, что эти сборы зачастую не имеют конкретных целей, не выполняют свои функции или взимаются за одно и то же, а ряд плательщиков выпали из поля зрения регуляторов. Плохо работают и льготы в этой сфере.