Экранизация чернышевского что делать

Н.Г. Чернышевский. Видеоматериалы

«Что делать?» (телеспектакль, 1971 г.). ЧАСТЬ 1

«Что делать?» (телеспектакль, 1971 г.). ЧАСТЬ 2-3

Чернышевский Н. «Что делать?» (Аудиокнига)

Жанр: Роман
Выпущено: Гостелерадиофонд
Озвучивает: Леонид Броневой
Продолжительность: 03:08:38

Открытие памятника Н.Г. Чернышевскому в Саратове. 1953 г.

В дни празднования 125-летней годовщины со дня рождения Николая Гавриловича Чернышевского,
26 июля 1953 года, на площади его имени в центре города был открыт монументальный памятник российскому Прометею,
выполненный скульптором Александром Павловичем Кибальниковым и архитектором Н.П. Гришиным.

«Чернышевский. Документы, дневники, воспоминания»

Отечества достойный сын. Н.Г. Чернышевский. Школфильм. 1981 г., документальный фильм.

«Чернышевский XXI век».

«Что делать?» Роман «Что делать?»: 150 лет спустя.

Владимир Кантор «Чернышевский как христианский мыслитель».

Источник

Что делать? (роман)

декабрь 1862 — апрель 1863

1867 (Женева), 1906 (Россия)

«Что делать?» — роман русского философа, журналиста и литературного критика Николая Чернышевского, написанный в декабре 1862 — апреле 1863 гг., во время заключения в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Роман был написан отчасти в ответ на роман Ивана Тургенева «Отцы и дети».

Содержание

История создания и публикации

Чернышевский писал роман, находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, с 14 декабря 1862 года по 4 апреля 1863-го. С января 1863 года рукопись частями передаётся в следственную комиссию по делу Чернышевского (последняя часть была передана 6 апреля). Комиссия, а вслед за ней и цензоры увидели в романе лишь любовную линию и дали разрешение к печати. Оплошность цензуры вскоре была замечена, ответственного цензора Бекетова отстранили от должности. Однако роман уже был опубликован в журнале «Современник» (1863, № 3—5). Несмотря на то, что номера «Современника», в которых печатался роман «Что делать?», оказались под запретом, текст романа в рукописных копиях разошёлся по стране и вызвал массу подражаний.

В 1867 году роман был опубликован отдельной книгой в Женеве (на русском языке) русскими эмигрантами, затем был переведён на польский, сербский, венгерский, французский, английский, немецкий, итальянский, шведский, голландский языки.

Запрет на публикацию романа «Что делать?» был снят только в 1905 году. В 1906 году роман был впервые напечатан в России отдельным изданием.

Сюжет

Центральным персонажем романа является Вера Павловна Розальская. Чтобы избежать замужества, навязываемого корыстной матерью, девушка заключает фиктивный брак со студентом-медиком Дмитрием Лопуховым (учителем младшего брата Феди). Брак позволяет ей покинуть родительский дом и самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Вера учится, пытается найти свое место в жизни, наконец, открывает швейную мастерскую «нового типа» — это коммуна, где нет наёмных рабочих и хозяев, и все девушки одинаково заинтересованы в благополучии совместного предприятия.

Семейная жизнь Лопуховых также необычна для своего времени, основные её принципы — взаимное уважение, равноправие и личная свобода. Постепенно между Верой и Дмитрием возникает настоящее чувство, основанное на доверии и привязанности. Однако случается так, что Вера Павловна влюбляется в лучшего друга своего мужа, врача Александра Кирсанова, с которым у неё гораздо больше общего, чем с мужем. Эта любовь взаимна. Вера и Кирсанов начинают избегать друг друга, надеясь скрыть свои чувства, в первую очередь друг от друга. Однако Лопухов догадывается обо всем и вынуждает их признаться.

Чтобы дать жене свободу, Лопухов инсценирует самоубийство (эпизодом мнимого самоубийства начинается роман), сам же уезжает в Америку, чтобы на практике изучить промышленное производство. Через некоторое время Лопухов, под именем Чарльза Бьюмонта, возвращается в Россию. Он — агент английской фирмы и прибыл по её поручению, чтобы приобрести стеариновый завод у промышленника Полозова. Вникая в дела завода, Лопухов посещает дом Полозова, где знакомится с его дочерью Екатериной. Молодые люди влюбляются друг в друга и вскоре женятся, после чего Лопухов-Бьюмонт сообщает о своем возвращении Кирсановым. Между семьями завязывается тесная дружба, они поселяются в одном доме и вокруг них ширится общество «новых людей» — тех, что желают устроить «по-новому» свою и общественную жизнь.

Один из самых значимых героев романа — революционер Рахметов, друг Кирсанова и Лопухова, которого те когда-то познакомили с учением социалистов-утопистов. Рахметову посвящено короткое отступление в 29 главе («Особенный человек»). Это герой второго плана, лишь эпизодически связанный с основной сюжетной линией романа (приносит Вере Павловне письмо Дмитрия Лопухова с разъяснениями обстоятельств его мнимого самоубийства). Однако в идейной канве романа Рахметов играет особенную роль. В чём она заключается, Чернышевский подробно разъясняет в XXXI части 3 главы («Беседа с проницательным читателем и изгнание его»):

девушка с теми же жизненными проблемами, с которыми столкнулась вера. ее спасает александр кирсанов, и с этого момента героиня начинает новую свободную жизнь, основанную на свободе и равенстве.

Тематика романа «Что делать» интересна и занимательна даже сегодня:

Тематика произведения необъятна, и, чтобы не затягивать статью, Многомудрый Литрекон предлагает сделать так: если Вы нуждаетесь в дополнении этого раздела, напишите об этом в комментариях.

Проблемы

Проблематика романа «Что делать» столь же многогранна, поэтому если здесь перечислены не все интересующие Вас темы, напишите об этом в комментариях, и Литрекон дополнит разбор.

Основная идея

Таким образом, «внутренний» сюжет романа «Что делать?», повествующий о жизни Рахметова, является центральным для всего произведения. Автору было важно показать новый тип людей, способных изменить жизнь общества, стать примером для многих. Они живут не для себя, а для народа, и в этом их нравственное величие. Рахметов — это следующая стадия развития человека после Кирсанова и Лопухова. Так автор дает понять, что главная роль в революции принадлежит рабочему классу — людям дела, а не слова. Чернышевский писал о Рахметове:

“Вот подлинный человек, который особенно нужен теперь России, берите с него пример и, кто может и в силах, следуйте по его пути, ибо это и есть единственный для вас путь, который может привести к желанной цели”.

Значит, главная мысль романа «Что делать» — это необходимость революции в своем сознании и в стране.

Чернышевский показывает будущее социалистическое общество в поступках и словах персонажей, в необычной организации швейной мастерской, в 4-ом сне Веры Павловны. Вера Павловна тоже трудится – организует работу швейной мастерской. Её предприятие – своеобразная коммуна: работницы равны и получают одинаковую сумму с прибыли, такую же долю получает и Вера Павловна. Также работницы и Вера с мужем проводят вместе выходные, выбираясь на пикник. Эта модель показывает будущее строение мира: все равны и всем достается поровну. В этом и заключается смысл романа «Что делать» — автор показал людям метод решения острых социальных проблем.

Новаторство и особенности

Художественное своеобразие романа «Что делать» заключается в наличии интересных новых персонажей, которые не типичны для русской литературы. Автор, в отличие от большинства коллег, не осуждал рациональный эгоизм, а защищал его. Он же показал, что нигилизм — это не безнравственность, а пересмотр устаревших ценностей.

Также Чернышевский избрал незаурядную форму повествования. Он часто напрямую беседует с читателем, издеваясь над его возможными возражениями. Полемика с ним — едва ли не самая важная часть романа. Он поясняет каждое действие героя и посмеивается над самим сюжетом, ведь любовный треугольник — лишь ширма, за которой речь идет о революции и коренных переменах в обществе.

Критика

Далеко не всем критикам понравился роман «Что делать». Так, Н.С. Лесков даже написал роман, опровергающий главные постулаты произведения Чернышевского — «На ножах». Он высмеял его надежды и стремления, хотя не отрицал того, что книга — довольно смелый эксперимент. Он подчеркнул популярность «Что делать»:

О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, — но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: «гадость», «прелесть», «мерзость» и т. п. — все на разные тоны.

Цензор П.И. Капнист вскоре после выхода книги Чернышевского писал министру внутренних дел П.А. Валуеву о том, что роман «Что делать?» «имел большое влияние даже на внешнюю жизнь некоторых недалеких и нетвердых в понятиях о нравственности людей, как в столицах, так и в провинции. Были примеры, что дочери покидали отцов и матерей, жены — мужей.»

Композитор и общественный деятель Ф.М. Толстой написал рецензию в правительственное издание «Северная пчела» и критиковал произведение довольно резко:

«Что делать?» есть «безобразнейшее произведение русской литературы», полное «отвратительной грязи»

Известный поэт А. Фет высказал не более позитивные мысли:

«Скудность изобретения, положительное отсутствие творчества, беспрестанные повторения, преднамеренное кривлянье самого дурного тону и ко всему этому беспомощная корявость языка превращают чтение романа в трудную, почти невыносимую работу»

Однако революционеры того времени были солидарны с автором «Что делать». О произведении высказался анархист князь Кропоткин:

Для русской молодёжи того времени она [книга «Что делать?»] была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем.

В.С. Курочкин (публицист) тоже выступил в защиту книги Н.Г. Чернышевского и отметил, что особо яростные критики даже не дочитали роман до конца и не поняли его смысла.

Революционно настроенный поэт В. Маяковский, ставший одним из самых известных советских литераторов, очень ценил книгу:

Одной из самых близких ему книг была «Что делать?» Чернышевского. Он постоянно возвращался к ней. Жизнь, описанная в ней, перекликалась с нашей. Маяковский как бы советовался с Чернышевским о своих личных делах, находил в нём поддержку. «Что делать?» была последняя книга, которую он читал перед смертью.

Источник

«Что делать?» Н. Г. Чернышевский Кратко

Николай Гаврилович Чернышевский
Роман «Что делать?» Краткое содержание

Роман Николая Чернышевского, главная мысль которого в том, что свобода личности не должна зависеть от половой принадлежности человека, общество XIX века восприняло неоднозначно. Особенности языкового оформления, сложность композиции, отведение главной роли женщине — всё это стало причинами двоякого к нему отношения. Одни называли роман «Что делать?» «мерзостью», другие, напротив, считали его «прелестью». Но недооценить это произведение, оказавшее серьёзное влияние на русское общество тех времён, не возможно.

Краткий пересказ романа Чернышевского «Что делать?»

Родители девушек в XIX веке самостоятельно определяли их судьбы. Но юной Вере Павловне не хотелось стать супругой молодого повесы, которому её обещали. Чтобы спасти девушку, на ней женится прогрессивный студент-медик Дмитрий Лопухов. Это чисто фиктивный брак, основанный на взаимном уважении и равноправии. Вера получает полную свободу действий и возможность жить самостоятельно без оглядки на мнение родителей или супруга.

Героиня открывает швейный цех, в коротом также царит равноправие и не существует стандартного типа отношений «начальни — подчиненные». Каждая из мастериц лично заинтересована в росте прибыли и в этом успех всего производства.

Со временем Вера находит любовь. Её избранником становится доктор Александр Кирсанов. Лопухов инсценирует самобийство и перебирается в Америку, а Вера получает свободу стать женой любимого человека.

Лопухов меняет имя и возвращается на родину через год как Чарльз Бьюмонт. Чаррльз-Дмитрий находит прекрасную невесту. А потом он и его жена близко дружат с Верой и Александром Кирсановыми.

Список и краткая характеристика героев романа Чернышевского «Что делать?»

Краткое содержание романа Чернышевского «Что делать?» подробно по главам

Дурак

11 июля 1856 года в большую петербургскую гостиницу около 9 вечера приехал постоялец. Он снял комнату и попросил его не беспокоить до 8 утра следующего дня. Он заказал котлету и чай. Затем отправился к себе. На утро слуга отправился будить постояльца, но тот не открывал. После нескольких попыток разбудить постояльца, было принято решение взломать двери. А так как взламывать двери можно только в присутствии полиции, вызвали полицейского чиновника.

В комнате кроме записки «Ухожу в 11 часов вечера и не возвращусь. Меня услышат на Литейном мосту между 2 и 3 часами ночи. Подозрений ни на кого не иметь» больше ничего не нашли. После рассказ полицейского чиновника, будет долго пересказываться. Действительно, около 3 часов ночи на мосту прогремел выстрел. А когда караульные служители и прохожие пришли на место выстрела, то никого не нашли. Решили, что человек, который застрелился на мосту просто дурак, а его поступок умный. Ведь если даже не удастся застрелиться, то упав с моста можно захлебнуться.

Первое следствие дурацкого дела

12 июля молодая женщина, Вера, сидела и шила платье. Ей принесли записку в которой было написано: «Я смущал ваше спокойствие. Я схожу со сцены. Не жалейте; я так люблю вас обоих, что очень счастлив своею решимостью. Прощайте». Муж Веры решил покончить с собой, тем самым дать ей возможность жить с любимым человеком. Ведь на тот момент Вера не любила мужа. Она была влюблена в его друга Александра Кирсанова.

Предисловие

В предисловии автор говорит о том, что все люди разные. Есть добрые, честные, всё умеющие. И для них он писал и будет писать.

Глава 1. Жизнь Веры Павловны в родительском семействе

Жизнь Веры с детства была простой. Жила она с семьей в доме на Гороховой, который принадлежал Сторешниковым. Отец Веры у них работал управляющим и даже успевал работать в департаменте. Вера училась в пансионе и игре на фортепьяно.

Затем за Верой приударил старший сын Сторешниковых. Её матери он пришелся по вкусу, так как был хорош собой и богат. Мария Алексеевна всем способствовала приближению свадьбы дочери со Столешниковым. Но Вере он был неприятен. Он посмел перед друзьями выставить Веру своей любовницей. Среди них была француженка Жюли. Она видела Веру и отметила про себя, что любовницей Михаила та не является. После этого между Верой и Михаилом состоялся неприятный разговор. Она выставила его из дома и просила больше не приходить. Затем Столешников вместе с Жюли пришел к Рязанцевым просить Веру стать учителем фортепьяно для племяницы Жюли. В это время Жюли пообщалась с Марией Алексеевной и рассказала про пари Михаила и его друзей. Пари было на Веру. Михаил не оставил надежды жениться на Вере, но она ему отказывала. Он стал за ней красиво ухаживать, а её мать продавала ему по дешевке вещи, которые оставляли под залог. От Веры с женидьбой на время отстали.

Глава 2. Первая любовь и законный брак

У Веры есть младший брат Федя. Для него отец нанял учителя. Им был студент медик Лопухов. «Студент был уже не юноша, человек среднего роста или несколько повыше среднего, с темными каштановыми волосами, с правильными, даже красивыми чертами лица, с гордым и смелым видом». Вера про себя отметила: «не дурен и, должно быть, добр, только слишком серьезен».

Вскоре мать Веры пригласила Лопухова на вечер. На вечере Вера и студент много танцевали и общались. В это вечер она почувствовала к нему притяжение, а он ей пообещал помочь избавиться от гнета матери. Мать Веры решила узнать имеет ли планы на её дочь Лопухов. Поэтому она всё время следила за парой и подслушивала разговоры.

Тем временем Вера попросила Дмитрия найти ей работу гувернантки. В поиске работы им помогал друг Дмитрия Кирсанов. Лопухов и Кирсанов снимали вместе квартиру. Они оба были медиками и казенным содержанием не пользовались. Лопухов давал частные уроки и тем самым обеспечивал себе жизнь. Кирсанов помог найти работу, но родители девушки были против.

Первый сон Веры

Вере приснился первый сон, которым она поделилась с другом: «А ведь я до двух часов не спала от радости, мой друг. А когда я уснула, какой сон видела! Будто я освобождаюсь из душного подвала, будто я была в параличе и выздоровела, и выбежала в поле, и со мной выбежало много подруг, тоже,

как я, вырвавшихся из подвалов, выздоровевших от паралича, и нам было так весело, так весело бегать по просторному полю! Не сбылся сон! А я думала, что уж не ворочусь домой». Сон Веры сбывается. Во время прогулки с матерью она сообщает, что обвенчалась с Лопуховым. Затем села к извозчику и уехала прочь.

Лопухов пришел в дом к матери Веры и подтвердил факт их свадьбы. Их обвенчал друг Лопухова священник Мерцалов. Жить они стали в съемной квартире.

Глава 3. Замужество и вторая любовь

Вера избавилась от «серого подвала». Семья Лопуховых жила хорошо. Дмитрий давал уроки, а Вера решила открыть дело ведь не хотела жить на деньги мужа. Только их отношения были не понятны соседям. Ведь спали они в разных комнатах и даже не целовали руки друг другу.

Вере удалось открыть швейную мастерскую. С заказами ей помогала Жюли. Девушка смогла всего за три года вывести свою мастерскую на хороший уровень. У неё в подчинении работали три девушки, с которыми она была на равных.

Второй сон Веры

Во втором сне Вера видит своего мужа и Александра Петровича Мерцалова. Лопухов рассуждает о существовании «чистой грязи», той из которой родится колос, и «гнилой грязи», которая ничему не может дать развития.

Затем все исчезают и Вера видит свою мать. Мать в гневном порыве обвиняет Веру в том, что она для неё берегла кусок хлеба, и была злой лишь для того чтоб Вера сама выросла доброй.

В браке Лопуховы прожили на тот момент уже целых три года. Жили они в разных комнатах. Вера любила нежиться в постели, а Дмитрий ей делал по утрам чай со сливками и печеньем. Веру полностью всё устраивало.

Однажды Лопуховы вместе с друзьями отправились на прогулку. А утром Вера заметила, что её муж заболел. Он был врачом и определил, что у

него воспаление в лёгких. На помощь он позвал друга Кирсанова. И тот стал проведывать и лечить больного. В это время в нём вспыхивают старые чувства к Вере, но он старается с ними справиться. Он даже ухаживал за другой девушкой.

Третий сон Веры

И тут Вере снится третий сон. Ей снится, что она одинока. До определенного момента ей жизнь такая очень нравилась. А теперь во сне она читает свой дневник, в котором пишет, что мужа она любит только за освобождение из подвала. А хочется ей другой тёплой и нежной любви.

Заметив чувства между Верой и Кирсановым Лопухов просит его в дом больше не приходить. А затем сама Вера понимает, что любит Кирсанова и в этом признается мужу. Для него она пишет записку и просит её простить. В это время Лопухов понимает, что любовь уже не вернет и уезжает сначала к родственникам, а затем и в Москву.

9 июля Лопухов уехал в большую петербургскую гостиницу, а 12-го Вера узнает, что её муж попрощался с жизнью. О планах Лопухова ей рассказал их друг Рахметов, человек, который решил посвятить себя людям. Он воспитывал в себе силу воли и даже спал на гвоздях.

Глава 4. Второе замужество

Вере приходит письмо от друга Дмитрия Сергеевича Лопухова, в котором он желает ей счастья и рядом такого человека, как Кирсанов. Вера и Кирсанов открыли друг другу чувства и поженились. Оба в браке счастливы. Им легко и свободно вдвоём.

Кирсанов добился больших успехов в карьере, а Вера расширила швейное производство. Теперь у неё не одна мастерская.

Четвёртый сон Веры

Во сне Вера видит поле с цветами и красивый замок. По полю в новой стране с ней вместе идет проводница, которая рассказывает о царстве трёх цариц. Одна царица Астра является рабой мужа. Вторая царица Афродита, которую считают только источником наслаждения. И третья царица является

непорочность. Вера побывала на турнире, где рыцарь доказывает любовь неприступной даме. А остальные рыцари дам своих любят до того момента пока те свободны, а если они стали их женами или подданными все чувства пропадают.

Затем проводница говорит Вере, что её царство наступает на смену царству трёх цариц. И Вера видит свою страну обновлённой, где люди живут и работают. Они в ней очень счастливы. Швейные мастерские стали расширятся. В одной из них управляющей стала Наталья Мерцалова, которая со временем Вере предложила открыть магазин. Катя Полозова в восторге от Веры Кирсановой. И об этом она напишет письмо.

Глава 5. Новые лица и развязка

Катя очень обязана Кирсанову. Ведь он помог ей справится с болезнью и наладить отношения с отцом. Её мать умерла рано. А отец, Василий Полозов, был отставным штаб ротмистром и имел хороший капитал. За богатой невестой выстраивались очереди из женихов. В 17 лет Катя сильно заболела и стала терять вес. Вся её болезнь была от того, что отец был против её союза с Соловцовым. Ведь выбранный ею поклонник был плохим человеком. Полозов категорично заявлял: «Она безумная; глупо вверять такому ребенку его судьбу; пусть лучше умрет».

Лечением Кати занимался Кирсанов. Он пробовал переговорить с Полозовым, но тот был непоколебим. Понимая безвыходность ситуации, молодой медик решает рискнуть и объявляет на консилиуме, что болезнь Кати нельзя вылечить и ей придется дать смертельную дозу морфия, чтобы избавить от мучений. Кирсанов надеется, что Полозов не захочет смерти дочери, если столкнётся с таким исходом лицом к лицу. Отец Кати и в правду не смог допустить такого исхода и дал дочери право самостоятельного выбора жениха. Катю помолвили с Соловцовым, но вскоре девушка разочаровалась в своём избраннике и расторгла помолвку.

В 60 лет Полозов раззоряется. Он продает завод Чарльзу Бьюмонту. С Чарльзом они начинают плотно общаться. Ведь молодой человек очень простой и интересный. Чарльз очень понравился Кате и между ними возникла связь. Полозов совсем не против такого жениха для дочери.

Катя решается познакомить Веру с женихом. Это знакомство для Кирсановых оборачивается большим сюрпризом. Ведь Чарльз Бьюмонт оказывается Дмитрием Лопуховым. Все очень рады, что так всё произошло. Дмитрий на самом деле лишь инсценировал самоубийство. Он просто ушёл из жизни жены.

Теперь семьи живут по соседству и дружат. У Катерины своя швейная мастерская. А Вера увлеклась медициной.

Глава 6. Перемена декораций

Здесь автор оставляет своих героев и говорит о даме, что вместо траура одета в яркие одежды. Она весела, так как ждала этого дня два года. «В Пассаж!» — кричит она. И читатель не узнает о чём была её история…

Кратко об истории создания романа Чернышевского «Что делать?»

Николай Гаврилович написал роман «Что делать?», находясь в неволе, в застенках Петропавловской крепости, зимой 1862-1863 годов. К печати роман допустили только потому, что цензор заметил в нём лишь любовную линию. А когда смысл произведения постигли умы чиновников, цензора уволили, а роман впал в немилость верхушки царской России за свою «революционность».

Но дело было сделано: редкое объединение молодых и перспективных людей не обсуждало идеи и содержание романа «Что делать?» на своих вечерах. В геометрической прогрессии стало расти количество благородных поступков, ведь по Чернышевскому свобода личности не отделима от высоких моральных убеждений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Экранизация чернышевского что делать. Смотреть фото Экранизация чернышевского что делать. Смотреть картинку Экранизация чернышевского что делать. Картинка про Экранизация чернышевского что делать. Фото Экранизация чернышевского что делатьЯ хотел изобразить обыкновенных порядочных людей нового поколения, людей, которых я встречаю целые сотни. Я взял троих таких людей: Веру Павловну, Лопухова, Кирсанова. (…) Не покажи я фигуру Рахметова, большинство читателей сбилось бы с толку насчет главных действующих лиц моего рассказа. Я держу пари, что до последних отделов этой главы Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов казались большинству публики героями, лицами высшей натуры, пожалуй, даже лицами идеализированными, пожалуй, даже лицами невозможными в действительности по слишком высокому благородству. Нет, друзья мои, злые, дурные, жалкие друзья мои, это не так вам представлялось: не они стоят слишком высоко, а вы стоите слишком низко. (…) На той высоте, на которой они стоят, должны стоять, могут стоять все люди. Высшие натуры, за которыми не угнаться мне и вам, жалкие друзья мои, высшие натуры не таковы. Я вам показал легкий абрис профиля одной из них: не те черты вы видите

Художественное своеобразие

«Роман „Что делать?“ меня всего глубоко перепахал. Это вещь, которая дает заряд на всю жизнь» (Ленин).

Подчёркнуто занимательное, авантюрное, мелодраматическое начало романа должно было не только сбить с толку цензуру, но и привлечь широкие массы читателей. Внешний сюжет романа — любовная история, однако в нём отражены новые экономические, философские и социальные идеи времени. Роман пронизан намёками на грядущую революцию.

Источник

Анализ романа «Что делать?» (Н.Г. Чернышевский)

Роман «Что делать» стал резонансным событием в мире русской литературы. Его появление совпало с расцветом новых для России идей — философии Фурье. Поэтому многие люди радостно приветствовали прогресс в отечественном искусстве и позитивно восприняли те предначертания о будущем общества, которые описал автор. Но большинство читателей были настроены более консервативно и раскритиковали произведение, упрекая Н. Г. Чернышевского в аморальности и разрушении традиционных ценностей. Кто же был прав? Многомудрый Литрекон не судит, но предлагает подробный разбор книги.

История создания

Николай Гаврилович Чернышевский создавал свой роман «Что делать?» в одиночной камере Петропавловской крепости в 1862-1863гг. Осужденный за революционную деятельность, Чернышевский показал «новых» людей, которые в будущем построят идеальную Россию.

Конечно, его произведение было проверено вдоль и поперек, но цензоры заметили лишь любовный треугольник и пропустили роман в печать. Он был опубликован в «Современнике». Только после распространения сотен экземпляров цензурный орган понял ошибку Бекетова (цензора Чернышевского) и отстранил его от службы. Все выпуски журнала с запретным чтивом были по возможности изъяты из оборота, но было уже поздно: книга быстро распространилась в рукописном варианте, а ее запрет стал лучшей пиар-акцией для продвижения писателя. Всем был любопытен «запретный плод». Замысел романа «Что делать» вдохновил многих других писателей на подражание или полемику. Книга стала знаковым событием, и некоторые литературоведы даже выдвигали теорию, что ее специально пропустили в печать, но не все чиновники разделяли положительное мнение о ней, поэтому произведение породило конфликт интересов.

Творческая история романа «Что делать» на этом не закончилась: книга была опубликована в 1867 году в Женеве, ее перевели на самые популярные мировые языки. В России запрет на ее публикацию действовал до 1905 года, а после революции 1917 года произведение стало повсеместно доступным на всей территории СССР, его перевели даже на фарси.

Жанр, направление

Жанр романа «Что делать» можно определить как «роман-утопия». Автор пишет не о настоящем времени, а о счастливом и безмятежном будущем, где женщины будут свободны, мужчины — не ревнивы, а предпринимательство, основанное на социалистическом подходе, — доступно для всех. Чернышевский явно идеализирует завтрашний день, основанный на коммунистических принципах. Именно поэтому роман утопичен, а не реалистичен, ведь вместо героев у писателя не люди, а идеи, живущие в образах.

Направление — социалистический реализм. Чернышевский был далек от социализма, как и Россия в те времена, но он усвоил зарубежные идеи и был пленен «свободой, равенством и братством». Каждая строчка его произведения говорит о необходимости перехода от капитализма, где каждый сам за себя, к социализму, где все равны и счастливы. Недаром Вера организует мастерскую, принадлежащую не ей, а всем работницам: это проект нового экономического устройства страны, где не будет частной собственности. Именно поэтому реализм Чернышевского «социалистический», то есть направленный на раскрытие новых идей.

Смысл названия

Смысл заглавия романа «Что делать» указывает на место и время действия книги — будущее. Вопрос адресован дню завтрашнему, ведь он звучит не «что делаем» (настоящее время), а «что делать» (будущее время). Автор учит читает тому, как решить назревающие проблемы, как выйти из социального, политического и морального кризиса?

Чтобы быть понятым, он берет в качестве примера житейскую ситуацию: что делать Вере, чтобы выйти замуж по любви и не продавать себя? Что делать сотням девушек, попавшим в беду? Решение есть, и автор видит его в социализме, когда собственность, ради которой люди продают и неволят собственных детей, станет общей.

Суть: о чем?

Сперва мы узнаем о загадочном самоубийце, который застрелился на мосту. Потом повествование переходит к комнату Веры, которая готовится к свадьбе. Девушка винит себя в произошедшей трагедии. Затем автор раскрывает историю этой девушки. Она жила в небогатой семье со слабохарактерным отцом, деспотичной матерью и братом. Марья Алексеевна, мать Веры, очень расчетлива и корыстна, поэтому она хочет свести дочь и сына начальника ее мужа вопреки желанию Веры. Михаил, предполагаемый жених, хочет лишь позабавиться с красавицей, а вот Марья Алексеевна готова продать честь дочери, чтобы потом принудить молодого человека к браку.

Тем временем к брату Веры приходит репетитор — студент Лопухов. Однажды они разговорились, и герой понял, как несчастна девушка. Он решил помочь ей выбраться из дома, но не смог найти службу, где она могла бы заработать на жизнь. В итоге он украл ее из дома и женился на ней, договорившись с матерью обойтись без суда, но и без приданого. Их семейные узы были на новый лад: они спали в разных комнатах и не заходили без стука. Иногда к ним заходил друг Лопухова, Кирсанов, но потом он начал избегать встреч. Он и Вера стали понимать, что любят друг друга. Сны подсказали Вере, что она испытывает к Дмитрию лишь благодарность. Поняв это, герой уходит из жизни, а его друзья женятся.

Но не только любовь занимает Веру: она решает организовать мастерскую, чтобы помогать таким же девушкам, как и она сама. На это ее тоже вдохновляют сны, где объясняется, что многие люди по сути своей хорошие, но неправильные условия жизни искажают их натуру. Швейная мастерская принадлежит не Вере, а всем работницам, благодаря чему дело идет в гору и быстро растет. В свободное время героиня ездит с друзьями на пикники, ведет ученые беседы и учится медицине.

В финале она встречается с иностранцем, который женился на русской девушке из их круга. Он — тот самый Лопухов, который инсценировал самоубийство, чтобы дать друзьям свободу. Все счастливы.

Главные герои и их характеристика

«Что делать?» отличается новизной взглядов в отношении семейных норм, женского вопроса и устройства общества. Главные герои произведения свободны от общественных предрассудков, своим трудом добиваются успеха, они честны и благородны. Вера Павловна, Лопухов и Кирсанов, любовный треугольник которых создаёт главную интригу произведения, по мысли Чернышевского, — лучшие представители интеллигенции. Они стараются как можно больше вложиться в «общее дело».

содержанка. это образ отражает порабощение женщины. только продавая себя в браке или на панели, девушка могла выжить, ведь честной работы для нее не было, а общество видело в ней лишь самку.

михаил столешниковжених веры. это собирательный образ мужчины, который живет по традиционным правилам. он веселится, наслаждается примитивными удовольствиями и не думает ни о ком, кроме себя. во всех женщинах он видит лакомство, поэтому не способен любить. пользу стране он не приносит, так как служба занимает в его жизни третьесортное место.
настенька крюкова