Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цель

Картотека опытов и экспериментов с почвой для детей старшего дошкольного возраста

Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цель. Смотреть фото Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цель. Смотреть картинку Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цель. Картинка про Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цель. Фото Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цель Дозорова Оксана Сергеевна
Картотека опытов и экспериментов с почвой для детей старшего дошкольного возраста

Картотека опытов и экспериментов с почвой.

Состав почвы

Опыт № 1

Цель: определение цвета и состава почвы.

Материалы и оборудование: тарелочки с почвой, мерные ложечки, лупы.

Ход опыта:.

Воспитатель: Давайте рассмотрим почву, какого она

цвета? Что можно увидеть в почве?

Разровняйте слой почвы на тарелочке мерной ложечкой. Рассмотрите, какого цвета почва; каков её состав (под лупой). Сделай вывод.

Вывод:Почва имеет тёмный цвет. В почве есть песок, камешки, маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев.

Опыт № 2

Цель:определение состава почвы

Материалы и оборудование: стакан с водой, тарелочки с почвой, стеклянная палочка, мерные ложечки.

Ход опыта:

Воспитатель:В стакан с водой добавляем почву и размешиваю стеклянной палочкой. Вода становится мутной.Через некоторое время на поверхность воды всплывает мелкий мусор: остатки листьев, иголок и т. д. На дно оседает песок, и постепенно поверх песка оседает глина.

Выводпочве содержатся песок, глина, различный природный мусор.

В почве есть воздух

Опыт № 3

Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.

Материалы и оборудование : тарелочки с почвой, стаканчики с водой, мерные ложечки.

Воспитатель: Что вы увидели?

Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть воздух.

Воспитатель: Вы правильно заметили, что в почве есть воздух.

Опыт № 4

Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.

Материалы и оборудование : тарелочки с почвой, мерные ложечки, влажные салфетки.

Ход опыта:Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.) Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть «пустые места» — там и «прячется» воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они «прижались» друг к другу, а воздух «ушел»: для него не осталось места.

В почве есть влага

Опыт № 5

Цель: определение состава почвы на наличие в ней влаги.

Материалы и оборудование : тарелочки с почвой,пустые тарелочки, мерные ложечки, бумажные салфетки.

Ход опыта: Воздух в почве есть, а что ещё может быть в почве?Подвести детей к тому, что в почве есть влага.

Воспитатель: Давайте проверим? На тарелочки положите немного почвы и прижмите её салфеткой (бумажным полотенцем). На салфетке останется влажный опечаток.

Выводпочве есть влага.

Опыт № 6

Цель: определение состава почвы на наличие в ней влаги.

Материалы и оборудование : штатиф,металическая тарелочка с почвой, спиртовка (свечка), стекло.

Ход опыта:

Воспитатель: У меня в тарелочке почва, янагреваю её над пламенем, над почвой я держу стёклышко.

-Что происходит со стёклышкам? Почему оно запотело? Что за капельки появились на стекле?

Вывод: В земле содержится влага.

В почве есть перегной

Опыт № 7

Цель:Определение состава почвы на наличие в ней перегноя

Материалы и оборудование : штатиф,металическая тарелочка спочвой, спиртовка (свечка).

Ход опыта :

Воспитатель:Землю в металлической тарелочке я хорошо прогреваю над пламенем.

Этот запах издаёт горящий перегной, содержащийся в земле. Это гниющие останки растений и животных, которые делают землю более полезной для растений. Чем дольше перегноя, тем быстрее и крупнее они растут, дают больший урожай.

В почве есть минеральные соли

Опыт № 8

Цель:Определение состава почвы на наличие в ней минеральных солей.

Материалы и оборудование: стакан с растворённой в воде почвой, спиртовка (свечка, стеклянная пластина, пипетка.

Ход опыта :

Воспитатель:На стеклянную пластинку я капну несколько капель воды из стакана с землёй, подержу над пламенем. Что мы видим? Вода испарилась, а на стекле остался белый налёт. Это и есть минеральные соли.

Вывод: В земле содержатся минеральные соли, необходимые для роста растений.

Вытаптывание почвы

Опыт № 9

Цель:Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.

Материалы и оборудование: два образца почвы (один взят с тропинки по которой мы ходим, другой- с клумбы, две ёмкости с водой.

Ход опыта :Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше — в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека, обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта. Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха «под тропинкой» меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.

Загрязнение почвы

Опыт № 10

Цель:Показать, как происходит загрязнение почвы.

Материалы и оборудование:две ёмкости с почвой, две ёмкости с водой (одна чистая, другая с мыльным раствором)

Ход опыта:Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю.Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой — грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной,но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной,но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива.

Обсудить с детьми возможные последствия загрязнения почвы.

Водопроницаемость почвы

Опыт № 11

Цель:Показать, как на почве образуются лужи.

Материалы и оборудование: ёмкость с почвой, ёмкость с водой, шприц.

Ход опыта :

Воспитатель: Ребята! А хотите узнать,как на земле появляются лужи?

Возьмите стакан с сухой землей и налейте в него немножечко воды (с помощью шприца). Через прозрачные стенки будет видно, как вода просачивается вглубь по трещинкам и проходам в почве. Через некоторое время вся вода с поверхности уйдет вглубь.

Затем дети добавляют и добавляют воду до тех пор, пока она не перестанет впитываться. В какой-то момент на поверхности земли в стакане появится лужа. Если посмотреть сбоку, то можно увидеть, что все полости и трещинки заполнены водой.

Вывод :лужа появляется тогда, когда воды столько, что земля ее уже впитывать не может.

Сказала лопата: Земля – чтобы рыть.

Ботинки сказали: Земля – чтоб ходить.

А люди сказали : Земля – чтобы жить.

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цель. Смотреть фото Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цель. Смотреть картинку Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цель. Картинка про Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цель. Фото Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цельКартотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста Игры могут проводиться в форме совместных игр на праздниках, музыкальных и физкультурных занятиях, во время проведения зарядки или физминутки.

Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цель. Смотреть фото Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цель. Смотреть картинку Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цель. Картинка про Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цель. Фото Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цельКартотека опытов «Воздух-невидимка» с детьми дошкольного возраста Уважаемые коллеги предлагаем вам картотеку опытов «Воздух невидимка», для работы с детьми дошкольного возрастаОпыт «Чувствуешь воздух?»Цель:.

Картотека подвижных игр народов Севера для детей среднего и старшего дошкольного возраста Картотека подвижных игр народов Севера для детей среднего и старшего дошкольного возраста. «Бой медвежат» Цель: развитие силы, ловкости,.

Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цель. Смотреть фото Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цель. Смотреть картинку Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цель. Картинка про Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цель. Фото Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цельКартотека подвижных игр зимой для детей старшего дошкольного возраста Картотека подвижных игр зимой для детей старшего дошкольного возраста 1. Снежная королева Цель: воспитывать быстроту и ловкость Игроки.

Картотека щедровок для детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию картотеку щедровок,для детей старшего дошкольного возраста. Добрый вечер,.

Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цель. Смотреть фото Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цель. Смотреть картинку Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цель. Картинка про Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цель. Фото Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цельКартотека стихотворений к 23 февраля для детей старшего дошкольного возраста Скоро вся страна будет отмечать праздник «День Защитника Отечества». А это значит, что воспитателю нужно будет продумать беседы с детьми,.

Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цель. Смотреть фото Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цель. Смотреть картинку Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цель. Картинка про Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цель. Фото Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цельКартотека театрализованных игр для детей старшего дошкольного возраста «Немой диалог» на развитие артикуляции Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она.

Источник

Картотека опытов и экспериментов с растениями в старшей группе

Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цель. Смотреть фото Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цель. Смотреть картинку Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цель. Картинка про Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цель. Фото Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цель

«Может ли растение дышать?»

Цель. Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Материалы. Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

Процесс. Взрослый спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, сто при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускают воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями

Итоги. Листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.

«Есть ли у растений органы дыхания?»

Цель. Определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Материалы. Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.

Процесс. Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия), погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля). Взрослый с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности: а) наливают в бутылку воды, оставив ее не заполненной на 2-3 см;

б) вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой; в) здесь же проделывают отверстия для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином; г) встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух. Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха.

Итоги. Воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.

«Нужен ли корешкам воздух?»

Цель. Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

Материалы. Емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.

Процесс. Дети выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшке почва плотная, в другом – рыхлая. Почему плотная почва – хуже. Доказывают, погружая одинаковые комочки в воду (хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточняют, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корешкам, вторую оставляют без изменения, в третью – на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдают за изменениями проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей – растение гибнет).

Итоги. Воздух необходим для корешков, зарисовывают результаты. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.

«Что выделяет растение?»

Цель. Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.

Материалы. Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.

Итоги. Растения выделяют кислород.

«Во всех ли листьях есть питание?»

Цель. Установить наличие в листьях питания для растений.

Материалы. Кипяток, лист бегонии (обратная сторона окрашена в бордовый цвет), емкость белого цвета.

Процесс. Взрослый предлагает выяснить, есть ли питание в листьях, окрашенных не в зеленый цвет (у бегонии обратная сторона листа окрашена в бордовый цвет). Дети предполагают, что в этом листе нет питания. Взрослый предлагает де5тям поместить лист в кипящую воду, через 5 – 7 минут его рассмотреть, зарисовать результат.

Итоги. Лист становится зеленым, а вода изменяет окраску, следовательно, питание в листе есть.

«На свету и в темноте»

Цель. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Материалы. Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Процесс. Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак.

Итоги. Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел – значит в нем образовалось питание).

Цель. Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

Материалы. Два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями.

Процесс. Взрослый предлагает определить, могут ли растения долго жить без почвы (не могут); где они лучше растут – в воде или в почве. Дети помещают черенки герани в разные емкости – с водой, землей. Наблюдают за ними до появления первого нового листочка. Оформляют результаты опыта в дневнике наблюдений и в виде модели зависимости растений от почвы.

Итоги. У растения в почве первый лист появился быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее.

Цель. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.

Материалы. Черенки традесканции, чернозем, глина с песком.

Процесс. Взрослый выбирает почву для посадки растений (чернозем, смесь глины с песком). Дети сажают два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2-3 недель (в глине растение не растет, в черноземе – растет хорошо). Пересаживают черенок из песочно-глинистой смеси в чернозем. Через две недели отмечают результат опыта (у растения отмечается хороший рост).

Итоги. Черноземная почва гораздо благоприятнее других почв.

Цель. Установить, как растение ищет свет.

Материалы. Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие.

Процесс. В коробку помещают клубень, закрывают ее, ставят в теплое, но не жаркое место, отверстием к источнику света. Открывают коробку после появления из отверстия ростков картофеля. Рассматривают, отмечая их направления, цвет (ростки бледные, белые, искривленные в поисках света в одну сторону). Оставив коробку открытой, продолжают в течение недели наблюдать за изменение цвета и направлением ростков (ростки теперь тянутся в разные стороны, они позеленели).

Итоги. Много света – растению хорошо, оно зеленое; мало света – растению плохо.

«Что нужно для питания растения?»

Цель. Установить, как растение ищет свет.

Материалы. Комнатные растения с твердыми листьями (фикус, сансевьера), лейкопластырь.

Процесс. Взрослый предлагает детям письмо-загадку: что будет, если на часть листа не будет падать свет (часть листа будет светлее). Предположения детей проверяются опытом; часть листа заклеивают пластырем, растение ставят к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают.

Итоги. Без света питание растений не образуется.

Цель. Систематизировать знания о циклах развития всех растений.

Материалы. Семена трав, овощей, цветов, предметы ухода за растениями.

Процесс. Взрослый предлагает письмо-загадку с семенами, выясняет, во что превращаются семена. В течение лета выращивают растения, фиксируя все изменения по мере их развития. После сборов плодов сравнивают свои зарисовки, составляют общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения.

Итоги. Семечко – росток – взрослое растение – цветок – плод.

Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения.

Материалы. Черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.

Процесс. Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками, выясняют, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растения в земле), забирают ли они воду. Проводят опыт: помещают растение в прозрачную емкость, отмечают уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Определяют, что произошло с водой спустя несколько дней.

Итоги. Воды стало меньше, потому что корни черенка всасывают воду.

«Как увидеть движение воды через корешки?»

Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции.

Материалы. Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.

Процесс. Дети рассматривают черенки герани или бальзамина с корешками, уточняют функции корешков (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать корешки из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель – «питание», добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корешки могут забирать не только воду (корешок должен окраситься в другой цвет). Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают в виде дневника наблюдений. Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества).

Итоги. Корешок растения всасывает вместе с водой и другие вещества, находящиеся в почве.

«Как влияет солнце на растение»

Цель: Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение.

Ход: 1) Посадить лук в емкости. Поставить на солнце, под колпак и в тень. Что произойдет с растениями?

2) Убрать колпак с растениям. Какой лук? Почему светлый? Поставить на солнце, лук через несколько дней позеленеет.

3) Лук в тени тянется к солнцу, он вытягивается в ту сторону, где солнце. Почему?

Вывод: Растениям нужен солнечный свет для роста, сохранения зеленой окраски, так как солнечный свет накапливает хлорофитум, который дает зеленую окраску растениям и для образования питания.

Источник

Картотека опытов и экспериментов с почвой для старшего дошкольного возраста

Картотека опытов и экспериментов с почвой

Опыт «Сухая и влажная почва»

Цель: учить определять и сравнивать сухую и влажную почву, фиксировать результаты исследований.

Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цель. Смотреть фото Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цель. Смотреть картинку Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цель. Картинка про Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цель. Фото Эксперимент что произойдет с корнями без почвы цель Ход. Педагог рассказывает детям о том, что почва бывает разной: чёрной, жёлтой, красной, глинистой, песчаной, подзолистой, болотистой, серой лесной и чернозёмной. Затем он предлагает узнать, в какой баночке почва сухая, а в какой – влажная. Для этого он накрывает оргстеклом баночку с сухой и влажной почвой. Дети 1 – 2 минуты наблюдают, что произойдет со стеклом. Над влажной баночкой появятся следы испарения влаги. Далее дети вливают воду в обе баночки. На поверхности сухой почвы появляются пузырьки: вода свободно проходит между сухих комочков, заполняет пустые места и вытесняет воздух; на поверхности влажной почвы пузырьков воздуха нет: мягкие комочки почвы плотно прилегают друг к другу.

Вывод. Сухая почва рассыпчатая, её комочки жёсткие. Влажная почва мягкая, липкая. Плодородный слой содержит песок, глину, прелые листья. Сухая почва не содержит влагу. Испарение воды из влажной почвы происходит в окружающую среду. Сухая почва трескается, в ней появляются пустоты, которые заполняются воздухом, вода, попадая в трещинки, выталкивает его на поверхность; влажная почва беспрепятственно пропускает воду: в ней нет трещин с воздухом. [14, c.115]

Опыт «Вытаптывание почвы»

Цель: познакомить с особенностями почвы, ее значением в жизни растений и животных.

Материалы и оборудование: 2 прозрачные баночки, 2 образца почвы: первый – с участка, который редко посещается (рыхлая почва), второй – с тропинки, по которой люди ходят постоянно, где земля плотно утрамбована.

Ход. Побеседуйте с детьми: «В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше животных – в земле, тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему? Что произойдет с подземными жителями, если люди будут ходить в лесу, в парке не по тропинкам, а повсюду, где им захочется?» Выслушав высказывания, не поправляйте ребят, обсудите все после эксперимента. Каждый образец почвы опустите в банку с водой. Наблюдайте количество пузырьков, которые выходят на поверхность. Обсудите с детьми результаты опыта: «Что это значит? (В непротоптанной почве есть кислород, а в почве под тропинкой его почти нет.) Какой можно сделать вывод? Где лучше живется подземным обитателям? Можно ли людям ходить повсюду, где им захочется?»

Вывод. Подземные обитатели для дыхания используют кислород из воздуха, который присутствует только в рыхлой почве. [23, c.28]

Опыт «Что есть в почве?»

Цель: установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений).

Материалы и оборудование: комочек земли, металлическая тарелочка, спиртовка, спички, остатки сухих листочков, лупа, пинцет.

Результат. В лесу растений больше, так как в почве больше питания для них. В почве леса много перегнившей листвы.

Вывод. Богатство почвы зависит от количества сгнивших растений. Чем больше перегноя, тем больше растет на ней растений, тем лучше их рост. [14, c.87]

Опыт «Как листья становятся питанием для растений»

Цель: установить зависимость факторов неживой природы от живой (польза для почвы от гниения растений).

Материалы и оборудование: почва, опавшая листва, дождевые черви, емкость.

Ход. Осенью педагог обращает внимание детей на опавшие листья. Выясняет, что делается с опавшими листьями в городе (их сжигают, увозят), в лесу (они превращаются в почву). Уточняет, почему в лесу много растений (в лесу почва лучше, богаче). Педагог вместе с детьми прикапывает возле деревьев и кустарников листву. Под грядками и на клумбе роют канавки и укладывают листву, пересыпая ее слоями почвы. Дети рассуждают, что произойдет с листвой к весне (она сгниет, превратится в почву). В помещении в прозрачной емкости делают такую же смесь из листьев и почвы, помещают туда дождевых червей. Дети наблюдают, что происходит в емкости, сравнивают полученные результаты.

Результат. В ходе опыта дети учатся размышлять и наблюдать за взаимодействием живых объектов с неживой природой.

Вывод. Богатство почвы зависит от перегнивших растений. В процессе перегнивания растений важную роль играют дождевые черви. Они перегрызают и перемешивают гнилые листья с почвой. [14, c.89]

Опыт «Могут ли животные жить в земле?»

Цель: выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).

Материалы и оборудование: почва, спиртовка, металлическая тарелочка, стекло или зеркало; емкость с водой.

Ход. Педагог предлагает детям выяснить, что нужно животным для жизни (воздух для дыхания, влага), есть ли в почве воздух, влага, питание. Для этого дети погружают почву в воду; нагревают почву в тарелке над спиртовкой, держа над почвой охлажденное стекло.

Результат. С помощью педагога дети формулируют вывод. На поверхности воды при погружении в нее почвы наблюдалось выделение пузырьков воздуха. На стекле появились капельки воды. При нагревании почвы по запаху можно определить наличие в ней органических остатков.

Вывод. Животные могут жить в земле, потому что в ней есть воздух для дыхания, питание, вода. [14, c.91]

Цель: выяснить, что в почве есть воздух и вода, необходимые для жизни живых организмов.

Материалы и оборудование: земляные черви, земля, камешки, 3 стакана, вода.

Ход. Дети заполняют один стакан камешками, в двух других помещают червей и засыпают землей. Выясняют, что произойдет в первом стакане, если залить водой камешки, что произойдет во втором стакане и в третьем стаканах, если залить водой землю с червями.

Дети составляют алгоритмы опытов.

Результат. В первом стакане выделяются пузырьки, когда вода вытесняет из почвы воздух. Во втором стакане. При поливе малым количеством воды, черви остаются в земле. В третьем стакане, при большом количестве воды, черви жить не могут – им не хватает воздуха для дыхания.

Вывод. В почве находятся необходимые для жизни живых организмов вещества – воздух, вода. [14, c.92]

Опыт «Изобретаем прибор для вскапывания почвы»

Цель: учить детей самостоятельно находить новые решения при выполнении задания с поставленным условием. Учить проявлять устойчивое стремление преобразовывать предмет.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображениями орудий труда для обработки почвы; карандаши, краски, альбомные листы, фломастеры – для всех детей.

Дети высказывают свои предположения и зарисовывают «изобретения» (например, «лопатограбли» – приспособление, способное вскапывать и рыхлить почву). Педагог организует выставку работ.

Результат. В ходе опыта у детей развиваются творческое мышление и графические навыки.

Вывод. Человек может самостоятельно придумать и изготовить новые орудия труда. [14, c.88]

Опыт «Где растения быстрее получат воду?»

Цель: выявить способность разных почв пропускать воду.

Материалы и оборудование: воронки, стеклянные палочки, прозрачная емкость, вода, вата, почва из леса и с тропинки.

Вывод. Растения быстрее «напьются» в лесу, чем в городе. [7, c.78]

Опыт «Что у нас под ногами?»

Цель: подвести детей к пониманию, что почва имеет разный состав.

Материалы и оборудование: почва, лупа, спиртовка, металлическая тарелка, стекло, прозрачная емкость (стакан), ложка или палочка для размешивания.

Ход. Дети рассматривают почву, находят в ней остатки растений. Взрослый нагревает почву в металлической тарелке над спиртовкой, держа над почвой стекло. Вместе с детьми выясняет, почему стекло запотело (в почве есть вода). Взрослый продолжает нагревать почву, предлагает определить по запаху дыма, что находится в почве (питательные вещества: листья, части насекомых). Затем почва нагревается до исчезновения дыма. Выясняют, какого она цвета (светлая), что из нее исчезло (влага, органические вещества). Дети высыпают почву в стакан с водой, перемешивают. После оседания в воде частиц почвы, рассматривают осадок (песок, глина). Выясняют, почему в лесу на месте костров ничего не растет (выгорают все питательные вещества, почва становится бедной). [7, c.77]

Цель: выделить причину сохранения влаги.

Материалы и оборудование: горшки с растениями.

Ход. Взрослый предлагает полить почву в двух одинаковых по размеру горшках равным количеством воды, поставить один горшок на солнце, другой – в тень. В конце прогулки дети объясняют, почему в одном горшке почва сухая, в другом – влажная (на солнце вода испарилась, а в тени – нет). Взрослый предлагает детям решить задачу: над лугом и лесом прошел дождь; где земля дольше останется влажной и почему (в лесу земля останется влажной дольше, чем на лугу, так как там больше тени, меньше солнца). [7, c.77]

Опыт «Где цветы лучше растут?»

Цель: установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений).

Материалы и оборудование: на участке рассада цветов, предметы ухода за ними.

Ход. Взрослый предлагает посадить рассаду цветов и овощей в разную почву – подготовленную осенью (с листвой) и сделанную весной. Дети наблюдают развитие растений на разных грядках, зарисовывают в дневнике, делают вывод, какая почва богаче (та, что подготовлена осенью). При объяснении используют модель взаимозависимости в природе. [7, c.76]

Опыт «Где лучше расти?»

Цель: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.

Материалы и оборудование: черенки традесканции, чернозем, глина с песком.

Процесс. Взрослый выбирает почву для посадки растений (чернозем, смесь глины с песком). Дети сажают два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2-3 недель (в глине растение не растет, в черноземе – растет хорошо). Пересаживают черенок из песочно-глинистой смеси в чернозем. Через две недели отмечают результат опыта (у растения отмечается хороший рост), оформляют его в виде дневника и модели зависимости растения от почвы.

Итоги. Черноземная почва гораздо благоприятнее других почв, она плодородная, в ней много минералов, она рыхлая. [7, c.60]

Цель: в ыделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

Материалы и оборудование: два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями.

Процесс. Взрослый предлагает определить, могут ли растения долго жить без

почвы (не могут); где они лучше растут – в воде или в почве. Дети помещают

черенки герани в разные емкости – с водой, землей. Наблюдают за ними до появления первого нового листочка. Оформляют результаты опыта в дневнике наблюдений и в виде модели зависимости растений от почвы.

Итоги. У растения в почве первый лист появился быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее. [7, c.60]

Опыт «Нужен ли корешкам воздух?»

Цель: в ыявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

Материалы и оборудование: емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.

Процесс. Дети выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшке почва плотная, в другом – рыхлая. Почему плотная почва – хуже. Доказывают, погружая одинаковые комочки в воду (хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточняют, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корешкам, вторую оставляют без изменения, в третью – на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням.

Наблюдают за изменениями проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей – растение гибнет).

Итоги. Воздух необходим для корешков, зарисовывают результаты. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха. [7, c.56]

Опыт «Зеленые фигурки»

Цель: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.

Материалы и оборудование: семена кресс-салата, влажные бумажные салфетки, почва, алгоритм деятельности.

Ход. Взрослый предлагает письмо-загадку с использованием незаконченного алгоритма опыта с неизвестными семенами и предлагает выяснить, что вырастет. Проводят опыт по алгоритму: пропитывают водой несколько бумажных салфеток, положенных друг на друга; раскладывают их на формочки для печенья; засыпают туда семена, распределяя по всей поверхности; салфетки увлажняют каждый день. Часть семян помещают в горшок с землей и присыпают почвой. Наблюдают за ростом кресс-салата. Сравнивают растения и оформляют отгадку в виде модели зависимости растения от факторов внешней среды: свет, вода, тепло, почва.

Вывод: в почве растения крепче, дольше живут. [7, c.61]

Цель: выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

Материалы и оборудование: веточки березы или тополя (весной), вода с минеральными удобрениями и без них.

Ход. Взрослый предлагает детям определить, нужно ли растениям удобрение, и выбрать разный уход за растениями: одно – поливать обычной водой, другое – водой с удобрениями. Дети подмечают емкости разными символами. Наблюдают до появления первых листочков, следят за ростом (в удобренной почве растение более сильное, растет быстрее). Результаты оформляют в виде модели зависимости растений от богатства почвы (в богатой, удобряемой почве растение крепче, лучше растет). [7, c.60]

Опыт «Как передвигается вода в почве»

Цель: знакомить детей со свойствами почвы

Материалы и оборудование: почва, цветочный горшок, вода.

Ход. Насыпьте сухой земли в цветочный горшок с отверстиями в дне. Поставьте горшок в тарелку с водой. Пройдет некоторое время, и вы заметите, что почва смочилась до самого верха. Когда нет дождей, растения живут за счет воды, которая поднимается из более глубоких слоев почвы.

Опыт «Загрязнение почвы»

Цель: показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *