Эмбодимент что это такое
10 эмбодимент-упражнений, которые учат расслабляться, отстаивать личные границы и доверять другим
Тактика работы с разумом через тело
Культовый британский эмбодимент-тренер Марк Уолш определяет наше общество как «движениефобное». Попробуйте танцевать на улице или заняться йогой в аэропорту — как на это отреагируют окружающие? Как сами будете себя при этом чувствовать? Сравните с тем, как свободно, без всякого стеснения движутся собаки или маленькие дети. Эмбодимент-подход отказывается от «взрослого» взгляда на тело. Его особенность — идея, что тело и разум постоянно друг на друга влияют, внимательность ко всему телесному и попытки через эту внимательность воздействовать на чувства и мысли. Такой взгляд соответствует результатам нейробиологических исследований. Даже просто размышление об объекте (яблоке, например) вызывает в мозге активность, связанную с прошлыми телесными реакциями на него (тяжесть плода в руке). Поэтому жесты помогают усваивать знания, улыбка, даже фальшивая, поднимает настроение, а упражнения с акцентом на связь тела и духа уменьшают стресс и самокритику.
Reminder собрал самые интересные эмбодимент-практики: для борьбы со стрессом и бодрости, развития любви к себе и доверия к партнеру, сохранения здравомыслия во время конфликта и отстаивания личных границ.
Заземление для релаксации
Центрирование — это практики, которые помогают регулировать эмоции: быстро остановить реакцию «бей или беги» и успокоиться, когда стресс излишне будоражит. Одна из таких техник, заземление, также развивает внимательность к телу и способность понимать его сигналы. Ее можно практиковать при любом удобном случае. Вот как это делать.
Разминка для бодрости
Не все техники центрирования направлены на релаксацию. Некоторые, наоборот, помогают взбодриться и почувствовать себя более энергичным, если ваша реакция на стресс — не «бей или беги», а «замри». Одна из таких техник активирует симпатическую нервную систему с помощью пары простых движений.
Упражнение для телесной осознанности
Если связь с телом нарушена, мы переедаем или перегружаем себя работой. Лекарство — развитие внимательности к телу, ключевого компонента эмбодимента. На самом деле эмбодимент-практикой может быть что угодно: танцы, йога, ходьба по лестнице или даже лежание в кровати — если включает телесную осознанность. Вот упражнение автора метода развития такой осознанности Being In Movement Пола Линдена.
Асана для прощения себя и других
Смысл эмбодимент-йоги — не в улучшении физической формы, а в развитии новых состояний и качеств. Движением можно отвечать на самые разные вопросы. Например: «В какой позе я чувствую себя уверенным/радостным/свободным? Как говорить «нет» или «да» своим телом?» Следующая асана, «Отпускание», подойдет тем, кто хочет отпустить негативные мысли, простить обиды и двигаться дальше.
Асана для развития любви к себе
Еще одна простая поза из эмбодимент-йоги, «Забота о себе», помогает оценить отношения с самим собой и наладить их. Как и любое движение в эмбодименте, ее важно выполнять не механически, а погрузиться в смысл движения: направить всю любовь, сострадание, заботу, нежность, которые вы чувствуете, к себе. Если асана вызовет эмоциональный отклик, это нормально, вы все сделали правильно. Этим движением спрашиваете себя: «Достаточно ли я к себе добр?» Если ответ категорическое «нет», если вы склонны себя постоянно критиковать, вы можете почувствовать грусть и даже заплакать.
Медитация для спокойствия и энергии
Порой внимание фокусируется на негативных мыслях, что истощает. Чтобы выйти из порочного круга руминации и почувствовать себя спокойным и энергичным, эмбодимент-эксперт по борьбе с телесными реакциями на стресс и мастер айкидо Венди Палмер предлагает «Медитацию спирального дыхания» — дыхательное упражнение с акцентом на визуализацию и легким эзотерическим флером.
Тренировка самоконтроля во время конфликта
Техника для выстраивания личных границ
Что происходит, когда вы чувствуете давление? Как мы уже выяснили, обычно во время конфликта люди как будто сжимаются. Некоторые, наоборот, проявляют агрессию. Обе реакции не оптимальны, а секрет эффективной самозащиты — в неагрессивной силе и стойкости. Чтобы чувствовать их внутри и выражать на уровне тела в момент напряжения, для начала нужно ощутить себя уверенно и выстроить границы в повседневной жизни. Вот еще одна практика из арсенала Пола Линдена, которая этому научит.
Упражнение для лечения страха близости
Ходьба для открытости к переменам
Упражнение из книги «Интуитивное тело», в которой мастер айкидо Венди Палмер описывает простые практики для развития лидерских способностей и контроля реакций на стресс. Вот суть. Ходьба назад — то, что автоматически вызывает чувство напряжения и скованности. Мы воспринимаем такое движение негативно, связывая его с удалением от цели. Но разрешая себе двигаться только вперед и никогда — возвращаться назад, мы обрекаем себя на стресс и эмоциональное выгорание. После длительных тренировок обратная ходьба перестанет приносить дискомфорт, что на эмоциональном уровне Палмер приравнивает к открытости к переменам.
Что такое эмбодимент и зачем учиться управлять телесными реакциями
Современный человек разобщен со своим телом в силу разных причин: плохая экология, перенаселенность городов, стрессы, диджитализация. Люди сосредоточены на своих мыслях, редко обращают внимание на эмоции и совершенно забывают о своем отражении в зеркале. Более того, тело воспринимается как источник сложностей: его нужно кормить, лечить, одевать, ублажать, а оно в ответ болит, устает и вообще мешает быть высокоэффективным и многозадачным. Это больше не безопасное место и не источник новых ресурсов. Адепты эмбодимент-движения утверждают, что практики, включенные в их подход, помогают найти потерянный контакт с телесностью, научиться «присутствовать» в теле, сделав его местом отдыха и перезарядки, что в итоге поможет существенно изменить качество жизни. В Москве проводником в эту сферу выступает Татьяна Новоселова, руководитель программы «Эмбодимент-коучинг. Развитие эмоционально-телесного интеллекта» при Московском институте психоанализа (ранее Институте практической психологии НИУ ВШЭ). Она помогла нам разобраться в том, как некоторым удается отыскать в себе телесную природу и обнаружить в этом новые смыслы.
В 1960 –1970 годах XX века начал возрождаться интерес к индивидуальности и личностному развитию, главным образом в США. Распространение восточных практик на Западе, возвращение к идеям гуманизма, интерес к телу как объекту, научные исследования в области мозга и сознания слились в одну отправную точку эмбодимент-движения. Кстати, ростки социальных течений феминизма, бодипозитива или всецелого интереса к личностному росту и саморазвитию произрастают из той же самой лунки.
Ричард Строцци-Хеклер тренировал американский спецназ морской пехоты с помощью айкидо. Занятия были призваны усилить не только боевое и физическое, но и интеллектуальное превосходство элитных войск. Таким образом он стал одним из основоположников эмбодимент-направления, основав Институт Строцци. Экс-супруга психолога Венди Палмер придумала собственный подход «leadership embodiment», в рамках которого помогает формировать лидерские качества — психологическую устойчивость, целеустремленность, креативность — и налаживать социальные связи, работая со стресс-паттернами (стрессовыми телесными реакциями). Пол Линден — еще один основатель движения, мастер айкидо — занимается преодолением «застрявших» в теле психологических травм и решением конфликтов в рамках подхода «Being in Movement».
В России первую школу эмбодимента открыл Стюарт Хеллер, автор метода невербального коучинга «Система пяти колец». Отцы-основатели оригинального подхода долгое время занимались какими-либо традиционными восточными практиками, исследовали, как они помогают формировать свою личность и лидерские компетенции. Главным их открытием было то, что основным приемам можно обучить других. То есть человеку не обязательно проводить месяцы и годы на тренировках — вместо этого можно освоить определенные элементы и получить нужный для жизни эффект, например, стать более стрессоустойчивым и энергичным. Такая методика и легла в основу современного подхода.
Эмбодимент эклектичен, он подпитывается множеством практик. Это также обусловлено тем, что у каждого свой темперамент и разная степень контакта с собственной телесностью. Тем не менее существует некий стандартный набор, в который входит несколько техник. Первая — «сканирование тела». Участнику предлагается включить внутреннее внимание и последовательно «обозревать» все части своего тела и внутреннего пространства — от пальцев ног до макушки головы. Вторая — «центрирование». Это комплекс способов, помогающих вернуть внимание внутрь себя, уйти от стрессовых реакций, которые включаются автоматически и ограничивают наш спектр возможностей. Так можно научиться замечать и осознавать стрессовую реакцию и управлять ей. Третья техника — «самонаблюдение», то есть ведение дневника. Нам свойственно многое забывать, что вызывает ощущение безрезультатности. Но, взглянув на собственные записи, практикующий может оценить значительность изменений. Четвертый метод дает возможность самостоятельно подобрать для себя какую-либо телесную практику, будь то йога, айкидо, танец, театральный перформанс и другие. Для расширения своих возможностей и в качестве способа познать непривычную телесную репрезентативность рекомендуется выбирать практику по модели «инь-ян», то есть что-либо нетипичное для темперамента. Например, мягкому человеку — бокс, скромному — зажигательные танцы, слишком активному — контактную импровизацию или флоатинг (процедура тотального расслабления). Для формирования новых привычек в выбранных практиках важна регулярность.
Эмбодимент и наука
Телесность и ее роль в нашей жизни не раз подвергались естественно-научным, философским и культурологическим исследованиям. В целом история изучения эмбодимента представляет собой попытку переосмыслить природу человека и найти ответы на вечные вопросы вроде «Кто мы есть?», «Что есть сознание?» или «Как стать счастливым?». Существуют интересные работы в области психологии познания, обращающие внимание на одну из фундаментальных проблем — как соотносятся материальное (психика) и нематериальное (сознание). Например, двухаспектная теория сознания, которую активно продвигал Спиноза в противовес дихотомии «разум-тело» Декарта, говорит о том, что это две стороны одной медали. То есть все, что происходит с телом, влияет на то, как человек воспринимает себя и жизнь вокруг, как думает и принимает решения, и наоборот, экология сознания будет влиять на физическое состояние. Большой трехтомник «История тела» — интереснейшее антропологическое исследование, которое рассматривает телесные практики Европы от Ренессанса до нашего времени. В издании описывается, как менялось отношение к телу на протяжении веков; как ему следовало манифестировать себя; какие социальные и сексуальные практики поощрялись, а какие были под запретом, и так далее. Профессор Гарварда Тальма Лобель в книге «Теплая чашка в холодный день» собрала сотни научных работ про взаимосвязь между нашим познанием, способностью думать, воспринимать и физическими аспектами: цветом, температурой, расстоянием, освещенностью. Например, нашла ответ на вопрос, почему в красном платье вас будут воспринимать не так, как в белом или голубом, и почему на деловой встрече хорошо поить собеседника горячим чаем или кофе. Многие вещи здесь могут показаться очевидными, но это эмпирическая база, которая лишь подтверждает наши интуитивные догадки о неделимой связи сознания с физической реальностью.
Эмбодимент в психотерапии
На Западе, как и в России, элементы эмбодимента уже используются в психотерапевтической практике. Это распространено не только в бизнес- и лайф-коучинге, но и в терапии травмы, где клиенту шаг за шагом помогают войти в контакт с замороженными в теле эмоциями и выразить их. Симбиоз терапии и эмбодимент-методик может научить управлять стрессом — одной из главных проблем XXI века, а также лучше понимать и осознавать, как возникают эмоции и как они связаны с физическим состоянием, как заключить гармоничный союз между телом и самосознанием. Многие практики достаточно просты. Например, перед важными переговорами рекомендуется отжиматься от пола или от стены. На уровне тела — это умение отталкивать и удерживать границы, а на уровне сознания — умение отстаивать свою позицию. Через подобные упражнения человек овладевает эмоционально-телесным языком, который у большинства развит плохо.
Где и как примкнуть к движению
Одной из первых в Россию пришла Школа невербального коучинга Стюарта Хеллера, которую на данный момент ведут его сертифицированные российские коллеги. В Великобритании Марк Уолш и Френсис Брайерс организовали открытую программу Embodied Facilitator Course (EFC) для обучения эмбодименту. В России этот курс EFC в 2015 году открыла Александра Вильвовская. Проект Boddy.pro проводит курсы в корпоративном контексте с уклоном в область лидерства и коммуникаций. Ключевые знания о теле предлагает российское отделение школы американского психолога Кристин Коул «Somatic body». На уровне образовательных институций пока существует единственная программа профессиональной переподготовки «Эмбодимент-коучинг» в Московском институте психоанализа. Она предназначена не только для коучей, но и для тех, кому хочется найти контакт со своим телом и лучше понять себя. Занятия проходят по модульной системе — один уик-энд раз в месяц. Студенты впитывают информацию в течение двух дней, затем практикуются самостоятельно и обсуждают процесс с другими участниками, а через месяц приходят на следующий модуль. Для практики используются большие, светлые пространства, что считается очень важным в обучении.
Но для того, чтобы сделать первый шаг, достаточно попробовать заняться тем, что никогда не приходилось делать раньше. Например, почаще обращать внимание на свои ощущения, спрашивать себя: «Что я чувствую?», вести дневник и отмечать, что меняется в отношении с миром, людьми, делами или проектами. Благо, количество литературы об эмоционально-телесном подходе достаточно для открытия книжного клуба. Для начала можно пройтись по основным вехам: «Мудрость незнания. Айкидо — искусство интуитивных решений» Венди Палмер, «Измененные черты характера. Как медитация меняет ваш разум, мозг и тело» Дэниела Гоулмана и Ричарда Дэвидсона, «Городской монах» Педрама Шонжая, «Антистресс. Как победить стресс, тревогу и депрессию без лекарств и психоанализа» Давида Серван-Шрейбера. Также можно посетить ознакомительные однодневные сессии или открытые уроки, например независимый воркшоп Татьяны Новоселовой «Как хотеть и делать», где обсуждается стратегия достижения целей, применяются телесные метафоры: модель «ведение — следование», «треугольник поддержки» и другие практики.
Интерес корпораций к философии «well-being» / «work-life balance», то есть хорошего самочувствия / баланса между работой и личной жизнью, имеет тенденцию возрастать. В недавнем отчете Минздрава РФ появилась информация о корпоративных программах, в которых наравне со стандартом ДМС уделяется внимание психологическому просвещению и антистрессовым методикам. Люди хотят быть счастливыми, получать удовольствие от работы и личной жизни, но не владеют необходимым инструментарием, потому что счастье — это что-то из области философии, и как измерить его уровень применительно к собственной жизни, никто не знает. Некоторые другие компетенции, которыми люди жаждут овладеть, также слишком абстрактны: креативность, успешность, смелость. Вопрос «Что мне нужно сделать, чтобы стать более уверенным в себе?» приводит в тупик. Как утверждают адепты эмбодимента, этот подход конкретно объясняет, каким образом с помощью своего тела человек может раскрыть в себе тот или иной потенциал. Как стоять, смотреть, дышать, какую позу принимать и с какой интонацией говорить — эмбодимент раскладывает неуловимую, абстрактную компетенцию счастья, уверенности в себе на конкретные составляющие, помогает найти этим понятиям телесное измерение и применить его в жизни.
Андрей Анучин
бизнес-тренер, сертифицированный коуч
Руководителям и лидерам важно уметь подавать правильные невербальные сигналы и замечать их же у своих подчиненных. Люди доверяют тем руководителям, которые ясно заявляют о своих целях, и облик которых — поза, жесты, эмоциональное состояние — внушает доверие. Использование практик эмбодимента позволяет обрести лидеру нужное для успешного руководства физическое и эмоциональное состояние, а также усилить чувствительность к невербальным сигналам других людей. Например, руководитель поручает что-либо подчиненному, который говорит «да», но тело его выражает обратное. Если руководитель способен заметить это и прояснить причину сопротивления, то качество управления значительно возрастет.
Елена Симульман
психолог, юрист, бизнес-тренер по телесному и интегральному интеллекту
Даже если говорить о деятельности, где одни люди минимально контактируют с другими, то и там способность управлять телесными реакциями позволяет лучше рассчитывать свои силы, регулировать нагрузку, распределять приоритеты, поддерживать баланс «работа — отдых». Эмбодимент доступен всем, кто в принципе способен управлять своим вниманием. Вовлеченными в практику остаются те, кто замечает от нее эффект. Если человек не воспринимает и не наблюдает эффект, то он, скорее всего, перестанет продолжать. Поэтому важно, кто и как сопровождал его на начальном этапе. Минус практик может быть в том, что когда человек обращает внимание на свое тело, ему становится сложнее игнорировать его сигналы, потребности, не замечать ряд ценностей — как своих, так и других людей. Те, кто не готов учитывать эту информацию в повседневной жизни, могут столкнуться с внутренним конфликтом интересов.
DMAE – что это такое?
Одним из препаратов, часто используемых в мезотерапии, является диметиламиноэтанол (DMAE, ДМАЕ). Это вещество, предотвращающее старение клеток, в естественной форме есть в организме человека. С возрастом, когда объём ДМАЕ в организме уменьшается, становится необходимым его поступление извне.
В области медицины диметиламиноэтанол используют для того, чтобы улучшить ясность мышления, ускорить кровообращение, быстрее восстановить и улучшить функционирование мышц и связок после травм.
Используют препарат ДМАЕ и в косметологии. Это обусловлено тем, что DMAE обладает одним важнейшим свойством: он – прекрасный антиоксидант, он укрепляет мембраны клеток, благодаря чему последние могут эффективнее удерживать питательные вещества и выводить продукты распада. Одной из причин старения является уменьшение объёма ацетилхолина, что вызывает утрату упругости мышц и кожи. DMAE активизирует выработку ацетилхолина, благодаря чему происходит подтягивание обвисших мышц и кожи. Этот препарат активизирует процесс кровоснабжение, что очень важно при решении таких проблем как появление морщин, сухость или сальность кожи. Появление DMAE поспособствовало тому, что процедура мезотерапии стала достойным конкурентом контурной пластики.
Преимущества DMAE
Основными достоинствами DMAE являются:
Процедура введения диметиламиноэтанола довольно болезненная, по ощущениям напоминает введение витамина В1. Такая же резкая боль, но она быстро ослабевает – за 2-3 секунды, причём за это время косметолог уже делает следующий укол.
ДМАЕ нужно вводить в мышцы, а не в кожу, как это происходит при мезотерапии. Следовательно, местное обезболивание здесь не даст эффекта, ведь применяемая в косметологии анестезия может убрать лишь кожную чувствительность. К тому же многие специалисты утверждают, что местные анестетики могут снизить эффективность препарата диметиламиноэтанола.
Показания к применению ДМАЕ
Инъекции DMAE способны быстро справиться с такими задачами:
Если запланирована поездка на море, курс процедур по введению диметиламиноэтанола можно разделить: 2 инъекции можно сделать перед поездкой, а 2 – после. DMAE позаботится о защите кожи от ультрафиолета, а следы от инъекций исчезнут очень быстро – за каких-то 3-4 дня. Уколы ДМАЕ, сделанные после поездки к морю, помогут предотвратить фотостарение – традиционное побочное действие солнечного излучения, хорошо известное поклонницам солнечных ванн.
Противопоказания к использованию DMAE
DMAE является естественным веществом в организме человека, благодаря чему его использование принято считать безопасным.
Болезненность – это индивидуальный побочный эффект. Некоторые девушки буквально рыдают от боли, хотя из-за высокоэффективных результатов героически выдерживают всю процедуру. А некоторые представительницы прекрасной половины человечества не относят ДМАЕ к особенно болезненным процедурам, объясняя это тем, что перенести мезотерапию с аскорбиновой или гиалуроновой кислотой намного тяжелее из-за её продолжительности. Поэтому заранее волноваться о болезненности ДМАЕ не нужно.
Эмбодимент что это такое
Слово embodiment (эмбодимент) начало использоваться для обозначения данного подхода относительно недавно. В активную лексику в не научном, а в практическом контексте, оно попало, похоже, всего лет 10-15 назад. Это слово, к сожалению, не имеет настолько точного русского перевода, чтобы он смог передать разные оттенки смысла. Embodiment, согласно словарю, значит «воплощение», «реализация». В русском словоупотреблении, к сожалению, «воплощение» относится скорее к чему-то внешнему. Мы воплощаем задуманное, идеи, планы где-то снаружи нас. Или воплощаем в себе что-то внешнее, чьи-то планы, какие-то образы и т.п. Важный для подхода оттенок — проявления чего-то своего, личного в теле, телом, через тело, таким образом, ускользает. В нейронауках словом embodiment иногда обозначают восприятие нахождения внутри собственного тела. Этот аспект самовосприятия и самоощуения чрезвычайно важен в данном подходе.
В этом материале я буду использовать embodiment без перевода, дабы сохранить этот оттенок, и русское написание (эмбодимент), которое потихоньку закрепляется в русскоязычном пространстве.
Исторически у этого слова как термина для обозначения группы методов и идей есть синонимы, активно использующиеся и сейчас (особенно в названии методов). Прежде всего, это слово «соматический» (somatic), указывающий что речь идет не просто о телесном, но о «живом теле» (сома), о жизни в живом теле. Еще один синоним — bodymind, иногда он переводится как «умное тело». Смысл этого слова — подчеркнуть неразрывность и единство телесных и интеллектуальных процессов. Оба слова (somatic и bodymind) вошли активное в употребление в 70-х годах и с тех пор широко используются наравне со словом embodiment.
60-70-е годы ХХ века принесли всплеск интереса к восточным традициям и культуре (прежде всего, китайской, индийской и японской). Поколение хиппи и примкнувшие к ним старшие активно осваивали и исследовали восточные традиции телесности и мировоззрение, искали способы интегрировать взгляды как в повседневную жизнь, так и в картину мира.
Восточные традиции предлагали альтернативный взгляд на телесность: вместо разделенности и противостояния разума (или души) и тела — единство духовного и телесного, вместо традиционного для европейской культуры логического анализа — синтез и интуицию. В это смысле весьма любопытно, какие изменения претерпело слово «медитация», которое изначально обозначало способ сосредоточенного размышления над книгой (библейским текстом) (от лат. meditatio — размышление).
Пожалуй, именно в 70-е годы в текстах, методах и практиках стали оформляться основные идеи современного embodiment/somatic/bodymind подхода. Опыт медитаций, йоги, восточных боевых искусств и практик, китайской медицины и т.п. дали мощный толчок для развития этого направления. Практически все, кто сегодня считается признанными лидерами и авторами, работающими в embodiment подходе (о них подробнее ниже), выросли из этого опыта и успешно интегрировали основные идеи и практики в свои системы работы.
Еще одним важным для embodiment подхода источником идей и практик были телесно-ориентированная и танцевальная-двигательная терапия, также испытавшие в 70-х годах сильное влияние восточных традиций. Идеи Лабан-анализа и Body-Mind Centering (Bonnie Bainbridge Cohen), метод Фельденкрайза (Сознавание движения и Функциональная интеграция), аутентичное движение (Mary Whitehouse) и практика 5 Ритмов (Gabrielle Roth), а также другие направления и практики, относящиеся сегодня к bodymind и соматическому подходу, – все это внесло свой вклад в развитие эмбодимент-подхода.
Различаясь в деталях, фокусах внимания и конкретике упражнений, все эти направления сходятся в некоторых общих идеологических (или даже мировоззренческих) постулатах.
Ключевые идеи, объединяющие разные embodiment/somatic/bodymind подходы довольно просты и хорошо известны. Три кита, на которые опирается этот подход, можно сформулировать следующим образом.
Интегральность. Интегральное представление о человеческой природе. В частности, принципиальная неделимость, единство телесного и разумного/духовного.
Идея единства телесного и разумного/духовного уходят корнями в восточные традиции. Это довольно радикально отличается от господствующего европейской традиции противопоставления тела разуму или духу.
Сегодня нейронаука находит немало убедительных доказательств и объяснений такого единства, что значительно облегчает развитие эмбодимент-подхода.
Здесь важно отметить один момент: единство и неразрывность — это не сумма частей. «В человеке все должно быть прекрасно…» или «Лучше быть богатым и здоровым…» — это не про единое целое, а про сумму частей.
Знаменитый мастер дзэн Шенрю Сузуки говорил: «Если ты думаешь, что твои тело и ум — это два, ты ошибаешься, если ты думаешь, что они одно — опять ошибаешься. Твои тело и ум одновременно одно и два». Понять, как это — задачка, с которой логический ум напрямую не справляется. Но ощущения, образы и интуиция удивительным образом схватывают, что имеется в виду.
Осознанность. Идея осознанности, в том числе и телесной, хорошо знакома в йоге, практике буддийской медитации и других восточных традициях. В Европе идея осознанного движения (точнее — «сознаваемого движения») получила распространение, в первую очередь, вместе с методом Моше Фельденкрайза. Для эмбодимент-подхода фокус внимания всегда направлен на телесные ощущения и переживания.
С научной точки зрения телесная осознанность — функция проприоцепции и интероцепции. Проприоцепция — способность воспринимать положение и перемещение в пространстве собственного тела или его отдельных частей. Это еще одно «чувство» (наряду со зрением, слухом, обонянием, осязанием и вкусом), которое у нас есть. Мы можем наблюдать, замечать позу и движение, напряженность мышц. Интероцепция — способность воспринимать состояние внутренних органов. Она дает возможность описывать внутренние телесные ощущения. Это очень тонкие настройки нашего тела, которые можно развивать, достигая более высокой чувствительности и точности ощущений.
Телесная осознанность — краеугольный камень всех направлений эмбодимент работы. С нее начинается любая практика, без нее невозможны изменения. Идея телесной осознанности может быть противопоставлена идее телесной диссоциации, когда мы не обращаем внимания на ощущение своего тела.
Живое тело (соматика). Современная европейская культура содержит в себе любопытный парадокс в отношении телесности. С одной стороны, существует культ здоровья и совершенного тела, с другой стороны, присутствует очевидная телесная диссоциация.
Эта диссоциация, отделенность от тела коренится как в противопоставлении телесного и разумного (духовного), так и в традиции «медицинского» подхода к телу. В научной парадигме отношение к телу восходит к древним анатомам, изучавшим мертвые тела. Этот «медицинский» взгляд на тело как неживой механизм, который лишь должен правильно работать и иметь соответствующий внешний вид сегодня широко распространен, как в медицине, так и в массовом сознании. Телесное как относящееся к здоровью, спорту, красоте или питанию — основные эксплуатируемые идеи, базирующиеся на идее тела как механизма.
В отличие от представления о теле как неживом механизме, соматический взгляд на тело подчеркивает «живую» природу телесности. Сома — это физическое тело, ощущаемое и осознаваемое его обладателем изнутри. Именно это «чувство тела изнутри» дает нам ощущение живого, «ощущение жизни».
Таким образом, для эмбодимент-подхода оказывается важным тот факт, что наше тело — живое и подвижное, и оно неразрывно связанно с нашими мыслями и чувствами, и мы можем все это ощущать и сознавать.