Эмиссия акций что это такое простыми словами
Как работает дополнительная эмиссия акций и обратный выкуп?
Есть вопрос, который давно не дает мне покоя. Уже много написано про рынки акций, облигаций и т. д., но я никак не могу разобраться с допэмиссией акций и обратным выкупом акций компанией.
Ну и напоследок про обратный выкуп — байбэк. Компания же просто выкупает с рынка свободно обращающиеся акции, тем самым увеличивая свою долю, но акций остается столько же. Почему тогда говорят, что акций становится меньше, а доли частных инвесторов увеличиваются?
Никита, при дополнительной эмиссии акций доля каждого акционера в компании действительно уменьшается, а при обратном выкупе может вырасти. Вообще, темы допэмиссии и байбэка очень интересны и заслуживают отдельной большой статьи. Сегодня расскажу о самом важном.
Дополнительная эмиссия акций
Начнем с причин, по которым компания может выпускать дополнительные акции. Как правило, это связано с желанием компании получить новые и бесплатные деньги. Бесплатные потому, что их не нужно никому возвращать и платить проценты за пользование, как это было бы с кредитом или облигациями.
Компания может принимать многие решения, не спрашивая акционеров, в том числе размыть долю акций. Но компания действует не так, как ей захочется, а как прописано в ее уставе и согласно закону.
Если компания захочет разместить дополнительные обыкновенные акции — более 25% от ранее размещенных обыкновенных акций, — потребуется решение общего собрания акционеров. Для этого необходимо согласие хотя бы трех четвертей акционеров — владельцев голосующих акций, участвующих в общем собрании.
В вашем примере компания выпускает еще 100 акций, или 100% от ранее размещенного количества. Вы, как акционер, будете участвовать в голосовании по данному вопросу. Даже если вы будете против, решение все равно может быть принято большинством в три четверти голосов акционеров.
Однако ситуация, когда компания размещает дополнительно 100% акций, — редкость. Намного чаще дополнительная эмиссия происходит с долей акций менее 25%. В этом случае собирать общее собрание акционеров уже не требуется. Такое решение может принять совет директоров без вашего ведома и участия.
После выпуска новых акций доля инвесторов в компании уменьшится и на каждую акцию будет приходиться меньше прибыли и дивидендов. Цена акций при этом почти наверняка снизится, чтобы капитализация компании осталась на прежнем уровне.
Как у акционера, у вас есть преимущественное право на покупку новых акций пропорционально вашей текущей доле.
Обратный выкуп акций
Обратный выкуп акций (байбэк) — операция, обратная дополнительной эмиссии. Эффект от нее тоже обратный — позитивный.
Байбэк происходит, когда у компании достаточно свободных денег и их вложение в собственные акции — это привлекательная инвестиция. Для обратного выкупа требуется решение общего собрания акционеров, совета директоров или наблюдательного совета.
Если компания приобрела собственные акции, она не получает по ним право голоса. Эти акции не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды. Компания должна реализовать эти акции — продать, обменять или распределить — не позднее года с даты приобретения. Если она этого не сделает, общее собрание акционеров должно принять решение об уменьшении уставного капитала. Тогда акции будут погашены. Если компания изначально приобретает акции с целью погашения, они должны быть погашены сразу.
Если компания погасит акции, их станет меньше и увеличится доля каждого акционера в компании. Если же компания вернет акции обратно в рынок, например отдаст сотрудникам в виде бонусов или обменяет на какие-то активы, число акций и доля акционера не изменятся.
Сама компания не имеет и не может иметь доли. Доли могут быть только у акционеров компании, в том числе ее учредителей и руководителей. Когда акционерное общество покупает собственные акции, его доля не увеличивается. Такие акции, так называемые казначейские, могут только храниться на балансе, пока не будут погашены или возвращены в рынок.
Кратко
Чтобы привлечь дополнительные бесплатные деньги, компания может выпустить дополнительные акции. В таком случае число акций в обращении увеличится, а доля каждого инвестора в компании уменьшится.
Компания может выкупить свои акции у акционеров. Выкупленные акции не дают права голоса или дивидендов: они просто хранятся на балансе компании либо погашаются при покупке. Если компания погасит акции, акций станет меньше и доля инвесторов компании увеличится. Если компания не реализует акции в течение года, она должна будет их погасить.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Как-то слишком лаконично.
Когда компания проводит доп. эмиссию, это не происходит с целью «просто проесть эти деньги» за наш счет (за счет снижения цен наших акций). Как-правило, у компании есть цель по расширению, по новым продуктам или крупным проектам (насколько я помню, это даже указывается в проспекте эмиссии).
Если компания научилась делать бизнес с доходностью, например, 10%, подразумевается, что деньгами доп. эмиссии она также вложится в прибыльный проект с доходностью не ниже 10%, а значит акционеры доп. эмиссии будут претендовать на будущую долю этого нового проекта, а не делить со старыми акционерами их единственный пирог (стоимость компании сейчас). Поэтому с точки зрения теории в доп. эмиссиях нет особых причин для досады.
Что такое эмиссия ценных бумаг и зачем ее проводить
Причиной эмиссии может быть изменение уставного капитала, деноминация, индексация основных средств. Подробнее о сути эмиссии, порядке проведения читайте в статье.
Что такое эмиссия акций?
Эмиссией акций (облигаций и других активов) называют выпуск их в обращение в соответствии с ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ и ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ. После процедуры эмитент запускает акции в листинг на бирже (добавление в список финансовых инструментов) для начала торговли.
Эмитент вправе провести выпуск сразу на нескольких биржах: Швейцарской, Московской, Лондонской, Санкт-Петербургской, NASDAQ, NYSE и др. Единственным сдерживающим фактором от выпуска ценных бумаг сразу на всех фондовых биржах является необходимость вступительного взноса и ежегодная абонентская плата. Поэтому даже такие крупные компании, как Сбербанк, «Газпром» или «Лукойл» размещают активы на нескольких, но не на всех площадках. Иначе высокая плата за услуги фондовых рынков сведет на нет прибыль, которую планируется получить с продажи ЦБ.
Цель проведения эмиссии акций
Чем регулируется процедура проведения эмиссии акций?
В России процедура эмиссии регламентируется законодательством. Стандарты представляют собой документы, описывающие все этапы и правила их проведения. Сроки эмиссии зависят от разных факторов:
Срок регистрации акций в РФ:
Согласно законодательству РФ, от момента принятия решения до регистрации ЦБ должно пройти не больше:
Типы эмиссий
Процедура эмиссии
Стандартная процедура состоит из нескольких этапов:
При нарушении последовательности этапов контролирующие органы процедуру могут признать недобросовестной, а в эмиссии откажут.
Принятие решения об эмиссии
Решение о выпуске ценных бумаг принимает совет директоров или исполнительный орган компании (собрание акционеров), результат документируется. В документ включают сведения:
Составление проспекта ценных бумаг
Документ составляется по стандартной форме. В проект включаются сведения о финансовом состоянии эмитента, прошлых выпусках, если таковые были. Проспект в обязательном порядке составляется, если планируется реализовать активы более чем 500 желающим.
Справка: проспект представляет собой аналог паспорта эмитента. Содержит сведения о компании, готовящихся к выпуску ценных бумагах. Необходим регистраторам и инвесторам для максимально полного представления об эмитенте.
Проспект включает сведения:
Государственная регистрация
Эмиссия любых активов должна сопровождаться государственной регистрацией. Утверждается решение и проспект. По закону срок регистрации с момента принятия решения длится 1–3 месяца. Причины отказа в регистрации:
Регистрация проводится Банком России.
Раскрытие информации
После госрегистрации эмитент размещает информацию из проспекта в открытых источниках, чтобы инвесторы ознакомились с планируемым мероприятием. Отсутствие информирования и утаивание информации чревато расследованием со стороны регулятора, снижением доверия потенциальных инвесторов вплоть до падения котировок на фондовом рынке. Информация раскрывается персональным уведомлением акционеров, публикацией в СМИ, на официальном сайте эмитента.
Размещение ценных бумаг
Публичное
Активы после размещения может купить любой желающий. Публичное размещение классифицируется с применением английских терминов:
При публичной (открытой) продаже эмитент обязан зарегистрировать проспект, раскрыть информацию. Применяется, когда объем выпуска ЦБ свыше 50 тыс. МРОТ, а число инвесторов более 500 физических и юридических лиц.
Закрытое
При таком варианте размещения бумаги доступны лишь узкому кругу лиц. Еще одно название – Private placement, такое размещение сопровождается регистрацией, но не требует публичного анонса, подготовки проспекта и раскрытия информации. Применяется, если объем выпуска до 50 тыс. МРОТ, а количество акционеров до 500.
Распределение
Бумаги выпускаются для определенного круга лиц. Вторичный выпуск с распределением акций эмитент проводит за собственный счет компании или акционеров. Деньги могут быть:
Конвертация
В этом случае ценные бумаги не подлежат продаже, только обмену (конвертации). Метод подходит и для акций, и для облигаций. Под конвертацией подразумевают замену одного типа либо категории ценных бумаг другим. Варианты:
Конвертация предполагает, что источником средств становятся акции прошлых выпусков. Во время процедуры они конвертируются в облигации либо в акции нового выпуска.
Эмиссия является важным процессом для компаний, нуждающихся в привлечении крупных сумм. Инвесторам процедура дает возможность узнать максимум точных сведений об эмитенте. Достоверная и прозрачная информация из открытых источников позволяет принять обдуманное решение до момента инвестирования средств в те или иные ценные бумаги.
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
Эмиссия ценных бумаг
Эмиссия акций – это установленные законодательством действия, направленные на размещение и выпуск ценных бумаг, и их первичную продажу юридическим и физическим лицам. Выпуск ценных бумаг осуществляет руководство определённого акционерного общества. Цель этих действий – привлечь инвестиции и увеличить уставный капитал АО. Процедура способствует успешному функционированию предприятия – нет необходимости оформления займов и выплаты процентов по ним.
Что это такое
Говоря простыми словами, выпуск в обращение самых распространённых видов ценных бумаг, акций и облигаций, осуществляется с помощью эмиссии. Это совокупные процедуры, установленные законом и обеспечивающие размещение бумаг между инвесторами. Компания-эмитент с помощью эмиссии привлекает добавочные финансовые средства на условиях займа (при выпуске облигаций) или увеличивает уставный капитал (при выпуске акций).
Процедура проводится по определённым правилам и под государственным контролем в лице соответствующих органов. Причиной эмиссии может послужить учреждение АО, изменение уставного фонда, смена номинальной стоимости находящихся в обращении акций, выпуск бумаг с новыми свойствами. Основные задачи эмиссии:
Существует публичный и частный порядок размещения ценных бумаг. Публичное АО может реализовывать свои бумаги любым потенциальным инвесторам без ограничений. Частный порядок размещения предусматривает отсутствие публичных уведомлений, рекламы и ограничение суммы до 50 млн. руб.
Эмиссии классифицируются на несколько видов по определённым критериям:
Критерий | Вид | Описание |
По срокам осуществления | Первичная | Выпуск производится, когда создаётся юридическое лицо или впервые эмитируются бумаги определённого типа. К примеру, компания прошла госрегистрацию и выпускает акции. Размещение будет считаться первичным, если действующее АО ранее размещало только обычные акции, а теперь выпустило привилегированные ценные бумаги |
Вторичная | Это эмиссия, которая осуществляется действующей компанией второй, третий и так далее раз | |
По порядку проведения | Распределение | Ценные бумаги распространяются между заранее обозначенными лицами, при этом не предполагается подписание соглашения купли-продажи |
Подписка | Бумаги размещаются среди заранее обозначенных покупателей или неограниченного круга лиц. С покупателями подписывается договор купли-продажи | |
Конвертация | Ценные бумаги определённого типа размещаются с условием дальнейшей замены на другие. Условия конвертации предварительно оговариваются уполномоченными сотрудниками |
Способы размещения
Есть несколько способов размещения акций:
Этапы
Эмиссия акций осуществляется в соответствии с правовым регулированием и правилами, указанными в Положении ЦБ РФ 428-П. Этот нормативный документ обозначает следующий порядок проведения процедуры:
Этап | Описание |
Документальное оформление | Решение закрепляется акционерами на общем собрании АО, и подтверждается руководством. В решении указывается форма выпуска, какой тип ценных бумаг и в каком количестве планируется эмитировать, срок обращения и каким способом они будут размещаться на рынке. Закон разрешает компании-эмитенту включение дополнительных условий. К примеру, эмитентом может быть указано, что не разрешается покупать больше 30% ценных бумаг в одни руки или не продавать их фирмам, которые не являются российскими резидентами |
Составление проекта | Документ составляется в соответствии с образцом, закреплённым законодательно, и включает информацию о компании-эмитенте, её финансовом состоянии, ранее проведённых эмиссиях, а также планы по размещению и другие дополнительные данные. Составление этого документа обязательно, когда бумаги планируется реализовать больше 500 разным покупателям при их совокупной цене больше 50 МРОТ |
Государственная регистрация | Эмитент подготавливает для государственного регистратора пакет документов, который включает решение, составленный проект, бланки акций (не предоставляются при бездокументарном распространении). Сведения подаются в течение 3-х месяцев, если выпуск первичный – в течение месяца с момента присвоения компании ОГРН. Обращение рассматривается государственными органами до 30 дней. Может быть принято положительное решение или документы возвратят с замечаниями |
Раскрытие информации | После государственной регистрации, эмитент обязан открыть доступ к информации, которая содержится в проекте эмиссии, чтобы потенциальные покупатели ценных бумаг могли заранее узнавать всю информацию |
Размещение | Является заключительным этапом, который можно начать не раньше 14-ти дней после анонсирования предстоящего выпуска ценных бумаг. Ценные бумаги реализуются по котировкам биржи, но не ниже номинала. Эмитент может размещать бумаги самостоятельно или воспользоваться услугами специального посредника – андеррайтера. По результатам размещения, АО отчитывается в регистрирующих органах и отправляет информацию о сроках, цене и количеству выпущенных бумаг, сумме полученных от эмиссии средств, лицах и компаниях, которые владеют более 2% акций |
Разработка проспекта
Для регистрации эмиссии акций необходима разработка проспекта. Проспект эмиссии является документом, содержащим данные о компании-эмитенте, её финансовом положении и будущем выпуске акций. Регистрация проспекта эмиссии необходима когда:
Проспект эмиссии – информационный бюллетень, предназначенный для вкладчиков, в котором отражаются данные о компании-эмитенте и выпускаемых ценных бумагах. Форма проспекта утверждена на законодательном уровне. Данные, которые он содержит, должны быть полными и достоверными. За это несёт ответственность эмитент. В документе содержится 5 разделов:
Раздел | Содержание | Описание |
А | Информация о компании-эмитенте | Включается название эмитента, прописывается юридический адрес, полные данные о филиалах (если они имеются), учредителях, органах управления, специализации, выпускаемой продукции. Также указываются крупные акционеры, владеющие более 5% акций |
Б | Информация о финансовом положении эмитента | В данный раздел включается годовая бухгалтерская отчётность (в соответствии с требованиями Минфина РФ) за 3 финансовых года или меньше, если эмитент функционирует менее 3-х лет. Приводятся показатели, характеризующие резервный фонд и уставный капитал, указывается доля государства в уставном капитале, наличие «золотой акции» (если имеется) и т. д. При создании АО этот раздел может отсутствовать, но при реорганизации является обязательным |
В | Информация о прошлых эмиссиях | Указывается информация о предыдущих эмиссиях и полноценно расшифровывается. Эти данные должны совпадать с информацией, указанной в решении о выпуске ценных бумаг. Кроме того, указывается дата начала и окончания размещения акций, обозначается государственный орган, который проводит регистрацию |
Г | Информация о размещаемых акциях | Отражаются сведения о повторно выпускаемой акции. Повторяется информация, указанная в решении о выпуске акций, заносится информация по ограничениям (при недостаточном распространении эмиссия считается недействительной). Обозначаются права, предоставляемые ценной бумагой. При участии андеррайтера необходимо указать его данные и сведения о договоре с ним. Также указываются данные о способе распространения акций и налогообложении прибыли |
Д | Дополнительная информация | Вносятся дополнительные сведения, которые эмитент хочет донести до потенциальных акционеров. Например, указывается на ограничения, особенные условия, параметры реализации и т. п. |
Организация
В большинстве случаев при выпуске акций привлекаются профессиональные участники фондового рынка, так называемые андеррайтеры. За определённое вознаграждение они берут на себя обязательства по эмиссии и размещению ценных бумаг фирмы-эмитента. Андеррайтером обслуживаются все этапы эмиссии: основание, выбор показателей, сбор необходимого пакета документов, регистрация в государственных органах, размещение между инвесторами и т. д.
Существует три вероятных варианта обязательств при помещении эмиссии, один из которых берёт на себя андеррайтер:
Преимущества и недостатки
Эмиссия оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на компанию-эмитента:
Преимущества | Недостатки |
Привлечение дополнительных средств на развитие производства и отсутствие обязательств по выкупу собственных акций обратно | Посторонние люди получают возможность управлять активами предприятия-эмитента. |
Отсутствуют строгие обязательства по начислению дивидендов владельцам обычных акций. При нестабильном финансовом состоянии в акционерном обществе, дивиденды могут не выплачиваться | Эмитент не может влиять на своих акционеров и заставить их продать акции |
Участие в торгах способствует получению адекватной оценки стоимости предприятия. Не участвуя в торгах на бирже, труднее продать бизнес или его долю | Эмитент обязан выплачивать дивиденды по привилегированным бумагам при любом финансовом положении компании |
Эмиссия повышает престиж компании-эмитента. Выход на фондовые рынки делает общество популярным и узнаваемым | Для эмиссии требуются значительные расходы, направленные на выпуск и регистрацию акций, обращение к услугам андеррайтера и т.д. |
Эмиссия способствует привлечению средств инвесторов на выгодных условиях для развития АО. Акционирование помогает создать репутацию финансово устойчивой компании с перспективами успешного развития. Как и у любого процесса, у эмиссии есть свои сильные и слабые стороны, которые следует принимать во внимание перед тем, как принять решение о выпуске ценных бумаг.
Что такое дополнительная эмиссия акций
В чем суть дополнительной эмиссии акций?
Процедура происходит в несколько этапов. Порядок проведения регламентируется законодательством. Суть сводится к следующим мероприятиям:
Цель проведения допэмиссий
Справка. Дополнительная эмиссия запускает последовательную цепочку событий. Увеличивается количество акций, затем снижается прибыль на акцию, следом уменьшается дивиденд, и впоследствии компания теряет привлекательность для инвесторов, снижается капитализация (акции падают).
«Бесплатные» деньги нужны АО для расширения деятельности, модернизации производства и других целей. Финансовые учреждения не в каждом случае могут или хотят предоставлять кредиты. Иногда банки соглашаются выдать займы, но условия более чем невыгодные. Поэтому ничего не остается, кроме выпуска новых ценных бумаг.
Что такое обратный выкуп?
Справка. Обратный выкуп запускает последовательную цепочку событий. Уменьшается количество акций, затем повышается прибыль на акцию, следом увеличивается дивиденд, и впоследствии компания повышает свою привлекательность для инвесторов, растет капитализация (акции растут).
Выгодополучателями становятся акционеры. Указанная выше цепочка событий вероятна, но не гарантирована. На фондовом рынке не всегда ценные бумаги дорожают после такой процедуры. Если АО не выплачивает дивиденды, то акционеры никакого эффекта от увеличения собственных долей не ощутят.
Несмотря на выгоду обратного выкупа (Buyback), не все могут провести процедуру, и не в каждом случае результатом будет выгода. Требуются свободные деньги, а также уверенность в инвестиционной привлекательности сделки.
Рассмотрим целесообразность обратного выкупа на реальных примерах:
Обратный выкуп позволяет избавиться от излишков денежных средств на счетах в качестве профилактики инфляции, резких перепадов курса. Увеличивая свои доли, организации упрочняют контроль над собственным бизнесом.
Как допэмиссия влияет на стоимость акций?
Результативность процесса зависит от ряда факторов. Для моделирования реалистичной ситуации возьмем некую компанию с уставным капиталом в 100 тыс. акций и стоимостью имущества 10 млн рублей. Условно-справедливой ценой 1 акции будет 1 тыс. рублей (100 млн руб. разделить на 100 тыс. акций). Далее возможны 3 варианта развития ситуации:
Перечисленные выше варианты работают в теории, но на практике результат может быть иным. Когда увеличивается количество акций, пропорционально меняется доля акционеров. Если у кого-то было 2 % компании, то после эмиссии с увеличением количества акций в 1,5 раза доля снизится до 1,333 % (если акционер не воспользовался своим правом приобрести акции из допэмиссии). Поэтому акционеры не любят обладать акциями АО, доля в которых постоянно снижается. Такие акции продают. В итоге допэмиссия негативно сказывается на курсе акций.
Когда компании инициируют проведение дополнительных эмиссий?
Негативные последствия
Наибольший вред допэмиссия приносит владельцам небольших долей АО. Простые акционеры не могут предотвратить процесс, поскольку решение принимается большинством мажоритарных держателей активов. Последние чаще преследуют собственные интересы.
Чтобы оценить последствия, приведем живой пример. Некто владеет 10 акциями по 1500 руб. каждая. Если общее количество акций составляет 100 тыс. штук, то доля в компании составит 0,01 % с полагающимися дивидендами. После выпуска новых 20 тыс. акций произойдут события:
Простому акционеру процедура не принесет выгоду. Поэтому российское законодательство регламентирует все процессы для защиты прав миноритарных акционеров.
Регулирование допэмиссий в законе об акционерных обществах
Согласно российскому закону об акционерных обществах (ст. 28):
В статье 40 указано, что акционеры обладают преимуществом в приобретении новых ценных бумаг пропорционально собственной доле в компании. Такой закон позволяет миноритарному акционеру сохранить изначальную долю в компании.
Пример последствий от проведения дополнительной эмиссии
Ярким примером для оценки возможных последствий допэмиссии стала компания «Магнит». О нем уже было написано выше.
Дополнительная эмиссия, по сути, представляет собой добровольное уменьшение собственной доли в компании для спасения либо развития бизнеса. Почти во всех случаях допэмиссия негативно сказывается на миноритарных акционерах и стоимости акций.
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.