Как подать в суд на государство
Как подать в суд на государство
Дела по искам к государству
В связи с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации в судебной практике возникают вопросы о том, какой государственный орган должен быть привлечен к участию в деле в качестве ответчика в тех случаях, когда стороной в обязательствах, вытекающих из договоров, и по возмещению вреда является государство.
Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 950 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 03.04.2004 N 152.
Верховный Суд РФ в ряде случаев указывал на то, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 1 июня 1995 г. «О государственных долговых товарных обязательствах» исполнение этих обязательств отнесено на счет внутреннего государственного долга Российской Федерации, от имени которой в соответствии со ст. 125 ГК РФ в судах должно выступать Правительство Российской Федерации или уполномоченный им государственный орган, юридическое лицо или гражданин. Порядок назначения представителей интересов Правительства Российской Федерации определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 950 «О порядке назначения представителей Правительства Российской Федерации в судах».
При предъявлении исков к государству о возмещении вреда в соответствии со ст. ст. 1069 и 1070 ГК РФ от имени казны Российской Федерации в качестве ответчика должно выступать Министерство финансов Российской Федерации. Поскольку Министерство финансов в судах представляет казну Российской Федерации, в решениях судам следует указывать, что сумма возмещения взыскивается за счет казны Российской Федерации, а не за счет имущества и денежных средств, переданных Министерству финансов Российской Федерации как федеральному органу исполнительной власти в оперативное управление.
1. С. обратился в суд с иском к Ленинскому отделению Сберегательного банка Российской Федерации в г. Самаре о признании незаконным отказа в принятии облигации государственного целевого займа для приобретения в 1993 году автомобиля ВАЗ-2108 в сумме 8500 рублей и взыскании стоимости автомобиля в 1995 году, ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательства о предоставлении ему автомобиля до настоящего времени.
Суд удовлетворил иск, взыскав с ответчика в пользу истца стоимость автомобиля на момент рассмотрения дела.
Это решение было отменено в порядке надзора по тем основаниям, что полное погашение государственного долгового товарного обязательства законом не предусмотрено, а также в связи с тем, что Сбербанк России не является надлежащим ответчиком по делу.
Заместитель Председателя Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об исключении из постановления надзорной инстанции указания на необходимость применения при новом рассмотрении дела в суде первой инстанции Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 1994 г. N 344 «О государственных долговых товарных обязательствах», которым предусмотрена не полная, а ограниченная компенсация стоимости целевых облигаций на приобретение легковых автомобилей, как противоречащего нормам материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ протест удовлетворила по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 1 июня 1995 г. «О государственных долговых товарных обязательствах» внутренний государственный долг Российской Федерации, в который входят и долговые товарные обязательства по целевым облигациям и искам на приобретение легковых автомобилей, подлежит полной, а не частичной компенсации. Во исполнение этого Закона Правительством Российской Федерации 16 января 1996 г. было принято Постановление N 33 «О мерах по реализации Федерального закона «О государственных долговых товарных обязательствах», которым на Министерство финансов Российской Федерации до принятия Государственной программы погашения государственных долговых товарных обязательств была возложена обязанность обеспечить погашение задолженности гражданам по этим обязательствам исходя из средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год, с учетом требований указанного Федерального закона.
Этим же Постановлением признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 1994 г. N 344, в котором была предусмотрена возможность лишь частичной (60%) компенсации стоимости автомобилей.
Вместе с тем было обращено внимание суда на то, что надлежащим ответчиком по данному делу является не Сберегательный банк Российской Федерации, а Правительство Российской Федерации.
Пленум ВС: как взыскать деньги из бюджета
Исполнение судебных актов по искам о возмещении вреда в отношении Российской Федерации возложено на Минфин. Но Пленум ВС подчеркивает: неправильное определение в исковом заявлении государственного органа, выступающего от имени государства, не является основанием для отказа в принятии искового заявления, его возвращения или оставления без движения.
При подготовке дела к разбирательству суд вправе самостоятельно определить ответчиком Российскую Федерацию в лице «надлежащего федерального органа государственной власти, наделенного полномочиями выступать от имени Российской Федерации в суде».
После получения исполнительного документа его следует направить в орган, исполняющий судебные акты, – в тот же Минфин, финансовый орган субъекта, финансовый орган муниципального образования и органы Федерального казначейства.
По ходатайству взыскателя суд может направить исполнительный документ самостоятельно. В некоторых случаях это происходит в обязательном порядке. Например, по делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.
Если же заявитель решил отправить бумаги самостоятельно, то ему нужно помнить, что по общему правилу к документу надо приложить копию судебного акта, на основании которого он выдан. Если речь идет о тексте решения арбитражного суда, то заверять ничего не потребуется, так как достаточно просто распечатать текст из картотеки арбитражных дел. В его подлинности исполнитель может убедиться самостоятельно. Если же речь идет о СОЮ, то по-прежнему понадобится копия документа, заверенная судом.
Пленум уточняет, в каких ситуациях исполлист вернут и какие нарушения в оформлении будут считаться несоответствием требованиям закона. В их числе – неполный комплект документов. Например, отсутствие копии судебного акта или реквизитов счета. Если не получается перечислить деньги по реквизитам, то на их уточнение дается 30 дней, после чего исполлист вернут взыскателю или в суд.
Исполнению также помешает несовпадение текста исполлиста и резолютивного акта, отсутствие ИНН организации-взыскателя или несоответствие ФИО обратившегося за взысканием с данными в исполлисте.
Если заявитель забыл указать неустойку или начисленные на задолженность проценты (хотя порядок их начисления и сама сумма долга указаны), то возвращать документ нет оснований. В таком случае процент посчитают исходя из резолютивной части судебного решения.
Чтобы снизить риски, деньги не переведут на счет представителя взыскателя, даже если последний разрешил это в доверенности. Получать средства взыскатель может только на собственный счет.
Еще одно разъяснение касается случаев, когда взыскатель сменил ФИО (или организация – наименование). Это не помешает получить деньги, но о процессуальном правопреемстве речи не идет. Изменения нужно просто подтвердить. Например, предоставить исполнителю судебного акта документы о смене фамилии, а если речь идет о компании, то ИНН, ОГРН и подтверждение смены названия. Если эти документы представлены, то вернуть исполлист в суд, сославшись на другое имя или название юрлица в судебном акте, нельзя.
Пленум ВС напоминает: Минфин и другие финансовые органы должны заплатить по решениям о возмещении вреда в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов.
Пока документ будет находиться на исполнении, а также за период с момента вступления судебного акта в законную силу и до поступления исполнительного документа в финансовый орган, проценты за пользование чужими денежными средствами не начисляются, а индексация взысканных судом денежных сумм не производится.
Пленум призвал суды помнить, что в случае удовлетворения иска к публично-правовому образованию о возмещении вреда, возмещение судебных расходов проводится за счет казны этого публично-правового образования.
Если заявленный иск к казенному учреждению – органу государственной власти, государственному или муниципальному органу – по его денежным обязательствам удовлетворен, то судебные расходы тоже взыщут непосредственно с ответчика.
В случае успешного оспаривания ненормативных правовых актов, решений и действий госорганов судрасходы оплатит именно тот госорган, чьи действия оспаривались в суде.
Что юристу надо знать про подачу жалобы в ЕСПЧ. Вдруг пригодится
Европейский суд по правам человека стал набирать популярность у россиян, недовольных решениями национальных судов с 2012 года. С этого времени жалобы против России стали лидировать в общем количестве постановлений ЕСПЧ. Сейчас треть всех рассматриваемых дел касаются нарушения прав наших сограждан.
Как работает суд? Почему он так интересен россиянам? Действительно ли ЕСПЧ станет недоступным для наших жителей, если Россия выйдет из Совета Европы?
Как появился ЕСПЧ и зачем он нужен
В суд может обратиться любой человек, но жалобу ему необходимо оформить на национальном языке одной из стран, признающих юрисдикцию ЕСПЧ.
Юрисдикцию суда признали 47 государств-членов Совета Европы. Россия признала юрисдикцию суда в 1998 году. Дело в том, что согласно Конституции РФ (ст. 15), Россия признает верховенство международного права над национальным. В соответствии с этим, Россия стала признавать основной международный договор – Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Окончательное признание юрисдикции было осуществлено 5 мая 1998 года, когда в России вступил в силу ФЗ №54 («О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней») от 30 марта 1998 года.
После ратификации Конвенции, Россия стала участвовать в выборе судейского корпуса. Судей избирают депутаты ПАСЕ каждые девять лет.
На данный момент в суде работает 47 судей – по одному от каждой из стран, признавших юрисдикцию суда, в том числе и из России.
Кто жалуется в ЕСПЧ?
Ежегодное количество обращений и жалоб в Европейский суд стало расти с начала 2000-х годов. Пик пришелся на 2011 год, когда очередь из жалоб составила более 151 тыс. После этого произошел отток, и в 2016 году очередь была на уровне порядка 80 тыс. жалоб.
Но очередь не значит, что по существу будут рассмотрены все заявленные жалобы. Как правило, более 90% жалоб отсеивается, так как не имеют под собой оснований для рассмотрения.
Так, согласно отчету ЕСПЧ за 2016 год, всего суд вынес 993 решений в отношении всех стран, признавших юрисдикцию Европейского суда. При этом, лидером по количеству вынесенных постановлений стала Россия – 228. Все постановления касались нарушений прав россиян и 222 из них были удовлетворены.
В 2016 году произошел резкий скачок решений против России, так, по итогам 2015 года в отношении нашей страны было рассмотрено лишь 116 дел. Ближайшие «конкуренты» России – Турция, Румыния и Украина (в отношении каждой из них за 2016 год судьями ЕСПЧ было вынесено лишь от 70 до 77 решений).
2016 год продемонстрировал и еще одну тенденцию: значительное сокращение жалоб из России.
На данный момент (январь 2018 г.) в ЕСПЧ ждут рассмотрения 7,8 тыс. российских заявлений (9,8% от общего количества жалоб, тогда как годом ранее этот показатель был на уровне 14,2%). Лидерами же стали Украина с 18,1 тыс. обращений (22,8% от общего количества жалоб), Турция с 12,5 тыс. обращений (15,8% от общего количества жалоб) и Венгрия с 8,9 тыс. обращений (11,2% от общего количества жалоб).
Все ли решения ЕСПЧ исполняются в полном объеме?
Самым знаковым подобным делом стало беспрецедентное постановление европейского суда по жалобе акционеров нефтяной компании ЮКОС против России. В 2014 году ЕСПЧ постановил выплатить пострадавшим более 1,8 млрд евро. Но это решение так и не было исполнено. Более того, Конституционный Суд России своим постановлением от 17 января 2017 года решил, что оно идет вразрез с Конституцией РФ и не может быть исполнено. Таким образом, на деле ЮКОСа была поставлена точка – решение ЕСПЧ исполняться уже однозначно не будет.
Это уже не первое постановление Конституционного суда РФ, отказавшегося признавать решение ЕСПЧ. В апреле 2016 года КС вынес постановление от 19 апреля 2016 г. №12-П «о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации постановления Европейского Суда по правам человека от 4 июля 2013 года по делу «Анчугов и Гладков против России» в связи с запросом Министерства юстиции Российской Федерации».
Почему наши сограждане идут в ЕСПЧ?
Зачастую постановления Европейского суда используются для широкого общественного обсуждения, привлечения СМИ и общественности к проблеме конкретного человека. Часто именно это позволяет решить проблему в пользу жалобщика.
Но, случается, что решения ЕСПЧ используются и для получения дополнительных очков политическими деятелями. Не исключено, что именно эти причины движут и оппозиционером Алексеем Навальным, который уже дважды за последнее время обращается в ЕСПЧ за защитой своих прав. В первый раз – Европейский суд установил нарушения его прав при рассмотрении так называемого «дела Кировлеса», а вторая жалоба будет посвящена отказу Центризбиркома допустить политика до выдвижения на пост Президента России.
Почему ЕСПЧ отказывает в жалобе?
В России услуги по подготовке обращений в ЕСПЧ оказывают многие юристы, но, как показывает практика ЕСПЧ, более 90% жалоб просто признаются неприемлемыми по формальным причинам и суд отказывается их рассматривать по существу.
Типичные ошибки при подаче жалобы в ЕСПЧ
Как правильно подать жалобу в ЕСПЧ?
Если решили обратиться самостоятельно. Учтите, что несоблюдение вами малейших технических процедур, может привести к тому, что ваша жалоба не будет рассмотрена. Это самый большой риск, так как после неудавшейся попытки подать повторную жалобу будет невозможно из-за прошедших сроков.
Для начала вам нужно скачать официальный бланк (формуляр) жалобы с официального сайта суда. Откройте формуляр на компьютере (не в браузере), заполните, распечатайте, приложите необходимые документы.
Перед заполнением ознакомьтесь с Регламентом суда (статья 47), где изложены данные о том, что и как должно быть изложено в жалобе.
Чтобы не допустить ошибку пользуйтесь практическим руководством, подготовленным специалистами Европейского суда, и ознакомьтесь с базой HUDOC, где собраны уже вынесенные ЕСПЧ решения. Возможно, в базе найдутся дела и решения по ним ЕСПЧ на аналогичную тему.
Ниже видеоинструкция всей процедуры заполнения формуляра жалобы.
Если вы все сделали правильно, приложили копии документов, то остается только направить жалобу в Европейский суд.
Отправить жалобу можно почтой по адресу:
European Court of Human Rights
F-67075 Strasbourg cedex
Процедура проверки жалобы занимает до года.
Если жалоба оформлена верно, то её закрепляют за определенной секцией суда и включают в список ожидания дел, которые будут рассматриваться по существу.
В это время суд запрашивает позицию по жалобе у представителей той страны, против которой подана данная жалоба. Уже после дело передают судье-докладчику. Судья изучает проблему и запрашивает необходимые доказательства у сторон. Только после этого жалоба рассматривается по существу. Каким может быть итог рассмотрения? Либо «примирение» сторон, либо вынесение постановления о нарушении прав человека, так называемый judgment.
Будет ли ЕСПЧ у россиян в 2018 году?
Однако в конце 2017 года судья ЕСПЧ от России Дмитрий Дедов заверил общественность, что вопрос о выходе нашей страны из Европейского суда пока не стоит. 2018 год покажет, сбудутся ли прогнозы СМИ или нет.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
Как подать исковое заявление в суд?
В обществе самым эффективным и, главное, легитимным способом бороться за свои права является обращение в суд. Государство гарантирует всем гражданам защиту их свобод и прав. В данной статье будет рассмотрен вопрос, как подать исковое заявление самостоятельно. Если же вы хотите сэкономить свое время или не считаете себя достаточно компетентным для того, чтобы самостоятельно вести судебную тяжбу, то имеет смысл делегировать эту ответственность профессионалам.
Причины самостоятельного обращения в суд
Безусловно, самым простым способом подать иск в суд будет обращение к юридической компании, которая предоставит своему клиенту опытного адвоката. Но иногда бывают ситуации, когда целесообразнее составить исковое заявление для суда самостоятельно. Например, если услуги адвоката заведомо превосходят цену иска. Такой вариант событий возможен, если речь идет о приобретении недорогого некачественного товара.
Подача искового заявления в суд будет хорошей практикой для тех, кто планирует активно заниматься какой-либо социальной деятельностью. Если выбран такой род занятий, то следует учитывать, что обращения в суд будут явлением регулярным.
Дополнительным плюсом решения подать исковое заявление самостоятельно станет обретение уверенности в своих силах и приобретение полезного опыта урегулирования проблем в правовом поле. Также следует помнить следующее: чтобы составить исковое заявление в Конституционный суд, абсолютно не обязательно иметь юридическое образование.
Все, что для этого нужно — знать порядок действий, иметь веские аргументы и доказательства для суда в свою пользу, а также уметь доносить свои мысли сжато, корректно и максимально точно. Естественно, чтобы подать исковое заявление, необходимо будет ознакомиться с ГПК (Гражданским процессуальным кодексом), хотя бы в рамках текущей проблемы.
В какой суд подавать иск?
Если обращения в суд с целью подать исковое заявление не избежать, то возникает вопрос, в какую именно инстанцию обращаться. Гражданские дела находятся в компетенции районного или мирового суда, который и осуществляет прием исковых заявлений у населения. Мировой суд рассматривает дела, требующие выдачи приказа. К таковым относятся, например, вопросы расторжения брака, если у супругов нет споров о несовершеннолетних детях, совместно нажитом имуществе (только если его стоимость не превышает пятидесяти тысяч рублей) и т.д. Все остальные случаи рассматриваются районным судом.
Зачастую граждане, которые не имеют судебного опыта, задумываются, в какой именно суд подавать исковое заявление: то ли по месту своего пребывания, то ли по месту жительства второй стороны конфликта. Обычно, чтобы подать исковое заявление, выбирается инстанция рядом с местопребыванием ответчика.
Если обе стороны конфликта проживают в одном городе, но в разных районах, то подать прошение необходимо в инстанцию, территориально расположенную в районе ответчика. Если граждане проживают в разных городах, то руководствоваться нужно тем же правилом. Подать исковое заявление придется в городе проживания ответчика.
Однако данное правило не является безоговорочным. Иногда территориальный выбор суда, куда планируется подать исковое заявление, принадлежит подателю претензии. При этом не имеет никакого значения место пребывания ответчика. Такой вариант возможен в случае, если обращение в суд инициировано желанием защитить потребительские права гражданина, взыскать алименты или расторгнуть брак.
Также допускается выбор суда по обоюдному согласию сторон: так называемая «договорная подсудность». Прежде чем подать исковое заявление, следует ознакомиться с правилами и требованиями к его составлению. Независимо от того, в какой именно суд планируется подать заявление, форма документа не будет иметь принципиальных отличий.
Стоимость требований
До того как исковое заявление будет подано в суд, нужно определить размер требований. Рассмотрим, из каких составляющих она складывается. В нее входит полная стоимость материального ущерба, причиненного в результате действий ответчика. В качестве таковой может выступать, например, сумма невыплаченного вознаграждения за какие-либо товары или услуги, стоимость поврежденного имущества и т. д.
Также в стоимость требований обычно включают различные штрафы, неустойки, пени и прочие взыскания. Еще в исковой документ, который планируют подать, может быть включено требование о компенсации морального ущерба. Если ответчиков, иск на которых подается в суд, больше одного, то исковая стоимость составит общую сумму требований к ним.
Все эти суммы, как и их обоснование, должны быть указаны непосредственно в теле прошения, которое планируется подать. Если суд посчитает сумму претензий завышенной или ее документальное подтверждение недостаточным, то он вправе уменьшить ее сообразно своему решению.
Форма подачи
До того как подать заявление в суд, нужно ознакомиться с заполненным образцом и порядком составления данного документа. Естественно, форма подачи должна быть письменной. Все требования должны быть напечатаны или, если такой возможности нет, написаны четким и разборчивым почерком. Сам текст должен быть максимально краток, понятен и прозрачно отражать все изложенные требования.
Чтобы суд принял ваш документ к рассмотрению, нужно правильное его оформление. Для этого справа вверху указываем наименование суда, в который планируем подать наше прошение. Затем нужно обязательно указать следующее:
Если в качестве ответчика выступает какая-либо организация, то указывают ее наименование и юридический адрес. Также нужно обозначить всю возможную контактную информацию: телефоны, е-мейлы и т.п. Если ответчиков, на которых вы хотите подать в суд, больше одного, то необходимо вписать в документ их всех в виде нумерованного списка: ответчик №1, ответчик №2 и так далее. Для каждого из них нужно указать информацию о контактах и месторасположении.
Далее следует часть в свободной форме, в которой нужно изложить суть претензий, послуживших основанием подать обращение в суд. В конце необходимо поставить дату заполнения и подпись заявителя.
Содержание иска
До того как вы решили подать прошение в суд, необходимо все хорошенько продумать и структурировать. Требования, выдвигаемые вами к ответчику, должны быть изложены просто, понятно и без эмоциональной окраски. Чем больше доводов вы приведете в доказательство своей правоты, тем больше вероятность благоприятного исхода дела и решения суда в вашу пользу.
Указывая обстоятельства взаимодействия с ответчиком, постарайтесь придерживаться хронологической последовательности. Также для суда важно озвучить причины, побудившие вас начать взаимоотношения со второй стороной. Это может быть все, что угодно: заключение брака, совместно начатое дело, одалживание денег и т.д.
Далее вы должны указать, какие именно действия ответчика были восприняты вами как повод подать прошение в суд и обстоятельства, в которых они были совершены. Если у вас имеются какие-либо материальные доказательства вашей правоты: расписки, справки, иные документы — обязательно предъявите их.
Дополнительные сведения к иску
Нет никаких требований, чтобы в прошении, которое подается в суд, были указаны ссылки на какие-либо статьи закона. Но все же намного более весомо будет выглядеть наличие ссылок на нормативные акты, которые были нарушены.
Не забудьте оплатить государственную пошлину. Без соблюдения данного условия обращение будет отклонено. Размер госпошлины, как и список необходимых документов, лучше уточнить в канцелярии инстанции, в которую направляется иск. Само же обращение можно отправить как заказным письмом, так и доставить лично.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Как оспорить в суде действия или бездействие органов государственной власти
Юрист рассказывает, на какие нормы законов ссылаться, как составлять заявление и правильно обжаловать неправильные действия госорганов.
Краткий обзор общих положений
Именно КАС РФ регулирует, помимо прочего, порядок судопроизводства при рассмотрении судами дел о защите нарушенных прав граждан, которые возникли из административных правоотношений ( ст. 1, 2 ).
В этой связи гражданин может оспорить следующие действия государственных органов:
Указанные споры именуются административными делами, не путать с делами об административных правонарушениях.
Всякому гражданину гарантировано право обратиться в суд за защитой его нарушенных прав. Принуждение к отказу от такого права недействительно.
Административный истец (заявитель) может изменить основание или предмет административного иска до вынесения судебного акта, которым завершается спор по административному делу ( ст. 46 ). Предмет иска — это конкретное требование заявителя к ответчику, а основание иска — фактические обстоятельства и норма права, на которых основано указанное требование.
Законодателем предусмотрена также подача коллективного административного искового заявления в случае многочисленности группы, однородности предмета спора и оснований требований, а также при общем ответчике или соответчиках ( ст. 42 ).
Относительно предоставления доказательств КАС РФ содержит правила, регулирующие их использование ( глава 6 ).
В суд надлежит предоставлять только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения конкретного дела (принцип относимости).
Доказательства — это полученные в соответствии с законом (не могут быть использованы доказательства, добытые с нарушением закона) сведения о фактах, на основании которых суд установит наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования (принцип допустимости).
При ссылке на обстоятельства, лежащие в основании требований, истец обязан их доказать ( ст. 62 ).
Гражданин может ходатайствовать перед судом об истребовании недостающих у него доказательств ( ст. 63 ), при этом обстоятельства, которые суд признает общеизвестными, можно не доказывать.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному в суде делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.
По заявлению обратившегося в суд лица суд может применить меры предварительной защиты, если существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов истца (прав гражданина) и их защита будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер, а также указанные меры должны быть соотносимы и соразмерны заявленным требованиям истца ( глава 7 ).
Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры.
При неясности положений КАС РФ рекомендуется обратиться к разъяснениям Верховного Суда РФ в постановлении пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».
Суд может применить нескольких мер предварительной защиты по одному административному иску, но до предъявления административного искового заявления в суд и принятия его к производству судьей меры предварительной защиты не принимаются.
Тем не менее, ходатайство о применении мер предварительной защиты можно подавать вместе с административным исковым заявлением либо просто ходатайствовать об этом в самом иске.
Подсудность спора и определение надлежащего ответчика
Заявление к государственном органу подается по месту нахождения госоргана, к должностному лицу — по месту нахождения органа, в котором указанное лицо служит.
Если место расположения госоргана не совпадает с территорией, на которой он наделен полномочиями, или где исполняет возложенные обязанности должностное лицо, заявление подается в суд этого района, где действуют указанные полномочия.
Заявление к федеральному органу власти по вопросу деятельности территориального органа можно подать по месту нахождения последнего.
Заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц, кроме судебных приставов-исполнителей, можно подавать в суд по месту жительства истца-гражданина.
Заявление к нескольким ответчикам, расположенным в разных местах, подается по адресу одного из них ( ст. 26 ).
Если гражданин подал в суд административный иск не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, то есть неправильно выбрал ответственный орган власти или ответственное должностное лицо, суд, с согласия истца, заменит ненадлежащего ответчика надлежащим. А если истец не согласен, суд привлекает ответственное должностное лицо вторым ответчиком ( ст. 43 ).
Сроки обжалования
В случае пропуска срока оспаривания по причинам, которые суд может признать уважительными, пропущенный срок подлежит восстановлению ( ст. 95 ).
В силу разъяснений Верховного Суда РФ, такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока, например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, болезнь, беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также иные обстоятельства, лишавшие лицо возможности обращения в суд в установленный законом срок, оцененные судом как уважительные (п. 30 постановления пленума ВС РФ от 29.03.2016 № 11 ).
Пропуск срока подачи заявления не является основанием для отказа в принятии его к производству судом. Причины пропуска подлежат выяснению судом в предварительном судебном заседании или в самом судебном заседании.
Если пропуск срока подачи заявления связан с нерассмотрением или несвоевременным рассмотрением жалобы, поданной в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу, то указанная причина является уважительной, и срок подлежит восстановлению.
Срок может быть восстановлен и по иной уважительной причине, признанной таковой судом.
Признание причины пропуска неуважительной является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, но не отказа в принятии к производству заявления гражданина.
Верховный Суд РФ разъяснял об обязанности судов при подаче истцом заявления с пропуском срока принимать меры на выяснение обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению в суд, а также исследовать фактические обстоятельства административного дела (п. 42 Обзора судебной практики № 4 за 2020 год).
Таким образом, причины пропуска процессуального срока будут признаны уважительными в случае объективности их возникновения и непреодолимости, но необходимо показать суду наличие причинно-следственных связей между пропуском срока и объективными обстоятельствами, в связи с которыми он пропущен.
Требования к заявлению
Законодательством предусмотрен открытый перечень требований, которые могут содержаться в заявлении, но в основном это заявления:
Соответствующим образом можно как раз и озаглавить административное исковое заявление.
Важно учитывать позицию Верховного Суда РФ, согласно которой гражданин вправе соединить в одном административном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой, но не допускается рассмотрение в рамках дел об оспаривании нормативных правовых актов иных административных исковых требований (п. 53 постановления пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36).
Одно из главных требований в том, что заявителю нужно указать, какие именно права нарушены, и в чем конкретно выражается нарушение, наличие причинно-следственной связи между нарушением прав и действиями должностного лица.
Копию заявления и приложенных к нему документов рекомендуется направить другим лицам, участвующим в деле, приложив к заявлению документы, подтверждающие их направление.
Если этого не будет сделано, суд сам уведомит о поступивших требованиях, направив иным лицам копии заявлений, которые вместе с заявлением должен предоставить в таком случае сам истец (п. 1 ч. 1 ст. 126 ).
Важно отметить, что к заявлению нужно прикладывать документ об оплате государственной пошлины, иначе суд оставит заявление без движения, пока заявитель не предоставит указанный документ.
Также необходимо предоставить документы в подтверждение обстоятельств, на которые ссылается гражданин.
Возвращение заявления судом, отказ в принятии к производству и оставление без движения административного иска
В течение трех дней со дня получения заявления суд должен решить вопрос о его принятии либо об отказе в принятии ( ст. 127 ).
Законодатель приводит незакрытый общий перечень оснований для отказа в принятии заявления:
Законодатель предусмотрел незакрытый общий перечень оснований для возвращения заявления ( ст. 129 ):
При возвращении заявления истец не лишен возможности повторно обратиться в суд с этим же требованием, в отличие от ситуации при отказе в принятии заявления, которое препятствует впоследующем повторно обращаться по этим же требованиям.
При подаче заявления с нарушениями требований к форме и содержанию административного искового заявления суд оставляет его без движения и предоставляет заявителю разумный срок для исправления недостатков ( ст. 130 ).
Особенности порядка оспаривания действий или бездействия органов государственной власти
Заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав ( ст. 219 ).
При оспаривании бездействия госоргана заявление может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных должностных лиц органа власти сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Специальный срок установлен для оспаривания действий или бездействия судебного пристава-исполнителя, составляющий десять дней, исчисляемый со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав.
Оспаривание действий или бездействия судебного пристава-исполнителя производится в районном суде по месту нахождения структурного подразделения, в котором исполняет возложенные обязанности должностное лицо.
Помимо общих требований к административному иску, статьей 220 предусмотрены дополнительные требования к заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, с которыми рекомендуется ознакомиться при составлении административного иска.
В заявлении необходимо указать наименование госоргана или должности госслужащего, принявшего оспариваемое решение, реквизиты документа, принятого должностным лицом, указать, в чем заключается нарушение прав гражданина, какому законодательному акту не соответствует действие или бездействие госоргана, сформулировать конкретное требование к госоргану, сообщить о сведениях об обжаловании в административном порядке действия органов власти или должностного лица.
При рассмотрении административного дела суд должен проверить законность действий госоргана и выяснить обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения спора в полном объеме. Это своего рода судебный контроль органов исполнительной власти, когда судья, не ограничиваясь доводами и основаниями заявления, вправе проверить действия должностного лица комплексно (ч. 8 ст. 228 ).
В частности, суд должен выяснить факт нарушения прав гражданина и соблюдение сроков обращения в суд (бремя доказывания лежит на заявителе), полномочия должностного лица, принявшего оспариваемое решение, основания и порядок принятия оспариваемого решения, соответствие содержания решения законодательным нормам, регулирующим указанные спорные отношения (бремя доказывания лежит на должностном лице).
В случае непредоставления госорганом вышеуказанных доказательств суд самостоятельно истребует их, в случае последующего непредоставления суд может наложить судебный штраф и принять иные меры ответственности.
При оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя заявитель освобожден от уплаты госпошлины.
Размер государственной пошлины за подачу административного искового заявления о признании действий или бездействия иных должностных лиц незаконными для физических лиц составляет 300 рублей.
Общий организационный срок рассмотрения заявления составляет месяц. Однако срок не является пресекательным, и не всегда удается уложиться в эти временные рамки по ряду причин. Например, разбирательство может выйти за пределы месячного срока при неоднократном отложении судебного разбирательства ( ст. 152 ).
По результатам рассмотрения дела суд принимает одно из решений: