Как подать заявку на ipo
Существует мнение, что ценные бумаги на этапе первичного размещения (IPO) приобретают только крупные инвестиционные фонды и банки. Однако эта возможность есть и у физических лиц.
Что такое IPO
Эта английская аббревиатура (Initial Public Offering) расшифровывается как «первичное публичное размещение». Смысл станет еще более понятен, если слово offering перевести как «предложение», что в этом случае точнее. Потому что IPO – это процесс размещения на фондовой бирже акций компании для того, чтобы их мог купить любой желающий. В том числе и начинающий частный инвестор, так называемое физическое лицо. Правда, принять участие в IPO иностранных компаний, которые проходят на зарубежных биржах, новичку будет проблематично – для этого нужно быть квалифицированным инвестором.
Зато в IPO отечественных компаний могут участвовать даже новички с любыми финансовыми возможностями. Так, к прошедшему в октябре 2020 года на Московской бирже IPO «Совкомфлота» допускались частные инвесторы, готовые вложить сумму от 10 000 рублей.
Как узнать о готовящемся IPO
Первичное публичное размещение акций – это не просто выпуск ценных бумаг, которые уже завтра появятся на рынке. Предварительно компании предстоит договориться с инвестиционным банком, который выступит в качестве андеррайтера и организатора размещения, он займется подготовкой акций, оценкой активов и совместно с независимыми юристами разработает проспект эмиссии, в котором должна содержаться вся информация о компании. Проспект утверждает Центробанк России, он же дает разрешение на IPO.
Как видим, процесс длительный и может растянуться на год и даже больше. Вот как он выглядит:
Существуют специальные сайты – календари IPO, на которых размещается вся информация о предстоящих листингах. Правда, поскольку большинство публичных размещений проводят иностранные компании, то ресурсы эти англоязычные. Чтобы узнать об IPO в России, можно отслеживать информацию на сайтах Московской и Санкт-Петербургской бирж. Здесь минус в том, что биржа часто публикует информацию, уже известную крупным инвесторам.
Поэтому желательно действовать на опережение – для этого нужно внимательно следить за прессой и тесно сотрудничать со своим брокером, чтобы как можно раньше узнать о готовящихся IPO.
Как стать участником IPO
Купить акции в ходе их первичного размещения физическое лицо может еще до открытых торгов. Для этого требуется открыть у брокера счет и положить на него сумму, которую планируется инвестировать в акции, которые и поступят инвестору в первый день IPO. За свои услуги брокер возьмет комиссионные, сумма которых разнится в зависимости от портфеля клиента и составляет в среднем от 3 до 5 процентов.
Новичку на фондовом рынке вряд ли будет по силам участвовать в IPO больших международных компаний, где стоимость такого участия может составлять не один десяток, а то и сотню тысяч долларов. Но в случае с российскими компаниями входной порог более чем приемлем. Кроме того, для участия в IPO на Московской бирже статус квалифицированного инвестора, как правило, не нужен.
После того как будущий частный инвестор определился с компанией, акции которой хочет приобрести, и с брокером, через которого намерен это сделать, ему нужно:
Минусы участия в IPO
Риск состоит в том, что компания может назначить завышенную цену на свои акции. В этом случае она упадет сразу после начала открытых торгов, и не факт, что вслед за падением последует рост.
Внимание! Бывает также, что желающих поучаствовать в IPO больше, чем предполагалось эмитентом, и брокер не удовлетворит (или удовлетворит лишь частично) заявку клиента. Ситуация, когда спрос на ценные бумаги превышает предложение иногда возникает уже в ходе приема заявок. Это называется «переподписка», которая приводит к тому, что цена размещения увеличивается.
Эксперты рынка говорят, что одно-два неудачных участия в IPO могут свести на нет десятки удачных.
Плюсы для инвестора
Несмотря на риск потери денег, многие частные инвесторы предпочитают именно этот способ приобретения ценных бумаг. Дело в том, что компании-эмитенты и работающие с ними банки стараются рассчитать цену так, чтобы на открытом рынке она если и не росла, то хотя бы не падала.
Важно! Поэтому бумаги многих компаний, попадающих на открытые торги, оценены значительно ниже их объективной стоимости – такова политика банков и топ-менеджмента компании, цель которой – создать избыточный спрос на бирже. Если это удается, то акции показывают рост, что означает прибыль для участников.
Примеры IPO российских компаний
В 2021 году на бирже ожидается первичное публичное размещение акций следующих компаний:
Все эти компании рассчитывают привлечь на размещении своих акций десятки миллиардов рублей.
Вместо заключения
Как видим, вкладываясь в акции на этапе IPO, можно как хорошо заработать, так и крупно проиграть. В этом плане новичок на рынке находится в том же положении, что и крупный инвестиционный фонд. Его успех зависит от трех составляющих: знания эмитента, правильного выбора брокера и умения ориентироваться в потоке информации.
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
Мы отправим вам письмо со ссылкой
для сброса пароля
Пользователь с такой почтой не зарегистрирован
Пользователь с таким e-mail уже существует.
Войти с этой почтой
Регистрация
IPO: как покупать акции из первых рук
Когда компании нужны дополнительные деньги для развития бизнеса, она может выпустить акции и разместить их на бирже. Первое размещение акций, доступное широкому кругу инвесторов, называется IPO. Вместе с экспертом ВТБ Капитал Инвестиции Сергеем Выжлаковым мы разобрались, что это такое, зачем надо компаниям и почему инвесторам стоит обращать внимание на бумаги новичков рынка.
Не все компании выпускают свои ценные бумаги в свободный оборот на бирже. IPO необходимо, когда нужно привлечь деньги на новые проекты, операционную деятельность или приватизировать компанию — перевести из государственной в частную собственность. Или если владельцы или ранние инвесторы решили выйти из бизнеса и продать весь бизнес или его часть новым акционерам.
Компания, которая выпускает акции в оборот, должна быть довольно большой. Предварительная оценка выходящих на IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже не может быть меньше 50 млн долларов.
На российском рынке IPO проводят средние и крупные компании с уже устоявшейся репутацией и налаженными бизнес-процессами.
Как компании готовятся к IPO
Нельзя просто решить выпустить акции и сразу же выйти на рынок. Только подготовка к IPO у некоторых компаний может занимать год или больше.
За это время компания должна нанять инвестиционный банк, который станет руководить процессом подготовки акций к размещению на бирже, провести аудит финотчётности, сделать оценку активов, подготовить пакет других важных документов и подать заявку на регистрацию ценных бумаг для продажи широкому кругу инвесторов.
Еще нужно разработать Проспект эмиссии — документ, в котором указана подробная финансовая информация компании, сведения о владельцах, руководстве и цели IPO. Его направляют в местный регулятор — организацию, которая контролирует финансовые рынки. В России это Центральный банк РФ, в США — SEC.
Компания должна пригласить независимых юридических консультантов. Они проведут юридическую проверку компании и подготовят Проспект эмиссии. Если документ устроит регулятора, то он даст разрешение на первичное размещение. Дату размещения назначает сама компания.
Как подать заявку на IPO
Перед выпуском акций менеджмент компании проводит рекламную кампанию, Road Show — встречи с инвесторами. Затем инвестиционный банк формирует книгу заявок — отмечает тех, кто готов купить её ценные бумаги. Если инвестор не успел подать заявку — купить акции в первичном размещении он не сможет.
Иногда бывает, что заявок больше, чем выпущено самих акций, — это называется переподпиской книги заявок. В этом случае компания совместно с инвестиционным банком решает, что делать: выпустить больше бумаг или увеличить стоимость одной акции, чтобы сбалансировать спрос и предложение.
Вот так выглядит размещение вкратце:
Road Show — рекламная кампания;
сбор заявок от инвесторов — формирование книги заявок;
определение стоимости акций и аллокации;
начало торгов на бирже.
Частный инвестор может оформить заявку на IPO через брокера. Если случилась переподписка, брокер может отклонить заявку или удовлетворить частично.
IPO может преследовать разные цели. Например, компания хочет привлечь деньги на развитие бизнеса или её владельцы хотят получить свободные деньги вместо доли в бизнесе.
Публичное размещение полезно для бизнеса. Оно приводит к большей прозрачности компаний, зачастую растёт качество корпоративного управления. Кроме того, чем прозрачнее бизнес, тем проще компании получить кредитование на более выгодных условиях и установить долгосрочное партнёрство.
За IPO может последовать SPO — Secondary Public Offering — вторичное публичное предложение акций дополнительного или нового выпуска неограниченному кругу лиц. Оно происходит в том случае, если компании нужны дополнительные деньги для развития бизнеса.
Эксперт ВТБ Капитал Инвестиции
Что ещё надо знать инвесторам
Ценные бумаги новых на рынке компаний могут принести прибыль. Внимательно наблюдайте за готовящимися IPO — акции перспективных компаний могут стремительно вырасти после первого размещения.
Переподписка — индикатор направления цены акции. Если количество заявок в несколько раз выше, чем количество акций, то может последовать рост цены после IPO. Большая переподписка означает, что потенциальные инвесторы получат лишь некоторую часть акций, а это может стимулировать их докупать оставшуюся часть уже после запуска торгов на бирже.
Мы рекомендуем инвесторам принимать решение об участии или неучастии в IPO на основании тщательного фундаментального анализа компании, а не только переподписки книги заявок. Например, аналитическая команда ВТБ Капитал Инвестиции даёт свой взгляд на самые ожидаемые и крупные IPO.
Кроме этого, важно понимать, с какой целью вы хотите участвовать в IPO: чтобы заработать на росте акций после IPO — и тогда всё озвученное выше применимо, или чтобы стать долгосрочным инвестором в компании, которая вам нравится и в которую вы верите. Во втором случае краткосрочные движения после IPO вас не будут так сильно волновать.
Эксперт ВТБ Капитал Инвестиции
Где можно подать заявку на IPO
Посмотреть информацию о готовящихся IPO российских компаний можно в разделе «Биржа» → «Размещения».
Чтобы подать заявку на IPO, надо выбрать интересующую компанию и уточнить, когда начнётся приём заявок. Дата указана внутри карточки инструмента в строке «Старт приёма заявок».
Если приём заявок ещё не начался, то подпишитесь на карточку нужной компании и нажмите кнопку «Отслеживать» — когда дата станет известна, вы получите уведомление.
В день приёма заявок зайдите в карточку инструмента, нажмите кнопку «Участвовать» и укажите нужное количество бумаг и цену.
Когда заявка будет исполнена, вам поступит уведомление с датой зачисления бумаг на счёт, суммой и финальной ценой акций.
Успейте подать заявку на ближайшее IPO российской компании
В сентябре ожидается открытие IPO «Совкомфлот» — российской судоходной компании. «Совкомфлот» — лидер по морской перевозке нефти и газа. У компании высокий потенциал роста — за 2019 год рентабельность «Совкомфлота» составила 65 % по EBITDA, по прогнозам компании экспорт СПГ к 2030 году вырастет в 3 раза. Сейчас «Совкомфлот» 50 % прибыли направляет на дивиденды, ожидаемая дивдоходность в долларах — 6 %.
Валютные риски низкие — 100 % выручки компании номинировано в долларах.
Участие в IPO доступно в приложении ВТБ Мои Инвестиции.
Поделиться в соцсетях
Вам понравилась статья?
Спасибо за Ваш голос!
Эксперт ВТБ Капитал Инвестиции
Как работает биржа
Квалифицированный инвестор: кто может им стать и как получить статус
Как выбрать хорошего брокера
Начальник управления розничных продаж ВТБ Капитал Инвестиции
ESG-инвестиции: почему стоит стать ответственным инвестором
Трейдер и инвестор: разница
Какие книги надо прочитать инвестору-новичку: топ-5
Шорт: как заработать на понижении цены акций
Эксперт Управления торговых операций ВТБ Капитал Инвестиции
Какие книги надо прочитать инвестору-новичку: топ-5
Трейдер и инвестор: разница
Что такое ETF и как на них заработать
Как выбрать хорошего брокера
Начальник управления розничных продаж ВТБ Капитал Инвестиции
Маржинальное кредитование: инвестируем чужие деньги — зарабатываем свои
Хочу знать больше
Видеографика «Как изменился миллион рублей за 10 лет»
Два стиля инвестирования: компании роста и дивидендные аристократы
Как открыть брокерский счёт
Начальник управления розничных продаж ВТБ Капитал Инвестиции
Как выбрать ПИФ и управляющую компанию
Эксперт ВТБ Капитал Инвестиции
Электроэнергетика: что нужно знать перед тем, как инвестировать
Сколько нужно денег, чтобы начать инвестировать
Как устроен ПИФ и зачем он нужен
Калькулятор инфляции
Не пропустите важные подборки
Во что и как можно инвестировать
Зачем вообще инвестировать
Если хочется начать, но лень глубоко разбираться
Что надо знать, чтобы торговать как профи
Будьте в курсе новостей Школы
Что-то пошло не так
Добро пожаловать!
На вашу почту отправлено письмо со ссылкой для подтверждения регистрации
Пользователь с такой почтой не зарегистрирован
Согласие на обработку персональных данных
Действуя свободно, своей волей и в своём интересе, а также подтверждая свою дееспособность, я даю свое согласие Банку ВТБ (ПАО) (далее — Банк), расположенному по адресу Дегтярный переулок, д. 11, лит. А, г. Санкт-Петербург:
В указанных целях Банк вправе осуществлять передачу моих персональных данных в объёме, необходимом для достижения указанных в Согласии целей, третьим лицам на основании заключённых с ними договоров, в том числе операторам связи, организациям, входящим в группу компаний ВТБ, Партнёрам Банка.
Согласие дается на обработку следующих персональных данных: фамилия, имя, адрес электронной почты, файлы cookie, иные пользовательские данные в объёме, необходимом для достижения указанных в Согласии целей.
Согласие действует до достижения целей обработки персональных данных и может быть отозвано мной или моим представителем путём направления письменного заявления Банку по электронному адресу info@vtb.ru или направления письменного заявления Банку в любое отделение Банка в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вы уверены, что хотите удалить ваш вопрос?
Как подать заявку на ipo
Акционерные общества подчиняются примерно одним и тем же законам во всем мире: у АО почти никогда нет одного владельца, его хозяином является каждый держатель хотя бы одной акции или даже её части. Соответственно, единолично владеть компанией может только держатель стопроцентного пакета акций, что встречается крайне редко. Как правило, акционерным обществом управляет огромное количество его собственников, которых может быть как несколько, так и тысячи.
Акционеры бывают мажоритарными и миноритарными. Первые обладают большими пакетами акций, например, контрольным (50%+1 акция) или блокирующим (25%+1 акция). Контрольный пакет позволяет почти единолично управлять работой компании: все остальные не смогут проголосовать за решение, отличное от хозяина большей части компании. Однако блокпакет позволяет наложить вето на решение совета директоров и заставить его пересмотреть. Остальные акционеры — миноритарии: те, у кого пакеты акций незначительны и не позволяют управлять компанией. Как правило, это либо инвесторы, которые держат акции ради дивидендов, либо спекулянты, которые стремятся заработать на разнице цен.
Зачем компании выпускают акции и дают зарабатывать посторонним людям? Ответ на поверхности — для развития бизнеса. Эмиссия бумаг, то есть их выпуск, является самым эффективным способом привлечь большие суммы в капитал. Важно понимать: не заработать, а именно привлечь инвестиции с помощью продажи бумаг на бирже.
Кроме того, на IPO регулярно выходят технологические стартапы. Это команда, которая, разработала ноу-хау, например, инновационную нейросеть. Если она сможет быстро получить крупные инвестиции, идея может принести грандиозную прибыль, а компания стать новым Goggle или Apple. Если не успеет, идею уведут конкуренты.
Чтобы ценные бумаги попали на финансовый рынок, компания должна запустить IPO — первичное предложение акций. Процесс довольно сложный и длительный.
Законодательство (закон N 208-ФЗ «Об акционерных обществах») в сфере ценных бумаг, банкинга и еще нескольких крупных сфер влияет на акционерные общества. Поэтому в первую очередь для организации IPO требуется штат юристов, которые помогут провести процесс гладко.
Далее компании нужно решить, сколько будут стоить ее акции на первом этапе. Для этого капитал предприятия оценивают эксперты, а владельцы устанавливают количество бумаг, которые предприятие планирует выпустить. Исходя из количества акций и стоимости активов и формируется их номинальная стоимость, ведь акции — это именно доли компании.
Например, при выпуске 1000 акций компания стоимостью в 1 000 000 рублей установит номинал бумаги в 1000 рублей. За эту сумму будут проданы первые акции. В дальнейшем номинальная стоимость теряет всякий экономический смысл, поскольку рынок сформирует свою цену для бумаг.
К примеру, номинальная стоимость акции Газпрома равна 5 рублям. Их рыночная стоимость выше в 47 раз — 237 рублей за акцию*. Если компания объявит дополнительный выпуск ценных бумаг, они не будут продаваться по 5 рублей даже при размещении, а только по рыночной стоимости.
Далее компания выбирает андеррайтера. Это юридическое лицо, которое непосредственно занимается распределением и продажей ценных бумаг: агент, который найдет покупателя на первые акции. Андеррайтер обязательно должен иметь лицензию Центробанка на такую деятельность. Когда компания идет на IPO, первичная продажа бумаг может быть довольно сложной. Далеко не всегда выстраивается очередь из желающих стать совладельцами неизвестной компании, на акции попросту можно не найти покупателя. Эти риски на себя берет андеррайтер.
Договор с ним, как правило, заключается в двух вариантах: «Твёрдое обязательство» (англ. Firm commitment) или «Максимальные усилия» (англ. Best efforts). В первом случае андеррайтер полностью гарантирует продажу ценных бумаг, фактически выкупает их сам и перепродает на биржу. Второй механизм мягче: посредник продает столько бумаг, сколько получится. Разумеется, вознаграждение андеррайтера в первом случае намного выше, а размещение бумаг для акционерного общества — затратнее.
При этом обычно андеррайтингом занимается не одна компания, а синдикат, состоящий, например, из инвестиционных банков, которые располагают большими ресурсами для распространения бумаг.
Определив андеррайтера, акционерное общество выпускает проспект эмиссии ценных бумаг. Это информационный документ: небольшая брошюра или электронный документ, где отражены все детали выпуска. Форму и содержание этого документа регламентирует Центробанк.
Потенциальный инвестор должен узнать из проспекта эмиссии финансовые показатели будущего акционерного общества: получить доступ к бухгалтерской отчетности за три года или за все время работы организации, если она моложе трех лет. Если эмитент входит в группу компаний, то информация нужна по всей группе. Также в проспекте должны быть отражены параметры выпуска ценных бумаг: объём, срок, условия и порядок размещения.
Федеральный закон N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» требует отражать «все обстоятельства, которые могут оказать существенное влияние на принятие решения о приобретении эмиссионных ценных бумаг». Поэтому рассматривать его как рекламный буклет — ошибочно.
Интересно, что Комиссия по ценным бумагам и биржам США, например, требует при каждой эмиссии ценных бумаг указывать еще и цель их размещения. Например, расширение бизнеса, слияние и поглощение компании. После завершения процесса достоверность этих сведений проверяют чиновники. В России подобных требований нет, но цель привлечения капитала отражаются в инвестиционном меморандуме, без которого не обходится ни одна эмиссия ценных бумаг. Этот документ не так формализован, как проспект эмиссии, его цель — убедить инвестора в выгоде покупки акций компании. Он содержит сведения, которые считает нужным опубликовать предприятие. Как правило, это общие данные о проекте, описание бизнес-модели, анализ риска.
Когда все документы готовы, компания начинает привлекать инвесторов. Это делается в ходе так называемых road-show, которые по сути являются рекламной кампанией эмитента. Эта процедура ограничена только фантазией и бюджетом: потенциальным покупателям бумаг показывают презентации, проводят встречи, рассказывают о преимуществах эмитента. Возможна организация экскурсии на производство, выступления на бизнес-форумах, даже прямая реклама в СМИ.
И только по завершении этого процесса наступает само размещение бумаг. Сперва компания выбирает биржу: это может быть как Московская биржа, так и Лондонская или Гонконгская. На крупных биржах больше шансов найти покупателя на ценные бумаги быстро, но размещение там дороже. Кроме того, эмитент учитывает рынок своей продукции: например, размещать в Китае акции европейской компании не всегда удачная идея, так как она может не найти отклик у инвесторов.
Далее анедррайтер собирает от потенциальных инвесторов заявки на покупку, принимает деньги и выдаёт ценные бумаги.
На этапе сбора заявок цена акций может быть скорректирована, если они продаются плохо. Как правило, для размещения андеррайтер стремится найти якорного инвестора, который выкупит большую часть эмиссии и тем самым «легитимизирует» цену.
После этого акции поступают в свободное обращение на биржу, где их может купить любой участник торгов. Для самой компании наступает новое качество существования: если частное предприятие, кроме бухгалтерской отчётности в налоговую, ничего о себе не рассказывает, то с ПАО всё иначе. Общество должно в предусмотренном законом порядке публиковать большой объём сведений о себе: полный список аффилированных лиц, финансовые показатели, существенные факты (под этим словосочетанием законодательство подразумевает любые события, в ходе которых заметно меняются активы, пассивы или финансовые показатели компании). Теперь оно принадлежит не одному или нескольким собственникам, а неограниченному кругу лиц, перед которыми обязано отчитываться о своей деятельности.
Существует и особенный вид ценных бумаг. Так называемая «золотая акция», в английском языке — golden share. Это явление появилось в Великобритании в 1980-х годах, когда правительство Маргарет Тэтчер занималось приватизацией госкомпаний. В Российский обиход они вошли при схожих обстоятельствах.
Суть «золотой акции» в том, что она предлагает особенные права своему держателю. Какие именно — обычно не раскрывается широкой публике, но в первую очередь они касаются возможности наложить вето на решения любых акционеров, влиять на формирование совета директоров и в целом политику организации.
В России понятие «золотой акции» урегулировано Федеральным законом № 178-ФЗ от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества». Закон допускает использование «золотой акции» при приватизации более 75% акций предприятия.
Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ПАО Московская Биржа.
Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
ООО «Компания БКС», лицензия №154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия. 129110, Москва, Проспект Мира, 69, стр. 1, 3 подъезд.