Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты

Причастный и деепричастный обороты: учимся различать

Теоретические основы изучения причастного оборота

Изучению особенностей причастия и деепричастия (в том числе причастных и деепричастных оборотов), как правило, посвящена большая часть рабочей учебной программы по русскому языку в 7 классе, в календарно-тематическое планирование включены такие темы, как «Причастный оборот: понятие, примеры использования в тексте», «Обособление причастного оборота», «Особенности деепричастного оборота», «Обособление деепричастного оборота», «Ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов» и др.

Как учителю логически выстроить уроки по данным темам таким образом, чтобы школьники не только поняли, что такое причастный и деепричастный обороты, но и научились корректно обособлять их?

Полагаем, педагогу поможет использование методических приемов, упражнений, которые используются в учебниках для 7 класса по русскому языку.

Рассмотрим, как построена методика изучения причастных и деепричастных оборотов в УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской.

В этих учебниках информация о причастном обороте предваряет сведения о деепричастном обороте.

В обоих рассматриваемых УМК под причастным оборотом понимается причастие с зависимыми словами, и приводятся такие примеры: исправляющий ошибки, рассказывающий о походе, грозно потемневшая и т.д.

Прочитайте словосочетания. Определите, в каких из них причастие является главным словом, а в каких — зависимым. Спишите, распределяя эти словосочетания в три группы в соответствии с данными схемами:

Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть картинку Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Картинка про Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты

Приводим словосочетания, которые предлагаются школьникам для анализа:

Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть картинку Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Картинка про Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты

Одним из вариантов выполнения данного задания, на наш взгляд, является заполнение таблицы:

Ребята, выполняя это упражнение, повторяют орфографические правила (правописание приставок пре- и при-, правописание окончаний причастий, правописание проверяемых гласных в корне слова и др.), повторяют синтаксические правила построения словосочетания и основные синтаксические термины «определяемое слово в словосочетании», «главное слово в словосочетании». На наш взгляд, важно, чтобы учитель на данном этапе акцентировал внимание семиклассников на вопросах, которые задаются от главного слова к причастию (какой? какая? какое? и др.). Как следствие, ребята сделают важный вывод: причастие в предложении является определением.

Семиклассники, выявляя особенности обособления причастного оборота, находят следующую информацию в этом учебнике.

1) Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми на письме. В этом случае причастный оборот является одним членом предложения — определением.

Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть картинку Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Картинка про Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты

2) Если причастный оборот находится перед определяемым словом, то он не выделяется запятыми. В этом случае каждое слово причастного оборота принято подчеркивать как член предложения.

Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть картинку Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Картинка про Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты

В качестве правила, регулирующего обособление причастного оборота, в учебнике «Теория. Русский язык. 5-9 класс» В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой на с. 169 дается следующая информация:

Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть картинку Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Картинка про Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты

В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой УМК В. В. Бабайцевой дается образец графического выделения причастного оборота на письме:

Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть картинку Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Картинка про Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты

Как видим, в этом учебнике причастный оборот (независимо от своего положения перед или после определяемого слова) графически выделяется волнистой линией как единый член предложения — определение.

Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть картинку Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Картинка про Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты

Закрепление полученных сведений о причастном обороте

В учебнике по русскому языку для 7 класса М. М. Разумовской в качестве упражнений, закрепляющих полученные сведения о причастном обороте, предлагаются задания на с. 75-78. Приведем некоторые из них.

Замените выделенные слова подходящими по смыслу причастными оборотами и закончите предложения. Обозначьте в каждом из них определяемое слово и причастный оборот. В причастиях выделите суффиксы и окончания.

Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть картинку Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Картинка про Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты

Рассмотрите записанные вами предложения. Докажите, что для каждого из них подходит схема:

Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть картинку Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Картинка про Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты

Перестройте свои предложения так, чтобы для них подходила схема:

Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть картинку Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Картинка про Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты

Определите, изменится ли при этом пунктуация предложений. Запишите два перестроенных предложения (на выбор), обозначая в них определяемые слова и причастные обороты.

Предлагаем один из вариантов выполнения упражнения.

Отредактированное школьником предложение

Предложение, отредактированное школьником по схеме

Семиклассники могут поделиться своими наблюдениями о том, что причастный оборот поясняет определяемое слово, отвечает на вопрос определения и подчеркивается волнистой линией; сделать вывод об изменении пунктуации при перестроении предложений: если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется.

Выразительно прочитайте примеры и определите, почему они разделены на две группы. Установите, какой группе примеров соответствует каждая из схем.

Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть картинку Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Картинка про Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты

Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть картинку Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Картинка про Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты

Начертите схемы и к каждой из них выпишите из предложений соответствующие причастные обороты с определяемыми словами.

Выполните морфологический анализ выделенных слов.

Семиклассники могут начертить две схемы и привести примеры из каждой группы предложений; сделать вывод, что предложения разделены на две группы на основании того, что причастный оборот по отношению к определяемому слову может занимать разные позиции, и вспомнить правила обособления причастного оборота.

В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой и др. (УМК В. В. Бабайцевой) на с. 35-44 приводятся такие упражнения для закрепления знаний о причастном обороте и правилах его обособления.

Спишите предложения, согласуя данные в скобках причастия с выделенными определяемыми словами (ставьте от них вопросы к определениям, чтобы не ошибиться в выборе окончаний!). Причастные обороты обозначьте графически.

Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть картинку Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Картинка про Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты

Школьники могут выполнить упражнение таким образом:

Отредактированное школьником предложение

Школьники сделают важный вывод о том, что причастие поясняет определяемое слово и согласуется с ним в числе, падеже и роде (в единственном числе), отвечают на вопросы определения какой? какая? какое? и др. Следовательно, от того, сможет ли ученик найти определяемое слово и задать от него корректный вопрос, зависит, сделает ли он ошибку при употреблении причастного оборота или нет.

Объясните ошибки в употреблении причастий, исправьте их. Запишите отредактированные предложения, подчеркивая причастные обороты.

Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть картинку Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Картинка про Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты

Приводим вариант выполнения данного упражнения:

Отредактированное школьником предложение

Выполнение упражнение направлено на формирование у школьников умения выбирать правильную форму причастия-определения и ее корректно использовать.

Полагаем, среди основных результатов на данном этапе обучения, свидетельствующих об успешном освоении школьниками сведений о причастном обороте, необходимо назвать умение графически выделять причастный оборот волнистой линией, находить определяемое слово и задавать от него к причастию вопрос определения (какой? какая? какие? и др.).

Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть картинку Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Картинка про Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты

Теоретические основы изучения деепричастного оборота

В рассматриваемых учебно-методических комплектах теоретические сведения о деепричастных оборотах и правилах его обособления представлена схожим образом:

● деепричастный оборот определяется в учебниках по русскому языку для 7 класса как деепричастие с зависимыми от него словами (например, скользя по утреннему снегу);

● как и одиночные деепричастия, деепричастный оборот рассматривается в предложении в качестве обстоятельство (т.е. отвечает на вопрос обстоятельства как? каким образом? и др.);

● правила обособление деепричастного оборота сформулировано следующим образом: он всегда выделяется на письме запятыми, например,

Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть картинку Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Картинка про Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты

Закрепление полученных сведений о деепричастном обороте

Учебник по русскому языку для 7 класса УМК М. М. Разумовской включает пять заданий на закрепление знаний школьников о причастном обороте, среди которых мы выделим следующие упражнения.

Спишите, подчеркивая грамматические основы предложений и обстоятельства. Чем выражены эти обстоятельства?

Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть картинку Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Картинка про Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты

Используя данные примеры, школьники расскажут о знаках препинания при деепричастном обороте и выявят предложение (третье), в котором содержится причастный оборот, графически обозначат его и сделают вывод об основном отличии причастного и деепричастного оборота.

● Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений. Обозначьте деепричастные обороты.

Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть картинку Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Картинка про Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты

Предлагаем вариант выполнения данного задания:

Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть картинку Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Картинка про Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты

При выполнении этого упражнения семиклассники обязательно увидят в тексте использование причастного оборота (в предложениях 1 и 2), обозначат его графически и назовут вопросы, на которые отвечает причастный оборот (какой? какая? какие? и др.) и деепричастный оборот (как? каким образом? и др.).

В учебнике по русскому языку для 7 класса УМК В. В. Бабайцевой (с. 92-98) хотим выделить несколько упражнений, выполнение которых, на наш взгляд, сформирует у школьников умения использовать деепричастный оборот.

Подберите к деепричастиям подходящие по смыслу зависимые слова. (Следите за порядком слов!) Запишите предложения, подчёркивая деепричастные обороты и объясняя постановку запятых.

Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть картинку Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Картинка про Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты

Перед вами предложения с пунктуационными ошибками. Объясните причину их возникновения. Запишите предложения в исправленном виде.

Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть картинку Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Картинка про Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты

Исправляя пунктуационные ошибки в данных предложениях, семиклассники научатся видеть «границы» деепричастного оборота и сделают вывод о важности анализа предложений такого характера.

Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть картинку Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Картинка про Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты

Методический комментарий

Как показал проведенный нами анализ учебников по русскому языку для 7 класса названных учебно-методических комплектов, «репертуар» упражнений, формирующих умения видеть причастный оборот и деепричастный оборот в предложении, исправлять нарушения при их употреблении, использовать их в собственной речи, достаточно широк.

На наш взгляд, при изучении особенности причастного и деепричастного оборотов на основе УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской учителю необходимо провести параллель между причастным оборотом и определением, деепричастным оборотом и обстоятельством, закрепить знания школьников, выполняя упражнение (например, представленные нами выше). Полагаем, такая дифференциация учебного материала позволит школьникам избежать путаницы между причастным и деепричастным оборотами и, как следствие, ошибок.

Источник

Причастный и деепричастный обороты

Причастный и дее­при­част­ный обо­рот обра­зу­ют при­ча­стие и дее­при­ча­стие с зави­си­мы­ми сло­ва­ми. Рассмотрим, что такое при­част­ный и дее­при­част­ный обо­рот в рус­ской грам­ма­ти­ке, осо­бен­но­сти поста­нов­ки зна­ков пре­пи­на­ния и при­ве­дем примеры.

Что такое причастный оборот?

Чтобы понять, что такое при­част­ный обо­рот, вспом­ним, какое сло­во назы­ва­ет­ся при­ча­сти­ем в рус­ском языке.

В пред­ло­же­нии оди­ноч­ное при­ча­стие упо­треб­ля­ет­ся как определение.

На фут­боль­ном поле игра­ю­щие дети бега­ли за мячом.

У при­ча­стия могут быть зави­си­мые сло­ва, кото­рые вме­сте с ним обра­зу­ют син­так­си­че­скую кон­струк­цию — при­част­ный оборот.

Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть картинку Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Картинка про Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты

В пред­ло­же­нии при­част­ный обо­рот явля­ет­ся опре­де­ле­ни­ем и отве­ча­ет на вопро­сы какой? какая? какое? какие? что дела­ю­щий? что сделавший?

Эта син­так­си­че­ская кон­струк­ция чаще все­го явля­ет­ся обособ­лен­ным опре­де­ле­ни­ем.

Рассмотрим, в каких слу­ча­ях при­част­ный обо­рот выде­ля­ет­ся зна­ка­ми препинания.

Причастный оборот и знаки препинания

1. Причастный обо­рот выде­ля­ет­ся запя­ты­ми, если нахо­дит­ся непо­сред­ствен­но за опре­де­ля­е­мым словом:

2. Знаками пре­пи­на­ния необ­хо­ди­мо выде­лить обо­рот с при­ча­сти­ем, если он отде­лён от опре­де­ля­е­мо­го суще­стви­тель­но­го дру­ги­ми чле­на­ми предложения:

3. Причастный обо­рот явля­ет­ся обособ­лен­ным чле­ном пред­ло­же­ния неза­ви­си­мо от его место­по­ло­же­ния, если пояс­ня­ет лич­ное место­име­ние:

Мы, раду­ю­щи­е­ся неожи­дан­ной пере­дыш­ке, побе­жа­ли к реч­ке, что­бы искупаться.

Надвигалась гро­за. Быстро затя­нув­шая небо серы­ми туча­ми, она гро­зи­ла ярки­ми вспо­ло­ха­ми мол­ний и гром­ким вор­ча­ни­ем грома.

4. Причастный обо­рот, нахо­дя­щий­ся перед опре­де­ля­е­мым сло­вом, выде­ля­ет­ся толь­ко тогда, когда име­ет доба­воч­ный отте­нок обсто­я­тель­ствен­но­го зна­че­ния при­чи­ны, усло­вия и пр.

Уставшие к кон­цу дня, вече­ром они не ста­ли ниче­го обсуждать.

Рассерженная на Алексея, мать мол­ча­ла весь вечер.

В осталь­ных слу­ча­ях этот обо­рот, рас­по­ло­жен­ный перед опре­де­ля­е­мым сло­вом, не выде­ля­ет­ся запятыми.

Нарастающее с каж­дой мину­той гро­хо­та­ние гро­ма стре­ми­тель­но приближается.

Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть картинку Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Картинка про Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты

Предложения ослож­ня­ет не толь­ко обособ­лен­ное опре­де­ле­ние, выра­жен­ное при­част­ным обо­ро­том, но и обсто­я­тель­ство, обо­зна­чен­ное дее­при­част­ным оборотом.

Что такое деепричастный оборот?

Основу дее­при­част­но­го обо­ро­та, как мож­но понять из назва­ния этой син­так­си­че­ской кон­струк­ции, состав­ля­ет дее­при­ча­стие.

Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть картинку Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Картинка про Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты

Девочка рас­смат­ри­ва­ла цве­ту­щий кле­вер, наблю­дая за пчелами.

Рассматривала, (что делая?) наблю­дая.

Девочка рас­смат­ри­ва­ла (основ­ное дей­ствие) и наблю­да­ла (доба­воч­ное действие).

В этом пред­ло­же­нии ука­жем у дее­при­ча­стия зави­си­мые слова:

В пред­ло­же­нии дее­при­част­ный обо­рот явля­ет­ся обсто­я­тель­ством, кото­рое обособ­ля­ет­ся неза­ви­си­мо от его место­по­ло­же­ния в предложении.

Не выде­ля­ют­ся дее­при­част­ные обо­ро­ты, пред­став­ля­ю­щие собой фра­зео­ло­ги­че­ские соче­та­ния, а так­же обо­рот, соеди­нен­ный сою­зом «и» с дру­гим одно­род­ным обстоятельством.

Примеры

Услышав стук колес подъ­ез­жа­ю­щей теле­ги, дедуш­ка Евсей открыл воро­та настежь.

Как-то летом, набрав пол­ные кор­зин­ки зем­ля­ни­ки, мы воз­вра­ща­лись в деревню.

Дети улег­лись на печи, быст­ро уснув под тихий раз­го­вор взрослых.

Сказки бабуш­ки Авдотьи ребя­тиш­ки слу­ша­ли рас­крыв рот.

Весь день стро­и­те­ли спо­ро рабо­та­ли засу­чив рукава.

Как ни спе­ши голо­ву сло­мя, все рав­но не успе­ешь засвет­ло вернуться.

Видеоурок «Причастие и деепричастие: в чем разница?»

Источник

Как подчеркивается деепричастный оборот и на какие вопросы отвечает?

Укажем, какой лини­ей под­чер­ки­ва­ет­ся дее­при­част­ный обо­рот, обо­зна­ча­ю­щей обсто­я­тель­ство в пред­ло­же­нии.

Чтобы выяс­нить, как под­чер­ки­ва­ет­ся дее­при­част­ный обо­рот, опре­де­лим на при­ме­рах, каким вто­ро­сте­пен­ным чле­ном пред­ло­же­ния он явля­ет­ся в сооб­ще­нии.

Какой член предложения деепричастный оборот?

Деепричастный обо­рот пояс­ня­ет в пред­ло­же­нии глагол-сказуемое.

Деепричастный обо­рот обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие по отно­ше­нию к глав­но­му дей­ствию, обо­зна­чен­но­му ска­зу­е­мым:

птич­ка села и чирик­ну­ла, уви­де­ла кота и взле­те­ла.

Птичка взле­те­ла поче­му? уви­дев кота.

Деепричастный обо­рот «уви­дев кота» пояс­ня­ет ска­зу­е­мое, выра­жен­ное гла­го­лом, обо­зна­ча­ет при­чи­ну дей­ствия, обо­зна­чен­но­го им, и отве­ча­ет на обсто­я­тель­ствен­ный вопрос. Значит, в ана­ли­зи­ру­е­мом сооб­ще­нии он явля­ет­ся вто­ро­сте­пен­ным чле­ном пред­ло­же­ния и выпол­ня­ет син­так­си­че­скую роль обсто­я­тель­ства при­чи­ны.

Учтем, что при син­так­си­че­ском раз­бо­ре дее­при­част­ный обо­рот все­гда явля­ет­ся одним чле­ном пред­ло­же­ния — обсто­я­тель­ством — и не рас­кла­ды­ва­ет­ся на состав­ля­ю­щие его части: дее­при­ча­стие и зави­си­мые сло­ва.

Какой линией деепричастный оборот подчеркивается в предложении?

В пред­ло­же­нии дее­при­част­ный обо­рот под­чер­ки­ва­ет­ся лини­ей, обо­зна­ча­ю­щей обсто­я­тель­ство.

Для под­чер­ки­ва­ния обсто­я­тель­ства упо­треб­ля­ет­ся линия «точка-штрих-точка-штрих».

Поупражняемся еще раз опре­де­лить, каким чле­ном пред­ло­же­ния явля­ет­ся дее­при­част­ный обо­рот и какой лини­ей под­чер­ки­ва­ет­ся в пред­ло­же­нии:

Брал с собой когда? уез­жая в путе­ше­ствие.

В этом кон­тек­сте дее­при­част­ный обо­рот явля­ет­ся обсто­я­тель­ством вре­ме­ни, кото­рое под­черк­нем соот­вет­ству­ю­щей лини­ей.

Упражнение

Упражняемся в опре­де­ле­нии вида обсто­я­тель­ства, выра­жен­но­го дее­при­част­ным обо­ро­том, и под­черк­нем его. Учтем, что зна­ки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны.

Листва усох­нув по осе­ни почти не обле­те­ла (Ю. Нагибин).

Находясь в ссыл­ке поэт часто обра­щал­ся к дру­зьям с прось­бой при­слать ему ту или иную кни­гу (А. Гессен).

Высунувшись из окна я запел какие-то бес­связ­ные сло­ва о ночи (К. Паустовский).

Я шел наугад то спо­ты­ка­ясь о кор­ни то вновь неслыш­но сту­пая по мяг­ко­му мохо­во­му ков­ру (Г. Скребицкий).

Порой бел­ка спус­ка­лась как мож­но ниже и вни­ма­тель­но осмат­ри­ва­ла зем­лю на лес­ных полян­ках, ста­ра­ясь най­ти гриб или ягод­ный кустик (Г. Скребицкий).

Вдыхая медо­вые запа­хи этих трав я про­хо­дил поле­вы­ми тро­пин­ка­ми по пле­чи уто­пая в нали­вав­ших­ся нежно-зелёных хле­бах (И. Соколов-Микитов).

Источник

Как подчеркивается деепричастный оборот в предложении?

Укажем, какой лини­ей под­чер­ки­ва­ет­ся дее­при­част­ный обо­рот, обо­зна­ча­ю­щий обсто­я­тель­ство в предложении.

Чтобы выяс­нить, как под­чер­ки­ва­ет­ся дее­при­част­ный обо­рот, опре­де­лим на при­ме­рах, каким вто­ро­сте­пен­ным чле­ном пред­ло­же­ния эта кон­струк­ция явля­ет­ся в сообщении.

Какой член предложения деепричастный оборот?

Деепричастный обо­рот пояс­ня­ет в пред­ло­же­нии глагол-сказуемое.

Деепричастный обо­рот обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие по отно­ше­нию к глав­но­му дей­ствию, обо­зна­чен­но­му сказуемым:

птич­ка села и чирик­ну­ла, уви­де­ла кота и взлетела.

Птичка взле­те­ла (поче­му?), уви­дев кота.

Деепричастный обо­рот «уви­дев кота» пояс­ня­ет ска­зу­е­мое, выра­жен­ное гла­го­лом, обо­зна­ча­ет при­чи­ну дей­ствия, обо­зна­чен­но­го им, и отве­ча­ет на обсто­я­тель­ствен­ный вопрос. Значит, в ана­ли­зи­ру­е­мом сооб­ще­нии он явля­ет­ся вто­ро­сте­пен­ным чле­ном пред­ло­же­ния и выпол­ня­ет син­так­си­че­скую роль обсто­я­тель­ства при­чи­ны.

Учтем, что при син­так­си­че­ском раз­бо­ре дее­при­част­ный обо­рот все­гда явля­ет­ся одним чле­ном пред­ло­же­ния — обсто­я­тель­ством — и не рас­кла­ды­ва­ет­ся на состав­ля­ю­щие его части: дее­при­ча­стие и зави­си­мые слова.

Какой линией деепричастный оборот подчеркивается в предложении?

Для под­чер­ки­ва­ния обсто­я­тель­ства упо­треб­ля­ет­ся линия «точка-штрих-точка-штрих».

Поупражняемся еще раз опре­де­лить, каким чле­ном пред­ло­же­ния явля­ет­ся дее­при­част­ный обо­рот и какой лини­ей под­чер­ки­ва­ет­ся в предложении:

Брал с собой когда? уез­жая в путешествие.

В этом кон­тек­сте дее­при­част­ный обо­рот явля­ет­ся обсто­я­тель­ством вре­ме­ни, кото­рое под­черк­нем соот­вет­ству­ю­щей линией.

Упражнение

Упражняемся в опре­де­ле­нии вида обсто­я­тель­ства, выра­жен­но­го дее­при­част­ным обо­ро­том, и под­черк­нем его. Учтем, что зна­ки пре­пи­на­ния не расставлены.

Листва усох­нув по осе­ни почти не обле­те­ла (Ю. Нагибин).

Находясь в ссыл­ке поэт часто обра­щал­ся к дру­зьям с прось­бой при­слать ему ту или иную кни­гу (А. Гессен).

Высунувшись из окна я запел какие-то бес­связ­ные сло­ва о ночи (К. Паустовский).

Я шел наугад то спо­ты­ка­ясь о кор­ни то вновь неслыш­но сту­пая по мяг­ко­му мохо­во­му ков­ру (Г. Скребицкий).

Порой бел­ка спус­ка­лась как мож­но ниже и вни­ма­тель­но осмат­ри­ва­ла зем­лю на лес­ных полян­ках, ста­ра­ясь най­ти гриб или ягод­ный кустик (Г. Скребицкий).

Вдыхая медо­вые запа­хи этих трав я про­хо­дил поле­вы­ми тро­пин­ка­ми по пле­чи уто­пая в нали­вав­ших­ся нежно-зелёных хле­бах (И. Соколов-Микитов).

Источник

Как подчеркнуть причастный оборот

Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть картинку Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Картинка про Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты

Причастие – это часть речи, обозначающая признак предмета. Оно отвечает исключительно на вопросы прилагательного, однако совмещает в себе свойства как прилагательного, так и глагола.

Причастный оборот – это конструкция, которая содержит причастие и второстепенные слова, которые называют зависимыми. Он отвечает на следующие вопросы, что говорит о схожей синтаксической роли с обыкновенным причастием:

Выделение ПО запятыми напрямую зависит от его положения в предложении, а также от взаимодействия с главным словом. Поэтому часто возникает вопрос: как подчеркивается причастный оборот?

Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть картинку Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Картинка про Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Фото Как подчеркивать причастные и деепричастные оборотыВажно помнить

Причастный оборот – какой член предложения?

Практически в каждом предложении¸ за исключением некоторых случаев, причастие является определением, которое относится к главному слову и напрямую от него зависит. Как выделяется ПО, зависит от его местонахождения:

Если же ПО находится до главного слова, то выделение запятыми не требуется!

Пример: На картине молодой человек увидел недавно нарисованное неизвестным художником милое, но очень бледное лицо.

Однако в случае, если определяемое слово является местоимением (личным), выделение запятыми на письме обязательно!

Пример: Замученные жарой, мы продолжали идти по этой бесконечной дороге.

Какой линией подчеркнуть причастный оборот?

Эта конструкция, как и само причастие, является определением, которое, в зависимости от ситуации, выделяется или не выделяется запятыми на письме. Однако ничего не может повлиять на то, как подчеркивать причастный оборот. В любом случае он подчеркивается волнистой линией и является второстепенным членом.

Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Смотреть картинку Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Картинка про Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты. Фото Как подчеркивать причастные и деепричастные обороты

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *