Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот
Причастный и деепричастный обороты: учимся различать
Теоретические основы изучения причастного оборота
Изучению особенностей причастия и деепричастия (в том числе причастных и деепричастных оборотов), как правило, посвящена большая часть рабочей учебной программы по русскому языку в 7 классе, в календарно-тематическое планирование включены такие темы, как «Причастный оборот: понятие, примеры использования в тексте», «Обособление причастного оборота», «Особенности деепричастного оборота», «Обособление деепричастного оборота», «Ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов» и др.
Как учителю логически выстроить уроки по данным темам таким образом, чтобы школьники не только поняли, что такое причастный и деепричастный обороты, но и научились корректно обособлять их?
Полагаем, педагогу поможет использование методических приемов, упражнений, которые используются в учебниках для 7 класса по русскому языку.
Рассмотрим, как построена методика изучения причастных и деепричастных оборотов в УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской.
В этих учебниках информация о причастном обороте предваряет сведения о деепричастном обороте.
В обоих рассматриваемых УМК под причастным оборотом понимается причастие с зависимыми словами, и приводятся такие примеры: исправляющий ошибки, рассказывающий о походе, грозно потемневшая и т.д.
● Прочитайте словосочетания. Определите, в каких из них причастие является главным словом, а в каких — зависимым. Спишите, распределяя эти словосочетания в три группы в соответствии с данными схемами:
Приводим словосочетания, которые предлагаются школьникам для анализа:
Одним из вариантов выполнения данного задания, на наш взгляд, является заполнение таблицы:
Ребята, выполняя это упражнение, повторяют орфографические правила (правописание приставок пре- и при-, правописание окончаний причастий, правописание проверяемых гласных в корне слова и др.), повторяют синтаксические правила построения словосочетания и основные синтаксические термины «определяемое слово в словосочетании», «главное слово в словосочетании». На наш взгляд, важно, чтобы учитель на данном этапе акцентировал внимание семиклассников на вопросах, которые задаются от главного слова к причастию (какой? какая? какое? и др.). Как следствие, ребята сделают важный вывод: причастие в предложении является определением.
Семиклассники, выявляя особенности обособления причастного оборота, находят следующую информацию в этом учебнике.
1) Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми на письме. В этом случае причастный оборот является одним членом предложения — определением.
2) Если причастный оборот находится перед определяемым словом, то он не выделяется запятыми. В этом случае каждое слово причастного оборота принято подчеркивать как член предложения.
В качестве правила, регулирующего обособление причастного оборота, в учебнике «Теория. Русский язык. 5-9 класс» В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой на с. 169 дается следующая информация:
В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой УМК В. В. Бабайцевой дается образец графического выделения причастного оборота на письме:
Как видим, в этом учебнике причастный оборот (независимо от своего положения перед или после определяемого слова) графически выделяется волнистой линией как единый член предложения — определение.
Закрепление полученных сведений о причастном обороте
В учебнике по русскому языку для 7 класса М. М. Разумовской в качестве упражнений, закрепляющих полученные сведения о причастном обороте, предлагаются задания на с. 75-78. Приведем некоторые из них.
● Замените выделенные слова подходящими по смыслу причастными оборотами и закончите предложения. Обозначьте в каждом из них определяемое слово и причастный оборот. В причастиях выделите суффиксы и окончания.
Рассмотрите записанные вами предложения. Докажите, что для каждого из них подходит схема:
Перестройте свои предложения так, чтобы для них подходила схема:
Определите, изменится ли при этом пунктуация предложений. Запишите два перестроенных предложения (на выбор), обозначая в них определяемые слова и причастные обороты.
Предлагаем один из вариантов выполнения упражнения.
Отредактированное школьником предложение
Предложение, отредактированное школьником по схеме
Семиклассники могут поделиться своими наблюдениями о том, что причастный оборот поясняет определяемое слово, отвечает на вопрос определения и подчеркивается волнистой линией; сделать вывод об изменении пунктуации при перестроении предложений: если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется.
● Выразительно прочитайте примеры и определите, почему они разделены на две группы. Установите, какой группе примеров соответствует каждая из схем.
Начертите схемы и к каждой из них выпишите из предложений соответствующие причастные обороты с определяемыми словами.
Выполните морфологический анализ выделенных слов.
Семиклассники могут начертить две схемы и привести примеры из каждой группы предложений; сделать вывод, что предложения разделены на две группы на основании того, что причастный оборот по отношению к определяемому слову может занимать разные позиции, и вспомнить правила обособления причастного оборота.
В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой и др. (УМК В. В. Бабайцевой) на с. 35-44 приводятся такие упражнения для закрепления знаний о причастном обороте и правилах его обособления.
● Спишите предложения, согласуя данные в скобках причастия с выделенными определяемыми словами (ставьте от них вопросы к определениям, чтобы не ошибиться в выборе окончаний!). Причастные обороты обозначьте графически.
Школьники могут выполнить упражнение таким образом:
Отредактированное школьником предложение
Школьники сделают важный вывод о том, что причастие поясняет определяемое слово и согласуется с ним в числе, падеже и роде (в единственном числе), отвечают на вопросы определения какой? какая? какое? и др. Следовательно, от того, сможет ли ученик найти определяемое слово и задать от него корректный вопрос, зависит, сделает ли он ошибку при употреблении причастного оборота или нет.
● Объясните ошибки в употреблении причастий, исправьте их. Запишите отредактированные предложения, подчеркивая причастные обороты.
Приводим вариант выполнения данного упражнения:
Отредактированное школьником предложение
Выполнение упражнение направлено на формирование у школьников умения выбирать правильную форму причастия-определения и ее корректно использовать.
Полагаем, среди основных результатов на данном этапе обучения, свидетельствующих об успешном освоении школьниками сведений о причастном обороте, необходимо назвать умение графически выделять причастный оборот волнистой линией, находить определяемое слово и задавать от него к причастию вопрос определения (какой? какая? какие? и др.).
Теоретические основы изучения деепричастного оборота
В рассматриваемых учебно-методических комплектах теоретические сведения о деепричастных оборотах и правилах его обособления представлена схожим образом:
● деепричастный оборот определяется в учебниках по русскому языку для 7 класса как деепричастие с зависимыми от него словами (например, скользя по утреннему снегу);
● как и одиночные деепричастия, деепричастный оборот рассматривается в предложении в качестве обстоятельство (т.е. отвечает на вопрос обстоятельства как? каким образом? и др.);
● правила обособление деепричастного оборота сформулировано следующим образом: он всегда выделяется на письме запятыми, например,
Закрепление полученных сведений о деепричастном обороте
Учебник по русскому языку для 7 класса УМК М. М. Разумовской включает пять заданий на закрепление знаний школьников о причастном обороте, среди которых мы выделим следующие упражнения.
● Спишите, подчеркивая грамматические основы предложений и обстоятельства. Чем выражены эти обстоятельства?
Используя данные примеры, школьники расскажут о знаках препинания при деепричастном обороте и выявят предложение (третье), в котором содержится причастный оборот, графически обозначат его и сделают вывод об основном отличии причастного и деепричастного оборота.
● Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений. Обозначьте деепричастные обороты.
Предлагаем вариант выполнения данного задания:
При выполнении этого упражнения семиклассники обязательно увидят в тексте использование причастного оборота (в предложениях 1 и 2), обозначат его графически и назовут вопросы, на которые отвечает причастный оборот (какой? какая? какие? и др.) и деепричастный оборот (как? каким образом? и др.).
В учебнике по русскому языку для 7 класса УМК В. В. Бабайцевой (с. 92-98) хотим выделить несколько упражнений, выполнение которых, на наш взгляд, сформирует у школьников умения использовать деепричастный оборот.
● Подберите к деепричастиям подходящие по смыслу зависимые слова. (Следите за порядком слов!) Запишите предложения, подчёркивая деепричастные обороты и объясняя постановку запятых.
● Перед вами предложения с пунктуационными ошибками. Объясните причину их возникновения. Запишите предложения в исправленном виде.
Исправляя пунктуационные ошибки в данных предложениях, семиклассники научатся видеть «границы» деепричастного оборота и сделают вывод о важности анализа предложений такого характера.
Методический комментарий
Как показал проведенный нами анализ учебников по русскому языку для 7 класса названных учебно-методических комплектов, «репертуар» упражнений, формирующих умения видеть причастный оборот и деепричастный оборот в предложении, исправлять нарушения при их употреблении, использовать их в собственной речи, достаточно широк.
На наш взгляд, при изучении особенности причастного и деепричастного оборотов на основе УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской учителю необходимо провести параллель между причастным оборотом и определением, деепричастным оборотом и обстоятельством, закрепить знания школьников, выполняя упражнение (например, представленные нами выше). Полагаем, такая дифференциация учебного материала позволит школьникам избежать путаницы между причастным и деепричастным оборотами и, как следствие, ошибок.
Как подчеркивается причастный оборот?
При синтаксическом разборе предложения волнистой линией подчеркивается причастный оборот, являющийся распространенным определением.
Какой член предложения причастный оборот?
Чтобы выяснить, как подчеркивается причастный оборот, определим, каким членом предложения он является.
В предложении причастие с зависимыми словами определяет существительное или местоимение и, если находится после них, выделяется запятыми:
Волны моря, закованные в гранит, подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам (М. Горький).
Несомненно, что причастный оборот — это определение, но только распространенное, а не одиночное, какими бывают прилагательные, местоимения-прилагательные, порядковые числительные, инфинитив и пр.
Какой линией подчеркивается причастный оборот?
Важно знать, что эта синтаксическая единица является единым членом предложения и не делится на составляющие его части: причастие и зависимые слова.
Я испытываю невыразимо отрадное чувство надежды, заменяющее тяжелое чувство страха (Л. Толстой).
Рассматриваемый оборот может находится перед определяемым словом, и тогда он не выделяется запятыми, кроме случая, когда он относится к личному местоимению.
Причастный оборот подчеркивается непрерывной волнистой линией, например:
Потемневшее от пыли голубое южное небо (М. Горький).
В последнем примере запятая ставится между однородными определениями: одиночным прилагательным и причастным оборотом.
Упражнение
В следующих предложениях найдем причастные обороты и подчеркнем их соответствующей линией. Учтем, что знаки препинания не расставлены.
Среди уходившего к горизонту моря колосьев стояла развесистая плакучая береза (И. Бунин).
У медленно тающих ледничков скоро начнут оживать и цвести растения (И. Соколов-Микитов).
Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы неподвижно висевшей в воздухе (К. Паустовский).
Еще крепко держит ноги скованная ледяным панцирем мерзлота (И. Соколов-Микитов).
Между тонкой сизой полосой лежащей на горизонте и тяжелой слоистой сине-меловой тучей возникло кроваво-красное зубчатое пламя (Ю. Нагибин).
Невиданной силы снегопад начавшийся еще днем усилился (Д. Драгунский)
Особенности деепричастных оборотов, правила выделения в предложении
В научной среде нет единого мнения, чем именно является деепричастие — или это особая форма глагола, или самостоятельная часть речи. Его основная функция — обозначить добавочное действие в предложении. Если у деепричастия есть зависимое слово, то конструкция называется деепричастным оборотом.
Что такое деепричастный оборот в русском языке
Деепричастный оборот представляет собой деепричастие с зависимыми словами. Зависимыми словами считаются те, к которым можно задать вопрос от деепричастия.
Не отвлекаясь от чтения, он наслаждался утренним кофе.
Рассмотрим грамматическую основу предложения: первая часть — деепричастный оборот, глагол наслаждался — сказуемое, от которого он зависит.
Использование деепричастий и деепричастных оборотов изучают в школе в 7 классе.
Особенности деепричастного оборота
Одиночное причастие, как и деепричастный оборот, обособляется запятыми. В предложениях встречаются и два деепричастных оборота, которые соединены союзом «и». Они относятся к одному сказуемому и являются однородными обстоятельствами в качестве членов предложения. Запятая в этом случае ставится перед первым из них и после второго.
С дерева, взмахнув крыльями и громко закаркав, взлетела серая ворона.
Деепричастный оборот также отделен запятой от союза, стоящего перед ним.
И, задернув шторы, он продолжил спать.
При употреблении союза «а» в таких конструкциях запятая не ставится.
Возьмите книгу, а прочитав рассказ, напишите сочинение.
Как найти деепричастный оборот в предложении
Способы, как найти деепричастный оборот:
Он наслаждался (что делая?), рисуя (что?) портреты. Деепричастный оборот: рисуя портреты.
Отправив письмо по e-mail, он пошел спать. Найти деепричастие: пошел спать (что сделав?) — отправив. Зависимые слова: отправив (что?) — письмо. Зависимые слова от зависимых слов: письмо (отправлено как?) — по e-mail. Деепричастный оборот: отправив письмо по e-mail.
Причастный и деепричастный оборот: отличия и примеры
Нередко ученики путают две конструкции — деепричастный оборот и причастный. И в итоге делают ошибки в расстановке знаков препинания. Стоит отметить, что две этих конструкции отличаются друг от друга по многим параметрам:
Когда деепричастный оборот выделяется запятыми на письме
Деепричастный оборот в большинстве случаев обособляется запятыми. Если он стоит внутри предложения, то выделяется с обеих сторон, а если в начале предложения, то запятая ставится в конце конструкции.
Они шли по дороге, наслаждаясь приятной беседой.
Багровея от заходящего солнца, небо предвещало о закате.
Деепричастный оборот всегда отделяется от союза запятыми в случае, если этот союз не входит в его конструкцию.
Они долго работали и, завершив дела, поехали домой.
Союз «а» часто относится к деепричастному обороту. Поэтому союз не отделяется от него запятой.
Он увлекался историей, а попав в клуб, начинал рассказывать о правлении Ивана Грозного.
В каких случаях деепричастный оборот не выделяется запятыми
Теперь рассмотрим случаи, когда деепричастный оборот не обособляется знаками препинания:
Причастный и деепричастный оборот
Всего получено оценок: 5965.
Всего получено оценок: 5965.
В русском языке речевые конструкции могут обогащаться причастными и деепричастными оборотами. В данной статье рассмотрены особенности и правила употребления каждого вида оборота, приведены примеры их грамотного использования в речи.
Причастие и деепричастие в русском языке – это особые формы глагола (у некоторых авторов самостоятельные части речи), которые вместе с зависимыми словами образуют особые синтаксические конструкции: причастный и деепричастный обороты.
Обособление причастных оборотов
В предложении обособление (выделение запятыми) причастного оборота в предложении зависит от его позиции по отношению к определяемому слову:
Также причастный оборот обособляется, если относится к личному местоимению или выражает дополнительное обстоятельственное значение.
Обособление деепричастных оборотов
У деепричастных оборотов правило обособления в предложениях одно: деепричастный оборот всегда выделяется запятыми, независимо от его позиции по отношению к глаголу-сказуемому.
которые читают вместе с этой
Деепричастный оборот не выделяется запятыми:
Как подчеркивается деепричастный оборот в предложении?
Укажем, какой линией подчеркивается деепричастный оборот, обозначающий обстоятельство в предложении.
Чтобы выяснить, как подчеркивается деепричастный оборот, определим на примерах, каким второстепенным членом предложения эта конструкция является в сообщении.
Какой член предложения деепричастный оборот?
Деепричастный оборот поясняет в предложении глагол-сказуемое.
Деепричастный оборот обозначает добавочное действие по отношению к главному действию, обозначенному сказуемым:
птичка села и чирикнула, увидела кота и взлетела.
Птичка взлетела (почему?), увидев кота.
Деепричастный оборот «увидев кота» поясняет сказуемое, выраженное глаголом, обозначает причину действия, обозначенного им, и отвечает на обстоятельственный вопрос. Значит, в анализируемом сообщении он является второстепенным членом предложения и выполняет синтаксическую роль обстоятельства причины.
Учтем, что при синтаксическом разборе деепричастный оборот всегда является одним членом предложения — обстоятельством — и не раскладывается на составляющие его части: деепричастие и зависимые слова.
Какой линией деепричастный оборот подчеркивается в предложении?
Для подчеркивания обстоятельства употребляется линия «точка-штрих-точка-штрих».
Поупражняемся еще раз определить, каким членом предложения является деепричастный оборот и какой линией подчеркивается в предложении:
Брал с собой когда? уезжая в путешествие.
В этом контексте деепричастный оборот является обстоятельством времени, которое подчеркнем соответствующей линией.
Упражнение
Упражняемся в определении вида обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом, и подчеркнем его. Учтем, что знаки препинания не расставлены.
Листва усохнув по осени почти не облетела (Ю. Нагибин).
Находясь в ссылке поэт часто обращался к друзьям с просьбой прислать ему ту или иную книгу (А. Гессен).
Высунувшись из окна я запел какие-то бессвязные слова о ночи (К. Паустовский).
Я шел наугад то спотыкаясь о корни то вновь неслышно ступая по мягкому моховому ковру (Г. Скребицкий).
Порой белка спускалась как можно ниже и внимательно осматривала землю на лесных полянках, стараясь найти гриб или ягодный кустик (Г. Скребицкий).
Вдыхая медовые запахи этих трав я проходил полевыми тропинками по плечи утопая в наливавшихся нежно-зелёных хлебах (И. Соколов-Микитов).