Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот

Причастный и деепричастный обороты: учимся различать

Теоретические основы изучения причастного оборота

Изучению особенностей причастия и деепричастия (в том числе причастных и деепричастных оборотов), как правило, посвящена большая часть рабочей учебной программы по русскому языку в 7 классе, в календарно-тематическое планирование включены такие темы, как «Причастный оборот: понятие, примеры использования в тексте», «Обособление причастного оборота», «Особенности деепричастного оборота», «Обособление деепричастного оборота», «Ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов» и др.

Как учителю логически выстроить уроки по данным темам таким образом, чтобы школьники не только поняли, что такое причастный и деепричастный обороты, но и научились корректно обособлять их?

Полагаем, педагогу поможет использование методических приемов, упражнений, которые используются в учебниках для 7 класса по русскому языку.

Рассмотрим, как построена методика изучения причастных и деепричастных оборотов в УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской.

В этих учебниках информация о причастном обороте предваряет сведения о деепричастном обороте.

В обоих рассматриваемых УМК под причастным оборотом понимается причастие с зависимыми словами, и приводятся такие примеры: исправляющий ошибки, рассказывающий о походе, грозно потемневшая и т.д.

Прочитайте словосочетания. Определите, в каких из них причастие является главным словом, а в каких — зависимым. Спишите, распределяя эти словосочетания в три группы в соответствии с данными схемами:

Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Картинка про Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот

Приводим словосочетания, которые предлагаются школьникам для анализа:

Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Картинка про Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот

Одним из вариантов выполнения данного задания, на наш взгляд, является заполнение таблицы:

Ребята, выполняя это упражнение, повторяют орфографические правила (правописание приставок пре- и при-, правописание окончаний причастий, правописание проверяемых гласных в корне слова и др.), повторяют синтаксические правила построения словосочетания и основные синтаксические термины «определяемое слово в словосочетании», «главное слово в словосочетании». На наш взгляд, важно, чтобы учитель на данном этапе акцентировал внимание семиклассников на вопросах, которые задаются от главного слова к причастию (какой? какая? какое? и др.). Как следствие, ребята сделают важный вывод: причастие в предложении является определением.

Семиклассники, выявляя особенности обособления причастного оборота, находят следующую информацию в этом учебнике.

1) Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми на письме. В этом случае причастный оборот является одним членом предложения — определением.

Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Картинка про Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот

2) Если причастный оборот находится перед определяемым словом, то он не выделяется запятыми. В этом случае каждое слово причастного оборота принято подчеркивать как член предложения.

Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Картинка про Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот

В качестве правила, регулирующего обособление причастного оборота, в учебнике «Теория. Русский язык. 5-9 класс» В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой на с. 169 дается следующая информация:

Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Картинка про Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот

В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой УМК В. В. Бабайцевой дается образец графического выделения причастного оборота на письме:

Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Картинка про Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот

Как видим, в этом учебнике причастный оборот (независимо от своего положения перед или после определяемого слова) графически выделяется волнистой линией как единый член предложения — определение.

Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Картинка про Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот

Закрепление полученных сведений о причастном обороте

В учебнике по русскому языку для 7 класса М. М. Разумовской в качестве упражнений, закрепляющих полученные сведения о причастном обороте, предлагаются задания на с. 75-78. Приведем некоторые из них.

Замените выделенные слова подходящими по смыслу причастными оборотами и закончите предложения. Обозначьте в каждом из них определяемое слово и причастный оборот. В причастиях выделите суффиксы и окончания.

Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Картинка про Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот

Рассмотрите записанные вами предложения. Докажите, что для каждого из них подходит схема:

Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Картинка про Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот

Перестройте свои предложения так, чтобы для них подходила схема:

Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Картинка про Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот

Определите, изменится ли при этом пунктуация предложений. Запишите два перестроенных предложения (на выбор), обозначая в них определяемые слова и причастные обороты.

Предлагаем один из вариантов выполнения упражнения.

Отредактированное школьником предложение

Предложение, отредактированное школьником по схеме

Семиклассники могут поделиться своими наблюдениями о том, что причастный оборот поясняет определяемое слово, отвечает на вопрос определения и подчеркивается волнистой линией; сделать вывод об изменении пунктуации при перестроении предложений: если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется.

Выразительно прочитайте примеры и определите, почему они разделены на две группы. Установите, какой группе примеров соответствует каждая из схем.

Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Картинка про Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот

Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Картинка про Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот

Начертите схемы и к каждой из них выпишите из предложений соответствующие причастные обороты с определяемыми словами.

Выполните морфологический анализ выделенных слов.

Семиклассники могут начертить две схемы и привести примеры из каждой группы предложений; сделать вывод, что предложения разделены на две группы на основании того, что причастный оборот по отношению к определяемому слову может занимать разные позиции, и вспомнить правила обособления причастного оборота.

В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой и др. (УМК В. В. Бабайцевой) на с. 35-44 приводятся такие упражнения для закрепления знаний о причастном обороте и правилах его обособления.

Спишите предложения, согласуя данные в скобках причастия с выделенными определяемыми словами (ставьте от них вопросы к определениям, чтобы не ошибиться в выборе окончаний!). Причастные обороты обозначьте графически.

Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Картинка про Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот

Школьники могут выполнить упражнение таким образом:

Отредактированное школьником предложение

Школьники сделают важный вывод о том, что причастие поясняет определяемое слово и согласуется с ним в числе, падеже и роде (в единственном числе), отвечают на вопросы определения какой? какая? какое? и др. Следовательно, от того, сможет ли ученик найти определяемое слово и задать от него корректный вопрос, зависит, сделает ли он ошибку при употреблении причастного оборота или нет.

Объясните ошибки в употреблении причастий, исправьте их. Запишите отредактированные предложения, подчеркивая причастные обороты.

Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Картинка про Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот

Приводим вариант выполнения данного упражнения:

Отредактированное школьником предложение

Выполнение упражнение направлено на формирование у школьников умения выбирать правильную форму причастия-определения и ее корректно использовать.

Полагаем, среди основных результатов на данном этапе обучения, свидетельствующих об успешном освоении школьниками сведений о причастном обороте, необходимо назвать умение графически выделять причастный оборот волнистой линией, находить определяемое слово и задавать от него к причастию вопрос определения (какой? какая? какие? и др.).

Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Картинка про Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот

Теоретические основы изучения деепричастного оборота

В рассматриваемых учебно-методических комплектах теоретические сведения о деепричастных оборотах и правилах его обособления представлена схожим образом:

● деепричастный оборот определяется в учебниках по русскому языку для 7 класса как деепричастие с зависимыми от него словами (например, скользя по утреннему снегу);

● как и одиночные деепричастия, деепричастный оборот рассматривается в предложении в качестве обстоятельство (т.е. отвечает на вопрос обстоятельства как? каким образом? и др.);

● правила обособление деепричастного оборота сформулировано следующим образом: он всегда выделяется на письме запятыми, например,

Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Картинка про Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот

Закрепление полученных сведений о деепричастном обороте

Учебник по русскому языку для 7 класса УМК М. М. Разумовской включает пять заданий на закрепление знаний школьников о причастном обороте, среди которых мы выделим следующие упражнения.

Спишите, подчеркивая грамматические основы предложений и обстоятельства. Чем выражены эти обстоятельства?

Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Картинка про Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот

Используя данные примеры, школьники расскажут о знаках препинания при деепричастном обороте и выявят предложение (третье), в котором содержится причастный оборот, графически обозначат его и сделают вывод об основном отличии причастного и деепричастного оборота.

● Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений. Обозначьте деепричастные обороты.

Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Картинка про Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот

Предлагаем вариант выполнения данного задания:

Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Картинка про Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот

При выполнении этого упражнения семиклассники обязательно увидят в тексте использование причастного оборота (в предложениях 1 и 2), обозначат его графически и назовут вопросы, на которые отвечает причастный оборот (какой? какая? какие? и др.) и деепричастный оборот (как? каким образом? и др.).

В учебнике по русскому языку для 7 класса УМК В. В. Бабайцевой (с. 92-98) хотим выделить несколько упражнений, выполнение которых, на наш взгляд, сформирует у школьников умения использовать деепричастный оборот.

Подберите к деепричастиям подходящие по смыслу зависимые слова. (Следите за порядком слов!) Запишите предложения, подчёркивая деепричастные обороты и объясняя постановку запятых.

Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Картинка про Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот

Перед вами предложения с пунктуационными ошибками. Объясните причину их возникновения. Запишите предложения в исправленном виде.

Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Картинка про Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот

Исправляя пунктуационные ошибки в данных предложениях, семиклассники научатся видеть «границы» деепричастного оборота и сделают вывод о важности анализа предложений такого характера.

Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Картинка про Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот

Методический комментарий

Как показал проведенный нами анализ учебников по русскому языку для 7 класса названных учебно-методических комплектов, «репертуар» упражнений, формирующих умения видеть причастный оборот и деепричастный оборот в предложении, исправлять нарушения при их употреблении, использовать их в собственной речи, достаточно широк.

На наш взгляд, при изучении особенности причастного и деепричастного оборотов на основе УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской учителю необходимо провести параллель между причастным оборотом и определением, деепричастным оборотом и обстоятельством, закрепить знания школьников, выполняя упражнение (например, представленные нами выше). Полагаем, такая дифференциация учебного материала позволит школьникам избежать путаницы между причастным и деепричастным оборотами и, как следствие, ошибок.

Источник

Как подчеркивается причастный оборот?

При син­так­си­че­ском раз­бо­ре пред­ло­же­ния вол­ни­стой лини­ей под­чер­ки­ва­ет­ся при­част­ный обо­рот, явля­ю­щий­ся рас­про­стра­нен­ным определением.

Какой член предложения причастный оборот?

Чтобы выяс­нить, как под­чер­ки­ва­ет­ся при­част­ный обо­рот, опре­де­лим, каким чле­ном пред­ло­же­ния он является.

В пред­ло­же­нии при­ча­стие с зави­си­мы­ми сло­ва­ми опре­де­ля­ет суще­стви­тель­ное или место­име­ние и, если нахо­дит­ся после них, выде­ля­ет­ся запятыми:

Волны моря, зако­ван­ные в гра­нит, подав­ле­ны гро­мад­ны­ми тяже­стя­ми, сколь­зя­щи­ми по их хреб­там (М. Горький).

Несомненно, что при­част­ный обо­рот — это опре­де­ле­ние, но толь­ко рас­про­стра­нен­ное, а не оди­ноч­ное, каки­ми быва­ют при­ла­га­тель­ные, местоимения-прилагательные, поряд­ко­вые чис­ли­тель­ные, инфи­ни­тив и пр.

Какой линией подчеркивается причастный оборот?

Важно знать, что эта син­так­си­че­ская еди­ни­ца явля­ет­ся еди­ным чле­ном пред­ло­же­ния и не делит­ся на состав­ля­ю­щие его части: при­ча­стие и зави­си­мые слова.

Я испы­ты­ваю невы­ра­зи­мо отрад­ное чув­ство надеж­ды, заме­ня­ю­щее тяже­лое чув­ство стра­ха (Л. Толстой).

Рассматриваемый обо­рот может нахо­дит­ся перед опре­де­ля­е­мым сло­вом, и тогда он не выде­ля­ет­ся запя­ты­ми, кро­ме слу­чая, когда он отно­сит­ся к лич­но­му местоимению.

Причастный обо­рот под­чер­ки­ва­ет­ся непре­рыв­ной вол­ни­стой лини­ей, например:

Потемневшее от пыли голу­бое южное небо (М. Горький).

В послед­нем при­ме­ре запя­тая ста­вит­ся меж­ду одно­род­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми: оди­ноч­ным при­ла­га­тель­ным и при­част­ным оборотом.

Упражнение

В сле­ду­ю­щих пред­ло­же­ни­ях най­дем при­част­ные обо­ро­ты и под­черк­нем их соот­вет­ству­ю­щей лини­ей. Учтем, что зна­ки пре­пи­на­ния не расставлены.

Среди ухо­див­ше­го к гори­зон­ту моря коло­сьев сто­я­ла раз­ве­си­стая пла­ку­чая бере­за (И. Бунин).

У мед­лен­но таю­щих лед­нич­ков ско­ро нач­нут ожи­вать и цве­сти рас­те­ния (И. Соколов-Микитов).

Краски каза­лись осо­бен­но мяг­ки­ми из-за осен­ней мглы непо­движ­но висев­шей в воз­ду­хе (К. Паустовский).

Еще креп­ко дер­жит ноги ско­ван­ная ледя­ным пан­ци­рем мерз­ло­та (И. Соколов-Микитов).

Между тон­кой сизой поло­сой лежа­щей на гори­зон­те и тяже­лой сло­и­стой сине-меловой тучей воз­ник­ло кроваво-красное зуб­ча­тое пла­мя (Ю. Нагибин).

Невиданной силы сне­го­пад начав­ший­ся еще днем уси­лил­ся (Д. Драгунский)

Источник

Особенности деепричастных оборотов, правила выделения в предложении

В научной среде нет единого мнения, чем именно является деепричастие — или это особая форма глагола, или самостоятельная часть речи. Его основная функция — обозначить добавочное действие в предложении. Если у деепричастия есть зависимое слово, то конструкция называется деепричастным оборотом.

Что такое деепричастный оборот в русском языке

Деепричастный оборот представляет собой деепричастие с зависимыми словами. Зависимыми словами считаются те, к которым можно задать вопрос от деепричастия.

Не отвлекаясь от чтения, он наслаждался утренним кофе.

Рассмотрим грамматическую основу предложения: первая часть — деепричастный оборот, глагол наслаждался — сказуемое, от которого он зависит.

Использование деепричастий и деепричастных оборотов изучают в школе в 7 классе.

Особенности деепричастного оборота

Одиночное причастие, как и деепричастный оборот, обособляется запятыми. В предложениях встречаются и два деепричастных оборота, которые соединены союзом «и». Они относятся к одному сказуемому и являются однородными обстоятельствами в качестве членов предложения. Запятая в этом случае ставится перед первым из них и после второго.

С дерева, взмахнув крыльями и громко закаркав, взлетела серая ворона.

Деепричастный оборот также отделен запятой от союза, стоящего перед ним.

И, задернув шторы, он продолжил спать.

При употреблении союза «а» в таких конструкциях запятая не ставится.

Возьмите книгу, а прочитав рассказ, напишите сочинение.

Как найти деепричастный оборот в предложении

Способы, как найти деепричастный оборот:

Он наслаждался (что делая?), рисуя (что?) портреты. Деепричастный оборот: рисуя портреты.

Отправив письмо по e-mail, он пошел спать. Найти деепричастие: пошел спать (что сделав?) — отправив. Зависимые слова: отправив (что?) — письмо. Зависимые слова от зависимых слов: письмо (отправлено как?) — по e-mail. Деепричастный оборот: отправив письмо по e-mail.

Причастный и деепричастный оборот: отличия и примеры

Нередко ученики путают две конструкции — деепричастный оборот и причастный. И в итоге делают ошибки в расстановке знаков препинания. Стоит отметить, что две этих конструкции отличаются друг от друга по многим параметрам:

Когда деепричастный оборот выделяется запятыми на письме

Деепричастный оборот в большинстве случаев обособляется запятыми. Если он стоит внутри предложения, то выделяется с обеих сторон, а если в начале предложения, то запятая ставится в конце конструкции.

Они шли по дороге, наслаждаясь приятной беседой.

Багровея от заходящего солнца, небо предвещало о закате.

Деепричастный оборот всегда отделяется от союза запятыми в случае, если этот союз не входит в его конструкцию.

Они долго работали и, завершив дела, поехали домой.

Союз «а» часто относится к деепричастному обороту. Поэтому союз не отделяется от него запятой.

Он увлекался историей, а попав в клуб, начинал рассказывать о правлении Ивана Грозного.

В каких случаях деепричастный оборот не выделяется запятыми

Теперь рассмотрим случаи, когда деепричастный оборот не обособляется знаками препинания:

Источник

Причастный и деепричастный оборот

Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Картинка про Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Картинка про Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот

Всего получено оценок: 5965.

Всего получено оценок: 5965.

В русском языке речевые конструкции могут обогащаться причастными и деепричастными оборотами. В данной статье рассмотрены особенности и правила употребления каждого вида оборота, приведены примеры их грамотного использования в речи.

Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Картинка про Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот

Причастие и деепричастие в русском языке – это особые формы глагола (у некоторых авторов самостоятельные части речи), которые вместе с зависимыми словами образуют особые синтаксические конструкции: причастный и деепричастный обороты.

Обособление причастных оборотов

В предложении обособление (выделение запятыми) причастного оборота в предложении зависит от его позиции по отношению к определяемому слову:

Также причастный оборот обособляется, если относится к личному местоимению или выражает дополнительное обстоятельственное значение.

Обособление деепричастных оборотов

У деепричастных оборотов правило обособления в предложениях одно: деепричастный оборот всегда выделяется запятыми, независимо от его позиции по отношению к глаголу-сказуемому.

которые читают вместе с этой

Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Картинка про Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот

Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Картинка про Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот

Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Картинка про Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот

Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Картинка про Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот

Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Картинка про Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот

Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Смотреть картинку Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Картинка про Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот. Фото Как подчеркивать причастный и деепричастный оборот

Деепричастный оборот не выделяется запятыми:

Источник

Как подчеркивается деепричастный оборот в предложении?

Укажем, какой лини­ей под­чер­ки­ва­ет­ся дее­при­част­ный обо­рот, обо­зна­ча­ю­щий обсто­я­тель­ство в предложении.

Чтобы выяс­нить, как под­чер­ки­ва­ет­ся дее­при­част­ный обо­рот, опре­де­лим на при­ме­рах, каким вто­ро­сте­пен­ным чле­ном пред­ло­же­ния эта кон­струк­ция явля­ет­ся в сообщении.

Какой член предложения деепричастный оборот?

Деепричастный обо­рот пояс­ня­ет в пред­ло­же­нии глагол-сказуемое.

Деепричастный обо­рот обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие по отно­ше­нию к глав­но­му дей­ствию, обо­зна­чен­но­му сказуемым:

птич­ка села и чирик­ну­ла, уви­де­ла кота и взлетела.

Птичка взле­те­ла (поче­му?), уви­дев кота.

Деепричастный обо­рот «уви­дев кота» пояс­ня­ет ска­зу­е­мое, выра­жен­ное гла­го­лом, обо­зна­ча­ет при­чи­ну дей­ствия, обо­зна­чен­но­го им, и отве­ча­ет на обсто­я­тель­ствен­ный вопрос. Значит, в ана­ли­зи­ру­е­мом сооб­ще­нии он явля­ет­ся вто­ро­сте­пен­ным чле­ном пред­ло­же­ния и выпол­ня­ет син­так­си­че­скую роль обсто­я­тель­ства при­чи­ны.

Учтем, что при син­так­си­че­ском раз­бо­ре дее­при­част­ный обо­рот все­гда явля­ет­ся одним чле­ном пред­ло­же­ния — обсто­я­тель­ством — и не рас­кла­ды­ва­ет­ся на состав­ля­ю­щие его части: дее­при­ча­стие и зави­си­мые слова.

Какой линией деепричастный оборот подчеркивается в предложении?

Для под­чер­ки­ва­ния обсто­я­тель­ства упо­треб­ля­ет­ся линия «точка-штрих-точка-штрих».

Поупражняемся еще раз опре­де­лить, каким чле­ном пред­ло­же­ния явля­ет­ся дее­при­част­ный обо­рот и какой лини­ей под­чер­ки­ва­ет­ся в предложении:

Брал с собой когда? уез­жая в путешествие.

В этом кон­тек­сте дее­при­част­ный обо­рот явля­ет­ся обсто­я­тель­ством вре­ме­ни, кото­рое под­черк­нем соот­вет­ству­ю­щей линией.

Упражнение

Упражняемся в опре­де­ле­нии вида обсто­я­тель­ства, выра­жен­но­го дее­при­част­ным обо­ро­том, и под­черк­нем его. Учтем, что зна­ки пре­пи­на­ния не расставлены.

Листва усох­нув по осе­ни почти не обле­те­ла (Ю. Нагибин).

Находясь в ссыл­ке поэт часто обра­щал­ся к дру­зьям с прось­бой при­слать ему ту или иную кни­гу (А. Гессен).

Высунувшись из окна я запел какие-то бес­связ­ные сло­ва о ночи (К. Паустовский).

Я шел наугад то спо­ты­ка­ясь о кор­ни то вновь неслыш­но сту­пая по мяг­ко­му мохо­во­му ков­ру (Г. Скребицкий).

Порой бел­ка спус­ка­лась как мож­но ниже и вни­ма­тель­но осмат­ри­ва­ла зем­лю на лес­ных полян­ках, ста­ра­ясь най­ти гриб или ягод­ный кустик (Г. Скребицкий).

Вдыхая медо­вые запа­хи этих трав я про­хо­дил поле­вы­ми тро­пин­ка­ми по пле­чи уто­пая в нали­вав­ших­ся нежно-зелёных хле­бах (И. Соколов-Микитов).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *