Как подчеркивать разделительный твердый знак
Разделительные твердый и мягкий знак
Содержание
Твердый знак и мягкий знак — особенные буквы русского алфавита. Они не обозначают никакого звука, но играют очень важную роль в грамотной передаче особенностей произношения на письме. Давайте посмотрим, когда они могут называться разделительными, а также в каких случаях нужно употреблять каждый из них.
Когда Ъ и Ь называются разделительными?
Чтобы ответить на этот вопрос, для начала вспомним о разнообразии гласных букв в русском языке. В частности, среди них есть 4 гласных, каждая из которых при определенных условиях может обозначать 2 звука. Это буквы е, ё, ю, я. Они «распадаются» на звуки [йэ], [йо], [йу], [йа].
Именно с ними связано употребление разделительных Ъ и Ь.
Сравним: семя — семья. В обоих словах присутствует буква я, но в слове семя она обозначает 1 звук, а в слове семья — 2: [й] + [а].
В этом случае мягкий знак будет называться разделительным, потому что он разделяет мягкий согласный [м’] от состоящей из двух звуков гласной буквы я.
Твердый разделительный знак выполняет подобную функцию, но уже чтобы отделить твердый согласный от гласной, обозначающей два звука.
Например: объявление. Это слово произносится так, как мы все его знаем, именно благодаря твердому знаку. Без него оно звучало бы приблизительно как об[и]вление.
Итак, подведем итог: когда буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука и стоят после мягкого или твердого знака, тогда эти знаки будут считаться разделительными.
Когда пишется разделительный Ъ?
Например: съехать, взъерошенный, отъезд, объявить, разъяренный, подъем, предъюбилейный, межъярусный, сверхъестественный.
Внимание! Разделительный твердый знак НЕ пишется в сложносокращенных словах. Это слова, образованные путем сложения двух сокращенных слов.
Например: иняз (иностранный язык), детясли (детские ясли).
Произношение при этом сохраняется такое же, как и в первоначальных основах, то есть ин[йа]з, дет[йа]сли.
Когда пишется разделительный Ь?
Это может быть положение в корне, между корнем и суффиксом, между суффиксом и окончанием, но только НЕ после приставки.
Например: вьюга, барьер, шьёт, рьяный.
Первые знания
Изучение алфавита начинается со знакомства с буквами. Их всего 33. В таком варианте азбука существует с 1942 года. До этого времени букв было 32, так как отсутствовала ё. Некоторое время было более 40 букв.
Сейчас буквы ъ и ь звуков не обозначают, они необходимы для выполнения служебных функций. В древнерусском языке с их помощью указывали на краткость и нечёткое произношение других звуков (ъ — звук, близкий к [о], ь — звук, близкий к [е]). Например, вълкъ (волк).
До XII века в русском языке название букв было таким: ъ — ер и ь — ерь. Позже их заменили на о и е, но в конце слова ъ писали до XX века. Отменили его в 1918 году. Утрата кратких гласных звуков привела к чередованию гласных о и е с нулём звука (сон — сна). В устной речи при произношении слов происходит оглушение звонких согласных (плодъ — пло [т]). Сейчас есть ъ и ь знаки, правила для которых изучают в начальной школе.
Буква ь как показатель грамматической формы слова употребляется в имени существительном и глаголе. Используемая часть речи находится в форме женского рода и имеет определенные характеристики — единственное число, именительный или винительный падеж. Например, рожь, печь, молодёжь. Есть исключения — туч, тысяч. Они стоят в форме множественного числа родительного падежа. Правила употребления грамматической формы:
Не ставится знак в глаголах третьего лица, когда они стоят в единственном числе, а действие происходит в настоящем времени (каша варится). Разные группы слов поддаются нескольким правилам. Некоторые им подчиняются, другие придётся запомнить.
Правила русского языка
Употребление букв отличается в зависимости от того, где они располагаются. В корне ставится разделительный мягкий знак, если после него стоят гласные буквы е, ё, ю, я. Твёрдый знак используется в сложных словах с несколькими корнями и после приставок русского и иноязычного происхождения. Употребление слов с разделительным мягким знаком происходит согласно правилам:
Слова с разделительным твёрдым знаком встречаются реже. Правила употребления необходимо знать, чтобы использовать иноязычные выражения при построении предложений и передаче информации. Знак ставят после русских приставок, которые оканчиваются на твёрдый согласный, перед гласными е, ё, ю, я (съёжился). Однако нужно отличать выражения, в которых букву писать не нужно, так как корень в них начинается с простых гласных а, о, у (изукрашенный, сэкономить).
Употребление сложных выражений связано с правилом постановки графических знаков, которые не обозначают звука. Твёрдый знак покажет, сколько корней, которые начинаются с элементов двух-, трёх-. При этом вторая часть корня начинается с гласных букв, которые обозначают два звука при произношении. Правило не распространяется, если корень которых начинается с буквы а, о или у.
В иноязычных выражениях можно встретить приставки аб-, контр-, транс-, суб-. Если корень начинается с е, ё, ю, я, то необходимо поставить твёрдый знак (абъюрация, субъект, трансъевропейский). Его пишут после приставки, которая заканчивается на согласную.
Правило не распространяется на сложносокращённые слова (детясли).
Хоть буквы не имеют звуков, они пишутся для правильного произношения. Это видно на примере пары слов «семя — семья». Мягкий знак, смягчающий предшествующий согласный, заставляет произносить дополнительный звук [й ‘]. Правила переноса простые: знаковая часть остаётся, другая — переносится. Нельзя совершить перенос, если слог представлен одной буквой.
В таблице представлены основные моменты постановки графического знака.
Правило | Пример |
Имя существительное женского рода, которое заканчивается на шипящий согласный | Ночь, мощь |
Существительные и числительные, которые употребляются в творительном падеже и имеют форму множественного числа | Семью, людьми |
На конце числительных от пяти до тридцати, в середине — от пятидесяти до восьмидесяти | Двенадцать, тридцать пять |
Глаголы в неопределённой форме, в окончаниях слов второго лица единственного числа, в повелительном наклонении | Читать, гладь, моешься (исключение: ляг — лягте) |
Написание наречий с окончанием на шипящий звук | Сплошь, настежь (исключения: уж, замуж, невтерпёж) |
Прилагательные, образование которых происходит от названий месяцев | Ноябрьский (кроме январский) |
Есть трудные случаи, когда правописание нельзя проверить. Главную роль отводят запоминанию. Например, в слове «изъян» пишется твёрдый знак, хотя произношение мягкое. В иноязычных словах приставки не выделяются.
Упражнения на закрепление
Иногда трудно определить, где употребить ъ и ь знаки, поэтому правила нужно запомнить. Сначала определяют строение слова, то есть его морфемный состав. Например, если в корне находится мягкий знак, тогда подбирают однокоренные слова (веселье — весело, воробьи — воробышек). Это правило относится и к словам с твёрдым знаком, например, еду — съеду. Чтобы воспользоваться правилом, нужно придерживаться такого алгоритма:
В начальных классах правила изучают, а затем закрепляют с помощью упражнений. Например, нужно вставить на месте пропусков разделительный твёрдый или мягкий знак (ул…и, с… едобный). Объяснение простое: ульи — ставим ь, так как он относится к корню. В прилагательном съедобный употребляют ъ, так как он стоит между приставкой с-, которая оканчивается на согласный, и корнем перед буквой е.
Обозначить орфограмму предлагают в тексте, где нужно найти и подчеркнуть слова. После этого дети объясняют свой выбор по представленному алгоритму. Работают с прилагательными, которые отвечают на вопрос «чьи?». Пример предложений: «Заячьи лапы остались на белом снегу», «Рысьи когти очень острые». Здесь в корне пишется мягкий знак.
Чтобы провести игру «Эрудит», на помощь придут пословицы, в которых употребляется противоположный знак. В них много слов на изученную орфограмму. Учитель предлагает прослушать и дать объяснение: «Ученье — свет, а неученье — тьма».
Иноязычные слова нужно запомнить. Некоторые можно часто встретить в ежедневном словаре. С ь пишутся: бульон, павильон, почтальон, шампиньон.
Изучение проходит на протяжении всего обучения в школе. В список употребления твёрдого знака входят подъезд, съёмка, объединить, инъекция, объект. Обращают внимание на слова «то бишь» со значением «а именно». Короткое «туш» пишется без ь, если имеют в виду музыкальное приветствие, а краска — это «тушь».
Можно сделать вывод, что для грамотного построения предложений необходимо обращать внимание на правила. Сначала определяют часть речи, затем подбирают проверочные или однокоренные слова. После этого выделяют морфемы. Такой подход поможет определить, какой знак необходимо употребить.
Разделительный твердый и мягкий знак
Всего получено оценок: 112.
Всего получено оценок: 112.
В данной статье, предназначенной для 2 класса, рассмотрим, что такое разделительный знак, какие знаки и перед какими буквами пишутся, в чем особенность каждого разделительного знака.
Разделительный ъ
Разделительный твердый знак – знак, который помогает обозначить звук [й’] перед гласными е, ё, ю, я.
Разделительный знак ъ отделяет твердый согласный звук от гласной буквы, обозначающей два звука.
Если мягкий знак может не только являться разделительным знаком, но и выполнять функцию обозначения мягкости предшествующей согласной, то твердый знак используется только в качестве разделительного знака.
Разделительный ь
Разделительный мягкий знак – знак, который помогает обозначить звук [й’] перед гласными е, ё, ю, я, и.
Разделительный знак ь отделяет мягкий согласный звук от гласной буквы, обозначающей два звука.
Правило
Правописание ь и ъ зависит от положения знака.
Между приставкой и корнем после приставок, оканчивающихся на твердый согласный, перед буквами е, ё, ю, я пишется разделительный твердый знак.
Приставки, после которых пишется ъ, могут быть и исконными, и заимствованными.
В корне слова после мягких согласных перед буквами е, ё, ю, я, и пишется разделительный мягкий знак.
Разделительный ь пишется также в словах иностранного происхождения перед буквой «о».
Разделительные твердый и мягкий знаки имеют одинаковые правила написания во всех частях речи.
Алгоритм
Чтобы понять, когда пишется мягкий разделительный знак (ь), а когда – твердый разделительный знак (ъ), нужно пользоваться следующим алгоритмом действия:
Приведем конкретные примеры:
Что мы узнали?
Разделительный твердый знак – знак, который помогает обозначить звук [й’] перед гласными е, ё, ю, я. Разделительный знак ъ отделяет твердый согласный звук от гласной буквы, обозначающей два звука. Разделительный мягкий знак – знак, который помогает обозначить звук [й’] перед гласными е, ё, ю, я, и. Разделительный знак ь отделяет мягкий согласный звук от гласной буквы, обозначающей два звука. Правописание ь и ъ знака зависит от положения знака. Между приставкой и корнем после исконных или заимствованных приставок, оканчивающихся на твердый согласный, перед буквами е, ё, ю, я пишется разделительный твердый знак. В корне слова после мягких согласных перед буквами е, ё, ю, я, и пишется разделительный мягкий знак. Разделительный ь пишется также в словах иностранного происхождения перед буквой «о».
Разделительный мягкий знак и твердый знак
Разделительный мягкий знак пишется внутри слова, но не после приставки, перед буквами «е», «ё», «ю», «я».
Твердый знак пишется после русских и иноязычных приставок, заканчивающихся на согласный, и в сложных словах.
В какой части слова пишется разделительный мягкий знак?
Разделительный мягкий знак пишется в середине слов, как правило, между определенными морфемами. Уточним, где именно пишется этот графический знак.
Он может быть написан:
2. Между корнем и суффиксом или окончанием слова:
3. Учтём, что при склонении притяжательных прилагательных в косвенных падежах появляется разделительный мягкий знак:
4. В иноязычных словах (французского происхождения) перед буквой «о» пишется разделительный мягкий знак, например:
Видео «Употребление Ъ и Ь»
Где в слове пишется твердый знак?
Разделительный твердый знак пишется в словах после русских приставок, оканчивающихся на согласный звук, перед начальными буквами корня слова «е», «ё», «ю», «я», например:
Значит, в словах «сагитировать», «проэкзаменовать»,» предоктябрьский», «возалкать», «межэтажный», «изукрашенный», «сэкономить» и т.п. не пишем разделительный твердый знак по той простой причине, что корни слов начинаются с букв «а», «о», «у», «э».
Источник изображения: абв-стенд.рф
Твердый знак в сложных словах
Твердый знак разделяет корни в сложных словах с начальными элементами двух-, трех-, четырёх- при условии, что второй корень имеет в начале буквы «е», «ё», «ю», «я», например:
В словах «трехосный», «двухаспектный», «четырёхорудийный» «ъ» не напишем: нет начальных букв корня «е», «ё», «ю», «я».
Твердый знак в иноязычных словах
В иноязычных словах с приставками, оканчивающимися на согласный (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс-, пан-) перед корнем с теми же начальными буквами «е», «ё», «ю», «я» пишется разделительный твердый знак, например:
В заимствованном слове «фельдъегерь» напишем разделительный ъ.
Видеоурок «Русский язык 2 класс. Написание разделительных Ь и Ъ»
Разделительный Ъ и Ь знак: упражнения
Орфограммы РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК И РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК являются одними из самых значимых в начальной школе. Уже во 2 классе дети знакомятся с орфограммой РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК, а в 3 классе с с орфограммой РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК.
И тут у некоторых ребят начинаются некоторые сложности. Чтобы в детских головах не было путаницы, уже во 2 классе, нужно объяснить им двойную работу мягкого знака.
Мягкий знак может просто смягчать согласный звук, стоящий перед ним. В данном случае он стоит в конце слова или между двумя согласными.
Например: коньки, олень, день, долька.
Также мягкий знак может разделять два звука!
Разделительный Ь и Ъ знак: правила
Разделительный Ь пишется в корне слова после согласных перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И: бельё, платье, деревья, соловьи, вьюга.
В словах иностранного происхождения встречается написание разделительного мягкого знака Ь перед буквой О : бата льо н, бу льо н, меда льо н, пави льо н, почта льо н, шампи ньо н, ло сьо н.
Разделительный Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный, перед буквами Е, Ё, Ю, Я: подъезд, предъюбилейный, объявление, съёжился.
Нужно также помнить, что буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, когда стоят после Ь и Ъ знаков + буква И, стоящая после Ь.
Это правило необходимо помнить при выполнении звуко-буквенного или фонетического анализа слова.
Как и любое другое правило, орфограмму правильного написания Ь и Ъ знаков необходимо отработать на практике. Для этого можно применять различные варианты заданий. Для удобства использования я составила 13 карточек, включающие в себя все необходимые виды упражнений для отработки или проверки данной орфограммы.
Также предложения, предлагаемые в карточках, можно использовать в качестве словарного или выборочного диктанта.
Разделительный ь и ъ знак: карточки
Карточка 1
1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.
С высоких гор бегут руч..и. В тенистых лесах громко чирикали вороб..и. В колхозных садах хорошо поют солов..и. Шофер пред..явил документы сотруднику милиции. Перед взором туристов раскинулась необ..ятная степь. От..езд в лагерь был назначен на раннее утро.
2. Вставь ъ, где это необходимо. Выдели приставки. Подчеркни буквы после ъ.
В…езд в город, на стене об…явление, лис..и следы, пред…явите документы, раз…ыскал товарища, войти в под.ъезд, раз…яснил задание, раз…яренный зверь, под…емный кран, вы…езд из города,необ…ятная степь.
3. Сделай фонетический разбор слова варенье.
Карточка 2
1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.
2.Подбери к данным словам однокоренные слова с указанными приставками. Выдели приставки.
Езда (от-, под-, по-, раз-, вы-, за-). Ел (по-, с-, об-, под-, раз-, пере-).
3. Сделай фонетический разбор слова деревья.
Карточка 3
1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.
Грус..ные раздум..я т..снились в голове старого почтал..она. Ни..кие кол..я отд..ляли поле от сада. Сильная в..юга задержала путешественников. Отряд внимательно выслушал об..явление об от..езде в город. В в..скресен..е об..явлен лыжный кросс.
2. Спиши, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выдели приставки.
Дядя Ил.я поехал на (с)езд и взял меня (по)г..стить у бабушки. К (под)езду (под)ехал автомобиль. Мы (вы)ехали на дорогу и через час (в)ехали в город.
3. Сделай фонетический разбор слова въехать.
Карточка 4
1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.
Почтал..он принес журналы. Эскадрил..я самолетов взлетела с аэродрома. Крест.яне любили ст..пное привол..е. Полын..я зам..рзала очень медленно. В подземел..е было темно и сыро. К закату солнца небо раз..яснилось. Вз..ерошенные птицы уселись на ёлку. В..селый м..лыш бойко с..ехал с горки.
2. Выпиши в два столбика слова с ь знаком и с ь знаком показателем мягкости согласных.
3. Сделай фонетический разбор слова обезьяна.
Карточка 5
1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.
Рыжие мурав..и большие друз..я леса. Мурав..и одного муравейника за день с..едают более тридцати тысяч гусениц. На дальних раз..ездах гудят пассажирские поезда. С..ежившись от холода щенок лежал в бу..ке. Л..сная п..ляна была об..ята густым туманом.
Выпиши однокоренные слова, обозначь корень.
2. Напиши словосочетания, изменяя по смыслу слова, стоящий в скобках.
(Лиса) лисья нора, (птица)………………………………. перо, (волк)…………………… следы, (собака)………………………. конура, (коза)………………………….. молоко, (медведь)………………………… лапа, (заяц)……………………………. шапка, (белка)………………………………. шкурка.
3. Сделай фонетический разбор слова муравьи.
Карточка 6
1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.
Из-за безд..рож..я машина не могла под..ехать к под..езду. Суч..я старых дерев..ев были кривыми и толстыми. Вожатый раз..яснил план су..отника. В..сной птицы в..ют гнёзда, а ос..н..ю пок..дают р..дные края. На старом м..сту бревна раз..ехались, и машины пошли в об..езд.
2. Выпиши в два столбика слова с ь знаком и с ь знаком показателем мягкости согласных.
Мальчик, перья, здоровье, чириканье, льет, письмо, семья, полька, сыновья, хлопья, большой, шалунья, жильцы, жильё, льдина, ручьи, перья, день, мельница, коньки, угольки, пыль, кольцо.
3. Сделай фонетический разбор слова перья.
Карточка 7
1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.
Туристы от..ехали от города и под..ехали к бурной реке. Автобус в..ехал в село, дети бросились в об..ятия тети Тат..яны. Большая бад..я стояла на сиден..е шофера. Полоз..я санок сделаны из металла. Необ..ятной силы стремительный поток воды мчался по ущел…ю.
2.Прочитай пословицы. Вставь разделительный твердый или разделительный мягкий знак. Выдели приставки.
1. Вся сем….я вместе, так и душа на месте. 2. Чтобы рыбку с….есть, надо в воду ле..ть. 3. По плат..ю встречают, по уму провожают. 4. Зимой с…ел бы грибок, да снег глубок. 5. Красна птица пер…..ями, а человек учен……ем. 6. Не за то волка б..ют, что сер, а за то, что овцу с..ел. 7. От бездел..я не бывает весел..я. 8. С чем под..ехал, с тем и от..ехал. 9. В лес с..ездили за с..едобными грибами.
3. Сделай фонетический разбор слова здоровье.
Карточка 8
1.Спиши, вставив пропущенные буквы.
2.Запиши по 5 слов в три столбика:
3. Сделай фонетический разбор слова воробьи.
Карточка 9
1.Спиши, вставив пропущенные буквы.
В с..дах нач..лся с..ем яблок. Жил..е старого шахтера было чистым. С гряз..ю и пыл..ю в кла..е ведется б..рьба. Кр..новщик об..яснил р..бятам, как работает под..емный кран. У под..езда маленький к..тенок с..ежился от хол..да. Раз..яренный вал воды мчался по д..лине. К закату небо раз..яснилось, слышны были трели сол..в..я.
2.Раздели слова на группы.
Сем..я, в..ехал, бул..он, в..ет, в..езжать, в..юга, почтал..он, в..юн, с..ежилась, об..явление, руч..и, Ил..я, раз..яренный, руж..е, Дем..ян, из..ян, медал..он, птич..и.
3. Сделай фонетический разбор слова бельё.
Карточка 10
1.Спиши, вставив пропущенные буквы.
Девочки на уроках труда ш..ют для кукол плат..я. Д.рога была завалена, машины поехали в об..езд. Отец об..яснил сыну устройство велосипеда. Родник б..ет под высокой г..рой. Натал..я п..ет х..лодную, чистую воду. Вороб..и сели на дерев..я и сл..жили крыл..я. Мал..чики нашли ежа под старой ел..ю. От холода в..р..б..ишка с..еж..лся. Гусеницы с..едают м..л..дые лист..я абрикос.
2.Вставь в предложения подходящие по смыслу слова с разделительными ъ и ь.
3. Сделай фонетический разбор слова семья.
Карточка 11
1.Спиши, вставив пропущенные буквы.
Дар..я повесила бел..е во дв..ре. Мама работает в ател..е, она ш..ет плат..е. Радост..ю в праз..ник об..ята наша ст..лица Москва. Ветер вз..ерошил волосы мальчишкам. Сухие, с..ежившиеся лист..я в..ются и бессильно падают на землю. В л..сные тихие сумерки мы вышли к железнод..рожному раз..езду. Недалеко шумел необ..ятной силы стремительный горный поток. Неслись по ветру вз..ерошенные галки. В..ется у..кая стежка, ув..дящая путника в ст..пное раздол..е. Если орел часто б..ет крыл..ями, то крыл..я ломаются.
2 Спиши, раскрывая скобки.
1. (С)ели (с)прыгнула белоч.ка. 2. Гости (с)ели вкусный торт. 3. Черви (под)ели корни капусты. 4. Зайч..та сели (под)ели. 5. Машина (под)ехала (к)под(езду).
3. Сделай фонетический разбор слова вьюга.
Карточка 12
1.Спиши, вставив пропущенные буквы.
2.Придумай и запиши по 3 слова разных частей речи с разделительным ъ с данными приставками: с-, под-, об-, раз-, в-, от-.
3. Сделай фонетический разбор слова жильё.
Карточка 13
1.Спиши, вставив пропущенные буквы.
2.Спиши, распределив слова в 3 группы. Дай название каждой группе.
3. Сделай фонетический разбор слова коренья.
Эти карточки-задания на отработку правописания разделительного Ь и Ъ знаков можно использовать дома, в качестве тренировочных упражнений, или же учителем в классе для проверки знаний учащихся.
Надеюсь, что данный материал будет для вас полезен.
С уважением, Ольга Наумова
Заходите в Книжную лавку за полезными книгами!
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!