Как поддержать ребенка после операции

Советы по уходу за ребенком после операции

Хирургическая операция для ребенка –всегда волнительное мероприятие, но это дело мы отдаем на откуп врачам, они профессионалы и знают, что делают. Сложнее уход за ребенком после операции, здесь нужны сноровка и определенная подготовка. Малышу важно обеспечить оптимальные условия для безопасного выздоровления и постоянно следить за его показателями и улучшением состояния.

Благополучная операция – это полдела, важно дать швам зарасти, а рубцам рассосаться, чтобы ткани снова приняли первоначальный вид и стали работать над развитием крепкого организма малыша.

Наши советы ниже рассмотрим подробнее:

Следим за симптомами

Как поддержать ребенка после операции. Смотреть фото Как поддержать ребенка после операции. Смотреть картинку Как поддержать ребенка после операции. Картинка про Как поддержать ребенка после операции. Фото Как поддержать ребенка после операцииПосле операции начинается новый период для вас и ребенка – теперь вы следите за тем, чтобы его состояние не ухудшилось, врачи передали вам его жизнь и здоровье в руки. Частая операция среди детей – удаление аппендицита, ее особенностями является обеспечение покоя ребенка, без физических нагрузок, смотрите, не отделяется ли гной по шву.

Как можно меньше посетителей, спокойствие и тишина, ограждение от гаджетов в виде смартфона и ноутбука пойдут на пользу. Сейчас организму нельзя растрачивать ресурсы попусту.

После анестезии может наблюдаться слабость, рвота, тошнота, расстройство желудка – это нормально без примеси крови в отделяемом.

Тревожные симптомы для вас, требующие немедленного обращения за медицинской помощью:

Соблюдаем диету

Не следует баловать ребенка сладостями после перенесенного стресса в операционной, дождитесь выздоровления и устройте настоящий праздник с тортом и воздушными шариками!

Строго соблюдайте назначенную диету и режим питания для облегчения восстановления.

От 3 до 5 дней в среднем занимает послеоперационный период детского организма, затем ребенок становится подвижным и вам легче будет ему помочь. Давайте препараты согласно инструкции – до, во время или после еды, как вам выписал врач.

Что лучше исключить

Протертые супы не на бульоне

Сало, копченые продукты

Нежирные сорта мяса

Несладкие компоты, некрепкий чай

Грудничков кормят молоком матери или стерилизованной детской смесью, при операциях на лице вводится зонд для подачи пищи.

Гигиенические аспекты

Послеоперационная рвота – это нормально и следует быть готовым к этому. А также дети младшей и средней возрастной подгруппы могут перестать контролировать мочеиспускание, потребуется много пеленок и терпение. Ваша утешающая и тактичная поддержка нужна ребенку как никогда.

Обтирайте тело, ручки и ножки теплой водой, приятной температуры. Боль вскоре пройдет при должном отношении и ведении лечения.

При высокой температуре дети потеют и теряют много жидкости, поите их водой, не забывайте переодевать и менять подкладные.

Прислушивайтесь к медицинским рекомендациям

Как поддержать ребенка после операции. Смотреть фото Как поддержать ребенка после операции. Смотреть картинку Как поддержать ребенка после операции. Картинка про Как поддержать ребенка после операции. Фото Как поддержать ребенка после операцииСпециалисты с медицинским образованием полностью погружены в историю болезни и знают, что следует рекомендовать в послеоперационные дни.

Доверие медработникам рождает здоровую психологическую атмосферу взаимопонимания, в которой врачам проще выполнять свою работу, а ребенку легче восстанавливаться без стресса.

Да, вам нужно контролировать и подсказывать представителям медицинской сферы данные о ребенке, но не перечить и не создавать проблем. Проще всего передать заботу о ребенке в руки специалистов по уходу – сиделки с должной заботой и вниманием будут ухаживать за малышом.

Будьте последовательны

Поэтапно меняйте свои действия в соответствии с изменением состояния ребенка. Не забывайте проветривать помещение и вовремя менять постельное белье.

Не бросайте свои действия на «пол-дела»: если срочно нужно принять лекарство, то дайте сначала его, а уже потом совершайте гигиенические процедуры. Следуйте установленному режиму и не идите на поводу у поправляющегося дитя ради его же блага. Потом сложно будет объяснить, что планшет можно брать только на 1 час в день, если во время болезни ребенок использовал его постоянно в течение дня.

Не бойтесь, не передавайте детям свою тревогу, примите решение оставаться уверенным заботливым родителем вплоть до выздоровления малыша. Помните, дети чувствуют ваши страхи в удвоенном размере и радуются так же искренне, если вы несете позитивный посыл.

На сайте для вас разобран уход после операции у детей: здесь простые советы по организации быта и психологические секреты для гармоничного выздоровления. Важно понимать отличие выздоровительного детского периода от того, что переживают взрослые: ребенок не может правильно оценить все, что с ним происходило, может быть опасен сам для себя в первые минуты после операции. Ваша помощь необходима крохе ради его безопасности: следите за тем, чтобы малыш не нарушил поступление лекарств через трубки, или не вырвал капельницу, не нажал чего-то лишнего на медицинских приборах и не съел чужие таблетки. Взрослый становится опорой для младенца и подростка, дает ощущение покоя и объясняет все происходящее простым языком. Если у вас нет медицинской подготовки, то не следует себя корить за то, что не выполняете все в точности, как сотрудники больницы, обратитесь за профессиональной помощью к сиделке со стажем.

Источник

Как поддержать ребенка после операции

Как поддержать ребенка после операции. Смотреть фото Как поддержать ребенка после операции. Смотреть картинку Как поддержать ребенка после операции. Картинка про Как поддержать ребенка после операции. Фото Как поддержать ребенка после операцииКак поддержать ребенка после операции. Смотреть фото Как поддержать ребенка после операции. Смотреть картинку Как поддержать ребенка после операции. Картинка про Как поддержать ребенка после операции. Фото Как поддержать ребенка после операцииКак поддержать ребенка после операции. Смотреть фото Как поддержать ребенка после операции. Смотреть картинку Как поддержать ребенка после операции. Картинка про Как поддержать ребенка после операции. Фото Как поддержать ребенка после операцииКак поддержать ребенка после операции. Смотреть фото Как поддержать ребенка после операции. Смотреть картинку Как поддержать ребенка после операции. Картинка про Как поддержать ребенка после операции. Фото Как поддержать ребенка после операцииКак поддержать ребенка после операции. Смотреть фото Как поддержать ребенка после операции. Смотреть картинку Как поддержать ребенка после операции. Картинка про Как поддержать ребенка после операции. Фото Как поддержать ребенка после операции

Послеоперационный уход за детьми

( Написано проф. А. И. Ленюшкиным.)

Анатомо-физиологические особенности детского организма определяют необходимость специального послеоперационного ухода. Медицинская сестра должна знать возрастные нормативы основных физиологических показателей, характер питания детей различных возрастных групп (особенно новорожденных и грудных детей), а также четко представлять себе патологию и принцип хирургического вмешательства.

Среди факторов, влияющих на течение послеоперационного периода у детей и определяющих необходимость особого ухода за ними, важнейшее значение имеет психическая незрелость больного и своеобразная реакция организма на операционную травму.

В период пробуждения от наркоза часто возникает рвота, поэтому очень важна профилактика аспирации рвотных масс во избежание аспирационной пневмонии и даже асфиксии (удушья). Как только сестра замечает позывы к рвоте, она немедленно поворачивает голову ребенка на бок, а после выбрасывания рвотных масс тщательно протирает полость рта ребенку заранее приготовленной чистой пеленкой. Индивидуальное наблюдение в таких случаях необходимо до полного пробуждения и прекращения рвоты.

В период пробуждения и последующие часы ребенок испытывает сильную жажду и настойчиво просит пить. При этом сестра строго руководствуется указаниями врача и не допускает лишнего приема воды, которая может вызвать повторную рвоту. Если нет особых противопоказаний, о которых врач обязательно информирует палатную сестру, после небольших операций (аппендэктомия, грыжесечение, удаление небольших поверхностных опухолей и т. п.), как только проходит действие наркоза и при отсутствии рвоты, больному можно дать пить кипяченую воду или подслащенный чай с лимоном. Вначале дают не более 2-3 чайных ложек жидкости через каждые 20-30 мин, затем дозу увеличивают. Если вода не вызывает рвоты, начинают кормление, характер которого зависит от вида оперативного вмешательства.

В ближайшем послеоперационном периоде у детей большое значение имеет борьба с болью. Если ребенок беспокоен и жалуется на боль в области операционной раны или другом месте, сестра немедленно сообщает об этом врачу. Обычно в таких случаях назначают успокаивающие болеутоляющие препараты.

При уходе за маленьким ребенком обязательно надо учитывать, что он, во-первых, самостоятельно не просится на горшок; во-вторых, число мочеиспусканий за сутки у него увеличено в сравнении с взрослыми, стул также более частый. Поэтому совершенно необходим многократный контроль за естественными отправлениями в течение суток, своевременная смена пеленок и туалет промежности. При отсутствии стула ставят очистительную клизму в конце вторых или начале третьих суток после операции, а при вздутии живота применяют газоотводную трубку на 15-20 мин, если течение болезни само по себе не требует принятия более энергичных мер. При задержке мочеиспускания сестра сообщает об этом врачу, так как задержка мочи может свидетельствовать о развитии тяжелых осложнений и иногда требует срочного вмешательства.

Послеоперационные швы обычно закрывают наклейкой, иногда повязкой или специальными пастами. В процессе ухода за больным сестра обеспечивает чистоту повязки в области швов. На шее и верхней части туловища швы оберегают от загрязнения рвотными массами, от попадания кусочков пищи, слюны. При вмешательствах на нижних этажах брюшной полости или промежности, спины повязку, закрывающую швы, предохраняют от загрязнения калом и мочой.

После тяжелых и сложных операций больных помещают в палату интенсивной терапии, так как важен контроль за функцией дыхания. Иногда возникает необходимость в аппаратной или ручной искусственной вентиляции легких, а также оксигенотерапии с помощью носоглоточного катетера, кислородной палатки и т. п.

При длительных внутривенных вливаниях медицинская сестра следит за правильным функционированием и исправностью системы. Частота капель не должна быть слишком большой, иначе в организм будет введено избыточное количество жидкости, что чревато развитием отека легких, сердечной мышцы, мозга и может явиться причиной гибели больного. Вместе с тем редкое поступление капель не только не будет достаточным, но и способствует закупорке сосудов, развитию воспалительных явлений. Оптимальной считается частота капель 8-10 в 1 мин. Во избежание флебита периферических вен следует при первых признаках воспаления (боли по ходу вены, гиперемия) снять капельницу и использовать другую вену. На место воспаления накладывают компресс со спиртом или мазью Вишневского.

На больного, помещенного в палату интенсивной терапии, заводят специальную карту назначений, в которой каждые 1-2 ч регистрируют температуру тела, частоту пульса и дыхательных движений, величину артериального давления, количество выделенной мочи, объем введенной и выпитой жидкости и т. д. В этой же карте сестра отмечает выполнение назначений врача. Наблюдение за ребенком и четкая регистрация основных показателей функций организма позволяют сестре своевременно заметить признаки надвигающихся грозных осложнений и оказать необходимую доврачебную помощь.

В послеоперационном периоде чаще всего наблюдаются нижеследующие осложнения.

Гипертермия развивается главным образом у грудных детей и выражается в повышении температуры тела до 39°С и выше, сопровождающемся нередко судорожным синдромом. При отсутствии экстренной помощи может развиться отек мозга с печальными последствиями. Для лечения гипертермии внутримышечно вводят 1% раствор амидопирина из расчета 0,5 мл на 1 кг массы тела ребенка, но не более 20 мл. Температуру измеряют каждые 30 мин. При отсутствии эффекта повторяют инъекцию амидопирина в той же дозе через 2 ч, добавляя 0,1-0,2 мл 25% раствора анальгина на 1 кг массы тела. Применяют пузыри со льдом на область магистральных сосудов (главным образом бедренных артерий). Внутривенно вводят охлажденный 20% раствор глюкозы (5-20 мл в зависимости от возраста). Ребенка обнажают, кожу протирают спиртом.

Дыхательная недостаточность выражается в одышке, синюшной окраске губ или общей синюшности, поверхностном дыхании. Может наступить внезапная остановка дыхания. Осложнение развивается внезапно или постепенно. Выяснение причины дыхательной недостаточности является задачей врача, однако медицинская сестра может помочь ему разобраться в причине осложнения. Особенно важна роль сестры в профилактике дыхательной недостаточности (предупреждение аспирации рвотных масс, регулярное отсасывание слизи из носоглотки, строгое наблюдение за количеством вводимой жидкости и т. п.). В угрожающих жизни больного случаях сестра оказывает доврачебную помощь, обеспечивая ребенка кислородом или свежим воздухом, производя искусственное дыхание.

Сердечно-сосудистая недостаточность наблюдается в основном после больших, длительных, связанных с большой кровопотерей операций. Сестра устанавливает за таким больным индивидуальное наблюдение и при малейших признаках развивающейся сердечно-сосудистой недостаточности (в частности, при учащении пульса, падении артериального давления, нарушении сердечного ритма) срочно сообщает врачу. Помощь, которую оказывает сестра до прихода врача, может заключаться в инъекции сердечно-сосудистых препаратов (кордиамин, эфедрин в возрастных дозировках), даче кислорода. Голову больного опускают книзу. При остановке сердца или резком ослаблении сердечной деятельности производят закрытый массаж сердца в сочетании с искусственным дыханием.

Частные вопросы послеоперационного ухода за детьми. Многие детали сестринского ухода зависят от анатомической области, в которой выполнено оперативное вмешательство.

После операций на лице и шее основное внимание обращают на сохранность швов и содержание в чистоте области оперативного вмешательства. Руки ребенка фиксируют к кровати на весь срок до полного заживления раны или же прибинтовывают на область локтевых суставов легкие гипсовые или фанерные шины, благодаря чему ребенок не может согнуть в локтевых суставах руки и повредить швы. При операции по поводу незаращения верхней губы больного кормят с ложки сцеженным грудным молоком или молочной смесью, которую он получал до операции. После каждого кормления молоком дают 2-3 чайные ложки кипяченой воды, чтобы во рту не оставалось молока. Рану ведут открыто, без повязки и наклеек. Прикладывание ребенка к груди или кормление из рожка начинают через 2 нед после операции. При операции по поводу незаращения неба ребенок получает в течение месяца только жидкую пищу. После каждого кормления больному обязательно предлагают полоскать рот. Детям, не умеющим это делать, после еды дают выпить кипяченой воды, чтобы частицы пищи не оставались во рту.

После операции на органах грудной клетки первостепенной задачей является профилактика дыхательной недостаточности. При этом большую роль играет положение больного в постели. Вскоре после пробуждения от наркоза ребенка укладывают в возвышенное полусидячее положение, но иногда придают положение на больном боку. В каждом конкретном случае врач делает соответствующие указания сестре. Дети плохо откашливают скопившуюся в дыхательных путях слизь, в связи с чем необходима активная аспирация слизи с помощью отсосов. Эту манипуляцию сестра производит по назначению врача каждые 20-30 мин. Кроме того, назначают ингаляции, вибрационный массаж грудной клетки. Последний представляет собой ритмичное поколачивание грудной клетки в местах проекции легких кулаком правой руки по левой кисти, приложенной к грудной стенке. Желательно применение горчичников, банок, отхаркивающих микстур.

Во избежание пневмоторакса и гемоторакса плевральную полость обычно дренируют и конец дренажа подсоединяют к электро- или водоструйному отсосу (активный дренаж) или, надев резиновый клапанный наконечник, опускают в банку с антисептической жидкостью (пассивный дренаж). Сестра следит за функцией дренажа, регистрирует количество выделенной жидкости, а при малейшей неисправности дренажа информирует об этом врача. При удалении части легкого предпочтительнее активная аспирация; в большинстве случаев бывает достаточной разреженность 6-10 мм вод. ст. В первые часы и сутки после резекции легкого, как правило, имеется «продувание» в системе, проявляющееся наличием пузырьков воздуха, проходящих через длинную трубку второй банки. Это обусловлено проникновением воздуха через поврежденный во время операции участок легкого. В дальнейшем при благоприятном течении послеоперационного периода «продувание» прекращается. Наличие его через несколько дней после операции заставляет предположить формирование бронхиального свища.

После операций на органах брюшной полости уход зависит от тяжести и объема вмешательства. После сравнительно несложных операций (аппендэктомия, пилоромиотомия и др.) уход осуществляется в соответствии с рекомендациями, изложенными выше в разделе «Общие принципы послеоперационного ухода за детьми». При сложных оперативных вмешательствах (например, по поводу непроходимости кишечника, перитонита и др.), особенно связанных с удалением части кишечника, послеоперационный уход требует повышенного внимания. Сольному придают полусидячее положение в кровати, но время от времени разрешают поворачиваться на бок. В первые 2-3 сут исключают9кормление через рот, а часто и приемы воды. Ребенок получает парентеральное питание. У таких больных часто оставляют носожелудочный зонд. Сестра следит за характером выделений по зонду, регистрирует количество выделенной жидкости. Каждые 2 ч зонд промывают небольшим количеством изотонического раствора натрия хлорида во избежание закупорки. Желудочный зонд держат 48-72 ч, пока по нему не прекратится выделение слизи зеленого цвета. При функционирующем зонде можно давать пить небольшими порциями. О начале кормления через рот врач предупреждает сестру и назначает схему в соответствии с характером выполненного вмешательства.

Нередко после операции на органах брюшной полости наблюдается вздутие кишечных петель газами. Значительный метеоризм сопровождается болями, затруднением дыхания. В целях профилактики и борьбы с метеоризмом полезно давать вдыхать кислород и периодически, каждые 2 ч, вставлять газоотводную трубку на 15-20 мин.

После операции на органах мочевыделительной системы особенности послеоперационного ухода обусловлены прежде всего наличием дренажей. После укладывания ребенка в кровати дренажи с помощью стеклянных трубочек соединяют с отводящими резиновыми трубками, концы которых свободно опускают в бутылки, подвешенные к краю кровати. Фиксировать дренажи к бутылке нельзя, так как при движении ребенка дренаж может выскочить. Каждому дренажу должна соответствовать отдельная бутылка, в которую наливают 50 мл фурацилина 1:1000 или слабого раствора калия перманганата. Медицинская сестра постоянно следит, чтобы дренажная трубка не перегибалась и обеспечивала постоянный отток мочи. Нарушение установки дренажа и тем более преждевременное его выпадение является опасным осложнением, которое может вызвать развитие мочевого затека. Дети обычно не могут лежать спокойно в кровати, они поворачиваются на бок, садятся. На 5-6-е сутки нитка, которой хирург во время операции фиксировал дренаж к коже, обычно ослабевает и возникает угроза выпадения дренажа. Поэтому с первого дня после операции необходимо дополнительно фиксировать дренаж к коже полосками липкого пластыря.

Большое значение в послеоперационном периоде имеет измерение диуреза. Сестра строго учитывает количество выпитой ребенком и введенной внутривенно жидкости и так же строго измеряет количество выделенной за сутки мочи из мочевого пузыря и из каждого дренажа в отдельности. Необходимо отмечать и степень просачивания мочи в пеленки и повязки. Все эти данные сестра фиксирует в специальной карте. Прогрессирующее уменьшение суточного количества мочи или отсутствие ее выделения требует принятия срочных мер.

Особенно важно наблюдать за состоянием и правильным функционированием дренажей (полосок резины, марли, трубок и катетеров), которые вставляют в рану, задний проход, наружное отверстие мочеиспускательного канала. Сестра следит, чтобы ребенок случайно не выдернул дренаж, регистрирует характер и количество выделений. Самостоятельно без участия врача сестра не меняет и не удаляет дренажи.

Со 2-го дня после операции ребенок получает ту же диету, что и до операции. Для улучшения условий отхождения кала назначают жидкое вазелиновое масло по 1 столовой ложке 3 раза в день. После акта дефекации сестра осторожно производит туалет промежности слабым раствором калия перманганата, затем высушивает кожу марлевыми шариками. Время от времени меняют положение ног, а при отсутствии противопоказаний на некоторое время освобождают ноги от фиксирующих повязок.

После операции на конечностях, а также при переломах обычно накладывают фиксирующие гипсовые повязки, лонгеты; в ряде случаев применяют скелетное вытяжение, укладывают конечность в шину Белера. Сестра следит за сохранностью повязки, правильным положением конечности в шине, состоянием мягких тканей вокруг спиц. Очень важно держать под контролем цвет пальцев. Если появляется синюшность их или ребенок жалуется на боли в конечности, надо немедленно сообщить об этом врачу.

Источник

Как поддержать ребенка после операции

Больничные условия кардинально отличаются от тех, к которым привык ребёнок в обычной жизни. Это погружение в новую реальность, порой очень трудную как для самого ребёнка, так и для его семьи. Для того, чтобы помочь ребёнку лучше адаптироваться к новым условиям, важно понимать и знать, какие факторы являются для Вашего ребёнка травмирующими. С одной стороны, это факторы, связанные с лечением – боль и побочные эффекты, с другой стороны, это ситуация, в которой оказывается ребёнок. Именно они и являются источником психологических проблем. Изоляция, ограниченная активность, отрыв от друзей и одноклассников, всё это может приводить к нарушениям поведения, изменениям в отношениях со сверстниками.

Подготовка ребёнка к госпитализации и предстоящим медицинским манипуляциям поможет проработать возникающие страхи и волнения. Она позволит пройти адаптацию к ситуации менее болезненно, и последующие психологические реакции будут более предсказуемыми. В своих рекомендациях мы постарались описать, как помочь родителям и членам семьи приспособиться к ситуации, связанной с госпитализацией ребёнка, поддержать ребёнка, помочь ему лучше адаптироваться к новым временным условиям, обеспечить потребности ребёнка, не забывая при этом о своих желаниях.

Советы для родителей:

Ребёнок и неизвестность

Не скрывайте от ребёнка куда вы идёте. Когда ребёнок не знает куда его ведут, он воспринимает это пространство как угрожающее, как место, где ему будут причинять вред. Родитель не рассказал, потому что оберегает его и не хочет пугать заранее. От недостатка информации детская фантазия может рисовать ужасные картины. Если ребёнка ожидают процедуры, например, забор крови или прививка, скажите ему, предупредите, что может быть больно, но это совсем недолго.

Уверенность и спокойствие

У некоторых родителей есть установка, что больница — это место в котором происходят манипуляции, связанные с болью. Рекомендуется заменить на установку, которая будет озвучиваться ребёнку: больница — это помощь, выздоровление, облегчение. Позитивное отношение формирует доверие к врачам и медицинскому учреждению, в котором помогают.

Понять и принять причину страха

«Будь храбрым! Не бойся!»

Когда ребёнок делиться с родителями своими страхами и опасениями, не следует в такие моменты заставлять его быть «храбрым» или «хорошим мальчиком/девочкой». Ему важно понимать, что бояться — это не стыдно, а нормально. Знать о том, что Вы всегда его поддержите и сделаете всё необходимое, зависящее от Вас. За слёзы из-за страха или боли ребенок не будет осуждён и порицаем. Это поможет ребёнку справиться со страхами и тревогой. Если придерживаться данного правила, медицинские процедуры и осмотры будут менее травматичными для психики ребёнка, а каждый последующий раз будет проходить с меньшим скандалом.

Сравнение

Есть дети, которые переносят с достоинством все тяготы медицинского лечения, и, сравнивая своего ребёнка с такими детьми, родитель не помогает в воспитании стойкости, а лишь увеличивают неуверенность в себе и нерешительность. Ребёнок стремится заслужить любовь и заботу своих родителей, и, как следствие, соответствовать их ожиданиям. Но, как быть, когда возможности психологические и физические самого ребёнка и ожидания родителей не совпадают!?

Не запугивайте ребёнка!

Запугивание — малоэффективный инструмент. Так можно только усугубить ситуацию. Действуя подобным способом, ребёнок не только не избавится от существующих страхов, но рискует приобрести новые. Будьте честны. Так ребёнку будет проще Вас понять.

«Сам виноват!»

Обвиняя Вы усилите страх и чувство вины. Важно обсудить с ребёнком ситуацию, которая привела к данным последствиям, насколько его неправильное поведение явилось причиной болезни. Обсуждение не проходит в рамках обвинительной речи и упрёков. Необходимо прийти к пониманию причинно-следственной связи между неправильным поведением и болезнью, в конце сделать выводы о том, что случилось и что необходимо делать, чтобы избежать подобной ситуации в будущем.

Разговаривайте с ребёнком о происходящем

Каждый раз объясняйте, что происходит и что ещё предстоит пройти во время процедур или лечения. Обсуждая, объясняя и предоставляя ребёнку возможность высказаться, Вы, таким образом, снимаете напряжение и снижаете у него уровень тревоги. По возвращению домой, после госпитализации, обязательно поговорите с ребёнком о том, что он пережил, через что пришлось пройти. Похвалите за терпение. Примите все его страхи и жалобы, согласитесь с ним и порадуйтесь тому, что теперь он здоров, но не без помощи врачей.

Почему это важно?

На фоне проводимых и пережитых процедур, любой человек, не только ребёнок, испытывает неспособность сопротивляться и бороться, так появляется чувство беспомощности. Так же те условия, в которые попадает ребёнок далеки от домашних. В больнице он сталкивается с такими факторами как постоянный шум, ограничение в общении и движении, яркий свет, множество медицинских манипуляций, боль и нарушение сна. Пережитый стресс, может порождать посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). После выписки у ребёнка возможны различные физические проявления, например, дрожь в теле, озноб, избегание воспоминаний, проблемы со сном, ночные кошмары, раздражительность и проблемы с концентрацией внимания. Если симптомы не ослабевают по истечении месяца, то можно сказать, что это ПТСР. Причина в том, что, находясь в лечебном учреждении, у ребенка нет возможности бежать, драться, то есть он не может реализовать свои естественные реакции на стресс, чаще всего они оказываются подавленными. Но после того, как ребёнок попадает в безопасную среду, ничего ему не угрожает, он расслабляется и может отреагировать на всё то, что хотелось, но так долго не получалось.

Обычно ребёнок, который испытывает ПТСР, может избрать одну из двух стратегий. Первая – ребёнок «бушует». Вторая – уход в замирание («заморозился»). В первом случае это хорошая реакция на переживание травматического опыта. Ребёнок психологически готов к проживанию своего негативного опыта. В любом случае родитель может помочь своему ребёнку прожить его вместе.

Вариант отреагирования через игру:

Запомните, что важно при проявлении симптомов ПТСР обратиться за помощью к специалистам, не надейтесь только на свои силы или на то, что время лечит. Такой подход может привести к нежелательным психологическим последствиям. Тем более, что специалист предоставит Вам ряд рекомендаций, которые будут полезны как Вам, так и Вашему ребёнку в сложившейся ситуации.

Госпитализация

Если госпитализация ребёнка проходит вместе с Вами

Помните, что каждый случай и диагноз индивидуален, двух одинаковых не бывает.

Экстренная госпитализация

Идеальный вариант, когда Вы можете постоянно присутствовать рядом с ребёнком, но это во многом зависит от состояния ребёнка, условий стационара и возраста. Как уменьшить психологические последствия, если Вы вынуждены оставить ребёнка в больнице одного. В случаях ряда заболеваний требуется экстренная госпитализация. Именно в таких ситуациях нет времени на психологическую подготовку ни для себя, ни для ребёнка.

Рекомендации специалистов:

Плановая госпитализация

Дети с хроническими заболеваниями находятся в больнице на обследовании регулярно. Они адаптированы к больничному стационару и уже имеют понимание того, что их ожидает. Знают о больничных часах посещения детей и об общем режиме. Есть ряд обстоятельств, когда ребёнок разово госпитализируется по плану. Например, общее обследование для постановки подробного диагноза или ЛОР-операция. В таких случаях у родителей есть возможность подготовить ребёнка к предстоящей разлуке с семьёй и тому, что его ожидает.

Рекомендации специалистов:

Про адаптацию

Здесь важно учитывать следующие факторы: был ли у ребёнка опыт госпитализации, возраст, тяжесть заболевания, индивидуальные и психологические черты личности. В первые дни ребёнок может быть настороженным, не общаться с другими детьми, проситься домой. Но уже через три-пять дней, начинает привыкать к больничному режиму. Родительское отношение очень важно. Ребёнок нуждается в посещениях, именно в первые дни он ощущает себя покинутым и одиноким. Но родительская чрезмерная опека и беспокойство ребёнку могут навредить. Главное, чтобы была поддержка, через которую он выработает свои стратегии и внутренние ресурсы, чтобы справиться с новыми обстоятельствами.

Про налаживание контактов

Позаботьтесь о том, чтобы ребёнок знал имена специалистов в своём отделении и не боялся при необходимости обращаться к ним за помощью. Не выясняйте при ребёнке тонкостей его диагноза и заболевания, оградите его от своих опасений. Непонятные слова могут его беспокоить и волновать.

Посещение

Чем младше ребёнок, тем больше слёз при посещении его родителями, так как он не отпускает их домой. Уточните у специалистов, как ведёт себя ребёнок в Ваше отсутствие. Если ребёнок ведёт себя также, как и в обычных ситуациях: общается с другими детьми, играет, занимается любимыми делами, включается в обычный режим, – значит, адаптация проходит нормально и нет повода для беспокойства. В противном случае Ваше присутствие там необходимо. Поговорите с заведующим отделения, чтобы узнать, как Вам могут помочь.

Посещение родственниками

Так бывает, что в один день к ребёнку приходит много людей, а в какой-то из дней нет никого. Согласуйте с родственниками порядок посещения. Если же состояние ребёнка тяжёлое, то желательно только присутствие самых близких людей. Объясните родным, как и чем они могут Вам помочь (приобретение лекарств, помощь по дому). Постарайтесь оградить ребёнка от эмоционально неустойчивых родственников. Вид плачущих бабушек и дедушек, могут только навредить эмоциональному состоянию ребёнка. Постарайтесь заранее обсудить с ними, что стоит делать, и чего не стоит; как себя вести, когда сложно контролировать свое поведение и эмоции.

О чём говорить

Хорошие новости сейчас для ребёнка важны, он хочет слышать то, что в его лечении наметилась положительная динамика, что его страдания не напрасны, и он идёт на поправку. Сосредоточьтесь на хороших новостях. Лучше отложить на потом то, что может его расстроить или потревожить. Рассказывать необходимо дозировано и простым языком, а не выдавать всё как есть в полном объёме, дополняя медицинскими терминами. Психика ребёнка может не выдержать такого объёма негативной информации.

Сфокусируйтесь на положительном опыте

Расспрашивайте о том, что положительного и интересного происходит в его «больничной жизни». С кем познакомился, с кем подружился, что научился делать, с чем справился самостоятельно, кто помогал и т.п.

Ты молодец!

Отмечайте в его рассказах положительные изменения и хвалите за них, ведь с этим он справляется самостоятельно и ему важно услышать слова поддержки.

Планы на будущее

Ребёнку важно понимать, что он здесь не навсегда, и что после выписки он вернётся к своей обычной жизни. Куда бы вы вместе хотели сходить, что увидеть, у кого погостить, что купить. Любые новости и приветы от друзей и родственников, будут для ребёнка хорошим мотиватором к выздоровлению, ведь так он узнает, что его помнят, скучают, ждут и любят.

Обстановка

Цвета, окружающие ребёнка, важны. В больничных палатах не хватает ярких красок. Если позволяют возможности и правила больницы, можно позаботиться о том, какое постельное бельё будет у ребёнка, например, привезти его из дома (это создаст обстановку, приближённую к домашней постели), любимые игрушки, семейные фотографии.

Занятия

Следите за тем, чтобы ребёнку было чем заняться в свободное время. Если занятие одним делом надоело или начинает надоедать, то найдите ему замену, привезите что-то новое. Поспособствуйте тому, чтобы ребенок научился чему-либо новому: лепка, бисероплетение, квиллинг и т.п. Главное, чтобы это занятие приносило положительные эмоции. Можете начать с ребёнком новое занятие вместе во время посещения, но занятие должно быть ему по силам, чтобы он мог продолжить его без вас, или найдите что-то, что поможет развиваться в стенах больницы. Конструкторы, набор для детского творчества, столик-подставка на кровать, плеер – в современных телефонах есть встроенный плеер, если такого у ребёнка нет, тогда обычный. Для многих детей с выраженной тревогой спокойная музыка – это то, что помогает расслабиться, особенно перед отходом ко сну.

В конце посещения

За 20-30 минут до Вашего ухода, предупредите ребёнка об этом. Не затягивайте прощание, избегайте эмоциональных сцен. Обязательно предупредите, когда и в котором часу Вы снова к нему придёте. Приходите чётко к обещанному часу. Игрушка-защитник или предмет, который будет ассоциироваться с родителем. Ваша личная вещь, это то, что будет придавать уверенность и возможность Вашего незримого присутствия. Оберегающий предмет, может «защищать и оберегать» сон и покой ребёнка во время Вашего отсутствия.

Главное, что должен понимать ребёнок из всей сложившейся ситуации, это то что пребывание в лечебном учреждении временное: как только врач разрешит — Вы вместе будете готовиться к выписке и возвращению домой.

Мы находимся:
г.Минск, ул.Чюрлёниса, 3

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *