Как подготовить ребенка к аудиометрии
Как подготовить ребенка к аудиометрии
Исследование слуха проводят таким образом. Во время аудиометрии ребенок находится в звукоизолирующей камере с лаборантом, а врач — около приборов в аппаратной. Ввиду необходимости концентрировать внимание ребенка на объектах исследования в камере должны находиться только нужные для этой цели предметы.
Для объективной аудиометрии необходима положительная обстановочная реакция ребенка. Очень важно еще перед началом обследования установить с ним контакт, вызвать интерес и расположение к исследующему, обстановке аудиометрического кабинета. Спокойная, ласковая беседа, звучащие игрушки с одновременным показом телефонов аудиометра и устройства ответа ребенка, приспособленных к игрушкам, побеждают недоверие, а иногда и негативное отношение ребенка к обследованию. В некоторых случаях этого удается добиться только после нескольких посещений аудиометрического кабинета и воспитательной работы, проводимой дома родителями.
Иногда целесообразно беспокойным, отказывающимся от аудиометрии детям показать, как проводится исследование других детей с уже приобретенными навыками. Это облегчает предварительную подготовку ребенка.
Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка, так как контакт с ним может надолго нарушиться и у него возникнет отрицательное отношение к обстановке кабинета и исследующуему. Если ребенок не хочет отпускать родителей и в их присутствии ведет себя более спокойно, целесообразно разрешить находиться с ним в камере одному из родителей.
Огромное значение имеет обучение сотрудников кабинета умению устанавливать правильную линию поведения с обследуемыми детьми. Учет этих, казалось бы, несущественных моментов иногда оказывает огромное влияние на успех и качество аудиометрии у детей младшего возраста.
По нашему мнению, более целесообразно у всех детей независимо от их возраста, уровня общего и речевого развития исследование слуха проводить по условнорефлекторной методике. У детей 3—7 лет, с которыми возможно речевое общение, желательно использовать разработанную нами модификацию игровой аудиометрии. Обстановка аудиометрического кабинета со звукоизолирующей камерой и аппаратурой, по мнению маленьких пациентов, напоминает космический корабль. Используя это, мы предлагаем ребенку поиграть в полет на космическом корабле: проводим в камеру и рассказываем, что он пилот-космонавт, летит в космос и должен управлять кораблем, поддерживая связь с землей.
Для этого ему наденут телефоны, через которые он должен внимательно слушать сигналы-гудки (тоны аудиометра) с земли и направлять корабль, нажимая каждый раз рукой на белую пластинку-клавишу (сигнальное устройство ответа). Если ребенок правильно воспримет сигнал и произведет в ответ на него нажим, то получит подтверждение с земли в виде свечения красного экрана. По мере удаления от земли звучание сигналов будет тише (исследующий уменьшает интенсивность звучания аудиометра), но ему необходимо внимательно слушать и поддерживать устойчивую связь с землей даже при самых слабых сигналах. Такая игра привлекает большинство детей, и они, охотно участвуя в ней, стараются выполнять инструкцию, четко реагируя даже на звуки пороговой интенсивности.
Но у многих детей младшего возраста, имеющих значительные дефекты слуха и речи, обследование с помощью данной методики не представляется возможным. В таких случаях целесообразно применять упрощенную модификацию условнодвигательной методики с ориентировочным подкреплением.
Подготовка ребенка к аудиометрии с игровыми элементами
Автор: Редакция Мастерслух
Прежде чем назначить слабослышащему ребенку процедуру коррекции слуха с помощью слухового аппарата, врачи делают аудиометрию. Ее результаты могут оказаться некорректны, если малыш пока еще не в состоянии понять заданий сурдопедагога или выполнить их правильно. Более того, в обстановке медицинского кабинета ребенок вообще может закапризничать и отказаться участвовать в обследовании. Крики и слезы в кабинете знакомы родителям не понаслышке.
Чтобы диагностика прошла спокойно и результаты были точными, ребенка нужно подготовить и выработать у него двигательную условно-рефлекторную реакцию на звук, визуально подкрепив ее.
Как это сделать, расскажем дальше.
Как выработать условно-поведенческую реакцию у ребенка
Целесообразно готовить к аудиометрии ребенка, которому уже исполнилось полтора года. Детей младшего возраста обследуют объективным методом – путем регистрации КСВП. При этом проверяют коротколатентные слуховые потенциалы на тональные сигналы. Малыш постарше способен самостоятельно втягиваться в игру и вырабатывать поведенческие реакции.
Первое время играйте втроем: один из родителей берет роль ведущего, второй становится моделью поведения. Задача подготовительного этапа – научить ребенка выполнять какое-либо действие по звуку. Например, вы бросаете мяч в стену. Когда он ударяется, второй родитель хлопает в ладоши и произносит «бум!». Повторяйте действие несколько раз, чтобы ребенок видел его, понимал и копировал. Если у него трудности, вы или партнер помогаете выполнить упражнение: обхватываете ладонями руки ребенка и хлопаете вместе. Чаще малыши активно участвуют в играх, и трудностей с этим этапом не возникает.
Есть несколько общих правил, которые мы не рекомендуем нарушать:
В кабинете сурдолога не так уютно, как дома, однако в некоторых клиниках разрешают приносить свои игрушки
Как приучить ребенка реагировать только на звук
Переходите к этапу, когда ребенок научится ждать звук. Играть можно вдвоем. Вам понадобится ширма — книга или листок бумаги, чтобы скрывать рот от взгляда малыша.
Садитесь за стол напротив ребенка. На столе должны быть орешки и тарелка. Жестом обратите внимание ребенка на свои губы и произнесите череду повторяющихся слогов. Пусть это будет «ла-ла-ла» – слоги должны оставаться неизменными на протяжении всей игры.
В момент говорения возьмите рукой ребенка орешек и переложите в тарелку. Повторяйте с разными ритмами и паузами до тех пор, пока малыш не начнет выполнять действие сам. Это нужно, чтобы исключить автоматизм.
Ваша задача – помочь выработать реакцию действием на звук. Как только она появится, усложните игру: произносите звуки, скрыв рот за ширмой. Исключите высокочастотные звуки «с», «ш», «х»: их громкость уменьшается при встрече с препятствием.
Чем общительнее ребенок, тем проще ему на приеме у врача
Тренируем сообщения о тихих звуках и их отсутствии
На третьем этапе научите ребенка реагировать на тихие звуки. Покажите разницу между ними и громкими. Для демонстрации подойдет любой музыкальный инструмент – к примеру, дудка. Сначала воспроизведите громкий звук, потом тихий. Повторите и сопроводите каждый звук жестом, который обозначает уровень громкости.
Сразу покажите ребенку, как реагировать, если он ничего не слышит. Научите его показывать определенный жест: покачать головой или развести руками. Это поможет понять, есть ли у малыша проблемы с распознаванием или он отвлекся.
Начинайте подготовку за 2–3 недели до аудиометрии и занимайтесь 4 раза в день по 3–5 минут. Берите разнообразный реквизит, но повторяйте его каждые 3–6 дней, чтобы закрепить в памяти ребенка. Накануне обследования проиграйте все возможные ситуации. Так малыш не растеряется в кабинете врача. Удачи!
Расскажите или сохраните себе:
Еще в разделе “О слухе”
Слушай в оба! Поговорим о бинауральном слухопротезировании
«Зачем человеку с тугоухостью два слуховых аппарата? Ведь они дорогие, можно обойтись и одним?» Если вы задавались подобным вопросом или при встрече с носителем только одного протеза на ухе удивлялись: «А что, так можно было?», ответы найдете в статье. Читать далее →
«Скажите, в чем проблема?» Частые родительские вопросы о настройках слуховых аппаратов и речевых процессоров у детей
Ответы специалистов «МастерСлуха». Развеиваем сомнения и объясняем непонятные моменты. Читать далее →
Нанозащита слуховых аппаратов ReSound: новый стандарт качества
Датский производитель аудиологической техники GN ReSound уже более 10 лет все свои слуховые аппараты выпускает с инновационным полимерным покрытием iSolate nanotech. Рассмотрим, что это такое, в чем его преимущества. Читать далее →
Как подготовить ребенка к обследованию слуха
Подготовка детей к проверке слуха отличается в зависимости от возраста ребенка и планируемого метода обследования.
Как правильно подготовить ребенка к КСВП
КСВП — это самый сложный, но очень важный метод проверки детского слуха, к которому обязательно нужно правильно подготовиться.
Исследование проводится только во сне! Во время обследования через электроды, прикрепленные к голове ребенка, мы оцениваем реакцию ствола головного мозга в ответ на звуковые стимулы. Поэтому так важно, чтобы вся другая активность мозга была минимальной. Если малыш не будет спать – активность коры головного мозга будет маскировать ответы на звук, и исследование просто не будет выполнено.
Подготовьте вашего ребенка:
1. Посетите ЛОР-врача и удалите серные пробки из ушей ребенка.
2. Запишитесь на КСВП на время обычного дневного сна вашего малыша.
3. Накануне положите его спать попозже, а в день исследования поднимите немного раньше обычного.
4. Следите, чтобы малыш не заснул по пути в Центр! Даже 5 минут сна в машине порой достаточно для того, чтобы на исследовании ребенок уже не заснул.
5. Возьмите с собой еду, одеяльце, любимую игрушку вашего малыша – чтобы засыпать ему было комфортнее.
«Просто полежать с закрытыми глазами» не получится, если вы хотите получить достоверные результаты. Приложите максимальные усилия для того, чтобы ваш ребенок спал во время процедуры. На обследование мы отводим 2 часа, из которых процесс регистрации будет длиться минут 40.
Правила подготовки к отоакустической эмиссии
Этот метод исследования не требует сна, но он очень чувствителен к окружающим шумам. ОАЭ выполняется быстро (до 2-х минут) при условии тишины (то есть, если малыш не плачет).
Поэтому детей младшего возраста тоже лучше обследовать во сне (но здесь это необязательное условие), а со старшими лучше поговорить и рассказать, что будет происходить в кабинете врача. Можно использовать мобильный телефон (без звука) или любимую игрушку ребенка, чтобы отвлечь его внимание во время теста. Серы в ушах также быть не должно, поэтому накануне лучше посетить ЛОРа и убедиться, что слуховые проходы свободны от серы
Правила подготовки ребенка к тимпанометрии и импедансометрии
Для выполнения тимпанометрии специальной подготовки не нужно. Исследование быстрое, безболезненное и не требует сна, однако качество результатов зависит от правильного расположения тестового зонда в ухе.
Поэтому детям старшего возраста лучше рассказать, что доктор поставит в ухо датчик, который немного погудит, но доставать его из уха не нужно, а просто тихонько посидеть и послушать. Чтобы отвлечь внимание ребенка, пригодятся также мобильный телефон и любимые игрушки.
Сера также может повлиять на результаты исследования, поэтому накануне лучше посетить ЛОР-врача и удалить серные пробки, если они есть.
Подготовка к исследованию методом аудиометрии
Специальной подготовки дома этот метод не требует. Но исследование требует активного участия самого ребенка, поэтому уверенно его выполняют дети с возраста 5-6 лет. Четырехлетним малышам тоже можно выполнить аудиометрию, как правило, после соответствующего обучения. Это значит, что вам нужно будет посетить врача несколько раз, как правило, это 3-4 еженедельных сеанса, во время которых доктор будет обучать вашего малыша этому методу обследования. До четырехлетнего возраста достоверно выполнить аудиометрию возможно, если ребенок занимается с сурдопедагогом и у него сформирована УДР (Условный двигательный рефлекс).
Детская аудиометрия
Записаться на консультацию
Чем раньше ребенок пройдет диагностику, чем быстрее произойдет коррекция его слуха с помощью технических средств реабилитации (слуховых аппаратов или системы кохлеарной имплантации), тем больше у него возможностей реализовать слухоречевой потенциал и полноценно развиваться. Однако для младенцев и малышей дошкольного возраста не всегда можно использовать те же способы определения порогов слышимости, что и для взрослых. Как же обследуют юных пациентов?
Методы детской аудиометрии
Методы диагностики детей до 1,5 лет применяют без осознанного участия пациентов, в состоянии естественного сна. Проведение диагностики детей старше 1,5 лет требует предварительной подготовки.
Как готовят малыша к условно-рефлекторной или игровой аудиометрии
Перед проведением обследования в течение примерно недели с ребенком занимается сурдопедагог либо родители. Для подготовки к условно-рефлекторной аудиометрии малыша приучают поворачивать голову в сторону источника звука. Чтобы стимулировать активность крохи, ему показывают игрушку или картинку.
Для подготовки к игровой аудиометрии дошкольника вовлекают в игру: покормить петушка, помочь зайчику собрать морковку и т. п. Взрослый производит звук, например говорит простые слоги или ударяет крышкой кастрюли, звенит колокольчиком. При этом ребенка просят выполнить действие: бросить пуговицу в коробку, надеть кольцо на пирамидку и пр. Такие занятия проводят 2–3 раза в день по 3–5 минут каждое.
Для извлечения звуков отлично подходят ударные музыкальные инструменты
Как проходит процедура тональной игровой аудиометрии
В игре ребенок забывает о стеснении и живо реагирует на звуки
Современная аппаратура позволяет быстро получить достоверную информацию о частотных специфических порогах слышимости по способу проведения: по воздуху и по кости, для каждого уха. При этом ребенок не испытывает ни малейшего дискомфорта, напротив, с интересом включается в игровой процесс.
Для детей от 4 лет возможно проведение классической тональной аудиометрии, когда юный пациент способен сознательно выполнять указания взрослых и самостоятельно нажимать на кнопочку.
Начни лечение сейчас!
Другие услуги
Диагностика слуха с первого года жизни
Слухопротезирование
Индивидуальный подбор и настройка слуховых аппаратов по потребностям каждого пациента. Улучшение разборчивости речи.
Какие слуховые аппараты выбрать для детей
Подпишитесь на нашу рассылку и узнавайте о новых акциях и предложенях первыми!
Условно-рефлекторная и детская игровая аудиометрия. Подготовка ребенка к обследованию
Родители часто спрашивают, что нужно делать перед проведением обследования слуха и как правильно подготовить ребенка к игровой аудиометрии.
Точность результатов обследования существенно зависит от подготовки ребенка. Чем точнее результаты обследования, тем правильнее диагноз. А в случае, если ребенку показаны слуховые аппараты, тем точнее их подбор и настройка по данным обследования.
© Елена Хоменко, MD, врач-сурдолог, отоларинголог,
Елена Соколова, MD, PhD (Отоларингология)
Недавно были опубликованы результаты многолетних научных исследований ученых из США (читайте статью на нашем сайте), которые доказали, что чем точнее подобраны и настроены слуховые аппараты в соответствии с остаточным слухом ребенка, тем лучше результаты слухопротезирования, быстрее идет развитие речи и языка, лучше успеваемость, более широкий круг общения и при этом большие шансы для дальнейшего профессионального роста.
Вот почему точность аудиометрического обследования имеет такое большое значение, а подготовка к обследованию является первым шагом к ее достижению.
Процесс обследования слуха называется «аудиометрия», т.е. измерение слуха. Результатом аудиометрии ребенка является аудиограмма. Аудиограмма – это график, на который нанесены значения порогов слышимости тональных звуков разных частот.
Порог слышимости – это самый минимальный уровень силы звука, которые слышит ребенок. Он измеряется в децибелах (дБ) относительно стандартизированного порога слышимости у взрослых с нормальным слухом. Именно пороги слышимости являются исходными данными для вычисления по специальным формулам требуемого усиления слухового аппарата на каждой аудиометрической частоте.
Точность результатов условно-рефлекторной и игровой аудиометрии зависит от подготовленности ребенка к обследованию. Чтобы получить точную аудиограмму, т.е. реакцию на самые тихие звуки, которые может слышать ребенок, его нужно научить это делать. В этом очень важна помощь родителей. Вот как можно научить малыша проявлять реакцию на самые тихие звуки, которые он слышит, а также показывать, что он не слышит звук.
Начальный этап тренировки – выработка условной поведенческой реакции. Прежде всего, следует научить ребенка выполнять какое-либо игровое действие по звуковому сигналу взрослого, например, катить мяч, бросать пуговицу или шарик в банку, надевать кольцо на пирамидку, складывать Лего и другие подобные действия. Важно, чтобы игра была интересна ребенку.
При этом взрослый создает звук, например, ударяя в бубен, барабан, по крышке кастрюли, хлопком в ладоши, дутьем в дудку, произнесением слогов типа «па-па-па», «ба-ба-ба», «ту-ту-ту». Причем ребенок должен видеть это действие взрослого, создающее звук.
Начинать следует с громких звуков, но не вызывающих у ребенка неприятных ощущений. Сначала ребенок должен видеть действие взрослого, вызывающее звуковой сигнал. Хорошо, если в начале тренировки второй взрослый или старший ребенок поможет малышу понять задание, выступая в роли модели поведения для малыша в этой ситуации. Один взрослый подает сигнал, а второй – вместе с малышом выполняет соответствующее действие – рукой самого ребенка или параллельно, вместе с ребенком.
Постепенно нужно добиться того, чтобы малыш ожидал звуковой сигнал и не начинал игровое действие без него. Важно видоменять действия, которые выполняет ребенок по звуковому сигналу, чтобы ему не надоело.
Чтобы игра была более интересной ребенку, полезно поменяться с малышом ролями: он подает звуковой сигнал, а взрослый выполняет действие.
Второй этап – выработка реакции только на звук. Когда ребенок научится ожидать звуковой сигнал, необходимо переходить к выработке реакции только на слух. При этом ребенок уже не должен видеть ваши действия, а только реагировать на звук.
Примером выполнения этого упражнения может быть выработка реакции на слоги. Взрослый садится за стол напротив малыша, кладет его и свои руки на стол, а около них – пуговицу. Обратив своим жестом внимание ребенка к своим губам, взрослый произносит слоги «па-па-па» с громкостью обычного разговора. В момент произнесения, взрослый рукой малыша берет пуговицу и бросает ее в баночку. Это упражнение проводится до тех пор, пока ребенок начнет сам выполнять действия в момент произнесения слогов (5-8 занятий). Длительность пауз между произнесением надо постоянно менять, чтобы ребенок не привык к определенному ритму предъявления и не выполнял действие «механически», не услышав звук.
Во время этого упражнения не нужно произносить других слов или звуков. Не надо требовать и ждать повторения этих слогов малышом, вам нужна его реакция на звук – игровое действие. Возможно, позднее он будет повторять слоги/слова сам. Когда ребенок начнет четко реагировать, видя губы взрослого, нужно закрыть их листком бумаги или книжкой – так, чтобы ребенок не видел движение губ. Если ребенок не понимает это задание, нужно снова повторить задание без экрана.
При использовании экрана его нельзя убирать от лица сразу после произнесения звука, чтобы ребенок не реагировал на это механическое действие взрослого как на сигнал для своего игрового действия. Нужно учитывать, что экран несколько понижает уровень произносимого звука, в большей степени высокочастотных звуков речи, таких как «с», «ш», «х». Поэтому при тренировке, возможно, придется произносить звук несколько громче, а применять экран для занятий по развитию слуха и речи не целесообразно.
Третий этап – тренировка сообщения об отсутствии звука. Когда ребенок научится ждать звуковой сигнал и выполнять определенное игровое действие после предъявления сигнала, важно научить его информировать Вас, что сигнала нет – например, развести руки, покачать головой, обозначая «нет», «не слышу». Это облегчит различение ситуаций, когда ребенок не слышит звук, от ситуаций, когда ребенок отвлекся и пропустил сигнал.
Четвертый этап – тренировка реакции на тихие звуки. Когда ребенок научится реагировать на громкие звуки, надо научить его прислушиваться к более тихим звукам. Для этого сначала надо показать ему разницу между звучанием громких и тихих звуков, используя для этого барабан и сопровождая звук соответствующим жестом.
Подготовка малыша к исследованию слуха проводится ежедневно 2-3 раза в день. Продолжительность занятия 3-5 минут. Наглядный материал и задания нужно менять через 2-3 дня, а потом использовать их снова.
Постарайтесь сделать это интересной игрой, а не скучным уроком. Используйте ситуации и предметы, которые интересны ребенку. Хвалите ребенка за правильный ответ и радуйтесь вместе с ним.
Перед началом обследования полезно повторить домашнюю игру, чтобы напомнить ребенку его задачу отвечать игровым действием на звуки, применяемые при обследовании. Это поможет ребенку войти в игру и получить наиболее точные результаты.
УСПЕХОВ ВАМ И ВАШЕМУ РЕБЕНКУ!
ЖДЕМ ВАС НА ПРИЕМ В МЕДИЦИНСКОМ ЦЕНТРЕ СЛУХОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ АВРОРА®