Как подготовить ребенка к чтению
Консультация для родителей: «Как подготовить ребёнка к обучению чтению»
Валентина Филиппченкова
Консультация для родителей: «Как подготовить ребёнка к обучению чтению»
Все родители хотят,чтобы их дети выросли умными,умеющие ясно мыслить и правильно излагать свои мысли. Нет необходимости доказывать,что именно чтение способствует формированию этих качеств и во многом предопределяет результативность школьных занятий. Многие родители задают вопрос :»Когда можно начинать обучать ребёнка чтению?»Этот вопрос встаёт перед всеми родителями и решается по-разному. Одни стремятся начать обучение очень рано,другие считают,что обучение следует отложить до школы. Многие считают,что ребёнок сам должен проявить интерес к буквам. Считается,что учить читать в 5 лет легче,чем в 7 лет. Чем раньше ребёнок начнёт читать,тем лучше. Пусть он придёт в школу уже умея читать. В этом случае он будет более любознательным и более эрудированным,будет более быстрее и легче усваивать всё нового. Однако работать над этим надо систематически и обязательно в том темпе,который доступен вашему ребёнку. Но не следует ни в коем случае торопить его. Вы сами решите,когда следует начинать. Главное надо усвоить,что очень многое будет зависеть от того,как рано он приобщиться к чтению.
С чего начать обучение? Поиграйте с ребёнком в игры. Попробуйте пожужжать так же как пчёлы-ж-ж-ж. Используйте для звукоподражания детские стихи. Можно поиграть в игру»Придумай слово»Ребёнок придумывает слова,в которых звук»а»был бы в начале,в середине. в конце слова. Или подбери слова,которые начинаются на последний звук в слове «стол».В дальнейшем показывайте ребёнку по одной букве,подбирайте соответствующую букве картинку. Читайте звук,а не называйте букву. Чтобы ребёнок лучше усвоил букву,предложите ему пофантазировать на что похожа буква,посчитайте из скольких элементов она состоит,какие это элементы. Составьте букву из палочек,вылепите из пластилина. Можно обвести букву по контуру и сказать,какой известный предмет она напоминает. Можно выучить стихи о букве. В дальнейшем можно с ребёнком печатать букву. Когда Вы познакомите ребёнка со всеми буквами,предложите ему просматривать их. Научите его максимально быстро узнавать их,сначала проговаривая их вслух,потом «про себя».Буквы можно повторять несколько раз. Если ребёнок усвоил буквы,то это хороший результат. В обучение детей главным методом является игра. Чем она интересней,тем легче идёт обучение. И только после того как ребёнок освоил буквы,можно начинать с ним сливать отдельные слоги,затем перейти к чтению отдельных слов (ма-ма,па-па)
Уважаемые родители!По какой бы системе ни строились ваши занятия по обучению чтению не забывайте хвалить ребёнка. Хвалите даже за самые маленькие успехи. Постарайтесь,чтобы ребёнок читал каждый день. Рано или поздно он полюбит чтение. Никогда не отказывайте,если ребёнок говорит :»Давай я тебе почитаю».И у Вас всё получится!Успехов Вам!
Консультация для родителей «Обучение ребёнка чтению в дошкольном возрасте» Консультация для родителей «Обучение ребёнка чтению в дошкольном возрасте» Большинство родителей полагают, что для ребёнка будет лучше,.
Как подготовить малыша к детскому саду. Консультация для родителей Как подготовить малыша к детскому саду Подготовку к посещению детского сада необходимо начинать за несколько месяцев до его начала. Подготовка.
Консультация «Роль родителей в приобщении детей к чтению» Роль родителей к приобщению к чтению детей Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и.
Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к обучению в школе» Как подготовить ребенка к обучению в школе …Учеба в школе – это серьезный труд, требующий значительного эмоционального и физического напряжения.
Консультация для родителей «Как подготовить руку ребенка к письму» Уважаемые родители! Подготовка руки ребёнка к письму начинается за долго до прихода в школу. В раннем детстве ребёнку даём погремушки,играем.
Консультация для родителей «Как помочь дошкольнику подготовить руку к письму» Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического.
Консультация для родителей «Приучаем ребенка к чтению — развиваем речь» Маленькая дочка бежит к маме с просьбой «читать!».Как это здорово! Как сделать так, чтобы этот интерес к чтению не потерялся у этого пока.
Консультация для родителей: Проблемы раннего обучения чтению ПРОБЛЕМЫ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ Проблема раннего обучения чтению дискутируется на протяжении многих лет, имеет как сторонников, так и.
Консультация для родителей «Развитию интереса детей к чтению». Интерес детей к чтению необходимо развивать. Особое значение для этого имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе.
Методики обучения ребенка чтению
Как понять, что пора
На вопрос «Когда ребенку пора уметь читать?» нет готового ответа, но сразу хотим предостеречь от двух заблуждений:
«Не обязательно учить ребенка читать дома, в школе все равно научат». Увы, не научат — у школьных учителей просто нет времени, чтобы научить правильно читать каждого ребенка. Уже на первых уроках придется читать книги, учебники, надписи на доске. Не умея читать, первоклашка рискует сразу же отстать от одноклассников и потерять интерес к учебе.
«Нельзя терять время — чем раньше малыш начнет читать, тем лучше». Все дети разные и развиваются в своем темпе. Поэтому не стоит навязывать обучение чтению дошкольнику, едва ему исполнилось 4–5 лет, если сам ученик пока не проявляет интереса к этому занятию.
Показатель, на который стоит ориентироваться — не возраст дошкольника, а его речевые навыки.
Без достаточного грамматического фундамента и словарного запаса учиться читать будет тяжело. Критически важно, чтобы ребенок понимал смысл слов и фраз, которые прочитывает, иначе обучение не будет продуктивным. Поэтому, если малыш пока не очень уверенно разговаривает, не торопите его с чтением — это не поможет развить речь, а только демотивирует.
Как облегчить обучение чтению для дошкольника
Больше хвалить и никогда не ругать
Нам, взрослым, трудно представить, как это на самом деле сложно для малыша — с нуля научиться такому комплексному навыку, как чтение. Ведь уметь читать — это значит уметь соотносить звук с буквой или сочетанием букв, понимать значения прочитанных слов и стоящий за текстом смысл.
Если родители принимают успехи ребенка как должное и выражают недовольство, когда малыш чего-то не понимает, это не подтолкнет ученика к развитию, а только затруднит процесс. Поэтому важно хвалить за маленькие победы: узнал букву, которую проходили в прошлый раз — здорово, справилась без папиной помощи со словом аж из двух слогов — умница.
Не воспринимайте неудачи как следствие нерадивости маленького ученика. Когда ребенок не понимает с первого раза — это повод поискать другое объяснение или дать больше времени на практику. Если вы чувствуете, что устали и раздражаетесь, занятие стоит прекратить и вернуться к нему в хорошем настроении.
Заниматься понемногу, но регулярно
Не стоит ждать от малыша усидчивости и желания проводить часы, разбираясь в незнакомых буквах. Дошкольникам трудно удерживать внимание на занятии дольше 25 минут, и даже такие небольшие занятия стоит прерывать физкультминутками и играми, чтобы ребенок не заскучал. Именно так построена подготовка к школе в Skysmart: 25-минутные занятия с перерывами на подвижные игры.
А вот регулярная практика важна — гораздо важнее, чем длительность занятия. И это не обязательно должны быть именно уроки: искать знакомые буквы можно на вывесках во время прогулки, на дверной табличке в детской поликлинике, на упаковке любимых кукурузных хлопьев.
Читать книги вслух
В серии исследований, проведенных доктором Викторией Перселл-Гейтс среди пятилеток, которые еще не умеют читать, выяснилось, что те дети, которым родители регулярно читали вслух в течение двух лет, выражали мысли более литературным языком, строили более длинные фразы и использовали более сложный синтаксис.
Кроме того, чтение вслух вместе со взрослыми способствовало расширению словарного запаса детей, так как родители объясняли значения новых слов, с которыми дети не сталкивались в повседневной жизни.
Обсуждать прочитанное
Роль общения в обучении грамоте трудно переоценить. На первых порах важно спрашивать, интересно ли ученику, не устал ли он, что запомнилось из урока. Когда дошкольник научится читать связные тексты, обязательно задавайте вопросы по их содержанию.
Здорово, если ребенок читает самостоятельно и без побуждения родителей, но даже в этом случае не лишайте его возможности обсудить прочитанное с вами. Например, можно спросить:
Кто тебе понравился из героев?
Как думаешь, эта героиня похожа на тебя? А ты бы хотела быть на нее похожей?
Что бы ты сделал на месте героя?
Почему произошло описанное событие? А как связаны между собой эти два события?
Какие чувства у тебя вызвало прочитанное?
Что больше всего запомнилось из прочитанного?
Как думаешь, чему хотел научить автор? Почему он это написал? А ты согласна с автором?
Идти от простого к сложному
От соответствия между звуками и буквами — к слогам, от коротких слов — к словам подлиннее и посложнее. Казалось бы, это очевидно, но нет: порой родители так радуются успехам ребенка на первых порах, что подталкивают его к изучению более сложных тем, чем он готов воспринять. Конечно, программа должна подстраиваться под ученика, но пропускать шаги не стоит, даже если ребенок делает успехи.
Существуют методики, которые предлагают учить ребенка читать через запоминание целых слов. Увы, эксперименты показывают, что такие методики в целом работают хуже. Например, группа ученых из США придумала искусственный алфавит и предлагала испытуемым его выучить, а затем — прочитать слова, написанные с помощью этого алфавита. При этом одним испытуемым сразу объяснили принципы соответствия между звуками и буквами, а другие должны были вывести правила чтения самостоятельно на основе целых слов. Оказалось, что первая группа справляется с чтением новых, ранее незнакомых слов лучше, чем вторая.
Поэтому советуем выбирать те методики обучения, которые предполагают четкие инструкции о связи между звуком и буквой — и это особенно важно для тех детей, кому чтение дается тяжело. Ниже мы собрали несколько таких методик, которые вы можете использовать для домашнего обучения дошкольника.
Методики обучения дошкольников чтению
Складовое чтение
Способ научить ребенка читать через склады на самом деле использовали еще на Руси, но для современных родителей эта методика связана с именем филолога Николая Александровича Зайцева.
Зайцев предлагает не зацикливаться на изучении отдельных букв, так как ученикам бывает сложно понять, как буквы могут сливаться в слоги и слова. Научить ребенка читать по слогам тоже не всегда легко: один слог может быть довольно длинным (блеск, рубль), а границы слогов — неочевидными (Лун-тик или Лу-нтик?). Поэтому в методике Зайцева в качестве основной единицы используется склад.
Складом может быть сочетание согласной и гласной буквы (па-па, ма-ма), отдельная согласная или гласная (де-д, я-с-ли, А-лё-ша), а также сочетание согласной с твердым или мягким знаком (ма-ль-чи-к, по-дъ-ём).
Чтобы дошкольник понял различия между записью звонких и мягких, гласных и согласных звуков, разным типам ск ладов соответствует свой размер кубика, цвет и наполнение, благодаря которому кубики звучат, если их потрясти. Кубики воздействуют сразу на несколько каналов восприятия, а склады нужно не просто произносить, а пропевать — так, по мнению автора методики, учиться интереснее и эффективнее.
Один из плюсов методики в том, что с кубиками дети охотно играют сами, а процесс обучения чтению становится активным, подвижным.
Слоговое чтение
Эту методику разработала Надежда Сергеевна Жукова, советский и российский логопед. Основная единица в ее системе — не буква, а слог. Автор методики предлагает переходить к изучению буквосочетаний, как только ребенок освоил первые гласные буквы — а, о, у. Когда дошкольник научился соединять две гласных буквы, можно переходить к изучению согласных.
Благодаря тому, что понятие слога вводится на ранних этапах, научить ребенка читать слоги слитно получается быстрее и легче. Кстати, как и в методике Зайцева, слоги предлагается пропевать, а не просто произносить.
На основе слоговой методики Жукова разработала комплекс учебных пособий — букварь, прописи и книгу для чтения. Пособия помогут научить правильно читать детей 6 и 7 лет в домашних условиях.
Обе техники обучения дошкольников чтению используются в курсе подготовки к школе от Skysmart. Курс состоит из двух ступеней: сначала дети знакомятся с буквами и складами, что позволяет довольно быстро начать читать простые слова, а затем узнают, что такое слог. Постепенно мы вводим более сложные слоговые конструкции, переходим к чтению словосочетаний и предложений.
Упражнения для обучения чтению
Упражнения на запоминание букв
Первым делом важно научить ребенка узнавать буквы. Для этого можно использовать картинки со спрятанными буквами. Такие упражнения мы используем на уроках подготовки к школе в Skysmart.
Попросите ребенка определить, на какую букву начинается слово, или назвать как можно больше слов, которые начинаются с определенной буквы.
Дальше — тренируемся отличать правильно написанные буквы от неправильных. Это важно и для обучения письму: дошкольники часто зеркалят буквы или искажают отдельные элементы.
Упражнения на гласные и согласные
Научиться отличать гласные звуки от согласных помогут задания, в которых нужно определить, с какого звука начинается слово.
Поможет запомнить разницу между гласными и согласными также поиск лишней буквы.
Упражнения на составление слов
Когда ребенок уже может читать короткие слова, предложите ему составить слово из букв самостоятельно.
Составлять слова из слогов удобно, если под рукой есть кубики, но можно попробовать и на бумаге.
Еще одно хорошее упражнение — вставить недостающую букву в слово. Такие задания дети выполняют на уроках в онлайн-школе Skysmart.
Еще больше ярких и веселых упражнений для обучения чтению — в курсе подготовки к школе от Skysmart. Внимательные педагоги помогут ребенку научиться читать, считать и выражать себя через творчество. Занятия проходят онлайн в удобное для ребенка и родителей время. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!
Урок 3. Подготовка к чтению самых маленьких. Возрастные особенности. Первые книги. Методики и рекомендации
Вспомните, еще совсем недавно вы задумывались о том, как помочь своему детенку решить его первые «малышовые» трудности – освоить погремушку, приучить к приему пищи, ходить на горшок. Но время летит незаметно, и вот настало время для малыша осваивать первые навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни. И один из них – чтение. Подготовка к процессу обучения чтению очень важна, т.к. лишь при грамотном комплексном подходе успех в этом нелегком, но очень интересном деле будет гарантирован.
Для начала давайте еще раз коснемся возрастных особенностей, а именно: рассмотрим, что особенного происходит в период от 3 до 7 лет с ребенком, ведь от этого зависят и методы, которые нужно применять для обучения, и тонкости подготовки.
Содержание:
Возрастные особенности детей
Как мы уже не раз говорили, приверженцы раннего развития детей склоняются к мнению, что начинать обучать ребенка читать не следует раньше трех лет. Поэтому многие родители приступают к этому занятию позже – и в 4, и в 5, и даже в 6 лет. Но здесь нужно иметь в виду, что любой детский возраст отличается своими предпосылками для обучения, а также причинами, по которым иногда не стоит заниматься.
Вкратце все это выглядит следующим образом:
Учить ребенка читать можно в любом из рассмотренных выше возрастов. Самое важное – чтобы ребенок был готов, а родители использовали правильный подход.
Итак, как же подготовить ребенка к чтению? Данный вопрос следует рассматривать с нескольких сторон.
Подготовка ребенка к чтению
Начинать готовить ребенка к освоению чтения рекомендуется настолько рано, насколько это возможно. Идеальный вариант – когда ребенок уже умеет уверенно сидеть. Этот знаменательный момент значительно упрощает родителям процесс кормления и одевания, а заодно открывает малышу невероятный мир чтения.
Первые книги следует подбирать так, чтобы они были красочными, красивыми, яркими и прочными (лучше, чтобы листы были картонными или текстильными, иначе малыш легко превратит книгу в ненужную макулатуру). Но и содержанию следует уделять не меньшее внимание – для зачина вполне подойдут стихи и картинки, изображающие всевозможные предметы или животных. Что касается авторов, то наибольшую популярность по праву заслужили книги Бориса Заходера, Валентина Берестова, Самуила Маршака и Агнии Барто, ведь в совершенно простых словах они рассказывают целые истории. А заучить несколько четверостиший из книг представленных авторов не составит для ребенка никакого труда, к тому же будут развиваться его внимание память.
Помимо прочего, педагоги настоятельно рекомендуют развивать в детях чувство ритма и фонематический слух. Для первого отлично подходит прослушивание музыкальных композиций и танцы. Играя с ребенком, включите незатейливую приятную музыку и начните танцевать, и ваш малыш, наблюдая за вами, уже совсем скоро начнет вам подражать, стараясь двигаться в заданном ритме. Игры под музыку крайне благоприятно сказываются на развитии ритмического слуха.
А говоря о фонематическом слухе, укажем на то, что развить у ребенка навык узнавания и правильного произношения звуков помогают специальные игровые упражнения:
В комплексе рассмотренные методы помогут вам создать благотворную почву для обучения своего чада чтению. О том же, как узнать, что ребенок готов, мы уже беседовали в прошлых уроках. А вот о готовности родителей до сих пор не было сказано ни слова. Между тем, этот вопрос тоже достоин внимания, пусть не большого.
Готовы ли вы обучать ребенка чтению?
Ребенок-то может быть и готов учиться, но готовы ли вы сами его обучать? Педагогом, естественно, быть не обязательно, но уделить внимание двум важным моментам определенно нужно:
Если же вы все учли и чувствуете в себе уверенность, то приступать к обучению можно. И теперь давайте немного поговорим о нескольких методах, с которых можно начать обучение чтению самых маленьких.
Начальные методы обучения чтению
С авторскими методами мы уже знакомы (вспоминайте второй урок), поэтому сейчас поговорим конкретно о разновидностях методов. Основными считаются:
Более подробно о каждом из них.
Игровой метод
Игровой метод подходит для самых-самых малышей. Согласно этому методу, изначально изучаются гласные буквы, т.к. они самые простые, а названия букв и их звучание совпадают. После освоения одиночных букв переходят к их сочетаниям. Суть заключается в том, что обучение проходит в форме игры, например, с игрушками:
Подобных игр можно придумать сколько угодно. Все зависит от подхода и умения проявить креативность.
После изучения гласных переходят к согласным. В данном случае тоже подходят несложные игры:
Немногим позже задачи начинают усложнять, переходя к объяснению малышу слогов, ударений, букв для твердых и мягких согласных.
Игровой метод рассчитан преимущественно на долгосрочную перспективу (конечно же, зависеть успехи будут от индивидуальных особенностей малыша и педагогических навыков родителей), однако результаты всегда высокие и закрепляются на всю жизнь.
Буквослагательный метод
Несмотря на то, что в последнее время буквослагательный метод все больше критикуют, сказать о нем нужно. Смысл его сводится к тому, что изначально малыш осваивает названия букв, а уже потом учится составлять из букв слоги и слова.
Причина того, что метод потерял свою актуальность, состоит в том, что большинство педагогов убеждены (и это во многом верно), что после заучивания названий букв ребенок будет читать слова не правильно: вместо «папа» – «пэапэа», вместо «мама» – «эмаэма», вместо «дядя» – «дэядэя» и т.д.
Многие все же продолжают учить детей именно так, и если метод вам симпатичен, обязательно уясните для себя, что, переходя от алфавита к сложению слогов и слов, требуется донести до ребенка различие между названиями букв и их звуками. Но учитывая то, что понять эту разницу самым маленьким будет сложно, метод подходит к детям от 4-5 лет.
Звуковой метод
При звуковом методе ребенок изучает в первую очередь самые простые слова и звуки. Родители называют малышу звуковые ряды и слова, а также пишут их на бумаге, а ребенок слушает и смотрит. Таким образом, информация постепенно систематизируется, способствуя формированию навыка чтения. Применять звуковой метод можно, начиная с трехлетнего возраста.
Важно заметить, что, по мнению многих родителей и педагогов, самые лучшие результаты приносит не какая-то одна методика или техника, а их сочетание. И вам, собственно говоря, мы тоже советуем придерживаться комплексного подхода.
И, подводя итог четвертому уроку, хотелось бы рассмотреть еще несколько вопросов. Обучение ребенка должно выстраиваться на следующих принципах:
Теперь у вас есть вся необходимая информация для начала занятий по обучению чтению с самыми маленькими детьми. Просто будьте внимательны, отзывчивы и терпеливы, подходите к процессу обучения с разных сторон – тогда у вас и вашего малыша все получится. А в пятом уроке мы подробно расскажем о том, как помочь ребенку выучить алфавит, и предложим несколько методик, которые вы сможете использовать уже после прочтения материала.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях
Здравствуйте, родители! Эта статья для тех, кто собрался научить своего ребенка читать. Сейчас ребенок, который идет в школу, должен уметь уже многое: и читать, и писать, и решать примеры. Многие родители считают, что научить ребенка читать без помощи учителя очень сложно, что у них не хватит нервов и сил заниматься с ребенком. Поэтому водят детей на всевозможные подготовки к школе и платят за это деньги.
Если у Вас действительно не получается самостоятельно научить ребенка читать без крика и раздражения, если у Вас мало свободного времени, то пускай его обучает нанятый учитель. Но, если не хотите тратить деньги и готовы выделить ребенку от 10 до 30 минут в день, читайте эту статью и узнаете, как быстро, легко и без детских обид научить ребенка читать.
Небольшая история моих детей
У меня двое детей. Старшей дочери 5 лет, она читать уже умеет. А начиналось все еще в полтора года. У нас была большая книга «Лесная азбука», там были красивые картинки и стихи на каждую букву алфавита. У меня не было цели научить ее читать в таком нежном возрасте. Она сама показывала пальцем на большую заглавную букву, чтобы я ее называла.
Таким образом она совершенно «случайно» запомнила все буквы. Тогда она еще говорила плохо, но буквы все показывала правильно. Года в три мы начали пробовать сливать буквы в слоги. Открытые слоги типа «ма», «па» она быстро стала читать, поняла принцип их образования. А вот с закрытыми слогами «ам», «ап» было посложнее.
Я не настаивала, мы брались за букварь только когда она хотела. Я понимала, что еще рано учиться читать, поэтому занятия были редкими. В 4 года она читала по слогам, но медленно. Сейчас уже читает достаточно хорошо, но еще, конечно, не бегло.
Второй дочери сейчас 2,5 года. Она не знает ни одной буквы 🙂 И я не стремлюсь ее этому научить. Потому что знаю, если через силу заставлять учиться, то результат будет печальным.
Каждый ребенок уникален, не стоит всех мерить одной линейкой. И, если ребенок до 5 лет не проявляет никакого желания учиться читать, то не стоит его заставлять. Потому что потом могут быть проблемы в эмоциональной сфере, проблемы в общении с людьми и другие.
Поэтому, если ребенок сам просит рассказать и научить, то учите. Если ребенку уже 5 лет, а он все еще не проявляет никакого интереса к чтению, то воспользуйтесь ниже приведенными методиками, как научить читать ребенка, играя.
В игровой форме и знания усвоятся лучше, и ребенку будет ИНТЕРЕСНО учиться, а это очень важно!
Как определить готовность ребенка к обучению чтению?
Есть несколько признаков, глядя на которые можно понять, что можно начинать учить ребенка читать. К этим признакам относятся:
Как подготовить ребенка к чтению?
Прежде, чем приступать непосредственно к обучающим занятиям, можно с ребенком играть в подготовительные игры. Причем, это не обязательно делать дома. В такие игры можно играть и на прогулке.
Первое, что нужно сделать — развить фонематический слух. Об этом я писала выше. Как это сделать?
Самый простой вариант — называть любой звук, а ребенок должен назвать как можно больше слов, которые начинаются на этот звук. Вот, например, качается он на качелях, а Вы ему: назови слова на «а». Если у ребенка возникли сложности, помогите ему, назовите пару слов сами, чтобы он понял, что он него хотят. И совместите приятное с полезным.
Еще одна похожая игра по типу в «города». Здесь немного сложнее. Ведь ребенку нужно будет определить первый звук и последний. Называть можно любые слова. Например, Вы говорите «липА», ребенок — «АрбуЗ», Вы — «ЗакаТ», он — «Тыква» и так далее. При необходимости помогите ребенку правильно определить последний звук в слове.
Есть еще игра на узнавание звуков в слове, которая нравится детям. Когда ребенок услышит загаданный звук, он должен хлопнуть или топнуть, как удобнее в этот момент. Например, Вы загадываете звук «о». Называете разные слова: кошка, дом, телефон, папа, сестра, стол и т.д. На слове, где есть звук «о», ребенок должен хлопнуть.
Эти игры очень хорошо подготовят ребенка к чтению.
В каком возрасте учить ребенка читать?
Методик обучения чтению очень много. Кто-то рекомендует начинать учить читать чуть ли не с пеленок. Разработаны специальные карточки с картинками и подписями, которые нужно показывать младенцу. Методики Никитиных и Монтессори тоже очень популярны.
Мне кажется, что обучение должно происходить ненавязчиво, в игровой форме. А в каком возрасте — решать Вам. Очень много различных мнений по поводу раннего развития. Кто-то говорит, что чем раньше начать заниматься, тем лучше. Что у ребенка до 3 лет мозг намного лучше усваивает информацию, чем у ребенка постарше. И поэтому до 3 лет надо научить ребенка всему, чему только возможно.
На самом деле маленькие дети действительно очень хорошо все запоминают. Но многие психологи утверждают, что раннее развитие может впоследствии негативно сказаться на эмоциональной сфере. То есть ребенка «всему» научили, а он в это время должен был учиться другим вещам: правильно выражать свои эмоции, общаться, учиться владеть своим телом, познавать мир.
Какой путь выбрать — решать Вам, мнений на этот счет много. Я считаю, что не стоит торопить события. 5 лет — очень хороший возраст для обучения чтению. Научить ребенка читать можно за 2 месяца, если заниматься каждый день. Главное, чтобы в школу ребенок пошел подготовленный. А до этого возраста ребенку и так есть чему учиться, кроме чтения.
Как научить ребенка читать дома?
Для обучения чтению важно подготовить дидактические материалы. В первую очередь выберите хороший букварь. В разных букварях представлена разная методика обучения чтению. Я бы советовала купить букварь Н.С.Жуковой. Этот букварь написан логопедом, внимание уделяется еще и правильному произношению звуков.
Этот букварь хорош тем, что там буквы идут в порядке их частоты использования в речи. Сразу после изучения двух первых букв (а, у) показано, как их можно соединить в слоги.
В этом букваре написаны обучающие комментарии для родителей, как правильно учить ребенка читать. Изучив первые несколько букв, ребенок уже сможет читать простые слова, где эти буквы встречаются.
Некоторые рекомендуют сначала выучить весь алфавит, а потом уже переходить к чтению слогов и целых слов. Но именно методика Жуковой позволяет научиться читать быстро, сразу понимая, как образовываются слова.
В день не стоит изучать более одной буквы. Лучше выученную букву хорошенько закрепить, повспоминать, какие слова начинаются на эту букву. Или произнести слово, в котором этот звук есть, и ребенок должен определить: в начале, в конце или в середине слова стоит звук. Также нужно, чтобы ребенок запомнил букву визуально. Можно в дополнение работать с магнитными буквами или вырезать буквы из разных материалов.
Важно! Начиная знакомить ребенка с буквами, не говорите, как буква называется. Произносите только звук. То есть не говорите: это буква «эм», «эн», «пэ». Просто называйте звуки: «м», «н», «п». Так ребенок не будет путаться во время чтения.
В общем, в хорошем букваре задания будут как раз идти в нужном порядке, а буквы будут изучаться в правильной последовательности.
Важные правила при обучении чтению
Когда ребенок будет читать предложения, следите, чтобы он делал паузу между словами. Нужно, чтобы ученик понимал, о чем он читает, а не просто механически читал слоги.
Нельзя на ребенка кричать, если он не может понять, как читается слог или забыл букву. Лучше повторите с ним пройденный материал, поиграйте в игры на «слышанье» нужного звука, а также поищите знакомые буквы в тексте.
Не занимайтесь слишком долго. Длительность занятий должна быть от 10 до 30 минут. Но занятия должны быть регулярными, лучше ежедневными или через день.
Нельзя сопровождать чтение негативными эмоциями ребенка. Если ребенок раскапризничался, не стоит его заставлять читать дальше. Так Вы только отобъете желание вообще учиться. Процесс превратится в каторгу. Переключите внимание ребенка от того, что ему не нравится. Нужно, чтобы было у ребенка хорошее настроение во время занятий.
Читайте не только дома, но и на улице. Ребенку интересно находить знакомые буквы на вывесках. Можно мелом на асфальте писать слова, слоги или просто палочкой на песке или снегу.
Интересное видео, как научить ребенка читать
Помните, что все дети разные. Не гонитесь за модой. Ребенку должно быть интересно учиться. Поэтому возраст начала обучения у всех будет разный.
Желаю терпения всем родителям в деле обучения детей чтению! Придерживайтесь написанных правил и все получится легко.
Если статья Вам была полезна, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях, нажав кнопочки ниже.