Как подготовить ребенка к хоккею
Как сделать ребенка звездой хоккея. Советы для родителей
Четких возрастных ограничений при приеме в хоккейные секции нет. Кто-то приводит детей лет в 7 и даже 8, а некоторые проводят время на льду лет с трех.
«Лично я сторонник того, чтобы дети приходили в хоккей не раньше 5-6 лет, — рассказывает тренер хоккейной школы «Вершина» Леонид Исаев. — Если ребенок приходит раньше, то ему достаточно сложно донести задание и контролировать его выполнение».
Каждая школа проводит набор детей в конце августа — начале сентября. Обычно ребят набирают с пятилетнего возраста, но можно прийти и позже — до восьми лет все дети в Москве занимаются в спортивно-оздоровительных группах, и только после восьмилетнего возраста проводится набор в спортивные школы. ДЮСШ по хоккею в Москве десятки, есть среди них как государственные, где дети с 8-9 лет занимаются бесплатно, так и коммерческие.
Помимо прославленных ЦСКА, «Динамо», «Витязя», «Спартака» или «Крыльев Советов», у которых выстроена вертикаль от детской команды к клубам КХЛ и МХЛ, есть и не имеющие собственных команд мастеров школы, давшие немало звезд КХЛ и НХЛ. «Русь», «Пингвины», «Белые Медведи», «Центр», «Марьино», «Синяя Птица», «Орбита» или «Вымпел». В этих школах начинали многие известные хоккеисты, которые в дальнейшем покоряли КХЛ и НХЛ. Многие детско-юношеские хоккейные школы имеют договоренности с клубами КХЛ. «Морские львы» из Щербинки подписали соглашение с омским «Авангардом», а «Русь» — с ХК «Сочи».
Есть сильные коллективы и в Московской области — в Ступино, Воскресенске и Мытищах, которые имеют свою вертикаль до клубов ВХЛ и МХЛ. Особняком стоит ярославский «Локомотив», чьи детские команды также играют в чемпионате Москвы.
В негосударственных командах родителям приходится платить за лед и амуницию все время, но система подготовки в таких школах ничуть не хуже. Некоторые из этих команд, к примеру, «Морозово», участвуют в чемпионате Москвы наравне с имеющими господдержку детскими школами.
Самый сложный момент для родителей — первые 3-4 сезона, когда ведется настоящая гонка на выживание, чтобы попасть в состав сильной школы и быть там на ведущих ролях. В это время родители возят детей не только на занятия вместе со сверстниками, но и занимаются дополнительно с тренером. В такие моменты к одному баулу часто добавляется второй, а то и третий: занятые мамы и папы вручают детей родителям своих одноклубников, которые возят их на тренировки.
Немаловажным будет упомянуть и так называемых хоккейных мам и пап, которые уже к концу первого сезона отличают вброс от проброса, на глазок определяют загиб крюка у Малкина и подбирают среди детей возможных партнеров по звену своему сыну. Такие родители начинают уже в этом возрасте требовать от ребенка результат, искренне веря в то, что именно их чадо через пару десятков лет побьет рекорды Уэйна Гретцки. К сожалению, это ведет к психологическому давлению на детей.
«У нас половина детей психологически подавлены, — рассказывает тренер СШОР «Русь» Олег Пахомов. — Что-то не получилось на площадке, и получает нагоняй от родителей. А если тренер накричал и папа увидел…»
В первые годы в хоккее важно сформировать у ребенка любовь к игре и желание постигать что-то новое. Если малыш старается и получает удовольствие, то он будет уверенно идти к своей цели.
Выбор позиции, как правило, определяется габаритами и умениями игрока. Если малыш крупный и хорош в отборе — быть ему защитником. Если обладает скоростью и обводкой — крайним нападающим. Умение защищаться, нападать и видение поля присущи будущим центрфорвардам. Как правило, деление на позиции происходит в шести-семилетнем возрасте, но сменить амплуа за свою карьеру можно несколько раз.
Особенно сложно придется родителям, чей ребенок мечтает о славе Василевского или Бобровского, ведь баул у вратарей куда внушительнее, чем у полевых игроков, а форма значительно дороже. В ворота ребята идут, как правило, по своему выбору или по настоянию родителей, которые сами в детстве орудовали ловушкой и «блином».
«У нас в хоккее сейчас тенденция к большим ребятам, — говорит Олег Пахомов из «Руси». — Всем нравятся габаритные игроки, а маленьких очень часто не берут во внимание. Но это совсем не значит, что стоит перестать тренироваться, ведь ребенок может совершить скачок в мастерстве и росте в 14-15 лет».
Даже если ребенок не дотягивает до стандартных 180 см, особенно если он — вратарь, отчаиваться не стоит. Даже в КХЛ есть примеры, когда невысокие вратари становились звездами. Последний из таких примеров — страж ворот «Салавата Юлаева» Юха Метсола, творивший чудеса на последнем рубеже с ростом 177 см в серии с «Авангардом».
Итак, чтобы сделать из ребенка хоккеиста, вам придется запастись терпением и приобрести хоккейную форму. Конечно же, не забываем про желание ребенка.
Если вам и вашему чаду повезло и вы сумели найти своего тренера и свою школу, то, возможно, именно ваш ребенок рванет к высотам хоккея, покоряя сердца болельщиков на матчах КХЛ, Олимпиады или чемпионатов мира. Но как заявить о себе юному хоккеисту, когда ему всего 10-11 лет? Идеальной площадкой для этого является международный юношеский хоккейный турнир «КУБОК ŠKODA», который автомобильный бренд ŠKODA проводит уже в седьмой раз. В этом году он проходит в Челябинске, в нем приняли участие сильнейшие детские команды из России, Латвии и Чехии. Прямую трансляцию финала турнира смотрите 20 апреля в 14.00 мск на Sport24.
Воспитание будущего хоккеиста
Очень часто бывает, что родители отдают своих детей в хоккейную школу и ждут, когда из их детей вырастут чемпионы. И внезапно оказывается, что у их детей успехи ниже среднего, а то и вовсе детей отчисляют из спортивной школы. Почему так происходит? Родители начинают искать виноватых.
Каждому родителю свой ребенок кажется особенным, талантливым. Талантливым людям все дается легко. Но в большинстве случаев талант – это удачное стечение многих факторов: наследственности, среды и просто случайностей.
Наследственность. Безусловно наследственность имеет большое значение в спорте. Наследственностью определяются все физические качества: сила, скорость, выносливость, гибкость, реакция, координационные способности, а также темперамент, сила и скорость нервных процессов. Игровые качества, гибкость и скорость мышления тоже передаются генетически. Однако эти качества редко передаются по наследству все разом. И редко можно встретить спортсмена (хоккеиста), у которого все эти качества развиты одинаково хорошо.
Хоккей – вид спорта, в котором физические качества нужны в комплексе. Причем разные физические качества задействованы у разных хоккеистов в разной степени. Нередко недостаток развития какого-либо физического качества игрок компенсирует за счет других физических качеств. А иногда довольно посредственно развитые физические качества с лихвой компенсируются игровым мышлением или морально волевыми качествами спортсмена.
Все качества личности – физические, психологические (морально волевая сфера личности, мотивация и т.д.) – являются тренируемыми и подвергаются коррекции. Конечно, спортсмены, генетически предрасположенные к какому-либо виду деятельности, имеют преимущество перед другими в этой конкретной деятельности, но довести до хорошего уровня подготовленности можно любого спортсмена, не имеющего патологий.
Среда. Под средой можно понимать все, что окружает вашего ребенка, включая его окружение. Если семья ребенка живет у моря, скорее всего, у него из-за морской воды будут крепкие зубы и кости. Если ребенок растет в местах, где культивируются единоборства, то, скорее всего, ему будет нравится борьба. Если в его семье все родители курят, есть большая вероятность того, что и он, когда вырастет, тоже будет курить. И конечно же, если в семье ребенка родители – спортсмены, ребенок тоже будет увлекаться спортом. Но и это не всегда так. Если ребенок до 5-7 лет живет ожиданием, что он скоро начнет заниматься спортом, целыми днями смотрит мультики или играет в куколки, спорт может очень быстро пройти мимо него. Ребенком нужно заниматься, его нужно готовить к спортивной и вообще к активной и полноценной жизни.
Когда нужно начинать заниматься? Как бы странно это ни звучало, готовить ребенка к спортивной деятельности нужно с рождения. Массаж, плавание, пассивные физические упражнения – все это средства физической культуры адекватные возрасту ребенка. Когда ребенок начинает ходить, родители должны позаботиться о том, чтобы он больше гулял, стараться гулять на детских площадках, спортивных площадках, стадионах, чтобы ребенок с ранних лет видел вокруг себя активных здоровых людей. Купите ему мяч и велосипед вместо электромобиля. Родителям необходимо показывать ребенку пример – делать зарядку, играть вместе с ним в мяч, догонялки. По мере роста ребенка двигательная активность должна принимать форму организованных занятий. Утреннюю зарядку можно выполнять с ребенком уже с двух лет, используя самые простые упражнения, а также проводить ее в игровой форме. Желательно организовывать в течении дня игру в футбол, хоккей и т.д.
Также нужно создать условия для самостоятельной физической активности дома, чтобы ребенку было интересно двигаться самому. Хорошо бы установить шведскую стенку, поставить батут, баскетбольное кольцо, ворота, горку, поднимаясь на которую, малыш бы укреплял ноги и т.д. Также нужно минимизировать время нахождения ребенка у телевизора и компьютера.
Таким образом, вокруг ребенка создается педагогическая среда, где движение и занятия спортом станут не только привычкой, но и потребностью — неотъемлемой частью жизни.
Здоровый и активный ребенок, придя в спортивную секцию, будет чувствовать себя комфортно, и спортивные результаты не заставят себя долго ждать.
Базовые аспекты подготовки юных хоккеистов: сколько и как нужно тренироваться?
Авторы: Павлов А.С., Деев А.Е., Михайлов А.Б, Зеленчев И.В. Детская школа по хоккею ЦСКА, Москва, Россия
Специалисты, работающие в детском и юношеском хоккее, часто задают вопросы, среди которых можно выделить два изначально основных: В каком возрасте ребенку следует начинать обучение хоккею? Какова должна быть направленность тренировочных нагрузок в разных возрастных группах? Отдельно дискутируется тема оптимального количества тренировок в неделю у хоккеистов различных групп подготовки.
В настоящее время широко распространено ошибочное мнение о необходимости как можно более раннего начала занятиями хоккея. Так в России по примеру зарубежных коллег из Канады детей ставят на коньки уже в 3 года. При этом, на отборочных просмотрах в хоккейные школы тренеры отдают предпочтение тем кандидатам, которые уже в возрасте 5-6 лет владеют базовыми навыками катания на коньках. А если ребенок приходит в хоккейную школу в более старшем возрасте во многих школах без наличия хоккейного стажа, он не будет допущен даже к просмотру. Противоположный пример можно видеть в скандинавских странах, когда хоккеем дети начинают заниматься в возрасте 8 лет и позже, что не мешает им попадать в элиту мирового хоккея и представляют свои страны в сильнейших лигах мира. В пример поздней специализации можно привести ряд известных титулованных хоккеистов. Оуэн Нолан – канадский хоккеист, член сборной Канады, был выбран первым номером на драфте НХЛ и сыграл 18 сезонов в лиге, впервые встал на коньки в возрасте 9 лет. Известный канадский хоккеист Эд Жовановски начал заниматься хоккеем в возрасте 11 лет, что не помешало ему вместе со сборной Канады завоевать золото Олимпийских игр в 2002 году и долгое время успешно выступать в Национальной хоккейной лиге. Президент ФХР, трёхкратный олимпийский чемпион, выдающийся советский хоккейный вратарь Владислав Третьяк начал заниматься хоккеем в 11 лет.
На международной научно-практической конференции по проблемам подготовки юных хоккеистов, которая прошла в Музее хоккейной славы 23-24 ноября 2017 года, выступали известные хоккейные специалисты. Среди прочих выступал тренер юниорской сборной России U16 Сергей Голубович, который в своем докладе упомянул, что программы подготовки хоккеистов за рубежом, в частности в Канаде, предусматривают не более 3 ледовых тренировок в неделю для хоккеистов 5-7 лет. В этом же направлении его мнение поддерживает и тренер молодежной сборной Дании Олаф Эллер.
Основная проблема ранней специализации, по мнению тренеров, заключается в том, что занятия хоккеем с раннего возраста (3-5 лет) способны загубить у детей интерес к данному виду спорта. Однако это не отражает всю суть имеющихся проблем, связанных с ранним началом занятий хоккеем. В частности при раннем начале занятий хоккеем не учитываются физиологические особенности развития организма – активный рост костей и мышечных структур, формирование связочного аппарата и т.п. Неучтение данных аспектов провоцирует снижение темпов роста ребенка, а также появление пограничных и патологических изменений в костных и мышечных структурах организма. Еще одна проблема кроется в возможности эффективного освоения ребенком тренировочных заданий. Необходимо понимать, что процесс подготовки хоккеиста требует от ребенка осознанного отношения к тренировочному процессу и желания учиться. И если ребенок в связи со своими возрастными особенностями не понимает, что от него требуется при выполнении того или иного упражнения, эффективность выполняемой им работы будет стремиться к нулю.
Рассматривая вопрос – «Какова должна быть направленность тренировочных нагрузок в разных возрастных группах?» – следует отметить, что большинство тренеров уверены в необходимости изначальной постоянной работы над развитием так называемых «физических качеств» спортсмена (создание «базы» для последующего роста спортивного мастерства – по Л.П.Матвееву), именно их ставя во главу угла подготовки хоккеистов. Акцент на развитие в тренировочных занятиях на не существующих на самом деле «физических качеств» (следует говорить не об абстрактных «физических качествах», а о комплексных характеристиках конкретных движений), не приводит к росту спортивного мастерства хоккеистов. Более того, в силу небезграничности ресурсов и возможностей организма, выполнение спортсменом тренировочной работы, по своей специфике отличающейся от соревновательной хоккейной работы, обуславливает нецелевой расход этих ресурсов и возможностей атлета, снижая его спортивный потенциал и в конечном итоге превращая даже самого потенциально талантливого хоккеиста в обычного середнячка. Более того, в процессе многолетней подготовки хоккеистов, к ним в большей степени предъявляются требования по улучшению в первую очередь именно их «физической» подготовленности – которая зачастую осуществляется в ущерб технической подготовки хоккеистов. В результате несоответствие между «физическим развитием» и мастерством хоккеистов приводит к недостаточной обученности выпускников хоккейных школ и скорому завершению их спортивной карьеры.
Соответственно, отвечая на поставленный выше вопрос, мы утверждаем, что в первую очередь нужно обучать юных хоккеистов правильному выполнению специфических двигательных актов – технических хоккейных приемов – с соблюдением принципов целенаправленности, целесообразности и систематичности при выборе соответствующих средств и методов тренировки.
В подтверждение вышесказанного стоит привести слова канадского специалиста Финна Шона, работающего в настоящее время в спортивной школе «Локомотив» (Ярославль), который в ходе своего доклада на конференции по проблемам подготовки хоккеистов отметил следующее: «Не важно насколько физически и тактически развит хоккеист, он никогда не станет профессионалом, если не умеет кататься и не владеет многими другими техническими составляющими». По мнению указанного специалиста, основными требованиями в организации построения тренировочного процесса среди прочего являются: постоянное обучение различным техническим составляющим (катание, владение шайбой, броски и т.п.) на все этапах подготовки хоккеистов; многократное повторение хоккеистами осваиваемых ими технических приемов – под пристальным контролем со стороны тренера, который должен препятствовать неправильному выполнению хоккеистами предлагаемых им упражнений; увеличение плотности тренировочных занятий за счет организации работы хоккеистов по «станциям»; снижение простоев у хоккеистов во время тренировочных занятий, организация работы по станциям (таким образом, одновременно отрабатывается несколько элементов и задействовано большее число хоккеистов).
Согласно реально действующим законам адаптации:
1. Организм всегда работает как целостный механизм и формирует конкретные двигательные акты в строгом соответствии с условиями, в которые он поставлен.
2. Любая деятельность организма предельно специфична как по внешним ее параметрам, так и по внутренним (структурно-функциональным) характеристикам работы организма. В целом эта специфичность определяется структурой и характеристиками самой деятельности и уровнем функциональной готовности организма к ее совершению. Не существует движений «вообще», и с этих позиций следует признать «незаконным» существование в спортивной педагогике терминов «общая физическая работоспособность» и «общая физическая подготовка». Повышение уровня тренированности спортсмена зависит от позитивных (по отношению к требованиям данного вида спорта) структурно-функциональных (адаптационных) изменений в физиологических компонентах, обеспечивающих специфическую (соревновательную) деятельность организма атлета. При этом позитивность или негативность таких изменений всегда должна оцениваться по их влиянию на результаты соревновательной деятельности.
3. Адаптационные изменения в организме спортсмена всегда соответствуют специфике осуществляемой им тренировочной деятельности. При этом насколько специфичны двигательные акты, осуществляемые спортсменом в процессе тренировки, столь же специфичны энергетические и субстратные затраты организма, совершающего некую конкретную работу, и столь же специфичны восстановительные процессы. И соответственно, как нет «движения вообще», так не может существовать «восстановления вообще».
4. Стабильные системы конкретных двигательных актов формируются в результате многократного стандартизованного повторения конкретных движений. Данное положение крайне важно для его использования в работе над освоением атлетами технических элементов спортивных движений, равно как и для работы над повышением уровня специальной тренированности спортсменов.
Обучение конкретному движению (техническому элементу) происходит в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др.
1. Закон изменения скорости в развитии навыка. Навык формируется неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его становления. Неравномерность имеет две разновидности: а) в начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение действием, а затем качественный прирост навыка замедляется. Подобная неравномерность характерна для обучения сравнительно легких действий, когда ученик быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали; б) в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для обучения относительно сложным действиям, когда внешне незаметные качественные накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения уровня владения действием.
2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка. Длительность задержки в развитии навыка обусловлена двумя причинами: а) «внутренней», связанной с адаптационными изменений в организме; б) «внешней», вызванной неправильной методикой обучения.
3. Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительное время не повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.
4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка. Совершенствование двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.
Соблюдение вышеперечисленных принципов и законов – единственный способ достижения желаемого роста спортивного мастерства юных спортсменов, проявляющееся в обучении множественным составляющим хоккея, которые в конечном итоге формируют спортивный результат, за минимально необходимый промежуток времени, искусственно не удлиняя процесс обучения конкретным хоккейным элементам.
Как научить ребенка играть в хоккей
Хоккей – это веселое семейное занятие, которое предлагает людям всех возрастов возможность завести новых друзей, обрести физическую активность, развить важные навыки, такие как координация рук и глаз и стратегическое мышление, и создать воспоминания, которые сохранятся на всю жизнь. Как научить ребенка играть в хоккей – один из главных вопросов.
Ведь это занятие также является отличным видом спорта для формирования характера, и он дает участникам возможность узнать ценность командной работы, спортивного мастерства и личной ответственности.
Статья адресована родителям, которые хотели бы, чтобы их ребенок стал хорошим хоккеистом и наслаждался спортом. Для того, чтобы малыш действительно полюбил этот вид спорта необходимо не только сдать его в хоккейную секцию, а ещё и вам непосредственно принимать активное участие в развитии вашего ребеночка. Ниже наведены несколько правил, которые вам помогут воспитать настоящего спортсмена и чемпиона.
Как научить ребенка играть в хоккей: советы
Чтобы научить ребенка играть в хоккей, воспользуйтесь несколькими полезными рекомендациями:
Как научить ребенка играть в хоккей
Имейте в виду, что главное – веселиться
Не ожидайте, что он или она собирается стать профессионалом, как очень немногие. Поощрение вашего ребенка к тому в любом его начинании, это маленький шаг к его успеху в любом деле.
Убедитесь, что ваш ребенок знает, что хоккей не всегда будет веселым и легким. Вы должны быть той опорой, на которую ребенок сможет положиться в случае неудачи или просто ему станет тяжело и не весело.
Чем младше – тем лучше
Чем младше ваш ребенок начинает играть, тем лучше. Существует определенный образец; лучшие хоккеисты — те, кто начали раньше. Пусть ваш ребенок научиться кататься на коньках, научится хорошо ездить, а уже после познает основы хоккейного спорта. Это даст вашему ребенку огромное преимущество в выборе школьных команд. Зарегистрируйте своего ребенка в домашнюю лигу.
Когда вы зарегистрируетесь в клубе, попытайтесь заставить их присоединиться к группе друзей — это создаст контакт с группой и облегчит тренировки, ведь тренировки в кругу друзей гораздо веселее.
Поощряйте их интерес
Относитесь к хоккейным играм как к веселым поводам для всей семьи. В маленьком возрасте уделяется больше внимания количеству тренировок на льду, а не качеству. Чем больше времени на льду – тем лучше. Можете также попрактиковаться и дома, ролики хорошая альтернатива конькам, пусть ваш ребенок в свободное время катается во дворе с друзьями, тем самым можно совмещать приятное с полезным и улучшать уровень ребенка.
Это ключ к тому, чтобы быть хорошим командным игроком и иметь поддержку других членов команды. Даже если ваш ребенок — один из лучших, всегда поощряйте его / ее. Зачем? Во-первых, каждому понравится ваш ребенок как командный игрок. Кроме того, бескорыстные игроки гораздо ценнее для командиров, чем эгоистичные. Передача является одним из самых важных навыков в хоккее.
Признать, открыт ли кто-то или нет – это один навык, так как делает пасы трудными и точными. Передача — это то, как в хоккей играют. В хоккее вы редко видите, как кто-то держит шайбу более 2 секунд. Научите своего ребенка держать голову поднятой, быть внимательным и быстрым.
Проявите интерес
Это значит смотреть их игры и практики. Приветствуйте, но не становитесь слишком навязчивым и не смущайте их.
Путешествия – хороший стимул
Если ваш ребенок хороший игрок и увлекается спортом, может быть хорошей идеей отправить его или ее в путешествие.
Продолжайте продвижение, если это оправдано
По мере того, как ваш ребенок перемещается по возрастным группам в поездках, продолжайте поощрять его / ее, но не оказывайте слишком большого давления на своего ребенка.
Поработайте над их основами, такими как: катание на коньках, проверка, управление шайбой и клюшкой, и привейте им то, что практика совершенствует.
Как научить ребенка играть в хоккей и с какого возраста берут в хоккейную секцию
Набор малышей в секцию может уже происходить с пятилетнего возраста. Но это не означает, что именно с 5 лет вам нужно отдавать своего ребенка! Не стоит волноваться, если малыш пойдет в 7-8 лет. Главное для этого навыки катания, которые соответствуют группе, но в таком возрасте может быть разница не большой.
Иногда можно встретить случаи, что мальчишек отправляли в 10-12 лет, для этого уже точно нужна предыдущая подготовка, как хорошие навыки на льду, так и силовая подготовка, выносливость.