Как подготовиться к аудиту бухгалтерии
Подготовка к обязательному аудиту: пошаговая инструкция
То, что к аудиторской проверке нужно готовиться, для бухгалтеров не новость. Особенно важной подготовка является, если компании предстоит обязательный аудит. Ее цель – обнаружение возможных проблем для оперативного их решения.
Как подготовиться к проверке в сжатые сроки и без аврала в бухгалтерии? Представляем вашему вниманию подробную инструкцию. Она позволит распланировать подготовку, не упустить из виду ключевые точки.
1. Учетная политика
Учетная политика – документ, который в числе первых просят предъявить аудиторы. Он должен быть оформлен надлежащим образом. В преддверии обязательного аудита не лишним будет ознакомиться с ФЗ №402 (ст. 8), регламентирующим порядок формирования учетной политики, и действующими ПБУ. Проверьте свой документ на соответствие указанным нормативно-правовым актам.
Обычно аудиторы выявляют 2 проблемы с учетной политикой. Она может быть неактуальной либо оформленной ненадлежащим образом. Также типичны случаи неполного отражения в документе применяемых способов ведения учета. Рассмотрим каждую ситуацию подробнее.
Неактуальная или некорректная учетная политика. Документ может быть не подписан. Подавать аудиторам только что распечатанную учетную политику – не лучшая идея. Другой вариант: документ утвержден, подписан надлежащим образом, но было это очень давно. Не удивительно, что содержание такой учетной политики оказывается устаревшим.
Неполная учетная политика. Чаще всего бухгалтеры и руководство компаний забывают закрепить в документе актуальные способы ведения учета. Это случается по разным причинам, от банальной халатности ответственных специалистов до невнимания к своевременному решению юридических вопросов. Проверяя свою учетную политику на соответствие нормативным требованиям и полноту отражения способов учета, уделите особое внимание:
рабочему плану счетов бухучета с синтетическими, аналитическими счетами;
формам первичной документации, регистрам учета, документам для внутренней отчетности;
порядку проведения инвентаризации обязательств, активов;
способам оценки обязательств, активов;
правилам документооборота, технологии обработки учетной информации;
порядку контроля хозяйственных операций;
другим решениям для организации и ведения бухучета.
Все вышеперечисленное отражается в учетной политике в обязательном порядке. Обнаружили недочеты? Есть время исправить ошибки до обязательного аудита!
2. Отчетность
Ни один обязательный аудит не обходится без проверки комплектности бухгалтерской отчетности. Соответственно, перед его проведением рациональным решением будет внутренний профильный аудит. В фокусе – соответствие учетных данных отраженным в отчетной документации, качество заполнения деклараций, расчетов, других актуальных форм, полнота бухгалтерской отчетности в соответствии с применяемым режимом налогообложения.
Особое внимание рекомендуется уделить обязательным полям отчетов, строкам, которые должны заполняться автоматически. Как показывает практика, автоматический метод не всегда срабатывает. Обнаруженные ошибки будут фигурировать в аудиторском заключении. Исправьте их до обязательного аудита.
Еще один важный момент – непосредственно комплектность отчетности. В рамках обязательного аудита, согласно ФЗ №402 (ст. 6, п. 5) проверяются все формы (с приложениями). Комплекта упрощенной бухгалтерской отчетности будет недостаточно. Если ваша компания относится к малому бизнесу, позаботьтесь о заполнении соответствующих приложений к отчетам в преддверии аудиторской проверки.
3. Сверка взаиморасчетов с контрагентами
Действующее Положение по ведению бухучета (п. 73-74) определяет правила отражения в учете расчетов с кредиторами, дебиторами. Согласно документу, налогоплательщик должен своевременно проводить сверки по указанным расчетам. Сверяться и согласовываться суммы должны с соответствующими организациями. Если в налоговой и бухгалтерском учете компании фигурируют разные данные, это свидетельствует об ошибках сверки. Согласно действующему законодательству, несогласованные данные и неурегулированные суммы оставлять в бухгалтерском балансе запрещено.
Периодичность проведения сверок жестко не регламентирована. Но это не означает, что проводить их не нужно. Любой обязательный аудит касается, в том числе, и актов сверки взаиморасчетов с контрагентами. Позаботьтесь заранее о наличии актуальных документов, которые могут быть предоставлены аудиторам.
4. Инвентаризация
Проведение инвентаризации обязательств, имущества актуально для каждого налогоплательщика. Инвентаризация обеспечивает достоверность данных учета, их соответствие реальному положению дел в компании. Обязательной для большинства субъектов предпринимательства является годовая инвентаризация. В зависимости от специфики деятельности она может проводиться чаще.
Перед обязательным аудитом проверьте инвентаризационные документы, дату проведения последней инвентаризации. Оформите все недостающие документы. Проведите инвентаризацию кредиторской, дебиторской задолженности. Это необходимо для выявления безнадежных долгов, по которым должен быть сформирован резерв. Отсутствие такого резерва – распространенная ошибка, которую выявляют специалисты при проведении обязательного аудита.
5. Формирование резервов
В преддверии аудиторской проверки бухгалтеру рекомендуется обратить внимание на сформированные резервы. И прежде всего на резерв по сомнительным долгам. Важно не только его наличие. Стоит проверить соответствие сформированного резерва результатам инвентаризации, проведенной в конце года.
Формирование резерва по сомнительным долгам является требованием действующего законодательства. Тем не менее многие налогоплательщики его игнорируют. Данная ошибка выявляется при обязательном аудите и указывается в аудиторском заключении. Игнорирование требований действующего законодательства не лучшим образом сказывается на репутации налогоплательщика.
Вторым важным резервом является резерв на оплату отпусков сотрудников. Он рассматривается как оценочное обязательство. Согласно ПБУ, оценочные обязательства должны соответствующим образом отражаться в бухгалтерском учете. Причем это касается и субъектов МСП в том числе. Компании из сектора малого бизнеса, попадающие под обязательный аудит, должны вести полноценный (не упрощенный) бухгалтерский учет.
6. Первичная документация
Первичную документацию необходимо сразу оформлять правильно. Это понятно каждому. Но на практике так получается не всегда. Перед обязательным аудитом имеет смысл выборочно проверить основные формы бухгалтерской первички.
Обратите внимание на обязательные реквизиты. Именно в них чаще всего допускаются ошибки, которые впоследствии обнаруживаются аудиторами. Также проверьте, все ли факты хозяйственной деятельности подтверждены первичными документами. Данное требование является обязательным. Если каких-либо документов не хватает, позаботьтесь об их формировании, получении от контрагентов и т.п.
Аудиторская проверка: на что обратить внимание и где ждать подвоха
Аудиторы рассказали Контур.Журналу, когда лучше всего проводить аудиторскую проверку, какие данные следует заранее запросить у аудиторов, на что обращать внимание при заполнении форм годовой отчетности, какие наиболее распространенные замечания выявляет проверка и как можно использовать полученные результаты.
Анастасия Терехина, АССА, старший менеджер департамента аудита компании Mazars
Крупным предприятиям с большим объемом операций и рядом нетипичных транзакций мы рекомендуем проводить аудит в два этапа: промежуточный (проверка за девять месяцев) в ноябре-декабре и финальный (проверка годовой отчетности) в зависимости от сроков подписания аудиторского заключения. Промежуточный этап необходим для областей, требующих повышенного внимания и раннего выявления ошибок в учете. Чем раньше до закрытия года вы получите от аудиторов замечания, обсудите их и придете к единому мнению, тем легче для вас пройдет аудит годовой отчетности и тем быстрее вы получите аудиторское заключение.
Перед проверкой обязательно спросите у аудиторов, какие были изменения в законодательстве в течение года и какие новые раскрытия необходимо сделать в пояснениях к отчетности.
Большинство аудиторских компаний рассылают своим клиентам перед концом отчетного года пример пояснений с полным набором требуемых раскрытий. Мы всегда рекомендуем своим клиентам внимательно просмотреть документ и обсудить все возникшие вопросы с аудитором заранее.
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, в силу п. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ, состоит из: бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. К приложениям относится отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (пояснениях). Объем информации, подлежащей раскрытию в пояснениях, практически всегда является предметом споров между аудитором и клиентом.
Состав и содержание пояснений подлежат определению организацией самостоятельно, однако стоит иметь в виду, что пояснения в соответствии с законодательными нормами должны обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Эти документы необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств за отчетный период. Особое внимание стоит уделить тому, что пояснения должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, к информации о рисках хозяйственной деятельности, инновациях и модернизации производства.
Замечания различаются в различных предприятиях, и выявить полный список наиболее типичных довольно проблематично. Тем не менее особое внимание стоит обратить на состав отчетности, полноту пояснений, полноту и соблюдение порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств компаний, корректное разделение активов и обязательств по срочности в отчетности, соответствие показателей бухгалтерского бланка, отчета о финансовых результатах и раскрытия этих статей в пояснениях. Обратите внимание на идентификацию связанных сторон и полноту раскрытия операций со связанными сторонами в отчетности, а также информации о бенефициарах.
Максим Гладких-Родионов, генеральный директор аудиторской компании «Уверенность»
Результатом аудита является аудиторское заключение, выражающее мнение аудитора о достоверности отчетности проверяемой организации. Соответственно, проверить достоверность отчетности возможно тогда, когда эта отчетность существует, правда, не всем предприятиям, особенно малым, это бывает удобно. Стоимость аудита, хотя и снижающаяся в последнее время, все же остается значительной для части организаций, поэтому целесообразно приглашать аудиторов не один раз в году, а ежеквартально. Тогда и оплата происходит частями. Помимо этого систематически совершаемые ошибки, приводящие к существенным искажениям в отчетности, удается обнаружить и исправить раньше, да и после подготовки годовой отчетности аудиторам нужно гораздо меньше времени для ее проверки, ведь к этому моменту девять месяцев уже проверены.
Аудитор может оказаться полезным предприятию не только в проверке отчетности. Сложные и нетипичные операции, новые виды деятельности, составление или дополнение учетной политики, претензии налоговых органов, смена руководителя предприятия, приобретение или продажа бизнеса, трудовые споры — во всех этих ситуациях обращение к аудиторам позволит сократить вероятность ошибок и упущений, сэкономить время и деньги. Перед заключением договора следует как можно больше узнать о той аудиторской компании, с которой вы планируете сотрудничать. Во-первых, все аудиторы должны быть членами саморегулируемых организаций. Соответственно, они должны иметь номер ОРНЗ (основной регистрационный номер записи), который содержится в соответствующем свидетельстве. Во-вторых, каждая аудиторская организация должна проходить внешний контроль качества работы со стороны саморегулируемой организации аудиторов. О прохождении этого контроля также выдается свидетельство. В настоящее время существует обязанность аудиторов раскрывать информацию о себе в сети, так что найти вышеуказанные сведения и документы можно непосредственно на сайте аудиторской компании. У аудитора также должен быть действующий квалификационный аттестат.
Чтобы работа аудитора была продуктивной и не создавала значительных неудобств функционированию бухгалтерии, необходимо заранее подготовить рабочие места для представителей аудиторской организации, уточнить, потребуется ли выход в интернет или подключение к локальной сети предприятия, назначить ответственного сотрудника, который непосредственно будет осуществлять взаимодействие с аудиторами при проверке.
Как это ни странно, большинство ошибок в отчетности связано с несоблюдением предприятием собственной учетной политики. То есть предприятие составляет и утверждает документ, обязательный к исполнению, но не исполняющийся теми самыми сотрудниками, которые этот документ и составляли.
Часто бухгалтеры допускают и ошибки в толковании норм налогового права, ведь положения налогового законодательства и их интерпретация налоговиками постоянно изменяются, уследить за этими изменениями бывает трудно.
Отдельно стоит упомянуть и об ошибках, связанных с применением бухгалтерских программ: зачастую в программах используются методологически неверные бухгалтерские проводки, позволяющие добиться приемлемого результата (например, формирования правильного сальдо по какому-либо счету), но при этом нарушающие корреспонденцию счетов.
Предприятия, подлежащие обязательному аудиту, обязаны представить аудиторское заключение в органы статистики. Результаты аудита обычно используют для совершенствования работы бухгалтерии, исправления ошибок и неточностей, принятия различных решений в области инвестирования, защиты своих прав перед налоговиками и принятия решений о кредитовании. В конечном итоге аудиторы помогают своим клиентам вести бизнес эффективнее и правильнее, снизить риски и избежать потрясений, связанных с принятием решений на основе неактуальной или недостоверной информации.
Сергей Елин, руководитель аудиторско-консалтинговой группы «АИП»
Существуют обязательные аудиторские проверки и инициативные. Основания для первого типа проверок перечислены в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ («Об аудиторской деятельности»). Например, обязательной аудиторской проверке подвергается организация, если объем ее выручки за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.
Инициативный аудит проводится по желанию самой организации. Как правило, он проводится по окончании года для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности раз в год. Также можно выделить ситуации, когда настоятельно рекомендуется проводить аудит деятельности компании. Например, когда в организации меняется бухгалтер, генеральный директор — должностное лицо, которое отвечает за ведение учета в организации.
Аудит рекомендуется провести, если есть подозрения в хищении и необходимо сформировать претензию к тому, кто потенциально виновен. Аудиторское заключение как раз может являться таким доказательством: из него может вытекать сумма потенциально украденных или потерянных средств. Также результаты проведения аудиторских проверок могут являться доказательствами в судебных спорах для подтверждения своей позиции. Кроме того, аудиторскую проверку проводят в рамках мероприятий по подготовке к налоговой проверке, это позволяет снизить риски налоговых претензий.
На сегодняшний день аудиторская деятельность не лицензируется. Аудиторская компания должна иметь обязательное членство в саморегулируемой организации, полис страхования профессиональной ответственности (чем выше страховая сумма — тем лучше). Желательно также поинтересоваться, из чего формируется цена услуги: сколько дней проводится проверка, сколько на это уходит часов, каков состав рабочей группы, сколько специалистов задействовано, каковы их квалификация и опыт. Можно запросить отзывы заказчиков предыдущих проверок, запросить в саморегулируемой организации справку о проведении внешнего контроля. СРО раз в три года проводит проверку аудиторских компаний на предмет соответствия стандартам качества.
Одна из типовых ошибок, с которыми чаще всего сталкиваются аудиторы, — это непроведение инвентаризации.
Это очень принципиальный момент, потому что в нее включается не только проверка на наличие имущества, но и сверка с контрагентами и с бюджетом. По закону об обязательном учете, организация должна делать инвентаризацию каждый год, но многие об этом забывают. В результате, если инвентаризация не проводилась, аудитор не может выдать положительного заключения и выдает только заключение с оговоркой.
Еще одна ошибка — несвоевременное списание просроченной кредиторской задолженности. Если организация имеет задолженность, по которой истек срок исковой давности, то она должна включить ее в доход и обложить налогом или списать как безнадежную, но часто это забывают сделать. Наконец, «проблемные контрагенты» и отсутствие доказательств соблюдения должной осмотрительности в выборе контрагентов тоже часто приводят к негативным последствиям при проведении аудиторской проверки. Это часто выливается в претензии со стороны налоговых органов в виде получения необоснованной налоговой выгоды.
12 рекомендаций, которые помогут пройти аудиторскую проверку
Многие компании перед представлением годовой отчетности обязаны пригласить аудиторов для оценки достоверности отчетности и выдачи заключения. Рекомендации, данные Минфином России аудиторам в письме от 09.01.2013 № 07-02-18/01, помогут подготовиться к визиту.
Случаи проведения обязательного аудита обозначены в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”, а также в других законах. Так, обязательной аудиторской проверке подлежит годовая отчетность:
Не секрет, что разногласия с аудиторами при прохождении проверки нередки. Снизить их количество можно, если придерживаться нескольких несложных рекомендаций.
Состав отчетности
Рекомендация 2. Следует четко разграничивать документы, составляющие собственно бухгалтерскую отчетность, и документы, которые ей сопутствуют. Аудиторы дают полное заключение лишь в отношении первой группы документов.
Непосредственно к отчетности относятся бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах (для некоммерческих организаций – отчет о целевом использовании средств) и приложения к ним.
Приложениями являются отчет об изменениях капитала; отчет о движении денежных средств; иные приложения (пояснения) (ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ, пп. 2–3 приказа № 66н). Пояснения, как правило, связаны с числовыми показателями баланса или отчета. Они раскрывают сведения об учетной политике компании и содержат дополнительные данные, которые нецелесообразно включать в баланс и отчет, но которые необходимы пользователям отчетности для реальной оценки финансового положения компании. Состав и содержание пояснений определяются компанией самостоятельно с учетом пп. 24–27 ПБУ 4/99.
Не стоит называть пояснительной запиской дополнительную информацию, сопутствующую отчетности. Такую информацию компания может представить по желанию вместе с отчетностью (п. 39 ПБУ 4/99). Чтобы не вводить в заблуждение аудиторов, в отчетность лучше не включать ссылки на дополнительную информацию. А по названию и содержанию эти сведения не должны выглядеть как пояснение к отчетности. Как правило, дополнительная информация не связана с числовыми показателями отчетов, из нее пользователи отчетности могут получить представление об истории становления, планах развития компании и пр.
С 2013 г. лучше пользоваться термином “пояснения к балансу и отчету о финансовых результатах”, а не “пояснительная записка”.
Последняя с 2013 г. не входит в состав отчетности. Если назвать по-старому, можно запутать аудиторов.
Рекомендация 3. Место отчета о финансовых результатах в отчетности некоммерческих организаций занимает отчет о целевом использовании средств. Однако НКО, получившие доходы от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности, помимо баланса и отчета о целевом использовании средств должны представлять и отчет о финансовых результатах. Если полученные доходы существенны,
а пользователи отчетности о них не знают, им не удастся оценить изменения в финансовом положении НКО (если информации в отчете о целевом использовании средств недостаточно для этого). Такой вывод сделал Минфин России в информации № ПЗ-10/2012.
Рекомендация 4. В компании должен храниться бумажный экземпляр бухгалтерской отчетности, подписанный непосредственно руководителем компании, с указанием даты подписи (ч. 8 ст. 13 Закона № 402-ФЗ). Другие экземпляры отчетности (для представления разным пользователям) могут быть подписаны уполномоченными руководителем лицами, но одними и теми же.
Отражение задолженности
Рекомендация 6. В балансе дебиторскую задолженность в виде сумм перечисленной поставщикам предоплаты отражайте в оценке без НДС, подлежащего вычету на основании гл. 21 НК РФ. Кредиторскую задолженность в виде сумм полученной от покупателей предоплаты отражайте в оценке без НДС, подлежащего уплате (уплаченного) в бюджет (Рекомендации аудиторам).
Экспорт
Основные средства
Рекомендация 9. Регулярные существенные затраты на периодические ремонты, осмотры и диагностику объекта основных средств, возникающие через длительные, более 12 месяцев, интервалы, погашайте в течение указанного временного интервала. Непогашенный остаток таких затрат отражайте в разделе I баланса как внеоборотный актив. Причем Минфин в Рекомендациях аудиторам конкретизирует, что этот показатель должен детализировать данные, отраженные по группе статей “Основные средства”.
Данные о совокупных затратах на оплату использованных в течение календарного года энергетических ресурсах должны быть включены в информацию, сопутствующую годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 5 ст. 22 Закона об энергосбережении, информация № ПЗ-10/2012).
Затраты на периодические ремонты и обслуживание можно учитывать на счете 97 “Расходы будущих периодов” и ежемесячно списывать их проводкой Д 20 К 97 в течение периода времени до следующего ремонта и обслуживания. Чтобы не провоцировать налоговую инспекцию начислить налог на имущество, все-таки спокойнее отразить новоиспеченный актив отдельной статьей не в составе группы статей “Основные средства”, а рядом – просто в разделе “Внеоборотные активы”.
Причем назовите ее максимально конкретно. Например, “Периодические затраты на ремонт и обслуживание основных средств”. Напротив показателя в балансе поставьте ссылку на пункт пояснения к балансу. А в пояснении подробно опишите суть показателя, чтобы не осталось сомнений, что речь идет именно о ремонте и обслуживании, а не о модернизации, реконструкции или достройке.
Поиск полезных ископаемых
Дело в том, что данные за прошлые периоды должны быть сопоставимы с данными отчетного периода (п. 10 ПБУ 4/99).
Рекомендация 11. В балансе показатели “Нематериальные поисковые активы” и “Материальные поисковые активы” можно не приводить, если компания не несет затрат на поиск, оценку месторождений или на разведку полезных ископаемых на определенном участке недр (п. 11 ПБУ 4/99, п. 3 приказа № 66н).
Риски хозяйственной деятельности
Раскрытие информации о рисках – одна из составляющих системы внутреннего контроля компании. Такая система должна присутствовать в компании в силу ст. 19 Закона № 402-ФЗ.
Раскрывать риски можно либо в отдельном отчете о рисках, либо в виде пояснений к отдельным показателям баланса и отчета о прибылях и убытках.
Примерная классификация рисков приведена в информации № ПЗ-9/2012, но можно использовать и собственную классификацию.
Все риски компании делятся на финансовые, правовые, страновые и региональные, репутационные и другие.
По каждому виду рисков в годовой отчетности описываются и оцениваются:
Правовые риски связаны с изменением законодательства. Их можно разделить на группы: валютные, таможенные, налоговые и другие правовые риски. Информация об этих рисках раскрывается отдельно для внутреннего и внешнего рынков.
Страновые и региональные риски можно разделить на группы: политические риски (национализация, например), экономические (падение спроса), географические (климатические) и пр. Репутационный риск связан с уменьшением числа заказчиков вследствие ухудшения имиджа компании на рынке (например, из-за публикаций в СМИ и пр.).
Слово эксперту
Ольга Черевадская, директор по аудиту ЗАО “Финансовый Контроль и Аудит”
В Рекомендациях аудиторам по отчетности за 2012 г. Минфин России отметил, что при оценке ОНА и ОНО компании могут использовать метод сравнения балансовой стоимости активов и обязательств с их налоговой базой «применительно к подходам МСФО (IAS) 12 “Налоги на прибыль”». Причем ПБУ 18/02 не содержит ограничений по использованию такого метода. Ранее, в письме от 03.02.2012 № 07-02-08/58 Минфин России придерживался такого же подхода.
В методиках расчета отложенных налогов в МСФО и в ПБУ 18/02 есть различия. Согласно п. 3 ПБУ 18/02 расчет производится путем сравнения “бухгалтерских” и “налоговых” доходов и расходов. В МСФО отложенные налоги считаются балансовым методом: сравнивается балансовая стоимость актива или обязательства с его налоговой величиной (п. 5 IAS 12).
Методики различаются по описанию, но по своей сути не противоречат друг другу.
Ведь налоговая база актива или обязательства в МСФО – это и есть те расходы, которые будут учтены при исчислении налога на прибыль (пп. 7 и 8 IAS 12). Балансовый метод позволяет вообще игнорировать понятие постоянных разниц.
Ведь они связаны исключительно с текущим периодом и, соответственно, не вызывают необходимости признавать отложенные налоги. Постоянные разницы приводят лишь к дополнительным суммам, которые являются составной частью налогового расхода за период. Таким образом, в МСФО не предусмотрены условный расход по налогу на прибыль (налог на бухгалтерскую прибыль), ПНА и ПНО. Расчет чистой прибыли производят путем корректировок текущего налога на прибыль на ОНА и ОНО.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина