Как подготовиться к аудиторской проверке

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКЕ: ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Автор: Тесленко Е.В., аудитор консалтинговой группы АС, www.ac-g.ru, г. Санкт-Петербург, ул. Кузнецовская, дом 19, тел. (812)3371210

Рано или поздно перед любым главным бухгалтером встает вопрос: как подготовиться к грядущей аудиторской проверке, будь то обязательный или инициативный аудит. В этой статье я постараюсь дать короткую, универсальную инструкцию по его решению. Итак, если ваша компания внезапно столкнулась с необходимостью проведения аудита, а вы, как говорится, «ни сном, ни духом» и аудитора раньше «в глаза не видели», то главное – не впадайте в панику, возьмите эту статью и рассмотрите каждый ее пункт честно и непредвзято, сравните, что у вас есть, а чего не хватает, не давая себе поблажек.

Как подготовиться к аудиторской проверке. Смотреть фото Как подготовиться к аудиторской проверке. Смотреть картинку Как подготовиться к аудиторской проверке. Картинка про Как подготовиться к аудиторской проверке. Фото Как подготовиться к аудиторской проверке

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Один из первых документов, который попросит у вас аудитор, – это надлежащим образом оформленная учетная политика вашей организации. Напомню, что необходимость формирования учетной политики и основные требования к её содержанию и раскрытию закреплены в Статье 8 Федерального закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

Основные замечания по учетной политике, как правило, сводятся к следующему:

Учетная политика не оформлена надлежащим образом, либо неактуальна.
Что это означает? Бухгалтер приносит учетную политику без подписи, просто распечатанные листы с текстом, бывает, что еще теплые после принтера. Либо другая крайность: учетная политика утверждена надлежащим образом, но это было так давно, что даже листы пожелтели, не говоря о том, что содержание такой учетной политики давно устарело.

— Учетная политика не отражает в полном объеме применяемые способы ведения учета.
Это означает, что вы забыли закрепить в учетной политике какие-то из фактически применяемых способов учета. Чтобы этого избежать, при подготовке к аудиту проверьте еще раз свою учетную политику на предмет соответствия пункту 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». В вашем документе в обязательном порядке должны утверждаться:

БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

На этом шаге необходимо проверить комплектность вашей отчетности, соответствие данных учета и отчетности, а также качество заполнения. Дело в том, что некоторые обязательные поля или строки не заполняются автоматически в 1с или в другой учетной программе, а мы все слишком привыкли к тому, что достаточно нажать кнопку «Заполнить». Например, в бухгалтерском балансе и отчете о финансовых результатах столбец «Пояснения» необходимо заполнять самостоятельно.

Кроме того, обратите внимание, что если вы подлежите обязательному аудиту, то комплект отчетности должен содержать все формы, включая приложения, а не ограничиваться комплектом упрощенной бухгалтерской отчетности. Такая норма закреплена в пункте 5 статьи 6 Федерального закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Как правило, малый бизнес, впервые сталкивающийся с обязательным аудитом, ошибочно предоставляет неполный комплект, действуя согласно пункту 4 статьи 6 вышеупомянутого закона, который позволяет субъектам малого предпринимательства применять упрощенные способы бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность.

АКТЫ СВЕРОК ПО КОНТРАГЕНТАМ

В пунктах 73 и 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации указано:

— расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными.

— отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с банками, бюджетом должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается.

Таким образом, законодательно не установлено обязательное проведение сверки с контрагентами при проведении инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, за исключением сверок с банком и с бюджетом.

На практике же аудитор на выборочной либо сплошной основе попросит у вас подписанные акты сверки с контрагентами. Дело в том, что в свой деятельности аудитор обязан руководствоваться стандартами аудиторской деятельности, в которых, в частности, указано, что более надежными являются аудиторские доказательства, полученные из независимого, внешнего по отношению к аудируемому лицу, источника (подтверждения третьих сторон). Поэтому при подготовке к аудиторской проверке очень важно заблаговременно свериться если не по всем, то по основным контрагентам, тем более, что в процессе сверки могут быть выявлены ошибки в учете.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ

В соответствии с пунктами 26 и 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка, в том числе обязательно это делать перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Поэтому при подготовке к аудиту убедитесь в том, что в вашей организации проведена инвентаризация и ее результаты документально оформлены, поскольку такая процедура как инвентаризация в силу ее обязательности не может остаться без внимания аудитора. Кроме того, проведенная инвентаризация в части дебиторской и кредиторской задолженности позволяет выявить сомнительную или безнадежную задолженность, по которой необходимо сформировать резерв.

РЕЗЕРВЫ

На этом этапе необходимо проверить, сформирован ли в бухгалтерском учете резерв по сомнительным долгам и насколько соответствует сформированный резерв результатам инвентаризации на 31 декабря. Наиболее частая ошибка в этом вопросе – это полное игнорирование обязанности формировать резерв по сомнительным долгам, несмотря на однозначное требование законодательства по его формированию в соответствии с пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Убедитесь также, что в вашей компании сформирован резерв на оплату отпусков работников организации, который является оценочным обязательством. В соответствии с пунктом 3 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» отражать оценочные обязательства обязаны все организации, за исключением тех, кто вправе применять упрощенные способы ведения учета. Еще раз повторюсь, что если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, но при этом подлежит обязательному аудиту, то применять упрощенные способы ведения учета вы не можете.

ПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Безусловно, за один день возможные замечания аудитора относительно первичных документов вы не устраните, это как раз тот случай, когда лучше сразу делать все правильно, а именно держать под контролем не только своевременность поступления оригиналов документов, но и «качество» вашей первичной документации. Вы удивитесь, но в большинстве своем замечания аудиторов по первичным документам имеют ссылку на пункт 2 Статьи 9 Федерального закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», где перечислены обязательные реквизиты первичного документа, либо на пункт 1 этой же статьи, в котором указано, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Таким образом, типичные замечания в части первичной документации сводятся к следующему:

— первичный документ оформлен с нарушением действующего законодательства;

— первичный документ отсутствует.

Как правило, по результатам аудиторской проверки замечания по первичным документам есть всегда, поэтому будет нелишним уделить этому вопросу особое внимание при подготовке, а начинать готовиться лучше за год до проверки.

Желаю вам положительного аудиторского заключения!

Источник

12 рекомендаций, которые помогут пройти аудиторскую проверку

Многие компании перед представлением годовой отчетности обязаны пригласить аудиторов для оценки достоверности отчетности и выдачи заключения. Рекомендации, данные Минфином России аудиторам в письме от 09.01.2013 № 07-02-18/01, помогут подготовиться к визиту.

Случаи проведения обязательного аудита обозначены в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”, а также в других законах. Так, обязательной аудиторской проверке подлежит годовая отчетность:

Не секрет, что разногласия с аудиторами при прохождении проверки нередки. Снизить их количество можно, если придерживаться нескольких несложных рекомендаций.

Состав отчетности

Рекомендация 2. Следует четко разграничивать документы, составляющие собственно бухгалтерскую отчетность, и документы, которые ей сопутствуют. Аудиторы дают полное заключение лишь в отношении первой группы документов.

Непосредственно к отчетности относятся бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах (для некоммерческих организаций – отчет о целевом использовании средств) и приложения к ним.

Приложениями являются отчет об изменениях капитала; отчет о движении денежных средств; иные приложения (пояснения) (ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ, пп. 2–3 приказа № 66н). Пояснения, как правило, связаны с числовыми показателями баланса или отчета. Они раскрывают сведения об учетной политике компании и содержат дополнительные данные, которые нецелесообразно включать в баланс и отчет, но которые необходимы пользователям отчетности для реальной оценки финансового положения компании. Состав и содержание пояснений определяются компанией самостоятельно с учетом пп. 24–27 ПБУ 4/99.

Не стоит называть пояснительной запиской дополнительную информацию, сопутствующую отчетности. Такую информацию компания может представить по желанию вместе с отчетностью (п. 39 ПБУ 4/99). Чтобы не вводить в заблуждение аудиторов, в отчетность лучше не включать ссылки на дополнительную информацию. А по названию и содержанию эти сведения не должны выглядеть как пояснение к отчетности. Как правило, дополнительная информация не связана с числовыми показателями отчетов, из нее пользователи отчетности могут получить представление об истории становления, планах развития компании и пр.

С 2013 г. лучше пользоваться термином “пояснения к балансу и отчету о финансовых результатах”, а не “пояснительная записка”.

Последняя с 2013 г. не входит в состав отчетности. Если назвать по-старому, можно запутать аудиторов.

Рекомендация 3. Место отчета о финансовых результатах в отчетности некоммерческих организаций занимает отчет о целевом использовании средств. Однако НКО, получившие доходы от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности, помимо баланса и отчета о целевом использовании средств должны представлять и отчет о финансовых результатах. Если полученные доходы существенны,

а пользователи отчетности о них не знают, им не удастся оценить изменения в финансовом положении НКО (если информации в отчете о целевом использовании средств недостаточно для этого). Такой вывод сделал Минфин России в информации № ПЗ-10/2012.

Рекомендация 4. В компании должен храниться бумажный экземпляр бухгалтерской отчетности, подписанный непосредственно руководителем компании, с указанием даты подписи (ч. 8 ст. 13 Закона № 402-ФЗ). Другие экземпляры отчетности (для представления разным пользователям) могут быть подписаны уполномоченными руководителем лицами, но одними и теми же.

Отражение задолженности

Рекомендация 6. В балансе дебиторскую задолженность в виде сумм перечисленной поставщикам предоплаты отражайте в оценке без НДС, подлежащего вычету на основании гл. 21 НК РФ. Кредиторскую задолженность в виде сумм полученной от покупателей предоплаты отражайте в оценке без НДС, подлежащего уплате (уплаченного) в бюджет (Рекомендации аудиторам).

Экспорт

Основные средства

Рекомендация 9. Регулярные существенные затраты на периодические ремонты, осмотры и диагностику объекта основных средств, возникающие через длительные, более 12 месяцев, интервалы, погашайте в течение указанного временного интервала. Непогашенный остаток таких затрат отражайте в разделе I баланса как внеоборотный актив. Причем Минфин в Рекомендациях аудиторам конкретизирует, что этот показатель должен детализировать данные, отраженные по группе статей “Основные средства”.

Данные о совокупных затратах на оплату использованных в течение календарного года энергетических ресурсах должны быть включены в информацию, сопутствующую годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 5 ст. 22 Закона об энергосбережении, информация № ПЗ-10/2012).

Затраты на периодические ремонты и обслуживание можно учитывать на счете 97 “Расходы будущих периодов” и ежемесячно списывать их проводкой Д 20 К 97 в течение периода времени до следующего ремонта и обслуживания. Чтобы не провоцировать налоговую инспекцию начислить налог на имущество, все-таки спокойнее отразить новоиспеченный актив отдельной статьей не в составе группы статей “Основные средства”, а рядом – просто в разделе “Внеоборотные активы”.

Причем назовите ее максимально конкретно. Например, “Периодические затраты на ремонт и обслуживание основных средств”. Напротив показателя в балансе поставьте ссылку на пункт пояснения к балансу. А в пояснении подробно опишите суть показателя, чтобы не осталось сомнений, что речь идет именно о ремонте и обслуживании, а не о модернизации, реконструкции или достройке.

Поиск полезных ископаемых

Дело в том, что данные за прошлые периоды должны быть сопоставимы с данными отчетного периода (п. 10 ПБУ 4/99).

Рекомендация 11. В балансе показатели “Нематериальные поисковые активы” и “Материальные поисковые активы” можно не приводить, если компания не несет затрат на поиск, оценку месторождений или на разведку полезных ископаемых на определенном участке недр (п. 11 ПБУ 4/99, п. 3 приказа № 66н).

Риски хозяйственной деятельности

Раскрытие информации о рисках – одна из составляющих системы внутреннего контроля компании. Такая система должна присутствовать в компании в силу ст. 19 Закона № 402-ФЗ.

Раскрывать риски можно либо в отдельном отчете о рисках, либо в виде пояснений к отдельным показателям баланса и отчета о прибылях и убытках.

Примерная классификация рисков приведена в информации № ПЗ-9/2012, но можно использовать и собственную классификацию.

Все риски компании делятся на финансовые, правовые, страновые и региональные, репутационные и другие.

По каждому виду рисков в годовой отчетности описываются и оцениваются:

Правовые риски связаны с изменением законодательства. Их можно разделить на группы: валютные, таможенные, налоговые и другие правовые риски. Информация об этих рисках раскрывается отдельно для внутреннего и внешнего рынков.

Страновые и региональные риски можно разделить на группы: политические риски (национализация, например), экономические (падение спроса), географические (климатические) и пр. Репутационный риск связан с уменьшением числа заказчиков вследствие ухудшения имиджа компании на рынке (например, из-за публикаций в СМИ и пр.).

Слово эксперту

Ольга Черевадская, директор по аудиту ЗАО “Финансовый Контроль и Аудит”

В Рекомендациях аудиторам по отчетности за 2012 г. Минфин России отметил, что при оценке ОНА и ОНО компании могут использовать метод сравнения балансовой стоимости активов и обязательств с их налоговой базой «применительно к подходам МСФО (IAS) 12 “Налоги на прибыль”». Причем ПБУ 18/02 не содержит ограничений по использованию такого метода. Ранее, в письме от 03.02.2012 № 07-02-08/58 Минфин России придерживался такого же подхода.

В методиках расчета отложенных налогов в МСФО и в ПБУ 18/02 есть различия. Согласно п. 3 ПБУ 18/02 расчет производится путем сравнения “бухгалтерских” и “налоговых” доходов и расходов. В МСФО отложенные налоги считаются балансовым методом: сравнивается балансовая стоимость актива или обязательства с его налоговой величиной (п. 5 IAS 12).

Методики различаются по описанию, но по своей сути не противоречат друг другу.

Ведь налоговая база актива или обязательства в МСФО – это и есть те расходы, которые будут учтены при исчислении налога на прибыль (пп. 7 и 8 IAS 12). Балансовый метод позволяет вообще игнорировать понятие постоянных разниц.

Ведь они связаны исключительно с текущим периодом и, соответственно, не вызывают необходимости признавать отложенные налоги. Постоянные разницы приводят лишь к дополнительным суммам, которые являются составной частью налогового расхода за период. Таким образом, в МСФО не предусмотрены условный расход по налогу на прибыль (налог на бухгалтерскую прибыль), ПНА и ПНО. Расчет чистой прибыли производят путем корректировок текущего налога на прибыль на ОНА и ОНО.

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

Источник

Как пройти аудиторскую проверку

Для целого ряда компаний отчетная пора не заканчивается сдачей бухгалтерской отчетности. Для тех, кому нужно пройти аудиторскую проверку и подтвердить, что отчетность достоверна, будет полезен этот материал.

Кто обязан проводить обязательный аудит

Перечень случаев, когда проведение аудиторской проверки обязательно, установлен статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и иными законами. Чтобы компаниям было легче ориентироваться, Минфин РФ опубликовал на своем сайте Информацию «Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год (согласно законодательству РФ)». Всего в списке Минфина 71 тип организаций. Так аудит обязателен если:

— организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
— объем выручки за предыдущий год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предыдущего года превышает 60 млн руб.;
— ценные бумаги компании допущены к организованным торгам.

Как выбрать аудитора

Прежде всего нужно помнить, что сейчас действуют два типа аттестатов аудитора: выданные после 1 января 2011 и выданные до этой даты. В зависимости от того, какие аттестаты имеют штатные аудиторы аудиторской компании, различен тип компаний, в которых аудиторская фирма вправе проводить обязательный аудит (для сопутствующих услуг такого ограничения нет).

Так проверять акционерное общество, ценные бумаги которого допущены к организованным торгам, вправе только аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом, выданным после 01.01.2011. Аналогичное требование установлено в отношении обязательного аудита АО с долей госучастия более 25%.

Проверку прочих акционерных обществ может проводить любая аудиторская компания. Ограничений по типу аттестата не установлено и для проверок ООО, превысивших лимит по выручке или балансовой стоимости активов.

Аудиторская организация в обязательном порядке должна состоять в СРО аудиторов. СРО устанавливает требования к своим членам (помимо предусмотренных непосредственно Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»), а также проводит проверку аудиторских организаций на соответствие этим требованиям и внешний контроль качества аудиторских проверок. Сведения об аудиторских организациях СРО вносит в реестр аудиторов и аудиторских организаций. Такие реестры являются открытыми и общедоступными, а информация из них размещается на сайтах СРО.

При выборе аудиторской организации вы можете проверить ее актуальный статус на сайте СРО, в котором она состоит. Если необходимо документальное подтверждение, в СРО можно запросить выписку из реестра (в бумажном виде).
Контрольный экземпляр реестра ведет Минфин и также размещает его на своем сайте.

Также желательно проанализировать открытую информацию о выбранной компании (сайт, отзывы) и встретиться с ее представителями лично. Оптимально, когда аудитор уже имеет опыт проверок компаний в сфере деятельности, аналогичной вашей. Предложенную стоимость проверки мы рекомендуем сравнить с рыночной в вашем регионе, слишком низкая стоимость может свидетельствовать о низкой квалификации аудиторов или не совсем корректных способах ведения бизнеса.

Выбранную аудиторскую организацию необходимо утвердить на общем собрании участников (акционеров) вашей компании (ст.65.1, п.2 ст.65.3 Гражданского кодекса РФ, ст.48 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ст.33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Если это не сделать, договор может быть признан судом недействительным.

В ООО полномочиями по утверждению аудитора могут быть переданы уставом общества совету директоров (ст.32 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»). В акционерных обществах это возможно только если число голосующих акционеров менее 50 (ст.64 Федерального закона «Об акционерных обществах»).

Аудитор хозяйственного партнерства утверждается при учреждении партнерства (ст. 8 Федерального закона от 03.12.2011 N 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах»).
В жилищных кооперативах утверждение аудитора относится к компетенции правления кооператива (ст. 42 Федерального закона от 30.12.2004 N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»).
В определенных случаях выбор аудиторской компании осуществляется по результатам открытого конкурса (п.4 ст.5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»). В частности, это касается заключения договора на проведение обязательного аудита организаций с долей госучастия более 25%.

Что проверить в договоре на аудит

Заказчиком по договору на аудит может быть как сама организация, где проводится аудиторская проверка (аудируемое лицо), так и ее собственник или государственный орган (в зависимости от вида проверяемой компании и целей аудита).

Примерный договор на проведение аудита бухгалтерской отчетности был разработан еще в 2014 году Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ для применения при организации и проведении открытых конкурсов по выбору поставщика аудиторских услуг.

При его применении важно учитывать, что при заключении договора после 01.01.2017 аудиторская организация обязана проводить проверку в соответствии с международными стандартами аудита (МСА), в той части, в которой они не противоречат Федеральному закону «Об аудиторской деятельности». МСА в частности регламентируют контроль качества аудиторской проверки, планирование аудита, аудиторские процедуры, оценку системы внутреннего контроля аудируемой организации, рассмотрение аудитором недобросовестных действий и ошибок, принципы формирования позиции аудитора и аудиторского заключения.

В широком смысле предмет договора на аудит включает в себя и сам процесс проверки, и ее результат, которым формально является аудиторское заключение. При согласовании предмета договора аудиторская организация руководствуется п. 10, 11 МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий». Сюда входят цель и объем аудита бухгалтерской отчетности, обязанности аудитора, а также формы и содержание заключений и отчетов по результатам проверки.

При формулировке предмета договора указывается, что целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных отношениях (в ином случае суд может признать, что что предметом договора является оказание сопутствующих аудиту услуг, а, следовательно, составленный аудитором документ не имеет статуса аудиторского заключения).
Отметим, что аудит не подразумевает проверку 100% первичных документов и бухгалтерских записей. Критерии существенности при формировании аудиторской выборки и оценке выявленных искажений бухгалтерской отчетности определяются аудиторской организацией и, как правило, раскрываются в отчете по проверке (письменной информации).

В письменной информации аудитор сообщает свою позицию и сведения по значимым вопросам, выявленным в ходе аудита, в том числе касающимся учетной политики, обнаруженных ошибок, полноты раскрытия информации в отчетности (п. 16, 19 МСА N 260). Предоставление аудиторской организацией отчета по результатам проверки не заменяет собой аудиторское заключение. Кто является получателями письменной информации, указывается в договоре (как минимум это лицо, отвечающее за корпоративное управление (ЛОКУ) и руководство аудируемой организации).

В договоре указывается отчетный период (за который проводится проверка), сроки самой проверки и сроки предоставления заказчику результатов проверки (аудиторского заключения и письменной информации).
На этапе согласования условий договора на аудит стороны, как правило, определяют состав аудиторской группы (общее количество аудиторов, необходимость привлечения экспертов и т.п.), а также организационные моменты проверки (предоставление «посадочных мест», обеспечение аудиторов оргтехникой, доступ в учетную базу и т.п.). При необходимости существенные договоренности включаются в договор (или приложение к нему).

Заказчик вправе высказать свои пожелания в отношении объема выборки, необходимости проверки отдельных типов операций или сделок, или углубленного анализа налогового учета. По договоренности с аудитором они могут быть включены в техзадание к договору на аудит, либо оформлены отдельным договором на оказание сопутствующих аудиту услуг.

Отметим, что заказчик, за исключением установленных законодательством случаев, не вправе устанавливать аудитору ограничения, связанные с проведением проверки (в частности ограничивать объем аудиторской выборки, отказывать в предоставлении информации, запрошенной аудитором и т.п.), поскольку это чревато отказом аудиторской организации от выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 7 МСА 210).

Как подготовиться к проверке

До начала аудиторской проверки необходимо завершить все процедуры, предшествующие подготовке годовой бухгалтерской отчетности:
— проверить наличие первичных документов под все отраженные в учете операции (и качество их оформления);
-списать или уценить неликвид, сформировать резервы под обесценение активов (МПЗ, финвложения, НМА);
— уточнить величину отраженных в учете оценочных обязательств (в частности по отпускам);
— свериться с дебиторами и кредиторами, списать безнадежные долги;
— провести инвентаризацию активов и обязательств (в идеале аудитор должен присутствовать при инвентаризации);
— выполнить реформацию баланса (отразить заключительные записи по закрытию счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»).

Если бухгалтерская отчетность к приходу аудиторов еще не подписана руководителем компании, сформируйте ее предварительный вариант (ряд аудиторских компаний допускают такую ситуацию). Однако не позднее последнего дня аудиторской проверки вы должны передать аудиторам подписанный надлежащим образом комплект бухгалтерской отчетности (в количестве экземпляров соответствующем необходимому количеству экземпляров аудиторского заключения).

Запрашиваемые аудиторами в ходе проверки документы важно предоставлять своевременно и в оригиналах (иногда по соглашению с аудитором могут использоваться заверенные копии). В противном случае аудитор может принять решение о выражении мнения с оговоркой (в связи с ограничением объема аудита) или отказаться от выражения мнения (в зависимости от существенности влияния на бухгалтерскую отчетность невыявленных искажений).

Это касается не только бухгалтерской документации, но и организационно-распорядительных документов, кадровых документов, учредительных документов, финансовой и аналитической информации, коммерческой переписки, документов по производству (технологических карт, схем бизнес-процессов, сертификатов и т.п.) Аудитор самостоятельно определяет состав и объем запрашиваемой информации и документов. Зачастую еще до выхода на проверку аудиторская компания направляет в компанию перечень основных документов, которые могут потребоваться аудиторам. Также могут согласовываться графики предоставления запрошенных документов в зависимости от принятого аудитором плана проверки.

Если аудитор не присутствовал при проведении инвентаризации, он вправе провести выборочную проверку фактического наличия имущества на момент проверки. Отказать или препятствовать в этом аудируемая организация не вправе.

Если, по мнению аудитора, бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений, вы получите «положительное» аудиторское заключение, подтверждающее что отчетность вашей компании достоверна.
Если аудитор выявил существенные искажения, он вправе выдать отрицательное заключение, заключение с оговоркой или с отказом от выражения мнения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 5 МСА 705). Отметим, что выдача отрицательного заключения или отказ от выражения мнения не являются основанием для отказа аудируемой компании от подписания акта оказанных услуг и их оплаты, это подтверждают и суды.

Полученное аудиторское заключение аудируемая компания направляет в орган статистики вместе с годовой бухгалтерской отчетностью. Если заключение вы получили позже, чем отправили бухгалтерскую отчетность, заключение нужно сдать в статистику не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Поэтому сейчас не обязательно проводить аудиторскую проверку строго до конца марта, но и откладывать ее на конец года мы также не рекомендуем.

В налоговый орган представлять аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью не нужно, поскольку оно не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст.14 Федерального закона «О бухгалтерском учете», Письмо Минфина от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1724).
Информацию о результатах обязательного аудита заказчику (аудируемой организации) необходимо внести в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (п.6 ст.5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»). Исключением являются случаи, когда такие сведения составляют государственную или коммерческую тайну, а также иные случаи, установленные федеральными законами (Информационное сообщение Минфина России от 06.07.2016 N ИС-аудит-4). Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре являются открытыми и общедоступными, в том числе размещаются в интернете (https://fedresurs.ru/ ).

Автор статьи: Ирина Евстратова

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *