Как подготовиться к хоккейному сезону
Предсезонная подготовка хоккеиста
Задача предсезонной подготовки заключается в том, чтобы наилучшим образом подготовить хоккеиста к выходу на лед.
В этот период применяются упражнения с шайбой по технике и тактике игры, ходьба, бег, прыжки, специальные гимнастические упражнения, спортивные игры и игровые упражнения, строевые и непосредственно прикладные упражнения.
Период предсезонной подготовки характеризуется специально хоккейной подготовкой. В это время исправляются недостатки отдельных хоккеистов и совершенствуются навыки, необходимые для игры в хоккей. Занятия проводятся 3—4 раза в неделю на теннисном корте, бетонной площадке, в спортивном зале; при этом используется клюшка и необходимое оборудование: ворота, бортики, стойки для обводки, различные мишени. В занятия входят упражнения, способствующие развитию ловкости, скорости, координационных способностей и др. Гимнастические упражнения укрепляют мышцы рук, живота, спины, ног. Для укрепления пальцев выполняют упражнения с кистевым эспандером или теннисным мячом (сжимая и разжимая его). Эти упражнения можно включать в комплекс утренней гимнастики.
В этот период проводят кроссы, способствующие развитию скорости и выносливости. Дистанцию 800—1000 м, усложненную препятствиями, постепенно увеличивают до 3—4 км, причем спокойный бег все чаще чередуется с ускорениями.
Чтобы научиться смело и правильно применять приемы игры туловищем, а также приобрести игровые тактические навыки, в занятия включают борьбу за мяч, футбол на маленькой площадке, баскетбол с заданием играть мячом только понизу, а также другие упражнения, приучающие к правильным толчкам туловищем и приемам блокировки. В футболе, баскетболе, а также в игровых упражнениях применяют приемы игры туловищем по правилам хоккея.
Игра хоккеиста зависит от умения быстро бегать на коньках не только по прямой, но и по крутым виражам в обе стороны. Начинать готовиться к бегу на коньках нужно обязательно до выхода на лед, включая в занятия наиболее полезные упражнения: тройные прыжки, прыжки в стороны, отталкиваясь ногой, противоположной направлению прыжка; те же прыжки в сторону с продвижением вперед; бег простой и с ускорениями по кругам радиусом 2—4 м в одну и другую стороны; ускорения в разных направлениях от 5 до 30 м с места и в движении; многократные повторения движений, напоминающих скольжения по льду, и другие упражнения. В последнем упражнении добиваются хорошего толчка одной ногой и широкого маха вперед-в сторону другой, свободной, ногой.
Необходимо совершенствовать технику бросков шайбы, ее ведения, остановок в сочетании с обманными движениями туловищем и клюшкой. Многим хоккеистам трудно дается один из наиболее сложных технических приемов — бросок справа. Для совершенствования этого броска, как и других самых разнообразных бросков, полезно выполнять на земле следующие упражнения: броски шайбы о щит или стену, броски шайбы партнеру через борт, броски в заданном направлении, броски шайбы по воротам или подвешенной цели. Эти броски следует выполнять с различного расстояния, постепенно увеличивая трудность выполнения.
Занимаясь ведением шайбы на земле, необходимо добиться надежного контроля над ней с тем, чтобы одновременно с ведением шайбы следить за обстановкой на поле. Наиболее полезны следующие упражнения: разнообразная обводка стоек, ведение шайбы с ударами о борт, ведение шайбы к воротам с последующим броском. Для совершенствования ведения проводят различные игровые упражнения, включающие борьбу за шайбу, обводку и обманные движения.
В игровых упражнениях и игре на двое ворот дают специальные задания отдельным игрокам или группе, вводят ограничения, например игрок должен передавать шайбу без промедления в одно касание своим партнерам.
Время предсезонной подготовки можно использовать для начала специализации игроков на других ролях в команде.
Все упражнения и приемы изучают в известной последовательности, руководствуясь методическими правилами: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Особенное внимание уделяют правильности выполнения движения, приема.
Во время игры хоккеистам необходима большая скорость передвижения, особенно первоначальная в сочетании с выносливостью. Кроме этого, особенность игры заключается и в том, что у занимающихся игроков большое физическое и нервное напряжение в течение 3—5 мин. (в среднем) чередуется с отдыхом. При этом после нескольких минут отдыха игрок должен снова быстро вступить в игру. Поэтому еще до выхода на лед игроку необходимо приучиться к тому, чтобы скоростную и довольно продолжительную работу чередовать с паузами активного отдыха.
На земле тренировка с обычной шайбой несколько затруднена. Поэтому рекомендуется использовать облегченную шайбу или шайбу-кольцо (см. рис. 97 на стр. 385), а в игровых упражнениях — хоккейный мяч. Можно пользоваться и обычной шайбой, края которой надо подрезать так, чтобы она по форме напоминала диск.
Разучивать и тренировать простые тактические комбинации хоккея следует вначале на земле. Во всех играх с шайбой, включая игру на дворе ворот, надо избегать скученности, внимательно следить за правильным техническим выполнением приемов.
Наряду с занятиями на земле хоккеисты изучают правила; если команда играет не первый сезон, то разбирают систему игры и тактические варианты, применявшиеся в прошлом году. Для сравнения полезно проанализировать игру других команд. Желательно определить направление в развитии тактики игры своей команды.
Предсезонная подготовка продолжается вплоть до выхода на лед.
Базовые аспекты подготовки юных хоккеистов: сколько и как нужно тренироваться?
Авторы: Павлов А.С., Деев А.Е., Михайлов А.Б, Зеленчев И.В. Детская школа по хоккею ЦСКА, Москва, Россия
Специалисты, работающие в детском и юношеском хоккее, часто задают вопросы, среди которых можно выделить два изначально основных: В каком возрасте ребенку следует начинать обучение хоккею? Какова должна быть направленность тренировочных нагрузок в разных возрастных группах? Отдельно дискутируется тема оптимального количества тренировок в неделю у хоккеистов различных групп подготовки.
В настоящее время широко распространено ошибочное мнение о необходимости как можно более раннего начала занятиями хоккея. Так в России по примеру зарубежных коллег из Канады детей ставят на коньки уже в 3 года. При этом, на отборочных просмотрах в хоккейные школы тренеры отдают предпочтение тем кандидатам, которые уже в возрасте 5-6 лет владеют базовыми навыками катания на коньках. А если ребенок приходит в хоккейную школу в более старшем возрасте во многих школах без наличия хоккейного стажа, он не будет допущен даже к просмотру. Противоположный пример можно видеть в скандинавских странах, когда хоккеем дети начинают заниматься в возрасте 8 лет и позже, что не мешает им попадать в элиту мирового хоккея и представляют свои страны в сильнейших лигах мира. В пример поздней специализации можно привести ряд известных титулованных хоккеистов. Оуэн Нолан – канадский хоккеист, член сборной Канады, был выбран первым номером на драфте НХЛ и сыграл 18 сезонов в лиге, впервые встал на коньки в возрасте 9 лет. Известный канадский хоккеист Эд Жовановски начал заниматься хоккеем в возрасте 11 лет, что не помешало ему вместе со сборной Канады завоевать золото Олимпийских игр в 2002 году и долгое время успешно выступать в Национальной хоккейной лиге. Президент ФХР, трёхкратный олимпийский чемпион, выдающийся советский хоккейный вратарь Владислав Третьяк начал заниматься хоккеем в 11 лет.
На международной научно-практической конференции по проблемам подготовки юных хоккеистов, которая прошла в Музее хоккейной славы 23-24 ноября 2017 года, выступали известные хоккейные специалисты. Среди прочих выступал тренер юниорской сборной России U16 Сергей Голубович, который в своем докладе упомянул, что программы подготовки хоккеистов за рубежом, в частности в Канаде, предусматривают не более 3 ледовых тренировок в неделю для хоккеистов 5-7 лет. В этом же направлении его мнение поддерживает и тренер молодежной сборной Дании Олаф Эллер.
Основная проблема ранней специализации, по мнению тренеров, заключается в том, что занятия хоккеем с раннего возраста (3-5 лет) способны загубить у детей интерес к данному виду спорта. Однако это не отражает всю суть имеющихся проблем, связанных с ранним началом занятий хоккеем. В частности при раннем начале занятий хоккеем не учитываются физиологические особенности развития организма – активный рост костей и мышечных структур, формирование связочного аппарата и т.п. Неучтение данных аспектов провоцирует снижение темпов роста ребенка, а также появление пограничных и патологических изменений в костных и мышечных структурах организма. Еще одна проблема кроется в возможности эффективного освоения ребенком тренировочных заданий. Необходимо понимать, что процесс подготовки хоккеиста требует от ребенка осознанного отношения к тренировочному процессу и желания учиться. И если ребенок в связи со своими возрастными особенностями не понимает, что от него требуется при выполнении того или иного упражнения, эффективность выполняемой им работы будет стремиться к нулю.
Рассматривая вопрос – «Какова должна быть направленность тренировочных нагрузок в разных возрастных группах?» – следует отметить, что большинство тренеров уверены в необходимости изначальной постоянной работы над развитием так называемых «физических качеств» спортсмена (создание «базы» для последующего роста спортивного мастерства – по Л.П.Матвееву), именно их ставя во главу угла подготовки хоккеистов. Акцент на развитие в тренировочных занятиях на не существующих на самом деле «физических качеств» (следует говорить не об абстрактных «физических качествах», а о комплексных характеристиках конкретных движений), не приводит к росту спортивного мастерства хоккеистов. Более того, в силу небезграничности ресурсов и возможностей организма, выполнение спортсменом тренировочной работы, по своей специфике отличающейся от соревновательной хоккейной работы, обуславливает нецелевой расход этих ресурсов и возможностей атлета, снижая его спортивный потенциал и в конечном итоге превращая даже самого потенциально талантливого хоккеиста в обычного середнячка. Более того, в процессе многолетней подготовки хоккеистов, к ним в большей степени предъявляются требования по улучшению в первую очередь именно их «физической» подготовленности – которая зачастую осуществляется в ущерб технической подготовки хоккеистов. В результате несоответствие между «физическим развитием» и мастерством хоккеистов приводит к недостаточной обученности выпускников хоккейных школ и скорому завершению их спортивной карьеры.
Соответственно, отвечая на поставленный выше вопрос, мы утверждаем, что в первую очередь нужно обучать юных хоккеистов правильному выполнению специфических двигательных актов – технических хоккейных приемов – с соблюдением принципов целенаправленности, целесообразности и систематичности при выборе соответствующих средств и методов тренировки.
В подтверждение вышесказанного стоит привести слова канадского специалиста Финна Шона, работающего в настоящее время в спортивной школе «Локомотив» (Ярославль), который в ходе своего доклада на конференции по проблемам подготовки хоккеистов отметил следующее: «Не важно насколько физически и тактически развит хоккеист, он никогда не станет профессионалом, если не умеет кататься и не владеет многими другими техническими составляющими». По мнению указанного специалиста, основными требованиями в организации построения тренировочного процесса среди прочего являются: постоянное обучение различным техническим составляющим (катание, владение шайбой, броски и т.п.) на все этапах подготовки хоккеистов; многократное повторение хоккеистами осваиваемых ими технических приемов – под пристальным контролем со стороны тренера, который должен препятствовать неправильному выполнению хоккеистами предлагаемых им упражнений; увеличение плотности тренировочных занятий за счет организации работы хоккеистов по «станциям»; снижение простоев у хоккеистов во время тренировочных занятий, организация работы по станциям (таким образом, одновременно отрабатывается несколько элементов и задействовано большее число хоккеистов).
Согласно реально действующим законам адаптации:
1. Организм всегда работает как целостный механизм и формирует конкретные двигательные акты в строгом соответствии с условиями, в которые он поставлен.
2. Любая деятельность организма предельно специфична как по внешним ее параметрам, так и по внутренним (структурно-функциональным) характеристикам работы организма. В целом эта специфичность определяется структурой и характеристиками самой деятельности и уровнем функциональной готовности организма к ее совершению. Не существует движений «вообще», и с этих позиций следует признать «незаконным» существование в спортивной педагогике терминов «общая физическая работоспособность» и «общая физическая подготовка». Повышение уровня тренированности спортсмена зависит от позитивных (по отношению к требованиям данного вида спорта) структурно-функциональных (адаптационных) изменений в физиологических компонентах, обеспечивающих специфическую (соревновательную) деятельность организма атлета. При этом позитивность или негативность таких изменений всегда должна оцениваться по их влиянию на результаты соревновательной деятельности.
3. Адаптационные изменения в организме спортсмена всегда соответствуют специфике осуществляемой им тренировочной деятельности. При этом насколько специфичны двигательные акты, осуществляемые спортсменом в процессе тренировки, столь же специфичны энергетические и субстратные затраты организма, совершающего некую конкретную работу, и столь же специфичны восстановительные процессы. И соответственно, как нет «движения вообще», так не может существовать «восстановления вообще».
4. Стабильные системы конкретных двигательных актов формируются в результате многократного стандартизованного повторения конкретных движений. Данное положение крайне важно для его использования в работе над освоением атлетами технических элементов спортивных движений, равно как и для работы над повышением уровня специальной тренированности спортсменов.
Обучение конкретному движению (техническому элементу) происходит в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др.
1. Закон изменения скорости в развитии навыка. Навык формируется неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его становления. Неравномерность имеет две разновидности: а) в начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение действием, а затем качественный прирост навыка замедляется. Подобная неравномерность характерна для обучения сравнительно легких действий, когда ученик быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали; б) в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для обучения относительно сложным действиям, когда внешне незаметные качественные накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения уровня владения действием.
2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка. Длительность задержки в развитии навыка обусловлена двумя причинами: а) «внутренней», связанной с адаптационными изменений в организме; б) «внешней», вызванной неправильной методикой обучения.
3. Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительное время не повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.
4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка. Совершенствование двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.
Соблюдение вышеперечисленных принципов и законов – единственный способ достижения желаемого роста спортивного мастерства юных спортсменов, проявляющееся в обучении множественным составляющим хоккея, которые в конечном итоге формируют спортивный результат, за минимально необходимый промежуток времени, искусственно не удлиняя процесс обучения конкретным хоккейным элементам.
«Премудрость возглашает. Доколе, невежды, будете любить свое невежество.
Доколе глупцы будут ненавидеть знание. Упорство невежд убьет их и беспечность глупцов погубит их. »
Книга притчей Соломоновых, глава I.
Некогда физкультурный теоретик Л. П. Матвеев выдумал свою «универсальную» теорию периодизации подготовки спортсменов. Противники у этой теории были всегда. В среде ученых от спорта в свое время даже «бродила» байка о том, как посетивший библиотеку Бостонского университета профессор Матвеев нашел ссылки на свои научные работы с пометками «Практического значения не имеет». Но, несмотря на половодье фактов, указывающих на ошибочность данной теории, она (во многом и «праведными» и «неправедными» стараниями самого «патриарха» от теории и методики физической культуры и спорта) по сей день главенствует в практической спортивной педагогике. Увы, даже оппоненты г-на Матвеева в большинстве своем не приемлют лишь внешнюю сторону, «оболочку» его теории, не замечая ошибочности ее внутреннего содержания. Но именно в стержне указанной теории кроются глобальные ошибки, препятствующие созданию эффективных методик воспитания высококвалифицированных спортсменов. А вот ее «оболочка» как раз содержит рациональное зерно.
К сожалению, мне не удалось найти определения термина «тренированность» (как, впрочем, и термина «работоспособность») в неоправданно популярной сегодня монографии В. Н. Платонова (1997) «Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте».
В тренерской практике для определения уровня тренированности могут быть использованы разнообразные тесты, но основными характеристиками любых применяемых тренерами тестовых упражнений должны быть:
1. Информативность тестовых упражнений для данного вида спорта.
2. Повторяемость (достоверность) результатов теста.
3. Соответствие тестовых упражнений принятым стандартам.
4. Простота проведения тестов.
Таким образом, чрезмерные нагрузки «разрушают» адаптационный процесс. Когда-то экс-рекордсмен мира в метании молота Борис Зайчук уверял меня, что без регулярного пребывания на учебно-тренировочных сборах невозможно достичь высоких результатов в спорте и мотивировал это тем, что только на сборах спортсмен может отрешиться от неизбежных «домашних» и прочих дел и посвятить все свое время спорту. Но, проводя на сборах по 6-9 месяцев в году, Зайчук никогда не форсировал объемы и интенсивность тренировочных нагрузок, лишь больше времени уделяя восстановлению, и такая тактика позволила ему, не обладавшему уникальными физическими данными, первым в мире «послать» молот за отметку 80 метров.
В одной из своих недавних статей Y. Verkhoshansky, N. Verkhoshanskaya (2007) пишут: «.принципы построения микроцикла должны, прежде всего, учитывать, что целенаправленно осуществляемый и регулируемый белковый синтез, т. е. пластическое обеспечение функции, является обязательным компонентом реализации как специфических, так и неспецифических приспособительных реакций. Весь объем метаболических процессов в организме на уровне этих реакций регулируется эндокринной системой. Поэтому повторные большие нагрузки в микроцикле могут обеспечить развивающий эффект только в пределах их текущих функциональных возможностей. Маловероятно, что при эксплуатации и угнетении функций, определяющих способность к проявлению одних «качеств» можно достичь высокого уровня в работоспособности и развитии других, тогда, как «угнетенные» функции в это время восстанавливают свой потенциал (Верхошанский 1987). Скорее всего, повторные объемы нагрузки, независимо от их направленности приведут к исчерпанию функционального потенциала гормональных систем и стойкому угнетению их функций, т. е. охранительной реакции, необходимой для предотвращения чрезмерного истощения организма. Такое явление неоднократно отмечалось в исследованиях, проведенных с привлечением биохимических методов (Л. Евгеньев и др. 1975, Н. Алиев 1978, Ф. Пугач и др. 1978, С. Усик 1985 и др.)».
«Еще никто не погибал». Как хоккеисты готовятся к сезону
Горячевских в роли Месси, Китаров напоминает Левченко, а Стась не боится Крикунова. Игорь Петрулевич убедился, что спортсмены не жалеют себя и в отпуске.
– Ускорение на 60 процентов, – раздается требовательный женский голос.
– Ой, а я на 82 сделал, – отшучивается прыгающий на мате парень.
Это диалог тренера по физподготовке Татьяна Ловец и хоккейного вратаря Степана Горячевских.
Суббота. Утро. 8.00. Минск спит. И только на полях в Веснянке хоккеисты готовят организмы к тяжелому сезону.
– Отпуск отпуском, но скоро сборы. Надо готовиться, – Андрей Стась объясняет, почему даже во время заслуженного отдыха ему не спится. – Ребята из «Динамо» порекомендовали пройти курс подготовки вместе с Татьяной Ловец. И вот я здесь. Тяжело, но зато нормально чувствую себя.
– Мне важно хорошо себя чувствовать. Сначала на предсезонке, а потом уже и в сезоне. А пока можно потерпеть, – вторит товарищу Александр Китаров. – Утром работаем около трех часов. Ничего страшного в этом нет. Можем и вечером.
Для нападающего сборной Беларуси это была уже шестая тренировка в отпускную неделю. Заключительная в цикле. Она была направлена на кардиореспираторную подготовку: выносливость, мощь, скорость, равновесие, координацию и другие важные качества спортсмена.
Быстрая динамичная разминка, чтобы разогреться, и начинаем заниматься.
Прыжки из выпада на мате – упражнение для проработки мышц ног и ягодиц, которое вдобавок хорошо развивает выносливость. Мат используется для постоянного удержания равновесия.
Дмитрий Мелешко подошел к мату, приценился, но развернулся.
– Просто он испугался упражнения, вот и отошел в сторону, – подкалывает уже бывшего партнера по «Динамо» Александр Китаров.
Дело в том, что Дмитрию сделали операцию на тазобедренном суставе. Вот ему пока и нельзя прыгать. Правда, он находится уже на заключительном этапе восстановления и скоро сможет выйти на лед. Прямо сейчас Дмитрий уделяет внимание другим станциям.
Например, канату. Он используется для тренировки взрывной силы. Эта вещь необходима, когда нужно улучшить показатели аэробной или силовой выносливости. Кроме этого, упражнения с канатом помогут укрепить мышцы брюшного пресса и увеличить силу хвата.
Кстати, оцените на этой фотографии мощного Александра Китарова. Вылитый Халк, не правда ли?
Степан Горячевских уезжает в незнакомую для себя «Ладу», а сборники Андрей Стась и Александр Китаров отправляются в «Нефтехимик» к жесткому Владимиру Крикунову:
– Знаю, что он славится своими тяжелыми сборами. Но бояться нечего. Еще никто не погибал :). Так что будем работать, – отшучивается Андрей Стась.
Но и прямо сейчас хоккеистам прохлаждаться не приходиться. Внешне милая и спокойная девушка Татьяна гоняет хоккеистов будь здоров! Что интересно, обращается строго ко всем на «Вы».
– Быстрее-быстрее! Не останавливаться! – кричит Татьяна Ловец.
– Так там же занята станция. – несмело попытался возразить Артур Гаврус.
– Все равно бегом! – командный тон тренера заставляет подчиняться.
– Иногда не хочется приходить к ней :). Настолько тяжело. Но мы понимаем, что это надо. Не обижаемся. Я прекрасно понимаю, что это все идет на пользу. Чувствую, как становлюсь лучше, – рассказывает Александр Китаров.
– Профессиональный тренер. Ставит акценты на правильное выполнение упражнений. То, что нужно, – объясняет Стась.
Третья станция. Упражнение на балансировочной платформе. Это лучший способ укрепить коленный и голеностопный суставы, а также развить координацию и ловкость.
Одно из самых нелюбимых упражнений у спортсменов – удержаться на платформе безумно тяжело, а поначалу вообще невозможно. Как предупреждают экстремалы, не повторяйте такое дома.
Дальше броски медбола. В этом упражнении задействованы практически все мышцы, но основную нагрузку получают ноги, ягодицы и дельтовидные мышцы, если вы понимаете, о чем мы.
Интересно: вы тоже задумались, кто смотрелся бы лучше под кольцом: наша прославленная Елена Левченко или не менее звездный Александр Китаров?
Пятая станция. Классика – отжимания. Но у них же много разновидностей. Например, отжимания с прыжком развивают взрывную силу. Их и демонстрировали хоккеисты.
Когда смотришь, как с этих мужиков ручьем льется пот во время заслуженного отпуска, встает вопрос о мотивации.
– Еще же надо проснуться в семь утра, – напоминает габаритный форвард сборной Беларуси Александр Китаров. – Да, это тяжело психологически. Но с течением времени привыкаешь. Лично меня и мотивировать не надо. Я понимаю, что это надо. Каждый день сам ставлю будильник с мыслями о завтрашней тренировке. Ни жена или подруга, ни мама не заставляют. Ты должен сам воспитывать себя. Плюс есть замечательная возможность поработать с отличным тренером.
Вообще у хоккеистов отличный от других спортсменов отпуск. Как видим, они не могут позволить себе прийти в команду, не поработав над собой в перерыве. Получается, держат в тонусе свой организм круглый год.
– Ой нет. Как только начался отпуск, были мысли об отдыхе. В первые дни нужно расслабиться, – возражает Андрей Стась. – Правда, дальше в отпуске надо работать. Особенно перед стартом предсезонки, чтобы набрать оптимальные кондиции.
Более того, спортсмены и во время отдыха ограничивают себя в питании и соблюдают режим.
– Двое маленьких детей составляют мой режим, – улыбается муж Валерии Курильской. – Питание? Слава Богу, проблем с весом не испытываю. Ем, что хочу. Хотя у всех по-разному. Это зависит от обмена веществ. Но если знаешь, что случаются проблемы с весом, то в МакДональдсе лучше не питаться. И постоянно следить за собой.
Тренируемся дальше – забегание на степ. Регулярные занятия дают возможность повысить скорость стартового рывка, а также улучшить результативность бега на короткие расстояния. Отметим, что каждый раз упражнения менялись, чтобы задействовать разные группы мышц. Степан Горячевских настолько классно и быстро делал это упражнение, что на секунду показалось, будто это семенит ногами сам Лионель Месси, а не голкипер сборной Беларуси по хоккею. И еще вопрос: кто бы у кого попросил сделать селфи при встрече?
– И это только первый круг станций, – тяжело вздохнув, заметил один из хоккеистов.
Всего их было три. Когда все упражнения были позади и оставалось просто пробежать три больших круга, спортсмены попытались пошутить, мол, они пронеслись уже два из них, а не один.
– Тренер, ну да. Вы не заметили, – улыбались хоккеисты.
Татьяна Ловец заметила не только подвох в подсчетах, но и то, что часть дистанции они шли пешком и с ходу решила проблему.
– Дима, проконтролируй Андрея, – обратилась к Мелешко девушка, быстро назначив ответственного.
Хоккеисты поплелись дальше в мыслях о предстоящем сезоне.