Как подготовиться к пересказу текста
Памятка для обучающихся начальной школы «Виды пересказа. Как подготовить пересказ»
ПАМЯТКА «Как научить пересказывать текст»
1. Не торопясь, не отвлекаясь, внимательно прочитай вслух весь текст.
2. Если в тексте есть незнакомые слова, узнай их значение.
3. Подумай и определи идею, то есть главную мысль текста.
4. Сформулируй идею в нескольких предложениях.
5. Вырази идею в одном предложении.
6. Выдели в тексте ключевые слова (они раскрывают главную мысль произведения).
7. Раздели текст на части, озаглавь их.
8. Прочитай названия частей и проверь, на сколько точно они передают содержание текста (не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода).
9. Составь план пересказа.
10. Пользуясь планом, перескажи произведение.
11. В пересказе используй отрывки из разных частей текста (соединяй их с помощью слов «сначала», «потом», «после этого», «в это время», «когда», конце концов», «наконец» и т.д.)
1. Внимательно прочитай текст, выясни значение непонятных слов.
2. Вдумайся в тему выборочного пересказа, определи его границы.
3. Внимательно перечитай текст, выбери то, что относится к теме, сделай необходимые пометы и выписки.
4. Определи основную мысль пересказа.
5. Определи, какой стиль (художественный, научный, публицистический..) и тип речи (описание, повествование, рассуждение) ты будешь использовать.
6. Составь план отобранного текста.
7. Продумай, как связать смысловые части выборочного пересказа.
КРАТКИЙ (СЖАТЫЙ) ПЕРЕСКАЗ
1. Прочитай текст, определи его тему и главную мысль, отметь изобразительно-выразительные средства.
2. Выдели в тексте все его части.
3. Определи, какие части можно исключить, объединить. Почему?
4. Составь план сжатого пересказа.
5. В каждой части выдели главное.
6. Отметь то, что можно объединить.
7. Подумай, как связать части между собой.
8. Изложи сжато каждую часть.
1. С изменением лица рассказчика
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-796463
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Как научить ребенка пересказывать текст? Все самое важное о видах пересказа и способах обучения пересказу
Сын приходит с прогулки и начинает взахлеб рассказывать… Торопится, эмоционально дирижирует руками, чуть ли не подпрыгивает от переизбытка чувств. В его повествовании местоимения и междометия идут плотными вагончиками: «А я. А он того… А мы хотели! А она взяла и так сказала!» Уловить суть представляется невозможным.
Что такое пересказ, и каким он должен быть
Пересказ — один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами.
Важно! Ребенка нужно учить не столько пересказу, сколько пониманию текста. Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не понята, а значит, не усвоена.
Школьникам и их родителям не мешает помнить о том, какие требования предъявляются к пересказу:
«Чтобы научиться пересказывать текст, дети должны уметь работать с ним: выделять самое главное, конспектировать, обращать внимание на богатство языка», — говорит Шатханова Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы с 30-летним стажем работы из МБОУ «Ново-Ленинская СОШ» Осинского района Иркутской области, Россия.
Виды пересказа
В таблице показано, какие проблемы могут возникнуть при обучении тому или иному виду пересказа.
Вид пересказа
Описание
Возможные проблемы
Как это исправить
Подробный, близко к тексту
Самый распространенный вид пересказа, когда текст нужно изложить максимально точно и близко к оригиналу
Неумение начать пересказ
Ни в коем случае не заучивать фразы! На этапе анализа теста проработать несколько вариантов начала пересказа
Подробное воспроизведение первых абзацев и искажение информации в заключительной части
Поможет тщательный анализ текста и предварительный пересказ всего произведения по абзацам (смысловым частям)
Важно при чтении и анализе текста обращать внимание на художественные приемы, литературные средства выражения, образность языка, синтаксис
Эмоциональное восприятие поможет оживить иллюстрирование текста. Рисунки могут рисовать сами ученики, а можно предложить подборку готовых иллюстраций. Постепенно иллюстрирование должно перерастать в словесное (кстати, это тоже один из видов пересказа)
Выборочный
Предполагает воспроизведение лишь части текста, которая соответствует поставленному вопросу
Неумение выбрать правильный отрывок текста, соответствующий заданию
Поможет составление плана текста с выделением ключевых моментов
Сжатый
Самый сложный вид пересказа, когда требуется своими словами КРАТКО передать суть рассказа
Нарушается логика повествования или исключаются важные факты
Не допускайте механического сокращения текста. Важно научить правильно выделять главные мысли, составлять план текста (от простого к развернутому и наоборот)
Неумение передавать содержание диалогов
Поработайте над косвенной речью
Есть еще творческий вид пересказа, который предполагает перестроение плана повествования, творческих дополнений, пересказ от третьего лица, инсценирование текста, словесное рисование. Этот вид пересказа учит рассматривать текст с разных ракурсов и помогает более детально поработать с выразительными языковыми средствами.
Как учить пересказу малышей
Учить правилам пересказа принято уже в начальной школе, так как к пятому классу, где начинаются устные предметы, ученик уже должен овладеть этим приемом.
Вот несколько приемов, которые помогут подготовить ребенка к пересказу:
Это поможет приучать ребенка к выделению ключевых моментов, основной идеи текста.
План работы над пересказом для детей постарше
Работа с текстом для учеников старших классов рекомендуют разбить на этапы.
Если речь идет о научной литературе, попросите ученика выписать все непонятные слова (обычно их выделяют). Теперь необходимо выяснить значение этих слов. В начале работы значение можно объяснить самому учителю/родителю. В дальнейшем лучше приучать ребенка пользоваться словарями и справочниками.
При прочтении художественной литературы этот этап можно опустить, поясняя незнакомые слова уже в процессе чтения.
На данном этапе важно выделить смысловые части.
В научной литературе эти части уже выделены и отдельные части параграфов обычно объединены какой-то связующей мыслью, понятием.
Работу можно построить следующим образом: читаем первый абзац и отвечаем на вопрос: «О чем здесь написано?» Далее читаем второй абзац и снова отвечаем на вопрос.
К концу чтения мысленно составляется план текст, состоящий из выделенных ключевых моментов.
Для удобства составленный опорный конспект можно записать. В дальнейшем ребенок приучится уже просто запоминать ключевые пункты.
На этом этапе важно составить резюме, подвести итог, выявить цель и главную идею текста, спросить о том, какое впечатление произвел рассказ.
Теперь лучше отвлечься, переключить внимание на что-нибудь другое. Если дело происходит на уроке, учитель на данном этапе может предложить какую-то работу, не связанную с текстом. Например, дополнить биографию автора интересными сведениями, привести какие-то дополнительные примеры из жизни, связанные с темой урока.
Тут важно не подглядывать в учебник/книгу, а попытаться составить пересказ, опираясь на опорный конспект.
Если вспомнить даже начало никак не получается, попробуйте поиграть в ассоциации. Предложите ученику вспомнить и мысленно воссоздать ту обстановку, которая была при чтении: какие мысли крутились в голове, где располагался текст — на левой или правой странице, были ли там какие-нибудь картинки, фото, графические изображения, в начале страницы или с середины начинался следующий абзац и т.д.
Если речь идет о художественной литературе, попросите учеников вспомнить —— кого им напомнили герои, какие ассоциации вызвали образы, описанные в тексте, может учащиеся невольно сравнили описанные события с событиями из своей жизни.
После 2-3 минут таких размышлений можно заглянуть в книгу и пробежать глазами первые строки. Таким образом пересказываем весь текст.
Маленькие хитрости, которые помогут лучше запомнить содержание
И главное — пересказу невозможно научится сразу, за один день. Тут важна планомерная, постепенная и постоянная работа. Ведь умение пересказывать пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта
Памятка (как подготовиться к пересказу)
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПЕРЕСКАЗУ
1. Не торопясь, не отвлекаясь, внимательно прочитай вслух весь текст.
2. Если в тексте есть незнакомые слова, узнай их значение.
3. Подумай и определи идею, то есть главную мысль текста.
4. Сформулируй идею в нескольких предложениях.
5. Вырази идею в одном предложении.
6. Выдели в тексте ключевые слова (они раскрывают главную мысль произведения).
7. Раздели текст на части, озаглавь их.
8. Прочитай названия частей и проверь, на сколько точно они передают содержание текста (не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода).
9. Составь план пересказа.
10. Пользуясь планом, перескажи произведение.
11. В пересказе используй отрывки из разных частей текста (соединяй их с помощью слов «сначала», «потом», «после этого», «в это время», «когда», «в конце концов», «наконец» и т.д.).
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-025032
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Проверенный пошаговый план подготовки к пересказу
Добрый день дорогие друзья! Рада видеть вас на страницах блога. Сегодня решила вспомнить как мы с моей дочерью Сашулей пересказывать учились. Думаю, что у многих младших школьников возникают проблемы с такого рода заданиями. Они вместо того, чтобы пересказывать начинают зубрить наизусть, при этом совершенно не понимая о чем речь, и нередко доводя себя до слез. Ведь выучить текст не так-то просто!
Сейчас моя Александра уже в четвертом классе, и с пересказами она справляется самостоятельно, легко и просто. Но по-началу, мы с ней закрывались в комнате, просили, чтобы нас не беспокоили и учились пересказывать. Думаю, что наш опыт будет полезен тем, кто в данный момент задается вопросом, как подготовиться к пересказу? Как научить ребенка работать с текстом?
Хочу представить вам наш пошаговый план подготовки пересказа. План рабочий. Проверено! Так что пользуйтесь на здоровье.
Итак, для того чтобы подготовить пересказ нужно предпринять следующие шаги:
У некоторых шагов необычные названия, это сделано для того, чтобы ребенку было интереснее заниматься.
Да, не короткий план. Согласна. Но, вполне возможно, что когда вы доберетесь до шестого пункта, текст уже будет в голове у ребенка. Но для надежности советую идти до конца.
Этот план работает не только в отношении уроков чтения, но и окружающего мира, где также приходится многое пересказывать.
Руководствуясь предположением, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, предлагаю прямо сейчас поработать по этому плану с вполне конкретным текстом. Мне кажется, так будет понятнее. Вы с нами? Тогда начинаем.
Образец текста
Наступило лето. В школе начались длинные каникулы. Бывший второклассник Димка начал собираться в дорогу. Каждый год в начале июня он уезжал в деревню Давыдово к своей бабушке Клаве. Отвозила Димку мама. Сначала они целый день ехали на поезде, а потом еще 2 часа на автобусе и еще полчаса шли пешком. Потом мама отправлялась обратно в город, а Димка оставался в деревне до середины августа.
Бабушка очень любила своего внука. Всегда старалась накормить его чем-нибудь вкусненьким и многое ему позволяла. А Димка помогал бабушке в огороде и в саду. А когда было свободное время, мальчик вместе со своим деревенским другом Васькой ходил на речку купаться. Речка называлась Ягодка. Она была неглубокая, тихая и теплая.
Как-то раз, вдоволь накупавшись, мальчишки валялись на берегу и загорали. Вдруг они заметили, что по речке плывет полено, а на нем сидит маленький котенок. Димка и Васька тут же бросились в воду и поплыли к полену. Котенок изо всех сил цеплялся за дерево коготками и тоненько пищал.
Друзья вытащили полено на берег. Котенок был весь мокрый и сильно дрожал. Димка завернул кроху в футболку и со всех ног бросился домой. Васька едва за ним поспевал. Дома мальчики напоили котенка теплым молоком. Скоро он перестал дрожать, замурчал, лег на кресло и уснул.
Бабушка Клава похвалила друзей за такой геройский поступок и даже назвала их юными спасателями. Она разрешила оставить котенка у себя. Васька предложил назвать нового лохматого жителя Матросом. Потому что он был весь полосатый и плавал по реке. Димка возражать не стал.
«Первый шаг»
Первый наш шаг – это первое чтение. Прочитайте рассказ ребенку, а он пусть послушает. Пусть поймет, о чем вообще речь. Читайте с выражением, постарайтесь заинтересовать. Поскольку намного легче запоминается то, что вызывает эмоции.
«Ловец слов»
«Ловец слов» — это такое упражнение, которое рекомендуется выполнять для развития слуховой памяти. Задача ребенка поймать в тексте определенные слова.
Скажите ребенку, что сейчас вы еще раз ему почитаете, а он пусть внимательно слушает и постарается поймать имена всех героев рассказа, а также географические названия и запомнить их.
Теперь читайте. После выясните, что удалось поймать. Если ребенок что-то пропустил, скажите ему об этом.
Димка. Давыдово. Клава. Васька. Ягодка. Матрос.
Этот шаг ценен тем, что он аккуратно вынуждает ребенка не просто слушать, а слушать внимательно.
Теперь переходим к шагу номер три. Он самый веселый.
«Немое кино»
Вы снова читаете текст. А ребенок текст показывает. То есть, если вы читаете, про то, что Димка помогал бабушке в огороде, то ребенок должен это изобразить. Если мальчики плавают, то и ребенок как будто плывет. Если котенок дрожит, то это тоже нужно показать.
Этот шаг только на первый взгляд кажется легкомысленным. На самом деле мы включаем в процесс запоминания двигательную память ребенка.
«Борьба с неизвестностью»
Дорогие родители, поздравляю, вам больше читать не придется! Теперь будет читать ребенок. Вслух! Но не просто банально, бездумно читать. У него будет задача. Нужно обнаружить в тексте незнакомые слова.
Если таковые найдутся, то нужно с ними познакомиться, то есть объяснить школьнику, что они обозначают. В нашем примере такими словами могут оказаться, например, «вдоволь» или «возражать».
«Мы делили апельсин»
Как апельсин делится на дольки, так и текст делится на части.
Задача: разделить рассказ на смысловые части. Тут важно объяснить ребенку, что чаще всего текст уже разделен автором. Если видишь, что предложение начинается с красной строки, значит здесь начало новой смысловой части.
Если посмотреть на наш пример, то легко заметить, что он состоит из пяти частей.
«Иллюстраторы»
А теперь поработаем художниками-иллюстраторами и заодно включим в процесс запоминания нашу зрительную память.
Задача: к каждой смысловой части, которые мы определили еще в прошлом пункте нарисовать иллюстрацию. Ну как иллюстрацию… Скорее схему. То есть не нужно брать краски и прорисовывать каждый цветочек и облачко. Нужна простая примитивная схема. Рисунок, который будет понятен тому, кто собирается пересказывать.
Схемы к каждой части рисуйте на отдельном листочке.
Вот какие схемы получились у меня. Сразу предупреждаю, котенок не удался)
«По кочкам»
Как болото можно перейти, прыгая по кочкам, так и с текстом можно справиться, опираясь на ключевые слова. Подробно о том, как их искать, я писала в этой статье.
В каждой смысловой части ищем ключевые (опорные) слова.
У меня получились такие:
Лето. Димка. Давыдово. Бабушка Клава. Поезд. Середина августа.
Вкусненьким. Помогал. Васька. Речка Ягодка.
На берег. В футболку. Теплым молоком. Уснул.
Геройский поступок. Оставить. Матрос.
Нужно отметить, что у вас могут получиться совсем другие ключевые слова. Здесь нет единственно верного ответа, как в математике. Все люди мыслят по-разному. Так что выбирайте те слова и словосочетания, которые вам кажутся правильными. Ключевые слова к каждой части запишите на листочках, на которых вы рисовали схемы.
«Что? Где? Когда?»
Это самый «вопросительный» шаг нашего плана.
Нужно задать вопросы к каждой части текста. Вопросов может быть несколько. И задавать вопросы будете не вы, это задача ребенка. Пусть он вас поспрашивает, а вы будете, как прилежный ученик отвечать. Если будет ну очень трудно, покажите как надо. Придумывайте вопросы вместе. И ищите ответы на них в тексте.
В нашем случае вопросы могут быть такими:
Когда он уезжал к бабушке?
Кто ехал вместе с ним?
Сколько часов нужно было ехать на автобусе?
Как долго Димка будет в деревне?
Как звали друга Димки?
Как называлась речка?
Что мальчики делали на берегу?
Что они заметили в речке?
Кто сидел на полене?
Во что завернул котенка Димка?
Чем накормили котенка?
Как назвали котенка?
Кто придумал котенку имя?
Какого цвета был котенок?
«Как вы лодку назовете. »
… так она и поплывет. Сейчас будем давать названия нашим смысловым частям. Но только прежде обсудите, почему автор так назвал свой рассказ? И объясните, что заглавие передает основной смысл всего написанного.
В нашем случае заглавие – «Юные спасатели». Так как текст о том, как два маленьких мальчика спасли котенка.
Теперь озаглавим части.
Примерно так. Это опять же моя версия. У вас может быть другая. Главное чтобы эти названия указывали ребенку, о чем идет речь в той или иной части рассказа. Заголовки разместите на листочках со схемами и ключевыми словами.
Пересказ по частям
Ну вот, основная работа выполнена. Скорее всего ребенок уже запомнил текст. Сейчас это и проверим.
Будем пересказывать рассказ по частям. Чтобы было проще возьмем листочек, где нарисована схема, написаны ключевые слова и заголовок.
С такой мощной, самостоятельно сделанной шпаргалкой, пересказать текст труда не составит.
Пересказываем все части, одна за другой.
Пересказ полный
Выходим на финишную прямую!
Выписываем на отдельный листочек заглавия наших частей.
Поздравьте своего маленького школьника с тем, что он успешно составил план пересказа! Теперь, опираясь на составленный план, можно приступать к полному пересказу.
Получилось? Замечательно! Для того, чтобы закрепить результат в памяти, повторите пересказ перед сном.
Вот и все. Оказывается, работать с текстом можно весело и интересно. Побольше творчества, друзья, и все получится! Это умение пригодится школьникам и сейчас, на этапе начальной школы, и в будущем на уроках истории, географии да и на всех остальных уроках тоже.
Если у вас есть свои способы подготовки к пересказам, то, пожалуйста, напишите о них в комментариях.
Благодарю вас за внимание, надеюсь, что статья окажется полезной)