Как подготовиться к устному зачету
Как подготовиться к экзамену за одну ночь
От сессии до сессии живут студенты весело! Несмотря на почтенный возраст выражения, оно продолжает точно характеризовать поведение учащейся молодежи. Вечеринки, клубы, прогулки с друзьями и посиделки в «общаге» до утра. Где при таком плотном графике найти время для подготовки к экзамену? О приближающемся испытании обычно вспоминают за день до него. Можно ли за ночь запомнить пройденный за семестр материал? Не стоит строить иллюзии, это невозможно. При правильном подходе есть шанс вспомнить что-то из того, что проходили на лекциях и выучить часть необходимой информации.
Готовимся к бессонной ночи: что может пригодиться
Когда время подготовки ограничено, нужно позаботиться обо всем необходимом заранее. Рекомендуется:
Ночь – не время для бодрствования. Провести ее над учебниками будет сложно. Чтобы немного упростить ситуацию, следует заранее заварить кофе или крепкий чай. Можно купить энергетический напиток. Он поможет некоторое время чувствовать себя бодро.
Не стоит запасаться бутербродами или другой тяжелой пищей. Уверены, что захочется перекусить? Подготовьте черный шоколад и орешки. Они стимулируют мозговую деятельность и утоляют голод.
5 рекомендаций студентов «со стажем»
Как максимально эффективно организовать работу в последние сутки перед экзаменом? У каждого свои секреты. Мы попробовали обобщить информацию и выбрать 5 лучших советов:
Перечень рекомендаций можно продолжать до бесконечности, но они не всегда помогут решить проблему. Как сдать экзамен, если не учил? Довериться специалистам фриланс-биржи «Напишем». У нас есть соответствующая услуга, которой уже воспользовались тысячи студентов российских ВУЗов.
Как сдать сессию, если совсем не готовился. 5 лайфхаков для студентов
Начинается экзамен. Препод:
– Вопрос на пятерку. Как меня зовут?
В аудитории тишина…
– Вопрос на четверку. Какой предмет сейчас сдаем?
– На тройку! Какого цвета учебник?
Да, так бывает: просто не выучил, не смог усвоить, не успел, потому что работал или просто бездельничал. Ругать не станем. Расскажем лучше, что можно делать, когда сессия на носу или уже началась, а ты ничего не учил.
Говори, что знаешь. Будет, что будет
Студент, будущий ветеринар, к экзамену выучил только про блох.
Достает билет «Собаки»:
– Собаки покрыты шерстью. Там наверняка живут блохи. А блохи – это…
Экзаменаторы выслушали и заставили тащить второй билет. Там «Кошки».
– Кошки – это животные, покрытые шерстью, значит, у них могут быть блохи.
Экзаменаторы не растерялись:
– Юноша, а расскажите про рыб.
Юноша тоже не растерялся:
Рыбы покрыты чешуей. Если бы у них была шерсть, в ней водились бы блохи. А блохи – это…
Просто невозможно представить, чтобы по сдаваемому предмету человек вообще ничего не мог сказать. Он же не инопланетянин, живет в обществе, ходил хотя бы на одну лекцию (ну ладно – допустим, не ходил, но хотя бы слышал, о чем разговаривают одногруппники), листал учебник. Последнее никогда не поздно даже за пару часов до экзамена.
Можно попробовать выучить хотя бы одну тему. Всего одну! Потом, как в анекдоте, какой бы билет не попался – переводить разговор на нее. А если серьезно, в билетах много смежных тем, пока запоминаешь одну, наверняка вникнешь в другие.
Если у вас хоть немного есть совесть и ответственность, вы сможете за короткое время одолеть половину экзаменационных тем и точно ответите хотя бы на один из обязательных двух вопросов в билете. А это уже гарантированная тройка.
Если же тем три, последняя, как правило, практическая, значит у языкастого студента с минимумом знаний тоже есть шанс выкрутиться.
Имей при себе полный комплект конспектов
Чаще всего человек отвечает вопросом на вопрос, если он студент на экзамене.
Пригодятся записи лекций, таблички, лабораторные работы, любые полезные материалы. Учебник, кстати, тоже лучше иметь в доступе, но не на виду. Можно (если дадут) взять чужие работы. Лишь бы были!
Пиши шпаргалки
— Шпаргалки не выбрасывайте! Когда будете работать, они вам очень пригодятся!
Шпаргалки – не только палочка-выручалочка во время экзамена, они отлично тренируют память. Пока их пишешь (лучше в нескольких экземплярах), что-нибудь да останется в голове. Кстати, большинство учителей к шпаргалкам весьма лояльны, некоторые даже советуют их писать и прямо признаются, что не ругают за использование. Нужно только не наглеть.
Современные шпаргалки – не просто сложенные бумажки-гармошки или убористые записи на руках, ногах, футлярах для очков и проч. Они настолько высокотехнологичны, что профессору-«лопуху» из известной комедии такие даже не снились. На экзамен студенты нередко приходят с несколькими телефонами (показательно сдаешь на входе один, другие будут спрятаны в надежных местах), беспроводной гарнитурой, замаскированными под обычные предметы гаджетами с большим количеством информации и т. д. Тоже вариант! Хоть и очень нечестный.
Обращайся за помощью к другу
Как было бы здорово, если б на экзамене сидели продавцы-консультанты!
Ничего не знаешь, грустишь, а он такой:
– Вам подсказать что-нибудь?
Во время экзамена все студенты – друзья. Редко кто не подсказывает принципиально. Если есть возможность подглядеть у соседа, попросить того поделиться шпаргалкой или кратко наговорить ответ на билет, грех ею не воспользоваться. Но помни, при таком подходе нужно не отворачиваться, когда попросят тебя самого. Иначе прилетит бумеранг, сработает карма, а точнее – в следующий раз никто не захочет помогать вредине.
Дави на жалость
Студент выучил все билеты по философии, но не пошел на экзамен, ведь жизнь бессмысленна, все люди в ней пешки.
Известный способ всех школьников и студентов. Авось преподаватель посмотрит, какой я бедный-несчастный, да и поставит хотя бы трояк. Самые безобидные варианты:
Эти и другие способы, конечно, весьма гаденькие, но если совсем ничего не помогает, кто осудит, если получится их применять? В защиту скажем, что для реализации нужны хорошие актерские способности, креатив, то есть это уже полезный скилл, в жизни пригодится.
А какие способы сдать экзамен, не готовясь, знаете вы?
Как быстро подготовиться к экзамену или зачёту?
Итак, вы оказались в ситуации нормального студента, когда до часа «икс» остаётся 1-2 дня, а подготовка по предмету оставляет желать лучшего. Что делать? Сегодня я сыграю роль антикризисного менеджера Уинстона Вульфа, и поскольку времени у нас мало, то мы сразу приступаем.
Вопрос первый: идти ли на зачёт / экзамен в «аховой» ситуации? Конечно. Даже если вы побывали на единственном занятии по предмету, остаётся небольшой шанс сдать его «на шару». Или может быть, вас «простят». На первом курсе, на первый раз.
Второе: не паникуем, и настраиваемся на спокойную методичную работу. И сутки и половина суток – вполне достаточное время на обнадёживающую подготовку. Главное, методика. Она простая, чёткая и подходит для большинства предметов, как «технических», так и гуманитарных.
Существуют различные формы зачётов и экзаменов, среди которых можно выделить следующие:
Письменная контрольная работа в аудитории
Такая форма отчётности распространена у студентов-заочников, которым предлагается билет с несколькими практическими заданиями (обычно 4-6 штук). Тут всё просто. Берём листок бумаги и пишем задачи, которые ожидаются, например, на экзамене по высшей математике:
Пункт №6 сразу получает низший приоритет – это слишком длинное задание, в котором нужно знать и уметь много чего. Пункт №1 из той же оперы: различных задач по АнГему много, и освоить всю программу (если у вас было 2,5 занятия) – нереально.
Итак, всё длинное, сложное, «ресурсоёмкое» помещаем в конец очереди.
Это вообще фундаментальное правило.
Теперь приступаем к изучению тех тем, которые осваиваются быстрее всего. Это Пункты №№3, 2, 5, и чуть больше времени уйдёт на Пункт №4. Но здесь есть ещё такой момент: некоторые задания могут оказаться трудными ЛИЧНО ДЛЯ ВАС. Так, например, некоторым проще даются пределы, а некоторым производные. В этом случае следует понизить приоритет «проблемной» темы. Попросту говоря,
если начинается какой-то «затык», то спокойно пропускаем задачу и переходим к следующей
В условиях ограниченного времени это непреложное тактическое правило!
Если осталось время, смотрим на задания №1 и 6, но, повторюсь, качественно их освоить нереально. Помочь здесь может время (которого нет) или предэкзаменационные занятия, где преподаватель разбирал какие-то конкретные геометрические задачи. В этом случае есть смысл уделить время именно этому типу задач.
Кто хочет быстро подготовиться по озвученным темам может воспользоваться вышеприведёнными ссылками, ну а мы продолжаем:
«Классический» экзамен с билетами
Билет такого экзамена, как правило, включает в себя первое второе и компот два теоретических вопроса и практическое задание.
Как у вас дела с практикой по предмету? Если плохо, то это плохо; в различных статьях я неоднократно подчёркивал, что практические задания – это мощная «линия обороны», которая может здОрово выручить, если вы отчаянно «плаваете» в теории. Впрочем, тут уже нет времени что-либо изменить, и поэтому мы начинаем предварительный просмотр теоретических вопросов, пусть их будет 50 штук. Но просматривать мы их будем не просто так – берём лист бумаги, расчерчиваем его на три колонки и пишем заголовки: «лёгкие вопросы», «средние», «плохие». Сделайте это прямо сейчас! Есть? Отлично!
Каждый вопрос изучается по следующей схеме:
Сначала выделяем центральное понятие, читаем его определение и сами себе отвечаем на вопрос: что это такое? Или кто. Пусть это будет, например, кошка. Ваша задача состоит в том, чтобы ПОНЯТЬ: кто такая кошка? И ни в коем случае не нужно пытаться что-то запомнить – здесь важно ОСОЗНАТЬ существенные признаки, которые однозначно определяют именно кошку. Ну вот, кстати, первое предложение из указанной по ссылке Вики-статьи мне сразу не нравится (на момент просмотра мной этой статьи):
«Кошка, или домашняя кошка (лат. Félis silvéstris cátus) – домашнее животное…» – во-первых, кошки бывают не только домашними, и, во-вторых, не все домашние животные – кошки.
Прежде всего, здесь следует сказать:
Кошка – это млекопитающее семейства кошачьих отряда хищных (отвечаем на вопрос КТО это такая?) и только потом говорим о том, что, как правило, это животное-«компаньон» человека.
Далее пробуем осознанно воспроизвести определение вслух. Ничего страшного, если получится неточно и «своими словами». Даже если на экзамене вы только и вспомните, что «Кошка – это животное, у которого есть усы и хвост», то преподаватель начнёт «вытягивать» из вас определение наводящими вопросами: к какому классу, семейству, отряду относится это животное.
Кстати, классу млекопитающих, семейству кошачьих и отряду хищных, скорее всего, посвящены 3 других теоретических вопроса. Вот почему очень важно просмотреть ВСЕ вопросы и разобраться в их ключевых понятиях. А ещё потому, что незнание ключевых понятий курса просто «выбешивает» преподавателей, и во многих случаях это автоматический «неуд».
После того, как мы разобрались с понятием Кошки, бегло просматриваем основные кошачьи особенности, классификации, теоремы и другие важные вещи.
Следует отметить, что в точных науках это сделать сложнее – по той причине, что здесь меньше «пространства для манёвра», а стало быть, определения, теоремы придётся ОСОЗНАВАТЬ точнее 😉 Хотя, определение той же производной тоже можно дать не единственным способом и тоже своими словами.
На всё про всё тратим около 5 минут и записываем название вопроса в наш контрольный листок, например, в колонку «Лёгкие вопросы», после чего переходим к изучению следующего вопроса.
Уже через несколько часов вы будете что-то знать по каждому вопросу экзамена!
И это ценно ещё тем, что на экзамене, скорее всего, зададут дополнительные устные вопросы, чтобы посмотреть, насколько хорошо вы ориентируетесь в теме.
И ещё раз подчёркиваю – никакой «зубрёжки»! А в точных науках это вообще величайший грех, и у студента, который хотя бы пытается что-то сообразить, сформулировать, вывести – гораздо больше шансов, чем у того, кто идеально, но бездумно вызубрил все лекции.
Итак, пусть в результате предварительного анализа у нас получилось 10 лёгких, 25 обычных и 15 сложных вопросов.
На следующем этапе
начинаем прорабатывать эти вопросы детальнее. Но опять же не просто так: для каждого вопроса, а ещё лучше билета с 2 вопросами составляем на отдельном листке конспект-«крокодил», в который записываем и снова осознаём основные определения и пункты того или иного вопроса. Причём, если вам что-то не понятно по «гуманитарной части», то это лучше пропустить – это лучше, чем бездумно «ляпнуть» об экзистенциализме кошачьего бытия, после чего вас «уложат на лопатки» (помним, что непонимание – грех!). Но вот в точных науках непонятные вещи в конспект включаем – есть шанс, что разберётесь в них (хотя бы частично) прямо на экзамене.
Особая ценность такой подготовки состоит в том, что она выполняется собственноручно. Не нужно недооценивать механическую память – многое запомнится! И быстро вспомнится, если вам удастся хотя бы на пару минут заглянуть в заготовленный «крокодил».
Кстати, по этой причине крайне не рекомендую делать шпаргалки в Вёрде, что-то записывать на диктофон или использовать другие достижения прогресса. Только собственная голова, собственные руки и собственные ноги – чтобы смочь уйти на них с экзамена =)
Ещё одна популярная форма зачёта или экзамена – это
Для подготовки к тестированию можно использовать ту же самую схему, но тут следует учесть особенности вашего теста: будут ли там практические задания, насколько детально требуется знание тех или иных вопросов. Не знаю, как сейчас, но раньше в различных «егэ» было много вопросов наподобие «Любил ли Онегин Татьяну?». Ну что ж поделать, коль скоро так, то придётся прочитать о том, с какой ноги любил вставать Пушкин. Как говорится, тест не выбирают – тест сдают 🙂
Возможно, у вас возник вопрос: откуда я всё это взял, и почему к экзаменам нужно готовиться именно так? Данная методика была найдена опытным путём, и успешно применялось мной в далёкие студенческие годы, и чтобы не быть голословным, вот некоторые, особо запомнившиеся результаты:
1) Курс педагогической психологии, слушал «в пол-уха» весь семестр. Двадцать вопросов к зачёту удалось «поднять» за день, примерно за 12 часов, с короткими перерывами. И я не только не сдал на следующий день зачёт, но и ответил на все дополнительные вопросы. Удивился, кстати, как хорошо всё запомнилось.
2) Экзамен по математической логике, около 30 билетов. Так получилось, что пропустил почти все лекции, но хорошо, что с практикой всё хорошо. Тут пришлось тяжелее, готовился 2,5 дня, но преподаватель, естественно, «вынул душу» по полной. Спасло как раз то, что ориентировался в основных понятиях и теоремах всех теоретических вопросов и смог решить дополнительную практическую задачу. Заслуженная «тройка» – как же я был ей рад! Особенно после того, как несколько отвечавших передо мной однокурсниц ушли с «неудом».
Эта «линия обороны по всем вопросам » не раз выручала меня и на других экзаменах, не случайно я уделил ей значительную часть данной статьи.
Ну а тесты для меня были ерундой – по той причине, что важнейшим пунктом подготовки был предварительный поиск правильных ответов 🙂 Но это, впрочем, банальщина – среди моих одноклассников были гении, которые умудрялись выйти на 5 минут в туалет, после чего все их ответы чудесным образом становились правильными, причём, под строжайшим надзором преподавателя. И да – тогда не было сотовых телефонов!
Надеюсь, изложенные советы не утратили актуальность и сегодня, но возможно у вас есть какой-то свой опыт и какие-то свои интересные фишки для эффективной подготовки к зачётам и экзаменам – пишите в комментариях!
Вторая часть «антикризисного курса» посвящена тому, как правильно сдавать экзамен, то есть, тактике непосредственного «боя»
Как подготовиться к устному экзамену
Как справиться с волнением на устном экзамене. Что делать, если сбились с мысли.
Устные экзамены — двойной стресс для абитуриента: к понятному волнению на вступительных испытаниях прибавляется страх публично отвечать. Как научиться правильно говорить и справляться с негативными эмоциями? Эти навыки пригодятся вам не только при поступлении.
Не тушеваться на публике, говорить уверенно и грамотно учат на специальных курсах по ораторскому искусству. Программа подготовки строится на основе речевых упражнений, ролевых игр и выступлений. Конечно, под руководством опытных педагогов вы быстрее достигнете результатов, но и занимаясь дома можно добиться чистого и четкого произношения, избавиться от слов-паразитов и обрести уверенность в себе.
Многие считают, что страх перед выступлением на публике испытывают только люди, робкие и стеснительные от природы. На самом деле через такие переживания проходит практически каждый. Не у вас одного от волнения путаются мысли, потеют ладони, слабеют колени, учащается пульс и срывается голос.
– Уверенность в себе — это обычный навык, который способен развить в себе любой человек. Научиться общаться уверенно можно, только общаясь, одни лишь книжки тут не помогут — важна практика. При этом не обязательно непременно искать больших аудиторий или дожидаться устных экзаменов, практиковаться надо «здесь и сейчас», использовать любую ситуацию: не стесняться задать вопрос, переспросить, уточнить и т.д. Все наши достижения «идут» от головы, поэтому воспитывать уверенность в себе начинайте с правильных установок:
Спокойствие, только спокойствие
Даже волнуясь, можно произвести хорошее впечатление на приемную комиссию. Как выглядеть спокойным и уверенным:
Все это придаст вам внутренней уверенности, которую почувствуют и педагоги: раз уверен — значит, знает.
Упражняйтесь и в непрерывности речи, например, 10 мин говорите о каком-либо предмете или явлении.
Что делать, если сбились с мысли:
Сам себе диктор
Сначала определите свои речевые недостатки. Со многими из них можно справиться самостоятельно, без логопеда. Например, невнятная артикуляция — часто всего лишь небрежность произношения. Запишите свою речь на магнитофон и объективно оцените: вы скомкано произносите звуки, бубните, спотыкаетесь на трудных и длинных словах, говорите монотонно или немного шепелявите? С каждым из дефектов лучше разбираться по отдельности, а затем переходить к следующему. Сохраните первую запись — так вы сможете наблюдать прогресс и корректировать систему занятий.
Одно из самых эффективных упражнений — чтение вслух с выражением в размеренном темпе.
Достаточно читать по 15-20 мин ежедневно, чтобы устранить:
Добиться чистого произношения, ясной и четкой речи помогут и другие упражнения:
Негативное впечатление на экзаменаторов оказывает и употребление сленга, слов-паразитов. Если сами вы их не замечаете, попросите родителей или друзей оценить вашу речь и делать замечания всякий раз, как вы произнесете «как бы», «типа», «э-э-э-э» и т.д. Точно так же поступают педагоги на курсах мастерства общения: они копируют вредные речевые привычки слушателей, обращая на них внимание, и со временем человек начинает замечать свои недостатки без посторонней помощи, старается их избегать, а затем совсем от них избавляется.
Полезно не только услышать, но и увидеть себя со стороны, свою мимику и жестикуляцию, сделав запись на видеокамеру. Чтобы не отвлекаться на устном экзамене, не беспокоиться, что делать с руками, куда поставить ноги, порепетируйте перед зеркалом, в какой позе вам удобно сидеть и стоять.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку (для свистящих и шипящих звуков).
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали (на упругость «в», на звонкую, а не трескучую «р» и чтобы «л» не была «немецкой», когда язык не достает до зубов).
Цыплятам на подносе выносит просо Фрося, все косы Фроси — в просе (на чередование парных звуков).
Ма-мэ-ми-мо-му, да-дэ-ди-до-ду, бра-брэ-бри-бро-бру (это распевки на упругость губ («м»), активность языка («д»), на то и другое («бр»).
На зарядку становись!
Бороться с волнением можно не только на психологическом, но и на физическом уровне.
– Зачастую даже самый подготовленный к устному экзамену абитуриент в прямом смысле слова теряет голову. Во время речи не «сваливайте» голову вперед, назад или в сторону. Не вытягивайте шею вперед, желая быть более убедительным. Следите за осанкой. Не сутультесь! Зажатое тело — это скованная речь. Излишнее напряжение или вялость мышц тормозят процесс формирования мысли, голос становится тихим и монотонным. Неуверенный голос ставит под сомнение ваши знания. В стрессовых ситуациях дыхание часто становится поверхностным. Звучность голоса, хорошая дикция, четкая артикуляция зависят от глубины дыхания во время речи. Расслабьте мышцы живота, перед тем, как заговорить, ощутите, что дыхание «опустилось» в глубину. Произносите фразу на выходящем дыхании. Глубокое дыхание снимет излишнее волнение и напряжение в решающий момент.
Упражнения для осанки, дыхания и голоса:
Чтобы перестроить диафрагму, перевести дыхание с грудного в глубокое, выполняйте вот такие упражнения:
8 простых способов сдать любой экзамен (и не забыть выученное после)
Экзамены приходится сдавать не только в школе или в вузе. При этом подготовка к ним, а потом и сам процесс сдачи всегда вызывают стресс. Готовиться начинают за сутки до экзамена, повторять уже некогда, а мозг вообще отказывается работать. Но если есть хотя бы немного времени, надо потратить его с пользой. А не за бесполезным и бесструктурным чтением учебников в надежде запомнить хоть что-то.
Перед сдачей любых экзаменов (вступительные испытания в вуз, выпускные школьные тестирования или, например, теоретическая часть обучения вождению) нам приходится учить большой объём материала. Не имеет значения, будет ли это текст из учебника или собственные конспекты. Легко потеряться в потоке информации. И это часто пугает. Хотя есть простые способы справиться и с объёмами текстов, и с собственными тревогами.
1. Читайте, перечитывайте и ещё раз перечитывайте
Так называемое «зазубривание» уместно разве что при изучении строгих формул, и даже в этом случае их стоит не только запомнить, но и понять. Что же касается остальных тем, смело перечитывайте нужный абзац по несколько раз: таким образом получится не только выделить основную мысль, но и чётко запомнить изложенный материал. Наш мозг с готовностью отзывается на повторения любого рода, поэтому такой подход он просто не в силах проигнорировать.
2. Найдите собственные «контрольные точки»
Если вы знаете, что такое квест или логические шарады, вы отлично понимаете, как одна найденная подсказка тянет за собой цепочку последующих, открывает доступ к новой информации, а в конце концов выстраивается в общую картину.
Запомнить всё прочитанное иногда просто невозможно. Если перед вами большой материал, то лучше разбить его на смысловые отрезки и выделить в каждом основную мысль. Именно она и станет той опорной точкой, зацепившись за которую, вы сможете легко вспомнить и чётко изложить последующий материал при сдаче экзаменационного билета.
3. Систематизируйте информацию
Вы прочитали внушительный параграф текста и, кажется, запомнили всё основное. Но впереди ещё несколько предметов, и каждый из них требует вдумчивого подхода. Один материал «наслаивается» на другой.
К сожалению, при попытке заучивания колоссального объёма сразу, такая путаница — не редкость. В этом случае, чтобы быстро отыскать и вспомнить нужный момент, поможет наглядность. Наш мозг активно воспринимает изображения и цветные элементы — так повелось в природе человека, что яркие сигналы прочнее оседают в памяти. Воспользуйтесь этим — используйте пометки, цветные обозначения (к примеру, при помощи маркеров и стикеров), чтобы выделить самое основное, что потом станет прочным фундаментом вашего ответа.
4. Найдите свои сильные стороны
Индивидуальный подход всегда работает лучше любых других. Если у вас ещё нет собственной интуитивной схемы, самое время придумать собственную схему работы с информацией. Ведь помимо чтения и стандартного заучивания, существует много других способов эффективно подготовиться к экзамену и облегчить этот процесс.
6 верных способов подготовиться к ЕГЭ, чтобы всё успеть и ещё остались силы
Начнём с того, что каждый человек обладает собственной спецификой памяти: одни люди лучше усваивают информацию на слух, другие отлично запоминают то, что видят, третьим необходимо ознакомиться с предметом «со всех сторон».
5. Пишите от руки
В век новых технологий, которые предлагают нам удобно расположиться за клавиатурой и быстро набрать необходимый текст, идея вооружиться бумагой и ручкой может показаться не слишком практичной. Но всё не так просто. Учёными и психологами давно доказано, что процесс конспектирования от руки значительно улучшает функцию запоминания и способен сослужить хорошую службу при подготовке к экзаменам. Дело в том, что, самостоятельно выводя информацию на листе бумаге, мы как бы «пропускаем» её через себя.
6. Ассоциации
Действенность ассоциативного метода доказана не только психологами, но и самой жизнью. Представьте: вы знакомитесь с несколькими людьми, и имя одного из них совпадает с вашим собственным (или с именем близкого вам человека). Вы вряд ли испытаете неудобство, потому что забыли, как обратиться к человеку. Если новая информация способна напомнить то, что уже знакомо или вызывает интерес, то она непременно займёт место в памяти. Такие ассоциации можно назвать естественными — они возникают самостоятельно и не требуют вложения собственных усилий. Но все связи и аналогии можно создавать в процессе. При этом, чем больше творческого подхода вы вложите в ассоциацию, тем ярче она запомнится.
7. Делайте перерывы и много спите
Когда времени перед экзаменом мало, кажется, что прерваться на десять минут будет настоящим преступлением. И совершенно зря.
Наш мозг устроен таким образом, что большой поток информации на фоне отсутствия отдыха играет против нас, и новые знания не усваиваются.
Вы когда-нибудь перечитывали одно и то же предложение несколько раз, чтобы уловить смысл?
Этот первый «звоночек» сигнализирует, что пришла пора отложить учебник и немного расслабиться, переключившись на кратковременный отдых или прогулку. Тем самым вы дадите себе необходимую передышку и после перерыва обнаружите, что информация запоминается куда лучше.
Ночь перед экзаменом — самое напряжённое время в жизни школьников и студентов. Хочется прочитать, запомнить и повторить как можно больше. Однако полное пренебрежение сном может сказаться самым негативным образом: при взгляде на вытянутый билет можно не вспомнить добрую часть честно выученного материала. Здоровый сон перед экзаменом принесёт куда больше пользы и упорядочит все нужные мысли.
8. Повторяйте
Человеческий мозг отлично приспосабливается к повторяющимся действиям. Например, если вы не в первый раз идёте по одному и тому же маршруту, вы вряд ли заблудитесь. Это же правило активно работает в сфере усвоения информации: повторяющаяся песня по радио способна прочно засесть в голове даже против нашей воли.
Поэтому, выбрав самое главное, не пренебрегайте повторением и просмотром текста «ещё один раз». И здесь есть небольшая хитрость. Если перечитать пройденный материал на ночь, то во время сна полученная информация перейдёт в стадию долговременной памяти, и наутро в большинстве случаев вы сможете уверенно воспроизвести выученную рифму, вспомнить математическую формулу или дату рождения русского полководца.