Как подключить реверс на электродвигатель
Схема подключения реверсивного магнитного пускателя.
08 Апр 2014г | Раздел: Электрика
Здравствуйте, уважаемые читатели сайта sesaga.ru. Продолжаем разбираться с магнитным пускателем и сегодня мы рассмотрим еще одну классическую схему подключения магнитного пускателя, которая обеспечивает реверс вращения эл. двигателя.
Такая схема используется в основном, где нужно обеспечить вращение эл. двигателя в обе стороны, например, сверлильный станок, подъемный кран, лифт и т.д.
На первый взгляд может показаться, что эта схема намного сложнее, чем схема с одним пускателем, но это только на первый взгляд.
В схему добавилась еще одна цепь управления, состоящая из кнопки SB3, магнитного пускателя КМ2, и немного видоизменилась силовая часть подачи питания на эл. двигатель. Названия кнопок SB2 и SB3 даны условно.
Для защиты от короткого замыкания в силовой цепи, перед катушками пускателей добавились два нормально-замкнутых контакта КМ1.2 и КМ2.2, взятые от контактных приставок, установленных на магнитных пускателях КМ1 и КМ2.
Для удобства понимания схемы, цепи управления и силовые контакты пускателей раскрашены в разные цвета. А чтобы визуально не усложнять схему, цифробуквенные обозначения пар силовых контактов пускателей не указываются. Ну а если возникнут вопросы или сомнения, прочитайте еще раз предыдущую часть статьи о подключении магнитного пускателя.
1. Исходное состояние схемы.
При включении автоматического выключателя QF1 фазы «А», «В», «С» поступают на верхние силовые контакты магнитных пускателей КМ1 и КМ2 и там остаются дежурить.
Фаза «А», питающая цепи управления, через автомат защиты цепей управления SF1 и кнопку SB1 «Стоп» поступает на контакт №3 кнопок SB2 и SB3, вспомогательный контакт 13НО пускателей КМ1 и КМ2, и остается дежурить на этих контактах. Схема готова к работе.
На рисунке ниже показана часть реверсивной схемы, а именно, монтажная схема цепей управления с реальными элементами.
2. Работа цепей управления при вращении двигателя влево.
При нажатии на кнопку SB2 фаза «А» через нормально-замкнутый контакт КМ2.2 поступает на катушку магнитного пускателя КМ1, пускатель срабатывает и его нормально-разомкнутые контакты замыкаются, а нормально-замкнутые размыкаются.
При замыкании контакта КМ1.1 пускатель встает на самоподхват, а при замыкании силовых контактов КМ1 фазы «А», «В», «С» поступают на соответствующие контакты обмоток эл. двигателя и двигатель начинает вращение, например, в левую сторону.
Здесь же, нормально-замкнутый контакт КМ1.2, расположенный в цепи питания катушки пускателя КМ2, размыкается и не дает включиться магнитному пускателю КМ2 пока в работе пускатель КМ1. Это так называемая «защита от дурака», и о ней чуть ниже.
На следующем рисунке показана часть схемы управления, отвечающая за команду «Влево». Схема показана с использованием реальных элементов.
3. Работа цепей управления при вращении двигателя вправо.
Чтобы задать двигателю вращение в противоположную сторону достаточно поменять местами любые две питающие фазы, например, «В» и «С». Вот этим, как раз, и занимается пускатель КМ2.
Но прежде чем нажать кнопку «Вправо» и задать двигателю вращение в обратную сторону, нужно кнопкой «Стоп» остановить прежнее вращение.
При этом разорвется цепь и управляющая фаза «А» перестанет поступать на катушку пускателя КМ1, возвратная пружина вернет сердечник с контактами в исходное положение, силовые контакты разомкнутся и отключат двигатель М от трехфазного питающего напряжения. Схема вернется в начальное состояние или ждущий режим:
Нажимаем кнопку SB3 и фаза «А» через нормально-замкнутый контакт КМ1.2 поступает на катушку магнитного пускателя КМ2, пускатель срабатывает и через свой контакт КМ2.1 встает на самоподхват.
Своими силовыми контактами КМ2 пускатель перебросит фазы «В» и «С» местами и двигатель М станет вращаться в другую сторону. При этом контакт КМ2.2, расположенный в цепи питания пускателя КМ1, разомкнется и не даст пускателю КМ1 включиться пока в работе пускатель КМ2.
4. Силовые цепи.
А теперь посмотрим на работу силовой части схемы, которая и отвечает за переброс питающих фаз для осуществления реверса вращения эл. двигателя.
Обвязка силовых контактов пускателя КМ1 выполнена так, что при их срабатывании фаза «А» поступает на обмотку №1, фаза «В» на обмотку №2, и фаза «С» на обмотку №3. Двигатель, как мы определились, получает вращение влево. Здесь переброс фаз не осуществляется.
Обвязка силовых контактов пускателя КМ2 выполнена таким-образом, что при его срабатывании фазы «В» и «С» меняются местами: фаза «В» через средний контакт подается на обмотку №3, а фаза «С» через крайний левый подается на обмотку №2. Фаза «А» остается без изменений.
А теперь рассмотрим нижний рисунок, где показан монтаж всей силовой части на реальных элементах.
Фаза «А» белым проводом заходит на вход левого контакта пускателя КМ1 и перемычкой заводится на вход левого контакта пускателя КМ2. Выхода обоих контактов пускателей также соединены перемычкой, и уже от пускателя КМ1 фаза «А» поступает на обмотку №1 двигателя М — здесь переброса фазы нет.
Фаза «В» красным проводом заходит на вход среднего контакта пускателя КМ1 и перемычкой заводится на правый вход пускателя КМ2. С правого выхода КМ2 фаза перемычкой заводится на правый выход КМ1, и тем самым, встает на место фазы «С». И теперь на обмотку №3, при включении пускателя КМ2 будет подаваться фаза «В».
Фаза «С» синим проводом заходит на вход правого контакта пускателя КМ1 и перемычкой заводится на средний вход пускателя КМ2. С выхода среднего контакта КМ2 фаза перемычкой заводится на средний выход КМ1, и тем самым, встает на место фазы «В». Теперь на обмотку №2, при включении пускателя КМ2 будет подаваться фаза «С». Двигатель будет вращаться в правую сторону.
5. Защита силовых цепей от короткого замыкания или «защита от дурака».
Как мы уже знаем, что прежде чем изменить вращение двигателя, его нужно остановить. Но не всегда так получается, так как никто не застрахован от ошибок.
И вот представьте ситуацию, когда нет защиты.
Двигатель вращается в левую сторону, пускатель КМ1 в работе и с его выхода все три фазы поступают на обмотки, каждая на свою. Теперь не отключая пускатель КМ1 мы включаем пускатель КМ2. Фазы «В» и «С», которые мы поменяли местами для реверса, встретятся на выходе пускателя КМ1. Произойдет межфазное замыкание между фазами «В» и «С».
А чтобы этого не случилось, в схеме используют нормально-замкнутые контакты пускателей, которые устанавливают перед катушками этих же пускателей, и таким-образом исключается возможность включения одного магнитного пускателя пока не обесточится другой.
6. Заключение.
Конечно, все это с первого раза понять трудно, я и сам, когда начинал осваивать работу эл. приводов, не с первого раза понял принцип реверса. Одно дело прочитать и запомнить схему на бумаге, а другое дело, когда все это видишь в живую. Но если собрать макет и несколько дней посвятить изучению схемы, то успех будет гарантирован.
И уже по традиции посмотрите видеоролик о подключении реверсивного магнитного пускателя.
А у нас еще осталось разобраться с электротепловой защитой эл. двигателя и тема о магнитных пускателях может быть смело закрыта.
Продолжение следует.
Удачи!
Реверсивная схема подключения электродвигателя
Направление вращения вала электродвигателя иногда требуется изменить. Для этого необходима реверсивная схема подключения. Ее вид зависит от того, какой у вас мотор: постоянного или переменного тока, 220В или 380В. И совсем по-другому устроен реверс трехфазного двигателя, включенного в однофазную сеть.
Переменная сеть: мотор 380 к сети 380
Для реверсивного подключения трехфазного асинхронного электродвигателя возьмем за основу схему его включения без реверса:
Эта схема позволяет вращаться валу только в одну сторону – вперед. Чтобы заставить его повернуться в другую, нужно поменять местами любые две фазы. Но в электрике принято менять только А и В, несмотря на то, что к такому же результату привели бы смены А на С и В на С. Схематично это будет выглядеть так:
Для подключения дополнительно понадобятся:
Важно! В электрике нормально замкнутый контакт – это состояние кнопочного контакта, у которого есть только два несимметричных состояния. Первое положение (нормальное) – рабочее (замкнуто), а второе – пассивное (разомкнуто). Точно так же формулируется понятие нормально разомкнутого контакта. В первом положении кнопка пассивна, а во втором – активна. Понятно, что такая кнопка будет называться «СТОП», в то время как две другие: «ВПЕРЕД» и «НАЗАД».
Схема реверсивного подключения мало отличается от простой. Главное ее отличие состоит в электроблокировке. Она необходима для исключения пуска мотора сразу в двух направлениях, что привело бы к поломке. Конструктивно блокировка – это блок с клеммами магнитных пускателей, которые соединены в управляющей цепи.
Для запуска двигателя:
Если нужно сменить направление, то сначала нужно нажать кнопку «СТОП». Затем включить другую пусковую кнопку. Электрическая блокировка не позволяет активировать ее, если мотор не выключен.
Переменная сеть: электродвигатель 220 к сети 220
Реверс электродвигателя 220В возможен только в том случае, если выводы обмоток лежат вне корпуса. На рисунке ниже – схема однофазного включения, когда пусковая и рабочая намотки расположены внутри и выводов наружу не имеют. Если это ваш вариант, вы не сможете изменить направление вращения вала.
В любом другом случае для реверсирования однофазного конденсаторного АД необходимо поменять направление рабочей обмотки. Для этого вам понадобятся:
Схема однофазного агрегата почти ничем не отличается от той, что представлена для трехфазного асинхронного двигателя. Ранее мы перекидывали фазы: А и В. Сейчас при смене направления вместо фазного провода с одной стороны рабочей обмотки будет подключаться нулевой, а с другой – вместо нулевого фазный. И наоборот.
Переменная сеть: 380В к 220В
Для подключения трехфазного асинхронного двигателя к электросети 220В необходимо использовать один или два конденсатора для компенсации отсутствующей фазы: рабочий и пусковой. Направление вращательного движения зависит от того, с чем соединяется третья обмотка.
Чтобы заставить вал вращаться в другую сторону, обмотку №3 необходимо подключить с помощью конденсатора к тумблеру с двумя позициями. Он должен иметь два контакта, соединенных с обмотками №1 и №2. Ниже показана подробная схема.
Такой мотор будет играть роль однофазного, поскольку подключение происходило с помощью одного фазного провода. Чтобы запустить его, необходимо перевести реверсирующий тумблер в нужное положение («вперед» или «назад), затем перевести тумблер «пуск» в положение «включено». На момент запуска необходимо нажать одноименную кнопку – «пуск». Держать ее нужно не более трех секунд. Этого будет достаточно для разгона.
Постоянный электроток: особенности
Двигатели постоянного тока подключаются труднее моторов, питающихся от переменной сети. Потому что для того чтобы соединить обмотки, нужно точно знать, какой марки ваш агрегат. Только потом можно найти подходящую схему.
Но в любом электромоторе постоянного тока есть якорь и намотка возбуждения. От способа их включения их делят на агрегаты:
Электродвигатели постоянного тока с независимым возбуждением (схематично изображены ниже) применяется на производствах. Их намотка никак не связана с якорем, потому что подключается к другому электрическому источнику.
В станках и вентиляторах применяются моторы однофазного питания с параллельным возбуждением. Тут нет надобности во втором источнике.
В электротранспорте применяются агрегаты с последовательным возбуждением.
Если одна намотка параллельна якорю, а другая последовательна, то такой способ подключения – смешанный. Он встречается редко.
Все способы включения электродвигателей постоянного тока могут реверсироваться:
Реверсирование двигателя постоянного тока с независимым возбуждением выполняется так же.
Имейте в виду, что в розетке ток переменный. Но это не значит, что он переменный во всех электроприборах, оснащенных электродвигателем и включенных в нее. Ток из переменного фазного может стать постоянным, пройдя через выпрямитель. Фазного питания вообще может не быть, если двигатель запитан от батареи.
Реверсивное подключение однофазного асинхронного двигателя своими руками
Перед выбором схемы подключения однофазного асинхронного двигателя важно определить, сделать ли реверс. Если для полноценной работы вам часто нужно будет менять направление вращения ротора, то целесообразно организовать реверсирование с использованием кнопочного поста. Если одностороннего вращения вам будет достаточно, то подойдет самая простая схема без возможности переключения. Но что делать, если после подсоединения по ней вы решили, что направление нужно все же поменять? Однофазный двигатель 220В — как поменять направление вращения?
Однофазный двигатель 220В — постановка задачи
Предположим, что у уже подсоединенного с использованием пускозарядной емкости асинхронного однофазного двигателя изначально вращение вала направлено по часовой стрелке, как на картинке ниже (однофазный двигатель 220В)
Уточним важные моменты:
Ставим перед собой задачу – сделать реверс однофазного двигателя без вскрытия его корпуса так, чтобы ротор начал вращаться в другую сторону (в данном примере против движения стрелки часов). Ее можно решить тремя способами. Рассмотрим их подробнее.
Вариант 1: переподключение рабочей намотки (однофазный двигатель 220В)
Чтобы изменить направление вращения двигателя, можно только поменять местами начало и конец рабочей (постоянной включенной) обмотки, как это показано на рисунке. Можно подумать, что для этого придется вскрывать корпус, доставать намотку и переворачивать ее. Этого делать не нужно, потому что достаточно поработать с контактами снаружи:
В результате получаем схему, где точки С и D меняются между собой местами. Теперь ротор асинхронного двигателя будет вращаться в другую сторону.
Вариант 2: переподключение пусковой намотки (однофазный двигатель 220В)
Второй способ организовать реверс асинхронного мотора 220 Вольт – поменять местами начало и конец пусковой обмотки. Делается это по аналогии с первым вариантом:
После описанных выше действий получаем схему, как на рисунке выше: точки А и В поменялись местами, значит ротор стал обращаться в противоположную сторону.
Вариант 3: смена пусковой обмотки на рабочую, и наоборот
Организовать реверс однофазного мотора 220В теми способами, что описаны выше, можно только при условии, что из корпуса выходят отводки от обеих обмоток со всеми началами и концами: А, В, С и D. Но часто встречаются моторы, в которых производитель намеренно оставил снаружи только 3 контакта. Этим он обезопасил устройство от различных «самоделок». Но все же выход есть.
На рисунке выше изображена схема такого, «проблемного», мотора. У него выходят из корпуса только три провода. Они помечаются коричневым, синим и фиолетовым цветами. Зеленая и красная линии, соответствующие концу В пусковой и началу С рабочей намотки, соединены между собой внутри. Доступ к ним без разборки двигателя мы получить не сможем. Поэтому изменить вращение ротора одним из первых двух вариантов не представляется возможным.
В этом случае поступают так:
Посмотрите на рисунок выше. Теперь, если подключить фазу к отводку D, то ротор вращается в одну сторону. Если же фазный провод перекинуть на ветку A, то можно изменить направление вращения в противоположную сторону. Реверс можно осуществлять, вручную разъединяя и соединяя провода. Облегчить работу поможет использование ключа.
Важно понимать
Важно! Последний вариант реверсивной схемы подключения асинхронного однофазного мотора неправильный. Его можно использовать, только если соблюдаются условия:
Все эти величины влияют на сопротивление. Оно у обмоток должно быть постоянным. Если вдруг длина или толщина проводов отличаются друг от друга, то после того, как вы организуете реверс, окажется, что сопротивление рабочей намотки станет таким же, как было раньше у пусковой, и наоборот. Это может стать и причиной того, что мотор не сможет запуститься.
Внимание! Даже если длина, толщина и материал обмоток совпадают, работа при измененном направлении вращения ротора не должна быть продолжительной. Это чревато перегревом и выходом из строя двигателя. КПД при этом тоже оставляет желать лучшего.
Особенности подключения и схема реверса электродвигателя
Просто подключить электромотор и заставить его крутиться в одну сторону достаточно легко, а вот реализация возможности смены направления вращения уже может вызвать трудности. Самостоятельно сделать подключение реверса можно без особого труда, если под рукой имеется схема реверсивного пуска.
На современном производстве и в быту люди привыкли пользоваться различным оборудованием, значительно облегчающим решение разного рода задач. Домашние умельцы нередко своими руками собирают нужный электроинструмент, что позволяет экономить на покупке новой техники или же в наличии имеются все необходимые комплектующие. Это также касается такого важного в хозяйстве инструмента как дрель. Помимо нужных деталей и материалов, для самодельной дрели понадобится реверсивная схема подключения электродвигателя. Просто подключить электромотор и заставить его крутиться в одну сторону достаточно легко, а вот реализация возможности смены направления вращения уже может вызвать трудности.
Устройство и принцип действия электромотора
Электромотором принято называть устройство, в котором рабочая часть вращается под влиянием электромагнитного поля. Основными составляющими здесь являются неподвижный статор и движущийся вокруг своей оси ротор. В статорной части создаются импульсные электромагнитные волны, приводящие в движение роторную часть. Как правило, чем мощнее электропривод, тем больше габаритные размеры двигателя. Хотя современная техника стремится к миниатюризации, поэтому на рынке можно найти достаточно мощные модели вполне компактного размера.
Из множества разновидностей электрических силовых агрегатов чаще всего встречаются:
Для примера рассмотрим типовую асинхронную модель. Здесь питание подключается к обмоткам статора, в результате чего генерируются электромагнитные волны. При переменном напряжении возникает нестабильное поле, характеризующееся определенной частотой колебаний, смещающих ротор. Для беспрепятственного смещения между статорной и роторной частью специально оставляют небольшой промежуток. Установленные на статоре обмотки взаимодействуют с обмотками ротора, создавая электродвижущую силу. При этом образующиеся магнитные волны движутся в разных направлениях относительно статора, поэтому такой мотор называют асинхронным. Чаще всего для его подключения используются три фазы, но при необходимости большинство моделей можно приспособить к работе и от однофазной сети.
Нужные компоненты
Своими силами организовать реверсивное подключение можно без особого труда, если под рукой имеется схема реверсивного пуска. Важным компонентом, значительно облегчающим процесс монтажа и запуска в работу электромотора, является контактор, который может быть в составе магнитного пускателя. Конечно, можно приспособить для включения/выключения агрегата простой рубильник или автоматический выключатель. Такой вариант допускается, но для нормальной работы электромотора нужны достаточно большие пусковые токи, которые могут быть опасны для обслуживающего персонала и оборудования.
Если во время включения случится пробой, то здоровью оператора может быть нанесен вред, а сам реверсивный электродвигатель и выключатель выйдут из строя. Поэтому для сведения риска поражения электрическим током к минимуму желательно использовать контактор, отделенный от той части, с которой непосредственно взаимодействует человек. В современных устройствах подобного типа имеется отдельный модульный блок с катушкой, образующей электромагнитное поле. Для работы такой катушки обычно достаточно 12-вольтового напряжения или же больше. При поступлении тока от источника питания на железный сердечник с прикрепленной контактной пластиной он втягивается внутрь и замыкает контактную группу, в результате чего электромотор запускается. Когда питающее напряжение пропадает, сердечник возвращается в исходное состояние и контакты размыкаются.
Типовая принципиальная схема реверса
От обычного способа электромонтажа, подключение электродвигателя с возможностью реверса отличается только введением дополнительного модульного блока.
По сути, здесь задействовано два элемента управления, заставляющие мотор крутиться в разные стороны – один влево, другой вправо. Для их активации предусмотрены соответствующие кнопки SB2 и SB3. Латинскими литерами A, B и C обозначены входящие линии от трехфазного источника питания. Они подают напряжение на общий выключатель (QF1). Далее ток подводится к двум контакторам KM1 и KM2, после чего отводится к обмоткам электромотора. С правой стороны схема реверса, представленная вашему вниманию на рисунке выше, содержит описание составных частей каждого контактора по отдельности.
Порядок включения реверсивного электромотора
Руководствуясь все той же схемой подключения мотора с реверсом, несложно понять, каким образом включается силовой агрегат. Сначала задействуется общий выключатель, подающий ток по всем фазам. Но напряжение сразу не поступает на рабочие части электромотора, а занимает выжидательное положение, пока не будет дана команда, в какую сторону вращать ротор. Провода подсоединяются к защитному автомату, размыкающему электроцепь в случае короткого замыкания, и далее идут на кнопку быстрого включения/отключения электроустановки. Дальнейшие инструкции о режиме работы электромотор получает через две кнопки модульных блоков, обеспечивающих вращение вправо или влево. Только после нажатия одной из пусковых кнопок питание поступает на обмотку электромотора. Схема организована так, чтобы исключить возможность одновременного подсоединения этих двух контактов.
Чтобы обеспечить электромотору возможность обратного вращения, нужно переключить фазы. Для этого собственно и используется магнитный пускатель. В приведенной схеме один пусковой блок подсоединяет фазы к двигателю напрямую, а второй выполняет данное действие уже со смещением. Одна из фаз в такой цепи находится в ждущем положении – ее размыкание обесточивает весь силовой агрегат. Кроме того, правильно подключенный реверс электродвигателя обычно предусматривает наличие дополнительного модуля защиты, который контролирует процесс начала нового цикла, а именно предварительную остановку электромотора. Клавиша активации второго пускателя, меняющего положение фаз, срабатывает только при условии полной остановки работы электроустановки. При этом дежурная фаза никуда не девается и продолжает поступать на первый контакт электромотора. Меняются местами только вторая и третья фазы, обеспечивая реверсивную работу силового агрегата. Порядок запуска реверсивного хода мотора может отличаться в зависимости от параметров источника питания – однофазного на 220B или трехфазного на 380B.
Этапы подключения к сети с тремя фазами
С помощью приведенной выше схемы несложно понять, в какой последовательности должно происходить подключение электромотора в трехфазной электросети. Сначала монтируется основной силовой выключатель, рассчитанный на потребляемое напряжение и токовые характеристики конкретного силового агрегата, который планируется запустить в работу. Данному этапу стоит уделить особое внимание, поскольку от него напрямую зависит бесперебойная работа электроустановки. При неправильном подборе автомата он будет постоянно срабатывать, размыкая цепь в самый ответственный момент, или же не сработает в аварийной ситуации, что приведет к порче оборудования и создаст опасную для здоровья обслуживающего персонала обстановку.
Следующий этап – монтаж предохранительного автомата. Перед установкой основного силового и защитного автоматического выключателя обязательно следует обесточить электрическую цепь. Далее провода отводятся на стоповую кнопку, позволяющую в случае необходимости одним движением остановить работу силового агрегата, а уже затем напряжение подается на контакторы. Для облегчения процесса подключения на кнопочных блоках и ячейках контактора обычно делаются соответствующие условные обозначения.
Этапы подключения к однофазной электросети
Нередко возникает необходимость запустить асинхронный электромотор в обычных бытовых условиях, где наличие трехфазной электросети не предусмотрено. В такой ситуации нужно знать, как подсоединить силовой агрегат к сети на 220B. Чтобы ротор начал вращательное движение, здесь потребуется дополнительное импульсное воздействие, для чего в электрическую цепь, как правило, включается конденсатор нужной емкости.
При использовании конденсатора скорость оборотов не меняется, а мощность заметно снижается. Потери мощности могут быть разными вплоть до пятидесяти процентов в зависимости от конденсаторной емкости и конкретных условий эксплуатации электродвигателя. Кроме того, не все модели силовых агрегатов могут работать в однофазной электросети. Обычно такая возможность прописана в технической документации к изделию и указана на прикрепленной к корпусу бирке.
Из большого количества предлагаемых сейчас в интернете вариантов подключения электромотора к сети 220B стандартными считаются две методики – «звезда» и «треугольник». Рекомендуется сначала ознакомиться с документацией на конкретно взятый электрический двигатель и рассмотреть заводскую табличку с параметрами на его корпусе, чтобы выяснить, на какое напряжение рассчитаны обмотки и как их можно подсоединять.
В схеме «треугольник» один контакт подключается через конденсатор к обмотке, а два других выводятся для подсоединения к источнику питания. В таком случае без нагрузки вал электромотора будет свободно вращаться с нужной скоростью, но если его сильно нагрузить, то вращение существенно замедлится или прекратится полностью. Решить данную проблему можно, если дополнительно подключить еще один конденсатор для выполнения только одной задачи – запуска электромотора, после чего он разряжается и спустя пару секунд отключается.
Чтобы пусковой конденсатор для электромотора включился в цепь, обычно используется отдельная кнопка кратковременного запуска. После раскрутки ротора она размыкает контакты, а вал продолжает вращаться по инерции при поддержке магнитного поля обмотки. В качестве такого переключателя можно задействовать реле или готовую кнопку с контактной группой на пружине, которая при отпускании подымает контакты и отключается от цепи. Чтобы избежать короткого замыкания между витками, рекомендуется использовать тепловое реле, отключающее дополнительную обмотку в случае критического повышения температуры.
Также здесь можно задействовать центробежный выключатель, размыкающий цепь при превышении допустимого значения оборотов. Контактная пластина под действием центробежных сил оттягивается и при достижении заданной скорости оборотов обесточивает силовую установку или передает сигнал на альтернативный механизм управления. Вариантов реализации регулировки скорости вращения и автоматической защиты от перенапряжения есть несколько. Выключатель может стоять как непосредственно на роторном валу, так и на других частях конструкции, подключаться напрямую или через редуктор. Бывают случаи, когда в одной схеме задействован и центробежный выключатель, и тепловое реле.
Для работы электродвигателя, подключенного по методике «звезда», через одну его обмотку пропускается единичная фаза 220 вольт, а через две других – линейное напряжение 380 вольт. Рабочий конденсатор подключается к выходным концам обмоток, два из которых выводятся для подсоединения к однофазной электросети, а свободный конец замыкает на конденсатор через сетевую фазу. Стоит отметить, что подключение «треугольником» делается проще и потери мощности будут меньше, чем в схеме «звезда». Поэтому по возможности следует применять именно «треугольник», но если модель вашего электромотора такой способ подключения не поддерживает, то остается только вариант со «звездой».
В нашем случае нужно не только запустить электромотор, но также обеспечить возможность реверсивного движения. Для этого поступающее от конденсатора питание должно переключаться между полюсами. Реализовать это можно с помощью двух переключателей и одной кнопки без фиксации положения. С помощью одного выключателя будет подаваться напряжение на цепь питания электромотора, а второй переключатель должен иметь трехпозиционную конструкцию. В одной позиции силовой агрегат отключается, а во второй и третьей меняет полярность подключения обмоток так, чтобы ротор мотора крутился в разные стороны. Не фиксируемая кнопка предназначена для подключения второго конденсатора-пускателя.
Порядок действий следующий. Два исходящих провода от обоих конденсаторов скручиваются между собой, а к двум другим подключается кнопка запуска. Средний выход от трехпозиционного переключателя соединяется со скрученными конденсаторными выходами, а два других отводятся к клеммам электромотора с целью подачи на него питания. Конденсаторы также подсоединяются к обмоточным пусковым выходам, а кнопка включения монтируется в разрыв фазного проводника. Для запуска всей этой конструкции в работу сначала подается напряжение на основной переключатель и с помощью трехпозиционного элемента управления указывается нужное направление движения силового агрегата. Затем зажимается не фиксируемая пусковая кнопка и отпускается после разгона ротора до рабочей скорости вращения. Чтобы запустить электромотор в другую сторону, его нужно отключить от источника питания и дождаться полной остановки вала. Только потом переключить тумблер в позицию реверсивного хода.
Применение реверсивного пускателя
Такой элемент управления электрической цепью, как реверсивный пускатель достаточно часто встречается в современном оборудовании, где предусмотрена функциональная возможность менять направление вращения ротора электромотора. Для промышленного применения выпускаются пускатели как для использования электрических двигателей с реверсом, так и для прямого их подключения. Все они используются для коммутации силовых агрегатов и подачи напряжения на электромотор. Только возможности реверсивного варианта дополнены функцией запуска мотора для работы в разных направлениях.
От обычных контакторов магнитный пускатель отличается тем, что обеспечивает защиту оборудования при режиме работы, предусматривающем частые запуски и остановки электроустановки. Такие устройства нередко включаются в схемы реверсивной работы электромотора при удаленном управлении системами вентиляции и кондиционирования, башенными кранами, насосными станциями, сверлильными и токарными станками, лифтами и многими другими промышленными и бытовыми механизмами.
В конструкцию типового магнитного пускателя входят следующие основные компоненты:
Процесс подключения магнитного пускателя как прямого, так и реверсивного типа достаточно простой, поэтому с данной работой вполне справится человек, имеющий базовые познания в электротехнике. Особых специализированных навыков и глубоких познаний в радиоэлектронике здесь не требуется. По сравнению с обычными пусковыми устройствами, пускатели с реверсом имеют дополнительную управляющую цепь, а также некоторые особенности подсоединения силовой части. Схема уже содержит встроенную защиту от токов короткого замыкания через нормально замкнутые контакты на каждом из пусковых блоков.
Включение реверсивного магнитного пускателя в работу можно разделить на несколько этапов:
В представленной вашему вниманию схеме защитный автомат обозначается как SF1, стоповая кнопка – SB1, первая пусковая кнопка – SB2, вторая кнопка пуска – SB3, прямой и реверсивный пусковые блоки – КМ1 и КМ2 соответственно.
Защита электромотора при включении реверса
Здесь главное запомнить, что переключение на реверсивное движение и любые работы, связанные силовыми контактами и сменой их положения проводятся только после обесточивания силового агрегата и остановки движения рабочей части механизма. Благодаря включенным в схему подключения нормально замкнутым контактам исключается возможность междуфазного замыкания при переключении электромотора на реверс. Другими словами, активным может быть только один пускатель и одна пусковая обмотка.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что организовать подключение и запуск в работу реверсивного электродвигателя достаточно просто, если соблюдать некоторые несложные рекомендации. Но при любом способе подсоединения и работе в обычной однофазной сети мощностные характеристики трехфазного электромотора все равно будут ограничены, поскольку нельзя обеспечить для него полноценное энергопотребление. Также рекомендуется не экономить на дешевых комплектующих и строго придерживаться правил электробезопасности.