Как подкрутить колки на гитаре
РЕГУЛИРОВКА КОЛКОВ НА ЭЛЕКТРОГИТАРЕ
Опубликовано: 2013-04-06 / Автор: Сергей Хмарук
Привет друзья! Сегодня мы поговорим о теме не столь обширной, но не менее маловажной. В этой статье я хочу затронуть вопрос о том, как производится правильная настройка и регулировка колков на электрогитаре и для чего это вообще нужно. Надеюсь, многие из вас почерпнут для себя что-то новое в устройстве электрогитары, а кому-то просто поможет моя статья.
Для тех ребят, кто еще не совсем хорошо знаком с колковой механикой, я хочу порекомендовать почитать, в первую очередь, одну из моих прошлых статей, в которой я рассказывал об устройстве механических гитарных колков. Здесь вы найдете для себя много полезной информации. Ок, теперь поговорим о другом.
Как настроить гитарные колки?
Колки, как и любая механика, которая существует в мире, требуют периодической настройки и регулировки, поэтому к этому нужно отнестись очень внимательно. Так как колки ответственны за натяжение струн, очень важно, чтобы они работали хорошо и не подвели в тот момент, когда вы будете, к примеру, выступать на концерте и вдруг неожиданно расстроится гитара. В связи с этим, регулировка колков вам может понадобиться в следующих случаях:
Как правило, на дешевых электрогитарах колковая механика практически всегда не отстроена, так как нужно и поэтому зачастую регулировку колков приходится производить самому, чтобы таким образом довести до ума свой любимый инструмент. Возникает вполне нормальный вопрос: как настроить колки правильно?
Все колки, без исключения, оборудованы подпружиненными механизмами, которые автоматически компенсируют их износ и предотвращают обратный ход. Однако на каждом «барашке» (ручка, за которую вы держитесь) есть винт для регулировки натяжения, с помощью которого можно легко отрегулировать необходимое нам усилие для плавного вращения колков.
Ничего сложного и сверхъестественного в регулировке нет, все предельно ясно. Поворачивая винт на барашке фигурной отверткой по часовой стрелке мы, таким образом, подтягиваем колок и, наоборот, против часовой – ослабляем. Весь секрет регулировки заключается в том, чтобы барашки не шатались и в тоже время легко и плавно поворачивались.
Еще колки могут болтаться из-за того, что не до конца дожата фиксирующая гайка на одном из них, иногда бывает, что и на всех сразу. Здесь вам понадобится рожковый ключ на «10», с помощью которого необходимо хорошо зажать колок по часовой стрелке, при этом делайте это аккуратно, чтобы случайно не повредить им лакировку головы грифа. Зажимайте до тех пор, пока не убедитесь, что колок хорошо зафиксирован, но здесь главное не переусердствовать, чтобы не повредить резьбу.
После таких вот не сложных манипуляций с колками, можно быть уверенным, что они прослужат вам довольно долго и с ними не возникнет каких-то серьезных проблем. В дополнении к статье, я записал видеоролик, в котором я наглядно показываю, как отрегулировать колки, обязательно посмотрите. Надеюсь, что эта статья была вам полезна, и теперь вы знаете, как производится регулировка колков на электрогитаре. Желаю вам удачи друзья!
Как регулировать колки на электрогитаре?
Полная настройка электрогитары занимает большой промежуток времени и состоит из многих корректировочных и регулировочных работ.
В случае, если вы новичок, то самостоятельная отстройка инструмента без необходимых знаний может закончиться непоправимой ошибкой. Поэтому сегодня затронем тему не самой популярной, но не менее важной процедуры, а именно – регулировка колков.
Давайте разберёмся, в каких случаях важная данная настройка.
— покупка новой бюджетной гитары;
— приобретение б/у инструмента;
— ваша гитара уже давно эксплуатируется.
Пройдёмся по каждому из пунктов.
1) Покупая новую, но не очень дорогую гитару, вы должны понимать, что такой инструмент, чаще всего, находиться в «сыром» виде и требует доводки во всём. На дешёвых электрогитарах максимум, что может быть настроенным, так это прогиб анкера.
2) Приобретения подержанного инструмента – дело опасное, можно купить не просто ненастроенную гитару, а инструмент с тысячей невидимых для новичка дефектов.
3) Долгосрочное использование гитары (конечно же, по назначению) со временем приводит к расстраиванию и необходимости замены некоторых деталей, и это нормально.
Так как же регулировать колки?
В этой процедуре нет ничего страшного, если действовать по плану и без резких движений. Все колки оснащены простым и действенным подпружиненным механизмом, который предназначен для блокировки обратного хода. Для того, чтобы настроить плавное вращение колков необходимо с помощью крестовой отвёртки крутить винтики на ручке (на «барашке»). Суть заключается в том, чтобы найти «золотую середину» между их лёгким вращением и достаточным зажимом, чтобы они не шатались. Крутим винтики понемногу, чтобы не сорвать резьбу. Для затягивания колков вращаем отвёртку по часовой стрелке, для ослабления – против часовой.
На колках также присутствуют регулировочные гайки, которые затягивают их, чтобы те не болтались. Для их корректировки нам понадобится обычный ключ на «10» или разводной. С помощью инструмента туго затягиваем гайку, чтобы колки были плотно прижаты к головке грифа (незабываем, что это не танк, поэтому не перестарайтесь). Делаем всё аккуратно, чтобы не испортить резьбу и деревянную поверхность гитары.
Теперь вы знаете, как легко и просто регулируются колки.
Единственное, что хотелось бы добавить: перед тем, как начать крутить колки – снимите струны. Это делается для удобной корректировки, да и при натянутых струнах (из-за натяжения) не понять шатаются колки или нет.
Колки для гитары. Советы по выбору и описание технических деталей по замене колков
Колки для гитары. Общая информация
Колки для гитары – одна из важнейших составных частей этого инструмента. Без них это будет просто кусок дерева, играть на котором будет невозможно. За их состоянием необходимо следить, иначе они перестанут выполнять свою функцию – например, держать строй. Еще обиднее, когда колок ломается – поскольку даже при поломке одного придется менять весь комплект. В данной статье мы подробно расскажем о том, что такое гитарные колки, а также как их выбирать в случае поломки.
Как устроены гитарные колки и для чего они нужны
Колки для гитары представляют собой небольшую машинку для натягивания струн, состоящую из ручки для вращения, нескольких резных деталей и крепления, куда наматывается струна. Когда вы вращаете ручку, то шестерни проворачивают механизм, и таким образом наматывают струну на крепление. Сами по себе они крепятся к голове грифа при помощи шурупов, а также гайки, которая накручивается на лицевую сторону гитарной головы.
Гитарные колки необходимы для удержания натяжения струн в определенном строе. Именно от их качества зависит, насколько хорошо инструмент держит настройку. Если у музыканта появляется проблема, что его гитара быстро расстраивается – в первую очередь проверяют именно колки.
В зависимости от типа головы, гитарные колки могут располагаться как по три в ряд на каждой ее стороне, так и друг за другом сбоку. Первый вариант часто встречается у гитар Gibson, второй – у инструментов фирмы Fender. Первые имеют чуть больший размер, чем вторые.
Типы гитарных колков
Колки для классической гитары
Поскольку натяжение нейлоновых струн меньше, чем у металлических, колки для классической гитары могут иметь пластиковые части – например, из него может быть сделано крепление для намотки струн. Кроме этого, они открыты – то есть, вы можете видеть всю конструкцию колка целиком. Они расположены по обеим сторонам гитарной головы, а ручки для вращения находятся перпендикулярно ей.
Колки для акустической гитары
Поскольку на акустическую гитару наматываются металлические струны, колки для нее должны быть тоже металлическими. Обычно это закрытый тип, в котором вы не видите внутренние механизмы колка. В остальном – способ их крепления и расположение, зависит от модели конкретного инструмента.
Колки для электрогитары
Как и колки для акустической гитары, сделаны из металла и имеют закрытый тип.
Колки для бас-гитары
В отличие от остальных, колки для бас-гитары гораздо больше в размерах. Сделаны из металла. Кроме этого, могут быть как закрытого, так и открытого типа. Ручки для вращения гораздо больше.
Локовые колки
Это особенный тип гитарных колков со специальным механизмом, который запирает струну внутри специального механизма. Благодаря этому вам не обязательно делать витки на креплении, что положительно сказывается на держании строя инструментом. Стоят такие колки дороже обычных. Отличаются наличием специального колесика в своей конструкции.
Колки для безголовых гитар
Особняком стоят специальные колки для безголовых гитар. Колки на них прикреплены напрямую к бриджу и представляют собой особую конструкцию с отверстием под струну.
Конфигурация колков по типу гитарной головы
Разные гитарные головы созданы для разной конфигурации колков. Как уже было сказано, если у гитары колки выстроены по три с каждой стороны – то они будут крупнее, чем те, которые расположены с одной стороны. Это стоит учитывать в случае, если вам потребуется поменять их.
Профилактика гитарных колков
Для того чтобы колки прожили как можно дольше, необходимо регулярно устраивать им профилактику. Если вы регулярно меняете струны – то во время смены проверяйте состояние колков. Чаще всего можно увидеть, что разболталось крепление для витков. Тогда вам нужно затянуть его при помощи специального кольца, расположенного на лицевой стороне грифа.
Кроме этого, возможно, вам понадобится подтянуть винты сзади – если колок удерживается ими. Не забудьте также проверить, нет ли люфта у ручек для вращения. Если есть – подтяните винт, на котором они держатся.
Как выбрать гитарные колки
Выберите схожий с вашими внешний вид
Вместо того чтобы выбирать совершенно другие колки, лучше подобрать те, которые будут выглядеть также, как и ваши. Во-первых, с высокой вероятностью они будут иметь ту же конструкцию, что и ваши. Во-вторых, вам не придется сверлить отверстия под них, и установка будет гораздо проще.
Выберите подходящую конфигурацию
Если же вы все-таки решили установить что-то совершенно новое, то в первую очередь определитесь с конфигурацией. Производители обычно пишут, для каких гитарных голов предназначены колки. Не стоит устанавливать конфигурацию для трех с двух сторон на гитару, где колки расположены в ряд на одной стороне.
Обратите внимание на тип креплений
Существует три типа креплений. Первый – без затяжных винтов. Они легко закрепляются на голове, и для их установки не требуется сверлить дополнительные отверстия и что-то завинчивать.
Второй – с один затяжным винтом, и третий – с несколькими. Тут вам стоит обратить внимание на то, какой тип был установлен у вас до этого, и отталкиваться уже от него.
Соотношение поворота к витку
Это пропорция, которая определяет, сколько раз вам надо полностью провернуть колок, чтобы сделать один виток. Современные модели имеют соотношение либо 14:1, либо 18:1. На бас-гитарах оно может быть 20:1 или 21:1.
Локовый колок или обычный
Как уже было сказано выше, локовые колки более дорогие, однако лучше держат строй, в отличие от обычных. Использовать их – дело вкуса и финансовых возможностей.
Как вставляется струна
Это тоже очень важно. Существует два типа колков. Первый – где струна вставляется в специальное отверстие на крепление и проходит через него. Второй – когда струна направляется как бы внутрь колка, вниз, где фиксируется. Это чисто практическая разница, но ее стоит учитывать при выборе.
Ручки колков
Обратите внимание на материал, из которого сделаны вращательные ручки. Это может быть как металл, так и пластик. Кроме этого, они имеют разный внешний вид. В данном случае разница между ручками исключительно во внешнем виде, и вам стоит выбрать именно те, которые больше нравятся.
Дневник гитариста
Ремонт колка
Довольно забавная история о том, как можно отремонтировать колок, и заодно настроить гитару. Однажды на свой первый урок пришла девочка, и как это обычно бывает, со своей гитарой. Девочка достала инструмент из чехла, и.
Довольно забавная история о том, как можно отремонтировать колок, и заодно настроить гитару. Однажды на свой первый урок пришла девочка, и как это обычно бывает, со своей гитарой. Девочка достала инструмент из чехла, и по его внешнему виду стало ясно, что учиться юной гитаристке будет нелегко. Знаете, опытный взгляд сразу определяет подобные «перспективы». Но когда дело дошло до настройки гитары, то выяснилось, что колок пятой струны, ко всем прочим изъянам, сначала прокручивается, а потом срывается. То есть, добиться стандартной высоты не получалось. И даже не получалось приблизиться хотя бы на расстояние в три тона от стандарта. Чтобы хоть как-то было похоже по высоте на оригинальное звучание гитары. Как известно колки при настройке поворачиваются в определенном направлении. Как нижний ряд – для «тонких» струн, так и верхний ряд – для «толстых» струн. Мои попытки крутить «проблемный» колок ни к чему не приводили. Два-три поворота, щелчок, и струна возвращается в «исходное» состояние. Я задумался. В глазах юной ученицы промелькнула грусть. Такой вариант нас явно не устраивал. И здесь на помощь пришел колоссальный педагогический опыт. С загадочной улыбкой я взялся за рукоятку колка и стал его крутить … в обратную сторону! Через минуту струна была настроена должным образом, колок «отремонтирован»! Девочка счастливо улыбалась! Самое главное, чтобы за дело брался профессионал!
А Вы знаете, как проще простого устранить технические изъяны у гитары? Смотрите любопытную статью Реставрация инструментов (маскировка дефектов)
____________________________________________________________________________
Наши гости часто посещают эти страницы сайта
Гитарная мастерская Дмитрия Болотова
Новая гитара! Круто! Но через день – другой вы замечаете, что крутизна куда-то исчезает. То строй плывёт после пары бэндов, то струны призвякивают, то фон переть начинает. К сожалению от этих и не только проблем, не застрахована ни одна гитара, ни дешёвая, ни очень дорогая. Давайте попробуем разобраться с этими проблемами не прибегая к посторонней помощи. Сразу оговорюсь, что о звуке в целом и проблемах связанных с ним (как то волчки и мёртвые ноты), мы здесь не говорим, об этом будет другая статья. В этой статье речь пойдёт о том, как сделать ваш инструмент более играбильным.Начнём описание проблем с голвы, головы грифа.
Если инструмент совсем новый, то просто подтяните их крепление. Если колки затягиваются сверху гайкой, то подтяните её, если у вас не «герметичные” колки, то подтяните с задней стороны грифа крепёжные шурупы. Со старыми колками всё сложнее. Сейчас я опишу что можно сделать с «герметичными” колками. Первое, на что надо обратить внимание, так это на пластиковую шайбу под бутоном колка. На убитых колках она или сильно изношенная, или её совсем нет.
Без неё о стройном инструменте можно не мечтать. Если все шайбы на месте, то нужно на всякий случай смазать колки. Откручиваем винт который держит бутон, снимаем бутон и шайбы, и капаем вовнутрь пару капель машинного масла.
Шток бутона и шайбы смазываем вазелином и прикручиваем бутон. ВНИМАНИЕ. При затягивании винта бутона не переусердствуйте, т.к. этот винт является регулировочным.
Слегка. подтянули и пробуем, как крутится бутон. Если легко, то ещё подтягиваем. Колок должен крутится с очень не большим усилием.
Хочу сразу оговориться, с дешёвыми китайскими и корейскими колками, проблем всегда будет много. По этому, если вам нравится ваш инструмент и вы не собираетесь с ним расставаться, то лучше замените колки на фирменные (шаллер, гото,). При выборе, руководствуйтесь не только посадочными размерами, но и передаточным числом. Его обычно пишут в таком виде 1:15 или 1:22. Чем выше передаточное число, тем стабильнее будет ваша гитара! С колками разобрались, идём дальше.
а до шестой струны 2 мм. Причём заметьте: расстояние измеряется от порожка до низа струны!
Поднимаем струны если нужно и пробегаем пальцами (играем) по всем ладам, на всех струнах. Если нигде не призвякивает, прыгаем от радости и кричим ура, если где-то звенит, то отпускаем анкер на пол оборота и опять проверяем на наличие звякания струн об лады. Если после нескольких отпусканий анкера, всё равно звенит, то это уже повод потревожить мастера, т.к. это уже серьёзная проблема. О шлифовке ладов я напишу отдельно и мне кажется, что очень мало кому захочется заниматься этим хлопотным и кропотливым делом не имея навыков и должной оснастки.
В этом случае, поможет только оперативное вмешательство! Берём мелкий (бархатный) напильник, прямой и без ручки, заклеиваем голову грифа и деку возле грифа несколькими слоями малярного скотча (если гриф съёмный, то лучше его снять) и плавными, длинными движениями вдоль всего края накладки грифа, под нужным углом спиливаем торчащие лады. После того как напильник начнёт задевать накладку, берём вместо него наждачку №600 и слегка шлифуем всё это безобразие.
Мифы и реальность. Главный миф, о том, что на гитарах с прикрученным грифом, пятка грифа и место под неё на деке, часто ужасно обработаны и вообще, что весь этот узел убивает сустейн. Ну – ну! Через мои руки прошло много гитар и басов, и первое, что я делаю со всеми гитарами – бренчу на них, проверяю, какой у них звук, атака, сустейн. Второе моё действие – я подтягиваю гриф! И тут начинаются чудеса. Обычно при подтяжке, отвёртка делает от пол оборота до полутора оборотов. на всех шурупах держащих гриф. После подтяжки, я снова тестирую инструмент и не нахожу какой либо, хоть немного существенной разницы. Можете попробовать сами. Возьмите отвёртку и попробуйте подтянуть гриф на своей гитаре, и я уверен, что вы будете удивлены тем, что он у вас не затянут. Отсюда отпадают все работы связанные с притиркой этого узла и прочим канифолиньем мозгов!
5) УГОЛ НАКЛОНА ГРИФА ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕКЕ!
Этот угол должен быть отрицательным (ну в крайнем случае 0)! Если угол положительный, то натяжение струн будет слабое и отсюда будут следующие проблемы: слабая атака, не внятная артикуляция, чрезмерно мягкий звук. Так же менять угол наклона грифа приходится если бридж опущен до нельзя, а струны один чорт высоко. Для того, чтоб изменить угол наклона грифа, необходимо проделать следующие действия: ослабляем струны (можно не снимать), откручиваем гриф, под пятку, поперек подкладываем кусочек шпона шириной 10-15 мм, прикручиваем гриф на место. Если нет шпона, то годится плотный картон (электрокартон) или металлическая пластина толщиной 0,5 мм (например из сердечника трансформатора). После того, как прикрутили гриф на место, проверяем и регулируем высоту струн. Если одной подкладухи окажется мало, то подложите ещё! Специально для тех, кто уже прицелился в меня из рогатки, с криком: «Так нельзя. нужно всё пришлифовывать и подгонять детали максимально плотно друг к другу. ”, я отвечу – друзья, а что же вы скажите о дорогих моделях Фендер, в которых на ура применяется система подстройки угла наклона грифа? Неужели по вашему, на фендере работают полные идиоты и убийцы сустейна?
Вот где таится потенциал. Если на вашей гитаре дребезжат открытые струны и регулировка высоты струн над грифом не приносит облегчения, то вам сюда. Часто эта проблема возникает через какое-то время после покупки гитары. Рассмотрим причину этого. Я думаю, все понимают, что анкер удерживает гриф от деформаций лучше всего в середине грифа, а на концах накладки грифа, действия анкера сведено к нулю. Вот и получается, что в районе верхнего порожка, на гриф действует только натяжение струн, которые и гнут его. Получается, что порожек, как-бы совсем чуть-чуть кивает в сторону струн и струны перестают опираться на его внутренний край. Точка опоры смещается к середине порожка и струна начинает звякать об его край.
Тут, опять же требуется оперативное вмешательство. Необходимо пропилить канавки под струны, под бОльшим углом. Делать это нужно очень аккуратно, т.к. велика вероятность пропилить слишком много и тем самым положить струны на первый лад! Делать это нужно твёрдыми движениями от себя к голове грифа, держа натфиль или пилку под одним и тем же углом!
Таким же способом, можно и слегка опустить струны если они слишком высоко над первым ладом.
С бриджем аля Гибсон (тюн-о-матик) всё довольно просто. Подставкой мы можем регулировать высоту струн и мензуру. О том как регулировать мензуру я расскажу позже. Высоту струн регулируют опорными винтами. Против часовой – поднимаем струны, по часовой – опускаем. Бриджем в котором струны крепятся можно регулировать степень натяжения струн и все вытекающие из этого последствия: атаку, сустейн, артикуляцию.
Фиксированные бриджи аля страт и теле рассматривать особо и нечего. Они позволяют только: регулировать мензуру и высоту струн. Некоторые модели, позволяют также изменять систему крепления струн, т.е. «струны сквозь корпус” и «струны на бридже”, тем самым, опять же меняя натяжение струн.
8) ВИНТАЖНОЕ СТРАТОВСКОЕ ТРЕМОЛО!
Шести болтовое винтажное тремоло. Фууууу, скажите вы. А чего фу? Вон Блекмор, играет и хоть бы хны! Но тут, конечно есть огромное НО. Этот парень играет на фирменном инструменте, премиум класса, а у вас китай-нонейм. Так вот, первое что требуется, это заменить пружины с китайских на фирменные (шаллер, гото). Второе, если играете на тонких струнах, то убираем два средних опорных шурупа дабы убрать лишние точки трения.
Если вы играете на толстых струнах, то всё остаётся на месте! Эта конструкция бриджа позволяет регулировать мензуру, высоту струн и то, как это будет работать: т.е. как одностороннее (только на понижение строя), или двухстороннее (понижать и повышать строй). Разговора о том, как заблокировать тремоло, вы от меня не дождётесь, т.к. я убеждён, что всё, что на гитаре есть – должно работать и использоваться (хотя бы раз в год).
Итак, если машинка будет использоваться как односторонняя, то регулируем натяг пружин. Для этого снимаем заднюю крышку, настраиваем гитару в том строе, в каком она будет использоваться и смотрим – лежит машинка всей плоскостью на деке или нет. Ели нет, то натягиваем пружины посредством вкручивания регулировочных шурупов. Делаем оборот на каждом шурупе, подстраиваем гитару и смотрим, легла машинка или нет. Если нет, то ещё по обороту и т.д. Пока не уложите.
Теперь информация для тех, кто хочет работать винтажной машинкой в обе стороны. В этом случае машинка должна быть приподнята над декой в задней части на 2-2,5 мм. Добиться этого, чуть сложнее чем положить машинку. Если машинка лежит на деке, то отпускаем пружины, отвёртывая (против часовой) шурупы. Отпустили на один оборот каждый шуруп, настроили гитару, проверили на сколько поднялась машинка. Если не поднялась совсем или поднялась, но мало, то повторяем операции.
Не большое лирическое отступление: дешёвые колки и работа машинкой (если конечно у вас не флойд) обычно не вяжутся. Специально для этого были придуманы локовые колки, но я конечно понимаю, что такие колки стоят больше чем китайская гитара в целом. По этому один маленький совет для всех: не наматывайте на колок километр струны, достаточно для получения хорошего и стабильного строя, если тонкие струны будут навиты на колке в 3-4 оборота, а толстые в 2 оборота. Также для более стабильного строя на гитарах с тремоло полезно установить роликовый порожек (хотя бы даже китайский),
ну или на худой конец, подложить под струны в прорези верхнего порожке густую смазку (какую – решать вам).
А это информация для тех, кто выбросил кочергу и не собирается пользоваться благами установленного на его гитаре винтажного тремоло. Просто натяните посильнее регулировочные пружины и вы добьётесь эфекта блокировки машинки, что благоприятно скажется на стабильности строя.
Высота струн регулируется с помощью опорных винтов.
Для того, чтоб проверить, строит ли гитара по мензуре, желательно иметь тюнер! Да, я знаю, что особо «ушастые” сейчас презрительно фыркнули, но я повторюсь: тюнер для этого дела незаменим! Начнём!
1. Настраиваем гитару в том строе, в каком вы будете играть.
2. Берём ноту на двенадцатом ладу и смотри, что нам показывает тюнер.Если струна высит, то длину рабочей части струны необходимо увеличить (тянем седло от грифа), если струна низит, то длину рабочей части струны необходимо уменьшить (седло подаём к грифу). Так поступаем со всеми струнами!
11) НАСТРОЙКА ПОЛОЖЕНИЯ ЗВУКОСНИМАТЕЛЕЙ!
Это дело вообще не имеет канонов. Каждый настраивает высоту звучков по своему вкусу. Я называю это «как по кайфу». Приступим.
Кладём гитару на колени, перед этим естественно включив её в аппарат и дёргаем одной рукой первые 2-3 струны, одновременно вкручиваем или выкручиваем регулировочный винт звучка, со стороны дёргаемых струн. Слушаем и как только «поймали кайф» останавливаемся. Переходим на последние 2-3 струны и соответственно к противоположному регулировочному винту. Так поступаем со всеми звучками.